Русский монитор Новгород
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2022 г. ) |
![]() Масштабная модель Новгорода в том виде, в котором он появился после 1875 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | Петр Великий |
Преемник | Vitse-admiral Popov |
Построен | 1871–1874 |
В эксплуатации | 1874–1903 |
Завершенный | 1 |
Списано | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Новгород |
Тезка | Новгород |
Строитель | Новоадмиралтейский завод , Санкт-Петербург |
Расходы | 2 830 000 рублей (без учета вооружения) |
Заложен | 29 декабря 1871 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 2 июня 1873 г. |
Завершенный | 1874 |
Выведен из эксплуатации | 1 мая 1903 г. |
реклассифицирован | Броненосец береговой обороны , 13 февраля 1892 г. |
пораженный | 3 июля 1903 г. |
Судьба | Продан на металлолом , декабрь 1911 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Монитор |
Смещение | 2491 длинная тонна (2531 т) |
Длина | 101 фут (30,8 м) |
Луч | 101 фут (30,8 м) |
Черновик | 13 футов 6 дюймов (4,1 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 6 валов, 6 паровых машин смешанного расширения. |
Скорость | 6,5 узлов (12,0 км/ч; 7,5 миль в час) |
Диапазон | 480 морских миль (890 км; 550 миль) на полной скорости |
Дополнить | 151 офицер и член экипажа |
Вооружение | 2 28 cm L/20 M67 (11 дюймов) нарезных дульнозарядных орудия |
Броня |
Новгород ( русский : Новгород ) — монитор, построенный для Императорского флота России в 1870-х годах. Это был один из самых необычных военных кораблей, когда-либо построенных, и до сих пор сохранившийся в популярных военно-морских мифах как один из худших военных кораблей, когда-либо построенных. Однако более взвешенная оценка показывает, что он был относительно эффективен в своей предназначенной для него роли корабля береговой обороны . Корпус был круглым, чтобы уменьшить осадку , позволяя кораблю нести гораздо больше брони и более тяжелое вооружение, чем другие корабли того же размера. «Новгород» сыграл второстепенную роль в русско-турецкой войне береговой обороны. 1877–1878 годов и в 1892 году был переклассифицирован в броненосец Корабль был выведен из эксплуатации в 1903 году и использовался как склад, пока не был продан на металлолом в 1911 году.
Фон
[ редактировать ]В 1868 году шотландский кораблестроитель Джон Элдер опубликовал статью, в которой утверждал, что расширение ширины корабля уменьшит площадь, которую необходимо защищать, и позволит ему нести более толстую броню и более тяжелые и мощные орудия по сравнению с кораблем с более узким корпусом. луч, как это было типичной практикой того времени. Кроме того, такой корабль будет иметь меньшую осадку, и для достижения скорости обычного корабля потребуется лишь умеренное увеличение мощности. Сэр Эдвард Рид , тогдашний директор военно-морского строительства Королевского флота , согласился с выводами Элдера. Контр-адмирал Императорского российского флота Андрей Александрович Попов еще больше расширил концепцию Элдера, расширив корабль так, что он стал фактически круглым, и сделал конструкцию плоскодонной, в отличие от выпуклого корпуса Элдера, чтобы минимизировать его осадку. [ 1 ]
Попов проектировал Новгород с учетом требований 1869 года по защите Днепровско-Бугского лимана и Керченского пролива . Требовалось четыре очень тяжелобронированных корабля осадкой 11 футов (3,4 м) и вооруженных 11-дюймовыми (279-мм) нарезными орудиями, общая стоимость программы для которых не должна была превышать четырех миллионов рублей . массой 2100 тонн (2100 т) «Чародейка» типа Монитор отвечал всем требованиям, за исключением того, что его вооружение было недостаточно мощным, поэтому генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич в конце декабря 1869 года выбрал круглую конструкцию Попова. Модель была построена с круглый корпус и хорошо показал себя во время испытаний на Балтийском море в Санкт-Петербурге в апреле 1870 года; Когда царь Александр II получил отчеты об испытаниях, он прозвал корабль «поповкой» — уменьшительной формой имени конструктора. [ 2 ]
