Корабль береговой обороны
Корабли береговой обороны (иногда называемые прибрежными линкорами или кораблями береговой обороны ) представляли собой военные корабли, построенные для береговой обороны, в основном в период с 1860 по 1920 год. Это были небольшие, часто размером с крейсер , военные корабли, которые жертвовали скоростью и дальностью полета ради брони и вооружения. . Обычно они были привлекательны для стран, которые либо не могли позволить себе полноразмерные линкоры , либо могли довольствоваться специально спроектированными мелкосидящими судами, способными вести прибрежные операции вблизи своих берегов. Страны Северной Европы и Таиланд сочли их особенно подходящими для своих прибрежных вод, усеянных островами. Некоторые суда имели ограниченные возможности плавания в открытой воде ; другие действовали в реках .
Корабли береговой обороны отличались от более ранних мониторов более высоким надводным бортом и обычно более высокой скоростью и дополнительным вооружением; на некоторых экземплярах также устанавливались каземированные орудия (мониторные орудия почти всегда находились в башенках). Их размер варьировался от 1500 до 8000 тонн.
Их конструкция и внешний вид часто напоминали миниатюрные линкоры до дредноутов . Таким образом, они имели более тяжелую броню, чем крейсеры или канонерские лодки аналогичного размера, обычно были оснащены основным вооружением из двух или четырех тяжелых и нескольких более легких орудий в башнях или казематах и могли двигаться с более высокой скоростью, чем большинство мониторов. На вооружении они в основном использовались в качестве подвижной береговой артиллерии, а не как инструменты контроля над морем или боевых действий флота, как линкоры морских флотов. Лишь немногие из этих кораблей участвовали в боевых действиях в Первой мировой войне , хотя некоторые участвовали во Второй мировой войне . Последние были списаны в 1970-х годах. [ примечание 1 ]
Военно-морские силы, в состав которых входили корабли береговой обороны в качестве основных кораблей, включали флоты Дании , Эквадора , Финляндии , Нидерландов , Норвегии , Португалии , Швеции , Таиланда и британских колоний Индии и Виктории . Некоторые страны, которые в то или иное время строили, покупали или иным образом приобретали свои собственные крупные корабли на передовой, такие как Аргентина , Австро-Венгрия , Бразилия , Китай , Германия , Россия и Испания , также использовали этот тип военных кораблей. Россия использовала три в Цусимской битве в 1905 году.
Помимо специально построенных кораблей береговой обороны, некоторые флоты использовали в этой роли различные устаревшие корабли. Королевский флот разместил четыре Majestic линкора класса в качестве сторожевых кораблей на Хамбере В начале Первой мировой войны . Точно так же ВМС США в 1919 году переименовали классы «Индиана» и «Айова» в «линкоры береговой обороны». Срок службы таких кораблей, как правило, приближался к концу, и, хотя их обычно считали непригодными для службы на передовой, они все еще были достаточно мощными. для оборонительных обязанностей в резервных ситуациях.
Категоризация
[ редактировать ]Этот тип судна всегда классифицировался в разных странах по-разному из-за договоров, различий в суждениях, касающихся конструкции или предполагаемой роли, а также национальной гордости. В Соединенном Королевстве скандинавские корабли были известны как «корабли береговой обороны». Немцы называли эти корабли Küstenpanzerschiff («прибрежный броненосец»). [ 1 ] Датчане называли свои корабли Kystforsvarsskib («корабль береговой обороны») и Panserskib («броненосный корабль»). В Норвегии их называли пансерскип («броненосец»). Голландцы называли свои корабли Kruiser («крейсер»), Pantserschip («броненосец») или Slagschip («линкор»). Шведский термин для этих кораблей первоначально был 1: класс Pansarbåt («бронекатер 1-го класса»), а затем Pansarskepp («броненосный корабль»). Однако обратите внимание, что немецкие Panzerschiffe класса Deutschland . проектировались не как корабли береговой обороны, а как рейдеры открытого моря
В качестве примера обилия терминов и классификаций, которые часто противоречили друг другу, в издании Jane's Fighting Ships 1938 года шведский Pansarskepp класса Sverige упоминается как линкор.
Шведский Пансарскепп
[ редактировать ]Шведский Pansarskepp был результатом более раннего принятия монитора в Швеции и использовался для аналогичных задач.
