Jump to content

Французский корабль Бретань (1766 г.)

Масштабная модель Bretagne ( MnM 13 MG 4 ), выставленная в Брестском военно-морском музее.
История
Прапорщик ВМС Франции Прапорщик ВМС ФранцииФранция
Имя
  • Штаты Бретани [ 2 ]
  • Бретань
  • Революционный
Заказал 1762
Строитель
Запущен 24 мая 1766 г. [ 1 ]
Введен в эксплуатацию 1767 [ 1 ]
Переименован переименован в «Революционер» . В октябре 1793 года [ 1 ]
Судьба Распался в 1796 году. [ 1 ]
Общие характеристики
Тонны нагрузки 2600 тонн [ 1 ]
Длина
  • 56 м (184 фута)
  • киль: 50 м
Луч 15 м (49 футов)
Черновик 7,5 м (25 футов)
Движение Паруса
План паруса Корабль с полным оснащением , 30,666 квадратных футов. [ 3 ]
Дополнить
  • от 19 до 27 офицеров
  • от 1070 до 1130 человек [ 3 ]
Вооружение
Примечания Автономность 4 месяца. [ 3 ]

«Бретань» — большой 110-пушечный трёхпалубный французский линейный корабль , построенный в Бресте , прославившийся как флагман Брестского флота во время американской войны за независимость . Она финансировалась за счет гранта don des vaisseaux , предоставленного Поместьями Бретани . [ 1 ] Она принимала активное участие на европейских театрах военных действий во время англо-французской войны и французских революционных войн , в частности, сыграв важную роль в « Славном первом июня» . Позже она приняла участие в Croisière du Grand Hiver и распалась. [ 4 ]

Контекст

[ редактировать ]

Семилетняя война привела к сильному истощению французского флота , и у Короны не было средств для замены кораблей, потерянных во время конфликта. В конце 1761 года Этьен Франсуа, герцог де Шуазель, взял на себя руководство военно-морским флотом и предложил крупным учреждениям Франции делать добровольные пожертвования - схему, получившую название don des vaisseaux . 1 сентября 1762 г. [ 5 ] Сословия Бретани собрались в Couvent des Cordeliers в Ренне. [ 6 ] и решил собрать миллион турнуа , чтобы предложить трехпалубный самолет со 100 орудиями . [ 7 ] Лейтенант Жан-Клод Луи де Келен поехал в Шуази-ле-Руа. [ 8 ] сообщить Людовику XV , прибыть 5 и вернуться 9 с письмами о принятии от короля и герцога де Шуазеля. [ 5 ] Административные распоряжения по кредиту начались 2 ноября и завершились к 17 ноября. [ 9 ] Бюджет в конечном итоге достигнет 1 010 000 турских ливров . [ 2 ]

Пожертвование имело политический подтекст, как с точки зрения соперничества между различными донорскими учреждениями, так и с точки зрения статуса Бретани во Франции. [ 10 ] Таким образом, поместья Бретани приложили свой подарок к ряду просьб: чтобы корабль назывался Bretagne, а не États de Bretagne , чтобы команда состояла исключительно из бретонцев и чтобы корабль был трехпалубным. [ 11 ] Более того, вместо того, чтобы пожертвовать средства, которые Корона вложит в строительство, Сословия потребовали сами контролировать строительство на верфях Французской Ост-Индской компании в Лорьяне . [ 5 ] [ 7 ]

Строительство

[ редактировать ]

2 ноября 1761 года Комиссия поместий Бретани, отвечавшая за строительство, назначила Антуана Гроьяра главным инженером, Гобри - заместителем, а Дамеля - советником. [ 12 ] Гройнар работал как на Королевский флот Франции, так и на Французскую Ост-Индскую компанию; он недавно руководил строительством 80-пушечного Orient , 74-пушечного Robuste , 64-пушечного Vengeur и Solitaire , а также руководил продолжающимся строительством 74-пушечного Diligent и Six Corps , 56-пушечного Bordelois в Лорьяне, 56-пушечный « Утиле» , «Ферме» и «Фламан» в Бордо и четыре фрегата в Нанте. [ 13 ]

