HMS Монарх (1911)
![]() Монарх на якоре, до 1915 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Монарх |
Тезка | Французский корабль «Монарк» , захваченный в 1747 году. |
Строитель | Армстронг Уитворт , Элсвик |
Заложен | 1 апреля 1910 г. |
Запущен | 30 марта 1911 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 апреля 1912 г. |
Выведен из эксплуатации | 5 мая 1922 г. |
Не работает | Октябрь 1923 г. |
Судьба | Затоплен как мишень, 21 января 1925 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Орион» типа Линкор-дредноут |
Смещение | 21 922 длинных тонны (22 274 т) (нормальная) |
Длина | 581 футов (177,1 м) ( о/а ) |
Луч | 88 футов 6 дюймов (27,0 м) |
Черновик | 31 фут 3 дюйма (9,5 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паротурбинные установки |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 6730 миль (12460 км; 7740 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 738–750 (1914) |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Monarch был вторым из четырех «Орион», типа линкоров-дредноутов построенных для Королевского флота в начале 1910-х годов. Большую часть своей карьеры она провела в составе Домашнего и Великого флотов . Помимо участия в неудавшейся попытке перехватить немецкие корабли, бомбардировавшие Скарборо, Хартлпул и Уитби в конце 1914 года, Ютландской битве в мае 1916 года и безрезультатных действиях 19 августа , ее служба во время Первой мировой войны обычно заключалась в обычном патрулировании. и обучение в Северном море .
После того, как Великий флот был распущен в начале 1919 года, «Монарх» был переведен обратно в состав Флота Метрополии на несколько месяцев, прежде чем он был назначен в Резервный флот . Корабль был выписан на утилизацию в середине 1922 года, но был переоборудован для использования в качестве стационарного учебного корабля . В конце 1923 года «Монарх» был переоборудован в корабль-мишень и затоплен в начале 1925 года.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Корабли класса «Орион» были разработаны в ответ на начало англо-германской гонки военно-морских вооружений и были намного крупнее своих предшественников, «Колосс», класса линкоров и позволяли разместить более крупные, более мощные орудия и более тяжелую броню. В знак признания этих улучшений этот класс иногда называли «супердредноутами» . Корабли имели общую длину 581 фут (177,1 м), ширину 88 футов 6 дюймов (27,0 м) и глубокую осадку 31 фут 3 дюйма (9,5 м). Водоизмещением ( 21 922 длинных тонны 22 274 т) при нормальной нагрузке и 25 596 длинных тонн (26 007 т) при глубокой нагрузке в построенном состоянии; к 1918 году глубокое водоизмещение « Монарха » увеличилось до 28 556 длинных тонн (29 014 т). Ее экипаж на момент постройки насчитывал 738 офицеров и рядовых и 750 по состоянию на 1914 год. [ 1 ]
Класс «Орион» был оснащен двумя комплектами Parsons с прямым приводом паровых турбин , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар, вырабатываемый 18 котлами Ярроу . Турбины имели мощность на валу 27 000 лошадиных сил (20 000 кВт) и предназначались для придания линкорам скорости 21 узел (39 км / ч ; 24 мили в час ). [ 2 ] Во время ходовых испытаний 9 декабря 1911 года «Монарх» достиг максимальной скорости 21,9 узла (40,6 км / ч; 25,2 миль в час) при мощности 32 277 л.с. (24 069 кВт). На кораблях было достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность действия 6730 морских миль (12 460 км; 7740 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 3 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
Класс «Орион» был оснащен десятью казнозарядными (BL) 13,5-дюймовыми (343-мм) орудиями Mark V с гидравлическим приводом в пяти двухорудийных башнях , все на центральной линии. Башни имели обозначения «A», «B», «Q», «X» и «Y» спереди назад. Их вторичное вооружение состояло из 16 4-дюймовых (102-мм) орудий BL Mark VII. Эти орудия были равномерно распределены между носовой и кормовой надстройкой , все в одиночных установках. четыре 3-фунтовые (1,9 дюйма (47 мм)) салютные пушки Также имелись . Корабли были оснащены тремя 21-дюймовыми (533-мм) подводными торпедными аппаратами , по одному на каждом борте и еще одним в корме , для которых было предусмотрено 20 торпед. [ 1 ]
» «Орионы были защищены ватерлинии 12-дюймовым (305-мм) бронепоясом по , который проходил между концевыми барбетами . Их палубы имели толщину от 1 дюйма (25 мм) до 4 дюймов, причем самые толстые части защищали рулевой механизм в корме. Торцы башен главного калибра имели толщину 11 дюймов (279 мм), а башни поддерживались барбетами толщиной 10 дюймов (254 мм). [ 4 ]
