Jump to content

Французский крейсер Дюге-Труэн (1877 г.)

Дюге-Труэн на более позднем этапе своей карьеры; обратите внимание на орудийные щитки, установленные на главном и вспомогательном орудиях.
Обзор класса
Предшественник Дюкен Класс
Преемник Лаперуза Класс
История
Франция
Имя Дюге-Труэн
Строитель Шербур Арсенал
Заложен 29 апреля 1873 г.
Запущен 31 марта 1877 г.
Введен в эксплуатацию 26 июля 1878 г.
Переименован Ветеран , 25 мая 1900 г.
пораженный 25 ноября 1899 г.
Судьба Продан на металлолом , 12 сентября 1911 г.
Общие характеристики
Смещение 3662 т (3604 длинных тонны ; 4037 коротких тонн )
Длина 88 м (288 футов 9 дюймов) длина
Луч 13,2 м (43 фута 4 дюйма)
Черновик 5,64 м (18 футов 6 дюймов)
Установленная мощность
Движение
План паруса Полная корабельная установка
Скорость 15,5 узлов (28,7 км/ч; 17,8 миль в час)
Диапазон 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 311–322
Вооружение

Duguay-Trouin незащищенный крейсер, построенный для ВМС Франции в 1870-х годах, единственный представитель своего класса . Он был заказан в рамках программы строительства военно-морского флота после франко-прусской войны и предназначался для противодействия вражеским торговым рейдерам ; Таким образом, она имела высокую максимальную скорость 15,5 узлов (28,7 км/ч; 17,8 миль в час), тяжелое вооружение из пяти 194-мм (7,6 дюйма) орудий и большой радиус плавания. Ее конструкция была основана на «Дюкен» крейсерах класса , хотя и уменьшена в размерах, и в отличие от более ранних кораблей она оказалась надежным судном в эксплуатации.

Корабль был отправлен в Восточную Азию в 1884 году для присоединения к Дальневосточной эскадре под командованием Амеде Курбе ; позже в том же году она участвовала в битве при Фучжоу в начале китайско-французской войны ; там она помогла потопить три китайских крейсера и в компании с броненосным «Триомфантом » нейтрализовала ряд китайских береговых укреплений , блокировавших бегство французов из Фучжоу. Затем она приняла участие в кампании Килунга на острове Формоза , включая битву при Тамсуи в октябре 1884 года, но пропустила битву при Шипу в феврале 1885 года, поскольку у нее закончилось топливо. Последние французские выстрелы по Формозе она произвела 3 апреля, незадолго до окончания войны.

Дюге-Труэн вернулся во Францию ​​после войны и был значительно модернизирован в конце 1880-х годов. Некоторое время она служила в родных водах, а затем снова была отправлена ​​за границу в 1893 году. В течение оставшейся части 1890-х годов она поочередно работала на станциях Тихого океана и Индокитая , а в 1898 году ее снова отправили в Китай в ответ на Боксерское восстание . В 1899 году он был исключен из военно-морского реестра , переименован в «Ветеран» и переоборудован в корабль-базу для поддержки флотилии торпедных катеров, защищавших Французский Индокитай . Она прослужила в этом качестве десять лет, прежде чем была продана на металлолом в 1911 году.

Турвиль класса Дюкен Дюге , повлиявший на конструкцию -Труэна

В конце 1860-х годов основные европейские военно-морские силы увидели успех, которого Конфедерации коммерческие рейдеры добились во время Гражданской войны в США , и решили ответить более крупными и быстрыми крейсерами, которые могли поймать таких рейдеров. Программа строительства Франции была отложена из-за франко-прусской войны 1870–1871 годов, но флот быстро начал подготовку к 1872 финансовому году. [ 1 ] Проектные работы по первым таким судам Duquesne класса начались в 1871 году, а два были заказаны в 1873 году под эгидой программы военно-морского строительства, принятой в 1872 году. В то же время французский морской министр Луи Потюо 14 сентября издал запрос 1871 г. для небольших крейсеров, которые могли выполнять аналогичные функции. [ 2 ]

