Jump to content

HMS Foudroyant (1798 г.)

Захват Гийома Телля 31 марта 1800 года, автор Николас Покок . Фудройант виден в центре справа
История
Великобритания
Имя HMS Фудройант
Заказал 17 января 1788 г.
Строитель Плимут Док
Заложен Май 1789 г.
Запущен 31 марта 1798 г.
Почести и
награды
Судьба Продан в 1890 году. Основан на Блэкпул-Сэндс 16 июня 1897 года.
Общие характеристики [ 3 ]
Класс и тип 80-пушечная третьего ранга
Тонны нагрузки 2054 + 65 94 ( м.м. )
Длина 184 футов 8 + 1 2 дюйма (56,299 м) (гундек)
Луч 50 футов 6 дюймов (15,39 м)
Черновик 23 фута (7,0 м)
Глубина захвата 22 фута 6 дюймов (6,86 м)
Движение Паруса
План паруса Полностью оснащенный корабль
Дополнить 650 офицеров и солдат
Вооружение
  • 80 орудий: [ а ]
  • Гундек: 30 × 32-фунтовые орудия
  • Верхняя орудийная палуба: 32 24-фунтовых орудия.
  • QD : 14 ​​× 12-фунтовых орудий.
  • Fc : 4 12-фунтовых орудия; 2 × 32-фунтовые карронады
  • Кормовая палуба : 6 18-фунтовых карронад.

HMS Foudroyant — 80-пушечный корабль третьего ранга Королевского флота , один из двух построенных британцами 80-пушечных кораблей того периода (вторым был HMS Caesar ). Foudroyant был построен на верфи в Плимутском доке (он же Девонпорт) и спущен на воду 31 марта 1798 года. [ б ] Фудройан служил Нельсону своим флагманом с 6 июня 1799 года до конца июня 1800 года.

У Фудройанта была долгая и успешная карьера, и, хотя она не участвовала ни в каких крупных действиях флота, за 17 лет активной службы она оказала неоценимую услугу многочисленным адмиралам. В последние годы она стала учебным судном для мальчиков.

Ее дизайнером был сэр Джон Хенслоу . [ 3 ] Он был назван в честь 80-пушечного Foudroyant , который Swiftsure и Monmouth , оба 70-пушечных кораблей, и Hampton Court (64 орудия), захватили у французов 28 февраля 1758 года.

Foudroyant был уникальной разработкой. Она следовала французской практике, отдавая предпочтение большим двухпалубным кораблям третьего ранга с 80 орудиями, а не типичному британскому предпочтению строительства трехпалубных кораблей второго ранга с 98 орудиями. Два типа кораблей, несмотря на разницу в абсолютном количестве орудий, имели одинаковую мощь орудий, но британцы считали, что второй ранг имеет более внушительный внешний вид и некоторые преимущества в бою, в то время как они считали 80-пушечный корабль обычно более быстрым и менее «подветренным». .

Французская революционная война

[ редактировать ]
Модель Фудройана в музее Монмута.

Foudroyant был впервые введен в эксплуатацию 25 мая 1798 года под командованием капитана Томаса Байарда . 12 октября Фудройан вместе с эскадрой капитана сэра Джона Борласа Уоррена в Канаде вступил в бой с французской эскадрой под командованием коммодора Жана-Батиста-Франсуа Бомпарта в битве при острове Тори . [ 4 ] Британцы захватили французский линейный корабль «Хош» и четыре из восьми французских фрегатов. Фудройан участвовал лишь в минимальной степени, хотя девять человек было ранено, и он безуспешно отправился в погоню за сбежавшими французскими фрегатами. (Другие британские военные корабли захватили два из этих фрегатов; два фрегата и шхуна полностью спаслись). [ 5 ] В 1847 году Адмиралтейство наградило всех выживших участников боевых действий медалью за военно-морские заслуги с застежкой «12 октября 1798 года».

Командование Байарда продлилось только до 31 октября, когда, вернув корабль в Плимут, он умер. [ 6 ] Командир Уильям Баттерфилд временно принял на себя командование кораблем, пока не перешел в Хазард всего двенадцать дней спустя .

Капитан Джон Эльфинстон принял командование кораблем 26 ноября 1798 года в заливе Косанд . Лорд Кейт поднял свой флаг в Фудройане 28 ноября, а 5 декабря он отправился присоединиться к Средиземноморской эскадре. После прибытия в Гибралтар Кейт 31 декабря перенес свой флаг на Барфлер , а на следующий день капитан Эльфинстон покинул корабль. Его заменой стал капитан Джеймс Ричард Дакрес .