Модификации
[ редактировать ]В 1914 году укрытия палубных орудий были заключены в казематы. [ 5 ] а начальник управления огнем был установлен где-то в 1914 году, перед августом, на платформе под обзорной вершиной . [ 6 ] пара 3-дюймовых (76-мм) зенитных орудий К октябрю 1914 года была установлена . Дополнительная палубная броня была добавлена после Ютландского сражения в мае 1916 года. Примерно в то же время с кормовой надстройки были сняты три 4-дюймовые пушки и корабль был модифицирован для работы с воздушными змеями . , взлетная платформа На крыше башни «Б» была установлена которая в 1917–1918 годах распространялась на стволы орудий. К 1921 году в носовой надстройке был установлен дальномер с большим углом обзора. [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
«Монарх» , названный в честь третьеразрядного линейного корабля « Монарк» , захваченного у французов в 1747 году. [ 8 ] был третьим кораблем ее имени, служившим в Королевском флоте. [ 9 ] Корабль был заложен Армстронгом Уитвортом на верфи в Элсвике 1 апреля 1910 года и спущен на воду 30 марта 1911 года. [ 10 ] Он был завершен 31 марта 1912 года, введен в эксплуатацию с частичным экипажем 16 апреля и полностью введен в эксплуатацию 27 апреля. [ 11 ] С учетом вооружения ее стоимость по разным оценкам составляет фунтов стерлингов . 1 888 736 [ 1 ] или 1 886 912 фунтов стерлингов. [ 2 ] «Монарх» был приписан ко 2-й дивизии Флота Метрополии, которая была переименована во 2-ю боевую эскадрилью (BS). 1 мая [ 11 ] Корабль вместе с однотипными кораблями «Тандерер» и «Орион» участвовал в Парламентском военно-морском смотре 9 июля в Спитхеде . Затем они участвовали в учебных маневрах. Три сестры присутствовали со 2-м BS на приеме президента Франции в Раймона Пуанкаре Спитхеде 24 июня 1913 года, а затем участвовали в ежегодных маневрах флота в августе. [ 12 ]

Первая мировая война
[ редактировать ]С 17 по 20 июля 1914 года «Монарх» принял участие в тестовой мобилизации и проверке флота в рамках британского ответа на июльский кризис . Прибыв в Портленд 25 июля, ему было приказано отправиться вместе с остальным флотом метрополии в Скапа-Флоу четыре дня спустя. [ 12 ] для защиты флота от возможного внезапного нападения Императорского флота Германии . [ 13 ] После начала Первой мировой войны в августе Флот метрополии был реорганизован в Большой флот и передан под командование адмирала сэра Джона Джеллико . [ 14 ] 8 августа «Монарх» проводил артиллерийские учения к юго-востоку от Фэр-Айла , когда он был безуспешно атакован торпедой, выпущенной подводной лодкой . Вероятно, это была ложная тревога, поскольку этот район находился слишком далеко к западу от зон патрулирования немецких подводных лодок , чтобы это было вероятно. [ 15 ] SM U-15 , однако, был предложен в качестве кандидата для атаки, хотя на следующий день лодка была затоплена с потерей всех рук, и правда никогда не будет известна. [ 16 ]

Неоднократные сообщения о подводных лодках в Скапа-Флоу привели Джеллико к выводу, что тамошняя оборона неадекватна, и приказал рассредоточить Великий флот по другим базам до тех пор, пока оборона не будет усилена. 16 октября 2-й BS был отправлен в Лох-на-Кил на западном побережье Шотландии. « Берлин Утром 27 октября эскадра отправилась на артиллерийские учения у северного побережья Ирландии, и дредноут Смелый» подорвался на мине , заложенной несколькими днями ранее немецким вооруженным торговым крейсером SS « » . Полагая, что корабль был торпедирован подводной лодкой, остальным дредноутам было приказано покинуть этот район, а более мелкие корабли оказали помощь. Вечером 22 ноября 1914 года Великий флот провел безрезультатную зачистку южной половины Северного моря ; «Монарх» стоял вместе с основными силами в поддержку вице-адмирала Дэвида Битти 1-й эскадры линейных крейсеров . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. [ 17 ]
Бомбардировка Скарборо, Хартлпула и Уитби
[ редактировать ]Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор , содержащий планы немецкого нападения на Скарборо , Хартлпул и Уитби в середине декабря с использованием четырех линейных крейсеров I контр -адмирала фон Хиппера Франца разведывательной группы . В радиосообщениях не упоминалось, что Флот открытого моря с четырнадцатью дредноутами и восемью преддредноутами усилит Хиппер. Корабли обеих сторон покинули свои базы 15 декабря, и британцы намеревались устроить засаду немецким кораблям на обратном пути. Они собрали шесть дредноутов вице-адмирала сэра Джорджа Уоррендера 2-го BS , включая «Монарх» и ее родственные корабли , «Орион» и «Завоеватель» , а также четыре линейных крейсера Битти. [ 18 ]
