Битва при Фучжоу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Битва при Фучжоу Морское сражение при Фу-Чеу Битва при Мацзяне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть китайско-французской войны | |||||||
![]() Битва при Фучжоу, 23 августа 1884 г., из The Graphic | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Фуцзяньский флот | Дальневосточная эскадрилья | ||||||
Сила | |||||||
22 корабля (11 кораблей западного типа, остальные китайские джонки ) | 13 кораблей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
796 убитых 150 раненых 51 пропал без вести 9 кораблей потоплены 10+ кораблей повреждено | 10 убитых 48 раненых 2 корабля повреждены | ||||||
Потери французов включают все потери с 23 по 31 августа 1884 г. (т. е. как в Фучжоу, так и во время спуска по реке Минь). Общее число китайских потерь за весь бой (т.е. с учетом спуска по реке Мин) составляет 2000 или 3000 человек. [1] |
Битва при Фучжоу , или битва при Фучжоу , также известная как битва при пагоде в Анкоридже (французский: Combat naval de Fou-Tchéou, китайский: 馬江馬江海 戰 , 馬江之役 или 馬尾海戰, буквально битва при Мавэе ), было первым сражением 16-месячной китайско-французской войны (декабрь 1883 г. - апрель 1885 г.). Битва произошла 23 августа 1884 года у пагоды Анкоридж в гавани Мавэй ( 馬尾 ), в 15 км (9,3 мили) к юго-востоку от города Фучжоу (Фучжоу). В ходе боя адмирала Амеде Курбе практически Дальневосточная эскадра уничтожила Фуцзяньский флот , один из четырех региональных флотов Китая.
Фон
[ редактировать ]
11 мая 1884 года французские и китайские переговорщики заключили Тяньцзиньское соглашение , соглашение, призванное положить конец нескольким месяцам необъявленных военных действий между Францией и Китаем в Тонкине. 23 июня 1884 года французские войска, продвигавшиеся для занятия Лонг Сана в соответствии с условиями этого соглашения, столкнулись возле небольшого городка Бок Ло с отрядом китайской армии Гуанси. Китайцы открыли огонь по наступающим французам, что спровоцировало двухдневный бой, в котором французская колонна была серьезно повреждена. Этот инцидент, засада в Бук-Лу , стал непосредственной причиной китайско-французской войны.
Когда новости о засаде в Бук-Лу достигли Парижа, возникла ярость из-за того, что было воспринято как вопиющее китайское предательство. Правительство Жюля Ферри потребовало извинений, компенсации и немедленного выполнения условий Тяньцзиньского соглашения. Китайское правительство согласилось вести переговоры, но отказалось извиняться или выплачивать компенсацию. Настроения во Франции были против компромисса, и хотя переговоры продолжались весь июль, адмиралу Курбе было приказано направить свою эскадру в Фучжоу (Фучжоу).
Курбе было приказано подготовиться к разрушению военно-морской верфи Фучжоу в 15 км (9,3 мили) вниз по реке от Фучжоу в Мавэе и атаковать китайский флот в гавани Мавэй. По иронии судьбы, военно-морская верфь Фучжоу представляла собой значительную французскую инвестицию в будущее Китая, поскольку она была построена несколькими годами ранее под руководством французского администратора Проспера Гикеля . В течение второй половины июля и первой половины августа Курбе постепенно сосредоточил свою эскадру в гавани Мавей, у пагоды Анкоридж, названной в честь заметной китайской пагоды Луоксинта ( 羅星塔 ), стоявшей на холме над гаванью. [2]
Переговоры между Францией и Китаем прервались в середине августа, и вечером 22 августа Курбе получил от французского правительства разрешение начать военные действия. Он должным образом уведомил иностранных консулов, генерал-губернатора провинции Фуцзянь и Чжэцзян, а также командиров нескольких нейтральных военных кораблей, пришвартованных в Пагоде Анкоридж (британских канонерских лодок HMS Vigilant , Champion и Sapphire и американского корвета USS Enterprise ). [3]
Боевой порядок
[ редактировать ]

Лишь часть дальневосточной эскадры присутствовала у пагоды в Анкоридже утром 23 августа. В частности, ни один из четырех броненосцев Дальневосточной эскадры не был в наличии в данный момент. Баярд , флагман Курбе, находился у Острого Пика недалеко от острова Мацу, охраняя жизненно важную телеграфную станцию. Аталанте охотилась на пиратские корабли в Тонкинском заливе. Курбе вызвал броненосцев «Триумфант» из Шанхая и «Ла Галиссоньер» из Килунга, чтобы они присоединились к нему у Фучжоу, но « Ла Галиссоньер» была задержана в Килунге из-за плохой погоды, и хотя «Триумфант» приближался к реке Минь , было неясно, сможет ли она пересечь стойку у входа.
