HMS Капитан (1869 г.)
История | |
---|---|
Великобритания | |
Заказал | Ноябрь 1866 г. |
Строитель | Братья Лэрд , Биркенхед |
Заложен | 30 января 1867 г. |
Запущен | 27 марта 1869 г. |
Введен в эксплуатацию | Апрель 1870 г. |
Судьба | затонул; 7 сентября 1870 г. |
Общие характеристики [1] | |
Смещение |
|
Длина | 320 футов (97,54 м) стр. |
Луч | 53 фута 3 дюйма (16,23 м) |
Черновик | 24 фута 10 дюймов (7,57 м) |
Движение |
|
План паруса | Судовая установка: 37 990 кв. футов (3529 м ). 2 ) паруса (макс.) |
Скорость | 15,25 узлов (28,24 км/ч; 17,55 миль в час) (сила пара) |
Дополнить | 500 членов экипажа и офицеров |
Вооружение | |
Броня |
|
HMS Captain был крупным военным кораблем, построенным для Королевского флота как получастное предприятие после спора между проектировщиком и Адмиралтейством. С кованой броней, паровой силовой установкой и главной батареей, установленной во вращающихся бронированных башнях , корабль на первый взгляд был весьма инновационным и грозным. Однако неудачная конструкция и изменения конструкции привели к тому, что судно стало слишком тяжелым и в конечном итоге нестабильным . С точки зрения мореходных качеств он был сопоставим с башенным кораблем с более высоким надводным бортом HMS Monarch , но его уменьшенный надводный борт добавлял ощущения «медлительности». [2] Капитан . перевернулся в сильном волнении всего через пять месяцев после ввода в строй, унеся жизни почти 500 человек [3]
Фон
[ редактировать ]Историю капитана можно проследить до Крымской войны и событий британского капитана Каупера Фиппса Коулза в 1855 году. Коулз и группа британских моряков построили плот с орудиями, защищенными «башенкой», и использовали этот плот, получивший название Леди Нэнси обстреляла российский город Таганрог на Черном море . « Леди Нэнси » «имела большой успех». [4] а Коулз запатентовал свою вращающуюся башню после войны. После патентования Коулза Британское Адмиралтейство заказало в 1859 году прототип конструкции Коулза, который был установлен на плавучем корабле-батарее HMS Trusty для испытаний в 1861 году.
Испытания «Трасти » корабля береговой обороны HMS Prince Albert произвели впечатление на Адмиралтейство, и оно заказало строительство деревянным 121-пушечным линейным с четырьмя башнями Коулза и строящимся кораблем HMS Royal. Sovereign , который будет переоборудован в башенный корабль. « Принц Альберт» комплектовался четырьмя башнями с одиночными 12-тонными 9-дюймовыми орудиями и бронелистом толщиной 4,5 дюйма (110 мм) на корпусе. Royal Sovereign имел пять 10,5-дюймовых 12,5-тонных орудий в одной двухместной и трех одиночных башнях. [5]
Оба корабля имели ровную палубу , имели только приставное вооружение и могли работать только как суда прибрежной службы. [6] Адмиралтейство, хотя и было впечатлено вращающейся башней Коулза, нуждалось в океанских судах для защиты своей всемирной империи. К несчастью для Коулза, технология двигателей еще не догнала его конструкции, и, следовательно, океанским кораблям требовались паруса. Комбинирование такелажа, мачт и турелей оказывалось сложным, если такелаж не должен был препятствовать обстрелу турелей.
В начале 1863 года Адмиралтейство разрешило Коулсу работать с Натаниэлем Барнаби , главой штаба Департамента военно-морского строительства, над проектом оснащенного судна с двумя башнями и тремя треножными мачтами. В июне 1863 года Адмиралтейство приостановило строительство корабля до тех пор, пока Royal Sovereign не завершит испытания.