Прикрывающие силы каждой стороны столкнулись друг с другом ранним утром в темноте и в плохую погоду 16 декабря. Немцы взяли верх в первой перестрелке, серьезно повредив несколько британских эсминцев , но адмирал Фридрих фон Ингеноль , командующий Флотом открытого моря, приказал своим кораблям отвернуться, обеспокоенный возможностью массированной атаки британских эсминцев в свет рассвета. Серия недопониманий и ошибок со стороны британцев позволила кораблям Хиппера избежать столкновения с силами Битти. [ 19 ]
1915–1916
[ редактировать ]
В конце декабря Великий флот провел еще одно безрезультатное зачистку Северного моря, и при попытке войти в Скапа-Флоу при шторме силой 8 баллов и минимальной видимости «Монарх» случайно был протаранлен . «Завоевателем» 27 декабря Первой пришлось неожиданно маневрировать, чтобы избежать охраны у входа, и Завоеватель не смог ее избежать. «Монарх» получил умеренные повреждения кормы и прошел временный ремонт в Скапе, а затем 4 января 1915 года направился в Девонпорт для полного ремонта и снова присоединился к Великому флоту 20 января. [ 20 ]
Вечером 23 января основная часть Великого флота направилась на поддержку линейных крейсеров Битти, но Монарх и остальная часть флота не участвовали в последовавшей битве при Доггер-Бэнке на следующий день . 7–10 марта Великий флот провел зачистку северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз состоялся 16–19 марта. 11 апреля Большой флот провел патрулирование в центральной части Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе состоялось 17–19 апреля, после чего прошли артиллерийские учения у Шетландских островов . 20–21 апреля [ 21 ]
Великий флот провел зачистку центральной части Северного моря 17–19 и 29–31 мая, не встретив ни одного немецкого корабля. 11–14 июня флот провел артиллерийские учения и боевые учения к западу от Шетландских островов. [ 22 ] и дополнительные тренировки на Шетландских островах, которые начнутся 11 июля. 2-й BS провел артиллерийские тренировки в Морей-Ферт 2 августа, а затем вернулся в Скапа-Флоу. 2–5 сентября флот отправился в очередной поход в северную часть Северного моря и провел артиллерийские учения. В течение оставшейся части месяца Великий флот провел многочисленные учения. Корабль вместе с большей частью Великого флота совершил еще один заход в Северное море с 13 по 15 октября. Почти три недели спустя «Монарх» принял участие в еще одной операции по тренировке флота к западу от Оркнейских островов в течение 2–5 ноября и повторил учения в начале декабря. [ 23 ]

Великий флот совершил боевое вылет в ответ на нападение немецких кораблей на британские легкие силы возле Доггер-Бэнка 10 февраля 1916 года, но через два дня его отозвали, когда стало ясно, что немецкие корабли крупнее эсминца не участвовали. 26 февраля флот отправился в круиз по Северному морю; Джеллико намеревался использовать силы Харвича для зачистки Гельголандского залива , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но на следующий день ее пришлось прекратить, поскольку погода стала слишком суровой для сопровождающих эсминцев. В ночь на 25 марта «Монарх» и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже разошлись, и легкому кораблю угрожал сильный шторм , поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Великий Флот провел демонстрацию Риф Хорнс, чтобы отвлечь немцев, пока Императорский флот России восстанавливает свои оборонительные минные поля в Балтийском море . [ 24 ] Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и дозаправился, прежде чем двинуться на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собирались начать рейд на Лоустофт , но прибыли в этот район только после того, как немцы отошли. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [ 25 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, Флот открытого моря, состоящий из шестнадцати дредноутов, шести преддредноутов и кораблей поддержки, покинул Нефритовую бухту рано утром 31 мая. Флот плыл совместно с пятью линейными крейсерами Хиппера. Комната 40 перехватила и расшифровала немецкую радиопередачу, содержащую планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [ 26 ]