Курбе имел под своим непосредственным командованием первоклассные крейсеры «Дюге-Труэн» , «Вилар» и «Д'Эстен» , крейсер третьего класса «Вольта» (который он выбрал своим флагманом во время боя), канонерские лодки «Рысь» , «Аспик» и « Випер» , а также торпедные катера «Нет». .45 и № 46. [4] Крейсер второго класса «Шаторено» и военный корабль « Сона» были оставлены у перевала Цзиньпай, у входа в реку Мин, чтобы помешать китайцам установить заградительный огонь и предотвратить побег эскадры. [5]
Китайский флот провинции Фуцзянь состоял из деревянного корвета «Янву» (флагман), транспортно-разведчиков «Чэньхан» , «Юнбао » , «Фупо» , «Фейюнь» и «Цзянь» , гребного парохода «Исинь» , деревянных канонерских лодок «Чжэньвэй» и «Фусин» , а также плоскодонных канонерских лодок «Рендель» «Фушэн» и «Фусин». Цзяньшэн . Двенадцать больших джонок находились рядом, но в бою участия не принимали. Французская эскадра водоизмещением 14 500 тонн и имела в своем составе 1780 человек, тогда как одиннадцать боевых кораблей китайского флота водоизмещением 8 000 тонн и включали 1040 человек. Французская эскадра была гораздо лучше управляема и лучше вооружена, чем китайский флот. Лишь немногие китайские корабли были способны оказать серьезное сопротивление атаке Курбе. Китайской обороной командовал имперский комиссар Чжан Пэйлунь ( 張佩綸 ), один из ведущих членов военной партии Китая. [6]
Французская эскадра
[ редактировать ]Имя | Тип | Технические характеристики | Строительство | Капитан |
---|---|---|---|---|
Торжествующий | станция броненосец ( крейсерский линкор ) | 4585 тонн | 1879, Рошфор | Капитан Бо |
Ла Галиссоньер | станция броненосец ( крейсерский линкор ) | 4645 тонн | 1874, Брест | Капитан Флериэ |
Дюге-Труэн | Железный крейсер 1-го класса | 3479 тонн | 1879, Шербур | Капитан Деснуи |
Виллар | крейсер 1-го класса | 2363 тонны | 1881, Шербур | Капитан Вивьель |
д'Эстен | крейсер 1-го класса | 2363 тонны | 1881, Брест | Капитан Куломбо |
Шаторено | Деревянный крейсер 2-го класса | 1820 тонн | 1869, Нормандия | капитан фрегата Ле Понтуа |
Время | Деревянный крейсер 3-го класса | 1323 тонны | 1869, Шербур | капитан фрегата Гигон |
Сона | транспорт | 1575 тонн | 1880, Тулон | капитан фрегата Монин |
Рысь | композитная канонерская лодка | 465 тонн | ~1870-е, Шербур | Лейтенант Бонайре |
Асп | композитная канонерская лодка | 465 тонн | ~1870-е, Рошфор | Лейтенант Фаук де Жонкьер |
Гадюка | композитная канонерская лодка | 465 тонн | ~1870-е, Рошфор | Лейтенант Пикард Дестелан |
Торпедный катер № 45 | торпедный катер | 30,58 тонн | ~1879, Гавр | Лейтенант Латур |
Торпедный катер № 46 | торпедный катер | 30,58 тонн | ~1879, Гавр | Лейтенант Дузан |
Китайская эскадра
[ редактировать ]Имя (пиньинь) | Имя (Уэйд Джайлз) | Персонажи | Тип | Строительство | Технические характеристики | Капитан |
---|---|---|---|---|---|---|
Янву | Ян Ву | Янву | деревянный корвет | 1872 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1393 тонны, 15 узлов, 13 британских дульнозарядных устройств. | Чанг Чэн |
Юнбао | Юн-пао | Юнбао | разведчик-транспорт | 1873 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1391 тонна, 3 орудия | (в доке) |
