Jump to content

Финский миноносец S2

История
Российская Империя
Имя
  • Гагара (Гагара) (1901–1902)
  • Prozorlivy (Прозорливый) (1902–1918)
Заказал 1898
Запущен 26 июня 1899 г.
Введен в эксплуатацию Сентябрь 1901 г.
Судьба Захвачен Финляндией в 1918 году.
Финляндия
Имя С2
Введен в эксплуатацию 1918
Судьба Потерян во время шторма 4 октября 1925 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Сокол» класса Торпедный катер
Смещение 290 тонн
Длина 57,9 м (190 футов)
Луч 5,6 м (18 футов)
Черновик 1,7 м (5,6 футов)
Движение две паровые машины, четыре котла Ярроу , 3800 л.с.
Скорость 27 узлов (50 км/ч)
Диапазон 550 морских миль (1020 км) при скорости 15 узлов.
Дополнить 53 (52 на российской службе)
Вооружение
  • 1901–1912:
  • 1 × 75 мм/50
  • 3 × 47 мм
  • 2 × 381-мм торпедных аппарата
  • 1912–1925:
  • 2 × 75 мм/50
  • 2 × пулемета
  • 2 × 456-мм торпедных аппарата
  • 14–18 мин

S2 (бывший «Прозорливый» и бывший «Гагара» на вооружении России) — финский «Сокол» класса торпедный катер , захваченный у русских после гражданской войны в Финляндии в 1918 году. Он затонул во время сильного шторма 4 октября 1925 года, забрав с собой весь экипаж из 53 человек.

«Сокол» . Миноносный катер класса

В период с 1900 по 1908 год русские построили 25 торпедных катеров класса «Сокол» для российского Балтийского флота. «Сокол» ( Сокол ) по-русски означает «Сокол» ). Четвертый корабль этого класса, » «Гагара , был построен на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге и имел строительный номер 102.

корабль был переименован Прозорливый « . » 9 марта 1902 года в В 1911 году он использовался как траулер, но когда началась Первая мировая война, его приняли на вооружение в качестве тральщика и базировали в финском порту. [ 1 ]

Война складывалась для русских плохо, и российский флот восстал. Восстания вскоре распространились по стране, и Финляндии удалось в этой суматохе обеспечить свою независимость от России. Однако напряженность все еще оставалась высокой, и вскоре после провозглашения независимости в Финляндии разразилась гражданская война. Социалисты ( красные ) и несоциалисты ( белые ) столкнулись. Части российского Балтийского флота все еще стояли в финских гаванях, и русские моряки симпатизировали социалистической стороне. Однако финские красные столкнулись с жестким давлением со стороны белых , у которых было лучшее военное руководство. Немецкие войска, высадившиеся на юге Финляндии – в тылу красных окончательно сломили красных боевой дух .

Русский флот в Хельсинки запаниковал, когда немцы выступили против Хельсинки. Им удалось заключить сделку с немцами, которая позволила им уйти в Россию. Однако вернуться в Россию удалось лишь самым крупным кораблям из-за суровых ледовых условий Финского залива . Многочисленные суда остались для захвата белыми и немецкими войсками. 13 апреля «Прозорливый» был завоеван белыми и передан в состав ВМФ Финляндии вместе со своими пятью однотипными кораблями ( «Ряный» (позже S1 ), «Послишний» ( S3 ), «Резвий» ( S4 ), «Подвижный» ( S5 ) и № 212 ( С6 )).

Прозорливый прослужил более семи лет в финском флоте. В первые годы своей жизни она поддерживала британские операции против большевистского флота. В соответствии с Тартуским договором 1920 года три корабля типа «Сокол» были возвращены Советскому Союзу в 1922 году. Планировалось также «Прозорливый» передать , но стареющий корабль был продан Финляндии, куда он был включен. в финском флоте. «Прозорливый» был переименован в S2 в 1922 году и продолжал служить флоту до 4 октября 1925 года, когда погиб в море со всеми руками. Гибель S2 является крупнейшей аварией мирного времени в финском флоте и потрясла как флот, так и страну. Катастрофа стала главным катализатором масштабной программы обновления финского флота.