31 мая «Монарх» под командованием капитана Джорджа Борретта стал шестым кораблем с начала боевой линии после развертывания. [ 27 ] В ходе первого этапа генерального боя в 18:32 корабль произвел три залпа бронебойно -бойными (БТР) снарядами из своих главных орудий по группе из пяти линкоров, в результате чего одно попадание дредноут СМС Кёниг. вывело из строя 15-сантиметровая (5,9 дюйма) пушка временно вывела из строя три котла и вызвала несколько небольших пожаров. [ Примечание 1 ] В 19:14 она поразила линейный крейсер SMS Lützow на расстоянии 17 300–18 450 ярдов (15 820–16 870 м) пятью залпами БТР и заявила, что оседлала его двумя последними залпами. Лютцова также обстрелял В это время Орион , и сестры получили пять ранений. Они вывели из строя два ее главных орудия, временно отключили питание самой кормовой башни и вызвали изрядное наводнение. Это был последний раз, когда «Монарх» стреляла из своих орудий во время боя, израсходовав в общей сложности пятьдесят три 13,5-дюймовых снаряда БТР. [ 28 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]
18 августа Великий флот совершил вылет, чтобы устроить засаду Флоту открытого моря, пока он продвигался в южную часть Северного моря, но ряд недоразумений и ошибок помешали Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать основными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мин. Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать вылазку, если немецкий флот не попытается вторгнуться в Британию или не будет большой вероятности, что он может быть вынужден вступить в бой при подходящих условиях. [ 29 ]
В апреле 1918 года Флот открытого моря снова совершил боевой вылет, чтобы атаковать британские конвои, направлявшиеся в Норвегию. Во время операции они соблюдали строгую беспроводную тишину, что не позволило криптоаналитикам Комнаты 40 предупредить нового командующего Великим Флотом адмирала Битти. Британцы узнали об операции только после того, как авария на борту линейного крейсера СМС Мольтке заставила ее нарушить радиомолчание, чтобы сообщить немецкому командующему о ее состоянии. Затем Битти приказал Великому флоту выйти в море, чтобы перехватить немцев, но он не смог добраться до Флота открытого моря до того, как он повернул обратно в Германию. [ 30 ] Корабль присутствовал в Росайте , Шотландия, когда 21 ноября там сдался Флот открытого моря. [ 31 ] и она оставалась в составе 2-го BS до 1 марта 1919 года. [ 32 ]
К 1 мая «Монарх» был приписан к 3-му БС Флота Метрополии. [ 33 ] 1 ноября 3-й BS был расформирован, а «Монарх» вместе со своими сестрами был переведен в Резервный флот в Портленде. [ 34 ] К 18 марта 1920 года корабль был переведен обратно в Портсмут. [ 35 ] Летом 1920 и 1921 годов он был временно повторно введен в эксплуатацию для переправки войск в Средиземное море и обратно. 5 мая 1922 года «Монарх» был погашен и внесен в список утилизации в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора . Выставленный на продажу в августе, корабль позже был отозван и прикреплен к артиллерийской школе в Верноне в качестве остова . [ 36 ]

«Монарх» был выплачен 13 июня 1923 года, и он был переоборудован в корабль-мишень на верфи HM Dockyard в Портсмуте. [ 37 ] в октябре 1923 года. [ 38 ] Копия подводной бортовой защиты «Нельсон» линкоров класса , добавленная для проверки взрывных эффектов больших бомб, детонирующих рядом с корпусом. Устройство, состоящее из 2081 фунта (944 кг) тротила (представляющего взрывчатку в авиабомбе массой 4000 фунтов (1800 кг)), было взорвано на глубине 40 футов (12,2 м) и 7 футов 6 дюймов (2,3 м) от ее сторона. Несмотря на повреждения, конструкция после испытания осталась водонепроницаемой. сбросили на корабль боевые бомбы разных размеров, В следующем году бомбардировщики Airco DH.9A но без особого эффекта. Затем бомбы были установлены и взорваны внутри, чтобы оценить их последствия. [ 39 ] 20 января 1925 года «Монарх» был отбуксирован из Плимута буксирами верфи в Хердс -Дип в Ла-Манше , примерно в 50 морских милях (93 км; 58 миль) к югу от островов Силли . 21 января на нее напала волна бомбардировщиков Королевских ВВС , в результате чего произошло несколько попаданий; за этим последовали четыре C-класса, легких крейсера стрелявшие шестидюймовыми (152-мм) снарядами, и эсминец Vectis , использовавший свои 4-дюймовые орудия. В финале быстроходные линкоры Hood и Repulse и пять Revenge линкоров класса открыли огонь из 15-дюймовых (381-мм) орудий. Число попаданий в «Монарх» неизвестно, но после девяти часов обстрела он окончательно затонул в 22:00. [ 40 ] после финального удара Revenge . [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Берт, с. 136
- ^ Jump up to: а б Паркс, с. 525
- ^ Берт, стр. 136, 139–40.
