Конечная битва
Конечная битва | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой китайско-японской войны. | |||||||
![]() Чосен Хото кайсен но дзу , Кобаяси Киётика | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
3 защищенных крейсера |
1 защищенный крейсер 2 канонерские лодки 1 транспортный корабль | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 защищенный крейсер поврежден |
1100 убитых и раненых 1 канонерская лодка уничтожена 1 канонерская лодка захвачена 1 транспортный корабль затонул 1 защищенный крейсер поврежден |
Битва при Пунгдо (яп. Хото-оки кайсен ( 豊島沖海戦 ) ) — первое морское сражение Первой китайско-японской войны . Это произошло 25 июля 1894 года у побережья Асана , Чхунчхоннамдо , Корея , между крейсерами Императорского флота Японии и компонентами китайского флота Бэйян . И Китай , и Япония вмешались в Корею против крестьянской революции Донхак . В то время как Китай пытался сохранить свои сюзеренские отношения с Кореей, Япония хотела расширить свою сферу влияния .
Обе страны уже направили войска в Корею по просьбе различных фракций внутри корейского правительства. Китайские войска из армии Хуай , дислоцированные в Асане, к югу от Сеула , насчитывавшие в начале июля 3000 человек, могли эффективно снабжаться только по морю через залив Асан. План Японии заключался в том, чтобы заблокировать вход в залив Асан, в то время как ее сухопутные войска двинулись по суше, чтобы окружить китайский отряд в Асане до того, как по морю прибудет подкрепление.
Фон
[ редактировать ]В первые месяцы 1894 года восстание Донхак вспыхнуло на юге Кореи и вскоре распространилось на остальную часть страны, угрожая самой корейской столице Сеулу . С начала мая китайцы предприняли шаги по подготовке к мобилизации своих сил в провинциях Чжили , Шаньдун и в Маньчжурии в связи с напряженной ситуацией на Корейском полуострове. [ 1 ] Эти действия были запланированы скорее как вооруженная демонстрация с целью укрепления позиций Китая в Корее, а не как подготовка к войне с Японией. [ 1 ] 3 июня китайское правительство приняло просьбу корейского правительства отправить войска для помощи в подавлении восстания и проинформировало японцев о своих действиях. Было принято решение отправить 2500 человек под командованием генерала Е Чжичао в гавань Асана , примерно в 70 км (43 мили) от Сеула. Войска, направлявшиеся в Корею, отплыли на трех пароходах, зафрахтованных китайским правительством, и прибыли в Асан 9 июня. 25 июня прибыли еще 400 военнослужащих. Следовательно, к концу июня под командованием Е Чжичао в Асане было около 2900 солдат. [ 1 ]
С самого начала за развитием событий в Корее внимательно следили в Токио. Японское правительство быстро убедилось, что восстание Донхак приведет к китайской интервенции в Корее. В результате, вскоре после того, как стало известно о просьбе корейского правительства о китайской военной помощи, все японские военные корабли, находившиеся в окрестностях, были немедленно направлены в Пусан и Чемульпо . [ 1 ] К 9 июня Ямато , Цукуси , Акаги , Мацусима и Тиёда последовательно зашли в Чемульпо, а Такао прибыл в Пусан. [ 2 ] Отряд из 420 моряков, отобранный из экипажей японских военных кораблей, стоявших на якоре в Чемпуло, был немедленно отправлен в Сеул и в тот же день сумел войти в город. Там они временно служили противовесом китайским войскам, стоявшим лагерем в Асане. [ 3 ] Одновременно японское правительство приняло решение отправить в Чемульпо усиленную бригаду (9-ю бригаду 5-й дивизии ) под командованием генерала Осимы Ёсимасы . Всего со вспомогательными частями в усиленной бригаде насчитывалось около 8000 военнослужащих. [ 4 ] Первый батальон прибыл в Корею 12 июня, сменив на следующий день моряков в Сеуле. Остальная часть усиленной бригады к 27 июня была переброшена в Чемульпо. [ 4 ]