Технические детали
[ редактировать ]Pansarskepp , были относительно или Pansarbåt , за заметным исключением Sverige класса небольшими судами с ограниченной скоростью, небольшой осадкой и очень тяжелыми орудиями по сравнению с водоизмещением. Они предназначались для работы в прибрежных водах прибрежной зоны Скандинавии и других стран с мелководным прибрежным морем. Цель состояла в том, чтобы значительно превзойти по вооружению любой океанский военный корабль такой же осадки, что сделало его очень опасным противником для крейсера и смертоносным для чего-либо меньшего. Ограничения в скорости и мореходных качествах были компромиссом из-за тяжелого вооружения. Суда, подобные шведскому Pansarskepp, также строились и эксплуатировались Данией, Норвегией и Финляндией, каждая из которых имела схожие военно-морские требования.
Эффективность
[ редактировать ]Корабли класса Sverige во многом отличались от классических кораблей береговой обороны, имея более тяжелое вооружение, а также лучшую скорость и броню (но при этом они были достаточно малы, чтобы действовать и прятаться на архипелагах и мелководье у Швеции). Основное различие следует отметить в их тактической доктрине и операциях. В отличие от других кораблей береговой обороны, класс «Свериге» составлял ядро традиционной боевой группы открытого моря ( Берегового флота ), действуя с крейсерами, эсминцами , торпедными катерами и воздушной разведкой в соответствии с традиционной тактикой линкоров того времени.
Эта «мини-боевая группа» не собиралась бросать вызов флотам великих держав в сражениях на открытом море, а скорее должна была действовать в качестве защитного щита от агрессии, бросающей вызов шведским интересам и территории. Основываясь на доктрине, согласно которой для того, чтобы бросить вызов другим боевым группам, нужна боевая группа, эти силы намеревались создать проблемное препятствие на ограниченном и мелком пространстве Балтики и Каттегата , где традиционные большие военные корабли будут ограничены очень предсказуемыми моделями движения, подвергая их риску подводных лодок. , быстрые торпедные корабли и минные поля. Было высказано предположение, что корабли класса Sverige были одной из причин, по которой Германия не вторглась в Швецию во время Второй мировой войны. Такое предположение появилось в журнале Warship Magazine Annual 1992 в статье Дэниела Г. Харриса «Корабли береговой обороны класса Sverige». Можно сказать, что это было частично подтверждено в послевоенной публикации немецких тактических приказов и сценариев нападения на Швецию. Подчеркивались проблемы содержания армии в Швеции без превосходства на море, а также указывалось на отсутствие подходящих частей для противостояния шведскому флоту («Станции для боя», Insulander/Olsson, 2001). Подводя итог вопросу эффективности Sverige , вполне вероятно, что, несмотря на хорошее вооружение, они были бы слишком маленькими, медленными и тесными (как с точки зрения обитаемости, так и с точки зрения основных корабельных запасов), а также имели бы недостаточную дальность полета, чтобы адекватно действовать против любого традиционного линейного крейсера или линкора в сценарий «голубой воды»; однако при правильном использовании в своих водах и в оборонительной ситуации они, вероятно, представляли бы серьезную проблему для любого агрессора.
Голландские броненосные корабли
[ редактировать ]Голландцы использовали свои броненосные корабли главным образом для защиты своих интересов за рубежом, в частности своих колониальных владений в Вест-Индии (острова Нидерландских Антильских островов ) и Ост-Индии (в первую очередь, современной Индонезии ). По этой причине корабли должны были быть способны к дальнему плаванию, обеспечению артиллерийской поддержки при проведении десантных операций , а также перевозке необходимых в этих операциях войск и техники. В то же время эти корабли должны были быть достаточно хорошо вооружены и бронированы, чтобы противостоять современным броненосным крейсерам Императорского флота Японии (наиболее вероятному противнику Нидерландов на Тихом океане ), и поэтому они должны были действовать как мини-линкоры, а не как мини-линкоры. чем строго как суда береговой обороны.
Последний голландский пантершип , HNLMS De Zeven Provinciën , был построен в 1909 году в качестве временной меры, в то время как голландское адмиралтейство и правительство обдумывали амбициозный план флота, включающий несколько линкоров-дредноутов . Эти амбиции так и не были реализованы из-за начала Первой мировой войны . Вторая мировая война положила конец аналогичному проекту по получению быстрых крупных кораблей в конце 1930-х годов при помощи Германии.