- ^ Берт, стр. 134, 136, 139.
- ^ Фридман, с. 123
- ^ «HMS Monarch (1910)» . Проект «Дредноут» . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ Берт, стр. 140, 142; Фридман, стр. 123, 198–200, 205.
- ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 252
- ^ Колледж, с. 231
- ^ Престон, с. 28
- ^ Jump up to: а б Берт, с. 146
- ^ Jump up to: а б Берт, стр. 146, 148, 150.
- ^ Мэсси, с. 19
- ^ Престон, с. 32
- ^ Голдрик, с. 89
- ^ Шоуэлл, с. 41
- ^ Голдрик, с. 156; Джеллико, стр. 143–44, 148, 163–65.
- ^ Таррант, стр. 28–30.
- ^ Голдрик, стр. 200–14.
- ^ Берт, стр. 146, 148; Голдрик, с. 242
- ^ Джеллико, стр. 194–196, 206, 211–212
- ^ Джеллико, стр. 217–219, 221–222
- ^ Джеллико, стр. 228, 234–235, 243, 246, 250, 253, 257–258
- ^ Джеллико, стр. 270–271, 275, 279–280, 284, 286
- ^ Джеллико, стр. 286–290
- ^ Таррант, стр. 54–55, 57–58.
- ^ Корбетт, карта на фронтисписе и стр. 428
- ^ Кэмпбелл, стр. 156, 188, 193, 209, 218–20, 346–47.
- ^ Халперн, стр. 330–32.
- ^ Халперн, стр. 418–20.
- ^ «Операция ЗЗ» . Проект «Дредноут» . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, команды флаг-офицера и т. д.» . Национальная библиотека Шотландии . Адмиралтейство. 1 марта 1919 г. с. 10 . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, команды флаг-офицера и т. д.» . Национальная библиотека Шотландии . Адмиралтейство. 1 мая 1919 г. с. 12 . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ «Список ВМФ» (PDF) . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Канцелярия Его Величества . 18 декабря 1919 г., стр. 694, 709 . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ «Список ВМФ» (PDF) . Национальная библиотека Шотландии . Лондон: Канцелярия Его Величества . 18 марта 1920 г., стр. 707а . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Берт, с. 148
- ^ «HMS Monarch будет потоплен» . Лондонская «Таймс» . № 43781. 13 октября 1924 г. Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Берт, с. 142
- ^ Браун, стр. 20, 23–24.
- ^ «Затопление HMS Monarch» . Лондонская «Таймс» . № 43866. 22 января 1925 г. Проверено 11 марта 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (2000). От Нельсона до авангарда: проектирование и разработка военного корабля 1923–1945 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-55750-492-Х .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Корбетт, Джулиан (1997). Военно-морские операции . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. III (перепечатка второго изд. 1940 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей совместно с Battery Press. ISBN 1-870423-50-Х .
- Фридман, Норман (2015). Британский линкор 1906–1946 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-225-7 .
- Голдрик, Джеймс (2015). Перед Ютландией: Морская война в водах Северной Европы, август 1914 г. – февраль 1915 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-349-9 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 13614571 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-679-45671-6 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior 1860 - Vanguard 1950: История проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Шоуэлл, Джек Маллманн (2006). Век подводных лодок: немецкая подводная война 1906–2006 гг . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-241-0 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-917-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Палуба HMS Monarch с высоты птичьего полета ( морской инженер и военно-морской архитектор , декабрь 1911 г.)
- Проект списков экипажа Ютландской битвы - HMS Monarch Список экипажа