HMS Беллерофон (1786 г.)
![]() Картина HMS Bellerophon 1827 года. с изображением Томаса Луни | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Беллерофонт |
Заказал | 11 января 1782 г. |
Строитель | Эдвард Гривз и компания, Фриндсбери |
Заложен | Май 1782 г. |
Запущен | 6 октября 1786 г. |
Завершенный | К марту 1787 г. |
Переименован | Плен 5 октября 1824 г. |
реклассифицирован | Корабль-тюрьма 1815 года. |
Псевдоним(а) | Билли Раффиан |
Судьба | Распался в 1836 году. |
Общие характеристики [1] | |
Класс и тип | «Высокомерный » класса Линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1,612 78 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина | |
Луч | 46 футов 10 + 1 ⁄ 2 дюйма (14,3 м) |
Глубина захвата | 19 футов 9 дюймов (6,0 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 590 (октябрь 1805 г. - 566 г.р.) |
Вооружение |
|
HMS Bellerophon , известный морякам как «Билли Раффиан», — линейный корабль Королевского флота . Третьесортный « из 74 орудий , он был спущен на воду в 1786 году. Беллерофон» служил во время французской революционной и наполеоновской войн , в основном в блокадах или сопровождении конвоев. Она участвовала в трех сражениях флота : Славном первом июня (1794 г.), битве на Ниле (1798 г.) и битве при Трафальгаре (1805 г.). В 1815 году, когда корабль находился в блокаде, Наполеон поднялся на абордаж «Беллерофона» , чтобы сдаться капитану корабля, положив конец 22-летней почти непрерывной войне между Великобританией и Францией.
Построенный во Фриндсбери , недалеко от Рочестера в Кенте , «Беллерофон» первоначально стоял на приколе и ненадолго вводился в эксплуатацию во время испанских и русских вооружений . Он поступил на вооружение флота Ла-Манша в начале Французских революционных войн в 1792 году и принял участие в Славном первом июня 1794 года, первом крупном военном сражении войн. Беллерофон едва избежал плена французами в 1795 году, когда ее эскадра была почти захвачена более мощным французским флотом в Первой битве при Гройа , но смелые действия командира эскадры, вице-адмирала сэра Уильяма Корнуоллиса , заставили французов отступление. Она сыграла незначительную роль в попытках перехватить французские силы вторжения, направлявшиеся в Ирландию в 1797 году, а затем присоединилась к Средиземноморскому флоту под командованием сэра Джона Джервиса . Отправленный для усиления флота контр-адмирала сэра Горацио Нельсона в 1798 году, он принял участие в решающем разгроме французского флота в битве на Ниле, где он получил серьезные повреждения и потерял несколько офицеров, сражаясь с гораздо более крупным французским флагманом. Ориент . Она вернулась в Англию, прежде чем ее отправили в Вест-Индию , где она провела время Амьенского мира (1802–03) в круизах и сопровождении конвоев между Карибским морем и Северной Америкой.
Беллерофонт вернулся в европейские воды с возобновлением войны с Францией, присоединившись к флоту под командованием вице-адмирала Катберта Коллингвуда, блокировавшего Кадис . Усиленный флот, которым к тому времени командовал Горацио Нельсон, вступил в бой с объединенным франко-испанским флотом, когда тот вышел из порта. В битве при Трафальгаре 21 октября «Беллерофонт» вел ожесточенное сражение с испанскими и французскими кораблями, понеся тяжелые потери, включая смерть своего капитана Джона Кука . После битвы она сопроводила тело Нельсона обратно в Англию. После ремонта «Беллерофонт» использовался для блокады вражеского флота в Ла-Манше и Северном море . В 1809 году она курсировала по водам Балтийского моря , совершая нападения на русское судоходство, а к 1810 году снова оказалась у берегов Франции, блокируя их порты. В период с 1813 по 1814 год она отправилась в Северную Америку в качестве эскорта конвоя, а в 1815 году ей было поручено блокировать французский порт Рошфор в Атлантическом океане . В июле 1815 года потерпел поражение при Ватерлоо и нашел побег в Северную Америку, препятствовавший блокаде. Беллерофонта , Наполеон поднялся на борт «корабля, который преследовал его в течение двадцати лет» (по словам морского историка Дэвида Кордингли ), чтобы наконец сдаться британцам. Это был «Беллерофона » последний морской рейс . В 1815 году ему заплатили и переоборудовали в тюремный корабль , а в 1824 году он был переименован в «Плен», чтобы освободить название для другого корабля . Переехавшая в Плимут в 1826 году, она продолжала службу до 1834 года, когда ушли последние каторжники. Адмиралтейство приказало продать ее в 1836 году; Впоследствии она была разобрана на металлолом.
Беллерофонта Долгая и выдающаяся карьера отражена в литературе и народных песнях .
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]11 января 1782 года «Беллерофон» был заказан коммерческому судостроителю Эдварду Гривсу и компании из Фриндсбери в Кенте по модифицированной конструкции, первоначально разработанной инспектором военно-морского флота сэром Томасом Слэйдом . [1] [2] [3] Он был одним из десяти кораблей, построенных по модифицированной Arrogant конструкции класса , первоначально разработанной Слэйдом в 1758 году и использованной для постройки двух кораблей, HMS Arrogant и HMS Cornwall . [1] [а] Проект был возрожден и немного изменен в 1774 году и одобрен Адмиралтейством 25 августа того же года. [4] Киль был заложен во Фриндсбери в мае 1782 года. [б] При размерах 168 футов (51 м) на палубе и 138 футов (42 м) на киле , ширина составляла 46 футов 10,5 дюйма (14,288 м), длина составляла 1612 м. Масса 78 ⁄ 94 тонны , 74 орудия. Это вооружение состояло из двадцати восьми 32-фунтовых орудий на нижней палубе, двадцати восьми 18-фунтовых орудий на верхней палубе, четырнадцати 9-фунтовых орудий на юте и четырех 9-фунтовых орудий на полубаке . [1]
Корабль был назван «Беллерофонт» , решение, которое было принято по крайней мере к апрелю 1782 года, когда оно было внесено в протокол инспекторской службы. [5] первый лорд Адмиралтейства Тогдашний Джон Монтегю, 4-й граф Сэндвич , очевидно, выбрал это имя из , Лемприера Классического словаря который он держал на своем столе. Недавно заказанный 74-пушечный корабль впоследствии был назван в честь греческого воина Беллерофонта, который оседлал крылатого коня Пегаса и убил чудовище Химеру . [6] Произношение оказалось трудным для обычных моряков того периода, и она была широко известна под вариантами, чаще всего «Билли Раффиан» или «Билли Рафф'н», хотя «Белли Рафф Один» появляется в сатирической гравюре Томаса Роулендсона 1810 года . и «Беллируффрон» в романе Бедный Джек» « Фредерика Марриата . [7] [8] Ее украшала фигура Беллерофонта. [2]

К моменту запуска «Беллерофона» острой необходимости в новых военных кораблях не было. Подписание Парижского договора в 1783 году положило американской войне за независимость конец , пока Беллерофон еще строился. Хотя с Гривзом был заключен контракт на подготовку корабля к спуску на воду к апрелю 1784 года, он провел еще два года на стапеле , вероятно, потому, что Военно-морской совет приказал отложить строительные работы, чтобы дать возможность высушить ее древесину - роскошь, доступная теперь, когда были никаких насущных военных нужд. [9] Когда состоялся спуск на воду, он несколько раз откладывался, и, наконец, это произошло во время сильных осенних штормов в октябре 1786 года. Он был спущен на воду без особой церемонии 7 октября 1786 года комиссаром Чарльзом Проби с верфи Чатема . [1] [10] [11] Затем ее отбуксировали через реку Медуэй и поставили на якорь у верфи Чатема. 7 марта 1787 года его доставили в сухой док , где его корпус был оснащен медной обшивкой , и он был приспособлен для «Ординария» . [2] Ее окончательные затраты составили 30 232,14,4 фунта стерлингов, выплаченных Гривзу за ее постройку, и еще 8 376,15,2 пенни, потраченных на ее подготовку к эксплуатации. [1] [2] [с]
Заложенный в Чатеме в мирные годы, «Беллерофон» кризис, известный как « Испанское вооружение» вступил в строй только в июле 1790 года, когда разразился . Поскольку возникла угроза войны с Испанией, военные корабли, находящиеся в обычном состоянии, начали вводиться в эксплуатацию и готовиться к выходу в море. «Беллерофона » Первый командир , капитан Томас Пэсли , прибыл 19 июля и начал процесс подготовки корабля к службе. [2] [12] После месяца, потраченного на оснащение корабля орудиями, мачтами, припасами и такелажем, а также на набор команды, Пэсли отдал приказ своей команде сойти с причала 16 августа, и «Беллерофонт» направился по Медуэю к якорной стоянке флота в Нора . [13]

Из Нора «Беллерофонт» проследовал к Даунсу и присоединился к стоявшему там флоту. Она провела три недели на рейде , тренируя свое оружие, прежде чем переехать в Спитхед . [14] Дипломатический кризис с Испанией в значительной степени утих к октябрю 1790 года, и Беллерофонт был отправлен в Ширнесс . в конце ноября [15] Он оставался в строю, все еще под командованием Пэсли, во время Русского вооружения в 1791 году, но когда и этот период напряженности прошел, не перейдя в открытую войну, Беллерофонт был отправлен обратно в Чатем и расплатился там 9 сентября 1791 года. [1] [2]
Французские революционные войны
[ редактировать ]С началом французских революционных войн « Беллерофон» был введен в эксплуатацию в марте 1793 года под командованием ее бывшего капитана Томаса Пэсли. Пэсли подготовил ее к выходу в море и отплыл, чтобы присоединиться к флоту Ла-Манша под командованием адмирала лорда Хоу . [16] Флот Ла-Манша отплыл 14 июля с приказом патрулировать у Бреста в надежде перехватить и уничтожить базирующийся там французский флот. находясь к юго-западу от островов Силли 18 июля, , «Беллерофон» столкнулся с HMS Majestic во время ураганного ветра. [2] «Беллерофон» потерял бушприт , фок-мачту и грот-стеньгу , а носовую часть и волнорез были разбиты, что потребовало перевода в Плимут для ремонта. [2] [16]
После ремонта «Беллерофонт» снова присоединился к флоту Ла-Манша, который к тому времени патрулировал западные подходы . Выполняя эти обязанности, она заработала репутацию скоростной женщины и получила прозвище «Летающий Беллерофон». [17] В сентябре 1793 года Хоу направил ее в летающую эскадру, состоящую из самых быстрых линейных кораблей, и поручил Пэсли командовать эскадрой с временным званием коммодора .