Чэньхан | Чэнь-ханг | Чэньхан | разведчик-транспорт | 1874 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1391 тонна, 3 орудия | (в доке) |
Фупо | Фу-по | Фукунами | разведчик-транспорт | 1870 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1258 тонн, 5 орудий | Люй Вэнь-ин |
Фейюнь | Фэй-юнь | Фейюнь | разведчик-транспорт | 1872 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1258 тонн, 13 узлов, 5 прусских затворов. | Привет, Тэн Юнь! |
Цзиань | Чи-ань | Цзянь | разведчик-транспорт | 1873 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 1258 тонн, 12 узлов, 5 орудий. | ? |
Чжэньвэй | Чэнь-вэй | Чжэньвэй | деревянная канонерская лодка | 1872 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 572,5 тонны, 10 узлов, 6 орудий. | Сюй Шоу-шен |
Фусин | Фу-син | счастливая звезда | деревянная канонерская лодка | 1870 г., военно-морская верфь Фучжоу. | 515 тонн, 3 орудия | Чэнь Ин |
Фушенг | Фу-шэн | Фушэн | Канонерская лодка Rendel FlatIron | 1875, Лэрд, Биркенхед | 280 тонн | Йе Чен |
Цзяньшэн | Цзянь-шэн | Цзяньшэн | Канонерская лодка Rendel FlatIron | 1875, Лэрд, Биркенхед | 250 тонн | Линь Сен-линь |
Исинь | И-синь | Исинь | речной патрульный катер | 1876 г., военно-морская верфь Фучжоу. | Подробности отсутствуют | Lin Tse-yu |
Расположение | 210 мм | 203 мм | 178 мм | 150 мм-177 мм | 120 мм | Гладкоствольный оружие | общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Остров Кудинг (и окрестности) | 1 | 14 | 15 | ||||
Минганский перевал | 1 | 3 | 39 | 43 | |||
Вилка Мин Река | 1 | 6 | 3 | 8 | 18 | ||
Кодирование и Минганский район | 19 | 19 | |||||
Северная развилка река Мин | 1 | 4 | 2 | 15 | 22 | ||
Остров Вуфу | 2 | 5 | 15 | 22 | |||
Общий | 2 | 2 | 15 | 8 | 2 | 110 | 140 |
Развертывание флота
[ редактировать ]
Китайский флот был разделен на северную группу из восьми кораблей и южную группу из трех кораблей, между которыми находилась французская эскадра. Деревянный корвет «Янву» , деревянная канонерская лодка «Фусин» , вооруженный транспорт «Фупо» , канонерские лодки Rendel «Цзяньшэн» и «Фушэн» и небольшой колесный пароход «Исинь» были развернуты на северо-западном изгибе реки, между французскими кораблями и военно-морской верфью Фучжоу. Немного позади них стояли невооруженные транспорты «Юнбао» и «Чэньхан» на якоре недалеко от верфи . Роль этой северной группы кораблей, очевидно, заключалась в том, чтобы не допустить нападения французов на военно-морскую верфь. Тем временем вооруженные деревянные транспорты «Цзиань» и «Фейюнь», а также деревянная канонерская лодка «Чжэньвэй» стояли ниже по течению от французской эскадры, в опасной изоляции на юго-западном участке реки, перед зданием таможни. Судя по всему, их работа заключалась в защите здания таможни и блокировании выхода Курбе из реки Мин. [8]
План Курбе предусматривал использование подавляющей огневой мощи против китайского флота. Он заметил, что китайские корабли качнулись вместе с приливом, и решил нанести удар незадолго до вершины прилива в 14:00 следующего дня, в субботу 23 августа, когда, если повезет, китайские корабли отвернулись бы от берега. французские корабли и подставят атакующим свои уязвимые кормы. Это время было важно и по другой причине. Если Триомфанта успешно поднимется по реке Мин, примерно тогда она и появится.
