Корабль береговой обороны России «Генерал-адмирал Апраксин».
Русский береговой броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» , ставший впоследствии японским «Окиносимой».
| |
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Генерал-адмирал Апраксин |
Строитель | Новый Адмиралтейский завод , Санкт-Петербург , Россия |
Заложен | 24 октября 1894 г. |
Запущен | 12 мая 1896 г. |
Введен в эксплуатацию | 1899 |
пораженный | 28 мая 1905 г. |
Судьба | Военный приз Японии |
Япония | |
Имя | Окиносима |
Приобретенный | 1905 |
Введен в эксплуатацию | 6 июня 1905 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 апреля 1922 г. |
пораженный | 1924 |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Admiral Ushakov -class coastal defense ship |
Смещение | 4165 тонн (нормальный); 4270 тонн (макс.) |
Длина | 80,62 м (264,5 футов) по ватерлинии |
Луч | 15,85 м (52,0 фута) |
Черновик | 5,18 м (17,0 футов) |
Движение | Двухвальная паровая машина ВТЭ мощностью 6000 л.с. (4470 кВт); 4 котла |
Скорость | 15 узлов (28 км/ч) |
Диапазон |
|
Дополнить | 406 |
Вооружение | Как построено:
В роли Окиносимы:
|
Броня |
Генерал-адмирал Апраксин ( русский : Генералъ-Адмиралъ Апраксинъ ), иногда транслитерируемый как Апраксин , был членом «Адмирал Ушаков» типа кораблей береговой обороны Императорского Российского Флота . Она была названа в честь генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина , первого командующего Балтийским флотом России . Он был одним из восьми русских линкоров до дредноута, захваченных Императорским флотом Японии во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Впоследствии она служила в японском флоте под названием «Окиносима» ( 沖ノ島 ) , пока не была снята со службы в 1922 году.
У него было всего три орудия (одна орудийная башня на корме, как показано на фотографии) вместо однотипных кораблей , которые были оснащены четырьмя орудиями.
Русский сервис
[ редактировать ]В ноябре 1899 года, вскоре после поступления на вооружение Балтийского флота, генерал-адмирал Апраксин сел на мель на острове Гогланд в Финском заливе . Была надежда, что корабль удастся спасти, поскольку аналогичный инцидент в 1897 году стоил российскому флоту еще одного линкора « Гангут» . Экипажу генерал-адмирала Апраксина было приказано оставаться на борту, чтобы поддерживать корабль, насколько это возможно, когда Залив замерз на зиму.
По рекомендации пионера радио А. С. Попова команда корабля установила на острове радиостанцию для поддержания связи со штабом флота в Кронштадте (через станцию в Кюми в январе 1900 года, после нескольких недель задержки, контр-адмиралу Зиновию Рожественскому ). Тем временем руководить спасательными операциями было поручено . Результаты посадки на мель были таковы, что попытка отбуксировать генерал-адмирала Апраксина , скорее всего, оставила бы его непоправимым и подвергнувшимся опасности затонуть, и вместо этого Рожественский нанял гражданскую горнодобывающую корпорацию для удаления камней, удерживающих генерал-адмирала Апраксина, с помощью небольших зарядов взрывчатки. В спасательных работах помогал ледокол «Ермак» . Рожественский поначалу сомневался в полезности «Ермака» , но она доказала свою ценность в ходе операции, успешно завершившейся в первой половине мая. После генерал-адмирала Апраксина ее отбуксировали обратно в Кронштадт для необходимого ремонта. освобождения [1]
Позже «Генерал-адмирал Апраксин» и два его однотипных корабля , «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин», были переклассифицированы в корабли береговой обороны .
