HMS Hazard (1794 г.)
![]() Рисунок опасности , 1793 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Опасность |
Заказал | 18 февраля 1793 г. |
Строитель | Джозайя и Томас Бриндли, Фриндсбери |
Заложен | Май 1793 г. |
Запущен | 3 марта 1794 г. |
Завершенный | 8 июня 1794 г. |
Введен в эксплуатацию | апрель 1794 г. |
пораженный | продан 30 октября 1817 г. |
Почести и награды |
|
Общие характеристики [ 3 ] | |
Класс и тип | 16-пушечный «Баклан» типа шлюп |
Тонны нагрузки | 426 14 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина | 108 футов 7 дюймов (33,1 м) (в целом), 91 фут 5 ⁄ 8 дюймов (27,8 м) (киль) |
Луч | 29 футов 9 дюймов (9,1 м) |
Глубина захвата | 9 футов (2,74 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Шлюп |
Дополнить | 121 |
Вооружение |
|
HMS Hazard — 16-пушечный Королевского флота « Баклан» класса корабль-шлюп , построенный Джозайей и Томасом Бриндли во Фриндсбери , Кент, и спущенный на воду в 1794 году. Он участвовал в войнах за независимость Франции и на протяжении всех наполеоновских войн . Она завоевала множество призов и участвовала в заметных боевых действиях против французского фрегата «Топаз» , а также в нескольких других действиях и кампаниях, три из которых принесли ее экипажу медаль за военно-морскую службу . Хазард был продан в 1817 году.
Строительство
[ редактировать ]« Хазард» был одной из первой партии из шести корабельных шлюпов , которые Адмиралтейство заказало в феврале 1793 года, вскоре после начала Войн за независимость во Франции , по совместному проекту сэра Джона Хенслоу и Уильяма Рула. [ 3 ] Он был заложен в мае 1793 года, спущен на воду в марте 1794 года, а затем спущен по Медуэю на военно-морскую верфь Чатема , где он был поставлен на мачту и достроен в июне.
Французские революционные войны
[ редактировать ]Она поступила на вооружение в 1794 году под командованием командующего Джона Лоринга . [ 3 ] Командование быстро перешло к командиру Роберту Дадли Оливеру в следующем году, а затем к командиру Александру Раддаху в 1796 году, который отплыл на нем из Корка на ирландскую станцию. [ 3 ]
Под Руддахом она захватила французского капера Грозного 16 июля у острова Кейп-Клир . Хазард преследовала бриг восемь часов, прежде чем ей удалось поймать Грозного . На борту было 14 орудий и экипаж из 106 человек. Она отсутствовала в Бресте шесть дней , но не взяла ни одного приза. [ 4 ]
Затем, 21 декабря 1796 года, Хазард взял капера Мюзетт примерно в 30 лигах к западу от мыса Клир. [ 5 ] «Мюзетт» был вооружен 22 орудиями и имел экипаж из 150 человек. Она взяла два судна, одно из которых было «Эбби » из Ливерпуля. Она плыла из Лиссабона в Ливерпуль, когда ее схватил Мюзетт . Однако Дафна отбила Эбби и привела ее к себе. [ 5 ] Военно-морской флот принял Мюзетт как HMS Musette . [ 6 ]
В конце марта вице-адмирал лорд Кингсмилл был замечен французский крейсер . получил сведения о том, что у Скеллокса у берегов Ирландии [ 7 ] Кингсмилл отправил Хазарда 28 марта, а 1 апреля обнаружил французское судно. После семичасовой погони Хазард поймала свою жертву, но только потому, что капер потерял обе стеньги. Капером был бриг Харди , имеющий 18 орудий и 130 человек. [ 7 ] Харди был построен в Каусе примерно двумя годами ранее для испанцев. Харди покинула Брест 17 марта и во время своего круиза сбежала от двух преследовавших ее британских фрегатов. Ей удалось захватить только один приз — небольшое португальское судно, не имеющее никакой ценности. [ 7 ] 8 июня Азар захватил датский бриг «Барбара» . [ 8 ]
Командующий Уильям Баттерфилд принял командование в июле 1798 года. [ 3 ] 7 августа он захватил американское снежное судно «Два брата» , которое три дня назад захватил французский капер. [ 8 ] Хозяин снега предоставил Баттерфилду информацию, которая побудила Баттерфилда попытаться найти капера. [ 9 ] 12 августа он встретил французского капера с 24 орудиями и бросился в погоню. Погоня длилась два дня, прежде чем французское судно сбросило орудия и скрылось. Когда она убегала, Баттерфилд заметил другое судно, которое показалось ей подозрительным, и приблизилось к ней. [ 9 ]
