Jump to content

HMS Капитан (1869 г.)

Капитан HMS
HMS Captain
История
Великобритания
Заказал Ноябрь 1866 г.
Строитель Братья Лэрд , Биркенхед
Заложен 30 января 1867 г.
Запущен 27 марта 1869 г.
Введен в эксплуатацию Апрель 1870 г.
Судьба затонул; 7 сентября 1870 г.
Общие характеристики [1]
Смещение
  • В соответствии с проектом : 6960 длинных тонн (7070 т).
  • В состоянии постройки : 7767 длинных тонн (7892 т).
Длина 320 футов (97,54 м) стр.
Луч 53 фута 3 дюйма (16,23 м)
Черновик 24 фута 10 дюймов (7,57 м)
Движение
План паруса Судовая установка: 37 990 кв. футов (3529 м ). 2 ) паруса (макс.)
Скорость 15,25 узлов (28,24 км/ч; 17,55 миль в час) (сила пара)
Дополнить 500 членов экипажа и офицеров
Вооружение
Броня
  • Ремень: 4–8 дюймов (100–200 мм)
  • Револьверы: 9–10 дюймов (230–250 мм)
  • 7 дюймов (180 мм)

HMS Captain был крупным военным кораблем, построенным для Королевского флота как получастное предприятие после спора между проектировщиком и Адмиралтейством. С кованой броней, паровой силовой установкой и главной батареей, установленной во вращающихся бронированных башнях , корабль на первый взгляд был весьма инновационным и грозным. Однако неудачная конструкция и изменения конструкции привели к тому, что судно стало слишком тяжелым и в конечном итоге нестабильным . С точки зрения мореходных качеств он был сопоставим с башенным кораблем с более высоким надводным бортом HMS Monarch , но его уменьшенный надводный борт добавлял ощущения «медлительности». [2] Капитан . перевернулся в сильном волнении всего через пять месяцев после ввода в строй, унеся жизни почти 500 человек [3]

Плот « Леди Нэнси» послужил источником вдохновения для капитана . дизайна

Историю капитана можно проследить до Крымской войны и событий британского капитана Каупера Фиппса Коулза в 1855 году. Коулз и группа британских моряков построили плот с орудиями, защищенными «башенкой», и использовали этот плот, получивший название Леди Нэнси обстреляла российский город Таганрог на Черном море . « Леди Нэнси » «имела большой успех». [4] а Коулз запатентовал свою вращающуюся башню после войны. После патентования Коулза Британское Адмиралтейство заказало в 1859 году прототип конструкции Коулза, который был установлен на плавучем корабле-батарее HMS Trusty для испытаний в 1861 году.

Испытания «Трасти » корабля береговой обороны HMS Prince Albert произвели впечатление на Адмиралтейство, и оно заказало строительство деревянным 121-пушечным линейным с четырьмя башнями Коулза и строящимся кораблем HMS Royal. Sovereign , который будет переоборудован в башенный корабль. « Принц Альберт» комплектовался четырьмя башнями с одиночными 12-тонными 9-дюймовыми орудиями и бронелистом толщиной 4,5 дюйма (110 мм) на корпусе. Royal Sovereign имел пять 10,5-дюймовых 12,5-тонных орудий в одной двухместной и трех одиночных башнях. [5]

Оба корабля имели ровную палубу , имели только приставное вооружение и могли работать только как суда прибрежной службы. [6] Адмиралтейство, хотя и было впечатлено вращающейся башней Коулза, нуждалось в океанских судах для защиты своей всемирной империи. К несчастью для Коулза, технология двигателей еще не догнала его конструкции, и, следовательно, океанским кораблям требовались паруса. Комбинирование такелажа, мачт и турелей оказывалось сложным, если такелаж не должен был препятствовать обстрелу турелей.

В начале 1863 года Адмиралтейство разрешило Коулсу работать с Натаниэлем Барнаби , главой штаба Департамента военно-морского строительства, над проектом оснащенного судна с двумя башнями и тремя треножными мачтами. В июне 1863 года Адмиралтейство приостановило строительство корабля до тех пор, пока Royal Sovereign не завершит испытания.

