Экспедиция Гудзонова залива
Экспедиция Гудзонова залива | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть американской войны за независимость | |||||||
![]() Французская иллюстрация форта принца Уэльского (1782 г.) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 линейный корабль 2 фрегата |
2 торговых поста 3 торговых судна | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
15 утонули ~85 умерли от болезни |
~100 захвачено 2 торговых поста захвачены |
Экспедиция Гудзонова залива представляла собой серию военных рейдов эскадры французского военно-морского флота под командованием графа де Лаперуза на компании Гудзонова залива ( HBC ) на берегах Гудзонова залива аванпосты и укрепления британской . Отправившись из Кап-Франсэ , Сен-Доминго, в 1782 году, экспедиция была частью серии охватывающих весь мир морских конфликтов между Францией и Великобританией во время американской войны за независимость .
Действуя по секретному приказу Шарля Эжена Габриэля де Ла Круа , государственного секретаря военно-морского флота Франции , Лаперуз и его эскадра отплыли из Кап-Франсэ в мае 1782 года и прибыли в Гудзонов залив в начале августа. И Форт Принца Уэльского , и Йоркская фабрика , два торговых поста Компании Гудзонова залива, сдались французам без боя, хотя торговое судно HBC, уклонившееся от французского флота, увезло часть мехов, хранившихся на Йоркской фабрике.
Некоторых из захваченных британских пленных посадили на ротный шлюп и отпустили обратно в Англию, а других заставили служить на борту французской эскадры. Те, кто служил в эскадре Лаперуза, которая плавала с минимальными зимними запасами для сохранения секретности, перенесли многочисленные лишения, включая цингу и другие болезни. Финансы компании Гудзонова залива пострадали из-за рейда, который также косвенно способствовал гибели до половины чипевианских торговцев мехом, которые вели дела с HBC.
Фон
[ редактировать ]В конце 1780 года флота капитан Жан-Франсуа де Галауп, граф де в время Лаперуз , французского во визита Франция. [ 1 ] [ 2 ] Государственный секретарь военно-морского флота Шарль Эжен Габриэль де Лакруа и Людовик XVI одобрили план Лаперуза, и Лакруа издал секретные приказы Лаперуза, которые могли отменить приказы любого офицера французского военно-морского флота, под которым он служил, в случае, если представится возможность для такой экспедиции. Идея заключалась в том, чтобы тайно организовать небольшой флот и как можно быстрее совершить путешествие на север к Гудзонову заливу из Ньюпорта, Род-Айленд , или Бостона, Массачусетс , самых северных портов Северной Америки , открытых для французских кораблей. [ 3 ]
Обязанности Лаперуза во время кампании 1781 года не давали ему никаких шансов выполнить свои секретные приказы, но последствия катастрофического поражения французов в битве при Сенте в апреле 1782 года действительно предоставили возможность. [ 4 ] Французские испанские и военные планировали вторжение в британскую колонию Ямайка , но потери французов, понесенные во время битвы, включая захват адмирала Франсуа Жозефа Поля де Грасса и его флагмана Виль де Пари, заставили их отменить вторжение. [ 5 ] Лаперуз, по прибытии в Кап-Франсэ , Сен-Доминго , после битвы, поделился этой идеей с преемником де Грасса, Луи-Филиппом де Риго, маркизом де Водрейем . Водрей одобрил план и предоставил Лаперузу три корабля, включая линейный корабль «Скипетр» и фрегаты «Астре» и «Энгажанте» . Астре находился под командованием Поля Антуана Флёрио де Лангля , а Энгажанте — под командованием Андре-Шарля де Ла Жайя . [ 6 ] [ 7 ]
Подготовка к экспедиции велась тайно и в некоторой спешке, поскольку французы знали о коротком времени года на крайнем севере. Экипажи кораблей и большинство их офицеров не были проинформированы о пункте назначения флота, а Лаперуз, стремясь избежать всех подозрений, даже избегал брать с собой одежду для холодной погоды. [ 8 ] Водрей записал в своих записях пункт назначения флота как Франция с возможными остановками в Ньюпорте или Бостоне, а де Ланглю и де ла Жайлю был дан запечатанный приказ открываться только по достижении широты Новой Шотландии . [ 9 ] Флот принял 250 солдат из полка Арманьяк и полка Осеруа и 40 артиллеристов из полка Мец, а также четыре полевых орудия и два миномета . [ 6 ] [ 9 ] Этим войскам сообщили, что их отправляют в дополнение к присутствию французской королевской армии в Ньюпорте. После двух недель подготовки 31 мая 1782 года флот отплыл из Кап-Франсэ. [ 9 ]