Предполагая, что китайский флот не изменит своей позиции, приказ Курбе предусматривал, что французские корабли будут находиться на боевых постах в 13:45 и вступить в бой около 14:00 по его сигналу. Бой должен был начаться с атаки торпедных катеров № 45 и № 46 на Янву и Фупо . Эта атака будет поддержана артиллерийским и ружейным огнем Вольты . Затем Вольта сосредоточился на уничтожении линии военных джонок и боевых кораблей, выстроенных к западу от острова Лосинг. Как только атака торпедных катеров расчистит путь, канонерские лодки «Аспик» , «Випер» и «Рысь» направятся вверх по реке к военно-морской верфи и вступят в бой с другими кораблями китайской северной группы. Четырем паровым катерам под командованием лейтенанта де Вессо Огюстена Буэ де Лапейрера , будущего французского адмирала, была поручена задача защиты Вольты и трех французских канонерских лодок от нападения китайских минных катеров. Восточнее Дюге-Труэн , Виллар и д'Эстен должны были сократить три корабля китайской южной группы, атаковать военные джонки с фланга, а также батарею, вооруженную тремя крупповскими пушками, возле Пагоды и тремя другими пушками. батареи, вооруженные пушками Круппа, защищавшие Арсенал. Их пуски будут использоваться для защиты от китайских торпедных атак. [9] [10]
Битва при Фучжоу
[ редактировать ]
Утром в субботу 23 августа, хотя китайское командование знало, что французы начнут атаку около 14:00, моряки обоих флотов занялись своими обычными делами. Корабли фуцзяньского флота не предприняли никаких попыток передислоцироваться или предвидеть атаку французов, открыв огонь первыми. Французские экипажи отправились на свои боевые посты в 13:30 после полуденного обеда. Китайцы не отреагировали на эту очевидную угрозу, и в 13:45 шквал активности на борту французских кораблей утих. В течение следующих десяти минут напряжение на борту французских кораблей росло по мере того, как минуты приближались к 14:00. В 13:55 китайский минный катер двинулся навстречу французской эскадре. Курбе немедленно приказал начать атаку, всего на пять минут позже первоначального расписания.
В начале боя китайский флагманский корабль «Янву» был успешно атакован лонжеронной торпедой торпедного катера № 46 ( лейтенант де Вайссо Дузан) и сел на мель. Во время атаки французский миноносец получил повреждение котла. Транспортное судно «Фупо» было менее успешно атаковано торпедным катером № 45 ( лейтенант де Вайссо Латур), а затем было повреждено торпедным запуском Вольты и взято на абордаж матросами Буэ де Лапейрера. Он уже был подожжен французским артиллерийским обстрелом, но в конечном итоге был брошен французским призовым экипажем и затонул посреди реки Мин.
Их лонжеронные торпеды израсходовались, и два французских торпедных катера после атаки двинулись вниз по реке, к стоянке нейтральных судов у острова Лосинг. Лейтенант Латур был серьезно ранен в глаз во время нападения, но отказался от предложения медицинской помощи со стороны американских офицеров на «Энтерпрайзе» , объяснив это тем, что он не может покинуть свой пост, пока бой еще продолжается.
Тем временем французские крейсеры и броненосец «Триумфант» , присоединившийся к французской эскадре всего за несколько минут до начала боя, расправлялись с остальным китайским флотом. Чэньхан , Юнбао , Фейюнь , Цзиань , Фушэн и Цзяньшэн были либо потоплены, либо подожжены артиллерийским огнем крейсеров Дюге-Труэн , Виллар и д'Эстен . Только Фупо и Исинь пережили битву без серьезных повреждений, ускользнув вверх по реке до того, как канонерские лодки Lynx , Aspic и Vipere успели вступить в бой с ними. Чжэньвэй был взорван единственным снарядом Триомфанта .
Прежде чем они были выведены из строя, китайские корабли с меньшим вооружением сосредоточили свой огонь на французском флагмане «Вольта» , надеясь убить Курбе и офицеров его окружения. Несколько моряков на борту французского крейсера были убиты или ранены, а вскоре после начала боя снаряд пробил командную группу Курбе на мостике флагмана, убив британского пилота Томаса и едва не попав в капитана фрегата Жигона, капитана Вольты . Через несколько минут осколками разорвавшегося китайского снаряда был ранен лейтенант де Вессо Равель, адъютант Курбе.
