Японский крейсер Мацусима
![]() Мацусима — флагман японского флота в китайско-японской войне.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Мацусима |
Заказал | 1886 финансовый год |
Строитель | Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée , Ла-Сейн-сюр-Мер , Франция |
Заложен | 17 февраля 1888 г. |
Запущен | 22 января 1890 г. |
Завершенный | 5 апреля 1892 г. |
пораженный | 31 июля 1908 г. |
Судьба | Затонул после случайного взрыва 30 апреля 1908 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Мацусима» типа Крейсер |
Смещение | 4217 длинных тонн (4285 т) |
Длина | 91,81 м (301 фут 3 дюйма) ш/л |
Луч | 15,6 м (51 фут 2 дюйма) |
Черновик | 6,05 м (19 футов 10 дюймов) |
Движение | 2-вал возвратно-поступательный ; 6 котлов; 5400 л.с. (4000 кВт), 680 тонн угля |
Скорость | 16,5 узлов (19,0 миль в час; 30,6 км / ч) |
Дополнить | 360 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Мацусима ( 松島 , Пайн-Айленд ) — «Мацусима» класса защищенный крейсер Императорского флота Японии . Как и ее однотипные корабли ( Ицукусима и Хасидатэ ), ее название происходит от одного из традиционных трех видов Японии , в данном случае от архипелага Мацусима недалеко от Сэндая в префектуре Мияги .
Фон
[ редактировать ]Составляя основу Императорского японского флота во время Первой китайско-японской войны , крейсеры класса «Мацусима» были основаны на принципах Jeune École , продвигаемых французским военным советником и военно-морским архитектором Луи-Эмилем Бертеном . [ 1 ] У японского правительства не было ресурсов или бюджета для строительства линкорного флота, чтобы противостоять различным иностранным державам, действующим в Азии; вместо этого Япония приняла радикальную теорию использования меньших по размеру и быстрых военных кораблей с легкой броней и малокалиберными дальнобойными орудиями в сочетании с массивной одиночной 320-мм (12,6 дюйма) пушкой Кане . В конечном итоге конструкция оказалась непрактичной, поскольку отдача огромной пушки была слишком сильной для корабля такого малого водоизмещения, а время ее перезарядки было непрактично долгим; однако крейсеры типа «Мацусима» хорошо выполнили свою задачу против плохо оснащенного и плохо управляемого императорского китайского флота Бэйян .
Мацусима был построен на военно-морских верфях Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейн-сюр-Мер во Франции .
Дизайн
[ редактировать ]«Мацусима» отличался от своих однотипных кораблей прежде всего расположением главного орудия, которое располагалось за надстройкой, а не в носовой части.
«Мацусима» имел стальной корпус с 94 шпангоутами из мягкой стали и двойным дном, разделенным на водонепроницаемые отсеки, с пространством между переборками и броней, заполненным копрой . Носовая часть была усилена корабельным тараном . Жизненно важное оборудование, включая котлы и магазины с боеприпасами , было защищено броней из закаленной стали, как и орудийные щиты. Основное вооружение состояло из одной казнозарядной 320-мм пушки Кане, установленной за надстройкой корабля, которая могла стрелять 450-кг бронебойными или 350-кг фугасными снарядами на эффективную дальность 8000 метров (8700 ярдов). Максимальная скорострельность составляла два выстрела в час, а боезапас корабля — 60 выстрелов. Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати QF Gun Mk I–IV 4,7-дюймовых орудий Armstrong с максимальной дальностью стрельбы 9000 метров (9800 ярдов) и максимальной скорострельностью 12 выстрелов в минуту. Десять орудий были установлены на орудийной палубе, по пять с каждого борта, а остальные два орудия располагались в амбразурах верхней палубы по обе стороны носовой части. Каждое орудие было оснащено 120 снарядами. Третичная защита была на шесть 6-фунтовая пушка QF Hotchkiss, установленная в спонсонах на верхней палубе, с максимальной дальностью стрельбы 6000 метров (6600 ярдов) и скорострельностью 20 выстрелов в минуту. В каждом орудии было по 300 патронов. Кроме того, в различных местах были установлены одиннадцать 3-фунтовых орудий QF Hotchkiss с дальностью стрельбы 2200 метров (2400 ярдов), скорострельностью 32 выстрела в минуту и 800 выстрелов на орудие. Каждый корабль этого класса также имел четыре 356-мм торпедных аппарата , три в носовой части и один в корме, всего на борту имелось 20 торпед. Вес этого вооружения сделал конструкцию опасно тяжелой, и в попытке снизить вес пришлось пожертвовать броней. [ 2 ]
Корабль приводился в движение двумя горизонтальными тройного расширения паровыми машинами . Мореходные качества конструкции были плохими, а проектная скорость 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час) удавалась редко. [ 2 ]
Послужной список
[ редактировать ]Мацусима прибыла в военно-морской округ Сасебо 19 октября 1892 года. В рамках своего круиза с июня по ноябрь 1893 года Мацусима , Такачихо и Тиёда совершили 160-дневный навигационный тренировочный круиз длиной 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) от берега Китая , Кореи и России .
Первая китайско-японская война
[ редактировать ]После начала Первой китайско-японской войны « Мацусима» был флагманом адмирала Ито Сукеюки . Она сыграла центральную роль в битве на реке Ялу в составе основных сил Японии вместе с Хасидатэ , Тиёдой и Ицукусимой . [ 3 ] В ходе боя вскоре стали очевидны недостатки ее конструкции — из своего орудия Кане она смогла выстрелить лишь четыре раза, подбив одно из орудий на « Пинъюане» . В ходе боя один из 259-мм снарядов «Пинъюаня» попал в «Мацусиму» в ее небронированный правый борт, разрушив ее торпедные аппараты и убив четырех членов экипажа, но снаряд не взорвался. [ 3 ] Однако два 305-мм снаряда с броненосца «Чжэньюань» поразили и Мацусиму . Один не взорвался и прошел через обе стороны корпуса. Другой взорвался, уничтожив 120-мм орудие № 4 на орудийной палубе во время его заряжания, в результате чего 28 членов экипажа погибли и 68 были ранены. Огонь от этого взрыва вывел из строя еще три орудия, и только быстрые действия унтер-офицера, засунувшего форму в трещины в переборке, не позволили огню перекинуться на магазин с боеприпасами . Мацусима также получила многочисленные попадания артиллерии меньшего калибра, повредив ее дымовую трубу, мачты и палубное оборудование, что вынудило ее выйти из боя. Всего в бою Мацусима потерял 57 человек (в том числе трех офицеров) и 54 раненых (в том числе четырех офицеров) – более половины потерь японцев за весь бой. [ 4 ] Адмирал Ито был вынужден передать свой флаг Хасидатэ , когда Мацусима вернулся в Военно-морской арсенал Куре для ремонта.
Поскольку экипажи работали круглосуточно, Мацусима смог вернуться в строй через 26 дней, приняв участие в битве при Лушунькоу и битве при Вэйхайвэй . Во время берегового обстрела наземных укреплений Вэйхайвэй гавани Мацусима попал под два снаряда защитников. Один снаряд разрушил ее штурманскую рубку и повредил дымовую трубу, а другой взорвался на ее палубной броне, ранив двух членов экипажа. По окончании боя на палубу «Мацусимы» прибыли представители Бэйянского флота для подписания документов о капитуляции.
Мацусима был среди подразделений японского флота, принимавших участие во вторжении на Тайвань в 1895 году и участвовавших в боевых действиях 3 июня 1895 года при бомбардировке китайских прибрежных фортов в Килунге .