17 ноября 1761 года Гройнар направил предложение о бюджете от 919 000 до 1 115 000 фунтов. [ 14 ] Верфи Лорьяна получили первые заказы в начале декабря. [ 15 ] Шуазель написал Groignard, чтобы поздравить его с назначением и привести доводы в пользу строительства двухпалубного корабля с 80 орудиями, с 36-фунтовыми орудиями на нижней батарее и 24-фунтовыми орудиями на верхней, хотя он и признавал, что политические соображения требуют трехэтажный. Он также напомнил о недостатках Royal Louis , неудачной 100-пушки того времени. [ 16 ]

Гройнар надеялся завершить строительство к 1763 году, но задержка с завершением загрузки в 1 миллион и трудности со складированием строительной древесины вскоре нарушили график. 28 марта 1763 года Гройнар отправил завершенные планы в строительную комиссию, которая не смогла передать их Шуазелю. 6 мая Шуазель написал непосредственно Гроьяру с запросом и выдвинул дополнительные требования о том, чтобы артиллерия была установлена ​​на трех батареях (ограничивающее вооружение замков): [ 17 ] и что автономия будет достаточной, чтобы кормить 1000 человек в течение шести месяцев, а водой - в течение двух. [ 18 ] Ожидалось, что к июлю строительство будет завершено в 1765 году. [ 19 ] и было несколько обменов письмами и бюджетными оценками между различными администрациями и конкурирующими военно-морскими инженерами, которые сомневались в Гройньяре и спорили о мебели и запасных частях, необходимых для корабля. [ 20 ]

Изображение Бретани под белым флагом Ancien Régime .

К 3 января 1764 года комиссия запросила пересмотренную версию планов по уменьшению размеров Бретани . [ 21 ] 23 числа Гройнар представил свои новые планы вместе с меморандумом, в котором подчеркивалось, что эта версия не позволит кораблю вместить продовольствие на шесть месяцев и ставит под угрозу его остойчивость, скорость и маневренность; кроме того, он предупредил, что нижнее пространство над орудийными палубами в меньшем проекте будет препятствовать эвакуации дыма из орудий в боевых условиях. [ 22 ] 19 февраля Шуазель отказался утвердить пересмотренные планы и запросил третью версию; Гройнар быстро завершил новые планы и сам отправился прямо в Париж, чтобы представить их, обойдя комиссию по строительству поместий Бретани. [ 23 ] и отговорить Шуазеля от идеи, что нижняя батарея может быть вооружена 24-фунтовыми пушками вместо 36-фунтовых для удешевления. [ 24 ] [ 17 ] 7 мая Шуазель сообщил Комиссии, что его планы получили одобрение и что строительство может начаться. [ 24 ]

Затем Комиссия начала закупку сырья, необходимого для строительства, в частности древесины, ткани для парусов, железа и тросов. Не имея опыта в этом вопросе, он обратился за советом к Роту, директору Ост-Индской компании в Лорьяне. [ 17 ] который ответил 1 апреля длинным меморандумом. [ 25 ] Помимо объяснения того, как оценивать качество материалов, как их транспортировать по суше и как хранить, в меморандуме отмечалось, что ряд деталей необходимо будет получать за пределами Бретани, а иногда даже за границей, особенно из Нидерландов. . [ 26 ] Провайдеры будут охватывать территорию от Ньюкасла до Санкт-Петербурга и Риги . [ 26 ]

В августе 1764 года Гройнар начал закладку деталей на верфи Лорьяна, надеясь воспользоваться летней погодой и моментом низкой активности Ост-Индской компании. Однако флюты, необходимые для перевозки строительной древесины, были повреждены, а нехватка древесины и гвоздей вскоре замедлила работу. [ 27 ] В декабре Estates и Компания подписали соглашение о том, что Groignard будет иметь доступ к запчастям и материалам, хранящимся в магазинах компании, и что Estates пополнит их в течение трех месяцев. [ 28 ] 12 декабря киль был заложен, носовая часть была собрана, шпангоуты изготовлены и готовы к установке. [ 29 ]

Однако 12 января 1765 года комиссия постановила остановить строительство. [ 29 ] и вызвал Гроьяра в Нант. [ 30 ] Осознав свою некомпетентность, комиссия решила прекратить закупку материалов напрямую и поручить эту задачу порту, которому было поручено строительство, то есть Лорьяну или Бресту. [ 31 ] К марту Брест выиграл контракт; [ 31 ] В мае 1765 года корабль был разобран, а его части доставлены в Брест. [ 2 ] Гройнар остался руководить работой. [ 31 ] хотя с тех пор комиссия мало участвовала. [ 32 ]

