Jump to content

Битва при Шипу

Координаты : 29 ° 11'06 "N 121 ° 54'50" E  /  29,18500 ° N 121,91389 ° E  / 29,18500; 121,91389
Битва при Шипу
Часть китайско-французской войны

Карта битвы
Дата 14 февраля 1885 г.
Расположение
Шипу Бэй
Результат Французская победа
Воюющие стороны
 Франция  Династия Цин
Командиры и лидеры
Французская Третья республика Амеде Курбе Династия ЦинУ Анькан
Сила
2 броненосца
3 крейсера
1 канонерская лодка
3 крейсера
1 фрегат
1 шлюп
Жертвы и потери
1 убит 1 фрегат затонул
1 шлюп потоплен дружественным огнем

Битва при Шипу ( китайский : 石浦海戰 ) — победа французского флота во время китайско-французской войны (август 1884 — апрель 1885). Бой произошел в ночь на 14 февраля 1885 года в заливе Шипу, недалеко от Нинбо , Китай.

Ююэнь (или ее сестра Хайань )

Сражение возникло в результате попытки части китайского Наньянского флота (флота Южных морей) снять французскую блокаду Формозы (Тайвань). 18 января 1885 года китайские крейсеры Нань Чен , Наньруй (南瑞) и Кайдзи (開濟) покинули Шанхай в сопровождении фрегата «Юйюэнь» и составного шлюпа «Чэнцин» (澄慶) и направились в сторону Формозы. Китайской флотилией командовал адмирал У Анькан (吳安康). Первоначально корабли Наньян должны были сопровождать «Чаойонг» (超勇) и «Янгвэй» , два относительно современных крейсера Бэйянского флота под командованием немецкого «гостевого адмирала» Зибелина, но Ли Хунчжан перенаправил эти два Бэйянских корабля в Корею. воды. (Напряженность в отношениях между Китаем и Японией из-за Кореи в тот период нарастала после Юань Шикая поражения в перевороте Гапсина в декабре 1884 года.)

По словам Л. К. Арлингтона, американского военно-морского офицера, служившего «иностранным советником» на борту фрегата «Юйюэн» , вылазка была совершена в настроении глубокого уныния. Китайские капитаны не были уверены в своей способности противостоять французам в бою и были полны решимости избежать сражения, если это возможно. Китайская флотилия шла на юг медленно и нерешительно, никогда не покидая берегов и делая частые остановки для тренировки корабельных орудий. Еще до того, как флотилия достигла Тайваньского пролива, адмирал Ву уже отчаялся завершить свою миссию. Вместо этого он предложил просто объявить, что китайская флотилия направляется на Формозу, в надежде, что этот ложный слух заставит французов снять блокаду Формозы и сосредоточить свои военные корабли для обороны. Китайская флотилия развернулась и направилась обратно в залив Саньмэнь, недалеко от китайского порта Нинбо. [ 1 ]

О китайской вылазке было должным образом сообщено в гонконгских газетах в конце января 1885 года. Капитан Бо из Триомфанта , который находился в Гонконге для наблюдения за новостями из Китая, немедленно телеграфировал эту новость адмиралу Амеде Курбе в Килунг . Французы, уставшие от однообразной рутины блокады и разочарованные своей неспособностью справиться с китайцами, ухватились за шанс уничтожить половину Наньянского флота в море. В начале февраля Курбе отплыл на север от Килунга, чтобы выследить китайцев с помощью броненосцев «Байяр» и «Триомфант» , крейсеров «Ньелли » , «Эклерёр» и «Дюге-Труэн» , канонерской лодки «Аспик» и военного корабля «Сона» .

