Французский корабль Бретань (1766 г.)
![]() Масштабная модель Bretagne ( MnM 13 MG 4 ), выставленная в Брестском военно-морском музее.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя |
|
Заказал | 1762 |
Строитель |
|
Запущен | 24 мая 1766 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 1767 [ 1 ] |
Переименован | переименован в «Революционер» . В октябре 1793 года [ 1 ] |
Судьба | Распался в 1796 году. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 2600 тонн [ 1 ] |
Длина |
|
Луч | 15 м (49 футов) |
Черновик | 7,5 м (25 футов) |
Движение | Паруса |
План паруса | Корабль с полным оснащением , 30,666 квадратных футов. [ 3 ] |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Примечания | Автономность 4 месяца. [ 3 ] |
«Бретань» — большой 110-пушечный трёхпалубный французский линейный корабль , построенный в Бресте , прославившийся как флагман Брестского флота во время американской войны за независимость . Она финансировалась за счет гранта don des vaisseaux , предоставленного Поместьями Бретани . [ 1 ] Она принимала активное участие на европейских театрах военных действий во время англо-французской войны и французских революционных войн , в частности, сыграв важную роль в « Славном первом июня» . Позже она приняла участие в Croisière du Grand Hiver и распалась. [ 4 ]
Контекст
[ редактировать ]Семилетняя война привела к сильному истощению французского флота , и у Короны не было средств для замены кораблей, потерянных во время конфликта. В конце 1761 года Этьен Франсуа, герцог де Шуазель, взял на себя руководство военно-морским флотом и предложил крупным учреждениям Франции делать добровольные пожертвования - схему, получившую название don des vaisseaux . 1 сентября 1762 г. [ 5 ] Сословия Бретани собрались в Couvent des Cordeliers в Ренне. [ 6 ] и решил собрать миллион турнуа , чтобы предложить трехпалубный самолет со 100 орудиями . [ 7 ] Лейтенант Жан-Клод Луи де Келен поехал в Шуази-ле-Руа. [ 8 ] сообщить Людовику XV , прибыть 5 и вернуться 9 с письмами о принятии от короля и герцога де Шуазеля. [ 5 ] Административные распоряжения по кредиту начались 2 ноября и завершились к 17 ноября. [ 9 ] Бюджет в конечном итоге достигнет 1 010 000 турских ливров . [ 2 ]
Пожертвование имело политический подтекст, как с точки зрения соперничества между различными донорскими учреждениями, так и с точки зрения статуса Бретани во Франции. [ 10 ] Таким образом, поместья Бретани приложили свой подарок к ряду просьб: чтобы корабль назывался Bretagne, а не États de Bretagne , чтобы команда состояла исключительно из бретонцев и чтобы корабль был трехпалубным. [ 11 ] Более того, вместо того, чтобы пожертвовать средства, которые Корона вложит в строительство, Сословия потребовали сами контролировать строительство на верфях Французской Ост-Индской компании в Лорьяне . [ 5 ] [ 7 ]
Строительство
[ редактировать ]2 ноября 1761 года Комиссия поместий Бретани, отвечавшая за строительство, назначила Антуана Гроьяра главным инженером, Гобри - заместителем, а Дамеля - советником. [ 12 ] Гройнар работал как на Королевский флот Франции, так и на Французскую Ост-Индскую компанию; он недавно руководил строительством 80-пушечного Orient , 74-пушечного Robuste , 64-пушечного Vengeur и Solitaire , а также руководил продолжающимся строительством 74-пушечного Diligent и Six Corps , 56-пушечного Bordelois в Лорьяне, 56-пушечный « Утиле» , «Ферме» и «Фламан» в Бордо и четыре фрегата в Нанте. [ 13 ]
17 ноября 1761 года Гройнар направил предложение о бюджете от 919 000 до 1 115 000 фунтов. [ 14 ] Верфи Лорьяна получили первые заказы в начале декабря. [ 15 ] Шуазель написал Groignard, чтобы поздравить его с назначением и привести доводы в пользу строительства двухпалубного корабля с 80 орудиями, с 36-фунтовыми орудиями на нижней батарее и 24-фунтовыми орудиями на верхней, хотя он и признавал, что политические соображения требуют трехэтажный. Он также напомнил о недостатках Royal Louis , неудачной 100-пушки того времени. [ 16 ]
