HMS Bonne Citoyenne (1796)
HMS Bonne Citoyenne , 1799 год, автор Джон Томас Серрес.
| |
История | |
---|---|
/ Франция | |
Запущен | 9 июля 1794 г. |
Захваченный | Королевским флотом 10 марта 1796 г. |
Великобритания | |
Имя | Добрый гражданин |
Приобретенный | при захвате 10 марта 1796 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Продан 3 февраля 1819 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Good Citizen Корвет класса |
Тонны нагрузки | 511 4 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 30 футов 11 дюймов (9,4 м) |
Глубина захвата | 8 футов 7 дюймов (2,6 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить |
|
Вооружение |
Bonne Citoyenne — 20-пушечный корвет ВМС Франции, спущенный на воду в 1794 году, титульный корабль четырёхкорабельного класса . Он входил в состав французского флота, действовавшего в Бискайском заливе и Ла-Манше. Королевский флот захватил его в 1796 году, назначив военный шлюп HMS Bonne Citoyenne .
Под британским командованием она служила в Средиземноморье, в том числе в битве у мыса Сент-Винсент . Он был выведен из эксплуатации в 1803 году, но вернулся после переоборудования в 1808 году, затем служил в Атлантике. Ее самым известным действием стал захват гораздо более крупного французского фрегата Furieuse 6 июля 1809 года, за что ее команда была награждена Медалью за общие военно-морские заслуги . Последняя часть ее карьеры прошла в Южной Америке. Ее конструкция легла в основу «Гермес» почтовых кораблей типа . Он был заложен в 1815 году и продан в 1819 году.
Французская служба и захват
[ редактировать ]Bonne Citoyenne ( по-французски «добрый гражданин») был построен и спущен на воду в 1794 году, введен в эксплуатацию в 1795 году и служил в Ла-Манше и Бискайском заливе . [ 3 ]
4 марта она покинула Рошфор под командованием капитана де Вайссо Маэ-Ла Бурдонне. Она находилась в компании французских фрегатов «Форте» , «Сена» , «Регенере» и брига « Мютин» . Они плыли к Иль-де-Франс с войсками, и у Bonne Citoyenne также было на борту много солдатской одежды. [ 4 ] [ а ]
Bonne Citoyenne имела несчастье быть поврежденной во время шторма и оторваться от остальной части французской эскадры. 10 марта ей посчастливилось столкнуться пятого ранга с фрегатом HMS Phaeton под командованием Роберта Стопфорда и его эскадрой. Эскадра захватила ее в 58 лигах от мыса Финистерре . [ 4 ]
Затем Стопфорд забрал ее обратно в Англию в качестве своего приза . Он был принят в состав Королевского флота как HMS Bonne Citoyenne . [ 3 ]
Двое мужчин из Bonne Citoyenne , Селис, который был главным рулевым, и пилот Тьерри, предприняли неудачную попытку сбежать из тюрьмы Петерсфилд после семи месяцев плена. Следовательно, их посадили на борт « Леди Шор» , который должен был доставить их, еще шестерых французских пленных и некоторых заключенных в залив Ботани . [ 5 ] По пути они подняли мятеж, захватили судно и отвезли его в Рио-де-Жанейро, где их спасла эскадра французских фрегатов под командованием капитана Ландольфа , в состав которой входили Médée , Franchise и Concorde .
Британская служба
[ редактировать ]Средиземноморский
[ редактировать ]Первым капитаном Bonne Citoyenne на британской службе был коммандер сэр Чарльз Линдсей, принявший командование в июне 1796 года. [ 3 ] 22 сентября она захватила Йонге Джорджа . [ 6 ] Десять дней спустя она захватила Юссроу Ван Альтону . [ 7 ]
Линдси отплыла в Средиземное море в январе 1797 года, где присоединилась к эскадре лорда виконта Гарлиса у Кадиса. В состав эскадрильи также входили «Лайвли» , «Нигер» , «Мелеагер» , «Рэйвен» и «Фортуна» . В том же месяце они захватили испанские торговые суда «Санта-Наталия» и «Каридад» (псевдоним «Кубана» ). [ 8 ]
Bonne Citoyenne была в компании с другими судами эскадры Гарли, когда они захватили испанские бриги « Сан-Хуан Баптиста» 6 февраля и «Вирджин де Монсеррат» три дня спустя. Примерно в то же время они захватили и испанский корабль « Сан-Франциско» , который отправили в Лиссабон. [ 9 ]
Бонн Ситуайен участвовала в битве у мыса Сент-Винсент 14 февраля, когда она подала сигнал адмиралу Джону Джервису , что заметила французский флот. [ 10 ] Bonne Citoyenne разделила призовые деньги, полученные в результате боя. [ б ] В 1847 году Адмиралтейство санкционировало выдачу медали за военно-морские заслуги с застежкой «Сент-Винсент» всем выжившим претендентам на участие в битве.