Экспедиция
[ редактировать ]
В конце концов 17 июля флот без происшествий достиг острова Резолюшн у входа в Гудзонов пролив и проследовал через пролив в Гудзонов залив. Во время плавания в заливе флот встретил торговое судно HBC Sea Horse , направлявшееся в форт Принца Уэльского . [ 10 ] [ 11 ] Лаперуз послал один из фрегатов флота преследовать ее. Капитан « Морского конька » Уильям Кристофер, заподозрив по его поведению, что у преследующего фрегата нет хороших карт залива, сбежал с помощью уловки. Он приказал свернуть паруса корабля, как будто он готовился встать на якорь; это побудило капитана фрегата, полагая, что впереди мелководье, приказать бросить якорь своего корабля. Сделав это, Кристофер приказал Морского конька поднять паруса « » и уйти, прежде чем французский фрегат сможет поднять якорь. [ 12 ]
Форт принца Уэльского
[ редактировать ]8 августа Лаперуз прибыл в форт принца Уэльского, впечатляющую, но разрушающуюся каменную крепость, которую занимали 39 британских торговцев мехом. [ 13 ] Его губернатор Сэмюэл Хирн сдал форт без единого выстрела, когда на следующий день стала очевидна численность французских войск, несмотря на просьбы некоторых из его людей «позволить им косить французские войска заряженными тяжелыми орудиями». с картечью ». [ 14 ] [ 11 ] Пополнив запасы своих кораблей и конфисковав орудия форта, французы приступили к грабежу помещений. По словам Хирна, французы украли более 7500 бобровых шкур, 4000 шкурок куницы и 17000 гусиных игл. [ 15 ] Они также потратили два дня, пытаясь снести форт, но смогли только разрушить артиллерийские установки и повредить верхние валы. [ 16 ] Некоторые из британских пленных были помещены на борт захваченного шлюпа HBC «Северн» , стоявшего на якоре у форта; других взяли на борт французской эскадры, а некоторых заставили служить в составе корабельных экипажей. [ 17 ]
Йоркская фабрика
[ редактировать ]
Затем Лаперуз собрал большую часть небольших лодок HBC и 11 августа отплыл к Йоркской фабрике , торговому форпосту на полуострове между реками Хейс и Нельсон . [ 18 ] [ 19 ] Согласно отчету Лаперуза, он прибыл в этот район, примерно в 5 лигах (15 миль; 24 км) от Йорка, 20 августа. [ 18 ] Оборона форта была обращена к реке Хейс, где стоял на якоре корабль HBC «Кинг Джордж» , и быстрая река Хейс сделала бы подход туда непрактичным перед лицом такого потенциального сопротивления. [ 20 ]
Лаперуз вошел в устье реки Нельсон и 21 августа перебросил войска на меньшие корабли HBC, чтобы подготовить высадку десанта с планом подхода к форту с тыла, на расстояние около 16 миль (26 км). [ 20 ] [ 21 ] Затем он вместе со своим инженером приступил к промеру реки Нельсон и обнаружил, что из-за ее мелководья даже лодкам меньшего размера будет трудно приблизиться к твердой земле. Затем его небольшая лодка увязла в грязи из-за отступающего прилива, и ее освободили только в 3 часа ночи следующего утра. [ 20 ] Капитан Лангле предложил майору Ростэну, командующему французскими войсками в экспедиции, пересечь илистое мелководье пешком. Это было согласовано, и войска двинулись через мелководье. Они не знали, что условия улучшились лишь незначительно после того, как они достигли суши, и следующие два дня они провели, пробираясь через болота и грязь, чтобы добраться до форта. [ 20 ] Тем временем Лаперуз вернулся на флот, поскольку плохая погода угрожала его безопасности. Оба фрегата потеряли якоря, когда острые камни под водой перерезали их тросы в неспокойных условиях. [ 20 ]
Йоркская фабрика была оккупирована 60 британскими торговцами мехом и 12 коренными американцами . [ 19 ] Когда французские военные корабли были замечены, губернатор Йоркской фабрики Хамфри Мартен товары, погрузил на «Короля Георга» чтобы они не попали в руки французов. Когда 24 августа прибыли французы, Мартен сдал форт. [ 22 ] [ 23 ] [ 21 ] Хотя Лаперуз послал фрегат за « Королем Георгом» , когда он отплыл ночью после прибытия флота, ее капитан Джонатан Фаулер успешно ускользнул от преследования благодаря своему превосходному знанию мелководья залива. [ 10 ] [ 19 ] Ростэн взял в плен британских жителей торгового поста, уничтожил те товары, которые не смог разграбить, и сжег Йоркскую фабрику дотла. [ 24 ] [ 25 ] Однако он старался сохранить запасы припасов для использования коренными американцами, приехавшими в форт для торговли. [ 21 ] Эти добрые дела, а также обращение с его британскими пленниками заслужили похвалу Лаперуза от Хирн, Людовика XVI и британского правительства. [ 26 ]