16 декабря Conseil des Travaux (Совет работ) ответил набором спецификаций нового крейсера. Количество и калибр орудий главного калибра были уменьшены с семи до четырех и со 194 мм (7,6 дюйма) до 164,7 мм (6,48 дюйма) соответственно, а максимальная скорость составит 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). Водоизмещение было установлено на уровне 2532 тонн (2492 длинных тонны ; 2791 короткая тонна ). пятое орудие Потуау добавил к баку , увеличил водоизмещение до 2880 т (2830 длинных тонн; 3170 коротких тонн) и 23 января 1872 года направил пересмотренные спецификации верфям для получения детальных проектных предложений. [ 3 ]

Пять военно-морских конструкторов откликнулись на просьбу Потуау, и 13 августа 1872 года Совет оценил представленные предложения. дизайн, подготовленный Роменом Леопольдом Эйно Был выбран ; его конструкция корпуса была основана на экспериментальном проекте Aviso Reynard . Он добавил на корму 138,6-мм (5,46 дюйма) орудие, которое могло вести огонь за кормой, и хотя Совет пытался убрать его, Эйно одержал победу. Совет , где один также запросил несколько двигателей для одного гребного вала , например, у класса Duquesne двигатель будет использоваться для высокоскоростного движения пара, а другой будет соединен для круизов на большие расстояния. Потуо утвердил пересмотренный проект 10 марта 1873 года, хотя его преемник Шарль де Домпьер д'Орнуа снова пересмотрел проект позже в том же году, и окончательный проект был утвержден 1 мая 1874 года. Корабль уже был заказан 10 марта 1873 года, и работа началась в следующем месяце, задолго до того, как проект был завершен. [ 4 ]

Силовая установка Дюге-Труэна оказалась гораздо более исправной, чем хронически ненадежные двигатели класса Дюкен . [ 2 ] Но, как и « Дюкен », «Дюге-Труэн» было слишком дорого, чтобы строить его в больших количествах, и поэтому французский флот обратился к меньшим и более дешевым судам, таким как «Лаперуз» и «Виллар» классы . [ 5 ] [ 6 ]

Характеристики

[ редактировать ]
План и профиль Дюге-Труэна

Duguay-Trouin представлял собой судно с железным корпусом длиной 88 м (288 футов 9 дюймов) по ватерлинии и 90,15 м (295 футов 9 дюймов) между перпендикулярами и шириной 13,2 м (43 фута 4 дюйма). Согласно проекту, он имел среднюю осадку 5,64 м (18 футов 6 дюймов) и водоизмещение 3662 т (3604 длинных тонны; 4037 коротких тонн). Корабль имел таранный нос и нависающую корму . Ее корпус был обшит деревом, чтобы защитить его от морского биообрастания во время дальних плаваний за границу, и был разделен на девять водонепроницаемых отсеков вместе с двойным дном . Корабль плохо кренился, но в остальном управлялся хорошо. Ее экипаж насчитывал 311–322 офицера и рядового состава. [ 2 ] [ 7 ]

Силовая установка корабля состояла из трех горизонтальных составных паровых машин, приводивших в движение один винтовой гребной винт . Двигатели были расположены тандемно, приводя в движение один и тот же карданный вал; Цель заключалась в том, чтобы передний двигатель использовался для движения на высоких скоростях, а кормовой двигатель - для движения на более экономичных скоростях. Пар вырабатывался восемью прямоугольными угольными жаротрубными котлами , которые были подведены к паре труб, расположенных в середине корабля . Котлы были разделены на два котельных отделения ; Предполагалось, что на корабле будут установлены вентиляторы для принудительной осадки , но они были удалены в 1877 году, когда корабль еще строился. У нее была полная корабельная оснастка в дополнение к паровой машине в дальних плаваниях за границу, а кормовая воронка могла быть убрана, чтобы полностью использовать паруса, но она плохо управлялась под парусами. [ 7 ] [ 4 ]

Дюге-Труэна были Машины рассчитаны на мощность 3500 лошадиных сил (2600 кВт ) при максимальной скорости 15,5 узлов (28,7 км/ч; 17,8 миль в час). Запасы угля составляли 575,2 т (566,1 длинных тонн; 634,0 коротких тонн), а при более экономичной скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) корабль должен был пройти 6500 морских миль (12 000 миль в час). км; 7500 миль). Но ее котлы потребляли уголь гораздо быстрее, чем предполагалось, для достижения запланированной мощности, и на практике ее радиус плавания на этой скорости был значительно короче - 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль). [ 2 ] [ 7 ]