27 ноября 1793 года корабли эскадры Пэсли захватили французский корвет « Блондинка» . На момент захвата «Блонд» была вооружена 28 орудиями и имела экипаж из 210 человек под командованием гражданина Герии. [18] В последующем уведомлении о призовых деньгах суда, которые разделили доходы, были названы «Беллерофонт» , «Авангард» , «Феникс» , «Латона» и «Фаэтон» . [19]
Теперь, когда Пэсли отвечал за эскадрилью, «Беллерофон» в январе 1794 года получил нового командира, капитана Уильяма Джонстона Хоупа , а коммодор Пэсли продолжал нести свой широкий вымпел . на своем борту [2] В течение следующих пяти месяцев флот Ла-Манша патрулировал у Ушана и побережья Бретани . [20]
Славное первое июня
[ редактировать ]Флот Ла-Манша сыграл важную роль на заключительных этапах атлантической кампании в мае 1794 года , когда Хоу вышел в Атлантику в надежде перехватить приближающийся французский конвой под командованием адмирала Пьера Жана Ван Стабеля . Также было известно, что главный французский боевой флот находился в море под командованием адмирала Луи Томаса Вилларе де Жуайеза . Хоу послал Пэсли, недавно получившего звание контр-адмирала , и его летную эскадрилью, состоящую из «Беллерофона» и 74-пушечных кораблей HMS Russell , HMS Thunderer и HMS Marlborough , вперед на разведку французских войск. [21] В 6 часов утра 28 мая прикрепленный к нему фрегат HMS Phaeton подал сигнал «Беллерофону» сообщить о обнаружении странного флота. Пэсли направил эскадру на юго-восток для расследования, в 9 часов утра увидел большой флот и насчитал тридцать три корабля, из которых по крайней мере двадцать три были линейными. [22] К полудню было подтверждено, что они французы, и Пэсли передал эту новость Хоу. [23] Хоу приказал преследовать, и к вечеру передовые британские корабли вместе с летающей эскадрой Пэсли, образующей авангард, вошли в контакт с последними французами. «Беллерофон» был первым кораблем, вступившим в бой, когда 110-пушечный «Революционер» отступил, чтобы заблокировать ее подход. Пэсли повернул оверштаг, чтобы приблизиться к французскому кораблю, и начал обмениваться бортовыми залпами . [2] [24] Сильный огонь более крупного французского корабля нанес значительный ущерб, особенно главной стеньге «Беллерофона » , и он сражался в одиночку, пока на помощь ей не прибыли остальная часть летной эскадрильи и два корабля основного флота, HMS Audacious и HMS Leviathan . [25] [26] Затем поврежденный «Беллерофон» отошел от боя, и с наступлением ночи Хоу подал сигнал флоту выстроиться в линию впереди и дождаться утра, прежде чем возобновить бой. [25]

Действия возобновились на следующее утро, когда Хоу приблизился к французам, а затем прорвал их линию. «Беллерофон» Хоу следовал за флагманским кораблем , 100-пушечным HMS Queen Charlotte , и получил некоторые повреждения от французского огня. [27] Хоу изолировал несколько французских кораблей в тылу и обстрелял их бортовыми залпами, но Вилларе де Жуайез смог повернуть свой фургон, чтобы спасти их, и ночью два флота снова разошлись, чтобы перестроить свои боевые порядки и устранить повреждения. [28] Плохая погода 30 и 31 мая помешала флотам установить контакт, но на следующий день, 1 июня, Хоу смог провести решительные действия, позже известные как Славное Первое июня. Британцы подошли в ряд, Беллерофонт находился в конце линии. Когда они приблизились, корабли подверглись мощному артиллерийскому обстрелу со стороны французов. Пэсли был ранен пушечным ядром в ногу, когда он стоял на квартердеке, а мичман Мэтью Флиндерс сообщил, что «наш храбрый адмирал потерял ногу в результате 18-фунтового выстрела, прошедшего через баррикадо квартердека – это было в накал действия». [29] Когда двое моряков выразили свое сожаление, Пэсли ответил: «Спасибо, но не обращайте внимания на мою ногу: позаботьтесь о моем флаге». [30] Его отвезли вниз, где ампутировали сломанную ногу. [30] Капитан Хоуп держал корабль в бою, обстреливая 74-пушечный «Эоль», пока французский корабль не был вытеснен из строя. [31] К тому времени «Беллерофонт» потерял все три стеньги, а ее грот и нижние ванты были разобраны на куски. [26] Затем Хоуп подал сигнал фрегату HMS Latona отбуксировать «Беллерофон» в сторону от боя. [31] [32] Несмотря на то, что во время боя он находился под сильным огнем, потери «Беллерофона » были сравнительно небольшими: четыре человека убитыми и от двадцати семи до тридцати ранеными. [26] [д]
Беллерофонт вернулся с флотом в Англию после боя, где раненый Пэсли покинул корабль. «Беллерофон» был доставлен на верфь Портсмута для ремонта, а затем возобновил патрулирование на западных подходах вместе с флотом Ла-Манша. [33] Капитан Хоуп был заменен в конце ноября, а 1 декабря 1794 года «Беллерофон» получил нового командира, капитана Джеймса Крэнстоуна, 8-го лорда Крэнстоуна . [1] [2]
Отступление Корнуоллиса
[ редактировать ]
«Беллерофонт» вернулся в море в мае 1795 года после трех месяцев стоянки на якоре на « Соленте» . Она была в Спитхеде 1 мая, когда 98-пушечный HMS Boyne загорелся и взорвался, а «Беллерофонт» спас двенадцать человек. [32] По-прежнему находясь в составе флота Ла-Манша, она присоединилась к эскадре под командованием вице-адмирала сэра Уильяма Корнуоллиса, которая патрулировала у Ушанта. Эскадра прибыла на станцию 7 июня и на следующий день захватила конвой из восьми французских торговцев у Бель-Иля . [34] Эскадра оставалась в этом районе до 16 июня, когда наблюдатель на «Беллерофоне» заметил большой флот на востоке-юго-востоке. Это был Брестский флот, состоявший из тринадцати линейных кораблей, двух фрегатов, двух бригов и катера под командованием адмирала Вилларе де Жуайеза. [26] Сильно превосходя численностью, Корнуоллис приказал отступить, но «Беллерофон» и HMS Brunswick плыли необычно медленно, и французы постоянно преследовали его. [35] Удерживая свои корабли вместе, Корнуоллис приказал «Беллерофонту» занять позицию во главе его линии, позже объяснив, что «Беллерофонт» я был рад оставить в некоторой степени в качестве резерва, имея основания сначала предполагать, что будет полный повод для нападения. приложив все усилия со стороны всех нас ... Я считал этот корабль сокровищем, наслышанным о его прежних достижениях, и наблюдая за духом, проявленным всеми находившимися на борту, когда он проходил мимо меня, соединенным с рвением и активностью, проявленными лордом Крэнстоуном во время весь круиз». [36]
После целого дня преследования ведущие французские корабли предприняли попытку отрезать HMS Mars , шедший в британском тылу. Корнуоллис отступил, чтобы поддержать Марс , в то время как капитан Роберт Стопфорд с HMS Phaeton начал подавать сигналы, подразумевающие, что британский флот находится в пределах видимости. Когда французские наблюдатели заметили далекие марсели, Вилларе де Жуайез решил, что действия Корнуоллиса означают, что британский флот приближается, чтобы поддержать его, и прекратил преследование. Поблизости не было британского флота; марсели принадлежали конвою британских торговых судов. [37]
Ирландские воды
[ редактировать ]Беллерофонт вернулся в Англию в июне, а затем отправился патрулировать западные подходы до сентября. В октябре она снова вошла в портсмутскую верфь и прошла ремонт стоимостью 8 103 фунта стерлингов. [1] [38] Она возобновила патрулирование и блокаду на западных подходах в январе 1796 года, сначала под командованием Крэнстоуна, но с апреля фактически под исполняющим обязанности капитана лейтенанта Джона Лоринга . [1] [39] Заменивший Крэнстоуна капитан Генри Д'Эстер Дарби прибыл, чтобы принять командование в сентябре. Блокадная служба продолжалась до начала января 1797 года, когда до флота дошло известие о том, что у Ирландии появилась французская экспедиция . Застигнутое врасплох Адмиралтейство приказало «Беллерофону» и ряду других кораблей патрулировать залив Бэнтри . К тому времени французская экспедиция была рассредоточена из-за плохой погоды, и после трех недель патрулирования «Беллерофон» прибыл в Корк , где встретился с ирландской эскадрой под командованием адмирала Роберта Кингсмилла . [26] [40] Вскоре после возвращения в Спитхед в начале марта «Беллерофонт» получил новые приказы от Адмиралтейства. Он отплыл 17 марта и направился в Кадис , чтобы присоединиться к сэра Джона Джервиса, Средиземноморскому флоту блокирующему порт. [26]