Бои закончились в 17:00 , но в ночь на 23 августа китайцы предприняли ряд безуспешных атак с помощью боевых кораблей на французские военные корабли, вынудив некоторые из них сменить стоянку, чтобы уклониться от них.
Бомбардировка военно-морской верфи Фучжоу
[ редактировать ]
Утром 24 августа Курбе отдал приказ десантным ротам своих кораблей сойти на берег вместе с военно-морскими инженерами, чтобы разрушить военно-морскую верфь Фучжоу . Готовились к высадке, но затем Курбе передумал, заметив, что военно-морскую верфь защищают организованные группы китайской пехоты. Атака была отменена, поскольку французские моряки собирались подняться на свои катера.
Вместо этого французы обстреляли военно-морскую верфь Фучжоу, повредив ряд хозяйственных построек и проделав пробоину шлюп «Хэнхай» ( Heng-hai , 橫海), все еще строящийся и лежащий на стапелях. Определенный ущерб был нанесен, но без поддержки тяжелых орудий Триомфанта и Дюге-Труэна или чуть более легких орудий крейсеров Виллара и д'Эстена , которые набирали слишком много воды, чтобы войти на мелководье у военно-морской верфи, за исключением Во время прилива Курбе не смог полностью разрушить Ярд. Сам он признал в своем официальном отчете, что нанесенный ущерб «был не таким большим, как я надеялся». [11]
Французская эскадра оставалась у Фучжоу в ночь на 24 августа. Китайцы вновь попытались совершить ночную атаку. В 4:00 два китайских торпедных пуска попытались атаковать канонерскую лодку «Випер» , стоявшую на якоре во главе французской линии. Оба катера были освещены прожекторами французских кораблей и атакованы Гочкиса огнем Дюге-Труэна . Один катер затонул мгновенно, а экипаж другого бросил корабль и поплыл к берегу.
Спуск по реке Мин
[ редактировать ]
25 августа, получив поздравления капитанов нейтральных военных кораблей с профессионализмом, проявленным французской эскадрой в боях 23 августа, Курбе начал вести свои корабли обратно по реке Мин. Два самых тяжелых корабля эскадры, «Триомфант» и «Дюге-Труэн» , шли впереди.
25 и 26 августа французы обстреляли батареи Тяньлуован ( 田螺灣 ) и Миньань ( 閩安 ), две китайские береговые батареи, прикрывавшие подход к Фучжоу через узкий перевал Минань. Китайские батареи, построенные для ведения огня только по кораблям противника, приближающимся из устья реки, были взяты задним ходом и уничтожены Дюге-Труэном и Триомфантом .
27 и 28 августа французская эскадра обстреляла и уничтожила китайскую оборону на перевале Цзиньпай у входа в реку Минь. Батареи Цзиньпай ( 金牌 ) и Чанмэнь ( 長門 ), известные французам как форт Кимпай и Белый форт (форт Блан), были выведены из строя, а французы также нанесли тяжелые потери ряду китайских полевых батарей и пехоты. образования. Однако до того, как его орудия были уничтожены, Белый Форт смог нанести умеренный урон французскому броненосцу « Ла Галиссоньер» , который подплыл из Килунга, чтобы присоединиться к эскадре Курбе, и безуспешно пытался пробиться в реку Мин. китайская пехота на перевале Цзиньпай также убила и ранила несколько французских моряков на борту канонерской лодки «Випер» . 27 августа [12]
Потери
[ редактировать ]
Потери французской эскадры в ходе операций под Фучжоу и на реке Минь были относительно небольшими (10 убитыми и 48 ранеными). Большая часть этих потерь была нанесена не артиллерийским огнем во время боя 23 августа, а снайперским огнем китайской пехоты во время спуска эскадрильи по реке Минь. Среди погибших французов был лейтенант де Вессо Буэ-Вийомез, заместитель командира канонерской лодки «Випер» и сын известного французского адмирала Луи-Эдуара Буэ-Вийоме (1809–1871 гг.), который был застрелен на Випера мосту во время перестрелка с защитниками форта Кимпай 27 августа. За исключением «Ла Галиссоньер» и торпедного катера № 46, ни одно из судов Курбе не получил серьезных повреждений.