Японцы были готовы вывести бригаду под командованием генерала Осимы, если китайцы сначала покинут Асан. [ 4 ] Однако, когда 16 июля 8000 китайских солдат высадились у устья реки Тэдонг для усиления китайских войск, дислоцированных в Пхеньяне , японцы предъявили Ли Хунчжану ультиматум, пригрозив принять меры, если в Корею будут отправлены какие-либо дополнительные войска. В результате генерал Осима в Сеуле и командиры японских военных кораблей в корейских водах получили приказ начать военные действия, если в Корею будут отправлены еще какие-либо китайские войска. [ 4 ]
Несмотря на этот запрет, Ли, вероятно, подозревал, что японцы блефуют и пытались оценить готовность Китая пойти на уступки. [ 4 ] Поэтому он решил усилить силы генерала Е в Асане дополнительными 2500 военнослужащими, которые были погружены в Дагу на борт трех зафрахтованных транспортных средств. Первые два из них, «Ирен» и «Фей Чинг» , насчитывали в общей сложности 1300 военнослужащих и прибыли в Асан в ночь с 23 на 24 июля в сопровождении в корейских водах крейсера « Цзиюань» и торпедной канонерской лодки «Кванъи» . небольшой крейсер «Вэйюань» Кроме того, в Чемульпо стоял . В то же время ранним утром 23 июля японцы взяли под свой контроль Королевский дворец в Сеуле и заключили в тюрьму короля Годжона , вынудив его отказаться от связей с Китаем. [ 5 ]
Японская стратегия
[ редактировать ]Планируя усилить свои силы в Корее, Императорский флот Японии передислоцировал основной компонент Объединенного флота в корейские воды, поскольку стоявшие там в то время корабли «Яэяма» , «Мусаси» и «Осима » считались недостаточными для предотвращения высадки китайских подкреплений в Асане. , [ 6 ] и в случае начала военных действий не сможет оказать поддержку японским войскам на Корейском полуострове. Следовательно, 23 июля пятнадцать крупных военных кораблей и семь торпедных катеров под командованием вице-адмирала Ито покинули Сасебо и направились в Кунсан на западном побережье Кореи. [ 6 ] Кунсан, выбранный из-за своего стратегического положения и телеграфной связи с Японией, должен был стать временной военно-морской базой японского флота. [ 6 ]
Летучая эскадра под командованием контр-адмирала Цубои в составе крейсеров «Ёсино» , «Акицусима» и «Нанива » была выделена из основного флота для встречи с крейсером «Яэяма» и канонерской лодкой «Осима» , стоявшими в Чемульпо, недалеко от острова Пунгдо . Вместе они должны были патрулировать западное побережье и не допустить высадки китайского подкрепления. [ 6 ] Мусаси , который также находился в Чемульпо, не должен был присоединяться к патрулю, а вместо этого сопровождал основной флот в Гунсане. Однако приказы, телеграфированные командирам трех кораблей в Чемульпо, так и не были доставлены, поскольку телеграфная линия была прервана Донгаками . В результате Яэяма и Осима остались в Чемульпо, не зная о приказе о встрече с Летной эскадрильей. [ 6 ]
Китайская стратегия
[ редактировать ]В связи с ростом напряженности из-за ситуации на полуострове китайское правительство в конце июля зафрахтовало три британских парохода для доставки подкреплений в Корею, чтобы укрепить свои позиции там. [ 7 ] Три военных корабля сопровождали крейсер «Цзиюань» и канонерские лодки «Гван-И» и «Цао-цзян» . [ 7 ] Капитан Фан Боцянь получил известие о действиях японцев в Сеуле и Чемпуло от командира Вэйюаня и 25 июля немедленно отправил Ирен и Фэй Цзин обратно в Дагу, в то время как Вэйюань получил приказ вернуться в Вэйхайвэй, чтобы проинформировать адмирала Дин Ручана о ситуации, разворачивающейся в Корея. Фан Боцянь решил остаться в заливе Асан вместе с крейсером «Цзиюань» и торпедной канонерской лодкой «Кван-И» в ожидании последнего из транспортов « Ковшинг» , вышедшего из Дагу 23 июля с 1200 китайскими военнослужащими и 12 артиллерийскими орудиями на борту. [ 5 ]
