Финский миноносец S2
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Заказал | 1898 |
Запущен | 26 июня 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | Сентябрь 1901 г. |
Судьба | Захвачен Финляндией в 1918 году. |
![]() | |
Имя | С2 |
Введен в эксплуатацию | 1918 |
Судьба | Потерян во время шторма 4 октября 1925 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Сокол» класса Торпедный катер |
Смещение | 290 тонн |
Длина | 57,9 м (190 футов) |
Луч | 5,6 м (18 футов) |
Черновик | 1,7 м (5,6 футов) |
Движение | две паровые машины, четыре котла Ярроу , 3800 л.с. |
Скорость | 27 узлов (50 км/ч) |
Диапазон | 550 морских миль (1020 км) при скорости 15 узлов. |
Дополнить | 53 (52 на российской службе) |
Вооружение |
|
S2 (бывший «Прозорливый» и бывший «Гагара» на вооружении России) — финский «Сокол» класса торпедный катер , захваченный у русских после гражданской войны в Финляндии в 1918 году. Он затонул во время сильного шторма 4 октября 1925 года, забрав с собой весь экипаж из 53 человек.
Фон
[ редактировать ]
В период с 1900 по 1908 год русские построили 25 торпедных катеров класса «Сокол» для российского Балтийского флота. «Сокол» ( Сокол ) по-русски означает «Сокол» ). Четвертый корабль этого класса, » «Гагара , был построен на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге и имел строительный номер 102.
корабль был переименован Прозорливый « . » 9 марта 1902 года в В 1911 году он использовался как траулер, но когда началась Первая мировая война, его приняли на вооружение в качестве тральщика и базировали в финском порту. [ 1 ]
Война складывалась для русских плохо, и российский флот восстал. Восстания вскоре распространились по стране, и Финляндии удалось в этой суматохе обеспечить свою независимость от России. Однако напряженность все еще оставалась высокой, и вскоре после провозглашения независимости в Финляндии разразилась гражданская война. Социалисты ( красные ) и несоциалисты ( белые ) столкнулись. Части российского Балтийского флота все еще стояли в финских гаванях, и русские моряки симпатизировали социалистической стороне. Однако финские красные столкнулись с жестким давлением со стороны белых , у которых было лучшее военное руководство. Немецкие войска, высадившиеся на юге Финляндии – в тылу красных – окончательно сломили красных боевой дух .
Русский флот в Хельсинки запаниковал, когда немцы выступили против Хельсинки. Им удалось заключить сделку с немцами, которая позволила им уйти в Россию. Однако вернуться в Россию удалось лишь самым крупным кораблям из-за суровых ледовых условий Финского залива . Многочисленные суда остались для захвата белыми и немецкими войсками. 13 апреля «Прозорливый» был завоеван белыми и передан в состав ВМФ Финляндии вместе со своими пятью однотипными кораблями ( «Ряный» (позже S1 ), «Послишний» ( S3 ), «Резвий» ( S4 ), «Подвижный» ( S5 ) и № 212 ( С6 )).
Прозорливый прослужил более семи лет в финском флоте. В первые годы своей жизни она поддерживала британские операции против большевистского флота. В соответствии с Тартуским договором 1920 года три корабля типа «Сокол» были возвращены Советскому Союзу в 1922 году. Планировалось также «Прозорливый» передать , но стареющий корабль был продан Финляндии, куда он был включен. в финском флоте. «Прозорливый» был переименован в S2 в 1922 году и продолжал служить флоту до 4 октября 1925 года, когда погиб в море со всеми руками. Гибель S2 является крупнейшей аварией мирного времени в финском флоте и потрясла как флот, так и страну. Катастрофа стала главным катализатором масштабной программы обновления финского флота.