Китайцы потеряли девять из одиннадцати кораблей Фуцзяньского флота. Некоторые китайские корабли затонули в месте удара, затонув у якорной стоянки Пагоды и военно-морской верфи Фучжоу. Другие дрейфовали вниз по реке и либо садились на мель, либо затонули между островом Лосинг и перевалом Минань. Французские офицеры на борту «Шаторено» , стоявшего на якоре у входа в реку Мин, видели вечером 23 августа три китайских военных корабля, дрейфующих вниз по реке, брошенных своими экипажами и пылающих от носа до кормы. Один из китайских кораблей взорвался у них на глазах. [13]
По оценкам Курбе, потери китайцев составили от 2000 до 3000 человек. [14] На памятных табличках в храме, установленном вскоре после войны в пагоде Анкоридж в честь погибших китайцев, перечислены имена 831 моряка и солдата, убитого 23 августа, но в этот список не включены сотни китайских солдат, убитых французами во время их Спуск по реке Мин.
Китайский имперский комиссар Чжан Пэйлунь, который не предпринял серьезных попыток координировать сопротивление флота Фуцзянь, был разжалован после битвы и заменен ветераном-генералом Цзо Цзунтаном ( 左宗棠 ). Хэ Цзин ( 何璟 ), генерал-губернатор провинций Фуцзянь и Чжэцзян, Чжан Чжаотун ( 張兆棟 ), губернатор провинции Фуцзянь, и Хэ Жучжан ( 何如璋 ), генеральный директор военно-морской верфи Фучжоу, также были унижены. Маньчжурский Фучжоу генерал 穆圖 Мутушань ( 善 ), умело и энергично руководивший обороной перевала Цзиньпай 27 и 28 августа, сохранил свою должность. [15]
Кантонский военно-морской офицер Чжан Чэн ( 張成 ), выпускник военно-морского училища Фучжоу и капитан китайского флагманского корабля «Янву» , покинул корабль, как только начался бой, и позже был обезглавлен за трусость. [16]
Факторы победы Франции
[ редактировать ]
Одним из факторов победы французов при Фучжоу было то, что французская эскадра плыла вверх по реке Минь в мирное время. После битвы китайцы с некоторым основанием заявили, что французы никогда не смогли бы подняться по реке, если бы две страны находились в состоянии войны. Вторым важным фактором стало отсутствие в бою современных линкоров «Динъюань» и «Чжэньюань» , недавно достроенных в Германии для китайского Бэйянского флота (флота Северных морей). Китайские линкоры были мощнее любого из кораблей под командованием Курбе, и в декабре 1883 года, предвидя неминуемую войну с Китаем, французы убедили правительство Германии задержать их в случае начала военных действий. Правительство Германии придумало ряд правдоподобных оправданий для того, чтобы оставить два линкора в порту, и они оставались в Германии на время китайско-французской войны. Наконец они были освобождены в июле 1885 года и в октябре того же года вошли в состав флота Северных морей. [17]
Некоторые китайские историки утверждают, что разобщенность в китайской командной структуре была важным фактором поражения Китая. Китайские региональные флоты и армии представляли собой значительные «личные» вложения доходов и престижа, которые использовались для усиления влияния при дворе, и командующие соответствующими флотами часто не хотели видеть, как эти важные активы уменьшаются из-за военного ущерба. В результате в Фучжоу флот Фуцзянь получил небольшую помощь от трех других региональных флотов Китая. Несмотря на призывы Чжан Пэйлуня и прямые приказы вдовствующей императрицы Цыси , командующие Бэйянским флотом, Наньянским флотом и Гуандунским флотом отказались послать корабли для усиления Фуцзяньского флота. Feiyun и Ji'an , два корабля провинции Фуцзянь, которые были отданы в аренду флоту Гуандуна в 1882 году для наблюдения за передвижениями французов в Тонкинском заливе, были отправлены обратно в Фучжоу в начале августа Чжан Чжидуном , генерал-губернатором двух провинций Гуан. прибывшие как раз вовремя, чтобы разделить судьбу своих товарищей в предстоящем бою. Однако Чжан не отпустил ни одного из своих гуандунских кораблей. Ли Хунчжан нарушил приказ об отправке двух кораблей Бэйянского флота в Фучжоу, а губернатор провинции Чжэцзян Лю Бинчжан ( 劉秉璋 ) отказался отпустить наньянский корабль «Чаоу» . [18]
Корабли, участвовавшие в действиях на реке Мин
[ редактировать ] Франция :
- Торжествующий
- Ла Галиссоньер
- Дюге-Труэн
- Время
- Торпедные катера №46 и №45.