После захвата Чемульпо и Сеула японскими войсками события несколько смягчились. Опасаясь эскалации напряженности в отношениях с Японией, китайцы отказались от отправки подкреплений в Асан. [ 4 ] Более того, в начале июля китайцы вывели большую часть своих кораблей, стоявших в корейских водах. [ 5 ] Однако, чтобы японцы не восприняли действия Китая как признак слабости, Ли Хунчжан решил отправить подкрепления в Корею, хотя они должны были быть размещены на севере, в Пхеньяне. Для китайцев этот шаг позволил бы потенциально вывести войска генерала Е из Асана, одновременно выразив добрую волю в отношении мирного урегулирования конфликта. В то же время, располагая силами в Пхеньяне, китайцы не потеряют контроль над развитием событий. Если бы японцы остались в Чемульпо и Сеуле, в 1895 году можно было бы начать крупное наступление, чтобы вытеснить японцев из Кореи. [ 4 ]
Китайский крейсер «Цзиюань» и торпедная канонерская лодка «Кван-И» , находившиеся в порту Асана с 23 июля, вышли утром 25 июля на встречу с военным кораблем «Ковшинг» и канонерской лодкой «Цао-цзян» , следовавшими из Тяньцзиня . В 7:45 утра, недалеко от Пунгдо , небольшого острова (также известного в западных источниках как «Остров Фэн») [ 8 ] Находившиеся рядом с двумя судоходными каналами из залива Асан, в территориальных водах Кореи, два китайских корабля были обстреляны японскими крейсерами «Акицусима» , «Нанива» и «Ёсино» . Китайские корабли открыли ответный огонь в 07:52.
События во время битвы
[ редактировать ]Первоначальное наблюдение
[ редактировать ]Ранним утром 25 июля эскадра контр-адмирала Цубои прибыла к месту встречи возле острова Пунгдо, не заметив Яэяму или Осиму . Предполагая, что их командиры по ошибке направились к главному острову Пунгдо, который находился чуть менее чем в 20 морских милях (37 км; 23 мили) к югу, Цубои взял курс на остров. Подойдя к Пунгдо в 6.30 утра, японские корабли заметили два военных корабля, направлявшихся на юго-запад; ими оказались китайский крейсер «Цзиюань» и торпедная канонерская лодка «Кван-и» . Цубои правильно предположил, что это эскорт китайских войсковых транспортов. В то же время Цубои стремился продолжить расследование, почему два японских военных корабля из Чемульпо не прибыли в заранее оговоренное место. По этим причинам Цубои взял прямой курс на китайские военные корабли, одновременно прощупывая общие штабы. [ 9 ]
Командир «Цзиюаня » капитан Фан Боцянь примерно в то же время заметил японские военные корабли и был встревожен их появлением. Китайские корабли увеличили скорость и направились на юго-запад, чтобы выйти из закрытых вод залива Асан . Заметив китайский маневр, японские крейсеры, в свою очередь, увеличили скорость до 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час), выстроившись в линию впереди, а Ёсино возглавлял Наниву и Акицусиму . Цубои явно хотел перехитрить китайцев и не дать им уйти в открытую воду; однако, понимая, что это невозможно, он повернул влево на запад, чтобы соединиться с китайцами. [ 10 ]
Обручение