Средиземноморские пошлины
[ редактировать ]
«Беллерофонт» встретился с флотом Джервиса в Кадисском заливе 30 мая 1797 года. [26] Через три дня ее единственный раз посетил Горацио Нельсон , тогда контр-адмирал и командующий прибрежной эскадрой блокирующего флота. [41] «Беллерофон» находился с флотом в Кадисском заливе до октября, когда Джервис вышел в море для патрулирования между мысом Трафальгар и мысом Сент-Винсент . Эти обязанности продолжались до конца мая 1798 года, когда «Беллерофонт» был направлен в отдельную эскадру под командованием капитана Томаса Трубриджа и получил приказ встретиться с эскадрой Нельсона и усилить ее. Нельсон находился в Средиземном море, охотясь за большим французским флотом, вышедшим из Тулона с войсками. [42]
Французы начали сложную сухопутную и военно-морскую кампанию в Средиземноморье с конечной целью вторжения и оккупации Египта . Британцы знали, что французы собрали большую армию под предводительством генерала Наполеона Бонапарта , но место их назначения было неизвестно. Встретившись с эскадрой Трубриджа 7 июня, Нельсон теперь имел достаточные силы, чтобы вступить в бой с французами, и начал прочесывать Средиземное море. [43] Поиски длились почти два месяца: британские войска двигались на запад, а затем обратно на восток, иногда пропуская французские войска на несколько дней. Французские войска после вторжения и захвата Мальты прибыли из Александрии 1 июля и начали высадку десанта. Лишь 25 июля до Нельсона, стоявшего к тому времени на якоре у Сицилии , дошли новости о том, что французский флот появился у берегов Египта. Он вывел свой флот в море и прибыл в Александрию 1 августа, но обнаружил, что гавань пуста. Направляясь на восток, он обнаружил французский флот, состоящий из тринадцати линейных кораблей, четырех фрегатов и ряда канонерских лодок, стоящих на якоре в заливе Абу-Кир . [44]
Битва за Нил
[ редактировать ]Вечером 1 августа британский флот появился в заливе, а французы стояли на якоре и занимали сильную оборонительную позицию. [45] Французский командующий вице-адмирал Франсуа-Поль Брюэ д'Эгалье не ожидал ночной атаки, но Нельсон приказал своим кораблям построиться и атаковать головную часть французского авангарда, воспользовавшись попутным ветром, который позволил его кораблям дрейфовать по линии, не позволяя французскому тылу усилить авангард и центр. [46] «Беллерофон» был восьмым кораблем в британской линии, и когда начался бой, Дарби повернул его к французскому центру и в конце концов встал на якорь в 19:00. Возможно, из-за какой-то ошибки экипажа или из-за того, что якорь утащили, «Беллерофон» остановился рядом с французским флагманом, 120-пушечным «Ориентом» . [47] [и]

Беллерофонт оказался теперь в отчаянном положении. Гораздо более мощный трехпалубный «Ориент» произвел несколько бортовых залпов по «Беллерофону» , разбив его лодки, спешив орудия и перерезав такелаж. [26] [48] Французские морские пехотинцы на верхних палубах обстреляли залпами из мушкетов открытые верхние палубы «Беллерофона » . От 60 до 70 членов ее экипажа были убиты или ранены на первых этапах боя, включая Дарби, которая потеряла сознание из-за ранения в голову. [49] Затем командование перешло к первому лейтенанту Дэниелу. Дэниел и второй лейтенант, лейтенант Ландер, были ранены, но могли руководить боем, пока Дэниелу не оторвало левую ногу. Когда его несли вниз, в него попала картечь, и он был убит на месте. [50] Четвертый лейтенант Джон Хэдэуэй был ранен и доставлен к хирургу, а пятый лейтенант Джордж Джолифф был убит на палубе. [48] После часа сражения с Востоком в одиночку Беллерофона » « рухнула бизань-мачта , а вскоре за ней и грот-мачта. Лейтенант Ландер был среди погибших при падении грот-мачты, и командование перешло к третьему лейтенанту, непострадавшему лейтенанту Роберту Кэткарту. [51] Несколько пожаров вспыхнули как на Беллерофонте , так и на Востоке . Согласно бортовому журналу «Беллерофона » вспыхнул новый пожар , в 9 часов вечера, когда на «Ориенте» , Кэткарт дежурил внизу, а 13-летний мичман Джон Хиндмарш некоторое время был старшим офицером на палубе. [52] Он приказал перерезать якорный трос и поднять парус , но оказал слишком большую нагрузку на фок-мачту, которая рухнула. [53] Полностью потеряв мачту, «Беллерофонт» начал отходить от боевых действий, а ее команда тушит пожары. [54] Когда она вышла из строя, она получила несколько дальних ударов от французского Тоннанта . [55] [56]
Когда «Беллерофон» медленно удалялся, его заметил 74-пушечный HMS Swiftsure , приближавшийся к центру. Было уже около 9 часов вечера; В темноте Swiftsure капитан не смог идентифицировать корабль, потерявший мачту, и предположил , Бенджамин Хэллоуэлл что это поврежденный французский корабль, пытающийся спастись. Он подумывал об открытии огня по нему, но решил сдержать огонь и направиться к французскому центру, где в конце концов стал на якорь за кормой « Ориента» , недалеко от «Беллерофона » . исходной позиции [57] К этому времени Дарби достаточно оправилась, чтобы возобновить командование, и по его приказу потрепанный «Беллерофон» встал на якорь в восточной части бухты, и ее команда приступила к ремонту. [58] Битва бушевала всю ночь и в конце концов завершилась решительной победой британцев. [59] Следующие пять дней были потрачены на ремонт корабля и захоронение погибших. 49 человек были убиты и 148 ранены На Беллерофоне . [51] На следующей неделе от ран скончались еще восемь человек. [60] [ф]
Офицеры Беллерофонта в битве на Ниле. [61] |
---|
Служба Великобритании и Вест-Индии
[ редактировать ]После проведения временного ремонта в заливе Абу-Кир «Беллерофон» поднял мачты и, буксируя захваченный «Спартиат» с HMS Majestic , отплыл в Гибралтар для ремонта. [63] Когда это было завершено, она вернулась в Великобританию и прибыла в Спитхед 2 апреля 1800 года, где расплатилась и в сентябре вошла на верфь для более существенного ремонта. [51] Эти работы составили 32 608 фунтов стерлингов и продолжались до августа 1801 года. Он вновь вступил в строй 25 июня 1801 года под командованием капитана лорда Гарлиса и в августе отплыл, чтобы присоединиться к флоту Ла-Манша, блокировавшем Брест. [1] 25 ноября лорда Гарлиса сменил капитан Джон Лоринг, и Беллерофонт продолжил блокаду. [51]
В 1802 году «Беллерофон» был среди пяти кораблей, которым было приказано присоединиться к эскадре адмирала Джона Дакворта в Вест-Индии. Захватив припасы, она отплыла из Торбея 2 марта 1802 года. [51] [64] К моменту ее прибытия 27 марта Амьенский договор был подписан, поэтому Великобритания и Франция находились в мире. В течение следующих восемнадцати месяцев «Беллерофонт» курсировал по Ямайскому проливу и сопровождал торговые конвои между Ямайкой и Галифаксом, Новая Шотландия . [65]
Наполеоновские войны
[ редактировать ]Вест-Индия и возвращение в Великобританию
