Русский броненосец Петр Великий
![]() Литография Петра Великого 1893 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Petr Velikiy |
Тезка | Петр Великий |
Оператор | Императорский Российский Флот |
Строитель | Судостроительный завод «Галерный остров» , Санкт-Петербург |
Расходы | более 5,5 миллионов рублей |
Заложен | 23 июля 1870 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 27 августа 1872 г. |
Выведен из эксплуатации | 21 мая 1921 г. |
В эксплуатации | 14 октября 1876 г. |
Переименован |
|
реклассифицирован |
|
пораженный | 18 апреля 1959 г. |
Судьба | Списан после апреля 1959 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Корабль-башня |
Смещение | 10 406 длинных тонн (10 573 т ) |
Длина | 333 фута 8 дюймов (101,7 м) |
Луч | 63 фута (19,2 м) |
Черновик | 24 фута 9 дюймов (7,5 м) (рассчитано) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 вала; 2 шатунно-паровые машины с горизонтальным возвратом |
Скорость | около 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Диапазон | 2900 морских миль (5400 км; 3300 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 24 офицера и 417 членов экипажа. |
Вооружение |
|
Броня |
|
Петр Великий ( русский : Пётр Великий — Петр Великий ) — броненосный башенный корабль, построенный для Императорского российского флота в 1870-х годах. корабль совершил круиз по Средиземному морю Ее двигатели и котлы были неисправны, но не были заменены до 1881 года . После их установки , а затем вернулся на Балтийский флот , где оставался до конца своей карьеры. Она не участвовала, как и весь Балтийский флот, в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. К концу 1890-х годов «Петр Великий» был признан устаревшим, но переоборудовать его в учебный артиллерийский корабль было приказано только в 1903 году.
Русско -японская война 1904–1905 годов замедлила его реконструкцию, и корабль был достроен только в 1908 году. Большую часть Первой мировой войны он провел в качестве учебного корабля, хотя стал кораблём-базой для подводных лодок в 1917 году . Петр Великий находился в Хельсинки. в марте 1918 года, когда Брест-Литовский договор требовал от Советов эвакуировать свою военно-морскую базу в Хельсинки или интернировать свои корабли новой независимой Финляндией , хотя Финский залив все еще был покрыт льдом. Корабль достиг Кронштадта в апреле 1918 года и был затоплен 21 мая 1921 года. Он оставался на вооружении Советского Союза, выполняя различные второстепенные роли, пока в 1959 году его окончательно не исключили из списка ВМФ и впоследствии сдали на слом .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Свое начало «Петр Великий» положил визит американского двухбашенного монитора USS «Миантономо» в Кронштадт в августе 1866 года, вдохновивший контр-адмирала А. А. Попова представить эскизный проект брустверного монитора с низким надводным бортом и полным набором парусов и мачт. . Он планировал, что корабль будет действовать как гибридный монитор-крейсер, способный атаковать вражеские корабли и угрожать его портам. Проект был одобрен Морским техническим комитетом ( технический Морской комитет ), и к сентябрю 1867 года был подготовлен рабочий проект. Он был рассмотрен 20 февраля 1868 года, и подачу угля было приказано увеличить с четырех до пяти дней». пропаривание, что заставило пересмотреть конструкцию с учетом дополнительного угля. Этот измененный проект был одобрен Комитетом 26 января 1869 года, но даже после этого были внесены дополнительные изменения. В мае Попов предложил добавить небольшую надстройку перед бруствером для улучшения мореходности и нависающую бортовую броню, которая использовалась на мониторах во время Гражданской войны в США. . Оба изменения были одобрены 19 июня 1869 года, хотя водоизмещение корабля постоянно увеличивалось с 7496 длинных тонн (7616 т) проекта 1867 года до 9462 длинных тонн (9614 т) проекта июня 1869 года. [ 1 ]