Командование Дакресом продлилось четыре месяца, прежде чем 22 марта 1799 года его сменил капитан Уильям Браун. 30 марта «Фудройант» был среди нескольких британских военных кораблей, и поэтому имел право на долю в призовых деньгах, когда Алкмена захватила Святого Иосифа или Эрмос Андалусию. , недалеко от Кадиса. [ 7 ]

Foudroyant отплыл из Гибралтара 11 мая, зашел в Порт-Маон и прибыл в Палермо 7 июня. В это время Браун перешёл в «Авангард» , и капитан Томас Харди командование принял на себя . На следующий день лорд Нельсон водрузил свой флаг в Фудройане .

В течение следующих месяцев Фудройан участвовал в усилиях по возвращению неаполитанской королевской семьи в Неаполь . Флот Нельсона прибыл в Неаполь 24 июня. [ 8 ] Флот состоял в общей сложности из 18 линейных кораблей, 1 фрегата и 2 брандеров. [ с ]

27 июня британцы высадили 500 британских и португальских морских пехотинцев для поддержки неаполитанцев, все под командованием капитана сэра Томаса Трубриджа из Каллодена . На следующий день они захватили замки Ово и Нуово . 29 июня они начали осаду форта Сен-Эльмо. Первые батареи были установлены к 3 июля, а строительство последней продолжалось 11 июля. Британские, португальские и российские войска начали бомбардировку 3 июля, а французы капитулировали 11 июля, что предотвратило необходимость штурма. [ 9 ]

10 июля Его Сицилийское Величество прибыл в Неаполитанский залив и немедленно поднял свой штандарт на борту « Фудройанта» . Там король и его министры оставались до капитуляции форта Сен-Эльмо. [ 9 ] Последовала серия репрессий против известных повстанцев. Неаполитанцы провели несколько военных трибуналов , некоторые из которых закончились повешением.

Пока Фудройан находился в гавани Неаполя , Нельсон завязал роман с Эммой, леди Гамильтон . Фудройан покинул Неаполь 6 августа вместе с Сиреной и португальским кораблем Principe Real . Фудройан также перевез сардинскую королевскую семью в Ливорно 22 сентября .

13 октября «Фудройант» вошел в гавань Порт-Махона, и капитан сэр Эдвард Берри заменил капитана Харди на посту исполняющего обязанности капитана. [ 6 ] Фудройан вернулся в Палермо к 22 октября. Нельсон остался на берегу, когда Фудройант отправился на Гозо 29 октября вместе с Минотавром . В ноябре, выдержав шторм в гавани Палермо, «Фудройант» снова отбыл, на этот раз вместе с Каллоденом , и сел на мель в Мессинском проливе . С Каллодена помощью удалось оттащить корабль на глубокую воду. 6 декабря большая часть 89-го полка отправилась на Фудруян . [ д ] Солдаты высадились в заливе Святого Павла на Мальте 10-го числа.

Фудройан вернулся в Палермо 15 января 1800 года, когда лорд Нельсон снова поднял на ней свой флаг, и она отплыла в Ливорно, прибыв туда 21-го числа. Там Фудруяну салютовали датские и неаполитанские фрегаты, а также два русских линейных корабля.

26 января Фудройан был в компании с Меноркой и королевой Шарлоттой , когда она отбила рагузскую полакку Аннонсиату под управлением Микеле Пепи. [ 11 ] Она везла зерно из Туниса в Геную. [ 12 ]

Сицилийские солдаты погрузились на корабль 11 февраля, а Фудройант на следующий день отплыл на Мальту в компании с Александром , Нортумберлендом (оба 74-х) и Успехом (32). Позже к ним присоединились Смелый (74) и Корсо (16). 18 февраля британская эскадра начала преследование эскадры из четырёх французских кораблей — «Женерё» (74), «Бадин» (24), «Фоветт» (20), ещё одного корвета из 20 орудий и флейта . Александр заставил флейт сдаться, в то время как Успех вступил в бой с Женере , и два корабля обменялись парой бортовых залпов, прежде чем Фудруаант подошел и открыл огонь по Женере , что поразило его знамя. [ 13 ] [ и ] Выяснилось, что контр-адмирал Жан-Батист Перре , главнокомандующий французским флотом в Средиземном море, находился на борту «Женерё» и погиб в начале боя. Его корабли перевозили около 4000 солдат, предназначенных для освобождения Мальты. Их неспособность прибыть значительно нанесла ущерб французскому владычеству на Мальте и стала свидетельством успеха британской блокады острова. Потери британцев составили один человек убитым и восемь ранеными, все на успехе . [ 13 ]

