Японский крейсер Хасидатэ
![]() Хасидатэ на открытке 1904 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Хашидате |
Заказал | 1886 финансовый год |
Строитель | Военно-морской арсенал Йокосука |
Заложен | 6 августа 1888 г. |
Запущен | 24 марта 1891 г. |
Завершенный | 26 июня 1894 г. |
пораженный | 1 апреля 1922 г. |
Судьба | Списан в 1927 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Мацусима» типа Крейсер |
Смещение | 4278 длинных тонн (4347 т) |
Длина | 91,81 м (301 фут 3 дюйма) ш/л |
Луч | 15,6 м (51 фут 2 дюйма) |
Черновик | 6,05 м (19 футов 10 дюймов) |
Движение | 2-вал возвратно-поступательный ; 6 котлов; 5400 л.с. (4000 кВт), 680 тонн угля |
Скорость | 16,5 узлов (19,0 миль в час; 30,6 км / ч) |
Дополнить | 360 |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Хасидатэ» ( 橋立 , «Стоячий мост» ) был третьим (и последним судном) в Мацусима» классе « защищенных крейсеров в составе Императорского флота Японии . Корабль был единственным кораблем этого класса, построенным в Японии. Как и родственные корабли ( Мацусима и Ицукусима ), ее название происходит от одного из традиционных трех видов Японии , в данном случае Ама-но-хасидатэ в северной префектуре Киото на Японском море .
Фон
[ редактировать ]Составляя основу Императорского флота Японии во время Первой китайско-японской войны , крейсеры класса «Мацусима» были основаны на принципах Jeune Ecole , продвигаемых французским военным советником и военно-морским архитектором Луи-Эмилем Бертеном . [ 1 ] У японского правительства не было ресурсов или бюджета для строительства линкорного флота, чтобы противостоять различным иностранным державам, действующим в Азии; вместо этого Япония приняла радикальную теорию использования меньших по размеру и быстрых военных кораблей с легкой броней и малокалиберными дальнобойными орудиями в сочетании с массивной одиночной 320-мм (12,6 дюйма) пушкой Кане . В конечном итоге конструкция оказалась непрактичной, поскольку отдача огромной пушки была слишком сильной для корабля такого малого водоизмещения, а время ее перезарядки было непрактично долгим; однако крейсеры типа «Мацусима» хорошо выполнили свою задачу против плохо оснащенного и плохо управляемого императорского китайского флота Бэйян .
Первоначально планировалось построить четвертое судно этого класса, и его отмена из-за опасений по поводу конструкции стала одним из факторов, приведших к отставке Бертена и возвращению во Францию .
Дизайн
[ редактировать ]
«Хасидатэ» отличался от своего родственного корабля «Ицукусима» прежде всего тем, что его окна были прямоугольными, а не квадратными, и тем, что у него был более мощный двигатель.
Как и «Ицукусима» , «Хасидатэ» имел стальной корпус с 94 шпангоутами, изготовленными из мягкой стали, и двойным дном, разделенным на водонепроницаемые отсеки, с пространством между переборками и броней, заполненным копрой . Носовая часть была усилена корабельным тараном . Жизненно важное оборудование, включая котлы и магазины с боеприпасами , было защищено броней из закаленной стали, как и орудийные щиты . Главная батарея состояла из одной казнозарядной 320-мм пушки Кане, установленной в носовой части корабля, которая могла стрелять 450-кг бронебойными или 350-кг фугасными снарядами на эффективную дальность 8000 метров (4,3 морских мили). Максимальная скорострельность составляла два выстрела в час, а боезапас корабля — 60 выстрелов. Вспомогательное вооружение состояло из одиннадцати QF Gun Mk I–IV 4,7-дюймовых орудий Armstrong с максимальной дальностью стрельбы 9000 метров (4,9 морских миль) и максимальной скорострельностью 12 выстрелов в минуту. Десять пушек были установлены на орудийной палубе, по пять с каждого борта, при этом 11-е орудие располагалось на верхней палубе хвостового оперения . Каждое орудие было оснащено 120 снарядами. Третичная защита была на шесть 6-фунтовая пушка QF Hotchkiss, установленная в спонсонах на верхней палубе, с максимальной