Строительство корабля, получившего теперь название Kreiser (Крейсер) , началось еще до утверждения проекта, однако изменения в проект продолжали вноситься. Мачты и такелаж были удалены, предположительно, вскоре после гибели британского мачтового башенного корабля HMS Captain во время шторма 7 сентября 1870 года, хотя точная дата неизвестна. Решение между тараном и телескопическими лонжеронными торпедами в носовой части корабля было принято только в ноябре 1870 года. Визит британского военно-морского архитектора Эдварда Рида в июне 1871 года вызвал изменения в конструкции бруствера. Его толщина была увеличена с 12 дюймов (305 мм) до 14 дюймов (356 мм) и расширена по бортам корабля в соответствии с предложениями Рида. [ 2 ] Крейзер был переименован в Петр Великий 11 июня 1872 года, в честь двухсотлетия со дня рождения Петра Великого . [ 3 ]
Петр Великий имел длину 329 футов 8 дюймов (100,5 м) по ватерлинии и общую длину 333 фута 8 дюймов (101,7 м) с шириной 63 фута 1 дюйм (19,2 м) и расчетной осадкой 24 фута 9 дюймов (7,5 м). м). Его завершенное водоизмещение составляло 10 406 длинных тонн (10 573 т), что почти на 500 длинных тонн (508 т) больше, чем проектное водоизмещение в 9 665 длинных тонн (9 820 т). [ 4 ]
Корпус корабля подразделялся на одну центральную продольную, девять поперечных и две крыльевые водонепроницаемые переборки и имел полное двойное дно. Петр Великий имел высокий метацентрический рост — 8 футов 8 дюймов (2,64 м). Несмотря на то, что он был бойким катером , он считался сносным морским судном, хотя вода заливала пространство между орудийными башнями и палубой всякий раз, когда море захлестывало его бак . [ 5 ]
Движение
[ редактировать ]Петр Великий имел две трехцилиндровые шатунно-паровые машины с горизонтальным возвратом , приводившие каждый в движение один гребной винт. Пар обеспечивался 12 котлами прямоугольной формы с рабочим давлением 2,45 атм (248 кПа ; 36 фунтов на квадратный дюйм ). Двигатели были рассчитаны на общую мощность 9000 лошадиных сил (6700 кВт), что обеспечивало кораблю максимальную скорость около 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час). Корабль перевозил максимум 1213 длинных тонн (1232 т) угля, что давало ему экономичный запас хода в 2900 морских миль (5400 км; 3300 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 6 ]
Машина была построена фирмой Baird Works за 1 019 000 рублей , но оказалась неисправной. В котлах использовался некачественный металл, а в трубопроводах были обнаружены множественные трещины и разрывы. Трещины были также обнаружены в цилиндрах двигателя, которые Бэрд пытался заделать, а затем зашпаклевать. Бэрд был вынужден заменить почти все трубопроводы к маю 1877 года, но во время новой серии ходовых испытаний в следующем месяце корабль достиг скорости лишь 11,8 узла (21,9 км/ч; 13,6 миль в час). Воронка эффекта была поднята примерно на 20 футов (6,1 м) в попытке улучшить тягу котла, а . зимой 1877–78 годов к команде корабля были добавлены 24 кочегара, но ни то, ни другое не дало особого [ 7 ]
Вооружение
[ редактировать ]Четыре дульнозарядные гладкоствольные 20-дюймовые (508-мм) пушки, созданные на основе американской конструкции Родмана , изначально задумывались как основное вооружение Петра Великого , но на русских произвела впечатление демонстрация новой пушки Круппа 28-сантиметровой (11-дюймовой) . ) нарезное ружье. Они закупили несколько орудий напрямую, а также лицензию на производство, и 20-го калибра вместо 20-дюймовых орудий было выбрано увеличенное 12-дюймовое орудие . Чтобы сделать орудийные порты орудий, как можно меньшими, гидравлические механизмы башни поднимали и опускали цапфы а не их дульные сопла. Они имели максимальную высоту +12,5 ° и максимальную