HSwMS Оден
![]() Оден
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Оден |
Тезка | Оден |
Строитель | Верфь Bergsund Finnboda, Стокгольм |
Расходы | шведских крон 3 194 000 |
Заложен | 1894 |
Запущен | 9 марта 1896 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 июня 1897 г. |
Не работает | 16 июля 1937 г. |
Судьба | Расставание , 1943 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Оден » класса Корабль береговой обороны |
Смещение | 3600 т (3500 длинных тонн ) ( нормальный ) |
Длина | 84,78 м (278 футов 2 дюйма) ( шир .) |
Луч | 14,77 м (48 футов 5 дюймов) |
Черновик | 5,6 м (18 футов 4 дюйма) (макс.) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Диапазон | 2500 миль (4600 км; 2900 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 239 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HSwMS Оден [ Примечание 1 ] был головным кораблем класса «Оден» типа первоклассных кораблей береговой обороны ( Pansarskeppen ), построенных для ВМС Швеции . Корабль был вооружен двумя 25-см (9,8 дюйма) орудиями, предоставленными французским производителем Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée . Судно было спущено на воду в 1896 году и впервые было модернизировано дополнительными 12-см (4,7 дюйма) орудиями после того, как сел на мель в 1901 году. В 1913 году военный корабль случайно затопил канонерскую лодку «Урд» и в следующем году был выведен из эксплуатации для установки новых котлов. и модернизированное вооружение. Наиболее примечательно то, что во время этой реконструкции была установлена одна воронка вместо двух, которые были особенностью корабля с самого начала. Оден был уволен с фронтовой службы в 1937 году и расформирован в 1943 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
«Оден» был ведущим кораблем «Оден» класса береговой обороны , развитием более раннего «Свеа» класса , оснащенного тем же основным вооружением на более крупном корпусе. Хотя последующие «Ниорд» и «Тор» различались в деталях, эти три судна считаются представителями одного класса. [ 1 ] Поскольку все суда были названы в честь персонажей скандинавской мифологии , корабли также известны как мифологический класс. [ 2 ]
Оден имел общую длину 86,3 м (283 фута 2 дюйма) и 84,78 м (278 футов 2 дюйма) по ватерлинии , ширину 14,77 м (48 футов 5 дюймов) и максимальную осадку 5,6 м (18 футов 4 дюйма). в). Водоизмещение составляло 3600 тонн (3500 длинных тонн) в нормальном режиме и 3775 тонн (3715 длинных тонн) при полной загрузке . Мощность обеспечивалась шестицилиндровыми котлами, подающими пар на два комплекта паровых двигателей тройного расширения , номинальной мощностью 5330 лошадиных сил (3970 кВт) с приводом на два вала , что обеспечивало расчетную скорость 15 узлов (28 км/ч ; 17 миль в час ). [ 2 ] Во время ходовых испытаний 25 мая 1897 года «Оден» достиг скорости 15,54 узла (28,78 км/ч; 17,88 миль в час) при заявленной мощности 3887,67 л.с. (2899,04 кВт), а 25 сентября при работе с принудительной осадкой судно достигло 16,82. узлов (31,15 км/ч; 19,36 миль в час). [ 3 ] две воронки Были установлены корабле было рядовых 239 офицеров и . На . [ 2 ] Была перевезена полная загрузка в 280 длинных тонн (280 т) угля , что давало расчетную дальность полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ] После реконструкции в 1915 году вместимость угля была увеличена до 300 длинных тонн (300 т), что дало расчетную дальность полета 2530 морских миль (4690 км; 2910 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час), а состав увеличился. до 254 офицеров и рядовых. [ 5 ]
