Дальневосточная эскадрилья
Французская Дальневосточная эскадра ( французский : escadre de l'Extrême-Orient ) была исключительной военно-морской группировкой, созданной во время китайско-французской войны (август 1884 — апрель 1885).
Фон
[ редактировать ]В 1882 году интересы Франции на Дальнем Востоке защищали две военно-морские дивизии: Кочинчинская военно-морская дивизия (базировалась в Сайгоне) и Дальневосточная военно-морская дивизия (базировалась в Иокогаме). Кочинчинская военно-морская дивизия ( Division navale de Cochinchine ) отвечала за наблюдение за прибрежным судоходством между Сингапуром и Хайнаньским проливом, а также вдоль рек Кочинчины и Камбоджи, в то время как Дальневосточная военно-морская дивизия ( Division navale de l'Extrême-Orient ) контролировала Китай. Побережье и моря вокруг Китая и Японии. [ 1 ]
Интервенция Анри Ривьера в Тонкин в апреле 1882 года была осуществлена судами Кочинчинской военно-морской дивизии. Поскольку Франция увеличила свои обязательства в Тонкине после поражения и смерти Ривьера в битве у Бумажного моста , в конце мая 1883 года была создана военно-морская дивизия для патрулирования Тонкинского залива. Командование этой новой военно-морской дивизией Тонкинских берегов ( division navale des Côtes du Tonkin ) было передано адмиралу Амеде Курбе . [ 2 ] генерала бригады Александра - Летом 1883 года для внутренних операций также была создана Тонкинская флотилия (flotille de Tonkin), состоящая из ряда транспортных судов и канонерских лодок, под командованием Эжена Буэ (1833–87). французский комендант в Тонкине.
Состав
[ редактировать ]Дальневосточная эскадра была официально сформирована 27 июня 1884 года в ответ на известие о засаде в Бук-Лу путем объединения военно-морской дивизии Тонкинского побережья и дальневосточной военно-морской дивизии. Военно-морская дивизия Тонкинского побережья, находившаяся с июля 1883 года под командованием адмирала Амеде Курбе , состояла из броненосцев «Баярд» (флагман) и «Аталанте» , крейсера «Шаторено» , лёгких фрегатов «Амелен» и «Парсеваль » , канонерских лодок «Рысь » , «Випер» и «Аспик» , военных кораблей. «Драк» и «Сона» и торпедные катера №№ 45 и 46. Дальневосточная военно-морская дивизия, находившаяся под командованием адмирала Себастьяна Леспе с марта 1884 года, состояла из броненосцев «Ла Галиссоньер» (флагманский корабль) и «Триомфант» , крейсеров «Д'Эстен» , «Дюге- Труэн , Виллар и Вольта , а также канонерская лодка «Лютен» . [ 3 ] Новая эскадрилья была передана под командование Курбе, а его заместителем стал Леспе.
В октябре 1884 года к эскадре присоединились крейсеры «Риго де Женуйи» со станции «Левант», «Ньелли» со станции в Индийском океане и «Шамплен» . [ 4 ] В конце ноября 1884 года четвёртый крейсер «Эклерёр» . с Тихоокеанской станции прибыл [ 5 ] В январе 1885 года к эскадре присоединились крейсеры «Дюшаффо» из Новой Каледонии и «Лаперуз» из Франции. [ 6 ] Примерно в конце марта 1885 года крейсер «Кергелен» в состав эскадры вошел переведённый с Тихоокеанской станции . Французские военно-морские силы в Тонкине были сильно усилены весной 1885 года крейсерами «Фабер» и «Ла Клошетри» , а морская канонерская лодка «Ягуар» , ранее базировавшаяся в Аонг-Бей в составе Тонкинской флотилии, в этот период также была передана в состав Дальневосточной эскадры. .
В апреле 1885 года эскадра была усилена третьей военно-морской дивизией, отправленной из Франции в январе 1885 года под командованием адмирала Адриена-Бартелеми-Луи Рьенье . Дивизия Рьёнье состояла из броненосного «Тюренна» (его флагмана), крейсеров «Магон» , «Примоге» и «Роланд» , а также канонерских лодок «Комета» и «Сагиттер» . Дивизию сопровождали еще два миноносца №№ 44 и 45, а также «вспомогательный крейсер» «Шато-Икем» — гражданское судно, арендованное и вооруженное французским правительством на время боевых действий с Китаем. [ 7 ] Дивизия Рьенье слишком поздно достигла вод Дальнего Востока, чтобы принять участие в активных военно-морских операциях, но некоторые из ее кораблей приняли участие в продолжающейся французской блокаде реки Янцзы в период с апреля по июнь 1885 года.