[ редактировать ]«Беллерофон» находился в Вест-Индии, когда в мае 1803 года разразились Наполеоновские войны . Ее капитан Джон Лоринг был назначен коммодором британской эскадры, которая быстро перешла в наступление против французского судоходства в блокаде Сен-Доминго . В середине 1803 года эскадра под командованием капитана Генри Уильяма Байнтуна в составе HMS Bellerophon , Cumberland , Hercule , Elephant и Vanguard захватила французских каперов Poisson Volant и Superieure . [66] Королевский флот принял оба на вооружение. Корвет « Миньон» и бриг были захвачены в конце июня, после чего британцы патрулировали у Кап-Франсуа . [51] 24 июля эскадра в составе «Беллерофона» и 74-пушечных кораблей HMS Elephant , HMS Theresus и HMS Vanguard наткнулась на два французских 74-пушечных корабля Duquesne и Duguay-Trouin , а также фрегат Guerrière , пытавшихся уйти из Капа. -Франсуа. [67] Эскадрилья бросилась в погоню, 25 июля отремонтировала и захватила Дюкен после нескольких выстрелов, в то время как Дюге-Труэн и Герьер сумели уклониться от преследователей и сбежать во Францию. [51] Один человек был убит на борту «Беллерофона» во время преследования. [67] Она продолжала блокировать Кап-Франсуа до ноября, когда французский командующий тамошним гарнизоном генерал Рошамбо подошел к Лорингу и попросил разрешить ему эвакуировать его людей, осажденных местными гаитянскими силами под предводительством Жан-Жака Дессалина . Чтобы предотвратить побег Рошамбо, Лоринг направил катера с «Беллерофона» и «Элефанта» они отсекли французскую шхуну «Декуверт» в пролив Караколь, где 22–23 ноября . Французы официально сдались 30 ноября, и им было разрешено эвакуироваться на трех фрегатах, Surveillante , Clorinde и Vertu , а также на ряде меньших кораблей, и они были сопровождены эскадрой на Ямайку. [1] [51]

Особенно серьезная вспышка малярии поразила корабль в начале февраля 1804 года; 212 членов экипажа « Беллерофона » Заболели . 17 человек умерли на борту корабля, а 100 пришлось перевести в береговой госпиталь, где скончались еще 40 человек. [51] [68] В июне ей было приказано вернуться в Великобританию в сопровождении большого конвоя, и она прибыла в Даунс 11 августа. Она ненадолго окупилась и была доставлена на верфь Портсмута для ремонта. 27 сентября четыре корабела, работавшие в магазине, при свете свечей подожгли сыпучий порох. В результате взрыва погибли все четверо. [69]
«Беллерофонт» воссоединился с флотом Ла-Манша, все еще находившимся у Бреста, под командованием адмирала сэра Уильяма Корнуоллиса. [70] Лоринга сменил капитан Джон Кук . Эти обязанности продолжались до начала 1805 года, а 24 апреля [51] [71]
Подход к Трафальгару
[ редактировать ]В мае 1805 года крупный французский флот под командованием вице-адмирала Пьера-Шарля Вильнева бежал из Тулона. «Беллерофон» был отправлен с эскадрой под командованием вице-адмирала Катберта Коллингвуда для патрулирования Гибралтарского пролива . Прежде чем они смогли прибыть, Вильнев собрал испанское подкрепление под командованием адмирала Федерико Гравины и отплыл в Атлантику, преследуемый Средиземноморским флотом Нельсона. [72] Пока Нельсон преследовал Вильнева по всей Вест-Индии, не вступая в контакт, Коллингвуд установил блокаду Кадиса. Его эскадра все еще находилась там в середине августа, когда Вильнев появился в порту со своим флотом. Имея слишком мало кораблей, чтобы перехватить объединенный флот, Коллингвуд позволил им войти в Кадис, а затем возобновил блокаду. В течение следующих нескольких месяцев он был усилен несколькими кораблями, а 28 сентября Нельсон принял на себя командование. [73]
Трафальгарская битва
[ редактировать ]Нельсон установил свободную блокаду объединенного флота, держа большую часть своего флота вне поля зрения, но с линией фрегатов и более крупных кораблей, расположенных на определенных интервалах между ним и Кадисом. [74] 19 октября было замечено, что объединенный флот вышел в море, и сигнал был передан по строю кораблей. Уильям Прайс Камби , первый лейтенант «Беллерофона » , первым в главном флоте заметил сигнал, летевший с последнего корабля на линии связи, HMS Mars . [75] [76] Британцы начали преследовать объединенный флот, направлявшийся к Гибралтарскому проливу, и увидели его утром 21 октября. Офицеры и матросы «Беллерофона» готовились к бою, некоторые артиллерийские расчеты рисовали мелом на стволах своих орудий слова «Победа или смерть». [77] [78] В 11 часов утра «Беллерофона » сигнальный мичман Джон Франклин отметил, что Нельсон поднял сигнал « Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг », а через полтора часа «Беллерофонт» вступил в бой пятым кораблем в подветренной колонне Коллингвуда. . Он находился за кормой от 80-пушечного HMS Tonnant и впереди 74-пушечного HMS Achille -пушечный HMS Colossus , а по левому борту от нее находился 74 . [79] [80]

В 12:30 «Беллерофон» прорвал линию противника, проскользнув под корму испанской 74-пушечной «Монарки» и выпустив по ней два бортовых залпа. Проходя мимо испанского корабля, «Беллерофонт» столкнулся с французским 74-пушечным «Эглем» , ударив по левому борту «Эгля носом правого борта двух кораблей » и запутав реи . [80] Собравшись вместе, они обменялись бортовыми залпами с близкого расстояния, а солдаты на борту «Эгля» обстреливали палубы «Беллерофона » мушкетным огнем и гранатами . Камби заметил, что мишенью стали офицеры и что отличительные погоны Кука выделяли его. Камби призвал его снять их, но Кук ответил: «Сейчас уже слишком поздно снимать их. Я вижу свою ситуацию, но я умру, как мужчина». [81] «Беллерофонт» теперь выдерживал огонь со стороны «Эгля» и трёх других кораблей: испанских «Сан-Хуан Непомучено» и «Багама» , а также французского «Свифтсюр» . «Беллерофона » , а в 13:11 капитан Кук был ранен и убит. В 13:00 были обстреляны грот-мачта и бизань-мачты [82] Очевидец записал, что
Он очень часто стрелял из своих пистолетов во врага, который так же часто пытался подняться на борт, и убил французского офицера на своей квартердеке. Он перезаряжал пистолеты... когда получил в грудь две мушкетные пули. Он немедленно упал, и когда квартирмейстер подошел и спросил, следует ли ему спустить его вниз, он ответил: «Нет, позвольте мне полежать спокойно одну минуту. Скажите лейтенанту Камби, чтобы он никогда не наносил ударов». [83]
После смерти Кука командование принял на себя Камби. Палубы « Беллерофона » были в основном очищены от французского огня, и абордажные группы начали пробираться на корабль. Несколько французских моряков вылезли на «Беллерофона » верфь , но член экипажа «Беллерофона» освободил скобу, удерживающую верфь, в результате чего они упали в море. Французским морякам, державшимся за поручни «Беллерофона » , избивали руки до тех пор, пока их не заставили отпустить. Беллерофона » Флаг « был сбит трижды, что так разозлило его помощника связи Кристофера Бити, что он взял самый большой «Юнион Джек» , какой смог найти, забрался на бизань и водрузил его по вантам. Сообщается, что французские стрелки на Эгле при этом сдерживали огонь, восхищаясь его храбростью. [84] [85] Два корабля находились так близко друг к другу, что артиллерийские расчеты на их нижних палубах сражались врукопашную у артиллерийских портов , а гранаты, брошенные через порты, привели к тяжелым потерям. Одна граната, брошенная в «Беллерофон», взорвалась в кладовой наводчика, распахнув дверь, но, к счастью, захлопнув дверцу магазина . Возникший пожар был быстро потушен, что предотвратило катастрофический взрыв. [86] [87]
К 13:40, проведя более часа под шквальным обстрелом, экипаж Эгля опустил артиллерийские порты и медленно отошел. [88] Когда дым рассеялся, Камби заметил, что испанская «Монарка» , с которой «Беллерофонт» первым вступил в бой , ударила по ее флагу . Камби послал офицера на лодке, чтобы завладеть ею. [89] Экипаж «Беллерофона » теперь работал над ремонтом и разбором обломков. Она снова ненадолго выстрелила из орудий, когда авангард объединенного флота во главе с контр-адмиралом Пьером Дюмануаром ле Пелли предпринял запоздалую попытку прийти на помощь центру и тылу. [90] Атака была отбита, и в 17 часов «Беллерофона » прекратили огонь. орудия [91] В 17:30 Камби послал лодку, чтобы завладеть Багамой , что также поразило ее знамя. К концу боя Беллерофонт потерял 27 человек убитыми и 123 ранеными. Среди погибших были ее капитан, капитан Джон Овертон и мичман Джон Симмонс. [79] [92]
Шторм и возвращение