Британцы бросили якорь со своими призами в заливе Лагос. Затем Джервис послал эскадрилью, в которую входила Bonne Citoyenne , под командованием капитана Вельтерса Корнуолла Беркли в Изумруд , чтобы найти 130-пушечный Santissima Trinidad . Шесть дней спустя они это сделали, но Беркли прекратил погоню и потерял ее по причинам, которые так и не были объяснены. Терпсихора подошла и нашла Сантиссиму Тринидад , выпустив в нее несколько залпов, прежде чем она разорвала бой. Поскольку Сантиссима Тринидад была намного крупнее и лучше вооружена, чем Терпсихора, неясно, чего на самом деле ожидал Боуэн. В какой-то момент Bonne Citoyenne , Изумруд и Алкмена разделили доходы от захвата испанского корабля «Конкордия» . [ 12 ]
В марте командование принял капитан лорд Марк Керр, но в мае его заменил командир Ричард Реталик . [ 3 ] Затем Bonne Citoyenne провела продуктивное лето, захватив двух каперов и множество других судов: [ 13 ]
- Плевье , французский капер, имел девять орудий и 43 человека экипажа. Бонна Гражданка захватила ее между Карфагенией и Ораном. Плевье находился в восьми днях отъезда из Карфагены, но ничего не взял. Бонна Гражданка отправила ее в Алжир.
- Canarde , французский капер с 16 орудиями и 64 членами экипажа. Она находилась в трех месяцах от Марселя и захватила одно прусское и одно русское судно, а также одно судно под турецким флагом. Bonne Citoyenne отправила ее на Мальту.
- Два испанских брига плывут с балластом из Каталонии в Триест, но везут 8900 долларов.
- испанский тартан Jengin (или Virgine ) del Rosario , который плыл из Барселоны на Менорку с 20 новобранцами. Реталик сообщил, что «ветер дул на юг и было мало воды, поэтому все пленники оказались на ее борту».
- восемь других испанских торговых судов небольшой стоимости.
Командующий Иосия Нисбет сменил Реталика в мае 1798 года. [ 3 ] 28 октября Bonne Citoyenne и Goliath захватили два судна у Капо-Пассаро на Сицилии. Оба принадлежали Французской Республике. Бриг «Сан-Джованни и Сан-Николо» перевозил кукурузу. Болонья перевозила товары, причем и суда, и товары были собственностью Генуи. [ 14 ]
Бонн Ситионн присоединилась к эскадре адмирала Горацио Нельсона и вышла с ней в Средиземное море. [ 15 ] но прибыл в залив Абу-Кир только через десять дней после битвы на Ниле . [ с ] В декабре Нисбет был назначен капитаном .
В январе 1799 года Нельсон приказал Бонне Гражданине препроводить турецкого посла в Константинополь . [ 16 ] Нисбет вернулся в Палермо с депешами из Константинополя для Нельсона. Затем она отплыла на Мальту, чтобы присоединиться к флоту, блокирующему там французский гарнизон, и прибыла в начале апреля.