Лаперуз узнал о капитуляции только 26 августа, а продолжающаяся плохая погода и трудности с фрегатами означали, что он не смог осуществить соединение с Ростэном до 31 августа. Условия капитуляции включали сдачу форта Северн , еще одного торгового форпоста Франции. Компания Гудзонова залива. Он решил не идти в форт Северн из-за позднего сезона и плохого состояния его кораблей и людей, страдавших от цинги и других болезней. [ 23 ] В процессе погрузки товаров и припасов на флот перевернулись пять небольших лодок и утонули 15 человек. [ 27 ]
Последствия
[ редактировать ]
Затем Лаперуз отправился обратно в Атлантику, буксируя « Северн» до мыса Резолюция . Там ее отпустили, чтобы она могла вернуться в Англию, в то время как Лаперуз отплыл в Кадис , Испания, со Скипетром и Энгажанте ; Астре отправилась в Брест, чтобы доставить в Париж известие об успехе экспедиции. [ 17 ] [ 28 ] [ 29 ] Экспедиция нанесла огромный урон командам его кораблей. К тому времени, когда корабли вернулись в Европу, в «Скипетре» было только 60 человек (из первоначального состава, включая почти 500 человек, включая неморскую пехоту), годных к работе; около 70 человек умерли от цинги. В Энгажанте от цинги умерло 15 человек, и почти все были больны той или иной болезнью. Оба корабля также получили повреждения из-за холодной погоды и ударов льдин . [ 17 ] Флерио де Лангле получил звание капитана . по прибытии в Брест в конце октября [ 30 ] [ 29 ]
По данным компании, товары, захваченные только в форте принца Уэльского, стоили более 14 000 фунтов стерлингов, а рейд Лаперуза нанес ущерб финансам компании до такой степени, что она не выплачивала дивидендов до 1786 года. [ 26 ] Когда наконец наступил мир по Парижскому договору 1783 года , французы согласились компенсировать компании ее потери. [ 31 ] Рейд также привел к необратимому ущербу торговым отношениям компании. Торговцы мехом Чипевьян , которые торговали с компанией Гудзонова залива, серьезно пострадали как из-за неспособности компании обеспечить их продовольствием, так и из-за продолжающейся эпидемии оспы , которая уничтожала индейское население по всей Северной Америке; по некоторым оценкам, чипевианцы потеряли половину своего населения. Неспособность компании торговать с ними в течение двух сезонов побудила многих выживших чипевианцев развивать торговые отношения с европейскими поселенцами в Монреале , Квебек . [ 32 ]
Ни Хирн, ни Мартен не были подвергнуты санкциям со стороны компании за сдачу; оба вернулись на свои посты в следующем году. [ 33 ] [ 34 ] Когда французы захватили форт принца Уэльского, они нашли дневник Сэмюэля Хирна, который Лаперуз объявил военным трофеем . В журнале содержались отчеты Хирн о его исследованиях северных районов Северной Америки, и Хирн умолял Лаперуза вернуть его. Просьба была удовлетворена при условии, что журнал будет издан. Собирался ли Хирн опубликовать ее, неясно, но к 1792 году, году смерти Хирн, он подготовил рукопись и представил ее для публикации. Оно было опубликовано в 1795 году под названием « Путешествие из форта принца Уэльского в Гудзоновом заливе к Северному океану» . [ 34 ] Людовик XVI наградил Лаперуза повышением жалованья на 800 ливров ; этот эксплойт также вызвал признание общественности в Европе и Северной Америке. [ 35 ] Следующим его важным заданием было возглавить исследовательское путешествие в Тихий океан в 1785 году. [ 36 ] Флот, совершавший плавание, в котором Флерио де Лангль был заместителем командира, в последний раз видели в окрестностях Австралии весной 1788 года; хотя остатки экспедиции были найдены, его судьба остается неизвестной. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Франция в американской войне за независимость
- Список англо-французских конфликтов в Гудзоновом заливе
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Данмор 2007 , с. 130.
- ^ Данмор 2007 , с. 133.
- ^ Данмор 2007 , с. 134.
- ^ Данмор 2007 , стр. 134–148.