Модель Дюге-Труэна

Главная батарея корабля состояла из пяти 194-мм (7,6 дюйма) орудий М1870. Один размещался в носовой части под палубой бака, а остальные четыре устанавливались в спонсонах индивидуально, по два на каждый борт . Бортовые орудия располагались близко к концам корабля, чтобы можно было вести огонь с торца. Они были дополнены аккумуляторной батареей из пяти 138,6 мм (5,46 дюйма) калибра 21,3 калибра. орудия М1870; из них один был установлен на кормовом замке, а остальные четыре были размещены в миделе корабля на верхней палубе и вели огонь через орудийные порты . Для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров он нес пару 37-мм (1,5 дюйма) револьверных пушек Гочкиса . [ 2 ]

Модификации

[ редактировать ]

В 1881 году Дюге-Труэн был перевооружен на более длинноствольные версии основной и вторичной батарей M1881. Ее парусное вооружение было увеличено в декабре 1882 года, но было обнаружено, что оно ухудшает ее устойчивость во время развертывания, и поэтому 20 января 1883 года ее запас угля был уменьшен до 456 тонн (449 длинных тонн; 503 коротких тонны), чтобы исправить проблему. Изменения все еще были неудовлетворительными, и 24 июня 1884 года военно-морской флот приказал кораблю вернуться к прежней конструкции такелажа. В период с 1885 по 1887 год корабль претерпел более значительную реконструкцию, которая включала замену орудий главного калибра на 164,7-мм (6,48 дюйма) орудия M1881, а также были модифицированы спонсоны. 138,6-мм орудия были раздвинуты дальше для расширения траектории стрельбы. Легкое вооружение было значительно усилено и теперь состояло из двух 65-мм (2,6 дюйма) орудий, четырех 47-мм (1,9 дюйма) орудий и пяти 37-мм орудий. диаметром 356 мм (14 дюймов) два торпедных аппарата Для торпед M1885 также были установлены . Орудийные щиты толщиной 4 мм (0,16 дюйма) были установлены на все основные и вспомогательные орудия, хотя с передней пары 138,6-мм орудий вскоре их сняли, так как выяснилось, что они мешают обращению со снарядами. Корабль также получил восемь новых котлов, которые увеличили мощность двигательной установки до 4800 лошадиных сил (3600 кВт); во время испытаний, проведенных после ремонта, она достигла максимальной скорости 15,78 узла (29,22 км/ч; 18,16 миль в час). [ 4 ] [ 7 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Дюге-Труэн в порту

Киль « Дюге -Труэн» был заложен 29 апреля 1873 года на верфи «Арсенал де Шербур» в Шербуре . Он был спущен на воду 31 марта 1877 года, а его двигательная установка была установлена ​​в период с 11 октября того же года по 31 мая 1878 года. Ей было поручено начать ходовые испытания 26 июля, но ее экипаж был полностью собран только 28 ноября. Ее первоначальные испытания были завершены в январе 1879 года, а 1 февраля она была переведена во 2-ю категорию резерва. Он оставался вне эксплуатации в течение следующих трех лет, прежде чем 11 мая 1882 года был повторно введен в эксплуатацию для работы с основным флотом во французских водах. [ 8 ] После того, как в 1883 году стало очевидно, что большой крейсер «Турвиль» ( класса «Дюкен» ) непригоден для длительного пребывания в Восточной Азии, военно-морской флот решил послать «Дюге-Труэн» и крейсер «Д'Эстен» . ему на замену [ 9 ] Она прибыла в регион к марту 1884 года, и в это время в состав французского флота в регионе входили также броненосные военные корабли «Ла Галиссоньер» (флагманский корабль) и «Триумфант» , незащищённые крейсеры «Д’Эстен» , «Вилар» и « Вольта» , а также канонерская лодка. Лютин . [ 10 ]

Китайско-французская война

[ редактировать ]

Кампания Франции по оккупации Вьетнама, традиционного субъекта Цинского Китая , привела к столкновениям между французскими и китайскими войсками и, в конечном итоге, к началу китайско-французской войны в августе 1884 года с нападением на Килунг на острове Формоза в начале того же месяца. . Дюге-Труэн находился в Фучжоу с середины июля, и первоначально на его борту находился контр-адмирал Себастьен Леспес ; Леспес был заместителем командира Дальневосточной эскадрильи , созданной для поддержки Тонкинской кампании. Позже Леспе перенес свой флаг в Ла Галиссоньер . Подразделением командовал вице-адмирал Амеде Курбе . После происходящего Курбе начал собирать корабли у Фучжоу для нападения на китайский флот Фуцзянь , дислоцированный там. Несмотря на действия в Килунге, отношения между китайским и французским флотом оставались мирными, хотя китайцы начали отзывать суда в Фучжоу, чтобы укрепить свои позиции. [ 11 ]

