Чарльз Бэрд (инженер)
Чарльз Бэрд | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 20 декабря 1766 г. |
Умер | 10 декабря 1843 г. | (76 лет)
Национальность | шотландский |
Занятие | Инженер |

Чарльз Бэрд (20 декабря 1766 – 10 декабря 1843) был шотландским инженером, сыгравшим важную роль в промышленной и деловой жизни Санкт-Петербурга XIX века . Его компания специализировалась на паровом оборудовании и создала первый в России пароход.
Биография
[ редактировать ]Чарльз родился в Вестертоне, Боткеннар, Стерлингшир , на ферме, принадлежащей семье Гаскойн, и был одним из девяти детей Никола Бэрда, который позже стал сборщиком пошлин, а затем руководителем работ на канале Форт и Клайд . Первоначально он получил имя Гаскойн Бэрд в январе 1767 года. Его младший брат Хью Бэрд также стал инженером. Чарльз Бэрд начал свою трудовую жизнь в 1782 году подмастерьем на металлургическом заводе Каррон недалеко от Фолкерка .
К 19 годам Бэрд занимал руководящую должность в оружейном отделе, а в 1786 году сопровождал управляющего компанией Carron Чарльза Гаскойна , сына семьи владельца, в Россию для основания Александровского оружейного завода в Петрозаводске и литейного завода по производству пушечных ядер. в Кронштадте . Гаскойна пригласил в Россию Сэмюэл Грейг , шотландец, адмирал российского военно-морского флота.
Гаскойн Бэрд стал известен как Чарльз Бэрд, возможно, чтобы избежать путаницы с Чарльзом Гаскойном, и в феврале 1792 года церковные власти Шотландии официально санкционировали смену имени на Чарльз Бэрд. В 1792 году Бэрд вступил в партнерство с Фрэнсисом Морганом, на дочери Софии он женился в июне 1794 года. Их предприятие в Санкт-Петербурге стало известно как Baird Works ( русский язык : Завод Берда ) и специализировалось на производстве паровых машин. техника. Он поставлял оборудование для Императорского Арсенала , Монетного двора и стекольных заводов, а также реализовал ряд проектов — от строительства мостов до декоративных металлических изделий. У Бэрда также был сахарный завод, на котором использовался его собственный инновационный метод очистки.
Компания Baird Works отвечала за постройку «Елизавета» первого российского парохода , спущенного на воду в 1815 году, и этот ранний старт дал им десятилетнюю монополию на пароходные маршруты из Санкт-Петербурга, включая рейс «Елизаветы» в Кронштадт. У них были свои собственные пристани , и газета «Санкт-Петербург Таймс» сообщила, что Бэрд помог «создать великое промышленное королевство на Неве , известное сегодня как Адмиралтейские верфи (Адмиралтейские верфи), судостроительная компания». [ 1 ] Baird's поставлял металлоконструкции для нескольких мостов, в том числе первого чугунного арочного моста в России (1805 г.), а с 1820-х годов - подвесных мостов, спроектированных Вильгельмом фон Трайттером, таких как Почтовый мост через реку Мойку . Компания также работала с архитектором Огюстом де Монферраном над Александровской колонной и Исаакиевским собором и отвечала за технические аспекты дизайна купола собора.
бизнесом управляли русские крепостные По словам Джеймса Нэсмита, , некоторые из которых были чрезвычайно искусны в тонкой декоративной работе по металлу . [ 2 ] Бэрд пригласил других инженеров из Шотландии работать с ним: его сын Фрэнсис и племянник Уильям Хэндисайд внесли важный вклад, а Фрэнсис продолжил работу Baird Works после смерти своего отца. Хэндисайд возглавил работу фирмы с Монферраном, а другой племянник, Никол Хью Бэрд, проведший несколько лет в Санкт-Петербурге, позже стал известным канадским инженером. Другие братья Хэндисайд приехали работать в Россию, в том числе Эндрю Хэндисайд . Младший брат Чарльза Хью Бэрд был проектировщиком канала Эдинбург и Глазго Юнион .
Чарльз Бэрд был известен как своими деловыми навыками, так и техническими способностями, а его достижения были признаны как в Великобритании, так и в России. В 1841 году он был избран в Институт инженеров-строителей и за многочисленные почести, которые он получил, получил титул кавалера Святого Владимира . Он умер 10 декабря 1843 года и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Роберт Уильям Реннисон, Т. Кокс, Биографический словарь инженеров-строителей Великобритании и Ирландии, Том 1 (Лондон, 2002 г.) ISBN 0-7277-2939-X
- Оксфордский национальный биографический словарь
- Джеймс Нэсмит, Автобиография (1885); Глава 17.
- Каррон Воркс
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тулупенко, Юрий (22 октября 2002 г.). «Великобритания и Санкт-Петербург, река британской истории, течет глубоко в городе» . «Санкт-Петербург Таймс» . Санкт-Петербург. Архивировано из оригинала 13 февраля 2005 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Автобиография
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мемуары покойного Чарльза Бэрда, эсквайра, из Санкт-Петербурга, и его сына, покойного Фрэнсиса Бэрда, эсквайра, из Санкт-Петербурга и дома 4, Куинс-Гейт, Лондон (Лондон, 1867)]
- Русские железные мосты до 1850 года (Общество Ньюкомена, 1982)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1766 рождений
- 1843 смерти
- шотландские инженеры-строители
- шотландские бизнесмены
- Кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени.
- Люди из Фолкерка (муниципальный район)
- Шотландские инженеры XVIII века
- Шотландские инженеры XIX века
- Шотландские изобретатели XIX века
- Британские эмигранты в Российской империи