Тонкин Флот
Тонкинская флотилия ( франц . flotille de Tonkin ) — отряд транспортных судов и канонерских лодок, использовавшийся для охраны рек и водных путей Тонкинской дельты, — была создана летом 1883 года, в период боевых действий Тонкинской кампании (1883—1883). 1886).
Фон
[ редактировать ]В марте 1882 года, накануне комендантом Анри Ривьером захвата Ханойской цитадели , Франция располагала на Дальнем Востоке двумя военно-морскими дивизиями. Моря к востоку от Хайнаньского пролива находились в ведении Дальневосточной военно-морской дивизии контр-адмирала Чарльза Мейера ( division navale de l'Extreme-Orient ). Интересы Франции в Индокитае защищала Кохинчинская военно-морская дивизия Ривьера ( division navale de Cochinchine ), отвечавшая за контроль прибрежного судоходства между Сингапуром и Хайнаньским проливом, а также по рекам Кохинхина и Камбоджа. [ 1 ]
Несколько судов под командованием Ривьера обычно дислоцировались в Кохинхине или Камбодже, в том числе военный корабль « Драк» , легкий фрегат «Алуэтт» и небольшие канонерские лодки «Фраме» и «Жавелин» . «Тильситт» , флагман военно-морской дивизии «Кочинчина», был разоружен и находился в постоянном доке в Сайгоне, служив складом и административным центром дивизии. Однако большая часть кораблей дивизии дислоцировалась в Тонкине, где они обеспечивали соблюдение права свободного судоходства по Красной реке, переданного Франции вьетнамским правительством в 1874 году. Командование Ривьера в Тонкине состояло из легких фрегатов «Амелен» , «Парсеваль» и «Антилопа». (последний вскоре будет заменен на Pluvier ), тяжелые канонерские лодки Lynx и Vipère , морские канонерские лодки Fanfare , Léopard и Surprise , а также меньшие речные канонерские лодки Carabine , Éclair , Hache , Massue , Trombe и Yatagan . Тяжелые канонерские лодки имели экипаж из 77 человек и имели четыре пушки, а меньшие канонерские лодки имели по две пушки каждая. У них у всех был Гочкис. канон-револьвер в своих топах. [ 2 ]
После битве поражения и гибели Ривьера в у Бумажного моста (19 июня 1883 года) военно-морское министерство создало новую военно-морскую дивизию Тонкинского побережья ( division navale des Côtes du Tonkin ) под командованием адмирала Амеде Курбе , задачей которой было сократить перекрыть поток оружия и боеприпасов из Китая в Армию «Черного флага», блокируя Тонкинский залив. Более крупные морские суда, уже находившиеся на станции в Тонкине, были переданы новой военно-морской дивизии Курбе, а остальные (в основном канонерские лодки) были организованы в «Тонкинскую флотилию». Первоначально флотилия находилась под командованием бригадного генерала Александра-Эжена Буэ (1833–1887 гг.), французского коменданта в Тонкине. Оперативное командование было передано капитану де Вайсо Морелю-Больё. [ 3 ]
Состав
[ редактировать ]Тонкинская флотилия первоначально состояла из легких фрегатов «Плювье» больших и «Алуэтт» , морских канонерских лодок , «Леопард» и « Сюрприз» , речных канонерских лодок , а также меньших «Фанфара » «Эклер» и «Тромб» речных канонерских лодок (съёмные канонерские лодки ) «Карабин» , «Топор» , «Клаб» и «Ятаган» . Алуэтт обычно находился в Кочинчине и, похоже, не служил в Тонкине. [ 4 ]
Стационарный понтон « Тильситт» в Сайгоне и небольшие речные канонерские лодки «Фраме» , «Жавелин» и «Мускетон» , обычно дислоцированные в Кохинхине, также были переданы в подчинение командующего Тонкинской флотилии. [ 5 ]
В апреле 1884 года в Тонкин прибыли канонерские лодки «Фарси» «Револьвер» и «Митральеза» , обе служившие на Сене во время франко-прусской войны (1870–1870 гг.). Две канонерские лодки были перевезены в Тонкин, привязаны к мостику военного корабля « Бьен Хоа» , и их повторный спуск на воду по прибытии в Хайфон представлял собой техническую задачу значительной сложности. [ 6 ]
В октябре 1883 года адмирал Курбе обратился к военно-морскому министерству с просьбой спроектировать новый класс канонерских лодок с мелкой осадкой, которые могли бы проникать в лабиринты мелких притоков и ручьев Дельты, чтобы можно было гораздо эффективнее выслеживать «Черные флаги» и пиратов. Министерство приняло его рекомендации и заложило два новых класса канонерских лодок. Восемь канонерских лодок класса «Анри Ривьер» были спроектированы и построены специально для службы в Тонкине, а более десятка канонерских лодок класса «Аркебуз» были построены для использования как в Тонкине, так и на Мадагаскаре.