5 июля 1765 года в Бресте была заложена киль. [ 33 ] в верхнем сухом доке Понтаниу. [ 34 ] К середине июля оформление было завершено. [ 33 ] К середине сентября корпус был законопачен . [ 35 ] В конце февраля 1766 года плотники закончили орлоповую палубу и готовили строительство первой батареи . [ 35 ] В апреле были достроены борта до нижней батареи и установлены палубы нижней и средней батарей. [ 36 ] 24 мая 1766 года «Бретань» была спущена на воду. [ 36 ] [ 1 ]

Завершение строительства корабля оставалось медленным: [ 34 ] хотя Бретань была объявлена ​​завершенной 30 сентября 1767 г. [ 2 ] [ 34 ] и официально введен в эксплуатацию в 1768 году, [ 37 ] Предстояло еще поработать, чтобы сделать ее море достойным к июню 1770 года, и весь 1770 год она провела в оснащении. [ 34 ] 30 ноября 1771 года было объявлено, что он нуждается в капитальном ремонте. [ 34 ]

В 1773 году Бретань числился служащим в Брестской бригаде Понанской дивизии морского флота. [ 37 ] Однако ее состояние ухудшалось, и директор порта граф де Брюньон отправил ее в сухой док, куда она вошла 9 августа. [ 34 ] В 1775 году Орвилье принял командование Брестской эскадрой и, обнаружив, что ее древесина прогнила, обратился к Сартине с просьбой о капитальном ремонте; [ 37 ] [ 34 ] Реконструкция началась 1 сентября 1776 года, на нее ушло 480 000 фунтов, а «Бретань» была спущена на воду 7 апреля 1777 года. На ее оснащение ушло еще два месяца. [ 34 ]

Англо-французская война (1778–1783)

[ редактировать ]
Неверное изображение битвы при Ушанте, изображающее Бретань, сражающуюся с HMS Victory .
Изображение Бретани около 1782 года, Музей Пибоди Эссекс , Салем, Массачусетс .

Принимала участие в большинстве сражений европейского театра англо-французской войны . [ 38 ] в частности, битва при Ушанте в 1778 году, где она служила флагманом Орвилье , [ 1 ] с Парско дю Плесси в качестве флагманского капитана . [ 39 ] Она принимала участие в Армаде 1779 года , но эпидемия на борту заставила ее в сентябре вернуться в Брест. [ 38 ] В 1779 году ее вооружение было усилено за счет добавления еще 10 6-фунтовых орудий к квартердеку , превратив ее в 110-пушечную. [ 3 ] 2 сентября 1780 года Бретань покинула Брест и направилась в Кадис, где приняла участие в Великой осаде Гибралтара .

Несмотря на хорошие мореходные качества, «Бретань» имела склонность к течь и засоряться . [ 40 ] а с февраля по апрель 1781 года она прошла ремонт в Бресте и примечательно получила медную обшивку . [ 2 ] Затем Бретань предприняла экспедицию под командованием капитана Суланжа. [ 40 ] в эскадре Гишена в Средиземноморье и Атлантике с 22 июня по начало сентября. [ 41 ]

Проведя три месяца в Бресте, она снова отплыла 12 декабря 1781 года. [ 41 ] Она получила повреждения в ненастную погоду. [ 41 ] особенно во время урагана 25 и 26 декабря. [ 38 ] По возвращении в Брест « Бретань » нуждалась в серьезном ремонте, и Гишену, к своему огорчению, пришлось передать свой флаг «Грозному» . [ 41 ] В 1782 году ее киль увеличился на 1 фут 7 дюймов ( pied du roi ) . [ 2 ] Бретань была переоборудована в Бресте со 2 марта по июль 1782 года. [ 3 ] проходит капитальный ремонт корпуса, но при этом теряет медную обшивку. [ 40 ]