В 1864 году Коулзу разрешили начать второй проект: судно с такелажем только с одной башней, основанное на конструкции HMS Pallas . Ему предоставили услуги Джозефа Скалларда, главного чертежника Портсмутской верфи . [7]

В следующем, 1865 году, комитет, созданный Адмиралтейством для изучения новой конструкции, пришел к выводу, что, хотя башню следует принять на вооружение, конструкция военного корабля Коулза с одной башней имела неадекватные дуги обстрела. [8] Комитет предложил двухбашенное полностью оснащенное судно либо с двумя 9-дюймовыми (12-тонными) орудиями на башню, либо с одним 12-дюймовым (22-тонным) орудием на башню. Предложение комитета было принято Адмиралтейством, и строительство «Монарха» началось . Две башни «Монарха» были оснащены двумя 12-дюймовыми (25-тонными) орудиями каждая.

Протокол адмирала сэра Фредерика Грея (первого лорда военно-морского флота) от 21 апреля 1866 года, в котором Адмиралтейство предлагает санкционировать Коулзу строительство морского турельного корабля его собственной конструкции (из Национального архива Великобритании, ADM 1/5974).

Ошеломленный решением комитета отменить свой однобашенный корабль и его предложением построить двухбашенное судно, а также возражая против конструкции «Монарха» , Коулз начал решительную кампанию против проекта, напав на вице-адмирала Роберта Спенсера Робинсона , контролера ВМФ. и различные другие члены комитета и Адмиралтейства. Коулз так громко жаловался, что в январе 1866 года его контракт в качестве консультанта Адмиралтейства был расторгнут. В конце января его протесты о том, что его неправильно поняли, привели к его повторному приему на работу с 1 марта 1866 года. [9] Кроме того, Коулз лоббировал прессу и парламент, которые все больше убеждались в том, что иностранные державы, а именно Соединенные Штаты, продвигаются вперед с помощью башенных кораблей и тем самым оставляют Британию в невыгодном положении на море. [10] 17 апреля 1866 года Коулз представил Адмиралтейству свою критику предложенного «Монарха» (спроектированного отделом Контролера и главным конструктором), заявив, что он не может публично одобрять судно, которое не отражало «мои взгляды на морскую турель-башню». корабль, и она не может дать моему принципу удовлетворительного и убедительного испытания». Чувствуя, что такие все более ожесточенные и громкие дебаты будут только продолжаться, первый лорд военно-морских сил адмирал сэр Фредерик Грей четыре дня спустя (21 апреля) записал в протокол, что Коулсу наконец-то будет позволено построить то, что, по его мнению, будет «идеальным 'морской турельный корабль. [11]

Панч, или Лондонский Чаривари - карикатура на политическую сатиру, датированная 7 июля 1866 года. Британская пресса считала Адмиралтейство замкнутым и наносящим ущерб Коулзу.

Проектирование и строительство

[ редактировать ]
Картина маслом Капитана , ок. 1870 г.

8 мая 1866 года Коулз сообщил Адмиралтейству о своем выборе Laird Brothers Чеширской верфи для постройки военного корабля. Чеширская верфь уже построила несколько успешных железных военных кораблей. В середине июля Лэрдс представил два возможных проекта башенного корабля Коулза. [12] Чтобы предотвратить повреждение такелажа при стрельбе из орудий, его прикрепили к платформе, установленной над орудийными башнями, известной как ураганная палуба, а не опустили на главную палубу. Мачты-треножники также использовались для минимизации стоячего такелажа . [1]

Капитан HMS в Чатеме, 1869 г.

Проект предусматривал, что корабль должен иметь низкий надводный борт, и, по расчетам Коулза, его высота составляла 8 футов (2,4 м). И диспетчер, и главный конструктор Эдвард Джеймс Рид выразили серьезную обеспокоенность. Робинсон отметил, что низкий надводный борт может вызвать проблемы с затоплением орудийной палубы , а Рид в 1866 году раскритиковал эту конструкцию как за слишком тяжелый вес, так и за слишком высокий центр тяжести . предлагается накинуть большую поверхность брезента Что касается последнего, Рид отметил, что это вызовет проблемы, «тем более, что на капитана ». [13] Когда проект был близок к завершению, первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Пэкингтон 23 июля 1866 года написал Коулзу, одобряя постройку корабля, но отмечая, что ответственность за неудачу будет лежать на Коулзе и строителях. [14]