В начале марта Нельсон остался в Палермо из-за болезни, когда 25 марта Фудройан отплыл на Мальту снова с контр-адмиралом Декресом на борту. 29 марта она столкнулась со шлюпом Bonne Citoyenne , и от него Берри узнал, что французские корабли должны покинуть Валлетту этим же вечером. Гийом Телль Вечером 30-го числа вышел в море, где встретил Лиона и Пенелопу .

Когда наступил день и сцена стала очевидна, Фудройан маневрировал на пистолетную дистанцию ​​до французского корабля - последнего француза, выжившего в Абукире , . кроме Женере, - и вступил в бой В журнале Фудройана о боях от 31 марта 1800 года отмечается, что в какой-то момент во время битвы французы прибили свой флаг к обрубку Гийома Телля бизань-мачты . Тем не менее, Гийом Телль в конце концов нанес удар , но не раньше, чем Foudroyant потеряла фок-стеньгу и главный марсель-рей. По первоначальным оценкам, число убитых и раненых на Lion и Foudroyant составляло 40 человек на судно. [ 14 ]

Позже в тот же день бизань-мачта Фудройанта упала, поврежденная во время боя. Лайон взял Фудройанта на буксир, пока был установлен суд присяжных. Она вошла в Сиракузы 3 апреля. Среди британских судов Foudroyant понес самые тяжелые потери: восемь человек были убиты и 61 ранен, включая Берри, который был лишь легко ранен и не покинул палубу во время боя. По оценкам британцев, потери французов составили более двухсот человек. [ 15 ]

3 июня неаполитанский король и королева поднялись на борт «Фудройана» в сопровождении сэра Уильяма Гамильтона и его жены Эммы. Королевская семья покинула корабль после прибытия в Ливорно 15 июня, а всего через две недели Нельсон спустил свой флаг и отправился домой в Англию по суше вместе с Гамильтонами.

Лорд Кейт во второй раз поднял свой флаг в Фудройане 15 августа, вернув корабль в Гибралтар 13 сентября. Капитан Берри перешел с корабля 2 ноября на 38-пушечный фрегат «Принцесса Шарлотта» .

Капитан Филип Бивер принял командование 17 ноября и отправился в Восточное Средиземноморье с флотом из 51 судна, многие из которых были вооружены на флюте и на борту находились 16 150 человек из отряда генерала сэра Ральфа Аберкромби , который должен был вытеснить французов из Египет . Тем не менее, 22 декабря Фудройан захватил французский бриг «Ипполит» , перевозивший рис из Александрии в Марсель. [ 16 ]

Кейт отплыл из Мармариса 22 февраля и прибыл в залив Абукир 2 марта. Морские условия означали, что британцы не смогли высадиться до 8 марта. Они встретили сопротивление французов, но к вечеру все войска высадились и вытеснили французов с пляжа. Приземление стоило Фудройану одного человека убитым и одного раненого. В целом высадка стоила британцам 22 убитых, 72 раненых и троих пропавших без вести. [ 17 ]

13-го числа десант моряков и морской пехоты под командованием капитана сэра Уильяма Сиднея Смита снова действовал в Мандоре , когда британцы двинулись в сторону Александрии. У Фудройана был ранен один человек. Всего британский флот потерял шесть моряков убитыми и 19 ранеными, а также 24 морских пехотинца убитыми и 35 ранеными. [ 17 ]

Затем Кейт использовал свои корабли, чтобы захватить замок у входа в залив Абукир, который в конечном итоге пал перед британцами 18 марта 1801 . года рана; он умер на борту «Фудройанта» через неделю после битвы. [ 18 ] Помимо армейских потерь, Королевский флот потерял четырех человек убитыми и 20 ранеными, хотя ни один из них не был из Фудройана . [ 18 ]

Фудройант оставил Александрию до июня, а 17 июня капитан Бивер перешел в Детермине . Его заменой стал капитан Уильям Янг, которого, в свою очередь, заменил капитан Т. Стивенсон. [ 6 ]