[ редактировать ]В течение следующих семи дней команда «Беллерофона » была занята устранением повреждений, установкой мачт присяжных и попытками пережить шторм, обрушившийся на этот район сразу после боя. Он прибыл в Гибралтар 28 октября 1805 года и прошел аварийный ремонт, что позволило ей вернуться в Англию в качестве эскорта HMS Victory вместе с HMS Belleisle . [77] И «Беллейль» , и «Беллерофонт» требовали срочного внимания, но было сочтено целесообразным предоставить им честь сопровождать тело Нельсона обратно в Великобританию на борту «Виктори» . [93] 3 ноября, за день до начала путешествия домой, Камби сменил капитан Ричард Томас . [г] На следующий день Томаса заменил капитан Эдвард Ротерам , который во время битвы командовал флагманским кораблем Коллингвуда, HMS Royal Sovereign . [79]
Три корабля вместе дошли до стартовой точки , где 2 декабря «Виктори» разделились и направились в Портсмут, а «Беллерофон» и «Беллейсл» вошли в залив Косанд . Затем «Беллерофон» был доставлен на верфь Плимута для ремонта и вернулся в строй 26 февраля, все еще под командованием Ротерама. [79] [94] Вновь присоединившись к флоту Ла-Манша, «Беллерофон» возобновил свои обычные обязанности, блокируя и патрулируя Ушант и Брест. [94] [95]
Балтийское море
[ редактировать ]Командование Ротерама длилось два с половиной года, пока 8 июня 1808 года его не сменил капитан Сэмюэл Уоррен . Уоррену было приказано захватить «Беллерофон» и присоединиться к флоту в Северном море , блокируя голландские порты. Она входила в состав контр-адмирала Алана Гарднера . эскадры [95] К 1809 году стратегическая ситуация на Балтике ухудшилась после того, как Россия подписала Тильзитский договор и стала поддерживать Францию. «Беллерофону» было приказано присоединиться к флоту, дислоцированному на Балтике под командованием адмирала сэра Джеймса Сумареса . [95] В июне Саумарес отправил «Беллерофон» и HMS Minotaur на север, в Финский залив , а 19 июня два корабля наткнулись на три подозрительно выглядящих люгера , стоявших на якоре у Ханго . [96] Вода была слишком мелкой, чтобы позволить им приблизиться к люггерам, поэтому была отправлена группа лодок под командованием «Беллерофона » лейтенанта Роберта Пилча. Англичане поднялись на борт люгеров, но оказались в ловушке, когда по ним открыли огонь многочисленные русские береговые батареи и несколько канонерских лодок. [97] Пильч немедленно приказал сжечь люггеры, пересадил своих людей на борт и высадил их рядом с ближайшей русской береговой батареей. Батарея, защищаемая 100 матросами, была взята штурмом и отнесена; Британцы проткнули орудия и уничтожили магазин, прежде чем вернуться на корабли с ранеными всего пятью людьми. [95] [96] [97]
К июлю «Беллерофонт» вошел в состав эскадры под командованием капитана Томаса Байама Мартина с HMS Implacable . [96] Они находились у мыса Перкола 7 июля, когда была замечена флотилия из восьми российских канонерских лодок. В тот вечер группа лодок под предводительством лейтенанта Хоки из «Неумолимого» предприняла попытку отключить суда. [95] Хоки был убит при попытке, но лейтенант «Беллерофона » Чарльз Аллен взял на себя командование, шесть канонерских лодок были захвачены, а седьмая уничтожена, а также было захвачено 12 судов с припасами для российской армии. [98] «Беллерофонт» В остальное время года совершил несколько круизов, посетив Аландские острова и Карлскруну , прежде чем вернуться в Британию с конвоем в ноябре 1809 года. [99]
Блокадная обязанность
[ редактировать ]
«Беллерофонт» был ненадолго переоборудован в январе 1810 года, после чего встал на якорь в Норе . Затем она возобновила свои обязанности по блокаде в Северном море, служа под командованием нескольких командиров. 23 августа Уоррена сменил капитан Джон Холстед капитан Огастес Брайн . , а 5 ноября - [1] Командование Брина продлилось до февраля 1813 года, в течение этого времени «Беллерофон» оставался в составе блокирующей эскадры Северного моря. Капитан Эдвард Хокер принял командование 11 февраля 1813 года. 7 апреля был поднят флаг конвоя, направлявшегося в Северную Америку для сборки. Вскоре после этого к «Беллерофону» присоединился вице-адмирал сэр Ричард Гудвин Китс , недавно назначенный губернатор Ньюфаундленда , и конвой отправился. После сбора меньшего конвоя в Торбее флот насчитывал восемьдесят четыре судна, и все они благополучно прибыли в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, 31 мая. [100] [95]
Когда война 1812 года в Северной Америке шла , «Беллерофон» отплыл на юг, на Бермудские острова, в качестве эскорта конвоя. Вернувшись летом в Сент-Джонс, она захватила несколько американских кораблей, в том числе 16-пушечный каперский «Джини» . [1] [101] Оставшуюся часть года она провела в патрулировании у мыса Рейс . При необходимости дальнейшей работы в доках она сопровождала сэра Ричарда Гудвина Китса по его возвращению в Великобританию с конвоем в ноябре 1813 года. [95] [100] 1814 год был потрачен на аналогичные обязанности: Беллерофонт доставил губернатора Китса обратно в Ньюфаундленд, сопровождая конвой до Сент-Джонса в период с апреля по июнь, а затем патрулировал у мыса Рейс до декабря. Затем она переехала в Нор, и 9 апреля 1815 года Хокера сменил капитан Фредерик Льюис Мейтленд . [101]
Капитуляция Наполеона
[ редактировать ]
В мае «Беллерофон» отплыл в Плимут, где присоединился к эскадре контр-адмирала сэра Генри Хотэма с приказом блокировать французские порты в Атлантическом океане. Хотэм под своим флагом на HMS Superb отправил Мейтленда в «Беллерофон» наблюдать за Рошфором , где в гавани стояли два французских фрегата, бриг и корвет. [102] «Беллерофонт» провел на этой станции больше месяца, патрулируя подходы к порту и перехватывая прибрежные суда. Тем временем Наполеон потерпел поражение в битве при Ватерлоо 18 июня; 2 июля он прибыл в Рошфор. [103] После поражения своих армий и ожидания скорого восстановления монархии Бурбонов Наполеон надеялся отправиться в изгнание в Соединенные Штаты. [104] Британцы не собирались этого допускать. [ нужна ссылка ] В начале июля до Мейтленда дошли новости о том, что Наполеон находится в Рошфоре. Два 20-пушечных корабля, HMS Myrmidon и HMS Slaney , были отправлены для усиления «Беллерофона» и патрулирования других входов в порт. [105] [106]
Временное французское правительство в Париже вынуждало Наполеона покинуть французскую землю. Если бы он промедлил, он рисковал стать пленником Бурбонов, пруссаков или австрийцев. Альтернативой была сдаться британцам и попросить политического убежища. 10 июля Наполеон отправил двух эмиссаров, генерала Анну Жан Мари Рене Савари и графа де Лас Касес , в Беллерофон, чтобы встретиться с Мейтлендом и обсудить возможность разрешить Наполеону поехать в Соединенные Штаты. [105] [107] [108] Мейтленду было приказано предотвратить это, и вместо этого он предложил взять Наполеона на борт своего корабля и перевезти его и его свиту в Великобританию. [109] Дальнейшие обсуждения и переговоры продолжались в течение следующих нескольких дней, но, поскольку его возможности иссякли, Наполеон решил к 13 июля сдаться британцам. [110] [час] выйдет в Беллерофон , чтобы сдаться. 14 июля Мейтленду было вручено письмо, в котором сообщалось, что Наполеон на следующее утро [111]
Рано утром 15 июля Наполеон сел на борт брига «Эпервье» и направился к Беллерофону . Когда он приблизился, был замечен приближающийся 74-пушечный «Суперб » под флагом вице-адмирала Хотэма. Обеспокоенный тем, что бриг может не добраться до «Беллерофона» до прибытия «Суперба» и что, следовательно, Хотэм возьмет на себя управление и примет самого Наполеона, Мейтленд послал баржу «Беллерофона » , чтобы забрать бывшего императора и передать его на корабль. [112] В какой-то момент между 6 и 7 часами утра баржа подошла к борту «Беллерофона» , и на борт поднялся генерал Анри Гатьен Бертран , а за ним и Наполеон. вытянулись Морские пехотинцы , и Наполеон подошел к юту, снял шляпу перед Мейтлендом и по-французски объявил: «Я пришел, чтобы броситься на защиту вашего принца и ваших законов». Мейтленд поклонился в ответ. [113] [114] Когда бывший император оказался под стражей на борту британского военного корабля, Наполеоновские войны наконец закончились. [115] Для морского историка Дэвида Кордингли этот момент был Беллерофона «венцом славы , [когда] через шесть недель после битвы при Ватерлоо... Наполеон, запертый в Рошфоре, сдался капитану корабля, который преследовал его более чем двадцать лет». [116]