контракт на звание капитана HMS. В ноябре 1866 года был одобрен [12] и дизайн был готов. Заложена 30 января 1867 года на верфи Лэрда в Биркенхеде , Англия, спущена на воду 27 марта 1869 года. [1] и завершено в марте 1870 г. [15]

Недостаточный надзор во время строительства, отчасти из-за длительной болезни Коулза, [16] это означало, что она была на 735 длинных тонн (747 т) тяжелее, чем планировалось. [17] Проектная высота надводного борта составляла всего 8 футов (2,4 м), а дополнительный вес заставил ее плавать на 22 дюйма (0,56 м) глубже, чем ожидалось, в результате чего высота надводного борта опустилась всего до 6 футов 6 дюймов (1,98 м). [18] Для сравнения: двухбашенный Monarch имеет высоту 14 футов (4,3 м) . [19] Центр тяжести судна также поднялся примерно на десять дюймов во время постройки. Рид вызвал хаос по поводу проблем с надводным бортом и центром тяжести, но его возражения были отвергнуты во время капитанских испытаний. [17]

Она была введена в эксплуатацию 30 апреля 1870 года под командованием капитана Хью Тэлбота Бургойна , вице-президента . Во время испытаний в последующие месяцы Капитан , казалось, выполнил все, что обещал Коулз, и завоевал множество последователей. В испытаниях против «Монарха» она показала хорошие результаты и вернулась в море в июле и августе, отправившись в Виго , Испанию, и Гибралтар отдельными рейсами .

Артиллерийские испытания

[ редактировать ]
Капитан HMS на палубе

В 1870 году было проведено испытание по сравнению точности и скорострельности башенных тяжелых орудий с орудиями корабля с центральной батареей. Целью была скала длиной 600 футов (180 м) и высотой 60 футов (18 м) у побережья Виго . Скорость кораблей составляла 4–5 узлов (4,6–5,8 миль в час; 7,4–9,3 км/ч) («по некоторым сведениям, стационарные»). [20] Каждый корабль стрелял в течение пяти минут, при этом орудия начинались «заряженными и очень тщательно обученными». [20] Орудия стреляли снарядами Паллисера с поражающими зарядами на дальность около 1000 ярдов (0,91 км). [20] Три из четырех попаданий капитана были достигнуты с первого залпа; при стрельбе этим залпом корабль сильно кренился (±20°); дым от стрельбы затруднял прицеливание. [20] Обратите внимание, что капитан может перевернуться, если его наклонить на 21°. [21] и «Монарх» « Геркулес» также лучше справились со своим первым залпом, испытывали неудобства из-за дыма от выстрелов и в меньшей степени были вынуждены крениться при стрельбе. [20] На « Геркулесе» прицелы были на орудиях, и это работало лучше, чем прицелы на крыше башни, используемые на других кораблях. [20]

Корабль Стрельба из оружия Выстрелов Хиты Скорострельность
(раундов в минуту)
Геркулес 4 × 10-дюймовые РСЗО 17 10 0.65
Монарх 4 × 12-дюймовые РСЗО 12 5 0.40
Капитан 4 × 12-дюймовые РСЗО 11 4 0.35
Источник: [20]
HMS Капитан в том виде, в котором она появилась 6 сентября 1870 года (картина Лукаша Касперчика)

Во второй половине дня 6 сентября 1870 года капитан путешествовал с объединенной средиземноморской и проливной эскадрами в составе 11 кораблей у мыса Финистерре . Корабль развивал скорость 9,5 узлов под парусом при шестисильном ветре, который усиливался в течение дня. Главнокомандующий адмирал сэр Александр Милн [22] был на борту, чтобы увидеть ее работу, и перед его отбытием скорость возросла до 11–13 узлов. Не привыкший к кораблям с таким низким надводным бортом, он с тревогой заметил, что при такой скорости с усилением моря волны захлестывают верхнюю палубу. С наступлением ночи погода ухудшилась, пошел дождь, и количество парусов сократилось. Ветер дул с левого носа, поэтому паруса приходилось поворачивать под углом к ​​ветру, скорость значительно снижалась, и значительная сила толкала корабль в сторону. Когда ветер усилился до штормового, парусность сократилась до фор-стакселя, а также фор- и грота-марселя. [23]