Канонерские лодки первого класса были названы в честь французских офицеров, погибших или смертельно раненых в боях в Тонкине в кампаниях Франсиса Гарнье и Анри Ривьера: Франсис Гарнье , полковник Карро , Анри Ривьер , Берта де Виллер , Жакен и Мулен . Канонерские лодки, построенные на заводе Клапаред в Лорьяне, осенью 1884 года достигли Хайфона.
Класс канонерских лодок Arquebuse был разработан для более общего обслуживания на Мадагаскаре, а также в Тонкине. Шесть судов этого класса ( Arquebuse , Alerte , Avalanche , Bourrasque , Mutine и Rafale ) были развернуты в Тонкине летом 1884 года. Эти 70-сильные (52 кВт) канонерские лодки имели длину 30 метров и ширину 5 метров, курсировали на скорости 8 узлов ( 15 км/ч) и набрал менее полутора метров воды. Хотя они могли перевозить только 60 человек, они были вооружены двумя 90-миллиметровыми пушками и тремя пушками-револьверами Гочкиса , так что наносили мощный удар. Две другие канонерские лодки класса Arquebuse , Casse-tête и Estoc , присоединились к Тонкинской флотилии в начале 1885 года. Они отличались от более ранних моделей наличием двух мачт, каждая со станцией Гочкиса.
В феврале 1885 года, накануне кампании Лангшон , в состав флотилии входили также канонерские лодки «Hyène» , «Jaguar» , «Nagotna» и «Petit Haiphong» . Флотилия также задействовала несколько паровых катеров и буксиров, которые использовались для буксировки джонок с людьми, боеприпасами или продовольствием. В современных французских источниках упоминаются суда Хайфон , Пеликан , Коулун , Вампу , Рури Мару , Куа Кам , Куа Лак , Куа Дай , Фу Ли и Тра Ли . Подобно тому, как французские транспорты часто назывались в честь французских рек, эти небольшие речные суда, использовавшиеся в Тонкине, обычно назывались в честь водотоков дельты Тонкина.
К 1886 году в состав флотилии входили канонерские лодки «Леврар» , «Боссан» и «Кювелье» , названные в честь трех французских офицеров, погибших в бою в Тонкине во время китайско-французской войны. [ 7 ]
Операции
[ редактировать ]Помимо охраны внутренних водных путей Тонкина, корабли Тонкинской флотилии также использовались для непосредственной поддержки движений Тонкинского экспедиционного корпуса и приняли участие в нескольких действиях в Дельте против армии Черного флага и китайских армий Гуанси и Юньнань. .
Канонерские лодки Carabine , Fanfare , Hache , Pluvier , Surprise и Yatagan приняли участие в экспедиции Анри Ривьера Нам Динь в марте 1883 года и поддержали атаку французской пехоты на оборону Нам Динь 27 марта с предварительной бомбардировкой 26 марта. [ 8 ]
Канонерская лодка Сонг Кау (или Сонг Кой ) приняла участие в вылазке французского гарнизона Нам Динь в июле 1883 года, которая нанесла серьезное поражение осаждающим вьетнамским войскам под командованием принца Хоанг Ко Вьема. [ 9 ]
Канонерские лодки «Плювье» , «Леопард» , «Фанфар» , «Эклер » , «Мускетон» и «Тромб» приняли участие в сражении при Фу Хоай (15 августа 1883 г.). [ 10 ]
Канонерские лодки «Плювье» , «Леопард» , «Фанфар» , «Эклер» , «Аш» и «Мускетон» приняли участие в сражении при Палане (1 сентября 1883 г.). [ 11 ]
Канонерские лодки «Плювье» , «Тромб» , «Эклер» , «Аче » , «Мускетон» и «Ятаган» приняли участие в Сан-Тайском походе (декабрь 1883).