Гройнар надеялся завершить строительство к 1763 году, но задержка с завершением загрузки в 1 миллион и трудности со складированием строительной древесины вскоре нарушили график. 28 марта 1763 года Гройнар отправил завершенные планы в строительную комиссию, которая не смогла передать их Шуазелю. 6 мая Шуазель написал непосредственно Гроьяру с запросом и выдвинул дополнительные требования о том, чтобы артиллерия была установлена на трех батареях (ограничивающее вооружение замков): [ 17 ] и что автономия будет достаточной, чтобы кормить 1000 человек в течение шести месяцев, а водой - в течение двух. [ 18 ] Ожидалось, что к июлю строительство будет завершено в 1765 году. [ 19 ] и было несколько обменов письмами и бюджетными оценками между различными администрациями и конкурирующими военно-морскими инженерами, которые сомневались в Гройньяре и спорили о мебели и запасных частях, необходимых для корабля. [ 20 ]
К 3 января 1764 года комиссия запросила пересмотренную версию планов по уменьшению размеров Бретани . [ 21 ] 23 числа Гройнар представил свои новые планы вместе с меморандумом, в котором подчеркивалось, что эта версия не позволит кораблю вместить продовольствие на шесть месяцев и ставит под угрозу его остойчивость, скорость и маневренность; кроме того, он предупредил, что нижнее пространство над орудийными палубами в меньшем проекте будет препятствовать эвакуации дыма из орудий в боевых условиях. [ 22 ] 19 февраля Шуазель отказался утвердить пересмотренные планы и запросил третью версию; Гройнар быстро завершил новые планы и сам отправился прямо в Париж, чтобы представить их, обойдя комиссию по строительству поместий Бретани. [ 23 ] и отговорить Шуазеля от идеи, что нижняя батарея может быть вооружена 24-фунтовыми пушками вместо 36-фунтовых для удешевления. [ 24 ] [ 17 ] 7 мая Шуазель сообщил Комиссии, что его планы получили одобрение и что строительство может начаться. [ 24 ]
Затем Комиссия начала закупку сырья, необходимого для строительства, в частности древесины, ткани для парусов, железа и тросов. Не имея опыта в этом вопросе, он обратился за советом к Роту, директору Ост-Индской компании в Лорьяне. [ 17 ] который ответил 1 апреля длинным меморандумом. [ 25 ] Помимо объяснения того, как оценивать качество материалов, как их транспортировать по суше и как хранить, в меморандуме отмечалось, что ряд деталей необходимо будет получать за пределами Бретани, а иногда даже за границей, особенно из Нидерландов. . [ 26 ] Провайдеры будут охватывать территорию от Ньюкасла до Санкт-Петербурга и Риги . [ 26 ]
В августе 1764 года Гройнар начал закладку деталей на верфи Лорьяна, надеясь воспользоваться летней погодой и моментом низкой активности Ост-Индской компании. Однако флюты, необходимые для перевозки строительной древесины, были повреждены, а нехватка древесины и гвоздей вскоре замедлила работу. [ 27 ] В декабре Estates и Компания подписали соглашение о том, что Groignard будет иметь доступ к запчастям и материалам, хранящимся в магазинах компании, и что Estates пополнит их в течение трех месяцев. [ 28 ] 12 декабря киль был заложен, носовая часть была собрана, шпангоуты изготовлены и готовы к установке. [ 29 ]
Однако 12 января 1765 года комиссия постановила остановить строительство. [ 29 ] и вызвал Гроьяра в Нант. [ 30 ] Осознав свою некомпетентность, комиссия решила прекратить закупку материалов напрямую и поручить эту задачу порту, которому было поручено строительство, то есть Лорьяну или Бресту. [ 31 ] К марту Брест выиграл контракт; [ 31 ] В мае 1765 года корабль был разобран, а его части доставлены в Брест. [ 2 ] Гройнар остался руководить работой. [ 31 ] хотя с тех пор комиссия мало участвовала. [ 32 ]
5 июля 1765 года в Бресте была заложена киль. [ 33 ] в верхнем сухом доке Понтаниу. [ 34 ] К середине июля оформление было завершено. [ 33 ] К середине сентября корпус был законопачен . [ 35 ] В конце февраля 1766 года плотники закончили орлоповую палубу и готовили строительство первой батареи . [ 35 ] В апреле были достроены борта до нижней батареи и установлены палубы нижней и средней батарей. [ 36 ] 24 мая 1766 года «Бретань» была спущена на воду. [ 36 ] [ 1 ]