[ редактировать ]Около 7.45 утра расстояние между флагманским кораблем Ёсино и Цзиюанем составляло примерно три км (1,9 мили); японский и китайский военные корабли некоторое время шли сходящимся курсом, наблюдая друг за другом, но в 7.52 утра крейсер «Нанива» неожиданно открыл огонь по Цзиюаню . Сразу после того, как Нанива открыл огонь, Ёсино и Акицусима последовали его примеру. [ 10 ] «Ёсино» и «Нанива» сосредоточили свой огонь на лидирующем «Цзиюане» , тогда как «Акицусима» сосредоточил свой огонь на торпедной канонерской лодке «Кван-и» , шедшей более чем на километр за кормой китайского крейсера. Хотя китайские военные корабли не были застигнуты врасплох и вскоре открыли ответный огонь, японцы получили преимущество. [ 10 ] Первые снаряды, выпущенные и Нанивой , попали в Цзиюаня Ёсино боевую рубку , разрушив ее и повредив рулевой механизм. Следующий залп снарядов вывел оба передних тяжелых барбетовых орудия. из строя [ 10 ] Кроме того, град японских обстрелов вызвал многочисленные пожары в средней части корабля, которые, хотя и относительно незначительные, вызвали панику среди китайских артиллерийских расчетов на верхней палубе. Лишь благодаря вмешательству некоторых офицеров, вооруженных револьверами, артиллеристы были окружены и вернулись на свои позиции. [ 10 ] Взяв ситуацию под контроль, Цзиюань сумел сбежать в открытое море; его экипаж вскоре отремонтировал рулевой механизм, что позволило крейсеру вернуть маневренность. [ 10 ]
Разрушение Квани
[ редактировать ]Кван-и , последовавший за Цзиюанем , тоже не преуспел. Как и «Цзиюань» , судно было подбито в начале боя; однако ущерб, нанесенный японским обстрелом, был гораздо более серьезным. Снаряды, выпущенные «Акицусимой», как минимум один раз пробили корпус военного корабля ниже ватерлинии и повредили его котельную. Сильно поврежденный Квани быстро набирал воду; в результате капитан Линь Госян приказал вывести корабль на берег. [ 10 ] Окутанная дымом и паром, с бушующим на борту пожаром, «Кван И» повернула на юго-восток и выбросилась на берег на мелях, подвергаясь обстрелу со стороны Нанивы все время . После того, как его покинула команда, обломки «Квани» были уничтожены бушующим пожаром и внутренними взрывами. [ 11 ] По меньшей мере 37 членов экипажа погибли, а еще 71, в том числе капитан Линь Госян, достигли берега. [ 11 ] После неудачной попытки присоединиться к китайским войскам в Асане, Королевского флота они были приняты на борт торпедных крейсеров «Арчер» и «Порпойз» в конце июля и переправлены в Чифу . [ 11 ]
Погоня за Цзиюанем
[ редактировать ]Разрушение Гуан-и заняло у японской эскадры не более четверти часа и не помешало преследованию Цзиюаня . Положение единственного китайского крейсера казалось ужасным, во многом потому, что японцы имели преимущество в скорости. [ 11 ] Около 8.10 утра «Ёсино» и «Нанива» находились почти на траверзе убегающего китайского крейсера, и когда «Нанива» развернулся, чтобы приблизиться к нему, капитан Фанг подумывал о сдаче своего судна, считая дальнейший бой бессмысленным. [ 11 ] Однако в этот момент произошел неожиданный поворот событий: Ёсино заметил на горизонте дым от двух неизвестных судов, которые, вероятно, направлялись в сторону Асана. Позже выяснилось, что это был транспортный корабль «Ковшинг» , отплывший из Таку с китайскими войсками, и канонерская лодка «Цао-Цян» , отошедшая из Вэйхайвея с почтой и приказами. [ 11 ] Их прибытие отвлекло внимание японцев от Цзиюаня , который воспользовался возможностью набрать полную скорость и уйти, направляясь на запад, подальше от японской эскадры. [ 12 ] В тот же момент, заметив японские военные корабли, Цао-Цян тоже развернулся и направился обратно в Вэйхайвэй. А Ковшинг продолжил свой путь в Асан. [ 12 ]
В свете появления двух новых кораблей контр-адмирал Цубои отказался от преследования Цзиюаня. [ 12 ] и решил вместо этого исследовать неизвестные суда, приближающиеся с северо-запада. [ 12 ] Цубои правильно подозревал, что Ковшинг вез подкрепление для китайских войск в Асане, предотвращение чего было главной целью Летной эскадрильи. [ 12 ]
Возобновление преследования