Кампания Кепа, октябрь 1884 г.
[ редактировать ]Тонкинская флотилия сыграла решающую стратегическую роль в генерала Франсуа де Негрие ( Кепской кампании октябрь 1884 г.), в ходе которой французы отразили крупное китайское вторжение в Тонкинскую дельту. В конце сентября 1884 года крупные отряды армии Гуанси выдвинулись из Лонг Сона и исследовали долину Люк Нам. 2 октября французские канонерские лодки Hache и Massue , патрулировавшие реку Люк-Нам, попали в засаду на берегу реки, устроенную сильными силами китайской пехоты. Третья канонерская лодка, Mousqueton , пришла на помощь, и три французских судна бежали вниз по реке к французскому посту в Сент-Пагоде . Хотя французы понесли тяжелые потери в этой засаде ( лейтенант де Вайссо Шалье из Массю был убит и 32 матроса и солдат были ранены), армия Гуанси обнаружила свое присутствие преждевременно. [ 12 ] Вернувшись в Ханой, генерал Луи Бриер де л'Иль быстро отреагировал на китайскую угрозу. Французы использовали мобильность, обеспечиваемую их канонерскими лодками, для перемещения людей и припасов между Фу Ланг Туонгом и Люк Намом, что позволило де Негрие быстро сконцентрировать свои силы и разгромить два широко разделенных крыла китайской армии Гуанси одно за другим. Аче , Эклер и Массю в сопровождении буксиров Phủ Lý и Tra Ly и баржи Cua Dai высадили колонну Доннье в Ламе 6 октября, угрожая левому крылу китайской армии в Чу, в то время как де Негрие сосредоточился против китайских войск в Кепе. [ 13 ]
Пополнение запасов Туен Куанга, октябрь – ноябрь 1884 г.
[ редактировать ]Фарси В октябре и ноябре 1884 года канонерские лодки «Револьвер» и «Митральеза» , базировавшиеся в Туен-Кванге, а также канонерские лодки «Бурраск» , «Эклер» , «Мутин» и «Тромбе» , действовавшие из Хынг-Хоа, совершили ряд опасных рейсов снабжения вдоль реки Чар между Хынг-Хоа и Туен. Куанг в поддержку небольшого французского гарнизона в Туен Куанге. Доставка снабжения прошла успешно, но французы постоянно несли потери, поскольку их канонерские лодки были атакованы «Черными флагами». В одном случае «Револьверу» пришлось мчаться на полной скорости, чтобы прорвать заградительный огонь, установленный через реку Клир, а в другом случае ее экипаж потерял 2 человека убитыми и 3 ранеными (включая командира, энсеня де Вайссо де Балинкур) от огня противника. Ю Ок. В бою 12 ноября 1884 года Тромбе потерял 1 человека убитым и 7 ранеными. В конце концов револьвер был изъят из Туен-Кванга, но Митральеза осталась на станции и позже отличилась при осаде Туен-Кванга (24 ноября 1884 г. - 3 марта 1885 г.).
Рельеф Туен Куанга, февраль – март 1885 г.