Капитан Джон Кларк Сирл принял командование в июне 1801 года, а в сентябре снова передал его капитану Джону Эльфинстону. [ 6 ] В середине августа флот переправил британскую армию в Александрию. 26 сентября французы предложили трехдневное перемирие для обсуждения условий капитуляции. [ 19 ] Поскольку Фудройан участвовала в египетской кампании военно-морского флота с 8 марта 1801 года по 2 сентября, ее офицеры и команда имели право на застежку «Египет» к медали за общие военно-морские заслуги, которую Адмиралтейство утвердило в 1850 году для всех выживших претендентов. [ ж ]

Когда был подписан Амьенский договор , положивший конец войне в 1802 году, 26 июля Фудройану заплатили в доке Плимута (Девонпорт). [ 6 ]

Наполеоновские войны

[ редактировать ]

В январе 1803 года Foudroyant был пришвартован в доке Плимута для капитального ремонта. Корабль был повторно введен в строй под командованием капитана Питера Спайсера 11 июня. Ее бывший капитан, ныне контр-адмирал сэр Джеймс Ричард Дакрес, в тот же день поднял свой флаг и оставался на борту до 28 октября. Два дня спустя контр-адмирал Белых сэр Томас Грейвс поднял свой флаг. Капитан Питер Пьюджет принял командование 27 февраля 1804 года; однако из-за серьезной травмы, полученной во время , службы во флоте Ла-Манша он был возвращен в Англию (оставив Кристофера Нешама исполняющим обязанности командующего) и официально покинул корабль 31 мая 1805 года. Фудройан вернулся в док 26 марта 1804 года для ремонта.

24 февраля 1805 года командование принял капитан Эдвард Кендалл, а в июне Фудройант стал флагманом флота Грейвса, состоящего из «Барфлера» , «Резонабля» , « Рипалса » , «Триумфа» , «Уорриор» , «Виндзорского замка » и «Египетина» , блокировавшего французский порт Рошфор .

Командование кораблем временно перешло к капитану Джону Эрскину Дугласу 9 декабря, прежде чем капитан Джон Чемберс Уайт 13 декабря принял командование. 13 марта 1806 года «Фудройан» участвовал в бою между несколькими кораблями флота и двумя французскими кораблями — «Маренго» с 80 орудиями и «Бель Пуль» с 40 орудиями. Оба корабля были захвачены и приняты во флот.

24 ноября капитан Ричард Пикок принял командование кораблем, а адмирал сэр Джон Борлас Уоррен поднял свой флаг в Фудройане 19 декабря . Контр-адмирал сэр Альбемарл Берти поднял свой флаг в Фудройане 20 мая 1807 года и оставался на корабле до 17 ноября. командование Пикоком перешло к капитану Норборну Томпсону 31 мая . Фудройант присоединился к адмирала сэра сэра Сиднея Смита, блокировавшей Лиссабон. эскадре [ г ] Смит поднял свой флаг в Фудройане 24 января 1808 года. 6 июня капитан Чарльз Марш Шомберг принял командование кораблем. [ ч ] 12 марта Foudroyant покинул компанию и отправился в Южную Америку , прибыв в Рио-де-Жанейро в августе. Капитан Джон Дэви принял командование 25 января 1809 года, а 17 мая — капитан Ричард Хэнкок. Смит передал свой флаг Диане В тот же день .

С 25 мая Фудройант находился в компании с Агамемноном , Мьютином , Омелой и Бриллиантом , сопровождая конвой. 8 июня они вошли в залив Молдонадо в устье Рио-де-ла-Плата , где Агамемнон ударился о камни и потерпел крушение. Фудройан помогал эвакуировать людей и припасы с пострадавшего корабля; смертей не было. [ 22 ]

Фудройант оставалась в районе Рио до августа 1812 года, когда она вернулась в Англию , войдя в залив Косанд 21 октября и войдя в Плимутский док 6 ноября. «Хэнкок» покинул корабль 30 ноября, а затем «Фудройан» простоял на якоре до 26 января 1815 года, когда его поставили в док для крупного ремонта, который длился 4 года.

Пост-был

[ редактировать ]
Фудроян рядом с аргентинским миноносцем Санта-Фе - около 1897 года.

