Себастьян Леспес
Себастьян-Николя-Жоахим Леспес | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 13 марта 1828 г. Байонна |
Умер | 24 августа 1897 г. | (69 лет)
Верность | Франция |
Услуга/ | Французский флот |
Классифицировать | вице-адмирал |
Битвы/войны | Крымская война Осада Севастополя Вторая опиумная война Кампания в Кочинчине Китайско-французская война Кампания Килунг Битва при Тамсуи |
Себастьян-Николя-Жоахим Леспес (англ. Французское произношение: [sebastjɛ̃ nikɔlɑ ʒɔ.aʃɛ̃ lɛspɛ] ; 13 марта 1828 — 24 августа 1897) — французский адмирал, сыгравший важную роль в военно-морских операциях во время китайско-французской войны (август 1884 — апрель 1885), заместитель командира Амеде Курбе адмирала Дальневосточной эскадры .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Себастьен Леспе родился 13 марта 1828 года в Байонне ( Нижние Пиренеи ). Он учился в École Navale , получив звание гардемарина ( кандидата ) 1 августа 1846 года. В 1850 году, после службы последовательно на военных кораблях Inflexible , Friedland , Océan и Psyché с escadre d'evolution , он принял участие в Сенегальской кампании на борту бриг Эгль . он получил звание энсеня де Вайссо . В ходе этой кампании, 26 октября 1850 года, [ 1 ]
Во время Крымской войны (1854-1856) он нес службу на борту военного корабля «Вальми» в Черном море , а также отличился на берегу с французскими военно-морскими батареями при осаде Севастополя . 2 декабря 1854 года он получил звание лейтенанта де Вайссо , а также был удостоен звания кавалера Ордена Почётного легиона . [ 2 ]
Он был отправлен на Дальний Восток в 1857 году и принимал активное участие во Второй опиумной войне и кампании в Кочинчине , последовательно служа на борту военных кораблей «Одасье» , «Немезида» , «Дордонь» и «Дючайла» . Он присутствовал с Немезидой при атаке фортов Пей-хо и при взятии Дананга (сентябрь 1858 г.), а также с Дучайлой при захвате фортов Кьен-Чан во время осады Турана (18 ноября 1859 г.). [ 3 ]
В апреле 1860 года он был назначен командовать ависо Норзагарай и получил задание разведать речные пути Камбоджи . [ 4 ]
27 января 1864 года он получил звание капитана фрегата и в течение двух лет принимал участие в Исландской кампании в качестве второго офицера Пандора . Затем он был назначен комендантом Жюлем д'Арье начальником штаба военно-морской дивизии Западного побережья ( Division Navale du Litoral ouest de la France ). [ 5 ]
В 1869 году он отплыл в Шанхай на корвете « Дюпле» в качестве флагманского капитана и начальника штаба контр-адмирала Кранца, который недавно принял на себя командование военно-морской дивизией Китая и Японского моря. Поэтому он не участвовал в боевых действиях во время франко-прусской войны (1870–1871 гг.). В начале 1870-х годов Дюпле покинул дивизию на ремонт, и его заменил Монкальм . Леспес оставался во главе Монкальма до 1876 года. [ 6 ]
Во время своей службы на Дальнем Востоке, 20 мая 1873 года, Леспе получил звание капитана вайссо . [ 7 ]
В 1876 году, после возвращения в Тулон, он принял на себя командование фрегатом « Реванш» , одним из военных кораблей escadre d'evolution . Реванш был серьезно поврежден взрывом котла в мае 1877 года, и впоследствии Леспе получил под командование броненосец «Героина» , также в составе эскадры «Эволюции» (май 1877 – май 1878). [ 8 ]
В течение следующих пяти лет Леспес занимал два важных административных поста в Совете работ ( Conseil des travaux de la Marine ) и Conseil d'Amirauté . Он также последовательно командовал первоклассными броненосцами Redoutable и Amiral Duperré . [ 9 ]
ему было присвоено звание контр-адмирала ( контре-амирал ). 7 декабря 1881 года [ 10 ]
Командование Дальневосточной морской дивизией
[ редактировать ]
7 марта 1884 года Леспе прибыл в Гонконг на своем флагманском корабле «Ла Галиссоньер», чтобы заменить адмирала Шарля Мейера, командующего дальневосточной военно-морской дивизией Франции. После его прибытия в состав военно-морской дивизии входили броненосцы «Ла Галиссоньер» и «Триомфант» , крейсеры «Д'Эстен» , «Дюге-Труэн» и «Вольта» , а также канонерская лодка « Лютен» . [ 11 ]
В июле 1884 года, когда надвигалась война с Китаем, Тонкинское побережье и Дальневосточная военно-морская дивизия были переданы под командование адмирала Курбе, и эти две дивизии были официально объединены в Дальневосточную эскадру в августе 1884 года .
