Битва у мыса Спартель
Битва у мыса Спартель | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть американской войны за независимость | |||||||
![]() Рельеф Гибралтара графом Хоу, 11 октября 1782 года , Ричард Пэтон | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
34 линейных корабля 1 фрегат | 34 линейных корабля | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
276 убитых и раненых | 360 убитых и раненых |
Битва при мысе Спартель была нерешительным морским сражением между франко - испанским флотом под командованием адмирала Луиса де Кордова-и-Кордова и британским флотом под командованием адмирала Ричарда Хоу . Эти силы встретились 20 октября 1782 года после того, как Хоу успешно пополнил запасы Гибралтара , который тогда находился в осаде силами Бурбонов во время американской войны за независимость .
Фон
[ редактировать ]Когда Испания вступила в американскую войну за независимость в 1779 году, одной из ее основных целей был захват Гибралтара у Великобритании . Вскоре после объявления войны силы Испании и Франции начали Великую осаду Гибралтара , блокируя сухопутный доступ к полуострову и вводя несколько проницаемую военно-морскую блокаду. Великобритания успешно пополнила запасы Гибралтара как в 1780, так и в 1781 году и признала необходимость сделать это снова в 1782 году. Британские политические и военные лидеры считали этот вопрос критическим, поскольку Испания добивалась уступки территории в ходе мирных переговоров.
Флот Британского Ла-Манша, находившийся под командованием адмирала Ричарда Хоу , летом 1782 года должен был решить ряд противоречивых задач. Помимо защиты Ла-Манша от франко-испанских вторжений, флоту также приходилось иметь дело с возможностью Предполагалось запасы , . в Гибралтар что он защитит конвой, который будет доставлять Хотя разведданные, полученные 25 августа, указывали на то, что голландский флот находился в порту Тексела , десять линейных кораблей были отправлены в Северное море, в то время как конвой, направлявшийся в Гибралтар, формировался в Спитхеде . Эти корабли вернулись в порт 4 сентября.
В состав конвоя, отправившегося 11 сентября, входили 35 линейных кораблей, большой конвой транспорта, направлявшийся в Гибралтар, а также дополнительные конвои, направлявшиеся в Ост- и Вест-Индию. Адмиралу Хоу было приказано доставить припасы в Гибралтар, а затем вернуться в Англию. Из-за плохой погоды и встречного ветра флот, направлявшийся в Гибралтар, прибыл на мыс Сент-Винсент только 9 октября.
Франко-испанский флот, которому было поручено осуществлять блокаду Гибралтара, стоял на якоре в Гибралтарском заливе . Он состоял из 49 линейных кораблей и находился под командованием испанского адмирала Луиса де Кордовы . Испанские корабли (всего 35 человек) находились в плохом состоянии. 10 октября шторм нанес ущерб союзному флоту: один линейный корабль сел на мель, другой попал под артиллерию Гибралтара, а третий был унесен через Гибралтарский пролив в Средиземное море. [ 3 ]
Адмирал Хоу встретился со всеми своими капитанами и дал подробные инструкции по обеспечению безопасного прибытия транспортов. 11 октября транспорты начали заход в проливы, за ними последовал флот прикрытия. Четыре транспорта успешно бросили якорь в Гибралтаре, но остальные были унесены сильным течением в Средиземное море. Флот последовал за ним. [ 3 ] Воспользовавшись западно-северо-западным ветром, флот де Кордовы двинулся в погоню, в то время как испанский адмирал послал свои меньшие корабли, чтобы следить за британцами. Британцы перегруппировались примерно в 50 милях к востоку от Гибралтара у испанского побережья 13 октября, но при приближении союзного флота двинулись на юг, к марокканскому побережью. При попутном ветре 15 числа британцы снова вошли в пролив и между 16 и 18 числом успешно доставили конвой в Гибралтар.
Боевой
[ редактировать ]19 октября союзный флот был замечен к востоку от Гибралтара. Адмирал Хоу, стремясь избежать сражения в проливе, снялся с якоря и поплыл на запад, сопровождаемый союзниками. Выйдя из пролива, он уменьшил паруса флота, предложив де Кордове, который держал метеоуказатель , возможность вступить в бой. 20-го числа де Кордова дал сигнал «общей погони», не обращая внимания на места в дивизионах. Британская линия боя проходила справа от франко-испанского. Около 13:00, и после того, как флагман Кордовы, 120-пушечный «Сантисима Тринидад» , достиг центра объединенной линии, оба флота находились на расстоянии примерно двух миль друг от друга. Британцы уменьшили парусность, чтобы ужесточить боевую линию. В 5:45 авангард франко-испанского флота открыл огонь. Британцы открыли ответный огонь, а Хоу подал сигнал «отступить всем парусам», что сделало ненужными по меньшей мере 14 франко-испанских кораблей. [ нужны разъяснения ] среди них два трехпалубных судна. Ни один британский корабль на самом деле не участвовал в бою, несмотря на усилия кораблей де Кордовы, преследовавших британский флот. 21-го числа оба флота находились на расстоянии около 12 миль друг от друга. Де Кордова произвела ремонт и была готова возобновить действия. Однако на следующий день сражения не произошло, поскольку Хоу отплыл обратно в Британию в соответствии со своим приказом.