В 1864 году Коулзу разрешили начать второй проект: судно с такелажем только с одной башней, основанное на конструкции HMS Pallas . Ему предоставили услуги Джозефа Скалларда, главного чертежника Портсмутской верфи . [7]
В следующем, 1865 году, комитет, созданный Адмиралтейством для изучения новой конструкции, пришел к выводу, что, хотя башню следует принять на вооружение, конструкция военного корабля Коулза с одной башней имела неадекватные дуги обстрела. [8] Комитет предложил двухбашенное полностью оснащенное судно либо с двумя 9-дюймовыми (12-тонными) орудиями на башню, либо с одним 12-дюймовым (22-тонным) орудием на башню. Предложение комитета было принято Адмиралтейством, и строительство «Монарха» началось . Две башни «Монарха» были оснащены двумя 12-дюймовыми (25-тонными) орудиями каждая.
Ошеломленный решением комитета отменить свой однобашенный корабль и его предложением построить двухбашенное судно, а также возражая против конструкции «Монарха» , Коулз начал решительную кампанию против проекта, напав на вице-адмирала Роберта Спенсера Робинсона , контролера ВМФ. и различные другие члены комитета и Адмиралтейства. Коулз так громко жаловался, что в январе 1866 года его контракт в качестве консультанта Адмиралтейства был расторгнут. В конце января его протесты о том, что его неправильно поняли, привели к его повторному приему на работу с 1 марта 1866 года. [9] Кроме того, Коулз лоббировал прессу и парламент, которые все больше убеждались в том, что иностранные державы, а именно Соединенные Штаты, продвигаются вперед с помощью башенных кораблей и тем самым оставляют Британию в невыгодном положении на море. [10] 17 апреля 1866 года Коулз представил Адмиралтейству свою критику предложенного «Монарха» (спроектированного отделом Контролера и главным конструктором), заявив, что он не может публично одобрять судно, которое не отражало «мои взгляды на морскую турель-башню». корабль, и она не может дать моему принципу удовлетворительного и убедительного испытания». Чувствуя, что такие все более ожесточенные и громкие дебаты будут только продолжаться, первый лорд военно-морских сил адмирал сэр Фредерик Грей четыре дня спустя (21 апреля) записал в протокол, что Коулсу наконец-то будет позволено построить то, что, по его мнению, будет «идеальным 'морской турельный корабль. [11]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]8 мая 1866 года Коулз сообщил Адмиралтейству о своем выборе Laird Brothers Чеширской верфи для постройки военного корабля. Чеширская верфь уже построила несколько успешных железных военных кораблей. В середине июля Лэрдс представил два возможных проекта башенного корабля Коулза. [12] Чтобы предотвратить повреждение такелажа при стрельбе из орудий, его прикрепили к платформе, установленной над орудийными башнями, известной как ураганная палуба, а не опустили на главную палубу. Мачты-треножники также использовались для минимизации стоячего такелажа . [1]
Проект предусматривал, что корабль должен иметь низкий надводный борт, и, по расчетам Коулза, его высота составляла 8 футов (2,4 м). И диспетчер, и главный конструктор Эдвард Джеймс Рид выразили серьезную обеспокоенность. Робинсон отметил, что низкий надводный борт может вызвать проблемы с затоплением орудийной палубы , а Рид в 1866 году раскритиковал эту конструкцию как за слишком тяжелый вес, так и за слишком высокий центр тяжести . предлагается накинуть большую поверхность брезента Что касается последнего, Рид отметил, что это вызовет проблемы, «тем более, что на капитана ». [13] Когда проект был близок к завершению, первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Пэкингтон 23 июля 1866 года написал Коулзу, одобряя постройку корабля, но отмечая, что ответственность за неудачу будет лежать на Коулзе и строителях. [14]
контракт на звание капитана HMS. В ноябре 1866 года был одобрен [12] и дизайн был готов. Заложена 30 января 1867 года на верфи Лэрда в Биркенхеде , Англия, спущена на воду 27 марта 1869 года. [1] и завершено в марте 1870 г. [15]
Недостаточный надзор во время строительства, отчасти из-за длительной болезни Коулза, [16] это означало, что она была на 735 длинных тонн (747 т) тяжелее, чем планировалось. [17] Проектная высота надводного борта составляла всего 8 футов (2,4 м), а дополнительный вес заставил ее плавать на 22 дюйма (0,56 м) глубже, чем ожидалось, в результате чего высота надводного борта опустилась всего до 6 футов 6 дюймов (1,98 м). [18] Для сравнения: двухбашенный Monarch имеет высоту 14 футов (4,3 м) . [19] Центр тяжести судна также поднялся примерно на десять дюймов во время постройки. Рид вызвал хаос по поводу проблем с надводным бортом и центром тяжести, но его возражения были отвергнуты во время капитанских испытаний. [17]
Она была введена в эксплуатацию 30 апреля 1870 года под командованием капитана Хью Тэлбота Бургойна , вице-президента . Во время испытаний в последующие месяцы Капитан , казалось, выполнил все, что обещал Коулз, и завоевал множество последователей. В испытаниях против «Монарха» она показала хорошие результаты и вернулась в море в июле и августе, отправившись в Виго , Испанию, и Гибралтар отдельными рейсами .