Последний путь торпедного катера S2

[ редактировать ]

Одной из ежегодных традиций ВМФ Финляндии стал визит военно-морских сил в финские прибрежные города вдоль Ботнического залива , поездка одновременно служила тренировкой для моряков-срочников. В 1925 году в одно такое путешествие отправились канонерские лодки «Клас Хорн» и «Хямеэнмаа» , а также торпедные катера S1 и S2 . План состоял в том, чтобы посетить все прибрежные города вплоть до Торнио , и 3 октября 1925 года группа начала путь из Уусикаупунки в Ваасу. Они ехали в строю с одним кабеллэнгдом ( 1/10 (22 км/ч; 14 миль в (0,19 км; 0,12 мили)) внутреннего расстояния и морской мили на скорости 12 узлов час). S2 располагался дальше всего в строю.

Поначалу все шло по плану, но по мере продвижения ветер начал усиливаться и позже перерос в сильный шторм, создавший трудности для кораблей. Экипажам пришлось увеличить внутреннее расстояние между кораблями, а также они были вынуждены снизить скорость.

Шторм окончательно рассеял строй, когда они достигли параллели Пори . Клас Хорн , который был головным кораблем соединения, развернулся против ветра и направился к шведскому побережью, за ним последовал Хямеенмаа . Торпедные катера пытались следовать за более крупными судами, но из-за высоких волн отставали. Среди ночи скорость ветра достигла ураганной силы 48–55 м/с (от 173 до 198 километров в час (от 107 до 123 миль в час; от 93 до 107 узлов)), 12 баллов по шкале Бофорта . [ 2 ]

Бурное море создавало большие проблемы миноносцам, когда их гребные винты были подняты слишком близко к поверхности. Это снизило их эффективность, а ухудшило ситуацию тот факт, что были S2 подшипники изношены, что вызвало сильную вибрацию корабля и грозило открыть течь в месте прохождения вала через корпус. Оба миноносца начали набирать воду в открытом море. В основном это произошло за счет строительства надстройки. Уголь также медленно заканчивался, поскольку из-за открытого моря экипажу приходилось загружать в котлы больше, чем обычно. Командир флотилии Клас Хорн подал сигнал бедствия от имени торпедных катеров. Спасательное судно «Протектор» , находившееся в Ваасе, приняло сигнал бедствия через финский штаб в Хельсинки, сообщение также приняло шведское спасательное судно « Гелиос» . Оба пообещали, что придут на помощь.

Вскоре кораблям соединения был отдан приказ идти своим ходом в ближайшую доступную гавань. Канонерский катер «Клас Хорн» направился к шведскому побережью, канонерский катер «Хямеенмаа» направился в Ваасу, а торпедный катер S1 едва добрался до Мянтюлуото возле Пори. Когда она приехала туда, у нее осталось всего несколько угольков. S2 также пытался отправиться в Пори, но двигатели и насосы не смогли полноценно работать, и утечка усилилась. Также казалось, что спасение было слишком далеко. Земля была в пределах видимости, и радист S2 почти до момента катастрофы находился на связи с радиостанцией в Ваасе. Последнее сообщение с корабля пришло в 13.23, всего за две минуты до того, как он затонул. Ответ радиста S2 на звонок из Ваасы был кратким: «Я сейчас не могу работать».

Торпедный катер S2 со своими однотипными кораблями

Лоцманская станция в Репосаари наблюдала за борьбой корабля в водах между Оутори и маяком Сяппи . Высокие волны заставили корабль сильно раскачиваться, пока прибой не накатился на корабль. Лоцманская станция ненадолго увидела корабль (когда он, вероятно, перевернулся), но в 13.25 он исчез из поля зрения. Позже летчики узнали, что именно торпедный катер С2 они наблюдали . В результате катастрофы погиб экипаж миноносца из 53 человек.

Потеря S2 стала большим потрясением для нации и молодого флота. Последовали интенсивные дебаты о первопричинах. Для выяснения причин катастрофы была назначена следственная группа. В месте затопления морское дно резко поднимается и образует резкие прибои, особенно при ветре с запада или северо-запада. Позже это было признано основной причиной катастрофы. Кроме того, на старых русских кораблях мореходные качества еще не были полностью исследованы. Например, для этого типа не было таблиц стабилизации и расчетов балласта.