[ редактировать ]Тонкинская флотилия сыграла важную роль в освобождении Туен Куанга. В конце февраля 1885 года канонерские лодки «Анри Ривьер» , «Берта де Виллер» , «Мулун» , «Эклер» и «Тромб» перевезли 2400 солдат 1-й бригады подполковника Лорана Джованнинелли из Ханоя вверх по Красной и Чистой рекам и высадили их на берег возле французского поста Фу Доан на Чистая река, в пятидесяти километрах к юго-западу от Туен Куанга. Джованнинелли надеялся заручиться их поддержкой, когда атаковал важную китайскую блокирующую позицию в Хоа Муке, но уровень воды в Чистой реке был настолько низким, что канонерские лодки приземлились в нескольких километрах над Фудоаном. Их экипажи выдержали неделю изнурительного труда, буксируя канонерские лодки по почти высохшему руслу реки, но, несмотря на все их усилия, канонерские лодки не участвовали в битве при Хоа Мук 2 марта. Говорят, что некоторые из французских членов экипажа плакали от ярости из-за своей неспособности принять участие в решающей битве за Туен-Кванг. Канонерские лодки наконец достигли Туен Куанга 4 марта, на следующий день после смены поста. [ 14 ]
Генерал Бриер де л'Иль в приказе от 5 марта постарался отметить героические усилия, предпринятые их капитанами и командами. Высоко оценив мужество морской пехоты и турков из 1-й бригады, которые потеряли более 400 человек при штурме китайской обороны в Хоа Муке, он похвалил жертвы, принесенные бойцами флотилии:
Вы были счастливее, чем штабы и команды канонерских лодок «Анри Ривьер» , «Берта де Виллер» , «Мулен» , «Эклер» и «Тромб» , которые до последнего момента надеялись разделить ваши опасности. Ценой невероятных усилий они семь дней подряд тащили свои корабли по безводной реке и смогли достичь Фу-Доана, Ю-ока и окраин Туен-Цюана. Тем самым они доказали, что препятствий, ранее считавшихся непреодолимыми, для них не существовало. [ 15 ]
(Вам повезло больше, чем офицерам и командам канонерских лодок «Анри Ривьер» , «Берта де Виллер» , «Мулен» , «Эклер» и «Тромб» , которые до последнего момента надеялись разделить ваши опасности. Ценой невообразимых усилий они тащили свои суда семь дней подряд вверх по безводной реке и сумели достичь Фу Доана, Ю Ок и подступов к Туен Куангу. Таким образом, они продемонстрировали, что для них не существует препятствий, которые до сих пор считались непреодолимыми.)
См. также
[ редактировать ]Корабли Тонкинской флотилии
[ редактировать ]-
Вспышка
-
Фанфары
-
Мятеж
-
ржанка
-
Сюрприз
-
ятаган
Примечания
[ редактировать ]- ^ Томази, Завоевание , 140
- ^ Гагара, 4–6; Соня, 6; Мароль, 60–61 год; Томази, Конквест , 140
- ^ Томази, Завоевание , 160.
- ^ Каху, 3; Томази, Завоевание , 160
- ^ Каху, 3
- ^ Ролле де л'Иль, 92–4.
- ^ Lecomte, Vie militaire , номер страницы необходимо указать.
- ^ Дубок, 97–112; Хуард, 19–26 лет; Мароль, 178–92; Томази, Военная история , 53–4.
- ^ Дубок, 156–7; Хуард, 88–92
- ^ Дубок, 162–78; Хуард, 99–103; Томази, Завоевание , 163–5; Военная история , 60–2.
- ^ Дубок, 180–91; Лун, 131–5; Томази, Военная история , 64–6.
- ↑ Лекомт, Ланг-Сон , 44–53.
- ^ Хуард, 439–42; Лекомт, Ланг-Сон , 53–66 и 103 года.
- ^ Уге, 89–93; Лекомт, Ланг-Сон , 324–9; Военная жизнь , 215–31; Томази, «Завоевание» , 247–248; Военная история , 107–8.
- ^ Юге, 96 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Каю, Т., адмирал Курбе на Дальнем Востоке: заметки и переписка (Париж, 1896 г.)
- Дубок, Э., Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
- Уард, Л., Тонкинская война (Париж, 1887 г.)
- Юге, Л., В колонке: воспоминания о Дальнем Востоке (Париж, 1888 г.)
- Лекомт, Ж., Ланг-Сон: бои, отступление и переговоры (Париж, 1895 г.)
- Леконт, Ж., Военная жизнь в Тонкине (Париж, 1893 г.)
- Луар, М., Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
- Мароль, вице-адмирал, Последняя кампания командующего Анри Ривьера (Париж, 1932 г.)
- Ролле де л'Иль, М., В Тонкине и в Китайском морях (Париж, 1886 г.)
- Томази А. Завоевание Индокитая (Париж, 1934 г.)
- Томази А., Военная история Французского Индокитая (Ханой, 1931 г.).