Русско-японская война
[ редактировать ]Три корабля Ушакова были отклонены для включения во Вторую Тихоокеанскую эскадру, собранную адмиралом Рожественским для усиления существующей русской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, после начала русско-японской войны , поскольку Рожественский считал, что они непригодны для такой экстремальной операции на открытой воде. . [2] Тем не менее, все трое были выбраны в состав Третьей Тихоокеанской эскадры адмирала Небогатова , которая впоследствии была отправлена для подкрепления Рожественского в его путешествии на Дальний Восток после политической агитации, последовавшей за его отъездом. Две русские эскадры наконец встретились и соединились в заливе Камрань после похода, который стал известен как «Путешествие проклятых», и оттуда Рожественский взял курс через Южно-Китайское море к Корейскому проливу , где они были обнаружены японцами. .
В результате Цусимского сражения (27–28 мая 1905 г.) три корабля пережили первую фазу боя вечером 27 мая во многом благодаря тому, что японцы сосредоточили свои усилия на современных линкорах Рожественского (сосредоточенных в Первой и Второй дивизиях). русской эскадры) и их последующее почти полное уничтожение оставили русский флот в клочья. Третья дивизия Небогатова в основном смогла держаться вместе в течение ночи, хотя Апраксина « однотипный корабль Адмирал Ушаков» отклонился от строя и был потоплен японскими торпедами . Утром 28 мая выжившие русские были окружены, казалось бы, неповрежденными японскими войсками, и Небогатов сдался. Так, Апраксин и адмирал Сенявин были захвачены в качестве военных призов . [3]
Японский сервис
[ редактировать ]Адмирал Сенявин стал «Мисимой» , а генерал-адмирал Апраксин был зачислен в состав Императорского флота Японии в качестве корабля береговой обороны 2-го класса «Окиносима» . Окиносима была названа в честь небольшого острова Мунаката в префектуре Фукуока , на котором находится знаменитый синтоистский храм, а также географически близко к месту Цусимской битвы. Окиносима сохранила свои первоначальные три 10-дюймовых орудия 45 калибра, шесть 6-дюймовых орудий Armstrong Z 40 калибра и две 47-мм пушки. [4]
Окиносима входила в состав Второго японского флота в начале Первой мировой войны , участвуя в битве при Циндао против небольшого количества немецких кораблей, оставленных фон Шпее адмирала восточноазиатской эскадрой .
1 апреля 1921 года «Окиносима» была переклассифицирована в тендер по подводным лодкам . «Окиносима» была выведена из эксплуатации 1 апреля 1922 года, использовалась в качестве учебного корабля для морской пехоты Сасебо , пострадала в 1924 году и была продана как памятник в 1925 году «Комитету по сохранению военных реликвий битвы на Японском море», который планировал превратить ее в корабль. Мемориальный корабль, расположенный в Цуядзаки, Фукуока , в честь победы японцев в Цусимской битве . Корабль сел на мель, был серьезно поврежден во время шторма и списан в 1939 году.
Линкор «Окиносима» не следует путать с войны на Тихом океане времен заградителем одноименным минным .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Константин Плешаков, Последняя царская армада , стр. 50-51.
- ^ Капитан Питер Хор, Линкоры , с. 115.
- ^ Эрик Гроув, Действия большого флота , стр. 29-45.
- ^ Йентшура, Хансгеорг (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Янг, Дитер, Микель, Питер. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 13–14 . ISBN 9780870218934 . ОСЛК 3273325 .
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, РА. Японские линкоры, 1897–1945 гг .
- Гиббонс, Тони. Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров .
- Гроув, Эрик (1998). Действия большого флота . Лондон: Брокгемптон Пресс.
- Хор, Питер (2005). Линкоры . издательства Anness Publishing Ltd. ISBN 0-7548-1407-6 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпический поход на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-05792-6 .
- Шенкинг, Дж. Чарльз (2005). Волны: политика, пропаганда и появление Императорского флота Японии, 1868–1922 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4977-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с генерал-адмиралом Апраксиным (корабль, 1899 г.) на Викискладе?
- Нишида, Хироши (2002). «Приз броненосным кораблям Русско-Японской войны» . Материалы Императорского флота Японии .