8 июля 1782 г. [ 40 ] Бретань покинула Брест под командованием капитана Шарля Пико де Дампьера, чтобы присоединиться к франко-испанскому объединенному флоту, все еще осаждающему Гибралтар , и прибыла 11 числа вместе с «Инвинсиблом» , «Робустом» , «Защитником» , «Активом » , « «Зодиаком» , Возлюбленным» и «Воином» . [ 42 ] ее катер спас людей из экипажа испанской плавучей батареи Талла Пьедра 13 сентября . Бретань , под командованием Дампьера, [ 43 ] [ 44 ] блокировала Гибралтар до 10 октября, когда шторм повредил ее такелаж, убив рулевого и сорвав якоря с корабля. [ 40 ] 13 октября 1782 года флот двинулся на перехват британской эскадры, в результате чего произошла битва у мыса Спартель 20 октября , в которой Бретань получила ранения 5 человек. [ 38 ] [ 40 ] Затем Бретань вернулась в гавань Кадиса для подготовки к экспедиции в Америку под командованием адмирала д'Эстена , но к тому времени Парижский мир был заключен, и Бретань вернулась в Брест. [ 40 ]

«Бретань» была переоборудована в Бресте в 1788 году до конца года. [ 3 ] Кормовая палуба была удалена для улучшения устойчивости. [ 40 ]

Французские революционные войны

[ редактировать ]

Бретань переоборудовалась в Бресте с 1792 по июнь 1793 года. [ 3 ] 6 корабельных гаубиц . В этом году добавлено [ 3 ] Под командованием капитана Жозефа де Ришери он стал флагманом адмирала Жана-Амабля Леларжа . [ 45 ] [ 4 ] В сентябре 1793 года ее команда участвовала в мятеже Киберона ; [ 1 ] В ответ Жанбон Сен-Андре приказал лишить Леларжа и арестовать Ричери, [ 46 ] и Бретань переименована в Révolutionnaire . [ 4 ]

Капитан Дэниел Вандонген [ 47 ] принял командование над «Революционером» и привел ее в порядок. К 19 июня 1794 года она была омеднена и полностью вооружена. [ 4 ]

16 мая 1794 года флот вышел из Бреста. [ 4 ] [ 48 ] 28 числа британская и французская эскадры встретились, что привело к стычкам, кульминацией которых стало так называемое Славное Первое июня . [ 1 ] Французская боевая линия была построена в обратном порядке, и «Революционер» оказался в тылу, последний корабль в линии. [ 4 ] Он вступил в бой против пяти или шести 74-пушечных кораблей, в частности HMS Russell , Bellerophon , Audacious и Leviathan . [ 1 ] понес тяжелые разрушения и жертвы. В 09:30 выстрелом был убит капитан Вандонген; [ 4 ] так как первый лейтенант был тяжело ранен, а второй лейтенант уже убит, [ 49 ] Третий лейтенант Ренодо принял командование, но он тоже почти сразу же был выведен из строя, и четвертый лейтенант Дорре должен был взять на себя командование. [ 50 ] «Революционер» был изолирован и беззащитен, и ему удалось избежать плена в основном благодаря приказу адмирала Хоу своим кораблям перегруппироваться. [ 4 ] [ Примечание 1 ] Ночью «Революционер» потерял мизень и грот-мачту . [ 50 ] На следующий день она встретила Одасье. [ 1 ] и Юните из эскадрильи Нилли; Одасье взял Révolutionnaire на буксир и отвез ее в Иль-д'Экс , куда она прибыла 8 июня. [ 50 ] 160 членов экипажа убиты или ранены. [ 49 ]

Révolutionnaire был полностью отремонтирован и заново оснащён в Иль-д'Экс, что повлекло за собой строительство мастерской специально для этой цели, а также доставку всех деталей из Рошфора . Она снова была готова 7 августа 1794 года и вернулась в Брест 27 числа того же месяца. [ 4 ]

29 декабря 1794 года под командованием капитана Луи-Мари Ле Гуардена . [ 4 ] [ Примечание 2 ] «Революционер» отправилась из Бреста в Круазьер-дю-Гранд-Ивер , где получила серьезные структурные повреждения из-за ненастной погоды. [ 1 ] 2 февраля 1795 года она вернулась в Брест, ее корпус сильно протекал. [ 4 ]

Слишком поврежден на Круазьер-дю-Гранд-Ивер , чтобы его можно было отремонтировать. [ 3 ] она была поражена 28 января 1796 г. [ 2 ] [ 4 ] и распался в период с января по май 1796 года. [ 1 ]

Наследие

[ редактировать ]