Затопление Капитана

Вскоре после полуночи, когда на дежурство пришла новая вахта, корабль кренился более чем на 18 градусов, и было ощущено, что он дважды кренился на правый борт. К тому времени другие корабли объединенной эскадры сообщили о ветре силой от 9 до 11 баллов (60 узлов по шкале Бофорта ) и волнах высотой 50 футов (15 м). [24] Был отдан приказ опустить фор-марсель и освободить шкоты (тросы), удерживающие оба марселя под углом к ​​ветру. [25] Прежде чем приказ капитана был выполнен, крен увеличился, он перевернулся и затонул, унеся около 472 жизней, включая Коулза. Первый лорд Адмиралтейства и Хью Чайлдерс заместитель государственного секретаря по военным вопросам Томас Бэринг потеряли сыновей в результате катастрофы. Только 18 членов экипажа выжили, добравшись до вырвавшейся на свободу лодки. [26]

Военный трибунал

[ редактировать ]

Последующее расследование гибели капитана в форме военного трибунала [27] под командованием сэра Джеймса Хоупа состоялось на борту HMS Duke of Wellington в Портсмута гавани . Для Адмиралтейства это было своего рода отклонением от поиска научного совета, но выдающиеся инженеры Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) и Уильям Джон Маккорн Рэнкин для расследования были назначены . Он пришел к выводу, что корабль недостаточно устойчив: при крене 14 градусов (когда край палубы касался моря) восстанавливающий момент из-за плавучести, снова толкающей корабль в вертикальное положение, составлял всего 410 фут-тонн (1,2 МН·м). HMS Monarch , мачтовый башенный корабль, предложенный комитетом 1865 года и спроектированный Ридом и находившийся в этом районе во время затопления, имел восстанавливающий момент 6500 фут-тонн (20 МН·м) под тем же углом. . [28] Максимальный восстанавливающий момент возник при крене 21 градус, а затем снизился до нуля при 54,5 градусах. Восстанавливающий момент «Монарха» увеличился до максимума в 40 градусов. [29] Выжившие показали, что капитан плавал вверх тормашками от трех до десяти минут, что доказывало, что корабль перевернулся. [19] 29 июля 1870 года в Портсмуте было проведено испытание на кренование, позволяющее рассчитать характеристики остойчивости корабля. Капитан отправился в последний рейс корабля до того, как были опубликованы результаты испытаний. [30]

Карикатура «Панш» , 18 августа 1866 года. Тур доброй воли монитора USS Miantonomoh в Великобританию вызвал переполох среди общественности середины викторианской эпохи, которая считала, что американцы продвинулись вперед с башенными кораблями, в то время как Адмиралтейство колебалось с «Флотом будущего». '. В ответ Коулз настаивал на том, что даже большой корабль с полностью мачтовой башней должен обладать такими же скрытными качествами и минимальным целевым профилем, что и монитор.

В ходе расследования был сделан вывод, что « Капитан был построен с учетом общественного мнения, выраженного в парламенте и по другим каналам, и вопреки взглядам и мнениям Контролера и его департамента». [31]

Это был ошеломляющий (и беспрецедентный) упрек в адрес британской общественности середины викторианской эпохи. В течение многих лет они требовали, чтобы Коулсу было разрешено создать суперброненосец, вооруженный башнями, который мог бы восстановить уверенность в превосходстве Королевского флота способом, которым не могли воспользоваться ни броненосцы с бортовым залпом, такие как частично бронированный HMS Warrior Рида с центральной батареей. , ни версии казалось, смог. Коулз фатально добавил требование, чтобы полностью оснащенный морской башенный корабль, такой как HMS Monarch, с низким надводным бортом (хотя и безмачтовый) также находился как можно ниже в воде, как американский монитор USS Miantonomoh ; который пересек Атлантику под конвоем в июне 1866 года и который Коулз и Адмиралтейский совет посетили, когда он стоял на якоре в Спитхеде. [32]

Мемориалы

[ редактировать ]

Мемориалы экипажу установлены в соборе Святого Павла , Вестминстерском аббатстве в Лондоне и церкви Святой Анны в Портсмуте.