Командующий Томас Маллинг вступил в должность в августе. Его преемником в сентябре стал лейтенант Арчибальд Дафф (исполняющий обязанности), который ушел после того, как Адмиралтейство отказалось подтвердить назначение. В следующем месяце командование принял командующий Роберт Джексон. [ 3 ]
Bonne Citoyenne была среди многих судов, участвовавших в блокаде Мальты, получивших денежный приз, полученный в результате захвата 18 февраля французского военного корабля Genereux . Первое распределение доходов от корпуса, провизии и запасов составило 24 000 фунтов стерлингов. [ 17 ] 2 апреля эскадра захватила Гийома Телля , а корабли эскадры разделили призовые деньги. [ 18 ] Точно так же Bonne Citoyenne участвовала в захвате 6 апреля французской полакки Vengeance , шедшей в Ла-Валлетту . [ 19 ] Далее, 27 июня, корабли эскадры захватили французских каперов Redoubtable и Entreprenant . [ 20 ] [ д ] Bonne Citoyenne также была среди судов, разделивших доходы от захвата французского фрегата Dianne 25 августа у Мальты, когда она и Джастис пытались сбежать. [ 21 ] Хотя британцы захватили Дайанну , Джастис смог ускользнуть в темноте.
5 сентября 1800 года британцы захватили Мальту после двухлетней блокады. Bonne Citoyenne была среди кораблей и полков, получивших призовые деньги. [ 22 ] 18 октября англо-португальская эскадра участвовала в захвате рагузского польского судна Madonna Della Gratia e San Gaetano , которое, среди прочего, перевозило тарелки. Британскими судами были Alexander , Terpsichore , Bonne Citoyenne и Incendiary , а также португальские суда Principe Real , Reynha de Portugal , Alfonso di Albuquerque и корвет Benjamin . [ 23 ] Захват 27 октября двух греческих полакок у Мальты также привел к разделению выплат, причем на этот раз с участием большего количества судов, но только британских. Одной из полакк была Сан-Николо , но имя другой неизвестно. Нельсон приказал сжечь корпуса перед Ла Валлеттой. [ 24 ] В захвате 31 октября корабля «Фаулер» участвовали еще четыре британских судна: «Лютин» , «Перл» , «Стромболо» и «Трансфер» . [ 25 ]
31 декабря 1800 года Джексон и Бонн Ситуайен захватили испанский каперский порт Вивес примерно в 20 лигах от мыса Мола, недалеко от Порт-Маона . «Вивес» был вооружен десятью 9-фунтовыми орудиями и имел экипаж из 80 человек. Она находилась в десяти днях пути от Пальмы и ранее захватила торговое судно, перевозившее вино из Порт-Маона в Цитаделлу . Джексон отбил и этот корабль. [ 26 ]
Затем Бонн Ситуайен вернулась в Гибралтар . Там она была среди судов, принимавших участие в захвате Эвридики 9 февраля 1801 года. [ 27 ]
Затем она отплыла в Египет с лорда Кейта флотом . Войска атаковали французов в Александрии . 9 июня Bonne Citoyenne и бриг-шлюпы Port Mahon и Victorieuse захватили Бонапарта , Вьерж де Ньеж , Фелисите и. Жозефина в Александрии. Призовые деньги туда переправил британский агент. [ 28 ] Затем Bonne Citoyenne участвовала в захвате Алмас-ди-Чистилища у Александрии. 28 июля [ 29 ] После Александрийской битвы и последующей осады капитан Александр Кокрейн на 74-пушечном третьего ранга «Аяксе» вместе с «Бонн Ситойен» , «Синтией» , «Викторияз» и «Порт-Махоном» и тремя турецкими корветами смог войти в гавань 21 августа. [ 30 ]
В 1850 году Адмиралтейство наградило медалью за общую военно-морскую службу с застежкой «Египет» экипажи любого судна, участвовавшего в кампании с 8 марта по 2 сентября 1801 года. Bonne Cityonne числится среди судов, чьи экипажи прошли квалификацию. [ 31 ] [ и ]
Джексон получил звание капитана в апреле 1802 года; его заменой в мае стал командующий Филип Картерет . [ 3 ]
Bonne Citoyenne была выплачена в 1803 году. К 1805 году она была пришвартована в Чатеме , где прошла ремонт в 1808 году. Она была повторно введена в строй под командованием Джона Томпсона в мае 1808 года и служила у северного побережья Испании. Уильям Маунси заменил Томпсона 18 апреля 1809 года. Затем он доставил депеши графу Сент-Винсенту . [ 33 ] В то время как Маунси командовал Bonne Citoyenne , она сбежала и потопила торговое судно Doris . Лейтенант Саймс, первый лейтенант Bonne Citoyenne , был вахтенным офицером и находился в это время на палубе. Владельцы «Дорис» подали в суд на Мунси, но дело было прекращено на том основании, что Мунси не назначал Саймса. [ 34 ]
Хороший гражданин ловит ярость
[ редактировать ]Bonne Citoyenne вернулась в Англию после доставки депеш и 18 июня отплыла из Спитхеда в компании с HMS Inflexible . Эти двое сопровождали конвой, направлявшийся в Квебек . 2 июля, когда она сопровождала конвой, наблюдатели заметили подозрительный парус за кормой, и Маунси отступил для расследования. [ 35 ] При этом он потерял конвой из виду.