Новой добычей оказался французский военный корабль «Нептун » с экипажем из 53 человек и 270 солдат на борту, шедший из Иль-де-Франс в Бордо . Она была пробита 20 орудиями, но имела только 10. [ 9 ] В последовавшем двухчасовом бою Нептун вел бой со всеми десятью орудиями одной стороны, пока солдаты стреляли из мушкетов. Она также попыталась подняться на борт Хазарда . [ 9 ] В конце концов Нептун сдалась после того, как потеряла от 20 до 30 человек убитыми и ранеными; Хазард ранил шесть человек. [ 9 ] [ 10 ] [ а ] Во время боя Хазард увидел вдалеке французского капера, который отказался вмешиваться. [ 9 ] Когда она возвращалась в порт вместе с «Нептуном» , Хазард увидел французского капера с английским призом «Британия» на буксире и направил к месту происшествия британский фрегат.
Баттерфилд и Хазард также оказали некоторые спасательные услуги. Однажды он наткнулся на транспортное судно, потерявшее мачты и уже столкнувшееся с двумя другими кораблями. Баттерфилд смог доставить ее в порт, тем самым сохранив свой груз военных грузов, предназначенных для британской армии, действующей против ирландских повстанцев. Сэр Роберт Кингсмилл , главнокомандующий Корком, поблагодарил его за службу. [ 13 ]
Во второй раз он спас Ост-Индского Тритона у берегов Ирландии. Суровая погода ослабила экипаж ласкаров , а поблизости находилось несколько французских каперов. Хазард благополучно сопроводил Тритона в Портсмут. Позже Triton владельцы , Дэвид Скотт и компания из Лондона, подарили Баттерфилду кусок тарелки стоимостью 150 гиней . [ 13 ]
В 1800 и 1801 годах Хазард работал на маршруте конвоя между Великобританией и Ньюфаундлендом , а затем между Великобританией и Белфастом . 18 июля 1801 года военный трибунал на борту «Гладиатора» предстал перед судом лейтенанта Джона Александра Дугласа из Хазарда за самовольное отсутствие. Обвинения были доказаны, и совет постановил уволить его из ВМФ. [ 14 ]
В период с июня по август 1802 года «Хазард» был установлен в Портсмуте. Командующий Роберт И. Нив (или Нев) заказал ее в июне 1802 года для Ла-Манша. [ 3 ]
25 августа 1802 года Констанс и Хазард получили приказ собрать голландские войска из Лимингтона и доставить их в Куксхафен. [ 15 ] Через два дня они отплыли и прошли через Спитхед на пути к Эльбе, достигнув туда 31 августа. Во время Амьенского мира Хазард конвоировал голландских солдат из Великобритании обратно на континент.
Наполеоновские войны
[ редактировать ]В 1803 году, в начале наполеоновских войн , Хазард доставлял депеши для флота Ла-Манша , а затем действовал в составе блокадной эскадры у Северной Испании. Пока он находился в блокаде, сначала распространился слух, что четыре линейных корабля, а затем и четыре французских фрегата захватили Азар и что французы приняли его на вооружение. [ 16 ] Однако слухи оказались ошибочными. Хазард находился во флоте под командованием адмирала достопочтенного Уильяма Корнуоллиса, когда Минотавр захватил французский фрегат « Франшиза» 28 мая 1803 года. [ 17 ]
19 мая Наяда и Азар захватили датский корабль «Фрауэн Бригитта» . [ 18 ] Шесть дней спустя Виктория и Азар захватили Труа Консулы . [ 19 ] Через пять дней катера из Хазарда вместе с катерами из «Наяды» вырезали новый бриг из числа « Пенмарков» у Бреста. под огнем французских батарей [ 20 ] Они также вырезали и потопили шасс-мари . Азар и Наяда захватили французский галиот «Балиена» и бриг « Жанна» . [ 21 ] 23 июля Плантагенет и Азар захватили Courier de Terre Neuve . [ 22 ]
Позже, 6 августа, Хазард отправила в Плимут два приза — датский бриг из Вест-Индии и еще один бриг, который она отбила после того, как капер захватил ее, когда она плыла из Ливорно в Лондон с грузом конопли, мрамора и нефти. [ 23 ] Хазард также держал с собой в качестве тендера французского капера с 16 орудиями, которые Хазард . взял [ 23 ]
В конце 1803 года Азар вернулся в Великобританию и действовал вдоль побережья Северной Франции, захватывая небольшие французские торговые суда у Киберона , Рошфора и Бордо .