В апреле 1885 года, по окончании китайско-французской войны, в состав эскадры входили следующие суда:
- Броненосцы: Баярд , Галиссоньер , Тюренн , Триумфант , Аталанте.
- Крейсеры (1-й класс): Дюге-Труэн , Виллар , д'Эстен , Лаперуз , Ньелли , Магон , Примоге , Ролан.
- Крейсеры (2-й класс): Шамплен , Шаторено , Эклерёр , Риго де Женуйи.
- Крейсеры 3-го класса: Кергелен , Вольта , Дюшаффо.
- Ависос-транспорт : Сона
- Канонерские лодки: Лепрекон , Гадюка , Рысь , Комета , Стрелец , Аспид , Ягуар.
- Транспорты (1-й класс): Аннамит , Тонкин
- Вспомогательные крейсеры: Шато-Икем
- Торпедные катера (2-го класса): №№ 44, 45, 46 и 50. [ 8 ]
Адмирал Курбе умер на борту своего флагманского корабля «Баярд» в гавани Магонг в Пескадорских островах 11 июня 1885 года, и на короткое время его сменил адмирал Себастьян Леспес . 25 июля 1885 года французское правительство восстановило традиционную дальневосточную военно-морскую дивизию в численности, близкой к ее численности 1883 года. Дивизия под командованием адмирала Леспе и вторым командиром Рьенье состояла из броненосцев «Ла Галиссоньер» (флагман), «Тюренн» и «Триомфант » , крейсеров «Лаперуз» , «Примоге» , «Шамплен» и «Ролан» , а также канонерских лодок «Випер» и «Сагиттер» . [ 9 ] Остальные корабли вернулись во Францию, либо были переведены в Тонкин, либо отправлены на различные станции французского флота по всему миру:
Примерно в конце июня каждый день наблюдался отход одного из наших кораблей. Д'Эстен и Кергелен ушли первыми, буксируя торпедные катера № 50 и 44 до Сайгона, а затем продолжили путь во Францию. Виллар и Эклер последовали за ними, а Шато-Икем переправил войска, артиллерию и мулов в залив Аонг. Затем Аннамит уехала репатриировать больных. Следующими отправились Дюге-Труэн и Шаторено , чтобы вернуться во Францию. Магон и Фабер вернулись на тихоокеанскую станцию, а Риго де Женуйи — на станцию Левант. Чуть позже «Аталанте» ушел на списание в Сайгон, «Ньелли» присоединился к станции в Индийском океане, а «Ла Клошетри» , «Лютен» и «Комет» отправились в Тонкин, чтобы присоединиться к командованию генерала де Курси. [ 10 ]
Операции
[ редактировать ]Дальневосточная эскадра неоднократно участвовала в боевых действиях во время китайско-французской войны. Броненосец «Ла Галиссоньер» , крейсер «Вилар» и канонерская лодка «Лютен» приняли участие в бомбардировке Килунга 5 августа 1884 года под руководством контр-адмирала Леспеса. Десант, высаженный Леспесом во второй половине дня 5 августа для занятия Килунга, состоял из десантных рот Баярда и Виллара под командованием капитана фрегата Мартена и лейтенанта де Вайссо Жакмье. Обе роты были атакованы превосходящими силами Китая утром 6 августа, и им пришлось с боями отойти к побережью, где они снова высадились на борт. Потери французов в этой операции составили 2 убитых и 11 раненых. [ 11 ]
Другие корабли участвовали в битве при Фучжоу (23 августа 1884 г.), различных операциях Килунгской кампании , включая высадку у Килунга и Тамсуи (1–8 октября 1884 г.), блокаде Формозы (октябрь 1884 г. — апрель 1885 г.), битве Шипу (14 февраля 1885 г.), так называемая битва при Чжэньхае (1 марта 1885 г.), Кампания Пескадорес (март 1885 г.) и «рисовая блокада» реки Янцзы (март-июнь 1885 г.).