Завершение строительства корабля оставалось медленным: [ 34 ] хотя Бретань была объявлена завершенной 30 сентября 1767 г. [ 2 ] [ 34 ] и официально введен в эксплуатацию в 1768 году, [ 37 ] Предстояло еще поработать, чтобы сделать ее море достойным к июню 1770 года, и весь 1770 год она провела в оснащении. [ 34 ] 30 ноября 1771 года было объявлено, что он нуждается в капитальном ремонте. [ 34 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1773 году Бретань числился служащим в Брестской бригаде Понанской дивизии морского флота. [ 37 ] Однако ее состояние ухудшалось, и директор порта граф де Брюньон отправил ее в сухой док, куда она вошла 9 августа. [ 34 ] В 1775 году Орвилье принял командование Брестской эскадрой и, обнаружив, что ее древесина прогнила, обратился к Сартине с просьбой о капитальном ремонте; [ 37 ] [ 34 ] Реконструкция началась 1 сентября 1776 года, на нее ушло 480 000 фунтов, а «Бретань» была спущена на воду 7 апреля 1777 года. На ее оснащение ушло еще два месяца. [ 34 ]
Англо-французская война (1778–1783)
[ редактировать ]
Принимала участие в большинстве сражений европейского театра англо-французской войны . [ 38 ] в частности, битва при Ушанте в 1778 году, где она служила флагманом Орвилье , [ 1 ] с Парско дю Плесси в качестве флагманского капитана . [ 39 ] Она принимала участие в Армаде 1779 года , но эпидемия на борту заставила ее в сентябре вернуться в Брест. [ 38 ] В 1779 году ее вооружение было усилено за счет добавления еще 10 6-фунтовых орудий к квартердеку , превратив ее в 110-пушечную. [ 3 ] 2 сентября 1780 года Бретань покинула Брест и направилась в Кадис, где приняла участие в Великой осаде Гибралтара .
Несмотря на хорошие мореходные качества, «Бретань» имела склонность к течь и засоряться . [ 40 ] а с февраля по апрель 1781 года она прошла ремонт в Бресте и примечательно получила медную обшивку . [ 2 ] Затем Бретань предприняла экспедицию под командованием капитана Суланжа. [ 40 ] в эскадре Гишена в Средиземноморье и Атлантике с 22 июня по начало сентября. [ 41 ]
Проведя три месяца в Бресте, она снова отплыла 12 декабря 1781 года. [ 41 ] Она получила повреждения в ненастную погоду. [ 41 ] особенно во время урагана 25 и 26 декабря. [ 38 ] По возвращении в Брест « Бретань » нуждалась в серьезном ремонте, и Гишену, к своему огорчению, пришлось передать свой флаг «Грозному» . [ 41 ] В 1782 году ее киль увеличился на 1 фут 7 дюймов ( pied du roi ) . [ 2 ] Бретань была переоборудована в Бресте со 2 марта по июль 1782 года. [ 3 ] проходит капитальный ремонт корпуса, но при этом теряет медную обшивку. [ 40 ]
8 июля 1782 г. [ 40 ] Бретань покинула Брест под командованием капитана Шарля Пико де Дампьера, чтобы присоединиться к франко-испанскому объединенному флоту, все еще осаждающему Гибралтар , и прибыла 11 числа вместе с «Инвинсиблом» , «Робустом» , «Защитником» , «Активом » , « «Зодиаком» , Возлюбленным» и «Воином» . [ 42 ] ее катер спас людей из экипажа испанской плавучей батареи Талла Пьедра 13 сентября . Бретань , под командованием Дампьера, [ 43 ] [ 44 ] блокировала Гибралтар до 10 октября, когда шторм повредил ее такелаж, убив рулевого и сорвав якоря с корабля. [ 40 ] 13 октября 1782 года флот двинулся на перехват британской эскадры, в результате чего произошла битва у мыса Спартель 20 октября , в которой Бретань получила ранения 5 человек. [ 38 ] [ 40 ] Затем Бретань вернулась в гавань Кадиса для подготовки к экспедиции в Америку под командованием адмирала д'Эстена , но к тому времени Парижский мир был заключен, и Бретань вернулась в Брест. [ 40 ]
«Бретань» была переоборудована в Бресте в 1788 году до конца года. [ 3 ] Кормовая палуба была удалена для улучшения устойчивости. [ 40 ]
Французские революционные войны