Битва при Фучжоу

[ редактировать ]
Битва при Фучжоу ; Дюге-Труэн слева

Днем 23 августа французская флотилия атаковала китайский флот Фуцзянь в битве при Фучжоу . Дюге-Труни , Д'Эстен и Виллар вступили в бой с китайскими крейсерами «Фейюнь» и «Цзянь» , а также канонерской лодкой «Женвэй» вместе с батареей береговой артиллерии. В начале боя Дюге-Труэн и Вильяр вместе вступили в бой с Фейюном и Цзианем , а Д'Эстен вступил в бой с Чжэньвеем . Дюге-Труэн и Виллар быстро потопили свои цели, но Чжэньвэй оказала неожиданно упорное сопротивление, и она была потоплена только объединенной огневой мощью всех трех французских кораблей. Затем французские корабли обратили внимание на береговую батарею, которая вскоре после этого была нейтрализована. Китайская канонерская лодка «Цзяньшэн» попыталась атаковать Дюге-Труэн , но сильный французский огонь поджег «Цзяньшэн» , она быстро взорвалась и затонула. Другая группа французских военных кораблей также быстро уничтожила или захватила другие элементы флота Фуцзянь дальше в гавани; Все действие длилось всего восемь минут. Большая часть боя велась на очень близком расстоянии, примерно от двух до трех. кабели . [ 12 ] [ 13 ]

В ночь с 23 на 24 августа китайцы направили несколько огневых кораблей в сторону французских кораблей, заставляя их неоднократно менять позицию, чтобы уклониться от них, пока они дрейфовали вниз по реке. Курбе стремился разрушить арсенал в Фучжоу и использовал свои мелкосидящие канонерские лодки для бомбардировки укреплений вокруг него. 24 августа, в ту ночь, пара китайских паровых катеров попыталась атаковать французские корабли. Дюге-Труэн потопил один из них. На следующий день десант в составе 600 человек высадился на берег для завершения разрушения объектов. Затем Курбе организовал свой флот, чтобы покинуть реку: Триомфан лидировал, за ним следовали Дюге-Труэн , Виллар , а затем Д'Эстен , за которым следовали остальные суда. В этот момент Курбе перенес свой флаг с крейсера «Вольта» на Дюге-Труэн . Когда корабли подошли к Кудингу у устья реки, им нужно было обезвредить китайские артиллерийские батареи, блокировавшие их выход. Триомфан и Дюге-Труэн атаковали одну группу батарей и отогнали артиллерийские расчеты. Затем д'Эстен и Виллар отправили на берег десант, чтобы уничтожить орудия. Французы провели ночь на якоре у Кудинга и 26 августа двинулись дальше вниз по реке; форты на перевале Минган были следующим препятствием на пути к открытому океану. И снова Триомфан и Дюге-Труэн возглавили атаку на укрепления. [ 14 ] [ 15 ]

27 августа Дюге-Труэн прикрывал разведку на паровом катере в поисках китайских джонок , которые готовились к затоплению в устье реки, блокируя бегство французов. В ходе операции «Дюге-Труэн» вступил в артиллерийскую дуэль с одной из береговых батарей и был подбит, но повреждений не получил. Атаки на прибрежные укрепления возобновились 28 августа, и Дюге-Труэн и другие суда отправили десант на берег, чтобы уничтожить артиллерийские батареи, блокирующие их продвижение вниз по реке. К вечеру 28 числа французам удалось разрушить большую часть прибрежных укреплений и; На следующее утро Курбе повел свои корабли по последнему участку реки и встретился с Ла Галиссоньером , который ждал встречи с его кораблями с 25 августа. Дюге-Труэну пришлось ждать прилива, прежде чем она смогла отправиться на острова Мацу . Победа французов в Фучжоу положила конец первоначальным дипломатическим усилиям по достижению компромиссного решения спора по поводу Тонкина, поскольку масштаб нападения был таков, что китайское правительство не могло его игнорировать. [ 16 ]