Попов представил несколько проектов генерал-адмиралу, который выбрал самый крупный из них для корабля водоизмещением 7 июня 6054 длинных тонны (6151 т), диаметром 151 фут (46,0 м) и вооруженного четырьмя 11-дюймовыми орудиями. Стоимость этого броненосца оценивалась в 4,14 миллиона рублей, что превышает общую стоимость всей программы, и Попову пришлось сократить проект. 24 октября царь утвердил проект корабля диаметром 96 футов (29,3 м), вооруженного двумя 11-дюймовыми орудиями и защищенного 12-дюймовой (305-мм) броней. Стоимость программы оценивалась в 1,94 миллиона рублей за корабль, а общая стоимость программы, включая модернизацию верфей, составила 8,5 миллиона рублей. Для дальнейших испытаний в 1871 году была построена «Камбала» ( «Камбала» ), круглый корабль диаметром 24 фута (7,3 м). Оснащенная двумя двигателями общей мощностью 3360 номинальных лошадиных сил , ее испытания тем летом были признаны успешными. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]
Во время строительства проект Попова был изменен путем добавления деревянной и медной обшивки для уменьшения биообрастания , что увеличило Новгорода диаметр до 101 фута (30,8 м). Он имел максимальную осадку 13 футов 6 дюймов (4,1 м) и водоизмещение 2491 длинную тонну (2531 т) при нормальной нагрузке. Высота надводного борта составляла всего 18 дюймов (46 см), а палуба изгибалась вверх к орудийному барбету в центре. Корабль имел небронированную надстройку перед барбетом, в которой размещалась часть кают экипажа. Несмотря на первоначальные опасения по поводу его мореходных качеств, «Новгород» представлял собой устойчивую артиллерийскую платформу и имел легкий крен , который редко превышал 7–8 °. Ее обтекаемая форма корпуса означала, что она теряла скорость в плохую погоду и однажды в 1877 году потеряла ход во время шторма силой восемь баллов . В некоторых условиях корабль мог наклониться настолько, чтобы поднять гребные винты из воды. Самым большим недостатком формы ее корпуса было то, что она сильно ограничивала способность руля поворачивать корабль, маскируя большую часть потока воды, так что на полный оборот требовалось 40–45 минут, и корабль был практически неуправляемым. сильный шторм. Было принято решение использовать двигатели для рулевого управления и оставить руль направления неподвижным, хотя это снизило скорость корабля. У нее был экипаж из 151 офицера и рейтинги . [ 4 ]
Корабль имел шесть горизонтальных паровых двигателей сложного расширения, построенных Baird Works , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, использующий пар, вырабатываемый восемью цилиндрическими котлами . Двигатели выдавали в общей сложности 3360 лошадиных сил (2510 кВт), что обеспечивало скорость около 6,5 узлов (12,0 км/ч; 7,5 миль в час). Новгородская двигательная установка на протяжении всей ее жизни оказывалась проблемной из- за дефектов изготовления и некачественных материалов. Ее тупая форма корпуса не способствовала эффективному пропариванию, и она оказалась огромным потребителем угля, поскольку ее грузоподъемность в 200 длинных тонн (200 т) давала дальность полета только 480 морских миль (890 км; 550 миль) на полной скорости. На протяжении всей ее карьеры на корабле были проблемы с вентиляцией, несмотря на то, что позже над центральным люком барбета был установлен большой вентиляционный колпак. [ 5 ]
«Новгород» был вооружен двумя 28 cm L/20 M67 . 279 мм (11 дюймов) калибра Это было нарезное дульнозарядное орудие и длиной 20 калибров. Орудия могли пробить броню толщиной 11 дюймов на расстоянии 800 ярдов (730 м); их снаряды массой 489 фунтов (222 кг) имели начальную скорость 1290 футов в секунду (392 м/с). Скорострельность у них была очень низкой, примерно один выстрел каждые 10 минут. Орудия устанавливались на отдельных вращающихся поворотных платформах, которые могли перемещаться независимо или сцепляться вместе. Каждому проигрывателю требовалось около двух-трех минут, чтобы повернуться на 180 °. Артиллерийские испытания в ноябре 1874 г. показали, что замки вертушек слишком слабы; настолько, что отдача орудия могла заставить их вращаться, что привело к устойчивому мифу о том, что весь корабль вращается при выстреле из орудия. Усиление замков решило проблему, но миф сохранился. [ 6 ]
Защита
[ редактировать ]Корабль имел ватерлинию из кованого железа , которая полностью закрывала корпус и простиралась от 18 дюймов (457 мм) над ватерлинией до 4 футов 6 дюймов (1,4 м) под ней. Броня состояла из двух полос , каждая высотой 3 фута (0,9 м). Верхние пластины имели толщину 9 дюймов (229 мм), нижние — 7 дюймов (178 мм). Броня опиралась на 9-дюймовый тик, усиленный взаимосвязанными швеллерами . Военно-морской флот считал эту подкладку эквивалентной еще 2 дюймам (51 мм) брони. Новгород был первым русским броненосцем, разместившим свое вооружение в барбетовой установке. Он имел высоту 7 футов (2 м) и был построен так же, как и верхняя часть пояса. [ 7 ]