22 декабря Хазард отбил Мэри Ранкорн в порту Ливерпуля. [ 24 ]
Весной 1804 года Хазард был дислоцирован у Сент-Айвса, Корнуолл, для перехвата французских каперов, которые слонялись там и охотились на суда, ищущие убежища в заливе. Летом Хазарда лодки вырезали французский каботажный шлюп у Киберона и 6 августа отправили его в Плимут. Это была Коломба , она везла груз пшеницы для продовольственной конторы в Лорьяне. [ 25 ]
15 февраля 1805 года Азар захватил шхуну « Дер Вриде» . Наяда была на виду, но не принимала участия. [ 26 ]
Нив получил звание пост-капитана в 1806 году, а в феврале 1806 года командование перешло к командующему Чарльзу Дилксу . [ 3 ] Хазард вместе с Гроулером , Конфликтом и наемным вооруженным бригом Колпойсом захватили девять шасс-маре 27 июня 1807 года в Пертюи-Бретон. [ 27 ] [ б ] Захваченными судами были: Deux Amis (вооруженные двумя 4-фунтовыми пушками), Trois Frères Horaces (вооруженные четырьмя вертлюгами ) , Véronique (нагруженный пшеницей), Sans Pareil (нагруженный пшеницей), Marie Françoise (в балласте), Marie Louise. (в балласте), Бон Жантон (в балласте), Паскаль (в балласте) и Голль (в балласте). [ 27 ] Их экипажи спаслись на берегу со всеми своими документами. Экипаж десятого шасс-мари затопил свое судно, чтобы не дать британцам его захватить. Британцы выгнали на берег шесть человек, один из которых был вооружен шестью орудиями. [ 27 ] Кроме того, в период с 1 апреля по 10 июня небольшая эскадра захватила и уничтожила два шлюпа «Розали» и «Жён Мари» и пять шасс-маре: «Петит Мари» , «Патриот» , «Марианна» , «Бель Луиза Жозефина » и «Мари Франсуаза» . Колпойс сопроводил призы обратно в Плимут. [ 27 ] Наконец, французские береговые батареи потопили одну шасс-мари неизвестного имени после того, как ее захватили британцы. [ 27 ]
2 октября 1807 года , первый Хазарда лейтенант 22-летний Уильям Берри, предстал перед военным трибуналом по обвинению в совершении гомосексуального преступления с Томасом Гиббсом, мальчиком, служившим на Хазарде . Комиссия признала Берри виновным. Семнадцать дней спустя Берри повесили на Хазарда переднем рычаге правого борта . К сожалению, подвешивание было неудачным: узел перекрутился под подбородком. К ногам Берри была привязана 32-фунтовая пуля, но ему потребовалось 15 минут, чтобы задушить насмерть. [ 28 ] Судя по всему, он был одним из двух военно-морских офицеров, повешенных за мошенничество во время наполеоновских войн (вторым был капитан Генри Аллен со шлюпа « Раттлер») . [ 29 ] )
16 ноября Хазард отплыл в Вест-Индию.
В начале 1809 года Хазард был отправлен в Вест-Индию, чтобы действовать в составе эскадры под командованием адмирала сэра Александра Кокрейна , и командование перешло к командующему Хью Кэмерону, покойному с Ахатеса , а Дилкс перешел на флагманский корабль «Нептун» .