депрессию -2,5 °. Это дало орудиям дальность действия около 5800 ярдов (5300 м) на максимальной высоте. Орудийные башни были типа Coles и весили 360 длинных тонн (366 т) каждая. Приводимые в движение паровыми двигателями, они могли совершить полный оборот на 360° за одну минуту, хотя угол обстрела у них составлял всего 310°. После выстрела орудия откатывались в башни, а это означало, что в башню выбрасывалось большое количество порохового дыма. Чтобы решить эту проблему, в крышах башен были установлены вентиляторы. Машины корабля заполнили почти весь бруствер, что заставило главное орудие магазины от башен к концам корабля, что усложняло организацию пополнения запасов боеприпасов для этих орудий. Хотя некоторые снаряды хранились в бруствере, большинство из них не хранились, и, вероятно, это замедлило бы устойчивую скорострельность корабля в длительном бою. [ 8 ]
Ряд источников, в том числе Кэмпбелл, утверждают, что корабль получил ряд трещин во время стрельбы из орудий, находясь во льду зимой 1877–1878 годов, но этот инцидент не может быть подтвержден русскоязычными источниками. [ 9 ] Маклафлин считает, что любой подобный инцидент был бы упомянут, если бы он произошел, поскольку в остальном такие источники совершенно откровенно говорят о недостатках корабля. [ 10 ]
противоторпедного катера Вооружение « Петр Великий» состояло из шести четырехфунтовых (3,4-дюймовых (86-мм)) орудий, четырех установленных на мостике , двух на корме и двух Пальмкранца однофунтовых (1-дюймовых) орудий . 25 мм)) Гатлинга типа Пулеметы . две телескопические лонжеронные торпеды В носовой части устанавливались ; один установлен на высоте 6 футов (1,8 м) ниже ватерлинии, а другой - на высоте 8 футов (2,4 м). Они не убирались до конца в корпус, лишняя длина шарнирно откидывалась вверх и крепилась к носовой части. По одной лонжеронной торпеде крепилась с каждого борта корабля на стреле длиной 70 футов (21 м), которая выдвигалась до тех пор, пока не оказалась под углом 90° к борту корабля. Кроме того, в кормовой части корабля были установлены две буксируемые торпеды «Харви». Хотя «Петр Великий» не был достаточно маневренным, чтобы в полной мере использовать это оружие, оно было серьезным сдерживающим фактором для других кораблей, пытающихся таранить. [ 11 ]
Броня
[ редактировать ]
У Петра Великого был полный ватерлинийный пояс из кованого железа , импортированный у компании Charles Cammell & Co. из Шеффилда , Англия, который должен был простираться на 3–5 футов (0,9–1,5 м) ниже ватерлинии при расчетном водоизмещении. Толщина пояса составляла 14 дюймов для средних 160 футов (49 м) корабля, но постепенно уменьшалась до 8 дюймов (203 мм) на носу и 9 дюймов (229 мм) на корме. Он был подкреплен несколькими слоями тика и железа, что, как считалось, эквивалентно еще 3 дюймам (76 мм) брони. Бруствер также имел толщину 14 дюймов, хотя изогнутые части на конце бруствера представляли собой составную броню Хьюза, поскольку очень толстые пластины нельзя было легко согнуть. Составная броня состояла из двух 7-дюймовых (178-мм) пластин, разделенных слоем тика. Этот тип брони также использовался для защиты орудийных башен. корабля За бруствером палуба была бронирована тремя 1-дюймовыми пластинами из мягкой стали. Палубная защита над редутом имела толщину либо 2,5 дюйма (64 мм), либо три дюйма: источники различаются. [ 6 ]
Услуга
[ редактировать ]«Петр Великий» был построен на государственной верфи «Остров Галерный» в Санкт-Петербурге . Строительство началось 1 июня 1869 года, хотя его киль был заложен только 23 июля 1870 года. Спущенный на воду 27 августа 1872 года, он вступил в строй Балтийского флота 14 октября 1876 года. миллион рублей. Две 9-дюймовые минометы были установлены на ее квартердеке во время паники с Великобританией во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, но в 1880 году они были сняты, так и не использовавшись в бою. два шпангоута для запуска Уайтхеда , но они оказались неэффективными. торпед В том же году к бортам корабля были добавлены [ 12 ]