дальностью стрельбы 6000 метров (6600 ярдов) и скорострельностью 20 выстрелов в минуту. В каждом орудии было по 300 патронов. Кроме того, в различных местах были установлены одиннадцать 3-фунтовых пушек QF Hotchkiss с дальностью стрельбы 2200 метров (2400 ярдов) и скорострельностью 32 выстрела в минуту и 800 выстрелов на орудие. Каждый корабль этого класса также имел четыре 356-мм торпедных аппарата Шварцкопфа — три в носовой части и один в корме, всего на борту имелось 20 торпед. Вес всего этого вооружения сделал конструкцию опасно тяжелой, и ради снижения веса пришлось пожертвовать броней. [ 2 ]
Корабль приводился в движение двумя горизонтальными паровыми машинами тройного расширения. Однако, поскольку у конструкции были проблемы с мореходными качествами, в эксплуатации ей редко удавалось достичь расчетной скорости в 16,5 узлов. [ 2 ]
Срок службы
[ редактировать ]Хасидатэ был построен Военно-морским арсеналом Йокосука с использованием многих материалов, импортированных из-за границы. Из-за неопытности строителей строительство заняло три года. Он был заложен 6 августа 1888 года и спущен на воду 24 марта 1891 года в присутствии императора Мэйдзи . [ 3 ] Ходовые испытания были осложнены различными проблемами с ее котлами, и 26 июня 1894 года она была принята в состав Императорского флота Японии, несмотря на то, что один из ее котлов еще не был отремонтирован после неудачных испытаний.
Первая китайско-японская война
[ редактировать ]Хасидатэ был срочно принят на вооружение незадолго до начала Первой китайско-японской войны и участвовал в битве на реке Ялу под командованием командующего Хидака Сонодзё . Заняв четвертое место в японской боевой линии , после Мацусимы , Тиёды и Ицукусимы , недостатки ее конструкции вскоре стали очевидны. За время боя она смогла выстрелить из орудия Кане всего четыре раза, не поразив ни один из китайских кораблей. [ 4 ] После того, как Мацусима был поврежден, Хасидатэ стал флагманом адмирала Ито Сукеюки . В ходе боя она получила одиннадцать попаданий, в результате которых трое членов экипажа (в том числе два офицера) погибли и девять человек были ранены.
Хасидатэ оставался флагманом после битвы, сопровождая японские войска в битве при Лушунькоу и обеспечивая наземную поддержку против наземных укреплений гавани Даляня 6/7 ноября. Во время битвы при Вэйхайвэй 30 января 1895 года и снова 7 февраля Хашидате обстрелял наземные крепости, охранявшие гавань Вэйхайвэй , а затем вошел в саму гавань, чтобы принять капитуляцию Китая 12 февраля.
Межвоенные годы
[ редактировать ]Хашидате прошла ремонт сразу после окончания войны, чтобы решить проблемы с котлом; однако он все еще не мог развивать скорость более 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час), и 21 марта 1898 года он был понижен до крейсера 2-го класса. В апреле 1900 года он участвовал в крупномасштабных военно-морских маневрах, отрабатывая методы военно -морская блокада гавани Йокосука. Однако ей отстранили от участия в экспедиционном корпусе против Боксерского восстания в 1900 году из-за повторных проблем с ее котлами.
25 февраля 1901 года Хасидатэ и Ицукусима покинули Йокосуку для проведения учений по дальней навигации, в ходе которых они отправились в Манилу , Батавию , Гонконг , Челумпо , Пусан , Генсан и Владивосток , а 14 августа 1901 года вернулись в Йокосуку.
Миябара японской конструкции В 1902 году шесть ее котлов были полностью заменены восемью водотрубными котлами , став первым кораблем японского флота, получившим такую модернизацию. [ 2 ] В ходе скоростных испытаний 20 октября 1902 года он смог достичь скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час), чего ей никогда раньше не удавалось достичь, даже когда он был новым. Также в ходе этого ремонта ее вторичное вооружение было заменено двумя 76-мм пушками и 18 3-фунтовыми 47-мм пушками QF Hotchkiss. Затем в 1903 году она снова повторила свой тренировочный круиз 1901 года.