[ редактировать ]Три японских крейсера перехватили Ковшинга , и в преследовании случился перерыв, который продлился до 9.50 утра. [ 13 ] В то время как Нанива начал обыскивать корабль и разворачивались события, связанные с затоплением Ковшинга , Ёсино и «Акицусима» возобновили бой и начали преследовать оставшиеся два корабля. Оба японских крейсера на полном ходу направились вслед за китайскими военными кораблями, пытавшимися уйти в Вэйхайвэй. Канонерская лодка «Цао-Кианг» была поймана в 11.37 и без боя сдалась Акицусиме . [ 13 ] После 11.40 только Ёсино продолжил погоню за оставшимся кораблем « Цзиюань» . Ёсино , благодаря преимуществу в скорости, быстро сократил дистанцию, и в 12.05 японский крейсер открыл огонь по Цзиюаню из своих передних орудий на расстоянии примерно 2,5 км (1,6 мили). [ 13 ] Капитан Фан Боцянь провел крейсер среди опасных и плохо нанесенных на карту отмелей. [ 13 ] однако этот рискованный шаг спас корабль от разрушения, поскольку у японцев не было точных карт местности и они боялись сесть на мель на мелководье. Следовательно, в 12.43 Ёсино повернул обратно к корейскому побережью, а Цзиюань утром 26 июля достиг Вэйхайвэя. [ 14 ]
Ковшингский инцидент
[ редактировать ]
Ни капитан «Ковшинга» , англичанин Томас Райдер Голсуорси, ни кто-либо другой на борту судна не знали о столкновении, произошедшем в Пунгдо. [ 15 ] Около 8.30 утра Цзиюань , спасавшаяся бегством от боя, миновала Ковшинг , но по неизвестным причинам китайский крейсер не сообщил об этом Ковшингу . [ 15 ] Цзиюань как японца; Транспортный транспорт также ошибочно опознал [ 15 ] поэтому, когда подошли три крейсера Летучей эскадры, капитан Голсуорси не удивился и даже не встревожился, так как думал, что японские суда больше будет волновать канонерская лодка « Цао-цзян» [ 15 ] который сопровождал Ковшинга примерно с 7.00 утра. Тем не менее, Kowshing был британским судном, которое было лишь временно зафрахтовано китайским правительством. В результате капитан Голсуорси чувствовал себя в безопасности под защитой британского гражданского флага. [ 15 ]
Примерно в 9.00 Ковшингу было приказано следовать за японским крейсером «Нанива» к основной японской эскадре. После официального протеста, сославшегося на нейтралитет британского флага, капитан Голсуорси согласился. Однако китайские солдаты на борту возражали и угрожали убить команду, если Голсуорси не заберет их обратно в Китай. После четырех часов переговоров, когда войска Бэйяна на мгновение отвлеклись, Голсуорси и британский экипаж прыгнули за борт и попытались доплыть до Нанивы , но были обстреляны китайцами. Большинство моряков погибли, но Голсуорси и двое членов экипажа были спасены японцами. Затем Нанива открыла огонь по Ковшингу , потопив ее и находившиеся на борту войска. Некоторым (в том числе немецкому военному советнику майору Константину фон Ханнекену ) удалось спастись вплавь, и их спасли местные рыбаки. Первый офицер Ковшинга дал интервью «Таймс» 25 октября 1894 года, заявив, что китайцы были отвлечены торпедой , выпущенной с Нанивы , которая не взорвалась, и что он смог прыгнуть за борт только после Нанива начала обстрел Ковшинга . Находясь в воде, он был обстрелян и ранен китайцами, но японцы спасли его вместе с другими выжившими европейцами. Он также заявил, что Нанива потопила две спасательные шлюпки с китайскими солдатами. Только трое из сорока трех членов экипажа «Ковшинга» пережили затопление. [ 16 ]
Потери китайцев составили около 1100 человек, в том числе более 800 только на военном транспорте «Ковшинг» , при этом японцы понесли легкие потери и только один корабль был легко поврежден. Около 300 китайских солдат выжили, доплыв до близлежащих островов.