Ее оригинальное оборудование оказалось неудовлетворительным, и Baird Works лишилась выплаты 254 000 рублей в качестве штрафа. Императорский российский флот начал расследование замены корабельного оборудования в 1878 году, и , наконец был подписан контракт с компанией John Elder & Co. в октябре 1880 года в Глазго, Шотландия , основанный на положительном опыте военно-морского флота в строительстве императорской яхты. Ливадия . Корабль прибыл на шотландскую верфь только 14 июля 1881 года и переоборудовался до февраля 1882 года. Новые вертикальные составные паровые машины и двенадцать цилиндрических котлов с рабочим давлением 70 фунтов на квадратный дюйм (483 кПа ; 5 кгс / см). 2 ) заменил оригинальное неисправное оборудование. Лонжеронные торпеды в носовой части были заменены подводными торпедными аппаратами для торпед Уайтхеда, также были заменены гребные винты и рули направления. Ее воронка также была уменьшена до исходной высоты. 4 февраля 1882 года Петр Великий провел ходовые испытания своей новой техники и достиг скорости 14,36 узлов (26,59 км / ч; 16,53 миль в час) при мощности двигателя 8 296 лошадиных сил (6 186 кВт). Новый двигатель и котлы были немного легче своих предшественников, и водоизмещение корабля теперь составило 10 105 длинных тонн (10 267 т). [ 3 ]
Сразу после ходовых испытаний корабль отправился в круиз по Средиземному морю из Шотландии. Прежде чем быть отозванным, Петр Великий посетил порты Алжира , Афин , Корфу , Неаполя , Специи и Тулона . Она посетила Кадис , Лиссабон , Брест и Шербур прибыла в Кронштадт , прежде чем 12 сентября . Корабль оставался в Балтийском море до конца своей карьеры, и его легкое вооружение несколько раз модифицировали. В 1880-х годах ее задние 4-фунтовые орудия были заменены двумя 44-миллиметровыми (1,7 дюйма) пушками Энгстрема а две другие на мостике были перенесены на крышу передней башни. Котлы Петра Великого были заменены в 1892 году, и к середине 1890-х годов на корабле было установлено по две 4-фунтовые пушки на каждой башне, шесть 47-миллиметровых (1,9 дюйма) 5-ствольных револьверных орудий Гочкиса на мостике и четыре 37-миллиметровых пушки. (1,5 дюйма) Пистолеты Гочкиса. [ 3 ]

Петра Великого к концу 1890-х годов считали устаревшим и был сделан ряд предложений по ее реконструкции. Самая сложная схема предполагала подъем башен на 7 футов 6 дюймов (2,3 м) и строительство нового броневого каземата между башнями и палубой с шестью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. Существующие 14- и 12-дюймовые броневые листы из кованого железа будут заменены стальными пластинами Круппа толщиной 8 дюймов (203 мм) и 7 дюймов (178 мм) соответственно. Несмотря на экономию 1000 длинных тонн (1016 т) за счет замены более легкой стальной брони на кованое железо, водоизмещение корабля увеличилось бы на 674 длинных тонны (685 т), а его осадка увеличилась бы примерно на 12 дюймов. Этот план был одобрен, хотя и с очень низким приоритетом, и в октябре 1898 года с него сняли башни, но больше ничего сделано не было. 11 июня 1903 года Ф. К. Авелан адмирал военно-морской министр приказал переоборудовать его в учебный артиллерийский корабль. [ 13 ]