22 января Хазард французский 40-пушечный фрегат «Топаз» заметил у Гваделупы . Первоначально Хазард не смог догнать Топаз, но в конце концов принял участие в бою 22 января 1809 года , в котором Клеопатра с помощью нескольких других судов захватила французский корабль. [ 30 ] Британцы приняли «Топаз» на флот как «Джевел» .
Впоследствии Хазард участвовал во вторжении на Мартинику . В 1847 году Адмиралтейство наградило всех оставшихся в живых претендентов на участие в кампании медалью за заслуги перед флотом с застежкой «Мартиника».
В апреле 1809 года сильная французская эскадра прибыла к островам Сент , к югу от Гваделупы. Там они находились в блокаде до 14 апреля , когда британские войска под командованием генерал-майора Фредерика Мейтленда и капитана Филипа Бивера в Акасте вторглись и захватили острова. [ 31 ] «Хазард» был среди военно-морских кораблей, которые разделили доходы от захвата островов. [ с ]
14 апреля британские войска с Мартиники под командованием генерал-майора Мейтленда высадились в Сенте, и французская эскадра ночью готовилась к отплытию. Джеймс Робертсон, первый лейтенант Хазарда . , ночью взял гребную лодку в гавань и прикрепил крюк к корме одного из французских судов Когда судно двинулось в путь, Робертсон использовал огни и синие ракеты, чтобы сигнализировать об отбытии французской эскадры. [ 33 ] Британцы продолжили погоню. Это привело к действиям 14–17 апреля , закончившимся разгромом французской эскадры. Во время боя Рекрут преследовал Д'Опул , пока Помпеи и Кастор не смогли схватить ее. Однако, поскольку Хазард присоединился к преследованию, прошло 53 дня, прежде чем Робертсон и его команда смогли вернуться на свое судно и переодеться. [ 34 ]
16 октября Азар и Пелорус были вместе, когда они наткнулись на французскую каперскую шхуну «Генерал Эрнуф». [ 35 ] пришвартован под орудиями батареи Святой Марии на восточном побережье южной части Гваделупы. Хазард и Пелорус попытались ночью послать отряд, но лодки не смогли найти канал. [ 34 ] Британцы снова вошли в бой при дневном свете, несмотря на огонь батареи и длинной 18-фунтовой поворотной пушки шхуны и двух вертлюгов . [ 36 ] Огонь Хазарда и Пелоруса заставил батареи замолчать, но когда британцы подошли к французскому экипажу, примерно 80-100 человек бежали на берег. Там к ним присоединились две полевые пушки, ведущие огонь по вырезающемуся отряду. [ 36 ] Поскольку шхуна села на мель и была прикована цепью к берегу, абордажная группа не смогла ее вытащить; вместо этого они подожгли ее. Однако преждевременный взрыв ранил некоторых из них. [ 34 ] Всего Хазард потерял трех человек убитыми и четверо ранеными; Пелорус потерял троих убитыми и пятерых ранеными. [ 36 ]
17 декабря Азар входил в состав эскадрильи, которая вступила в бой с французским конвоем подкреплений в Бастере . Французам не удалось достичь Гваделупы, и на следующий день HMS Blonde и HMS Thetis вошли в Анс-де-ла-Барк и атаковали две французские флейты , 20-пушечную «Луару» и 20-пушечную « Сену» . Оказав мощную оборону, французские экипажи подожгли свои суда, чтобы не допустить их попадания в руки британцев. [ 37 ] Кэмерон возглавил десант, который штурмовал батареи, но сразу после этого был убит на пляже. [ 34 ] [ 38 ] Робертсон был назначен временным командующим Хазарда до тех пор , пока из Галифакса не прибудет преемник Кэмерона. К несчастью для Робертсона, командир брига Уильям Эллиотт «Пултуск» запросил командование « Хазардом» , которое он получил 25 декабря 1809 года. Боевые действия 1847 года принесли британским участникам медаль за службу военно-морским силам с застежкой «Анс-ла-Барк, 18 декабря 1809 года».