Последствия битвы
[ редактировать ]Цзиюань прибыл в Вэйхайвэй с известием о столкновении и сразу же подвергся двухнедельным ремонтным работам, поскольку повреждения, нанесенные кораблю, были весьма серьезными. Шестнадцать членов ее экипажа были убиты и 25 ранены. [ 13 ] Ёсино и Акицусима вместе с захваченной канонерской лодкой «Цао-Киан » вернулись в окрестности острова Пунгдо, где встретились с Нанивой и Яэямой , Мусаси и Осимой , только что прибывшими из Чемульпо. [ 14 ] Позже в тот же день контр-адмирал Цубои приказал Яэяме , Мусаси и Осиме , а также Акицусиме и Цао-Киангу присоединиться к основному флоту в Кунсане под командованием вице-адмирала Ито. [ 14 ]
Сражение оказало непосредственное влияние на боевые действия на суше. Подкрепления вместе с двенадцатью артиллерийскими орудиями на борту «Ковшинга» и другими военными припасами на борту « Цао-цзяна» не смогли достичь Асана. Четыре дня спустя превосходящий по численности и изолированный китайский отряд в Асане был атакован и разбит в последующей битве при Сонхване . Официальное объявление войны произошло только 1 августа 1894 года, после битвы. [ 17 ]
Нанива находился под командованием капитана (впоследствии адмирала флота) Того Хэйхачиро . Владельцы Ковшинга выступили с протестом против затопления в прессе и потребовали компенсации от правительства Японии. Реакция британской общественности на обстрел Японией судна под красным флагом была негативной, а затопление едва не привело к дипломатическому инциденту между двумя странами. Япония подверглась критике за то, что не предприняла никаких усилий для спасения кого-либо из китайцев, выживших после затопления. Однако призывы к Японии выплатить компенсацию быстро прекратились после того, как британские юристы постановили, что это действие соответствует международному праву в отношении обращения с мятежниками. [ 18 ] Затопление было также особо упомянуто китайским правительством как одно из «предательских действий» японцев при их официальном объявлении войны против Японии.
Одним из главных результатов этой битвы стало введение западных правил морских премий в японское законодательство. 21 августа 1894 года новый японский закон предусматривал создание японского арбитражного суда в Сасебо для вынесения решений по таким делам.
В 2000 году корейская спасательная компания попыталась спасти затонувший «Ковшинг» , заявив инвесторам, что на корабле находится сокровище из золотых и серебряных слитков. Обломки были уничтожены в ходе операции, и было обнаружено лишь несколько артефактов небольшой денежной ценности. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Олендер 2014 , с. 42.
- ^ Олендер 2014 , стр. 42–43.
- ^ Олендер 2014 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Олендер 2014 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Олендер 2014 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и Олендер 2014 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Эллеман 2001 , с. 97.
- ^ Пейн 2003 , с. 132.
- ^ Олендер 2014 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Олендер 2014 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Олендер 2014 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и Олендер 2014 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и Олендер 2014 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с Олендер 2014 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Олендер 2014 , с. 52.
- ^ Последовательность событий затопления « Ковшинга» и количество спасенных и погибших взято из нескольких статей лондонской «Таймс» за 2 августа 1894 г. - 25 октября 1894 г.
- ^ Олендер 2014 , с. 56.
- ^ Пейн 2003 , с. 134.
- ^ «Война начинается, битва при Пунг-до, затопление корабля Ковшинг 25 июля 1894 года» . sinojapanesewar.com . Проверено 17 июля 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чемберлин, Уильям Генри. Япония над Азией , 1937, Little, Brown and Company, Бостон, 395 стр.
- Эллеман, Брюс А. (2001). Современная китайская война, 1795–1989 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-21474-2 .
- Эванс, Дэвид (1979). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-192-7 .
- Олендер, Петр (2014). Китайско-японская военно-морская война 1894-1895 гг . Сандомир, Польша: Stratus sc ISBN 978-8-363-67830-2 .
- Пейн, СКМ (2003). Китайско-японская война 1894–1895 годов: восприятие, сила и первенство . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-61745-6 .
- Одинокий, Стюарт. Первая современная война Японии: армия и общество в конфликте с Китаем, 1894–1895, 1994, St. Martin's Press, Нью-Йорк, 222 стр.
- Райт, Ричард, штат Нью-Джерси. Паровой флот Китая, 1862–1945 гг. Chatham Publishing, Лондон, 2000 г., ISBN 1-86176-144-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]37 ° 05'48 "с.ш. 126 ° 34'58" в.д. / 37,0968 ° с.ш. 126,5827 ° в.д.