Наполеон на Беллерофонте
[ редактировать ]
Мейтленд показал Наполеону большую каюту , которую он предоставил в его распоряжение, и провел ему экскурсию по своему кораблю. [117] В 10:30 «Суперб» бросил якорь на рейде, и Мейтленд отправился делать доклад. Хотэм одобрил его меры и согласился, чтобы Наполеона перевезли в Англию на борту «Беллерофона» . Он сам поднялся на борт, чтобы встретиться с бывшим императором, и в большой каюте состоялся грандиозный обед, на котором присутствовали свита Наполеона и британские офицеры. [118] На следующий день Наполеон посетил Хотэм на корабле «Суперб» , а после его возвращения Мейтленд начал путешествие в Англию в компании с HMS Myrmidon . [119] Вскоре был разработан распорядок дня: Наполеон обычно прогуливался по палубе около 17:00, а в 18:00 следовал официальный ужин. Матросы и офицеры снимали шляпы и держались на расстоянии, когда Наполеон выходил на палубу, разговаривая с ним только в том случае, если он пригласил его. им. [120] Распорядок дня был немного нарушен рано утром 23 июля, когда Наполеон появился на рассвете, когда Беллерофонт увидел Ушант , последний участок французской земли, видимый до конца путешествия. Он поднялся на ют на юте в сопровождении мичмана и провел утро, наблюдая, как береговая линия медленно удаляется из поля зрения. К нему присоединились члены его свиты, хотя он ни с кем из них не разговаривал. [121]

«Беллерофон» бросил якорь у Бриксема Утром 24 июля , и там Мейтленд получил приказ от адмирала лорда Кейта «не допускать проникновения всех людей на борт корабля, которым вы командуете, кроме офицеров и солдат, составляющих его команду». [122] Несмотря на то, что береговые лодки, приближавшиеся к стоящему на якоре военному кораблю, везущему на продажу свежий хлеб и фрукты, развернули береговые лодки, в конце концов просочились слухи, что Наполеон находится на борту корабля. [123] Эта новость произвела фурор, и вскоре корабль окружило большое количество лодок, наполненных туристами. Время от времени Наполеон выходил посмотреть на них, но, несмотря на просьбы некоторых людей допустить на борт, Мейтленд отказывался допускать какой-либо контакт между кораблем и берегом. [124] 26 июля «Беллерофон» получил приказ следовать в гавань Плимута, где лорд Кит стоял на якоре на борту своего флагманского корабля HMS Ville de Paris . Наполеон остался на борту «Беллерофона» , и корабль был изолирован от толпы любопытных туристов двумя сторожевыми кораблями , HMS Liffey и HMS Eurotas , стоявшими на якоре неподалеку. [125]
Беллерофонт провел две недели в гавани Плимута, пока власти принимали решение, что делать с Наполеоном. 31 июля они сообщили о своем решении бывшему императору. Наполеона должны были сослать на отдаленный остров Святой Елены . Ему будет разрешено взять с собой трех офицеров, своего хирурга и двенадцать слуг. [126] Наполеон, который надеялся, что ему позволят спокойно поселиться в Британии, был горько разочарован этой новостью. [126] [127] Беллерофонт не собирался отправлять его в изгнание. Адмиралтейство было обеспокоено тем, что стареющий корабль непригоден для длительного плавания в Южную Атлантику, и 74-пушечный HMS Northumberland . для этой задачи был выбран [128] 4 августа лорд Кейт приказал «Беллерофону» выйти в море и дождаться прибытия HMS Northumberland . 7 августа Наполеон поблагодарил Мейтленда и его команду за их доброту и гостеприимство и покинул Беллерофон, где он провел более трех недель, ни разу не приземлившись в Англии. [129] Он сел на борт «Нортумберленда», который затем отплыл на остров Святой Елены. [130] [131]
Отчет капитана Мейтленда о времени, проведенном Наполеоном на борту своего корабля, был опубликован в 1826 году. [132]
Тюремный Халк и избавление
[ редактировать ]Освободив Наполеона, «Беллерофон» отплыл в Ширнесс и 2 сентября бросил там якорь. Там с ней в последний раз расплатились и лишили орудий и мачт. [133] Поскольку после окончания наполеоновских войн потребность в большом количестве кораблей отпала, «Беллерофонт» присоединился к ряду кораблей, поставленных на стоянку таким образом. В отчете от 16 октября 1815 года рекомендовалось переселить ряд заключенных, ранее находившихся на борту бывшего HMS Portland, в более подходящее жилье. В отчете говорилось, что «Класс корабля, который я беру на себя смелость отметить как наиболее подходящий для этой службы, будет семидесятичетырехтонным , примерно тех же размеров, что и «Беллерофонт» на реке Медуэй, с легкой осадкой и высокий между палубами». [134] Отчет был одобрен, и предложение было принято во внимание. «Беллерофон» был доставлен на верфь Ширнесс в декабре 1815 года и провел девять месяцев, переоборудованный в тюремный корабль . [1] [135]

Работа была завершена и обошлась в 12 081 фунт стерлингов, а заключенные были переведены в январе 1817 года. [136] За время своего пребывания на этой должности Беллерофон обычно содержал около 435 заключенных, хотя в 1823 году изменения в законодательстве привели к тому, что взрослые заключенные были переведены из Беллерофона , а корабль вместо этого использовался для размещения заключенных-мальчиков, причем в начале 1824 года прибыло 320 заключенных. [137] [138] В 1824 году было принято решение переименовать HMS Waterloo 80-пушечный корабль , спущенный на воду в 1818 году, в HMS Bellerophon . [139] [140] бывший HMS Bellerophon был переименован в Captivity . Чтобы освободить это имя, 5 октября 1824 года [10] [139] 23 ноября 1824 года он был выброшен на берег во время шторма в Портсмуте. [141] Он продолжал служить тюремным кораблем для мальчиков до начала 1826 года, когда было решено, что расположение внутренних помещений делает его непригодным для мастерских. Мальчиков перевели на другой корабль, бывший HMS Euryalus , и было решено переместить «Плен» в Плимут. [142] Корабль был доставлен на верфь Ширнесс в апреле 1826 года и подготовлен к путешествию в Плимут. [139] Она прибыла туда в июне и провела последние восемь лет своей трудовой деятельности в качестве заключенного в Плимуте. К 1834 году количество штрафных перевозок было резко увеличено, чтобы очистить старые корпуса. вышли последние зеки Когда из плена , ее передали обратно Военно-морскому ведомству , которое выставило ее на продажу. [143]
объявил Адмиралтейский совет , что Captivity будет выставлен на продажу 21 января 1836 года; Согласно описанию, ее вес составлял 1613 тонн и она лежала в Плимуте. [144] В тот день Халк был продан за 4030 фунтов стерлингов. [1] [139] (эквивалент 479 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [145] Ее разобрали на металлолом , а ее древесину продали на аукционе в сентябре 1836 года. [143]
Наследие
[ редактировать ]Часть древесины «Беллерофона » была куплена на аукционе Джорджем Беллами, который был Беллерофона » хирургом « на Ниле. Беллами включил их в коттедж, который он строил в Плимстоке . [146] Сейчас это здание является памятником архитектуры II степени . [147] Капитан Мейтленд купил часть ее носовой части и несколько кормовых украшений, а затем передал их в коллекции того, что в конечном итоге стало Королевским военно-морским музеем . В Национальном морском музее хранится несколько реликвий, относящихся к Беллерофонту и людям, связанным с ней, в том числе кортик , меч и пистолет капитана Джона Кука, а также трофей, подаренный адмиралу Пэсли лондонским Ллойдом . В их коллекциях также есть артефакты, связанные с ее связью с Наполеоном, в том числе диван из хижины Мейтленда и череп козы, которая давала молоко Наполеону и его свите. [148]
Беллерофонт в искусстве, музыке и литературе
[ редактировать ]
Корабль и его команда фигурируют или упоминаются в нескольких исторических романах, действие которых происходит во время Французской революции и наполеоновских войн, в том числе в нескольких из Обри-Мэтьюрина серии романов Патрика О'Брайана . [149] и роман «Трафальгар Шарпа» Бернарда Корнуэлла .