Закругленная палуба была защищена бронёй толщиной 2,75 дюйма (70 мм), состоящей из трёх слоев пластин толщиной от 0,75 до 1 дюйма (от 19 до 25 мм). Нижняя часть труб и основание светового люка машинного отделения имели броневые листы толщиной 6 дюймов (152 мм). [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
положивший Парижский договор, конец Крымской войне 1854–1856 годов, ограничивал Императорский российский флот только шестью 800-тонными (810-тонными) корветами на Черном море , поэтому царская верфь в Севастополе была сдана в аренду Русской пароходно-торговой компании. . Это означало, что любые броненосцы, построенные для эксплуатации на Черном море, должны были быть построены в Санкт-Петербурге , разобраны, а затем отправлены в порт для повторной сборки. Был выбран давно бездействующий объект в Николаеве , и военно-морской флот начал заказывать в Великобритании машины и инструменты для переоборудования верфи в 1870 году, когда Россия аннулировала эти положения договора. [ 9 ]
Временный стапель был построен на Новом Адмиралтейском заводе в январе 1871 года. [ 10 ] и строительство Новгорода , названного в честь города , [ 11 ] начался 13 апреля. Благодаря использованию двух смен для ускорения строительства корпус был завершен к 29 декабря, когда состоялась официальная церемония закладки киля. В течение двух недель его разобрали, и 2 апреля 1872 года в Николаев прибыла первая партия деталей. Обратная сборка началась на специально подготовленном стапеле через восемь дней. Поскольку железной дороги между Санкт-Петербургом и Николаевом не было, комплектующие пришлось доставлять по железной дороге в Одессу , где их перегружали на речные баржи и пароходы. Котлы были слишком большими, и их пришлось доставлять грузовым судном из Балтийского моря в Одессу для перевалки. Строительство было отложено из-за поздней поставки запчастей и отсутствия опыта у рабочей силы; Наконец корабль был спущен на воду 2 июня 1873 года в присутствии великого князя Константина Николаевича. Орудия « Новгорода » были установлены в сентябре, и в следующем году он поступил на вооружение по цене 2 830 000 рублей . [ 12 ]

Зимой 1873–74 гг. В кормовой части барбета была построена небольшая надстройка, а поверх нее - закрытая рулевая рубка . [ почему? ] Кроме того, форма носовой надстройки была изменена так, что она нависала над носовой частью, и выступающие крылья мостика были добавлены телескопическая стрела для лонжеронной торпеды . Тогда же была установлена . В 1875 году корабль зашел в порт Таганрога и принял сэра Эдварда Рида во время круиза вдоль побережья Крыма в октябре того же года. Во время русско-турецкой войны он был направлен на оборону Одессы, а его вооружение было усилено парой 4-фунтовых 3,4-дюймовых (86-мм) орудий, установленных на кормовой надстройке для защиты от торпедных катеров . Эти орудия выпустили снаряд массой 12,7 фунта (5,74 кг) с начальной скоростью 2154 футов в секунду (657 м/с) на дальность 3602 ярда (3294 м). За это время военно-морской флот осознал, что внешние двигатели корабля мало влияют на его скорость, а поскольку паропроизводительность недостаточна для всех его двигателей, внешние двигатели были сняты в 1876–1877 годах. Это снизило общую мощность « Новгорода » до 2000 л.с. (1500 кВт), а скорость — примерно до 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час). [ 13 ]
После войны корабль совершил круиз в румынский город Сулина на Дунае и получил бронированные крышки для люка в машинном отделении и центрального люка-барбета для защиты от огня с высоты. [ 13 ] В июле 1879 года он сел на мель у Одессы и получил повреждения. [ 14 ] Новгород находился в Севастополе на протяжении 1880-х годов и каждое лето совершал короткие круизы. Отремонтированные котлы она получила от вице-адмирала Попова после того, как этот корабль был переоборудован в 1883 году. 13 февраля 1892 года он был переклассифицирован в броненосец береговой обороны, к этому времени его вооружение было увеличено двумя 37-миллиметровыми (1,5 дюйма) быстроходными пулеметами . стрельба из пятиствольной револьверной пушки Гочкиса . Эти орудия имели дальность стрельбы 3038 ярдов (2778 м) и скорострельность 32 выстрела в минуту. К следующему году ее корпус и оборудование были в плохом состоянии. Корабль был передан в утилизацию Николаевскому портовому начальству 1 мая 1903 года и исключен из списков флота 3 июля, после чего использовался как складское судно . Новгород предлагался для продажи Болгарии в 1908 году, но предложение не было принято. В декабре 1911 года корабль был продан на металлолом. [ 13 ]