Артиллерийские испытания
[ редактировать ]В 1870 году было проведено испытание по сравнению точности и скорострельности башенных тяжелых орудий с орудиями корабля с центральной батареей. Целью была скала длиной 600 футов (180 м) и высотой 60 футов (18 м) у побережья Виго . Скорость кораблей составляла 4–5 узлов (4,6–5,8 миль в час; 7,4–9,3 км/ч) («по некоторым сведениям, стационарные»). [20] Каждый корабль стрелял в течение пяти минут, при этом орудия начинались «заряженными и очень тщательно обученными». [20] Орудия стреляли снарядами Паллисера с поражающими зарядами на дальность около 1000 ярдов (0,91 км). [20] Три из четырех попаданий капитана были достигнуты с первого залпа; при стрельбе этим залпом корабль сильно кренился (±20°); дым от стрельбы затруднял прицеливание. [20] Обратите внимание, что капитан может перевернуться, если его наклонить на 21°. [21] и «Монарх» « Геркулес» также лучше справились со своим первым залпом, испытывали неудобства из-за дыма от выстрелов и в меньшей степени были вынуждены крениться при стрельбе. [20] На « Геркулесе» прицелы были на орудиях, и это работало лучше, чем прицелы на крыше башни, используемые на других кораблях. [20]
Корабль | Стрельба из оружия | Выстрелов | Хиты | Скорострельность (раундов в минуту) |
---|---|---|---|---|
Геркулес | 4 × 10-дюймовые РСЗО | 17 | 10 | 0.65 |
Монарх | 4 × 12-дюймовые РСЗО | 12 | 5 | 0.40 |
Капитан | 4 × 12-дюймовые РСЗО | 11 | 4 | 0.35 |
Источник: [20] |
Тонущий
[ редактировать ]Во второй половине дня 6 сентября 1870 года капитан путешествовал с объединенной средиземноморской и проливной эскадрами в составе 11 кораблей у мыса Финистерре . Корабль развивал скорость 9,5 узлов под парусом при шестисильном ветре, который усиливался в течение дня. Главнокомандующий адмирал сэр Александр Милн [22] был на борту, чтобы увидеть ее работу, и перед его отбытием скорость возросла до 11–13 узлов. Не привыкший к кораблям с таким низким надводным бортом, он с тревогой заметил, что при такой скорости с усилением моря волны захлестывают верхнюю палубу. С наступлением ночи погода ухудшилась, пошел дождь, и количество парусов сократилось. Ветер дул с левого носа, поэтому паруса приходилось поворачивать под углом к ветру, скорость значительно снижалась, и значительная сила толкала корабль в сторону. Когда ветер усилился до штормового, парусность сократилась до фор-стакселя, а также фор- и грота-марселя. [23]
Вскоре после полуночи, когда на дежурство пришла новая вахта, корабль кренился более чем на 18 градусов, и было ощущено, что он дважды кренился на правый борт. К тому времени другие корабли объединенной эскадры сообщили о ветре силой от 9 до 11 баллов (60 узлов по шкале Бофорта ) и волнах высотой 50 футов (15 м). [24] Был отдан приказ опустить фор-марсель и освободить шкоты (тросы), удерживающие оба марселя под углом к ветру. [25] Прежде чем приказ капитана был выполнен, крен увеличился, он перевернулся и затонул, унеся около 472 жизней, включая Коулза. Первый лорд Адмиралтейства и Хью Чайлдерс заместитель государственного секретаря по военным вопросам Томас Бэринг потеряли сыновей в результате катастрофы. Только 18 членов экипажа выжили, добравшись до вырвавшейся на свободу лодки. [26]
Военный трибунал