Беллерофонт появляется во многих произведениях искусства, в том числе в нескольких, изображающих роль корабля в капитуляции Наполеона. Сэр Уильям Квиллер Орчардсон нарисовал Наполеона на «Беллерофоне» , изображая бывшего императора, стоящего на юте и наблюдающего, как французская береговая линия отступает, а его свита смотрит на него. [150] Сэр Чарльз Локк Истлейк нарисовал портрет Наполеона в военной форме, стоящего на «Беллерофона » палубе , а Джон Джеймс Шалон в августе 1815 года создал «Сцену в Плимутском проливе» — морской пейзаж , где «Беллерофонт» окружен толпами людей в маленьких лодках. [151] [152] Томас Луни нарисовал аналогичную сцену, показывая, как «Беллерофонт» входит в Торбей для встречи с HMS Northumberland . [153] Также были созданы многочисленные лубочные гравюры и гравюры, изображающие моменты от прибытия Наполеона на Беллерофон для капитуляции до его окончательного перевода в Нортумберленд для путешествия в изгнание. Корабль также появляется на гравюрах и картинах сражений, в которых он участвовал. Он изображен во время блокады Кадиса вместе с остальной частью прибрежной эскадры в работе Томаса Баттерсворта и виден в «Славное первое июня» в работах Николаса. Покока , «Отступление Корнуоллиса» Уильяма Андерсона и «Битвы на Ниле и Трафальгаре» Томаса Уиткомба . [153]
Беллерофон упоминается в нескольких стихах песни, посвящённой отступлению Корнуоллиса в 1795 году, в которой прославляются как Корнуоллис (которому моряки дали ему популярное прозвище «Билли Блю»), так и список Беллерофонта боевой послужной во время Славного Первого Июня. [34] [я] Народная песня «Бони был воином» о жизни Наполеона включает стих, прославляющий связь корабля с его окончательной капитуляцией: [154]
Бони отправился в круиз
Да-да-да!
На борту Билли Раффиана
Джонни Фрэнсис!
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Эту возрожденную конструкцию иногда называют классом Эдгара . [1]
б. ^ Первоначально Гривз обратился к Военно-морскому совету в декабре 1781 года с предложением построить 64-пушечный корабль на его верфи в Лаймхаусе , а также 74-пушечный корабль и фрегат во Фриндсбери. Совет отказал ему, посчитав, что верфь в Лаймхаусе непригодна для строительства чего-либо большего, чем 44-пушечный корабль, и что верфь во Фриндсбери находится слишком близко к собственным судостроительным предприятиям ВМФ в Чатеме. [155] На коммерческих верфях платили более высокую заработную плату, чем на верфях ВМФ, и Совет был обеспокоен переманиванием квалифицированных рабочих из Чатема. Гривз пообещал не нанимать людей с верфи Чатема, и 8 января 1782 года Совет решил предложить ему контракт на постройку 74-пушечного корабля. Гривз подписал контракт 19 февраля 1782 года. [5]
в. ^ Чтобы построить и подготовить «Беллерофон» к эксплуатации, потребовалось 2000 деревьев (что составляет 50 акров), 100 тонн железных болтов, 30 тонн медных болтов, 30 000 гвоздей , 4000 медных листов, 12 тонн смолы, 400 галлонов льняного масла , 5 тонн краски, 10 000 квадратных ярдов холста, 80 тонн дроби, 20 тонн пороха, 200 тонн провианта и 260 тонн пресной воды. [156]
д. ^ Источники сходятся во мнении, что четыре человека были убиты, но в то время как Уинфилд и Гудвин сообщают о двадцати семи раненых, Кордингли приводит немного большую цифру — тридцать раненых. [1] [26] [157]
и. ^ Дарби, возможно, намеревался встать на якорь рядом с 80-пушечным «Франклином» , кораблем, находившимся непосредственно перед «Ориентом» , или сделать поворот вдоль промежутка между «Франклином» и «Ориентом» , чтобы иметь возможность атаковать «Ориента » нос . Кордингли считает, что причина такого позиционирования так и не была объяснена. [47] Адкин предпочитает объяснение, что Дарби намеревалась обстрелять нос «Ориента » , но якорь тянулся. [49]
ф. ^ Это был один из самых высоких показателей потерь среди всех британских кораблей. Сопоставимыми были только 50 убитых и 143 раненых HMS Majestic . [60] «Беллерофона» ( Общее число потерь 197 человек) было немного больше, чем у «Маджестика » ( 193 человека), и составило почти четверть общих потерь британцев в бою. [158] [159] Роберт Кэткарт, как старший оставшийся в живых лейтенант, был рекомендован для повышения графом Сент-Винсентом, и Адмиралтейство приняло эту рекомендацию, повысив его до командира. [160]
г. ^ Камби разделил награды после Трафальгара. Его дважды подряд повышали в должности: до командира 24 декабря 1805 года и до пост-капитана 1 января 1806 года. [161]
час ^ Вечером 13 июля Наполеон написал письмо, адресованное принцу Уэльскому , принцу-регенту во время болезни его отца, короля Георга III .Ваше Королевское Высочество,
Став жертвой фракций, которые отвлекают мою страну, и враждебности величайших держав Европы, я завершил свою политическую карьеру и, как Фемистокл , отдаюсь гостеприимству британского народа. Я поставил себя под защиту их законов; чего я требую от Вашего Королевского Высочества как от самого могущественного, самого постоянного и самого щедрого из моих врагов.
Рошфор, 13 июля 1815 г.
Наполеон [162]
я. ^ Частичный отрывок
Нам бы Триумф и Марс ,
И Соврен – гордость смол,
Билли Раффн и Брансуик , известный славой
...
Нет, мне плевать на рэп,
Для любого француза,
Когда они придут, они получат ту одежду, которую заслуживают;
У меня четверо лучших во флоте,
Что французы вполне могли встретиться,
С Боевым Билли Раффном в резерве.
Билли Блю –
За тебя, Билли Блю, за тебя!
Когда она разорвала связь с Хоу,
Так что она готова сделать это сейчас,
И повтори ее «Первое июня» здесь, в этих морях;
С их именем бесстрашной смелости,
и удача Билли Раффна,
Я буду драться с таким количеством французов, как вам будет угодно!
Билли Блю –
За тебя, Билли Блю, за тебя! [34]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Уинфилд. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1714–1792 гг . п. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 66.
- ^ Лавери. Линейный корабль . п. 180.
- ^ Уинфилд. Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1714–1792 гг . п. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 17.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 17–8.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 18.
- ^ Адкинс и Адкинс. Джек Тар . п. xxxiv.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Колледж и Варлоу. Корабли Королевского флота . п. 36.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 30.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 47.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 51–2.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 53–4.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 59.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 63.