В начале 1810 года Хазард принял участие во вторжении в Гваделупу . Во время вторжения Хазард повел флот в Анс-де-Барк, прибыв задолго до других судов. [ 34 ] Там она увидела французскую шхуну, стоящую на якоре под батареями и горящую. Робертсон и абордажный отряд морских пехотинцев поднялись на борт горящей шхуны «Муш», несмотря на огонь береговых батарей, которые пытались потопить либо их, либо шхуну. К тому времени, как Робертсон смог подняться на борт шхуны, часть ее палубы сгорела; Пока абордажная группа срезала мачты, из-за сильной жары все ее орудия разрядились. Тем не менее, абордажная группа смогла вывести ее и захватить французскую «Общую морскую сигнальную книгу», сигналы союзников Франции и другие важные документы, которые она только что привезла с собой из Франции. [ 34 ] Эта кампания также принесла Хазарда команде застежку «Гваделупа» к медали за общие заслуги в ВМФ. Затем Хазарда отправили обратно в Великобританию.
15 июня 1810 года Хазард отплыл в Ньюфаундленд. [ 39 ] Командование перешло к командиру Джону Куксли в декабре 1810 года. [ 3 ] 23 марта 1811 года Хазард снова отплыл в Ньюфаундленд. [ 39 ]
Война 1812 года
[ редактировать ]Хазард перезимовал в Ферриленде, Ньюфаундленд, зимой 1811 и 1812 годов. Он должен был покинуть Сент-Джонс, Ньюфаундленд, с «Торговой в Англию» 10 июля 1812 года. [ 40 ]
Куксли взяла Хазарда в Вест-Индию в 1812 году, где, как сообщается, она взяла несколько американских судов в качестве призов. В их число входили « Элизабет» и « Нэнси» 15 июля, « Восток» 19 июля 1812 года. [ 41 ] 7 сентября 1812 года Хазард захватил американский корабль «Энтерпрайз» . Призовые деньги были выплачены в июне 1815 года. [ 42 ] По окончании войн в 1815 году Куксли привез ее обратно в Спитхед .
В 1816 году Хазард отплыл на Ньюфаундленд, но вернулся в следующем году.
Судьба
[ редактировать ]Хазард был продан мистеру Спрейтли за 1010 фунтов стерлингов в Портсмуте 30 октября 1817 года. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Рош называет ее « Тромпер» , поскольку под этим именем французы взяли ее к себе на службу в 1794 году, когда они забрали ее у испанцев, и до того, как они переименовали ее в «Нептун» в 1796 году. Он описывает ее как канонерскую лодку с 12 пушками. [ 11 ] Уинфилд и Робертс сообщают, что Нептун был бывшим испанским люгером Неттуно , первоначально вооруженным одним обузером и 10 вертлюжными орудиями . [ 12 ] Маршалл описывает Нептуна как бывшего жителя Ост-Индии Лорел . [ 13 ] Житель Ост-Индии больше соответствовал бы размеру Нептуна , чем люггер, но в Национальном архиве (Соединенное Королевство) нет записей о жителю Ост-Индии по имени Лорел . Некоторые записи предполагают, что Нептун затонул у Бичи-Хед позже в 1798 году из-за столкновения. [ 12 ] Однако «Нептун» , затонувший там после столкновения, был наемным вооруженным катером или люггером «Нептун » с шестью или восемью 3-фунтовыми пушками и 51 7/94 тонны ( бм). Более того, это столкновение произошло 18 апреля 1798 года, то есть до того, как Азар захватил французский «Нептун» .
- ^ Пертюи-Бретон — проход между Иль-де-Ре и побережьем Бретани .
- ↑ Генри Эбботт, призовой агент ряда задействованных судов, обанкротился. В мае 1835 г. произошла последняя выплата дивидендов из его имения. Первоклассная акция стоила 10 шиллингов. 2 + 3 / 4 д; доля шестого класса, доставшаяся обычному матросу, стоила 1 пенни. Акции седьмого класса (землевладельцы) и восьмого класса (мальчики) составляли доли пенни, слишком маленькие, чтобы их можно было платить. [ 32 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 242.
- ^ Jump up to: а б «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 243.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уинфилд (2008) , с. 254.
- ^ «№13914» . Лондонская газета . 23 июля 1796 г. с. 704.
- ^ Jump up to: а б «№13970» . Лондонская газета . 10 января 1797 г. с. 31.