Масштабная модель «Бретани » выставлена ​​в Брестском военно-морском музее ( МнМ 13 МГ 4 ). Адмирал Франсуа-Эдмон Пари утверждает, что он был построен под руководством Форфе около 1780 года. [ 52 ] На модели изображена Бретань в ее состоянии 1777 года (омеднения еще нет, но уже 16 орудий на замках, 10 на юте и 6 на баке). [ 52 ] Орнаменты не совсем реалистичны: кормовая часть чрезмерно декорирована по сравнению с рисунками мастера скульптора Любета, а номинальная голова — женщина, несущая герб Бретани, что отражает проект, так и не реализованный в реальности. На номинальной фигуре изображен лев, несущий герб Бретани. [ 53 ] [ 52 ]

Бретань изображена на картине «Вид на Брестский порт 1793 года» Жана -Франсуа Хюэ . [ 54 ]

Клод Форрер опубликовал план Бретани мастера-скульптора Любета в Нептунии 202 в июне 1996 года. [ 3 ] [ 55 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ходят слухи, что в какой-то момент Révolutionnaire ударила по ней, но ее офицеры оспаривали это. [ 4 ]
  2. ^ Иногда пишется Leguardun. [ 51 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Рош (2005) , с. 85.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Демерлиак (1996) , с. 15, № 1.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Демерлиак (1999) , с. 19, № 1.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Форрер, Нептуния 202, стр.21
  5. ^ Jump up to: а б с Миоке, Николя (1 февраля 2019 г.). «Бретань: происхождение престижного имени во французском флоте» . Три моста! (на французском языке) . Проверено 13 апреля 2020 г.
  6. ^ Бине (1911) , с. 212.
  7. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 211.
  8. ^ Бине (1911) , с. 215.
  9. ^ Бине (1911) , с. 217.
  10. ^ Форрер, с. 13
  11. ^ Бине (1911) , с. 213.
  12. ^ Бине (1911) , с. 218.
  13. ^ Бине (1911) , с. 219.
  14. ^ Бине (1911) , с. 220.
  15. ^ Бине (1911) , с. 221.
  16. ^ Бине (1911) , с. 222.
  17. ^ Jump up to: а б с Форрер, Нептуния 202, стр.14
  18. ^ Бине (1911) , с. 223.
  19. ^ Бине (1911) , с. 225.
  20. ^ Бине (1911) , с. 228.
  21. ^ Бине (1911) , с. 231.
  22. ^ Бине (1911) , с. 235.
  23. ^ Бине (1911) , с. 237.
  24. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 238.
  25. ^ Бине (1911) , с. 239.
  26. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 240.
  27. ^ Бине (1911) , с. 242.
  28. ^ Бине (1911) , с. 243.
  29. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 244.
  30. ^ Бине (1911) , с. 249.
  31. ^ Jump up to: а б с Бине (1911) , с. 252.
  32. ^ Бине (1911) , с. 255.
  33. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 256.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Форрер, Нептуния 202, стр.15
  35. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 257.
  36. ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 258.
  37. ^ Jump up to: а б с Бине (1911) , с. 261.
  38. ^ Jump up to: а б с д Бине (1911) , с. 262.
  39. ^ Контенсон (1934) , с. 240.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Форрер, Нептуния 202, стр.20
  41. ^ Jump up to: а б с д Форрер, Нептуния 202, стр.19.
  42. Женат, том 2, стр.128.
  43. ^ Кергелен-Тремарек, стр.323
  44. Женат, том 2, стр.134.
  45. Женат, том 2, стр.287.
  46. Женат, том 2, стр.290.
  47. ^ Джонсон, с. 96
  48. ^ Женат, том 2, стр.328.
  49. ^ Jump up to: а б Джонсон, стр.87
  50. ^ Jump up to: а б с Женат, т.2, с.334
  51. Женат, том 2, стр.404.
  52. ^ Jump up to: а б с Форрер, Нептуния 202, стр.17
  53. ^ «Модель лодки, Бретань, 100-пушечный корабль, 1766 год» . Коллекции музея . Национальный морской музей . Проверено 13 апреля 2020 г.
  54. ^ Форрер, Нептуния 202, с. 18
  55. ^ Форрер, с. 16
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d03b300148389c78030741d73b60434__1696268640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/34/0d03b300148389c78030741d73b60434.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French ship Bretagne (1766) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)