Вооружение состояло из двух одиночных орудий Кане 25 см (9,8 дюйма) M1894 B, установленных в башнях корабля по центральной линии , одна в носовой части, другая в кормовой . Каждое из орудий весило 27,715 длинных тонн (28,160 т). Оружие имело фактический калибр 25,4 см (10,0 дюйма) и было произведено компанией Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée во Франции, поскольку в Швеции не было мощностей для производства оружия такого размера. [ 2 ] Они могли стрелять снарядом массой 200 кг (450 фунтов) с начальной скоростью 720 м/с (2362 фута/с). В установке, получившей обозначение М1894, использовалась электрическая подготовка и ручной подъем . [ 6 ] Вспомогательное вооружение первоначально состояло из четырех Bofors 12-см (4,7 дюйма) орудий , установленных отдельно в казематах на миделе корабля и способных производить от 3 до 8 выстрелов в минуту при начальной скорости 740 м/с (2400 футов/с). Корабль также был вооружен четырьмя одиночными орудиями «Бофорс» калибра 5,7 см (2,2 дюйма) в казематах и двумя 8-мм (0,3 дюйма) орудиями, установленными на боевой мачте. по одному 25-мм (1,0 дюйма) пулемету На каждом из двух паровых шлюпов имелся был установлен один подводный торпедный аппарат . В носовой части диаметром 45 см (17,7 дюйма) . диаметром 90 см (35 дюймов) . четыре прожектора Имелись [ 2 ]
Броня включала бронепояс толщиной 243 мм (9,6 дюйма) и высотой 1,48 м (4 фута 10,3 дюйма). Основное вооружение защищали барбеты толщиной 247 мм (9,7 дюйма) и башни толщиной 200 мм (7,9 дюйма) с крышей толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Вспомогательное вооружение располагалось на барбетах, защищенных 100-мм (3,9 дюйма) броней, башни имели толщину лицевой стороны 125 мм (4,9 дюйма), бортов толщиной 60 мм (2,4 дюйма) и крыши 48 мм (1,9 дюйма). Броня казематов имела толщину 91 мм (3,6 дюйма). Боевая рубка была защищена броней толщиной 247 мм (9,7 дюйма), а броня толщиной 49 мм (1,9 дюйма) защищала палубу и помещения, в которых размещались рулевой механизм и торпеды. Самую толстую броню предоставила компания Schneider-Creusot, а оставшуюся часть — Bofors. [ 2 ] Никель -сталь производила компания Domnarvet . [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Оден» , названный в честь скандинавского бога , был заказан на верфи Bergsund Finnboda в Стокгольме , назван 6 октября 1894 года и заложен в том же году. Конструкция была изменена 11 октября 1895 года, когда кормовую боевую мачту заменили деревянной балкой с сигнальной мачтой. Спущенный на воду 9 марта 1896 года корабль в следующем году был выставлен на Всеобщей выставке искусства и промышленности в Стокгольме, а затем был введен в эксплуатацию 8 июня 1897 года. Общая стоимость постройки составила 3 194 000 шведских крон . [ 2 ] 11 августа 1898 года судно привело флотилию кораблей, в которую входили также корабли береговой обороны «Свеа» и «Туле» в Копенгаген . Находясь там, флотилия принимала Кристиана IX , наследного принца Фредерика , принца Греции Георга и других членов королевской семьи, которые вернулись в Карлскруну 19 августа. [ 8 ]
Принимая участие в учениях возле Сандхамна 17 сентября 1901 года вместе с другими кораблями шведского флота , «Оден» сел на мель. Быстрые действия экипажа следовавшего за ним однотипного корабля «Тор» едва позволили избежать сговора. Несмотря на это, повреждения корпуса и торпедных аппаратов корабля привели к тому, что Оден вернулся в Стокгольм для ремонта. [ 9 ] 6 декабря были выделены средства на модернизацию вооружения корабля одновременно с завершением ремонта: дополнительная пара 12-см (4,7 дюйма) орудий заменила два 5,7-см (2,2 дюйма) казематных орудия и были размещены дополнительные четыре одиночных орудия калибра 5,7 см (2,2 дюйма) на надстройке . В следующем году военный корабль представлял Швецию на коронационном ревю Эдуарда VII в Спитхеде . [ 10 ] С 6 июля по 30 сентября 1903 года корабль ходил в Ларвик . [ 8 ]
20 февраля 1904 года Оден был ненадолго активирован в ответ на действия Императорского флота России во время русско-японской войны, но никаких действий не последовало. [ 11 ] В период с 19 по 24 августа 1906 года судно присоединилось к родственному кораблю «Ньорд» и другим кораблям шведского флота, чтобы принять британскую крейсерскую эскадру под командованием адмирала Дэя Бозанкета в Гетеборге . [ 12 ] 22 августа 1913 года Оден нанес удар по канонерской лодке «Урд» , действовавшей возле Хвена на маневрах. [ 13 ] Урд выступал в качестве корабля-мишени для корабля береговой обороны, испытывающего торпеды недалеко от маяка на Хвене, но ограниченная дальность действия оружия и примитивные дальномеры, установленные на более крупном корабле, означали, что корабли недооценили расстояние между ними. Канонерская лодка затонула, но никто не погиб. [ 14 ]

