Наньянский флот
Наньянский флот | |
---|---|
Активный | 1870–1909 гг. |
Страна | Династия Цин |
Верность | Император Китая |
Ветвь | Императорский флот Китая |
Тип | Военно-морской |
Гарнизон/штаб | Шанхай |
Помолвки | Китайско-французская война Первая китайско-японская война |
Наньянский флот ( китайский : 南洋水師 ) был одним из четырех модернизированных китайских военно-морских флотов в конце династии Цин . Созданный в 1870-х годах, флот понес потери в китайско-французской войне , остался нетронутым в китайско-японской войне и был официально упразднен в 1909 году.
Состав
[ редактировать ]До 1885 года Южных морей Флот (Наньянский флот), базирующийся в Шанхае, был крупнейшим из четырех региональных флотов Китая. В начале 1880-х годов ее лучшими кораблями были современный составной крейсер «Кайдзи» , построенный в 1884 году на Военно-морской верфи Фучжоу , составные шлюпы «Канцзи» и «Чэнчин» , также недавние изделия Военно-морской верфи Фучжоу (1878 и 1880 гг.), и 2630-тонные шлюпы. деревянный паровой фрегат «Юйюань» , построенный на Киангнаньском арсенале в 1873 году. Первоначально флот должен был иметь четыре стальные канонерские лодки Rendel , «Чжендун» , «Чжэньси» , «Чжэннань» и «Чжэньбэй» , построенные в 1879 году, но Ли Хунчжан был настолько впечатлен ими, что взял их. перешёл в Бэйянский флот , компенсируя Наньянский флот Лунсяном , Хувэй , Фейтингом и Седианом , четырьмя железными «алфавитными» канонерскими лодками Rendel, находившимися на вооружении в Тяньцзине с 1876 года. [ 1 ]
В состав флота входили также старые деревянные канонерские лодки Caojiang , Zehai , Weijing и Jingyuan , первые три изделия Цзяннаньского арсенала (1869 и 1870 гг.) На реке Янцзы в 1884 году входили составные шлюпы «Чаоу» и «Чэнцин» , оба построенные на военно-морской верфи Фучжоу (1878 и 1880 годы); деревянный пароходовый фрегат «Хайан» водоизмещением 2630 тонн , построенный на Киангнанском арсенале в 1872 году; деревянные транспорты «Юанькай» и «Дэнъинчжоу» , построенные на военно-морской верфи Фучжоу (1875 и 1876 гг.); и крошечный броненосец Jinou , экспериментальное изделие Киангнанского арсенала (1876 г.), насмешливо прозванное европейцами «ужасом западного мира».
В июле 1884 года, накануне китайско-французской войны, Наньянский флот был усилен стальными крейсерами немецкой постройки «Нанруи» и «Нанчен» , отплывшими из Германии в марте 1884 года.
Таблица 1: Состав флота Наньян, август 1884 г.
Имя (пиньинь) | Имя (Уэйд Джайлз) |
Персонажи | Описание | Строительство | Технические характеристики |
---|---|---|---|---|---|
Цаоцзян | Цао-цзян | Цаоцзян | деревянная канонерская лодка | 1869 г., верфь Киангнань. | 640 тонн, 9 узлов, четыре 16-см Vavasseur орудия . |
Зехай | Це-хай | морское обследование | деревянная канонерская лодка | 1869 г., верфь Киангнань. | 600 тонн, 12 узлов, пятнадцать 12-см орудий. |
Вэйцзин | Вэй-цзин | Вэй Цзин | деревянная канонерская лодка | 1870 г., верфь Киангнань. | 1000 тонн, 12 узлов. |
Хайан | Хай-ан | Хайань | деревянный паровой фрегат | 1872 г., верфь Киангнань. | 2800 тонн, 12 узлов, две 21-см, четыре 15-см и две 12-см Круппа пушки . |
Цзинъюань | Цзин-юань | Цзинъюань | деревянная канонерская лодка | 1872 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 572,5 т, 8 узлов, два 16-см Vavasseur и два 40-фунтовых орудия. |
Ююань | Ю-юэнь | Ююань | деревянный паровой фрегат | 1873 г., верфь Киангнань. | Водоизмещение 2800 тонн, 14 узлов, две 21-см и четыре 15-см пушки Круппа, двадцать 12-см орудий. |