Расследование также установило, что экипаж не получил обновленных данных о погоде, хотя они имелись. Особую критику следователи подвергли руководству командира формирования Юрьё Рооса. Роос имел репутацию очень упрямого человека, вероятно, он пытался переправить все корабли в Ваасу, где их ждали на следующий день. Приказ покинуть строй был отдан очень поздно, и когда он был отдан, он был очень неясен. Капитаны всех кораблей интерпретировали это по-разному. По мнению общественности, Роос должен был стать козлом отпущения за потерю S2 .

Год спустя командующий Роос находился в обычном путешествии на одном из катеров ВМФ в Орё . По прибытии Роос был найден мертвым в своей каюте. Следствие установило, что он умер от отравления угарным газом из-за неисправной выхлопной трубы. Однако этот инцидент породил различные теории заговора. [ 3 ]

Спасение судна

[ редактировать ]

Корабль был найден в июне 1926 года, и Министерство обороны немедленно приступило к планированию спасательной операции. S2 лежал вверх дном на глубине всего 15 метров (50 футов), и считалось, что операция по его подъему не составит большого труда. Спасатели сначала попытались поднять корабль, накачивая воздух в корпус. Это подняло носовую часть на поверхность, но кормовая часть надежно застряла в донной иле. Они пытались ослабить его, направляя на грязь струи воды под высоким давлением, но безуспешно.

Вскоре у Министерства обороны закончились деньги на операцию, и оно передало эту работу частной компании. Они тоже закачали воздух в корпус, чтобы поднять его, и протянули под кораблем тросы, чтобы поднять его. Через десять дней, 5 августа 1926 года, корабль всплыл на поверхность и поплыл с помощью понтонов.

Судно было доставлено в гавань Репосаари в Пори, где его перевернули, опорожнили и подвергли первоначальному исследованию. Внутри корпуса нашли тела 23 членов экипажа, которые были вывезены на берег. Затем S2 был доставлен в Хельсинки, где было проведено более тщательное расследование. После расследования корабль был списан.

Влияние катастрофы

[ редактировать ]

Потеря S2 в свое время вызвала громкие заголовки газет и расстроила как население в целом, личный состав ВМС Финляндии, так и финских моряков. Авария и последовавшие за ней дебаты привели к созданию в 1926 году Ассоциации военно-морских сил Финляндии (сегодня организация называется Финским морским обществом ). Эта организация занималась вопросом обновления флота и оказала большое влияние на решение по новому Закону о флоте, принятому в 1927 году. Этот закон привел к реквизиции прибрежных броненосцев «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен» , подводному флоту и покупке новых Торпедные катера 1930-х годов. [ 4 ]

23 тела, обнаруженные внутри корабля, были похоронены на могильнике Репосаари в совместной могиле 15 августа 1926 года. Год спустя в церкви Репосаари была воздвигнута статуя над погибшими моряками. Статую выполнил скульптор Вяйнё Аалтонен .

День катастрофы ежегодно вспоминают и ВМС Финляндии.

Корабли этого класса в составе ВМС Финляндии

[ редактировать ]
Имя Период обслуживания
в финском флоте
С1 1918–1930
С2 1918–1925 (†)
S3 1918–1922 ( * )
С4 1918–1922 ( * )
С5 1918–1944
S6 1918–1922 ( * )
† затонул 4 октября 1925 г.
* возвращен Советскому Союзу в 1922 г. в соответствии с Тартуским договором 1920 г.
  1. ^ "Миноносцы, Эскадренные мининосцы, Лидеры, БРК" . Navsource.narod.ru . Retrieved 2013-10-24 .
  2. ^ [1] [ мертвая ссылка ]
  3. ^ «S-2: Юрьё Роос: Каскё Тайднинг» . Kaslib.fi. 18 августа 1926 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 24 октября 2013 г.
  4. ^ «Торпедный катер С 2» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2005 года . Проверено 8 ноября 2006 г.

Источники

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a722eea8c941493023325cecb4bcff4__1692435840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/f4/3a722eea8c941493023325cecb4bcff4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Finnish torpedo boat S2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)