Последний путь торпедного катера S2
[ редактировать ]Одной из ежегодных традиций ВМФ Финляндии стал визит военно-морских сил в финские прибрежные города вдоль Ботнического залива , поездка одновременно служила тренировкой для моряков-срочников. В 1925 году в одно такое путешествие отправились канонерские лодки «Клас Хорн» и «Хямеэнмаа» , а также торпедные катера S1 и S2 . План состоял в том, чтобы посетить все прибрежные города вплоть до Торнио , и 3 октября 1925 года группа начала путь из Уусикаупунки в Ваасу. Они ехали в строю с одним кабеллэнгдом ( 1/10 (22 км/ч; 14 миль в (0,19 км; 0,12 мили)) внутреннего расстояния и морской мили на скорости 12 узлов час). S2 располагался дальше всего в строю.
Поначалу все шло по плану, но по мере продвижения ветер начал усиливаться и позже перерос в сильный шторм, создавший трудности для кораблей. Экипажам пришлось увеличить внутреннее расстояние между кораблями, а также они были вынуждены снизить скорость.
Шторм окончательно рассеял строй, когда они достигли параллели Пори . Клас Хорн , который был головным кораблем соединения, развернулся против ветра и направился к шведскому побережью, за ним последовал Хямеенмаа . Торпедные катера пытались следовать за более крупными судами, но из-за высоких волн отставали. Среди ночи скорость ветра достигла ураганной силы 48–55 м/с (от 173 до 198 километров в час (от 107 до 123 миль в час; от 93 до 107 узлов)), 12 баллов по шкале Бофорта . [ 2 ]
Бурное море создавало большие проблемы миноносцам, когда их гребные винты были подняты слишком близко к поверхности. Это снизило их эффективность, а ухудшило ситуацию тот факт, что были S2 подшипники изношены, что вызвало сильную вибрацию корабля и грозило открыть течь в месте прохождения вала через корпус. Оба миноносца начали набирать воду в открытом море. В основном это произошло за счет строительства надстройки. Уголь также медленно заканчивался, поскольку из-за открытого моря экипажу приходилось загружать в котлы больше, чем обычно. Командир флотилии Клас Хорн подал сигнал бедствия от имени торпедных катеров. Спасательное судно «Протектор» , находившееся в Ваасе, приняло сигнал бедствия через финский штаб в Хельсинки, сообщение также приняло шведское спасательное судно « Гелиос» . Оба пообещали, что придут на помощь.
Вскоре кораблям соединения был отдан приказ идти своим ходом в ближайшую доступную гавань. Канонерский катер «Клас Хорн» направился к шведскому побережью, канонерский катер «Хямеенмаа» направился в Ваасу, а торпедный катер S1 едва добрался до Мянтюлуото возле Пори. Когда она приехала туда, у нее осталось всего несколько угольков. S2 также пытался отправиться в Пори, но двигатели и насосы не смогли полноценно работать, и утечка усилилась. Также казалось, что спасение было слишком далеко. Земля была в пределах видимости, и радист S2 почти до момента катастрофы находился на связи с радиостанцией в Ваасе. Последнее сообщение с корабля пришло в 13.23, всего за две минуты до того, как он затонул. Ответ радиста S2 на звонок из Ваасы был кратким: «Я сейчас не могу работать».
Авария
[ редактировать ]
Лоцманская станция в Репосаари наблюдала за борьбой корабля в водах между Оутори и маяком Сяппи . Высокие волны заставили корабль сильно раскачиваться, пока прибой не накатился на корабль. Лоцманская станция ненадолго увидела корабль (когда он, вероятно, перевернулся), но в 13.25 он исчез из поля зрения. Позже летчики узнали, что именно торпедный катер С2 они наблюдали . В результате катастрофы погиб экипаж миноносца из 53 человек.
Потеря S2 стала большим потрясением для нации и молодого флота. Последовали интенсивные дебаты о первопричинах. Для выяснения причин катастрофы была назначена следственная группа. В месте затопления морское дно резко поднимается и образует резкие прибои, особенно при ветре с запада или северо-запада. Позже это было признано основной причиной катастрофы. Кроме того, на старых русских кораблях мореходные качества еще не были полностью исследованы. Например, для этого типа не было таблиц стабилизации и расчетов балласта.