Межвоенные годы
[ редактировать ]Мацусима был среди военных кораблей, стоявших на якоре во Внутреннем море Сето у Нагахамы , Сикоку , Япония сильный шторм , когда 29 октября 1897 года разразился . Якорная цепь броненосца Фусо сломалась, и Фусо дрейфовал через гавань, столкнувшись с Мацусимы тараном . , затем врезался в свой однотипный корабль « Ицукусима» и затонул на мелководье на рифе . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Позже «Фусо» был снят с мели, отремонтирован и возвращен в строй. [ 7 ]
21 марта 1898 года Мацусима был реклассифицирован в крейсер второго класса. Позже капитаном был назначен принц Арисугава Такехито , а затем будущий адмирал Урю Сотокичи .
С 3 мая 1898 года по 15 сентября 1898 года Мацусима был назначен патрулировать морские пути между Тайванем и Манилой , в период обострения напряженности между Японией и Соединенными Штатами во время испано-американской войны .
В апреле 1900 года «Мацусима» участвовал в крупномасштабных военно-морских маневрах, а позже в том же году сопровождал японские транспорты в Китай во время Боксерского восстания . С февраля 1901 года он проходил ремонт в Военно-морском арсенале Сасебо, за это время шесть его котлов были заменены на восемь более надежных котлов Бельвилля . Ее меньшие орудия также были модернизированы путем замены на дополнительные 76-мм орудия и 18 QF Hotchkiss . 3-фунтовых 47-мм орудий [ 2 ]
В 1902 году Мацусима был отправлен в Минами Торисима в ответ на заявления американцев о том, что остров является американской территорией.
В 1903 году «Мацусима» совершил первое из своих дальних навигационных учебных плаваний, посетив Юго-Восточную Азию и Австралию .

Русско-японская война
[ редактировать ]Во время Русско-японской войны безнадёжно устаревшие «Мацусима» и её однотипные корабли были приписаны к 5-й эскадре резервного 3-го флота IJN вместе с столь же устаревшим броненосным линкором «Чинэн» под командованием адмирала Ситиро Катаока . В начале февраля 1904 года он базировался в гвардейском округе Такэсики на острове Цусима для патрулирования Корейского пролива. В мае 1904 года он помогал в сопровождении транспортов со Императорской японской армии 2-й армией , а в конце месяца был присутствовал при блокаде Порт-Артура .
Во время битвы в Желтом море 10 августа Мацусима следил за русским флотом, но не смог приблизиться на боевую дистанцию. После окончания битвы при Порт-Артуре Мацусима был переведен в Хакодатэ для патрулирования пролива Цугару . За это время она захватила пароход «Истрия» под британским флагом с грузом контрабандного угля, пытавшегося прорвать японскую блокаду Порт-Артура, но ее захват был отменен японским призовым судом . 28 февраля он ненадолго застрял в морском льду у острова Кунашир , но сумел вырваться на свободу, потеряв правый гребной винт и повредив часть своей брони. С марта по апрель 1905 года находился на ремонте в Военно-морском арсенале Сасебо .
В финальной Цусимской битве Мацусима был приписан к 5-й дивизии японского флота. В конце первого дня боя он смог атаковать крейсеры «Олег» и «Аврора» , но получил ответное попадание, повредившее ему рулевое управление и выведшее его из строя до завершения ремонта. [ 8 ] На следующий день она освещала сдачу остатков русского флота адмиралу Небогатову . После боя продолжила патрулирование Корейского пролива.
Позже Мацусима был назначен флагманом адмирала Дэва Сигэто в 4-м флоте IJN , который был сформирован для японского вторжения на Сахалин в июле и августе 1905 года. В сентябре и октябре он прошел капитальный ремонт в Военно-морском арсенале Сасебо.
Последние годы
[ редактировать ]
После окончания войны «Мацусима» вернулась к своей прежней роли учебного судна, совершая дальние навигационные тренировочные круизы с курсантами Императорского японского военно-морского училища в Юго-Восточную Азию и Австралию в 1906, 1907 и 1908 годах.