Последствия
[ редактировать ]Хоу достиг своей главной цели: конвой благополучно прибыл и вернулся в Англию. Успех в пополнении запасов находящегося в тяжелом положении гарнизона Гибралтара обеспечил его выживание в то время, когда британские войска несли деморализующую череду потерь на Менорке, Флориде и Вест-Индии.
Своевременное пополнение запасов в сочетании с неудавшимся франко-испанским нападением на Гибралтар 13 сентября также значительно укрепило британскую позицию на мирных переговорах, начавшихся ранее в октябре. Британские дипломаты упорно отказывались расставаться с Гибралтаром, несмотря на предложения Испании обменять большую часть своей прибыли. [ 4 ]
Мореходные качества их кораблей (в частности, использование медной обшивки ) позволили британцам отказаться от действий. Испанский флот изо всех сил пытался построить более быстрые корабли, чтобы избежать таких ситуаций, как, например, в битве у мыса Сент-Винсент (Битва при лунном свете) двумя годами ранее, когда флот Родни из 18 кораблей преследовал и вступил в бой с флотом де Лангары из 11 кораблей. Испанский флот не спешил приступать к ремонту своих судов. Оно также было ограничено низкой скоростью некоторых старых и тяжелых кораблей, таких как « Сантисима Тринидад» .
Боевой порядок
[ редактировать ]Британский (Хау)
[ редактировать ]34 линейных корабля (по Шомбергу)
Флот адмирала Ричарда Хоу | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ван - Первый дивизион | ||||||||
Корабль | Ставка | Оружие | Командир | Потери | Примечания | |||
Убит | Раненый | Общий | ||||||
HMS Голиаф | Третий курс | 74 | капитан Хайд Паркер | 4
|
16
|
20
|
||
HMS Ганг | Третий курс | 74 | капитан Чарльз Филдинг | 6
|
23
|
29
|
||
HMS Роял Уильям | Первый курс | 100 | Капитан Джон Картер Аллен | 2
|
13
|
15
|
||
HMS Британия | Первый курс | 100 | Вице-адмирал Сэмюэл Баррингтон Капитан Бенджамин Хилл |
8
|
13
|
21
|
Флагманский фургон | |
HMS Атлас | Второй курс | 98 | Капитан Джордж Вандепут | 2
|
3
|
5
|
||
HMS Рубин | Третий курс | 64 | капитан Джон Коллинз | 6
|
0
|
6
|
||
Ван - Второй дивизион | ||||||||
HMS Пантера | Четвертый курс | 60 | Капитан Генри Херви | 3
|
15
|
18
|
||
HMS Фудройант | Третий курс | 80 | капитан Джон Джервис | 4
|
8
|
12
|
||
HMS Эдгар | Третий курс | 74 | Коммодор Уильям Хотэм Капитан Уильям Кэли |
0
|
6
|
6
|
||
HMS Полифем | Третий курс | 64 | Капитан Уильям Финч | 0
|
4
|
4
|
||
HMS Саффолк | Третий курс | 74 | Капитан сэр Джордж Хоум | 0
|
0
|
0
|
||
HMS Бдительный | Третий курс | 64 | Капитан Джон Дуглас | 1
|
2
|
3
|
||
Центр - Первый дивизион | ||||||||
HMS Мужественный | Третий курс | 74 | Капитан Лорд Малгрейв | 1
|
4
|
5
|
||
HMS Корона | Третий курс | 64 | Капитан Сэмюэл Рив | 0
|
1
|
1
|
||
HMS Александр | Третий курс | 74 | Капитан Лорд Лонгфорд | 2
|
4
|
6
|
||
HMS Сэмпсон | Третий курс | 64 | капитан Джон Харви | 2
|
0
|
2
|
||
HMS Принцесса Роял | Второй курс | 98 | Капитан Джонатан Фолкнор | 1
|
0
|
1
|
||
HMS Победа | Первый курс | 100 | Адмирал виконт Хоу Капитан Джон Левесон-Гауэр Капитан Генри Дункан |
0
|
0
|
0
|
Флагман флота | |
Центр - Второй дивизион | ||||||||
HMS Бленхейм | Второй курс | 90 | Капитан Адам Дункан | 2
|
3
|
5
|
||