Когда Foudroyant вышел из дока в 1819 году, он взял на себя роль сторожевого корабля в доке Плимута (переименованного в Девонпорт в 1824 году) примерно до 1860 года. В течение этого периода он несколько раз входил в док и выходил из него для ремонта. В 1862 году он был переоборудован в учебное артиллерийское судно и выполнял эту роль до 1884 года. После этого он был размещен в Девонпорте на верфи и был прикомандирован в качестве тендера к артиллерийскому учебному кораблю HMS Cambridge .

Наконец, в 1891 году она была внесена в список продаж и продана из эксплуатации в январе следующего года за 2350 фунтов стерлингов. Купленный Дж. Ридом из Портсмута, он был немедленно перепродан немецким судоразрушателям. Это вызвало бурю общественного протеста. Филантроп Дж. Уитли Кобб из замка Калдикот затем купил ее, чтобы использовать в качестве учебного корабля для мальчиков. [ 23 ] и вернул ей первоначальный вид за 25 000 фунтов стерлингов. Чтобы компенсировать затраты на реставрацию, было решено выставить ее на различных морских курортах.

Шкаф в музее Монмута сделан из обломков Foudroyant и содержит предметы, также сделанные с корабля.
Крушение HMS Foudroyant
Поврежденный корпус Foudroyant, 1897 г.

В июне 1897 года его отбуксировали в Блэкпул , и его можно было посетить за небольшую входную плату.

16 июня 1897 года во время сильного шторма она разорвала трос и, перетащив оставшийся якорь, сошла на берег в Блэкпул-Сэндс , повредив Северный пирс Блэкпула . при этом [ 24 ] [ 25 ] «Блэкпул» Спасательная шлюпка смогла спасти всех 27 членов своей команды. [ 26 ]

После тщетных попыток снять ее с мели, с нее сняли оружие и продали за 200 фунтов стерлингов. В конце концов она распалась во время декабрьских штормов. [ 24 ] Мастера использовали обломки затонувшего корабля для изготовления мебели. [ 27 ] а между 1929 и 2003 годами — обшивка стен зала заседаний стадиона Блэкпулского футбольного клуба « Блумфилд Роуд» . [ 26 ] Корабельный колокол сейчас находится в ратуше Блэкпула . [ 28 ] Медь, спасенная после крушения, использовалась для изготовления медалей, которые продавались широкой публике. [ 29 ]