Заключение военного трибунала 1870 года выгравировано на мемориале капитану HMS в северном нефе собора Святого Павла:

Прежде чем капитан был принят от своих подрядчиков, было допущено серьезное отклонение от ее первоначального проекта, в результате чего осадка ее воды была увеличена примерно на два фута, а надводный борт был уменьшен в соответствующей степени, и что ее остойчивость оказалась опасно малой в сочетании с площадь парусности при таких обстоятельствах была чрезмерной. Суд глубоко сожалеет, что, если бы эти факты были должным образом известны и оценены, они не были доведены до сведения офицера, командующего кораблем, или что, в противном случае, кораблю было разрешено использовать его для выполнения обычной службы Флота до того, как они были установлено расчетом и опытом.

Охота на затонувший HMS Captain

[ редактировать ]

В 2021 году доктор Говард Фуллер, преподаватель военных исследований в Университете Вулвергемптона , инициировал проект «Найди капитана» . Целью проекта является сбор средств на поиски места крушения « Капитана» , чье затопление стало самой страшной катастрофой, пережитой Королевским флотом в эпоху « Pax Britannica ». Совместно с галисийской документальной компанией 30 августа 2022 года с помощью многолучевого эхолота у мыса Финистерре, Испания, были обнаружены четыре затонувших корабля. [33] Четвертый затонувший корабль имеет общую конфигурацию и размеры, близкие к капитанскому . Фуллер и сэр Шерард Каупер-Коулз , правнук капитана Каупера Коулза, предполагают, что шансы найти затонувший корабль высоки и что сбор средств достигнет половины пути к июню 2023 года. [34]