[ редактировать ]Бретань переоборудовалась в Бресте с 1792 по июнь 1793 года. [ 3 ] 6 корабельных гаубиц . В этом году добавлено [ 3 ] Под командованием капитана Жозефа де Ришери он стал флагманом адмирала Жана-Амабля Леларжа . [ 45 ] [ 4 ] В сентябре 1793 года ее команда участвовала в мятеже Киберона ; [ 1 ] В ответ Жанбон Сен-Андре приказал лишить Леларжа и арестовать Ричери, [ 46 ] и Бретань переименована в Révolutionnaire . [ 4 ]
Капитан Дэниел Вандонген [ 47 ] принял командование над «Революционером» и привел ее в порядок. К 19 июня 1794 года она была омеднена и полностью вооружена. [ 4 ]
16 мая 1794 года флот вышел из Бреста. [ 4 ] [ 48 ] 28 числа британская и французская эскадры встретились, что привело к стычкам, кульминацией которых стало так называемое Славное Первое июня . [ 1 ] Французская боевая линия была построена в обратном порядке, и «Революционер» оказался в тылу, последний корабль в линии. [ 4 ] Он вступил в бой против пяти или шести 74-пушечных кораблей, в частности HMS Russell , Bellerophon , Audacious и Leviathan . [ 1 ] понес тяжелые разрушения и жертвы. В 09:30 выстрелом был убит капитан Вандонген; [ 4 ] так как первый лейтенант был тяжело ранен, а второй лейтенант уже убит, [ 49 ] Третий лейтенант Ренодо принял командование, но он тоже почти сразу же был выведен из строя, и четвертый лейтенант Дорре должен был взять на себя командование. [ 50 ] «Революционер» был изолирован и беззащитен, и ему удалось избежать плена в основном благодаря приказу адмирала Хоу своим кораблям перегруппироваться. [ 4 ] [ Примечание 1 ] Ночью «Революционер» потерял мизень и грот-мачту . [ 50 ] На следующий день она встретила Одасье. [ 1 ] и Юните из эскадрильи Нилли; Одасье взял Révolutionnaire на буксир и отвез ее в Иль-д'Экс , куда она прибыла 8 июня. [ 50 ] 160 членов экипажа убиты или ранены. [ 49 ]
Révolutionnaire был полностью отремонтирован и заново оснащён в Иль-д'Экс, что повлекло за собой строительство мастерской специально для этой цели, а также доставку всех деталей из Рошфора . Она снова была готова 7 августа 1794 года и вернулась в Брест 27 числа того же месяца. [ 4 ]
29 декабря 1794 года под командованием капитана Луи-Мари Ле Гуардена . [ 4 ] [ Примечание 2 ] «Революционер» отправилась из Бреста в Круазьер-дю-Гранд-Ивер , где получила серьезные структурные повреждения из-за ненастной погоды. [ 1 ] 2 февраля 1795 года она вернулась в Брест, ее корпус сильно протекал. [ 4 ]
Слишком поврежден на Круазьер-дю-Гранд-Ивер , чтобы его можно было отремонтировать. [ 3 ] она была поражена 28 января 1796 г. [ 2 ] [ 4 ] и распался в период с января по май 1796 года. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Масштабная модель «Бретани » выставлена в Брестском военно-морском музее ( МнМ 13 МГ 4 ). Адмирал Франсуа-Эдмон Пари утверждает, что он был построен под руководством Форфе около 1780 года. [ 52 ] На модели изображена Бретань в ее состоянии 1777 года (омеднения еще нет, но уже 16 орудий на замках, 10 на юте и 6 на баке). [ 52 ] Орнаменты не совсем реалистичны: кормовая часть чрезмерно декорирована по сравнению с рисунками мастера скульптора Любета, а номинальная голова — женщина, несущая герб Бретани, что отражает проект, так и не реализованный в реальности. На номинальной фигуре изображен лев, несущий герб Бретани. [ 53 ] [ 52 ]
Бретань изображена на картине «Вид на Брестский порт 1793 года» Жана -Франсуа Хюэ . [ 54 ]
-
Вид на порт Бреста, Жан -Франсуа Хюэ
-
Бретань , фрагмент картины «Вид на Брестский порт». Жана -Франсуа Хюэ
Клод Форрер опубликовал план Бретани мастера-скульптора Любета в Нептунии 202 в июне 1996 года. [ 3 ] [ 55 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Рош (2005) , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Демерлиак (1996) , с. 15, № 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Демерлиак (1999) , с. 19, № 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Форрер, Нептуния 202, стр.21
- ^ Jump up to: а б с Миоке, Николя (1 февраля 2019 г.). «Бретань: происхождение престижного имени во французском флоте» . Три моста! (на французском языке) . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Бине (1911) , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 211.