В качестве замены Кобб приобрел 38-пушечный фрегат «Тринкомали» и переименовал его в «Фудройант» в честь предыдущего корабля. Этот Foudroyant оставался на вооружении до 1991 года, когда его перевезли в Хартлпул и снова переименовали в Тринкомали .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Как предоставлено Гудвином. Лавери цитирует то же самое, хотя карронады отсутствуют.
  2. Гудвин (стр. 179) называет дату запуска Foudroyant 31 марта, 25 мая и 31 августа. Лиона В тексте подчеркивается это несоответствие и относится дата августа к Списку парусного флота , опубликованному в 1993 году. Даты ввода в эксплуатацию и других перемещений, взятые из корабельных журналов, указывают на то, что мартовская дата верна. Картина, изображающая спуск на воду, датированная 25 мая 1798 года, добавляет еще большей путаницы, хотя из текста неясно, представляет ли эта дата спуск на воду или дату завершения картины.
  3. ^ Mutine , в этот подсчет также следует включить бриг-шлюп с 16 орудиями. Известно, что в состав этого флота входили следующие корабли: «Александр» , «Беллерофон» , «Беллона » , «Каллоден» , «Голиаф » , «Левиафан» , «Маджестик» , «Нортумберленд» , «Мощный» , « Свифтсюр » , «Авангард» , «Ревный» (линейные корабли); Сирена (фрегат); Мутин (бриг-шлюп).
  4. Большая часть 89-го полка поднялась на борт в 09:00 6 декабря вместе со своими женщинами и детьми — всего 523 человека. [ 10 ]
  5. Победа имела для Берри особое значение. В 1798 году, после битвы на Ниле , он возвращался в Англию под командованием Леандра, когда столкнулся с Женере . После однобокого и мужественного боя с Женере Берри пришлось сдаться. Впоследствии его похитители жестоко обращались с Берри и его командой.
  6. Первоклассная доля призовых денег, присужденных в апреле 1823 года, составила 34 фунта стерлингов 2 шиллинга 4 дня ; доля моряка пятого класса стоила 3 ​​шиллинга 11½ пенсов. Сумма была небольшой, поскольку ее пришлось разделить между 79 судами и всем армейским контингентом. [ 20 ]
  7. Эскадра Сиднея Смита состояла из «Хибернии » , «Лондона» , «Завоевателя» , «Элизабет» , «Мальборо» , «Монарха » и «Плантагенета» . [ 21 ]
  8. В судовых записях указано, что капитан Томпсон покинул корабль 3 февраля. Разрыв между его уходом с корабля и прибытием Шомберга не объясняется. [ 21 ]
  1. ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 239.
  2. ^ «№21077» . Лондонская газета . 15 марта 1850 г., стр. 791–792.
  3. ^ Jump up to: а б Лавери, Линейные корабли, том 1, стр. 183.
  4. ^ «№15072» . Лондонская газета . 21 октября 1798 г., стр. 987–988.
  5. ^ «№15081» . Лондонская газета . 17 ноября 1798 г., стр. 1100–1101.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Уинфилд (2008) , с. 301.
  7. ^ «№15306» . Лондонская газета . 28 октября 1800 г. с. 1231.
  8. ^ Гудвин, стр.182.
  9. ^ Jump up to: а б «№15169» . Лондонская газета . 13 августа 1799 г., стр. 816–817.
  10. ^ Гудвин, стр.184.
  11. ^ «№15545» . Лондонская газета . 28 декабря 1802 г. с. 10.
  12. ^ «№15255» . Лондонская газета . 6 мая 1800 г. с. 442.
  13. ^ Jump up to: а б «№15242» . Лондонская газета . 25 марта 1800 г., стр. 296–297.
  14. ^ «№15255» . Лондонская газета . 6 мая 1800 г. с. 444.
  15. ^ «№15263» . Лондонская газета . 31 мая 1800 г., стр. 575–576.
  16. ^ «№15358» . Лондонская газета . 25 апреля 1801 г. с. 447.
  17. ^ Jump up to: а б «№15362» . Лондонская газета . 5 мая 1801 г., стр. 496–497.
  18. ^ Jump up to: а б «№15364» . Лондонская газета . 15 мая 1801 г. с. 532.
  19. ^ «№15427» . Лондонская газета . 14 ноября 1801 г., стр. 1371–1372.
  20. ^ «№17915» . Лондонская газета . 3 апреля 1823 г. с. 633.
  21. ^ Jump up to: а б Гудвин, стр. 189.
  22. ^ Хеппер (1994) , стр. 129.
  23. ^ «История HMS Trincomalee с 1812 по 1986 год» (PDF) . friendsofhmstrincomalee.org.uk . 2012 . Проверено 10 марта 2023 г.
  24. ^ Jump up to: а б Госсет (1986) , с. 125
  25. ^ «Национальная аккордеонная организация Соединенного Королевства» .
  26. ^ Jump up to: а б Гиллатт, Питер (30 ноября 2009 г.). ФК «Блэкпул» в этот день: история, факты и цифры каждого дня в году . издательства Pitch Publishing Ltd. ISBN  978-1-905411-50-4 .
  27. Один из таких произведений был показан на BBC Antiques Roadshow в 2005 году в эпизоде ​​​​Портсмута, Великобритания, посвященном лорду Нельсону. AC200607 Лот:120-149 [ постоянная мертвая ссылка ]
  28. ^ «Футбольное поле Блумфилд Роуд – Блэкпул» . Ланкаширский фолк. 28 апреля 2016 года . Проверено 8 июля 2020 г.
  29. ^ «Королевский военно-морской музей» .
  • Гудвин, Питер (2002) Корабли Нельсона - История судов, на которых он служил, 1771–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN   0-85177-742-2
  • Госсет, Уильям Патрик (1986). Затерянные корабли Королевского флота, 1793-1900 гг . Мэнселл. ISBN  0-7201-1816-6 .
  • Хеппер, Дэвид Дж. (1994). Потери британских военных кораблей в эпоху парусного спорта, 1650-1859 гг . Ротерфилд: Жан Будрио. ISBN  0-948864-30-3 .
  • Захват «Фудроянта » HMS Monmouth , 28 февраля 1758 года . Национальный морской музей, Гринвич. Проверено 25 октября 2006 г.
  • Лавери, Брайан (2003) Линейный корабль - Том 1: Развитие боевого флота 1650-1850 гг. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN   0-85177-252-8 .
  • Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN  978-1-86176-246-7 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52de3f232b93e2180093aef3b4bb19b0__1722979680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/b0/52de3f232b93e2180093aef3b4bb19b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Foudroyant (1798) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)