Мифы и реальность
[ редактировать ]
В своей книге « Худшие военные корабли мира » военно-морской историк Энтони Престон так охарактеризовал поповки:
Но в других отношениях они потерпели печальную неудачу. Они были слишком медленными, чтобы остановить течение Днепра, и управлять ими оказалось очень трудно. На практике выстрел даже одного орудия приводил к тому, что они выходили из-под контроля, и даже вращение некоторых из шести винтов в разные стороны не позволяло удержать корабль на правильном курсе. Не смогли они справиться и с суровой погодой, часто встречающейся на Черном море. Они были склонны к быстрому перекатыванию и качке в любых условиях, кроме простого штиля, и не могли прицеливаться или заряжать свое оружие в таких обстоятельствах. [ 15 ]
Конструкция этих кораблей была очень спорной, когда они строились в 1870-х годах, и многие статьи были опубликованы в газетах того времени сторонниками и недоброжелателями, а затем подхвачены историками. В одном из таких отчетов, опубликованном в 1875 году, утверждалось, что Новгород совершил неконтролируемый поворот на Днепре. [ 16 ] у корабля были реверсированы двигатели с одного борта а Рид, описывая случай, когда во время круиза по Севастопольской бухте , писал: «Круговая форма настолько чрезвычайно благоприятна для такого рода маневренности, что « Новгород» легко может вращаться вокруг своего центра со скоростью от этого быстро кружится голова. Тем не менее, ее можно быстро остановить и, при необходимости, повернуть вспять ее вращательное движение». [ 17 ] Кажется вероятным, что два процитированных выше отчета были объединены в историю, изложенную Фредом Т. Джейном : «В пробном походе они ( Новгород и вице-адмирал Попов ) очень хорошо прошли вверх по Днепру на некоторое расстояние, пока не затем повернулись, чтобы удалиться, затем течение подхватило их, и они были унесены в море, беспомощно кружась, и каждая душа на борту была беспомощно выведена из строя из-за головокружения». [ 17 ] Другие критические замечания, высказанные Престоном, обсуждались ранее, и мнение военно-морского историка Стивена Маклафлина является разумной оценкой этих кораблей:
В конечном счете «поповки» оказались относительно эффективными судами береговой обороны; конечно, их сочетание вооружения и брони могло быть перенесено только на обычном корабле с гораздо большей осадкой. Их недостатки – а недостатки у них, безусловно, были – были преувеличены критиками, как в России, так и за рубежом, и оставили в наследство истории о неуправляемых кораблях, спроектированных некомпетентными людьми. [ 18 ]
Подробный обзор русских круглых броненосцев был сделан Роффи в 1974 году с фотографиями и информацией, доступными на тот момент. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, стр. 111, 117–18, 123, 125.
- ^ Маклафлин, стр. 111, 118.
- ^ Маклафлин, стр. 111, 114.
- ^ Маклафлин, стр. 118–19.
- ^ Маклафлин, стр. 118, 121–23.
- ^ Маклафлин, стр. 119–20, 124.
- ^ Маклафлин, стр. 120–21.
- ^ Маклафлин, с. 121
- ^ Маклафлин, стр. 110–11.
- ^ Маклафлин, с. 114
- ^ Сильверстоун, с. 379
- ^ Маклафлин, стр. 114, 116–17.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, стр. 119–20, 122–23, 125.
- ^ «Сводка утренних новостей». Газета Пэлл-Мэлл . № 4487. Лондон. 10 июля 1879 г.
- ^ Престон, стр. 27–28.
- ^ Маклафлин, с. 123
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Маклафлину, с. 124
- ^ Маклафлин, с. 125
- ^ Роффи, стр. 218-239.
Библиография
[ редактировать ]- Маклафлин, Стивен (2014). «Российские круговые броненосцы: Поповки ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Конвей. стр. 110–126. ISBN 978-1-84486-276-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-754-6 .
- Роффи, Клиффорд Джордж (1974). «Поповки». В Warship International, том 11, № 3, стр. 218–239, ISSN 0043–0374.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Новгородом (корабль, 1873 г.) на Викискладе?