Когда он плыл, чтобы присоединиться к конвою, 5 июля он наткнулся на французский фрегат, захвативший английского торговца. Несмотря на значительно больший размер фрегата, Маунси немедленно бросился в погоню, после чего французский корабль бежал на север. [ 35 ] После 18-часовой погони Bonne Citoyenne утром 6 июля догнала французский корабль и повела его в бой.
Последующий бой длился семь часов, причем Бонн Ситуайенна вначале оказалась в невыгодном положении, когда три ее орудия были демонтированы. Тем не менее она произвела 129 залпов против 70 у противника. [ 35 ] К концу боя Bonne Citoyenne потеряла верхние мачты, нижние мачты были сильно повреждены, а такелаж, паруса и шлюпки разлетелись на куски. У Маунси закончился порох, и он решил форсировать ситуацию и приказал своим людям подготовиться к посадке на французский корабль. Прежде чем он успел это сделать, французы сдались, и Маунси завладел им. [ 35 ]
Было обнаружено, что вражеским кораблем был Furieuse , который отплыл с островов Иль-де-Сент 1 апреля с сахаром и кофе во Францию. Она была способна нести 48 орудий, но была вооружена флейтой , имея в то время только 20 орудий. Несмотря на это, вес ее бортового залпа был значительным, поскольку он нес двенадцать 42-фунтовых карронад , две длинные 24-фунтовые пушки и шесть других орудий меньшего калибра. [ 35 ] У нее также был гораздо более крупный экипаж: 200 матросов, 40 солдат и отряд солдат 60-го линейного полка. [ 35 ] Furieuse понес серьезные повреждения; она потеряла мачты, в трюме было пять футов воды, а ее потери составили 35 убитых и 37 раненых. Напротив, Bonne Citoyenne потеряла всего одного человека убитым и пятеро ранеными. Маунси объяснил малость своих потерь «низкостью корпуса Bonne Citoyenne и нахождением так близко под вражескими орудиями». [ 35 ]
Furieuse С огромными усилиями отремонтировали до такой степени, что Bonne Citoyenne смогла отбуксировать ее в Галифакс , где оба прошли ремонт. Королевский флот принял HMS Furieuse на вооружение под существующим названием. Бонн Ситойен вернулась в Англию в сентябре.
За победой последовал раунд повышений. Бонн Ситуанн Первый лейтенант получил повышение до командира, а Маунси - до должности капитана , начиная с 6 июля, то есть в день сражения. Маунси пообещали командовать «Фурьезой» , как только она будет отремонтирована. Капитан Джон Симпсон заказал Furieuse в Галифаксе и отплыл на ней в Великобританию, прибыв в Портсмут 20 июня 1810 года. [ 3 ] Потом она прошла ремонт. Затем Маунси ввел ее в эксплуатацию в ноябре 1811 года. [ 3 ] Inflexible подал иск в суд вице-адмиралтейства в Галифаксе с требованием разделить призовые деньги от поимки. Однако суд постановил, что Бонн Ситуайен была единственным похитителем. [ 36 ]
Адмиралтейство вручило Маунси золотую медаль за это действие, одну из 18, удостоенных такой чести. [ 37 ] В 1847 году Адмиралтейство вручило медаль за военно-морскую службу всем выжившим претендентам из Бонн-Ситионн с застежкой «Bonne Citoyenne Wh. Furieuse» .