[ редактировать ]Последующее расследование гибели капитана в форме военного трибунала [27] под командованием сэра Джеймса Хоупа состоялось на борту HMS Duke of Wellington в Портсмута гавани . Для Адмиралтейства это было своего рода отклонением от поиска научного совета, но выдающиеся инженеры Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) и Уильям Джон Маккорн Рэнкин для расследования были назначены . Он пришел к выводу, что корабль недостаточно устойчив: при крене 14 градусов (когда край палубы касался моря) восстанавливающий момент из-за плавучести, снова толкающей корабль в вертикальное положение, составлял всего 410 фут-тонн (1,2 МН·м). HMS Monarch , мачтовый башенный корабль, предложенный комитетом 1865 года и спроектированный Ридом и находившийся в этом районе во время затопления, имел восстанавливающий момент 6500 фут-тонн (20 МН·м) под тем же углом. . [28] Максимальный восстанавливающий момент возник при крене 21 градус, а затем снизился до нуля при 54,5 градусах. Восстанавливающий момент «Монарха» увеличился до максимума в 40 градусов. [29] Выжившие показали, что капитан плавал вверх тормашками от трех до десяти минут, что доказывало, что корабль перевернулся. [19] 29 июля 1870 года в Портсмуте было проведено испытание на кренование, позволяющее рассчитать характеристики остойчивости корабля. Капитан отправился в последний рейс корабля до того, как были опубликованы результаты испытаний. [30]
В ходе расследования был сделан вывод, что « Капитан был построен с учетом общественного мнения, выраженного в парламенте и по другим каналам, и вопреки взглядам и мнениям Контролера и его департамента». [31]
Это был ошеломляющий (и беспрецедентный) упрек в адрес британской общественности середины викторианской эпохи. В течение многих лет они требовали, чтобы Коулсу было разрешено создать суперброненосец, вооруженный башнями, который мог бы восстановить уверенность в превосходстве Королевского флота способом, которым не могли воспользоваться ни броненосцы с бортовым залпом, такие как частично бронированный HMS Warrior Рида с центральной батареей. , ни версии казалось, смог. Коулз фатально добавил требование, чтобы полностью оснащенный морской башенный корабль, такой как HMS Monarch, с низким надводным бортом (хотя и безмачтовый) также находился как можно ниже в воде, как американский монитор USS Miantonomoh ; который пересек Атлантику под конвоем в июне 1866 года и который Коулз и Адмиралтейский совет посетили, когда он стоял на якоре в Спитхеде. [32]
Мемориалы
[ редактировать ]Мемориалы экипажу установлены в соборе Святого Павла , Вестминстерском аббатстве в Лондоне и церкви Святой Анны в Портсмуте.
Заключение военного трибунала 1870 года выгравировано на мемориале капитану HMS в северном нефе собора Святого Павла:
- Прежде чем капитан был принят от своих подрядчиков, было допущено серьезное отклонение от ее первоначального проекта, в результате чего осадка ее воды была увеличена примерно на два фута, а надводный борт был уменьшен в соответствующей степени, и что ее остойчивость оказалась опасно малой в сочетании с площадь парусности при таких обстоятельствах была чрезмерной. Суд глубоко сожалеет, что, если бы эти факты были должным образом известны и оценены, они не были доведены до сведения офицера, командующего кораблем, или что, в противном случае, кораблю было разрешено использовать его для выполнения обычной службы Флота до того, как они были установлено расчетом и опытом.