Операции у Формозы

[ редактировать ]
Карта с изображением операций в Тамсуи в октябре

После успеха Курбе в Фучжоу французы обсудили несколько вариантов действий. Курбе и другие военно-морские офицеры выступали за удары по китайскому Бэйянскому флоту в Бохайском море и рейды по прибрежным объектам, которые могли бы вынудить китайцев сдаться. Но военное командование во Франции предпочитало более ограниченную стратегию, ориентированную на Формозу, и приказало Курбе провести операции против Килунга и Тамсуи на Формозе в конце сентября. 1 октября Курбе повел свою эскадру для прикрытия высадки в Килунге, а к 4 октября порт был взят под контроль. [ 17 ] На следующий день Курбе отрядил Дюге-Труэна и крейсер Шаторено для поддержки французских войск, участвовавших в битве при Тамсуи , которыми командовал Леспе. Их десантные отряды вместе с бойцами броненосного «Баярда » довели общее количество человек, доступных для атаки, до 600 человек. [ 18 ] На следующее утро люди высадились, но французы продвигались медленно и не смогли атаковать агрессивно, что позволило китайским защитникам сковать французов, вызвать подкрепление, а затем использовать дополнительные силы для атаки на французские фланги. Под угрозой окружения французы бежали к своим лодкам, но китайцы не смогли воспользоваться своей победой из-за артиллерийского огня с кораблей Леспеса. В результате поражения французы потеряли в общей сложности 17 человек убитыми и 49 ранеными, несмотря на то, что китайцы понесли примерно в четыре раза больше потерь. [ 19 ]

После этого 20 октября французы приступили к блокаде Формозы, в то время как сухопутные войска у Килунга вели длительную битву с окружающими китайскими войсками. Эти операции продолжались до января 1885 года, когда китайцы решили попытаться заблокировать блокаду с помощью Наньянского флота . Курбе получил известие о передвижениях китайского флота и собрал силы для встречи с китайскими судами под командованием адмирала У Анькана . В состав флотилии Курбе входили «Дюге-Труэн» , броненосцы «Баярд» и «Триомфант» , а также крейсеры «Ньелли» и «Эклерёр» , а также канонерская лодка «Аспик» . После нескольких дней поисков топливные бункеры Дюге-Труэна были на исходе, поэтому Курбе отправил ее в Килунг для дозаправки 8 февраля, и поэтому она пропустила битву при Шипу , которая состоялась 13–14 февраля. [ 20 ]

25 февраля Курбе отправился с несколькими кораблями, чтобы блокировать Шанхай , чтобы расширить экономический эффект от блокады, в то время как Дюге-Труэн остался у Формозы под командованием Леспеса, который продолжал поддерживать блокаду острова. В то время он находился у Тамсуи вместе с броненосным «Аталанте» и незащищенным крейсером «Дюшаффо» . Французская блокада, включавшая и другие порты, оказалась эффективной в пресечении движения урожая риса из южного Китая на север. 3 апреля Дюге-Труэн ненадолго обстрелял китайские позиции, убив двух солдат. Это оказались последние французские выстрелы по Формозе. [ 21 ] К этому времени уже начались секретные переговоры между представителями Франции и Китая, поскольку обе страны теряли терпение в связи с дорогостоящей войной, и в апреле было достигнуто соглашение, официально подписанное 9 июня, положившее конец войне. [ 22 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Дюге-Труэн , дата неизвестна.

После окончания войны французы начали рассеивать военные корабли, собравшиеся в Восточной Азии, а Дюге-Труэн и Шаторено были отозваны во Францию. [ 23 ] По прибытии домой его отправили на верфь Шербурского арсенала для обширной модернизации, которая длилась с 1 ноября 1885 года по 15 сентября 1887 года. 11 апреля 1888 года она провела испытания скорости. [ 2 ] В 1891 году «Дюге-Труэн» находился в резерве в Шербуре и был мобилизован для участия в ежегодных маневрах флота в июне и июле того же года. В то время другие корабли в Шербуре включали броненосный «Тюренн» , корабли береговой обороны «Венжер» , «Тоннер» и «Тоннан» , незащищённый крейсер «Фабер» , торпедный крейсер «Эпервье» и несколько меньших судов. В формальных маневрах они не участвовали, и каждое судно вышло в море индивидуально для обучения своих экипажей. [ 24 ] [ 25 ]