Юанькай | Юань-кай | Генкай | деревянный транспорт | 1875 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Водоизмещение 1250 тонн, скорость 10 узлов, одно 16-см и четыре 40-фунтовых орудия. |
Дэнгинчжоу | Тэн-ин-чжоу | Дэн Инчжоу | деревянный транспорт | 1876 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Водоизмещение 1258 тонн, скорость 10 узлов, одно 16-см и четыре 12-см орудия. |
Другой способ | Чин-оу | Джиноу | железный | 1876 г., верфь Киангнань. | Подробности отсутствуют |
Лунсян | Лунгсян | Рюдзё | железная канонерская лодка Рендель | 1876, Митчелл и компания. | 319 тонн, одна 26,5-тонная пушка Армстронга |
Фейтинг | Фей-тин | Фейтинг | железная канонерская лодка Рендель | 1876, Митчелл и компания. | 400 тонн, 9 узлов, одно 38-тонное орудие Армстронга, два 12-фунтовых орудия. |
седийский | Це-тен | CeDian | железная канонерская лодка Рендель | 1876, Митчелл и компания. | 319 тонн, одна 38,5-тонная пушка Армстронга, две 12-фунтовые пушки |
Хувэй | Ху-вэй | Сила тигра | железная канонерская лодка Рендель | 1876, Митчелл и компания. | 319 тонн, одна 26,5-тонная пушка Армстронга |
Чаову | Чао-у | Супер боевые искусства | составной шлюп | 1878 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Водоизмещение 1250 тонн, скорость 11,5 узлов, одно 19-см и четыре 40-фунтовых орудия. |
Канджи | Кан-чи | Канджи | составной шлюп | 1879 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1200 тонн, один 7-дюймовый MLR, шесть 4,7-дюймовых MLR. |
Чэнцин | Чэн-цин | Чэнцин | составной шлюп | 1880 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1200 тонн, один 7-дюймовый MLR, шесть 4,7-дюймовых MLR. |
Кайдзи | Кай-чи | Кайдзи | составной крейсер | 1884 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Водоизмещение 2153 тонны, 15 узлов, две 21-см и шесть 12-см пушек Круппа , 4 орудия Норденфельдта. |
Нанчен | Нань-чэнь | Нанчен | стальной крейсер | 1884, Ховальдт, Киль | 2200 тонн, 15 узлов, две 8-дюймовые пушки Армстронга, восемь 12-см скорострельных орудий. |
Нанруи | В июле | Нари | стальной крейсер | 1884, Ховальдт, Киль | 2200 тонн, 15 узлов, две 8-дюймовые пушки Армстронга, восемь 12-см скорострельных орудий. |
Китайско-французская война (август 1884 г. – апрель 1885 г.)
[ редактировать ]Командующим флотом Наньяна во время китайско-французской войны был адмирал Ли Чэнмоу (李成謀), ранее командовавший флотом провинции Фуцзянь и традиционными водными силами Янцзы. [ 2 ]
Большая часть кораблей Наньянского флота благополучно оставалась в гавани Шанхая или Нанкина во время китайско-французской войны (август 1884 г. – апрель 1885 г.). В июле 1884 года французский броненосец «Триумфан» заметил присутствие Наньянского флота в Шанхае. Ее командир, капитан де Вайссо Бо, телеграфировал адмиралу Амеде Курбе с просьбой разрешить атаковать китайцев с помощью «Триомфанта» и крейсера д'Эстена . Кабинет Жюля Ферри рассмотрел преимущества нападения на флот Наньян, но решил, что риск для делового доверия слишком велик, и уведомил Курбе, что никакие военно-морские действия в Шанхае не будут разрешены. После этого Курбе приказал Триомфанту и д'Эстену покинуть Шанхай и присоединиться к нему на реке Минь, где он концентрировал свою эскадру против флота Фуцзянь и военно-морской верфи Фучжоу. Французский крейсер «Парсеваль» был отправлен в Шанхай в начале августа для наблюдения за флотом Наньян.