- ^ «№13601» . Лондонская газета . 7 декабря 1793 г. с. 1100.
- ^ «№13704» . Лондонская газета . 16 сентября 1794 г. с. 946.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 65.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 68.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 69.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 72.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 67.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 138.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 77.
- ^ Мэтью Флиндерс. Национальный морской музей , Гринвич . ФЛИ 8б. Как цитируется в Cordingly. Билли Раффиан . п. 81. и Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Маккензи. Трафальгарский ролл . п. 1980.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с Кордно. Билли Раффиан . п. 97.
- ^ Лавери. Линейный корабль . п. 121.
- ^ Уильям Корнуоллис. Сообщение напечатано в The Times (29 июня 1795 г.). Цитируется в Cordingly. Билли Раффиан . п. 99.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 100.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 101.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 105.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 108.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 109.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 118.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 129–30.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 136–8.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 261.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 290.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 291.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 68.
- ^ От Пороховой Обезьяны до губернатора. Жизнь контр-адмирала сэра Джона Хиндмарша , Access Press, Австралия, 1995 ( ISBN 0949795887 )
- ^ Лавери. Нельсон и Нил . п. 196.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 148.
- ^ Лавери. Нельсон и Нил . п. 202.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 268.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 149–50.
- ^ Лавери. Нельсон и Нил . п. 205.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 152–3.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 154.
- ^ Журнал United Service Magazine , Деревянные стены Англии, XI, Беллерофонт , Джозеф Аллен, 1840, стр. 467-8.
- ^ Письма лорда Нельсона леди Гамильтон, Том. I. В письме 33 от 1 августа 1803 г. говорится: «В этот день я сделал... мистера Хиндмарша, сына артиллериста с «Беллерофона», который так хорошо вел себя в этот день пять лет, лейтенантом».
- ^ Лавери. Нельсон и Нил . п. 244.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 159.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 163.
- ^ «№15620» . Лондонская газета . 13 сентября 1803 г. с. 1228.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 165.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 166.
- ^ Грокотт (1797), с. 179.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 169.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 178.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 179.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 180.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 183.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 433.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Маккензи. Трафальгарский ролл . п. 200.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 193.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 194.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 195.
- ↑ Письмо офицера Беллерофонта . (2 декабря 1805 г.). Напечатано в «Портсмутской газете», цитируется в Cordingly. Билли Раффиан . п. 195.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . стр. 494–5.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 196.
- ^ Клейтон и Крейг. Трафальгар . п. 192.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 197.
- ^ Адкинс. Трафальгар . п. 172.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 198.
- ^ Клейтон и Крейг. Трафальгар . п. 243.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 199.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 202.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудман. Победа морской державы . п. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 221.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 222.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Ханна, П. (2021). Сокровище службы — Адмирал Китс . Аделаида: Грин-Хилл. п. 238. ИСБН 978-1-922629-73-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 227.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 232.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 230.
- ^ Роджер. Командование океана . п. 574.
- ^ Перейти обратно: а б Мостерт. Линия на ветру . п. 703.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 233–4.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 235.
- ^ Джайлз. Наполеон Бонапарт . п. 5.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 238.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 242.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 244.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 245.
- ^ Джайлз. Наполеон Бонапарт . п. 7.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 249.
- ^ Робертс. Наполеон и Веллингтон . п. 228.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. Задняя крышка.
- ^ Лавери. Флот Нельсона . п. 321.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 251.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 252–3.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 254–5.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 256–7.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 259.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 262.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 708.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . стр. 264–5.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 270.
- ^ Мостерт. Линия на ветру . п. 709.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 273.
- ^ Джайлз. Наполеон Бонапарт . п. 34.
- ^ Адкинс и Адкинс. Война за все океаны . стр. 469–70.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 278.
- ^ Мейтленд, Флорида (1826 г.). Рассказ о капитуляции Бонапарта и его пребывании на борту HMS Bellerophon . Лондон: Генри Колберн.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 279.
- ^ Джон Кэппер. Отчет лорду Сидмуту (16 октября 1815 г.). как цитируется в Cordingly. Билли Раффиан . п. 287.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 288.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 291.
- ^ Гудвин. Корабли Трафальгара . стр. 71–2.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 296.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин. Корабли Трафальгара . п. 72.
- ^ Колледж и Варлоу. Корабли Королевского флота . п. 383.
- ^ «ПОЗДНИЕ ВЕТРЫ». Таймс . № 12508. Лондон. 26 ноября 1824 г. кол. Е, А, с. 3, 4.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 299.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. 300.
- ^ «№19343» . Лондонская газета . 1 января 1836 г. с. 10.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 301.
- ^ «Бороу Лодж» . Историческая Англия . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 307.
- ^ Коричневый и Белый. Книга Патрика О'Брайана Мастера . п. 60.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 257.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. xiv.
- ^ Джайлз. Наполеон Бонапарт . п. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Кордно. Билли Раффиан . п. хв.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 316.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 16.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 79.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 83.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 294.
- ^ Лавери. Нельсон и Нил . п. 195.
- ^ Маршалл. Королевская военно-морская биография . п. 376.
- ^ Кордно. Билли Раффиан . п. 337.
- ^ Наполеон Бонапарт (13 июля 1815 г.). Письмо Его Королевскому Высочеству принцу Уэльскому. Королевская библиотека, Виндзор , цитируется в Cordingly. Билли Раффиан . п. 242.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Адкинс, Рой (2005). Трафальгар: Биография битвы . Лондон: Абакус. ISBN 0-349-11632-6 .
- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2008). Джек Тар: Необыкновенная жизнь обычных моряков флота Нельсона . Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-12034-8 .
- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2007). Война за все океаны: от Нельсона при Трафальгаре до Наполеона при Ватерлоо . Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-11916-8 .
- Браун, Энтони Гэри; Уайт, Колин (2006). Книга Патрика О'Брайана Сбора: Люди, животные, корабли и пушки в морских романах Обри-Мэтьюрина (2-е изд.). Джефферсон : МакФарланд. ISBN 978-0-7864-2482-5 .
- Клейтон, Тим; Крейг, Фил (2005). Трафальгар: Люди, битва, буря . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-83028-Х .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Кордно, Дэвид (2004). Билли Раффиан: «Беллерофонт» и падение Наполеона: биография линейного корабля, 1782–1836 гг . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 0-7475-6544-9 .
- Джайлз, Фрэнк (2002). Наполеон Бонапарт: английский пленник . Лондон: Констебль. ISBN 978-1-84119-599-5 .
- Гудвин, Питер (2005). Корабли Трафальгара: британский, французский и испанский флот, октябрь 1805 года . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 1-84486-015-9 .
- Грокотт, Теренс (1997). Кораблекрушения революционной и наполеоновской эпох . Лондон: Чатем. ISBN 1861760302 .
- Лавери, Брайан (2003). Нельсон и Нил: Морская война против Бонапарта 1798 года . Лондон: Caxton Editions. ISBN 1-84067-522-5 .
- Лавери, Брайан (1989). Флот Нельсона: корабли, люди и организация 1793–1815 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-521-7 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль - Том 1: Развитие линейного флота 1650–1850 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-252-8 .
- Маккензи, полковник Роберт Холден (2004). Трафальгарский переворот: Корабли и офицеры . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-228-3 .
- Маршалл, Джон (1827). Королевская военно-морская биография; Или «Воспоминания о службе всех флаг-офицеров, отставных контр-адмиралов, отставных капитанов, пост-капитанов и командиров, имена которых фигурировали в Адмиралтейском списке морских офицеров на начало текущего года или которые С момента повышения; Иллюстрировано серией историко-пояснительных записок. С обильными дополнениями: Дополнение . Лондон: Лонгман, Рис, Орм, Браун и Грин.
- Мостерт, Ноэль (2008). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами, 1793–1815 гг . Лондон: Винтажные книги . ISBN 978-0-7126-0927-2 .
- Робертс, Эндрю (2002). Наполеон и Веллингтон . Лондон: Феникс Пресс. ISBN 1-84212-740-3 .
- Роджер, Николас (2005). Командование океаном: военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-14-028896-4 .
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1714–1792: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Лондон: Сифорт. ISBN 978-1-84415-700-6 .
- Вудман, Ричард (2005). Победа морской мощи: победа в наполеоновской войне 1806–1814 гг . Лондон: Книги Меркьюри. ISBN 1-84560-012-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS Bellerophon (корабль, 1786 г.) на Викискладе?
- Запись о Халке из тюрьмы Беллерофон на PrisonHistory.org