Русско-японская война
[ редактировать ]Во время русско-японской войны устаревший «Хасидатэ» (под командованием капитана Като Садакичи ) и её однотипные корабли были приписаны к 5-й эскадре резервного 3-го флота IJN вместе с столь же устаревшим броненосным линкором «Чинъэнь» под командованием Адмирал Катаока Ситиро . Он базировался в охранном районе Такэсики на Цусиме и в феврале патрулировал Корейский пролив сопровождал транспорты 2-й японской армии на Корейский полуостров , а до конца мая . После этого он в составе флота участвовал в блокаде Порт-Артура , вступив в бой с русским крейсером «Баян» 9 июля. Во время патрулирования 10 августа «Хасидатэ» был одним из первых японских кораблей, заметивших русскую эскадру, что привело к битве в Желтом море . На первом этапе боя она находилась слишком далеко, но смогла открыть огонь и преследовать отступающие русские корабли до Порт-Артура, хотя и без особого успеха. 10 декабря вместе с «Ицукусимой» оказывала помощь крейсеру «Акаси» , подорвавшемуся на мине.
Во время Цусимского сражения 27 мая 1905 года Хашидате атаковал тыл русского строя, поразив крейсер «Олег» , а позже оказав помощь в потоплении линкора «Князь Суворов» и ремонтного корабля «Камчатка» . [ 5 ] В ходе боя Хашидате получил два ранения, ранив мичмана и шесть членов экипажа.
Позднее назначенный в состав 4-го флота IJN , Хасидатэ входил в состав флотилии, которая обеспечивала защиту японского вторжения на Сахалин в июле-августе 1905 года. Хасидатэ вернулся в Военно-морской арсенал Йокосука для ремонта 20 октября и участвовал в военно-морском смотре в Иокогаме 20 октября. 23 октября 1905 года празднование победы Японии в войне.
Последние годы
[ редактировать ]
После окончания войны «Хашидате» снова было предназначено для использования в качестве учебного судна дальнего плавания. В 1906 и 1907 годах она совершала учебные крейсеры в Юго-Восточную Азию и Австралию , а в 1908 году совершила путешествие в Гонконг, Пенанг, Цейлон, Батавию, Манилу и Тайвань. В 1909 году ее 47-мм пушки были заменены 76-мм пушками .
28 августа 1912 года Хасидатэ был переклассифицирован в кайбокан 2-го класса . 1 апреля 1922 года его исключили из списков военно-морского флота , а в 1927 году отправили на брейкеры.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Роксунд, Jeune École: Стратегия слабых ;
- ^ Jump up to: а б с Шено, «Все боевые корабли мира 1860–1905» Конвея , стр. 226–227.
- ^ Дженцура, Военные корабли Императорского флота Японии ; стр. 92
- ^ Пейн, Китайско-японская война 1894-1895 годов: восприятие, сила и первенство, стр. 133-134.
- ^ Ховарт, Боевые корабли восходящего солнца
Ссылки
[ редактировать ]- Шено, Роджер (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0851771335 .
- Эванс, Дэвид С.; Питти ; Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887-1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 . * Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии, 1895–1945 гг . Атенеум. ISBN 0-689-11402-8 .
- Джейн, Фред Т. (1904). Императорский флот Японии . Такер, Спинк и Ко.
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Робертс, Джон (ред.). (1983). «Военные корабли мира с 1860 по 1905 год - Том 2: США, Япония и Россия» . Бернард и Грефе Верлаг, Кобленц. ISBN 3-7637-5403-2 .
- Роксунд, Арне (2007). Jeune École: стратегия слабых . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15723-1 .
- Шенкинг, Дж. Чарльз (2005). Волны: политика, пропаганда и появление Императорского флота Японии, 1868–1922 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4977-9 .