- ^ Данмор 2007 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Валентина 2007 , с. 9–12.
- ^ Данмор 2007 , с. 149.
- ^ Данмор 2007 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Данмор 2007 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Ежемесячная хроника 1888 г. , с. 323.
- ^ Jump up to: а б Ньюман 1985 , с. 275.
- ^ Уилсон 1899 , с. 322.
- ^ Уилсон 1899 , с. 320.
- ^ Варкентин 2007 , с. 168.
- ^ Ньюман 1985 , с. 276–277.
- ^ Уилсон 1899 , стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б с Данмор 2007 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Летописец 1782 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон 1899 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с д и Летописец 1782 , с. 364.
- ^ Jump up to: а б с Ньюман 1985 , с. 277.
- ^ Варкентин 2007 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Летописец 1782 , с. 365.
- ^ Ежемесячная хроника 1888 г. , с. 294.
- ^ Тайрелл 1915 , с. xxvii.
- ^ Jump up to: а б Данмор 2007 , с. 156.
- ^ Уилсон 1899 , с. 326.
- ^ Ньюман 1985 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б Бюллетень Академического общества Бреста 1890 г. , с. 235.
- ^ Levot 1852 , p. 703.
- ^ Уилсон 1899 , с. 325.
- ^ Ньюман 1985 , с. 279.
- ^ Хьюстон, Болл и Хьюстон 2003 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Хьюстон, Болл и Хьюстон 2003 , с. 84.
- ^ Данмор 2007 , с. 159.
- ^ Данмор 2007 , с. 180.
- ^ Данмор 2007 , с. 249.
Ссылки
[ редактировать ]- Данмор, Джон (2007). Куда манит судьба: жизнь Жана-Франсуа де ла Перуза . Фэрбенкс, AK: Издательство Университета Аляски. ISBN 978-1-60223-002-6 . OCLC 191245281 .
- Хьюстон, Стюарт ; Болл, Тим; Хьюстон, Мэри (2003). Натуралисты Гудзонова залива восемнадцатого века . Издательство Университета Макгилл-Куинс. ISBN 9780773569751 .
- Левот, Проспер Жан (1852). Бретонская биография, том 1 (на французском языке). Ванн: Кодеран. OCLC 632243692 .
- Ньюман, Питер С. (1985). Компания авантюристов: История компании Гудзонова залива . Маркхэм, Онтарио: Викинг. ISBN 0-670-80379-0 . OCLC 16047577 .
- Тайрелл, Дж. Б., изд. (1915). Публикации Общества Шампленов, выпуск 12 . Торонто: Общество Шамплейн. ОСЛК 1553870 .
- Варкентин, Жермен (2007). Канадская исследовательская литература . Торонто: Дандурн Пресс. ISBN 978-1-55002-661-0 . OCLC 316234320 .
- Уилсон, Беклз (1899). Великая компания: история благородной компании купцов-авантюристов, торгующих в Гудзоновом заливе . Торонто: Компания Copp, Clark. п. 324 . ISBN 9780665305825 . OCLC 1448716 .
- Валентин, Ф. (2007) [1839]. Путешествия и приключения Лаперуза . Ла-Рошель: Открытие. ISBN 978-2-84265-513-6 . OCLC 180014046 .
Журналы и журналы
[ редактировать ]- «Из приложения к «Газете де Франс» от 29-го числа» . Летописец, или Беспристрастное хранилище публичных событий, Том 14 . Лондон: Дж. Алмон. 1782. OCLC 1606594 .
- «Рыцарь Лангле» . Вестник Академического общества Бреста (на французском языке). Брест: Академическое общество Бреста. 1890. OCLC 40366595 .
- «Лаперуз и капитаны Стоктона» . Ежемесячная хроника знаний и легенд Северной страны, Том 2 . Ньюкасл-он-Тайн: Вальтер Скотт. 1888. OCLC 1714735 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Греан, Амеде (1853). La France Maritime, Том 1 (на французском языке). Париж: Дутертр. п. 192 . OCLC 8738349 . - Французский отчет об экспедиции.
- Хирн, Сэмюэл ; Макгуган, Кен (2007). Путешествие в Северный океан: Приключения Сэмюэля Хирна . Суррей, Британская Колумбия: TouchWood Editions. ISBN 978-1-894898-60-7 . OCLC 156833936 . - дневник Сэмюэля Хирна
- Хирн, Сэмюэл ; Тайрелл, Джей Би ; Общество Шамплена (2015). Путешествие из форта принца Уэльского в Гудзоновом заливе к Северному океану — издание «Выбор ученого» . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN 978-1-296462-35-2 .