Был также ряд подвигов отдельных судов. Легкий фрегат «Парсеваль» , отправленный летом 1884 года в Шанхай для наблюдения за перемещениями китайского флота Южных морей, в сентябре 1884 года совершил дерзкий ночной побег под артиллерийскими орудиями фортов Усон.
Потери
[ редактировать ]Ни одно судно эскадры не было потеряно в бою, но было несколько потерь по другим причинам. Легкий фрегат «Амелен» ( capitaine de frégate Roustan) застрял на реке Мин в июле 1884 года и был вынужден вернуться во Францию для ремонта. [ 12 ] Тринадцать моряков были ошпарены насмерть на борту крейсера «Риго де Женуйи» 15 ноября 1884 года в результате взрыва котла. [ 13 ]
Торпедный катер № 45, участвовавший в битве при Фучжоу , погиб в море 21 марта 1885 года во время плавания в Нинбо, чтобы присоединиться к французским кораблям, блокировавшим устье реки Янцзы. [ 14 ] Торпедный катер № 46, атаковавший и потопивший китайский корвет «Янву» во время битвы при Фучжоу , погиб в море у Макунга 30 апреля 1885 года, вскоре после окончания китайско-французской войны. [ 15 ] Оба торпедных катера были потеряны во время буксировки ( Шаторено и д'Эстен соответственно) и в обоих случаях затонули после разрыва буксирного троса. В обоих случаях жертв не было.
Боевые потери экипажей кораблей и десантных рот эскадры были умеренными. Эскадра понесла незначительные потери в битве при Фучжоу и последующем спуске по реке Минь, а также более тяжелые потери 8 октября 1884 года в результате неудачной высадки в Тамсуи во время Килунгской кампании . Потери французов в битве при Шипу были минимальными. Несколько моряков умерли от холеры во время четырехмесячной оккупации Пескадоресских островов после Пескадоресской кампании .
Корабли Дальневосточной эскадры
[ редактировать ]-
Баярд (5915 тонн), флагман адмирала Курбе.
-
Аталанта
-
Ла Галиссоньерка (4585 тонов)
-
Торжествующий (4585 тонов)
-
Дюге-Труэн (3479 тонн)
-
Время
-
Проглотил
-
Парсеваль (870 тонн)
-
Лютин
-
Комета
-
Скаут
Военно-морская форма Дальневосточной эскадры
[ редактировать ]-
Французский моряк
-
«Иду в бой»
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дальневосточная военно-морская дивизия была также известна как военно-морская дивизия Китая и Японского морей ( Division navale des Mers de Chine et du Japon ).
- ^ Соня, 6–10.
- ^ Соня, 5–6
- ^ Соня, 215
- ^ Соня, 224
- ^ Соня, 273 и 274.
- ^ Соня, 294–5.
- ^ Соня, 358–68.
- ^ Соня, 354–5.
- ^ Соня, 351–2.
- ^ Гарно, 23–31; Соня, 91–101
- ^ Соня, 71–5.
- ^ Соня, 222
- ^ Дубок, 294
- ^ Соня, 331–2.
Ссылки
[ редактировать ]- Дестелан, П., Аннам и Тонкин: путевые заметки моряка (Париж, 1892 г.)
- Дюбок, Эмиль, Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
- Ферреро, Стефан, Формоза, взгляд французского моряка XIX века. и века (Париж, 2005 г.)
- Гарно, Французская экспедиция на Формозу, 1884–1885 гг. (Париж, 1894 г.)
- Луар, Морис, Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
- Лунг Чанг [龙章], Юэ-нан юй Чунг-фа чан-чэн [Вьетнам и китайско-французская война, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
- Бернар, Эрве, Л'Амирал Адриен, Бартелеми, Луи, Анри Рьенье (1833–1918) Военно-морской министр – Необыкновенная жизнь великого моряка ( Биарриц , 2005)
- Роулинсон, Джон, Борьба Китая за развитие военно-морского флота, 1839–1895 (Гарвард, 1967)
- Ролле де л'Иль, Морис, В Тонкине и в Китайском морях (Париж, 1886 г.)
- Райт, Ричард, Паровой флот Китая, 1862–1945 (Лондон, 2001 г.)