Новый проект был утвержден 2 февраля 1904 года, хотя Балтийский завод в Санкт-Петербурге уже начал распиловку корабля до причальной палубы. Бортовая броня была снята и построена совершенно новая надстройка . Котлы были заменены двенадцатью жаротрубными котлами , десятью отремонтированными с императорской яхты «Полярная звезда» и двумя новыми. Новые котлы подавали достаточно пара только для того, чтобы обеспечить двигателям заявленную мощность 5500 лошадиных сил (4100 кВт), хотя для выхлопа пришлось добавить вторую воронку. Две мачты были дополнены боевыми топами . корабля Теперь только боевая рубка была защищена броневыми листами толщиной 4 дюйма (102 мм). [ 14 ] Вооружение было практически полностью заменено четырьмя 8-дюймовыми орудиями калибра 50, установленными в барбетах на верхней палубе, спонсонированными по бортам корабля, и шестью 6-дюймовыми орудиями 45-го калибра, установленными в небронированных казематах по каждому борту корабля. корабль. [ 9 ] Вооружение противоторпедного катера теперь состояло из двенадцати 75-миллиметровых (3,0 дюйма), четырех 57-миллиметровых (2,2 дюйма), восьми 47-миллиметровых и двух 37-миллиметровых орудий. [ 14 ]
Начало Русско-японской войны 1904–1905 годов, почти сразу после утверждения его проекта, означало, что работы над ним замедлились и возобновились только в начале 1907 года. Корабль был завершен в следующем году. В результате реконструкции Петр Великий теперь имел общую длину 321 фут 10 дюймов (98,09 м), ширину 62 фута 4 дюйма (19,0 м) и максимальную осадку 26 футов 7 дюймов (8,1 м). Его водоизмещение теперь составляло 9790 длинных тонн (9947 т), что почти на 400 длинных тонн (406 т) легче, чем ее модифицированное водоизмещение в 10 105 длинных тонн. Ее максимальная скорость теперь составляла 12,9 узлов (23,9 км/ч; 14,8 миль в час), и она перевозила 714 длинных тонн (725 т) угля. Это дало дальность действия 1500 морских миль (2800 км; 1700 миль).
После ее окончания Петр Великий был направлен в Учебный артиллерийский отряд до 1917 года. [ 3 ] Ряд источников сообщает, что Советы переименовали ее в Республиканец (республиканец) или в Баррикаду (Баррикада). [ 9 ] [ 15 ] [ 16 ] но это не подтверждается источниками после холодной войны, использованными Маклафлином. В том же году он был назначен кораблём для подводных лодок в Кронштадте, а затем в Хельсинки. 1918 года Брест-Литовский договор требовал, чтобы Советы эвакуировали свою военно-морскую базу в Хельсинки в марте 1918 года или интернировали свои корабли недавно обретшей независимость Финляндией - даже несмотря на то, что Финский залив все еще был покрыт льдом. Петр Великий достиг Кронштадта в апреле в так называемом «Ледяном путешествии» . Корабль был затоплен 21 мая 1921 года и использовался для хранения мин . Ее переименовали в Блокшив Nr. 1 (Халк 1) 4 декабря 1923 г., [ 17 ] и сел на мель на мелководье из-за осеннего наводнения 16 октября 1925 года. [ 18 ] Его не снимали с мели и не ремонтировали до 5 октября 1927 года. 1 января 1932 года он был переименован в Блокшив Nr. 4 и БШ-3 16 мая 1949 года, к тому времени он использовался как казарменный корабль в Кронштадте. Корабль потерпел аварию 18 апреля 1959 года и впоследствии сдан на слом. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, стр. 2–4.
- ^ Маклафлин, стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин, с. 10
- ^ Маклафлин, с. 1
- ^ Маклафлин, стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 1, 8.
- ^ Маклафлин, стр. 8–9.
- ^ Маклафлин, с. 6
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, с. 177
- ^ Маклафлин, стр. 6–7.
- ^ Маклафлин, стр. 7–8.
- ^ Маклафлин, стр. 1, 6, 10.
- ^ Маклафлин, стр. 153–54.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 154–55.
- ^ Уоттс, с. 30
- ^ Сильверстоун, с. 381
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 10–11.
- ^ Chernyshev, Alexander Alekseevich (2012). Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв [ They died without a fight. Catastrophes of Russian ships of the XVIII-XX centuries ] (in Russian). Veche. Archived from the original on 2022-08-19 . Retrieved 2021-11-19 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Петром Великим (корабль, 1872 г.) на Викискладе?
- Статья на русском языке
- Английская статья