В 1893 году Дюге-Труэна снова отправили за границу, на этот раз на Тихоокеанскую станцию. [ 8 ] В августе того же года одно из 164,7-мм орудий корабля случайно взорвалось во время стрельбы, когда оно находилось в Папеэте , Таити . Заряженный в орудие снаряд взорвался на палубе, пять человек из орудийного расчета получили серьезные ранения, из которых четверо погибли, хотя несколько человек получили менее серьезные ранения. Орудие было уничтожено, а Дюге-Труэн получил значительные повреждения от взрыва; части орудия были отброшены на расстояние 76 м (250 футов). [ 26 ] [ 27 ] В декабре 1894 года Дюге-Труэн посетила Иокогаму , Япония, и салютовала в честь своего визита. [ 28 ] корабль был переведен во Французский Индокитай В 1895 году , где Баярд по-прежнему служил флагманом эскадры. В состав соединения также входили защищенные крейсеры Isly и Alger и незащищенные крейсеры Forfait и Beautemps-Beaupré. [ 29 ]

К 1898 году Дюге-Труэн был переведен обратно на тихоокеанскую станцию, но в конце того же года ее отправили в китайские воды в ответ на Боксерское восстание ; многие иностранные военно-морские силы направили военно-морские силы для разгрома боксеров, и к концу года французский контингент также включал защищенные крейсеры «Декарт» , «Паскаль» и «Жан Барт» . [ 30 ] Позже она переехала во Французский Индокитай, где прослужила до 25 ноября 1899 года, когда ее исключили из военно-морского реестра . 25 мая 1900 года он был переименован в «Ветеран» . Затем его отбуксировали в Рох-Дуа , где он был преобразован в корабль-базу для 1-й флотилии торпедных катеров, заменив в этой роли старую канонерскую лодку Cimeterre . Подразделение дислоцировалось в Рох-Дуа, и Ветеран оставался там до 1910 года. В июле он был выставлен на продажу и был продан судоразделщикам в Сайгоне 12 сентября 1911 года. [ 8 ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Брасси, Томас А. (1895). «Глава III: Относительная сила» . Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 49–59. OCLC   496786828 .
  • Брасси, Томас А. (1898). «Глава III: Относительная сила» . Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 56–66. OCLC   496786828 .
  • «Разрыв пушки на французском крейсере». Японская ежедневная почта . 21 октября 1893 г.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Франция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 283–333. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Дэвидсон, Джеймс Уиллер (1903). Остров Формоза: исторический взгляд с 1430 по 1900 год .
  • Гарно, Эжен Жермен (1894). Французская экспедиция на Формозу, 1884–1885 гг. [ Французская экспедиция на Формозу, 1884–1885 гг. ] (на французском языке). Париж: Библиотека К. Делагрейва. OCLC   3986575 .
  • Гленнон, Дж. Х., изд. (1894). «Профессиональные заметки». Труды Военно-морского института США . ХХ . Аннаполис: Издательство Военно-морского института: 605–643.
  • Соня, М. (1886). L'escadre de l'amiral Courbet, Notes et сувениры [ Эскадрон адмирала Курбе, Записки и воспоминания ] (на французском языке). Париж: Берже-Левро. OCLC   457536196 .
  • Олендер, Петр (2012). Китайско-французская военно-морская война 1884–1885 гг . Сандомир: Стратус. ISBN  978-83-61421-53-5 .
  • Робертс, Стивен (2021). Французские военные корабли в эпоху пара 1859–1914 гг . Барнсли: Сифорт. ISBN  978-1-5267-4533-0 .
  • Ропп, Теодор (1987). Робертс, Стивен С. (ред.). Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-141-6 .
  • «Французский крейсер». Японская ежедневная почта . 8 декабря 1894 г.
  • «Французские военно-морские маневры 1891 года» . Журнал Королевского объединенного института обслуживания . XXXV (164). Лондон: JJ Keliher & Co.: 1102–1108, октябрь 1891 г. OCLC   1077860366 .
  • Терсфилд, младший (1892). Брасси, Томас А. (ред.). «Иностранные военно-морские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 61–88. OCLC   496786828 .
  • Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания. ОСЛК   1111061 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1450cab11b64297fe9facdebcdb642a2__1705056900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/a2/1450cab11b64297fe9facdebcdb642a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French cruiser Duguay-Trouin (1877) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)