Охота на затонувший HMS Captain
[ редактировать ]В 2021 году доктор Говард Фуллер, преподаватель военных исследований в Университете Вулвергемптона , инициировал проект «Найди капитана» . Целью проекта является сбор средств на поиски места крушения « Капитана» , чье затопление стало самой страшной катастрофой, пережитой Королевским флотом в эпоху « Pax Britannica ». Совместно с галисийской документальной компанией 30 августа 2022 года с помощью многолучевого эхолота у мыса Финистерре, Испания, были обнаружены четыре затонувших корабля. [33] Четвертый затонувший корабль имеет общую конфигурацию и размеры, близкие к капитанскому . Фуллер и сэр Шерард Каупер-Коулз , правнук капитана Каупера Коулза, предполагают, что шансы найти затонувший корабль высоки и что сбор средств достигнет половины пути к июню 2023 года. [34]
См. также
[ редактировать ]- HMS Serpent : еще один корабль Королевского флота потерпел крушение у берегов Галиции в 1890 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шено и Колесник 1979, с. 21.
- ^ Печатный докладный доклад вице-адмирала сэра Роберта Спенсера Робинсона (как контролера Королевского флота) Адмиралтейскому совету, 31 мая 1870 г. (Национальный архив Великобритании, Адмиралтейство/ADM 136/3, стр. 13). В ходе сравнительных испытаний в мае 1870 года Робинсон считал, что «Монарх» превосходит «Капитана», за исключением случаев, когда ее единственный винт (когда он отсоединен) мешал рулю «в заданном положении», делая «Монарх» «совершенно неуправляемым».
- ^ Макинтайр, Дональд; Купайтесь, Бэзил В. (1974). Военный человек. История боевого корабля . Макгроу-Хилл Инк. с. 103. ИСБН 9780070445857 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Престон 2002, с. 21.
- ^ Браун 2003, стр. 42–44.
- ↑ Этот тип судна часто называют кораблем береговой обороны . Некоторые утверждают, что в роли, предназначенной для Royal Sovereign , не было ничего оборонительного — оно предназначалось для нападения на вражеские порты, такие как Шербур . Но доказательств в поддержку этого утверждения мало. Сам Коулз предполагал, что флот таких судов заменит трехпалубные линейные корабли (прототипом которых был Royal Sovereign) и «блоккоры» для береговой обороны, а затем, возможно, в качестве альтернативы морским броненосцам, таким как HMS Warrior. Мало кто в Адмиралтействе всерьез рассматривал идею доверить башенным кораблям борьбу с многоуровневыми современными сетями береговой обороны первоклассных военно-морских арсеналов, таких как Шербур, Кронштадт или даже гавань Нью-Йорка. Royal Sovereign потреблял слишком много воды, имел низкую скорострельность и был относительно громким по сравнению с американскими вариантами башен (мониторами), которые сами не смогли пробиться в гавань Чарльстона в 1863 году.
- ^ Браун 2003, с. 44.
- ^ Престон 2002, с. 22.
- ^ Браун 2003, с. 47.
- ^ Фуллер, Ховард Дж. (2020). Башня против залпа: анатомия британского военно-морского престижа, революции и катастроф, 1860–1870 гг . Гелион и компания. стр. 157–8, 161–2, 167–70. ISBN 978-1-913336-22-6 .
- ^ там же , 176.
- ^ Перейти обратно: а б Престон 2002, с. 23.
- ^ Хоки, Артур: Капитан HMS. Г. Белл, 1963, стр. 52.
- ^ Браун 2003, стр. 47–48.
- ^ Престон 2002, с. 24.