Корабль был выведен из эксплуатации и перестроен в Карлскруне в период с 1914 по 1915 год. [ 15 ] Боевая мачта была заменена трехногой мачтой гораздо меньшего размера, а две воронки - одной. Остальные 5,7-см (2,2 дюйма) орудия, установленные на казематах, были сняты, а установленные на надстройке модернизированы. Были сняты пулеметы и торпедные аппараты и установлены новые котлы, что улучшило характеристики. Оден возобновил службу и на короткое время оказал поддержку нейтралитету Швеции в Первой мировой войне . [ 4 ] После перемирия 11 ноября 1918 года корабль был выведен в резерв . [ 16 ] Попытки продать судно на металлолом не увенчались успехом. [ 17 ] В 1920-х годах у ВМФ были планы перестроить корабль береговой обороны в авианосец, но вместо этого был переоборудован более новый Dristigheten . 16 июля 1937 года «Оден» был выведен из эксплуатации и переведен в Лагеф , или склад, в Карлскруне. В 1941 году было решено, что корабль больше не нужен. [ 18 ] Оден ушел на пенсию и распался два года спустя. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «HSwMS» здесь означает « Корабль Его/Ее Величества ».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл 1979 , с. 361.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Флекс 1997 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Вестерлунд 1992 , с. 92.
- ^ Паркс и Прендергаст 1969 , с. 380.
- ^ Фридман 2011 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б «Длинные путешествия и международные визиты шведских военных кораблей в период с 1784 по 2005 год» [Длинные путешествия и международные визиты шведских военных кораблей в период с 1837 по 2005 год]. www.alvsnabben.se (на шведском языке). Река быстрая . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Броненосный корабль «Оден» на мели» [Броненосный корабль «Оден» на мели]. Хельсингборгский дагблад . нет. 256. 23 сентября 1901. с. 4.
- ^ Флекс 1997 , стр. 10–11.
- ^ «Шведская военно-морская и военная деятельность». Таймс . № 37323. 22 февраля 1904 г. с. 6.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 38094. 9 августа 1906 г. с. 3.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 38094. 23 августа 1913 г. с. 3.
- ^ Инсуландер и Олссон 2001 , стр. 48–56.
- ^ фон Хофстен, Варнберг и Олссон 2003 , стр. 116.
- ^ Гард и Беккер 1966 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис 1996 , с. 16.
- ^ Флекс 1997 , с. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Швеция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 360–363. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Флекс, Адам (1997). From Svea To Drottning Victoria [ От Свеа до Дроттнинг Виктория ] (на польском языке). Тарновские Горы: Военные корабли. ISBN 978-8-39022-748-1 . OCLC 401825394 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гард, Бертиль; Беккер, Уильям А.Б. (1966). «Корабли скандинавской береговой обороны: Часть I – Швеция» . Военный корабль Интернешнл . 3 (2): 130–139. JSTOR 44885673 .
- Харрис, Дэниел Г. (1996). «Шведские броненосные корабли береговой обороны». Военный корабль (XX): 9–24.
- фон Хофстен, Густав; Варнберг, Ян; Олссон, Курт С. (2003). Военные корабли: шведские моторные корабли под трехязычным флагом [ Военно-морские корабли: шведские моторные корабли под трехязычным флагом ] (на шведском языке). Стокгольм: Шведская военно-историческая библ. в сотрудничестве с Маринлиттератур. ISBN 978-9-19731-873-0 .
- Инсуландер, Пер; Олссон, Курт С. (2001). Бронированные корабли: От Джона Эрикссона до Густава V [ Бронированные корабли: От Джона Эрикссона до Густава V ] (на шведском языке) (1-е изд.). Фалькенберг: CB Marinlitteratur AB. ISBN 978-9-19731-872-3 .
- Управление военно-морской разведки (июль 1900 г.). Заметки о военно-морском прогрессе . Общая информация Серия: Информация из-за рубежа. Вашингтон: Государственная типография.
- Паркс, Оскар; Прендергаст, Морис (1969). Боевые корабли Джейн, 1919 год . Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз. OCLC 907574860 .
- Вестерлунд, Карл-Эрик (1992). Шведские военные корабли 1855–1905 гг. [ Шведские военные корабли 1855–1905 гг .] (на шведском языке). Карлскруна: Абрахамсон. ISBN 978-9-18707-213-0 .