Грин и американцы
[ редактировать ]Когда Маунси покинул Bonne Citoyenne в 1810 году, его преемником стал командир Ричард Джеймс Лоуренс О'Коннор. [ 3 ] 21 июня 1810 года Бонн Гражданка захватила французского капера. Метр де Данс в Ла-Манше. На нем было пробито 14 орудий, но установлено только четыре, а экипаж состоял из 30 человек. [ 38 ] 11 июля 1810 года О'Коннор отправился с конвоем Bonne Citoyenne на Мадейру. ему было присвоено звание капитана 21 октября 1810 года .
В ноябре командование принял Питт Бернаби Грин. [ 3 ] 7 марта 1811 года Грин получил звание капитана, после чего Bonne Citoyenne была переведена в почтовый корабль . 12 марта Грин отправил ее на Южноамериканскую станцию. Бонн Ситуайен базировалась на Ривер-Плейт , а Грин был старшим офицером станции с декабря 1811 по сентябрь 1812 года, когда капитан Питер Хейвуд . прибыл [ 39 ]
С началом войны 1812 года Грин взял на себя груз звонкой монеты стоимостью около полумиллиона фунтов и отплыл из Рио-де-Жанейро . К сожалению, заземление повредило Бонне Ситуайенн , и он был вынужден отправиться в Сальвадор для ремонта. Пока он находился в порту, прибыли два американских военных корабля: « Конституция » и « Хорнет» . Джеймс Лоуренс из Хорнета послал Грину вызов, предложив бой на одном корабле, а коммодор Уильям Бейнбридж из Конституции пообещал никоим образом не вмешиваться. [ 39 ]
Bonne Citoyenne и Hornet были равны по количеству орудий, весу бортов и численности экипажей. В своем ответе Грин заявил, что он ожидал, что выйдет победителем в таком состязании, но не мог ожидать, что Бейнбридж и Конституция откажутся от своего долга по вмешательству, если Бонн Гражданка победительницей станет . Следовательно, он отклонил вызов в это время и в этом месте, но заявил, что готов принять эту возможность, если обстоятельства изменятся. [ 39 ]
«Конституция» ушла 6 января 1813 года, но Бонн Гражданка не совершила вылазку, хотя Хорнет , очевидно, теперь был один. Прибытие третьего ранга Монтегю 24 января 1813 года окончательно вынудило Хорнета уйти; она отплыла в Карибское море, где у реки Демерара встретила и захватила шлюп HMS Peacock , который впоследствии затонул. Грин отплыл в Портсмут 26 января и прибыл туда в апреле. [ 39 ] Добрый гражданин затем вернулся на Ямайку. [ 3 ] прежде чем снова вернуться в Великобританию.
Судьба
[ редактировать ]Примерно в августе 1814 года капитан Огастес Клиффорд принял командование Bonne Citoyenne . [ 3 ] Он был поставлен на прикол в январе 1815 года. Военно-морской флот выставил его на продажу 3 февраля 1819 года. [ 40 ] и в тот же день продал ее Джошуа Кристаллу за 1550 фунтов стерлингов. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В течение следующих трёх-четырёх лет британцы захватят каждое из этих четырёх судов.
- ^ Капитанская доля стоила £ 99 17 с 0 д . Офицер получал 4 фунта 5 шиллингов 3½ пенса; опытный моряк получал 2 шиллинга 1½ пенса. [ 11 ]
- ^ Нисбет по-разному называют зятем или приемным сыном Нельсона. На самом деле он был сыном жены Нельсона, Фанни Нисбет, от ее первого мужа.
- ^ Первоклассная доля головных денег стоила 4 фунта 11 шиллингов 2 пенса; доля пятого класса, то есть моряка, стоила 6 пенсов. Первоклассная доля корпуса и запасов стоила 13 фунтов 8 шиллингов; акция пятого класса стоила 3 пенса. [ 20 ]
- ^ Первоклассная доля призовых денег, присужденных в апреле 1823 года, стоила 34 фунта стерлингов 2 шиллинга 4 пенни; доля моряка пятого класса стоила 3 шиллинга 11½ пенсов. Сумма была небольшой, поскольку ее пришлось разделить между 79 судами и всем армейским контингентом. [ 32 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 238.
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 243.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Уинфилд (2008) , стр. 232–3.
- ^ Jump up to: а б «№13876» . Лондонская газета . 19 марта 1796 г. с. 267.