Расследование также установило, что экипаж не получил обновленных данных о погоде, хотя они имелись. Особую критику следователи подвергли руководству командира формирования Юрьё Рооса. Роос имел репутацию очень упрямого человека, вероятно, он пытался переправить все корабли в Ваасу, где их ждали на следующий день. Приказ покинуть строй был отдан очень поздно, и когда он был отдан, он был очень неясен. Капитаны всех кораблей интерпретировали это по-разному. По мнению общественности, Роос должен был стать козлом отпущения за потерю S2 .
Год спустя командующий Роос находился в обычном путешествии на одном из катеров ВМФ в Орё . По прибытии Роос был найден мертвым в своей каюте. Следствие установило, что он умер от отравления угарным газом из-за неисправной выхлопной трубы. Однако этот инцидент породил различные теории заговора. [ 3 ]
Спасение судна
[ редактировать ]Корабль был найден в июне 1926 года, и Министерство обороны немедленно приступило к планированию спасательной операции. S2 лежал вверх дном на глубине всего 15 метров (50 футов), и считалось, что операция по его подъему не составит большого труда. Спасатели сначала попытались поднять корабль, накачивая воздух в корпус. Это подняло носовую часть на поверхность, но кормовая часть надежно застряла в донной иле. Они пытались ослабить его, направляя на грязь струи воды под высоким давлением, но безуспешно.
Вскоре у Министерства обороны закончились деньги на операцию, и оно передало эту работу частной компании. Они тоже закачали воздух в корпус, чтобы поднять его, и протянули под кораблем тросы, чтобы поднять его. Через десять дней, 5 августа 1926 года, корабль всплыл на поверхность и поплыл с помощью понтонов.
Судно было доставлено в гавань Репосаари в Пори, где его перевернули, опорожнили и подвергли первоначальному исследованию. Внутри корпуса нашли тела 23 членов экипажа, которые были вывезены на берег. Затем S2 был доставлен в Хельсинки, где было проведено более тщательное расследование. После расследования корабль был списан.
Влияние катастрофы
[ редактировать ]Потеря S2 в свое время вызвала громкие заголовки газет и расстроила как население в целом, личный состав ВМС Финляндии, так и финских моряков. Авария и последовавшие за ней дебаты привели к созданию в 1926 году Ассоциации военно-морских сил Финляндии (сегодня организация называется Финским морским обществом ). Эта организация занималась вопросом обновления флота и оказала большое влияние на решение по новому Закону о флоте, принятому в 1927 году. Этот закон привел к реквизиции прибрежных броненосцев «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен» , подводному флоту и покупке новых Торпедные катера 1930-х годов. [ 4 ]
23 тела, обнаруженные внутри корабля, были похоронены на могильнике Репосаари в совместной могиле 15 августа 1926 года. Год спустя в церкви Репосаари была воздвигнута статуя над погибшими моряками. Статую выполнил скульптор Вяйнё Аалтонен .
День катастрофы ежегодно вспоминают и ВМС Финляндии.
Корабли этого класса в составе ВМС Финляндии
[ редактировать ]Имя | Период обслуживания в финском флоте |
---|---|
С1 | 1918–1930 |
С2 | 1918–1925 (†) |
S3 | 1918–1922 ( * ) |
С4 | 1918–1922 ( * ) |
С5 | 1918–1944 |
S6 | 1918–1922 ( * ) |
† затонул 4 октября 1925 г. * возвращен Советскому Союзу в 1922 г. в соответствии с Тартуским договором 1920 г. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Миноносцы, Эскадренные мининосцы, Лидеры, БРК" . Navsource.narod.ru . Retrieved 2013-10-24 .
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «S-2: Юрьё Роос: Каскё Тайднинг» . Kaslib.fi. 18 августа 1926 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 24 октября 2013 г.
- ^ «Торпедный катер С 2» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2005 года . Проверено 8 ноября 2006 г.
Источники
[ редактировать ]
- (на шведском языке) Память торпедного катера S2. Ежегодник ВМФ Финляндии 2. Шилдтс 1925.
- (на финском языке) Torpedovene S2:n tuho 4.10.1925
- (на финском языке) Журнал Финской ассоциации ветеранов войны, 5/2005, стр. 20. [ постоянная мертвая ссылка ]
- (на финском) Финская страница о затонувших кораблях.