Нападение Курбе на флот Фуцзянь 23 августа 1884 года в битве при Фучжоу ввергло Францию и Китай в войну. Командующие флотом Наньян в ответ разделили флот для защиты Шанхая и Нанкинского арсенала , которые являются вероятными целями для будущих десантов французского флота. Канонерские лодки «Рендель» «Лунсян» , «Фейтинг» , «Седиан» и «Хувэй» остались в Шанхае, а фрегат «Хайан» был заполнен камнями и подготовлен как блок-корабль, который должен был быть потоплен у входа в реку Хуанпу, если французы покажут свою силу. Крейсеры немецкой постройки «Наньруй» и «Нанчен» вместе с несколькими другими кораблями Наньянского флота отошли в Нанкин. В конце августа 1884 года адмирал Курбе приказал Парсевалю покинуть Шанхай. Одинокий французский крейсер пролежал в пределах досягаемости Наньянского флота целую неделю после начала войны, но китайцы не предприняли никаких попыток атаковать его. В ночь на 30 августа 1884 года капитан де Вайссо Туненс из Парсеваля прошел сквозь строй орудий фортов Усон и без потерь бежал в открытое море. Наньянский флот не сделал ничего, чтобы помешать его отбытию. [ 3 ]
В феврале 1885 года часть Наньянского флота совершила неудачную вылазку, пытаясь прорвать французскую блокаду Формозы. Фрегат «Юйюань» и составной шлюп «Чэнцин» были потоплены в битве при Шипу (14 февраля 1885 г.), первый — в результате французской торпедной атаки, а второй — в результате дружественного огня. [ 4 ] Кайдзи , Нанруй , Нанчен , Чаоу , Юанькай и две «алфавитные» канонерские лодки были пойманы французами в заливе Чжэньхай 1 марта 1885 года и позорно блокированы там до конца войны. [ 5 ]
Послевоенное развитие
[ редактировать ]Потеря Ююаня и Чэнцина в феврале 1885 года подорвала преимущество Наньянского флота над Флотом Северных морей (Бэйянским флотом). В течение следующего десятилетия флот Наньян постепенно терял свое первенство, поскольку Ли Хунчжан вложил значительные средства в флот Бэйян. К 1894 году, накануне китайско-японской войны, Бэйянский флот имел уверенное превосходство над Наньянским флотом как по количеству кораблей, так и по качеству.
Тем не менее, после китайско-французской войны флот Наньяна продолжал приобретать новые корабли, некоторые из которых были приемлемого качества. Первым из новых кораблей стал стальной крейсер «Баомин» , построенный на Киангнаньском арсенале в 1885 году. Следующими пополнениями стали составные крейсеры «Цзинцин» и «Хуантай» , оба изделия военно-морской верфи Фучжоу (1886 и 1887 гг.). [ 6 ]
Таблица 2: Пополнения флота Наньяна, 1885–1894 гг.
Имя (пиньинь) | Имя (Уэйд Джайлз) |
Персонажи | Описание | Строительство | Технические характеристики |
---|---|---|---|---|---|
Баоминь | Пао-мин | защищать людей | стальной крейсер | 1885 г., верфь Киангнань. | Водоизмещение 1477 тонн, скорость 16 узлов, два 200-фунтовых и шесть 70-фунтовых орудий. |
Цзинцин | Цзин-цзин | Цзинцин | составной крейсер | 1886 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Водоизмещение 1477 тонн, скорость 15 узлов, две 15-см и пять 12-см пушек Круппа. |
Хуантай | Хуан-тай | Мантех | составной крейсер | 1887 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Водоизмещение 1477 тонн, скорость 15 узлов, две 15-см и пять 12-см пушек Круппа. |
Корабли Наньянского флота
[ редактировать ]-
BaominБаоминь
-
CedianСедийский
-
Дэнинчжоу (Dengyingzhou)
-
FeitingФейтинг
-
HuantaiХуантай
-
KaijiКайдзи
-
LongxiangЛунсян
-
NanchenНанчен
-
Нанруи (南瑞)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Арлингтон, округ Колумбия, глазами дракона (Лондон, 1931)
- Дубок, Э., Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
- Луар, М., Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
- Лунг Чанг [龙章], Юэ-нань юй Чунг-фа чан-чэн [Вьетнам и китайско-французская война, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
- Роулинсон, Дж., Борьба Китая за развитие военно-морского флота, 1839–1895 гг. (Гарвард, 1967).
- Райт, Р., Паровой флот Китая, 1862–1945 (Лондон, 2001 г.)