См. также

[ редактировать ]
  • HMS Serpent : еще один корабль Королевского флота потерпел крушение у берегов Галиции в 1890 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Шено и Колесник 1979, с. 21.
  2. ^ Печатный докладный доклад вице-адмирала сэра Роберта Спенсера Робинсона (как контролера Королевского флота) Адмиралтейскому совету, 31 мая 1870 г. (Национальный архив Великобритании, Адмиралтейство/ADM 136/3, стр. 13). В ходе сравнительных испытаний в мае 1870 года Робинсон считал, что «Монарх» превосходит «Капитана», за исключением случаев, когда ее единственный винт (когда он отсоединен) мешал рулю «в заданном положении», делая «Монарх» «совершенно неуправляемым».
  3. ^ Макинтайр, Дональд; Купайтесь, Бэзил В. (1974). Военный человек. История боевого корабля . Макгроу-Хилл Инк. с. 103. ИСБН  9780070445857 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  4. ^ Престон 2002, с. 21.
  5. ^ Браун 2003, стр. 42–44.
  6. Этот тип судна часто называют кораблем береговой обороны . Некоторые утверждают, что в роли, предназначенной для Royal Sovereign , не было ничего оборонительного — оно предназначалось для нападения на вражеские порты, такие как Шербур . Но доказательств в поддержку этого утверждения мало. Сам Коулз предполагал, что флот таких судов заменит трехпалубные линейные корабли (прототипом которых был Royal Sovereign) и «блоккоры» для береговой обороны, а затем, возможно, в качестве альтернативы морским броненосцам, таким как HMS Warrior. Мало кто в Адмиралтействе всерьез рассматривал идею доверить башенным кораблям борьбу с многоуровневыми современными сетями береговой обороны первоклассных военно-морских арсеналов, таких как Шербур, Кронштадт или даже гавань Нью-Йорка. Royal Sovereign потреблял слишком много воды, имел низкую скорострельность и был относительно громким по сравнению с американскими вариантами башен (мониторами), которые сами не смогли пробиться в гавань Чарльстона в 1863 году.
  7. ^ Браун 2003, с. 44.
  8. ^ Престон 2002, с. 22.
  9. ^ Браун 2003, с. 47.
  10. ^ Фуллер, Ховард Дж. (2020). Башня против залпа: анатомия британского военно-морского престижа, революции и катастроф, 1860–1870 гг . Гелион и компания. стр. 157–8, 161–2, 167–70. ISBN  978-1-913336-22-6 .
  11. ^ там же , 176.
  12. ^ Перейти обратно: а б Престон 2002, с. 23.
  13. ^ Хоки, Артур: Капитан HMS. Г. Белл, 1963, стр. 52.
  14. ^ Браун 2003, стр. 47–48.
  15. ^ Престон 2002, с. 24.
  16. ^ Далримпл Хэй, сэр Джон Чарльз: Замечания по поводу потери HMS «Капитан». Э. Стэнфорд, 1871 г., стр. 33.
  17. ^ Перейти обратно: а б HMS Капитан
  18. ^ Пейн, Линкольн П.: Военные корабли мира до 1900 года. Том 799. Houghton Mifflin Harcourt, 2000, стр. 31. ISBN   0-395-98414-9
  19. ^ Перейти обратно: а б Скотт Рассел, Джон (1870). «Потеря капитана» . Журнал Макмиллана . п. 477.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Браун, Дэвид К. (1997), Воин дредноута , Chatham Publishing, стр. 50, ISBN  1861760221
  21. ^ Испытание на крен, проведенное в Портсмуте 29 июля 1870 года, показало, что максимальный крен капитана при безопасном движении на гладкой воде составлял 15–16 °; Расчеты, завершенные к 23 августа 1870 года, показали, что ее опасный угол составлял 21 °, как и предсказывал Лэрдс в январе или феврале 1870 года.
    Паркс, Оскар (1966), Британские линкоры (2-е изд.), стр. 141–2.
    Браун, Дэвид К. (1997), Воин дредноута , Chatham Publishing, стр. 48, 50–51, ISBN  1861760221
  22. ^ Баллард, Джордж Александр (1980), Черный боевой флот , Nautical Publishing Company Ltd, стр. 110-1 , ISBN  0245530304
    Фицджеральд, Пенроуз (1913), Воспоминания о море , Эдвард Арнольд, стр. 278–9.
  23. ^ Пэдфилд стр.50
  24. ^ Фуллер, Турель против Бродсайда , xxi .
  25. ^ Пэдфилд стр.51
  26. ^ Стэнли Сэндлер (2004). Линкоры: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. п. 32. ISBN  978-1-85109-410-3 .
  27. ^ Браун 2003, с. 51.
  28. ^ Рид, Эдвард Джеймс: Трактат об остойчивости кораблей. К. Гриффин и компания, 1885 г., стр. 346.
  29. ^ Падфилд с. 50
  30. ^ Браун 2003, с. 50.
  31. ^ Билер, Джон Фрэнсис: Британская военно-морская политика в эпоху Гладстона-Дизраэли, 1866–1880. Издательство Стэнфордского университета, 1997, стр. 114. ISBN   0-8047-2981-6
  32. ^ Фуллер, Ховард Дж. (июнь 2015 г.). « От Хэмптон-Роудс до Спитхеда » . Военно-морская история . 29 (3) – через Военно-морской институт США.
  33. ^ «The Telegraph - «Пропавший викторианский линкор подлежит восстановлению спустя 150 лет » . Проверено 18 декабря 2022 г.
  34. ^ «В поисках затонувшего корабля HMS Captain – на переднем крае подводной археологии» . Ютуб .
  • Арчибальд, ЭХХ; Рэй Вудворд (илл.) (1971). Металлический боевой корабль Королевского флота 1860–1970 гг . Нью-Йорк: Arco Publishing Co.. ISBN   0-668-02509-3 .
  • Баллард, Джорджия, адмирал (1980). Черный боевой флот . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-924-3 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Браун, Дэвид К. (1997). воина От дредноуту : развитие военного корабля 1860–1905 гг . Барнсли, Великобритания: Chatham Publishing. ISBN  1-86176-022-1 .
  • Шено, Роджер и Юджин М. Колесник. Конвея «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press, 1979. ISBN   0-85177-133-5 .
  • Фридман, Норман (2018). Британские линкоры викторианской эпохи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-329-0 .
  • Фуллер, Говард Дж. Туррет против Бродсайда: анатомия британского военно-морского престижа, революции и катастроф, 1860-1870 гг . Уорик: Гелион и компания, 2020. ISBN   978-1-913336-22-6 .
  • Пэдфилд, Питер , «Эра линкора» . Лондон: Военное книжное общество, 1972.
  • Престон, Энтони. Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press, 2002. ISBN   0-85177-754-6 .
  • Сэндлер, Стэнли «Появление современного крупного корабля» Лондон, Ньюарк, Делавэр, 1979. ISBN   978-0874131192 .

42 ° 36'54 "N 9 ° 23'24" W  /  42,61500 ° N 9,39000 ° W  / 42,61500; -9,39000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16f1ca5c87e46333afda9076854153b3__1720210440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/b3/16f1ca5c87e46333afda9076854153b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Captain (1869) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)