- ^ Уинфилд (2008) , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с «№14000» . Лондонская газета . 8 апреля 1797 г. с. 328.
- ^ Jump up to: а б «№15131» . Лондонская газета . 7 мая 1799 г. с. 440.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «№15054» . Лондонская газета . 28 августа 1798 г. с. 814.
- ^ Джеймс (1837) об. II, с. 230.
- ^ Рош (2005) , с. 448.
- ^ Jump up to: а б Уинфилд и Робертс (2015) , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с Маршалл (1825) , стр. 613–9.
- ^ Военно-морская хроника , (1801), Том. 6, с.63.
- ^ Военно-морская хроника , (1802), Том. 8, с.262.
- ^ Военно-морская хроника , (1803), Том. 10, с.170.
- ^ «№15713» . Лондонская газета . 23 июня 1804 г. с. 780.
- ^ «№15785» . Лондонская газета . 2 марта 1805 г. с. 294.
- ^ «№15724» . Лондонская газета . 31 июля 1804 г. с. 927.
- ^ Военно-морская хроника , (1803), Том 9, стр.492.
- ^ «№15663» . Лондонская газета . 3 января 1804 г. с. 21.
- ^ «№15668» . Лондонская газета . 21 января 1804 г. с. 99.
- ^ Jump up to: а б Военно-морская хроника , (1803), Том 10, с.254-5.
- ^ «№15654» . Лондонская газета . 8 декабря 1803 г. с. 1733.
- ^ Публикации Общества военно-морских рекордов , Том 21, стр.39.
- ^ «№15845» . Лондонская газета . 21 сентября 1805 г. с. 1211.
- ^ Jump up to: а б с д и «№16056» . Лондонская газета . 15 августа 1807 г. с. 1072.
- ^ Нортон (2008).
- ^ Гилберт (1976), стр. 85.
- ^ «№16240» . Лондонская газета . 25 марта 1809 г., стр. 402–403.
- ^ «№16262» . Лондонская газета . 30 мая 1809 г., стр. 779–782.
- ^ «№19255» . Лондонская газета . 3 апреля 1835 г. с. 643.
- ^ Маршалл (1833) , стр. 380–385.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маршалл (1833) , стр. 380–5.
- ^ Демерлиак (2004) , с. 324, № 2765.
- ^ Jump up to: а б с «№16339» . Лондонская газета . 3 февраля 1810 г., стр. 174–175.
- ^ Рош (2005) , стр. 410 и 284-5.
- ^ «№16339» . Лондонская газета . 3 февраля 1810 г. с. 177.
- ^ Jump up to: а б «НММ, ID судна 368335» (PDF) . Истории военных кораблей, том i . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Royal Gazette и рекламодатель Ньюфаундленда , 14 мая 1812 г.
- ^ «№18229» . Лондонская газета . 14 марта 1826 г. с. 593.
- ^ «№17025» . Лондонская газета . 17 июня 1815 г. с. 1170.
Ссылки
[ редактировать ]- Демерлиак, Ален (2004). Флот консульства и Первой Империи: Номенклатура французских кораблей с 1800 по 1815 год (на французском языке). Издания Анкра. ISBN 2-903179-30-1 .
- Гилберт, Артур Н. (осень 1976 г.) «Желожество и британский флот, 1700–1861», в Journal of Social History , Vol. 10, № 1, стр. 72–98.
- Маршалл, Джон (1825). . Королевская военно-морская биография . Том. 2, часть 2. Лондон: Лонгман и компания. п. 613–619.
- Маршалл, Джон (1833). . Королевская военно-морская биография . Том. Т. 4, часть 1. Лондон: Лонгман и компания. п. 376–396.
- Нортон, Риктор (ред.), «Военный трибунал ВМФ, 1807 г.», Гомосексуализм в Англии восемнадцатого века: справочник . 26 ноября 2006 г.; обновлено 5 мая 2008 г. [1] .
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. 1. Группа Ретозель-Мори Мийо. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS Hazard (корабль, 1794 г.) на Викискладе?
- Филипс, Майкл - Корабли старого флота
по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported UK: England & Wales В эту статью включены данные, опубликованные Национальным морским музеем в рамках проекта «Истории военных кораблей» .