- ^ Бине (1911) , с. 215.
- ^ Бине (1911) , с. 217.
- ^ Форрер, с. 13
- ^ Бине (1911) , с. 213.
- ^ Бине (1911) , с. 218.
- ^ Бине (1911) , с. 219.
- ^ Бине (1911) , с. 220.
- ^ Бине (1911) , с. 221.
- ^ Бине (1911) , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Форрер, Нептуния 202, стр.14
- ^ Бине (1911) , с. 223.
- ^ Бине (1911) , с. 225.
- ^ Бине (1911) , с. 228.
- ^ Бине (1911) , с. 231.
- ^ Бине (1911) , с. 235.
- ^ Бине (1911) , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 238.
- ^ Бине (1911) , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 240.
- ^ Бине (1911) , с. 242.
- ^ Бине (1911) , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 244.
- ^ Бине (1911) , с. 249.
- ^ Jump up to: а б с Бине (1911) , с. 252.
- ^ Бине (1911) , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Форрер, Нептуния 202, стр.15
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 257.
- ^ Jump up to: а б Бине (1911) , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с Бине (1911) , с. 261.
- ^ Jump up to: а б с д Бине (1911) , с. 262.
- ^ Контенсон (1934) , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Форрер, Нептуния 202, стр.20
- ^ Jump up to: а б с д Форрер, Нептуния 202, стр.19.
- ↑ Женат, том 2, стр.128.
- ^ Кергелен-Тремарек, стр.323
- ↑ Женат, том 2, стр.134.
- ↑ Женат, том 2, стр.287.
- ↑ Женат, том 2, стр.290.
- ^ Джонсон, с. 96
- ^ Женат, том 2, стр.328.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, стр.87
- ^ Jump up to: а б с Женат, т.2, с.334
- ↑ Женат, том 2, стр.404.
- ^ Jump up to: а б с Форрер, Нептуния 202, стр.17
- ^ «Модель лодки, Бретань, 100-пушечный корабль, 1766 год» . Коллекции музея . Национальный морской музей . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Форрер, Нептуния 202, с. 18
- ^ Форрер, с. 16
Ссылки
[ редактировать ]- Бине (1911). «Строительство 100-пушечного корабля «Ла Бретань» » . Анналы Бретани и стран Запада . 27–2 : 210–263 . Проверено 12 апреля 2020 г.
- Контенсон, Людовик (1934). Общество Цинциннати Франции и американская война (1778-1783) . Париж: Издания Огюста Пикара. OCLC 7842336 .
- Демерлиак, Ален (1996). Военно-морской флот Людовика XVI: Номенклатура французских кораблей с 1774 по 1792 год (на французском языке). Издания Анкра. ISBN 2-906381-23-3 .
- Демерлиак, Ален (1999). Флот революции: номенклатура французских кораблей с 1792 по 1799 год (на французском языке). Издания Анкра. ISBN 2-906381-24-1 .
- Форрер, Клод (июнь 1996 г.). «Бретань, 100-пушечный корабль, 1762-1796». Нептуния (202): 13–21.
- Кергелен-Тремарек, Ив-Жозеф (1796). Связь боев и событий морской войны 1778 года между Францией и Англией (на французском языке). Типография Патрис.
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. 1. Группа Ретозель-Мори Мийо. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 . (1671-1870)
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции (на французском языке). Полет. 2. Старец Халламель.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Модель Бретани 1766 года. Архивировано 13 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- Миоке, Николя (1 февраля 2019 г.). «Бретань: происхождение престижного имени во французском флоте» . Три моста! (на французском языке) . Проверено 13 апреля 2020 г.
- Джонсон, Кеннет Грегори. «Луи-Тома Вилларе де Жуайез: адмирал и колониальный администратор (1747-1812)» (PDF) . Библиотеки Университета штата Флорида . Проверено 13 апреля 2020 г. .