ГМС Азия | Третий курс | 64 | Капитан Ричард Родни Блай | 0
|
0
|
0
|
||
HMS Эгмонт | Третий курс | 74 | Капитан Джеймс Фергюссон | 0
|
0
|
0
|
||
HMS Queen | Второй курс | 98 | Контр-адмирал Александр Худ Капитан Уильям Дометт |
1
|
4
|
5
|
||
HMS Беллона | Третий курс | 74 | Капитан Ричард Онслоу | 0
|
0
|
0
|
||
Сзади - Второй дивизион | ||||||||
HMS Разумный | Третий курс | 64 | Капитан Лорд Херви | 1
|
0
|
1
|
||
HMS Фортитьюд | Третий курс | 64 | Капитан Джордж Кеппел | 2
|
9
|
11
|
||
HMS Принцесса Амелия | Второй курс | 84 | Контр-адмирал сэр Ричард Хьюз Капитан Джон Рейнольдс |
4
|
5
|
9
|
||
HMS Бервик | Третий курс | 74 | Капитан Хон. Чарльз Фиппс | 1
|
5
|
6
|
||
HMS Bienfaisant | Третий курс | 64 | Капитан Джон Ховарт | 2
|
4
|
6
|
||
Сзади - Первый дивизион | ||||||||
HMS Дублин | Третий курс | 74 | Капитан Арчибальд Диксон | 0
|
0
|
0
|
||
HMS Кембридж | Второй курс | 84 | Капитан Хон. Кейт Стюарт | 4
|
6
|
10
|
||
HMS Океан | Второй курс | 98 | Вице-адмирал Марк Милбэнк Капитан Ричард Богер |
0
|
0
|
0
|
Флагман тыла | |
ГМС Юнион | Второй курс | 90 | Капитан Джон Дэлримпл | 5
|
15
|
20
|
||
HMS Буффало | Четвертый курс | 60 | Капитан Джон Холлоуэй | 6
|
16
|
22
|
||
HMS Месть | Третий курс | 74 | Капитан Джон Мутрей | 2
|
14
|
16
|
||
Прикрепленные фрегаты | ||||||||
HMS Латона | Пятый курс | 38 | Капитан Хон. Хью Сеймур-Конвей | 0
|
0
|
0
|
||
63 убитых, 198 раненых | ||||||||
Источник: Шомберг, Военно-морская хронология , стр. 390–3. |
Франко-испанский (De Cordova y Cordova)
[ редактировать ]46 линейных кораблей
испанский
|
Французский
|
Следующие корабли не смогли принять участия в бою:
испанский
|
Французский
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фернандес Дуро стр.329
- ^ Чартран, стр. 84
- ^ Перейти обратно: а б Маккеси, с. 483
- ^ Кембриджская современная история , стр. 6:379-380.
- ^ Контенсон (1934) , с. 159.
- ^ Контенсон (1934) , с. 235.
Ссылки
[ редактировать ]- Шартран, Рене (июль 2006 г.). Гибралтар 1779–1783: Великая осада . Патрис Курсель (1-е изд.). Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-977-6 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- Контенсон, Людовик (1934). Общество Цинциннати Франции и американская война (1778-1783) . Париж: Издания Огюста Пикара. OCLC 7842336 .
- Фернандес Дуро, Чесарео (1901). Испанский флот со времен объединения королевств Кастилия и Арагон . Том VII. Мадрид, Испания: Преемники Риваденейры.
- Маккеси, Пирс (1992). Война за Америку . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803281929 . ОСЛК 26851403 .
- Актон, барон Джон Эмерих Эдвард Далберг, изд. (1909). Кембриджская современная история . Нью-Йорк: Макмиллан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хронология Войны за независимость
- Бой Спартеля. 20 октября 1782 г. (на испанском языке)
- 1782 год в Африке
- XVIII век в Марокко.
- Конфликты 1782 года
- Морские сражения американской войны за независимость с участием Франции
- Морские сражения американской войны за независимость с участием Великобритании
- Морские сражения американской войны за независимость с участием Испании
- Морские сражения англо-французской войны (1778–1783 гг.)
- Морские сражения англо-испанской войны (1779–1783 гг.)