Эклерёр из французской эскадры

Не зная, где найти противника, Курбе сначала заглянул в устье реки Минь (7 февраля), а затем направился на север вдоль побережья Китая. [ 2 ]

9 февраля, когда на некоторых кораблях начал заканчиваться запасы угля, Курбе был вынужден отправить крейсер «Дюге-Труэн» обратно в Килунг. [ 3 ]

10 февраля остальная часть французской эскадры достигла островов Чусан, а 11 февраля вошла в устье реки Янцзы, что вызвало тревогу китайских батарей в Усуне. Китайцев по-прежнему не было видно. В конце концов французы установили связь с берегом и прочесали китайские газеты в поисках последних новостей о вылазке. Они обнаружили, что Дальневосточная эскадра обогнала китайские крейсеры во время своего путешествия на север и что вражеские корабли теперь скрываются в заливе Саньмэнь. Курбе немедленно направился на юг и ночью повел эскадру через опасные проходы островов Чусан, чтобы как можно скорее сблизиться с противником. 13 февраля у залива Шипу (залив Шейпу, как его тогда называли европейцы), к югу от островов Чусан, Эклер заметил китайскую флотилию и подал сигнал: «Пять пароходов в поле зрения на юге».

Французская эскадра немедленно вступила в бой и набросилась на китайцев. Китайская флотилия первоначально двинулась против французов V-образным строем под предводительством флагманского корабля адмирала Ву « Кайдзи» , и на один краткий, волнующий момент французы поверили, что китайцы приняли бой. Они не сомневались, что с легкостью уничтожат китайские корабли. Однако внезапно, еще до закрытия полигона, вражеская флотилия сломала свой строй и рассеялась. Три крейсера направились на юг, преследуемые эскадрой Курбе, а Юйюэнь и Чэнцин укрылись в заливе Шипу. По словам Арлингтона, адмирал Ву имел зуб на капитанов этих двух кораблей и сознательно пожертвовал ими, чтобы спасти остальную китайскую флотилию.

Корабли Курбе не смогли догнать более быстрые китайские крейсеры, и вечером 13 февраля Курбе отвел свою эскадру обратно в залив Шипу, чтобы разобраться с Ююэнем и Чэнцином .

Запуск французской торпеды по китайскому фрегату «Юйюэнь» , 14 февраля 1885 года.
Лейтенант Эмиль Дюбок и капитан фрегата Пальма Гурдон, командиры французских торпедных запусков в бою при Шипу. [ 4 ]

В ночь на 14 февраля французы атаковали китайские корабли двумя торпедными запусками под командованием капитана фрегата Пальмы Гурдон и лейтенанта де Вайссо Эмиля Дюбока соответственно. Оба мужчины уже отличились в первых сражениях Тонкинской кампании . Гурдон был одним из первых офицеров, вступивших в оборону Вьетнама в битве при Тхуан (20 августа 1883 г.), а Дюбок героически сражался в битве при Бумажном мосту (19 мая 1883 г.) и битве при Фу Хоай (15 августа 1883 г.). ).

Два французских офицера приурочили свое нападение к началу китайского Нового года по лунному календарю в надежде застать китайцев врасплох. Залив также был полон джонок и сампанов, укрывшихся здесь от французов, и Дюбок и Гурдон надеялись, что их небольшие катера, выкрашенные в черный цвет для маскировки, смогут смешаться с этими судами и незаметно приблизиться к цели. (Арлингтон предупредил китайских капитанов, чтобы они убрали эти небольшие лодки подальше от двух китайских военных кораблей, но его совет был проигнорирован.) Два французских катера под покровом темноты сумели приблизиться на расстояние 100 метров (330 футов) от своих кораблей. цели, не будучи замеченными. Но китайские часовые на обоих кораблях были настороже, а французские катера были замечены на некотором расстоянии от их целей. Под сильным огнем китайской винтовки Дубок и Гурдон предприняли чрезвычайно опасный подход и успешно взорвали свои лонжеронные торпеды по корпусу Ююэня , повредив китайский фрегат. Оба катера затем покинули залив Шипу и были обнаружены на следующее утро Сона . Во время атаки один французский моряк погиб в результате ружейного огня. [ 5 ]