- ^ Корабль свободного поселенца или преступника-заключенного Леди Шор, 1797 год . [1] - По состоянию на 21 мая 2013 г.
- ^ «№15128» . Лондонская газета . 27 апреля 1799 г. с. 406.
- ^ «№15242» . Лондонская газета . 25 марта 1800 г. с. 303.
- ^ «№15330» . Лондонская газета . 20 января 1801 г. с. 101.
- ^ «№14047» . Лондонская газета . 19 сентября 1797 г. с. 913.
- ^ «№13987» . Лондонская газета . 3 марта 1797 г., стр. 211–212.
- ^ «№15486» . Лондонская газета . 5 июня 1802 г. с. 585.
- ^ «№15697» . Лондонская газета . 28 апреля 1804 г., стр. 542–543.
- ^ «№14071» . Лондонская газета . 5 декабря 1797 г. с. 1160.
- ^ «№15494» . Лондонская газета . 3 июля 1802 г. с. 709.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 1, стр.44
- ^ Николас (1845), стр.229.
- ^ «№15510» . Лондонская газета . 28 августа 1802 г. с. 921.
- ^ «№16384» . Лондонская газета . 3 июля 1810 г. с. 990.
- ^ «№15717» . Лондонская газета . 7 июля 1804 г. с. 842.
- ^ Jump up to: а б «№15499» . Лондонская газета . 20 июля 1802 г. с. 769.
- ^ «№15503» . Лондонская газета . 3 августа 1802 г. с. 822.
- ^ «№15605» . Лондонская газета . 26 июля 1803 г., стр. 929–930.
- ^ «№15810» . Лондонская газета . 25 мая 1805 г. с. 709.
- ^ «№15832» . Лондонская газета . 6 августа 1805 г. с. 1009.
- ^ «№15534» . Лондонская газета . 20 ноября 1802 г. с. 1228.
- ^ «№15362» . Лондонская газета . 5 мая 1801 г. с. 498.
- ^ «№16237» . Лондонская газета . 14 марта 1809 г. с. 348.
- ^ «№15928» . Лондонская газета . 14 июня 1806 г. с. 757.
- ^ «№15929» . Лондонская газета . 17 июня 1806 г. с. 772.
- ^ «№15427» . Лондонская газета . 14 ноября 1801 г., стр. 1371–1372.
- ^ «№21077» . Лондонская газета . 15 марта 1850 г. с. 792.
- ^ «№17915» . Лондонская газета . 3 апреля 1823 г. с. 633.
- ^ Маршалл (1828) , с. 23.
- ^ The Law Review и ежеквартальный журнал британской и зарубежной юриспруденции . Том. 8, 1848, стр. 57-9. (Лондон: VR Stevens и GS Norton).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «№16298» . Лондонская газета . 16 сентября 1809 г., стр. 1495–1497.
- ^ Стюарт (1814) , стр. 177–185.
- ^ «№20866» . Лондонская газета . 9 июня 1848 г. с. 2187.
- ^ «№16381» . Лондонская газета . 23 июня 1810 г. с. 924.
- ^ Jump up to: а б с д Маршалл (1828) , стр. 335–8.
- ^ «№17441» . Лондонская газета . 16 января 1819 г. с. 111.
Ссылки
[ редактировать ]- Маршалл, Джон (1828). . Королевская военно-морская биография . Том. суп, часть 2. Лондон: Лонгман и компания. п. 20–29.
- Маршалл, Джон (1828). . Королевская военно-морская биография . Том. суп, часть 2. Лондон: Лонгман и компания. п. 335–338.
- Николас, Нью-Хэмпшир (1845 г.) Депеши и письма вице-адмирала ... Нельсона с примечаниями сэра Н. Х. Николаса .
- Стюарт, Джеймс (1814). «Отчеты о делах, рассмотренных и решенных в суде вице-адмиралтейства в Галифаксе в Новой Шотландии: с начала войны в 1803 году до конца 1813 года во времена Александра Кроука, LL. Д., судья этого суда» . Напечатано для Дж. Баттерворта и сына. OCLC 1083718243 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-84415-717-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с HMS Bonne Citoyenne (корабль, 1796 г.) на Викискладе?
- Карьера HMS Bonne Citoyen на ageofnelson.org