- ^ Далримпл Хэй, сэр Джон Чарльз: Замечания по поводу потери HMS «Капитан». Э. Стэнфорд, 1871 г., стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б HMS Капитан
- ^ Пейн, Линкольн П.: Военные корабли мира до 1900 года. Том 799. Houghton Mifflin Harcourt, 2000, стр. 31. ISBN 0-395-98414-9
- ^ Перейти обратно: а б Скотт Рассел, Джон (1870). «Потеря капитана» . Журнал Макмиллана . п. 477.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Браун, Дэвид К. (1997), Воин дредноута , Chatham Publishing, стр. 50, ISBN 1861760221
- ^ Испытание на крен, проведенное в Портсмуте 29 июля 1870 года, показало, что максимальный крен капитана при безопасном движении на гладкой воде составлял 15–16 °; Расчеты, завершенные к 23 августа 1870 года, показали, что ее опасный угол составлял 21 °, как и предсказывал Лэрдс в январе или феврале 1870 года.
Паркс, Оскар (1966), Британские линкоры (2-е изд.), стр. 141–2.
Браун, Дэвид К. (1997), Воин дредноута , Chatham Publishing, стр. 48, 50–51, ISBN 1861760221 - ^ Баллард, Джордж Александр (1980), Черный боевой флот , Nautical Publishing Company Ltd, стр. 110-1 , ISBN 0245530304
Фицджеральд, Пенроуз (1913), Воспоминания о море , Эдвард Арнольд, стр. 278–9. - ^ Пэдфилд стр.50
- ^ Фуллер, Турель против Бродсайда , xxi .
- ^ Пэдфилд стр.51
- ^ Стэнли Сэндлер (2004). Линкоры: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. п. 32. ISBN 978-1-85109-410-3 .
- ^ Браун 2003, с. 51.
- ^ Рид, Эдвард Джеймс: Трактат об остойчивости кораблей. К. Гриффин и компания, 1885 г., стр. 346.
- ^ Падфилд с. 50
- ^ Браун 2003, с. 50.
- ^ Билер, Джон Фрэнсис: Британская военно-морская политика в эпоху Гладстона-Дизраэли, 1866–1880. Издательство Стэнфордского университета, 1997, стр. 114. ISBN 0-8047-2981-6
- ^ Фуллер, Ховард Дж. (июнь 2015 г.). « От Хэмптон-Роудс до Спитхеда » . Военно-морская история . 29 (3) – через Военно-морской институт США.
- ^ «The Telegraph - «Пропавший викторианский линкор подлежит восстановлению спустя 150 лет » . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «В поисках затонувшего корабля HMS Captain – на переднем крае подводной археологии» . Ютуб .
Ссылки
[ редактировать ]- Арчибальд, ЭХХ; Рэй Вудворд (илл.) (1971). Металлический боевой корабль Королевского флота 1860–1970 гг . Нью-Йорк: Arco Publishing Co.. ISBN 0-668-02509-3 .
- Баллард, Джорджия, адмирал (1980). Черный боевой флот . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-924-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Браун, Дэвид К. (1997). воина От дредноуту : развитие военного корабля 1860–1905 гг . Барнсли, Великобритания: Chatham Publishing. ISBN 1-86176-022-1 .
- Шено, Роджер и Юджин М. Колесник. Конвея «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press, 1979. ISBN 0-85177-133-5 .
- Фридман, Норман (2018). Британские линкоры викторианской эпохи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-329-0 .
- Фуллер, Говард Дж. Туррет против Бродсайда: анатомия британского военно-морского престижа, революции и катастроф, 1860-1870 гг . Уорик: Гелион и компания, 2020. ISBN 978-1-913336-22-6 .
- Пэдфилд, Питер , «Эра линкора» . Лондон: Военное книжное общество, 1972.
- Престон, Энтони. Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press, 2002. ISBN 0-85177-754-6 .
- Сэндлер, Стэнли «Появление современного крупного корабля» Лондон, Ньюарк, Делавэр, 1979. ISBN 978-0874131192 .
- Линкоры Королевского флота
- Корабли, построенные на реке Мерси
- 1869 кораблей
- Линкоры Великобритании викторианской эпохи
- Морские инциденты, связанные с инженерными сбоями
- Кораблекрушения в Атлантическом океане
- Морские происшествия в сентябре 1870 г.
- Морские инциденты в Испании
- Катастрофы в Атлантическом океане