Арлингтон оставил ценное описание битвы с китайской точки зрения. Он находился на борту «Ююэня», когда фрегат был атакован двумя французскими катерами, и ярко описал панику, возникшую после взрыва лонжеронных торпед, когда китайские члены экипажа покинули корабль и поплыли к берегу. Во время суматохи французской атаки китайские береговые батареи открыли огонь. Огонь китайской артиллерии был крайне неточным, и по крайней мере один снаряд, судя по всему, попал в составной шлюп «Чэнцин» , нанеся вред и ему:

Сцена, которая сейчас произошла, почти не поддается описанию. Кто-то пытался спустить шлюпки, кто-то метался между палубами, пытаясь спасти свое имущество, многие прыгали за борт в море. По сути, каждый был сам за себя, и черт с ним. Когда я успел осознать, что произошло на самом деле, передо мной развернулась странная сцена. Прямо перед нами лежал маленький «Цзин-цзин» , медленно опускавшийся под воду; на нее напал тот же торпедный катер, который потопил нас. Наш корабль постепенно тонул, его орудия находились почти на уровне кромки воды. Вдоль берега и в воде вокруг нас были моряки, солдаты, куры, утки, гуси и всякая поклажа. Вина полностью лежала на китайцах: даже в последний момент, если бы они попытались отбить миноносец, они могли бы предотвратить катастрофу, а возможно, и потопить противника. Никакой такой попытки предпринято не было, и французы остались безнаказанными. [ 6 ]

Утром 15 февраля французы обследовали залив Шипу и обнаружили, что оба китайских корабля потоплены. Гурдона и Дюбока чествовали по возвращении во французскую эскадру, и оба были награждены наградами за героизм, проявленный ими при отражении торпедной атаки под огнем.

Смущенные гибелью одного из своих кораблей в результате дружественного огня, китайские власти позже заявили, что Чэнцин была намеренно затоплена, чтобы не дать ей попасть в руки французов. Однако и Арлингтон, и Дубок записали, что видели яркую вспышку и слышали громкий взрыв на борту Чэнцина во время боя. Арлингтон предположил, что шлюп был поражен французской торпедой, но он, скорее, стал жертвой китайского снаряда. Дубок и Гурдон настаивали на том, что они напали только на Ююэнь , а не на Чэнцин .

Французские военные корабли в экспедиции Шипу

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Арлингтон, 28–44.
  2. ^ Соня, 246–8.
  3. ^ Соня, 248–9.
  4. ^ Рандье, 387
  5. ^ Де Лонли, 67–90; Дубок, 274–93; Лун, 570–83; Соня, 245–64; Лунг Чанг, 327–8; Томази, 220–25; Райт, 63–4.
  6. ^ Арлингтон, 42 года.
  • Арлингтон, округ Колумбия, глазами дракона (Лондон, 1931)
  • Де Лонле, Д., Адмирал Курбе и «Байяр»; рассказы, исторические воспоминания (Париж, 1886 г.)
  • Дубок, Э., Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
  • Уард, Л., Тонкинская война (Париж, 1887 г.)
  • Луар, М., Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
  • Лунг Чанг [龙章], Юэ-нан юй Чунг-фа чан-чэн [Вьетнам и китайско-французская война, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
  • Рандье, Дж., Ла Рояль (Ла Фалез, 2006) ISBN   2352610222
  • Роулинсон, Дж., Борьба Китая за развитие военно-морского флота, 1839–1895 гг. (Гарвард, 1967).
  • Томази А. Завоевание Индокитая (Париж, 1934 г.)
  • Райт, Р., Паровой флот Китая, 1862–1945 (Лондон, 2001 г.)
[ редактировать ]

29 ° 11'06 "N 121 ° 54'50" E  /  29,18500 ° N 121,91389 ° E  / 29,18500; 121,91389

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91bb85e0351cdb00c5eb9e7010e356b2__1709319960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/b2/91bb85e0351cdb00c5eb9e7010e356b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Shipu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)