Перед Второй мировой войной голландцы передали всем уцелевшим панцершепенам второстепенные обязанности. Державы Оси , захватившие часть кораблей после завоевания Нидерландов , переоборудовали несколько из этих кораблей в плавучие зенитные батареи, а некоторые впоследствии использовали в качестве блок-кораблей .
Операторы
[ редактировать ]Военно-морские силы следующих стран в какой-то момент имели корабли береговой обороны.
Аргентина
[ редактировать ]- Серебряный класс (1874)
- свободы Класс (1890)
Австро-Венгрия
[ редактировать ]- монарха Класс (1895 г.)
Бразилия
[ редактировать ]- Баррозу
- Бразилия
- Лима Баррос
- Рио-де-Жанейро
- Баия
- Сильвадо
- Мариса и Барроса Класс (1866)
- Кабрала Класс (1866 г.)
- 7 сентября (1874 г.)
- Джавари Класс (1874 г.)
- маршала Деодоро Класс (1898 г.)
Китай
[ редактировать ]- Пинъюань (1888)
Дания
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]- Panssarilaiva Корабли типа Вяйнямёйнен (1931 г.)
- Ильмаринен
- Вяйнямёйнен - передан Советскому Союзу в качестве репарационного корабля в 1947 году, служил в ВМФ СССР до 1966 года.
Франция
[ редактировать ]- Бык
- Онондага
- Цербер
- Гром
- Шторм
- Громовой
- Яростный
- Вальми Класс 6476 тонн. [ 4 ]
- Бувин Класс 6681 тонна. [ 4 ]
- Адмирал Треуар (1893 г.) - вязание 1922 г. [ 4 ]
- Бувин (1892 г.) - поражен в 1920 г. [ 4 ]
- Генрих IV
Германия
[ редактировать ]- Зигфрида Класс (1890)
- Одина Класс (1896 г.)
Индия
[ редактировать ]- Цербера Класс (1870 г.)
Британская колония Виктория
[ редактировать ]Мексика
[ редактировать ]- Деодоро Класс (1898 г.)
- ARM Anáhuac - приобретен у Бразилии в 1924 году.
Нидерланды
[ редактировать ]- Эвертсена Класс (1894 г.)
- королевы-регента Класс (1900)
- HNLMS Мартен Харперцун Тромп
- HNLMS Джейкоб Ван Хемскерк
- HNLMS Семь провинций
Норвегия
[ редактировать ]- Торденшельда Класс (1897 г.)
- Эйдсвольда Класс (1899 г.)
- Бьёргвин Класс (1914 г.) - оба корабля были реквизированы Королевским флотом во время Первой мировой войны, когда находились в стадии строительства, достроены и служили мониторами HMS Glatton и HMS Gorgon.
Россия
[ редактировать ]- Uragan class (1865)
- Класс «Новгород» (1874 г.) - позже реклассифицирован в «бронированные корабли береговой обороны».
- Admiral Ushakov class (1895)
- Admiral Ushakov
- Адмирал Сенявин
- Генерал-адмирал граф Апраксин - захвачен Японией в 1905 году, до 1922 года служил в Императорском флоте Японии.
Швеция
[ редактировать ]- Свеа класс (1886)
- Одена Класс (1896 г.)
- Смелость (1900)
- чести Класс (1902)
- Оскар II (1905)
- Шведский класс (1917)
Таиланд
[ редактировать ]- Раттанакосиндры Класс
- Ратанакосин
- Сукхотай
- Тонбури Класс (1938)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ HSwMS Gustaf V списан в 1970 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альберт Рёр: Справочник по истории военно-морского флота Германии . Издатель Герхард Столлинг. Ольденбург/Гамбург 1963. с. 161
- ^ «Ден Датская бригада, 1947 год» . milhist.dk . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ «Ден Датская бригада, 1947 год» . milhist.dk . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шено, Роджер и Колесник, Юджин (ред.) «Все боевые корабли мира» Конвея, 1860–1905 гг . Конвей Мэритайм Пресс, 1979. ISBN 0-8317-0302-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с кораблями береговой обороны , на Викискладе?