30 апреля 1908 года, когда она стояла на якоре в Мако на островах Пескадорес у Тайваня, возвращаясь из тренировочного круиза, в ее магазине боеприпасов произошел случайный взрыв. Мацусима перевернулась на правый борт и затонула кормой вперед. 23 ° 32' с.ш., 119 ° 34' в.д. / 23,533 ° с.ш., 119,567 ° в.д. . В результате аварии погибли 206 из 350 членов ее экипажа, в том числе 33 гардемарина только что окончившего 35-й класс Императорской японской военно-морской академии. [ 9 ] Он был исключен из списка военно-морского флота 31 июля 1908 года. Позже его обломки были подняты и сданы на слом.
Мемориал кораблям класса «Мацусима» вообще и «Мацусима» в частности расположен у храма Омидо-дзи в Михаме , префектура Аити . В мемориале находится один из мм снарядов Мацусимы 320 - , весом 450 кг и высотой 97,5 см. Существует также современный парковый мемориал, заменяющий мемориал 1908 года (на фото) в городском парке Магонг на берегу залива в округе Пэнху , Тайвань; недалеко от места, где затонул корабль.
Галерея
[ редактировать ]-
Открытка 1905 года.
-
У островов Пескадоры, 1895 год.
-
С парадными вымпелами, 1896 г.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Роксунд, Jeune École: Стратегия слабых ;
- ^ Перейти обратно: а б с Шено, « Все боевые корабли мира 1860–1905» Конвея , стр. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Перри, Джон Кертис (1964). «Битва у Тайанга, 17 сентября 1894 года». Зеркало моряка . 50 (4): 243–259. дои : 10.1080/00253359.1964.10657787 .
- ^ Пейн, Китайско-японская война 1894-1895 годов: восприятие, сила и первенство, стр. 133-134.
- ^ Шено, Роджер и Юджин М. Колесник, « Все боевые корабли мира Конвея 1860–1905» , Нью-Йорк: Mayflower Books, 1979, ISBN 0-8317-0302-4 , с. 219.
- ^ Steelnavy.net Японский линкор Фусо, 1900 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ленгерер, Ганс (сентябрь 2007 г.). Альберг, Ларс, изд. «Первый заказ IJN на военный корабль в зарубежную страну: броненосный фрегат Фусо и корветы с поясом Конго и Хиэй - Часть III». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ III), с. 46.
- ^ Ховарт, Боевые корабли восходящего солнца
- ^ «МАЦУСИМА-КАТАСТРОФА» . Сидней Морнинг Геральд . № 21, 960. Новый Южный Уэльс, Австралия. 4 июня 1908 г. с. 6 . Проверено 17 марта 2018 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
Ссылки
[ редактировать ]- Шено, Роджер (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Дэвид К. Эванс; Марк Р. Питти (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887-1941 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-192-8 .
- Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии, 1895–1945 гг . Атенеум. ISBN 978-0-689-11402-1 .
- Джейн, Фред Т. (1904). Императорский флот Японии . Такер, Спинк и Ко.
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-893-4 .
- Робертс, Джон (ред.). (1983). «Военные корабли мира с 1860 по 1905 год - Том 2: США, Япония и Россия» . Бернард и Грефе Верлаг, Кобленц. ISBN 978-3-7637-5403-8 .
- Роксунд, Арне (2007). Jeune École: стратегия слабых . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15723-1 .
- Шенкинг, Дж. Чарльз (2005). Волны: политика, пропаганда и появление Императорского флота Японии, 1868–1922 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4977-0 .
- Крейсера типа «Мацусима»
- Корабли построены во Франции
- 1890 кораблей
- Военные корабли Японии
- Первые крейсеры Японии китайско-японской войны
- Русско-японские военные крейсеры Японии
- Морские происшествия 1897 года
- Морские происшествия 1908 года
- Кораблекрушения в Южно-Китайском море
- Корабли, потопленные небоевыми внутренними взрывами