Китай :
- Fupo (伏波Фупо
- Фусин ( 福星 )
- Jiansheng (建勝Цзяньшэн
- Yixin (藝新Исинь
Французская военно-морская форма, 1884 г.
[ редактировать ]- Французский моряк
- «Иду в бой»
Поле битвы сегодня
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Клодфелтер 2008 , с. 257.
- ^ Томази, 205–6.
- ^ Соня, 123
- ^ Это были два 27-метровых торпедных катера, построенные в Forges et Chantiers de la Mediterranee (Гравиль - Гавр ).
- ^ Соня, 118–19.
- ^ Соня, 117–18; Лунг Чанг, 286 лет
- ^ Олендер, Петр (2012). Китайско-французская военно-морская война 1884-1885 гг . Сандомир. ISBN 978-83-61421-53-5 . OCLC 776777660 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Соня, 119–20.
- ^ Курбе, 18–19.
- ^ Соня, 121–3.
- ^ Дубок, 252–5; Ферреро, 65–8; Лун, 382–403; Соня, 124–41; Ролле де л'Иль, 171–85; Томази, 207–9; Райт, 62–3.
- ^ Дубок, 255–60; Луар, 145–68; Лунг Чанг, 280–1; Ролле де л'Иль, 186–200; Томази, 209–12.
- ^ Дубок, 252–4.
- ^ Клод Фаррер, адмирал Курбе, победитель Китайского моря , французское издание Амстердама, 1953 г.
- ^ Лунг Чанг, 281
- ^ Роулинсон, 119 и 263.
- ^ Райт, 51–4 и 66.
- ^ Роулинсон, 113–16; Райт, 61 год
Ссылки
[ редактировать ]
- Курбе, Амеде (июль 1885 г.). « ДОКЛАД ВИЦЕ-АДМИРАЛА КУРБЕ, КОМАНДУЮЩЕГО Эскадрой Крайнего Востока, МИНИСТРУ МОРСКОГО МОРЯ И КОЛОНИЙ Мацу, 11 сентября 1884 года » . В Управлении военно-морской разведки США (ред.). Информация из-за границы. Статьи о военно-морских операциях . Том. Серия общей информации № 4. Вашингтон, округ Колумбия: Генеральная типография. стр. 18–24.
- Клодфелтер, М. (2008). Войны и вооруженные конфликты: статистическая энциклопедия потерь и других цифр, 1494–2007 гг . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. ISBN 978-0786433193 .
- Дестелан, П., Аннам и Тонкин: путевые заметки моряка (Париж, 1892 г.)
- Дубок, Э., Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
- Ферреро, С., Формоза, вид французского моряка XIX века. и века (Париж, 2005 г.)
- Уард, Тонкинская война (Париж, 1887 г.)
- Луар, М., Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
- Лунг Чанг [龙章], Юэ-нань юй Чунг-фа чан-чэн [Вьетнам и китайско-французская война, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
- Роулинсон, Дж., Борьба Китая за развитие военно-морского флота, 1839–1895 гг. (Гарвард, 1967).
- Ролле де л'Иль, М., В Тонкине и в Китайском морях (Париж, 1886 г.)
- Томази А. Завоевание Индокитая (Париж, 1934 г.)
- Вьене, Р., «Перед полем битвы при Мавее (Китай)», La Géographie , 1525 (июнь 2007 г.), 31–53.
- Райт, Р., Паровой флот Китая, 1862–1945 (Лондон, 2001 г.)
- Джеймс Ф. Рош, LL Коуэн (1884). Французы в Фучжоу . Отпечатано в офисе «Поднебесной». стр. 49 . Проверено 6 июля 2011 г.
25 ° 58'37 "N 119 ° 27'04" E / 25,97694 ° N 119,45111 ° E