Китайско-французская война
[ редактировать ]Леспе не обладал тактическим талантом адмирала Курбе, и его послужной список в качестве командующего флотом во время китайско-французской войны был неоднозначным. 5 августа 1884 года он успешно разрушил китайские форты в Килунге и высадил отряд моряков, чтобы занять город. 6 августа китайцы контратаковали, и Леспес был вынужден вновь высадить свой десант. [ 12 ]
29 августа 1884 года, когда эскадра Курбе успешно пробивалась вниз по реке Минь после победы в битве при Фучжоу , Леспе подошел из Килунга на своем флагманском корабле «Ла Галиссоньер» и попытался прорваться в реку. Ла Галиссоньер попал под обстрел китайских фортов у входа в реку, получил несколько попаданий и был вынужден отступить.
8 октября 1884 года Леспе командовал французской атакой на Тамсуи, которая была с позором отбита китайцами. Битва при Тамсуи стала для французов позорным поражением, и Курбе, похоже, осознавал ограниченность своего подчиненного командира. После этого Леспесу поручили относительно нетребовательные обязанности. В феврале и начале марта 1885 года, пока Курбе выследил несколько китайских кораблей Наньянского флота и привел их в бой в битве при Шипу и битве при Чжэньхае , Леспес остался командовать блокадой Формозы. В конце марта 1885 года во время Пескадоресской кампании Курбе принял личное командование морской экспедицией. И снова Леспе остался руководить блокадой Формозы и реки Янцзы.
Командование Дальневосточной эскадры
[ редактировать ]После смерти Курбе 11 июня 1885 года Леспес ненадолго принял на себя командование Дальневосточной эскадрой . Он воздал трогательную дань уважения своему предшественнику на поминальной службе по Курбе в Макунге 13 июня, на которой присутствовали моряки Дальневосточной эскадры и морская пехота экспедиционного корпуса Формозы, участвовавшего в Пескадоресской кампании. Его командование продлилось чуть больше месяца. 25 июля 1885 года французское правительство восстановило традиционную дальневосточную военно-морскую дивизию почти до ее численности 1883 года, и Леспе возобновил командование своей старой дивизией с адмиралом Адрианом-Бартелеми-Луи Рьенье в качестве его заместителя. Послевоенная дальневосточная военно-морская дивизия состояла из броненосцев «Ла Галиссоньер» (флагман Леспе), «Тюренн» (флагман Рьёнье) и «Триомфант» , крейсеров «Лаперусс» , «Примоге» , «Шамплен» и «Ролан» , а также канонерских лодок «Випер» и «Сагиттер» . [ 13 ]
Личность и взгляды
[ редактировать ]Леспе имел обыкновение производить хорошее впечатление на тех, кто с ним знакомился. 9 августа 1884 года, через четыре дня после французской бомбардировки фортов Килунг, канадский миссионер Джордж Маккей был приглашен на борт «Ла Галиссоньер» в гавани Килунга и встретился с Леспе. Маккей, которого сопровождал тайваньский студент, был поражен человечностью французского адмирала:
Через четыре дня после бомбардировки я в компании с англичанином обогнул на пароходе побережье, и мне разрешили выйти на берег для осмотра дымящихся укреплений. Солдаты лежали ничком, тела были разбиты. Очевидно, они бежали, когда разорвавшиеся снаряды оборвались их жизни. Эти снаряды были выпущены с такой огромной силой, что срезали ветви дерева диаметром полфута. Взорвавшийся магазин разбросал массы бетона на невероятное расстояние. Нас с англичанином и одним из моих учеников пригласили на борт флагманского корабля « Ла Галиссонэр» и провели по всем частям судна. Когда мы спустились ниже, наше внимание привлекли три дыры диаметром почти в фут, прямо над поверхностью воды, оставленные снарядами китайского форта. Вице-адмирал очень высоко отзывался о артиллеристах, которые так верно целились. Хотя он был военным, этот офицер также был человеком сочувствующим; потому что, когда мой студент выглядел испуганным, когда солдаты во время учений и их офицеры метались взад и вперед с мечами, свисающими по бокам, он сказал: «Бедняга! Скажи ему, чтобы он не боялся. Нам не доставляет удовольствия убивать людей». [ 14 ]
Леспес был вдумчивым и чувствительным человеком, обладающим большим человеческим сочувствием. По словам капитана французского крейсера «Эклерёр» Фурнье , который встретил Джорджа Маккея в Килунге накануне французской эвакуации в июне 1885 года, Леспе не скрывал своего отвращения к Жюля Ферри агрессивной политике в отношении Китая и считал, что Франция должна не участвовали в китайско-французской войне . Такого же мнения придерживался и Фурнье (он называл принуждение Китая «отвратительным делом»), хотя это мнение не разделялось большинством офицеров Дальневосточной эскадры . [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- Лонле, Д. де, О Тонкин, 1883–1885 (Париж, 1886)
- Дубок, Э., Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
- Гарно, Французская экспедиция на Формозу, 1884–1885 гг. (Париж, 1894 г.)
- Уард, Л., Тонкинская война (Париж, 1887 г.)
- Луар, М., Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
- Маккей, Джордж Л. (1896). Из Дальней Формозы . Нью-Йорк: FH Revell Co. OCLC 855518794 .
- Томази А. Завоевание Индокитая (Париж, 1934 г.)
- Томази А., Военная история Французского Индокитая (Ханой, 1931 г.).
- Трефе Э. Наши моряки: вице-адмиралы, контр-адмиралы, генерал-офицеры морских войск и обслуживаемых корпусов (Париж, 1888 г.)