Jump to content

Дальневосточная эскадрилья

Адмирал Анатоль-Амеде-Проспер Курбе (1827–1885 гг.)
Адмирал Себастьян-Николя-Жоахим Леспе (1828–97)
Адмирал Адриан-Бартелеми-Луи Рьенье (1833–1918)

Французская Дальневосточная эскадра ( французский : escadre de l'Extrême-Orient ) была исключительной военно-морской группировкой, созданной во время китайско-французской войны (август 1884 — апрель 1885).

В 1882 году интересы Франции на Дальнем Востоке защищали две военно-морские дивизии: Кочинчинская военно-морская дивизия (базировалась в Сайгоне) и Дальневосточная военно-морская дивизия (базировалась в Иокогаме). Кочинчинская военно-морская дивизия ( Division navale de Cochinchine ) отвечала за наблюдение за прибрежным судоходством между Сингапуром и Хайнаньским проливом, а также вдоль рек Кочинчины и Камбоджи, в то время как Дальневосточная военно-морская дивизия ( Division navale de l'Extrême-Orient ) контролировала Китай. Побережье и моря вокруг Китая и Японии. [ 1 ]

Интервенция Анри Ривьера в Тонкин в апреле 1882 года была осуществлена ​​судами Кочинчинской военно-морской дивизии. Поскольку Франция увеличила свои обязательства в Тонкине после поражения и смерти Ривьера в битве у Бумажного моста , в конце мая 1883 года была создана военно-морская дивизия для патрулирования Тонкинского залива. Командование этой новой военно-морской дивизией Тонкинских берегов ( division navale des Côtes du Tonkin ) было передано адмиралу Амеде Курбе . [ 2 ] генерала бригады Александра - Летом 1883 года для внутренних операций также была создана Тонкинская флотилия (flotille de Tonkin), состоящая из ряда транспортных судов и канонерских лодок, под командованием Эжена Буэ (1833–87). французский комендант в Тонкине.

Дальневосточная эскадра была официально сформирована 27 июня 1884 года в ответ на известие о засаде в Бук-Лу путем объединения военно-морской дивизии Тонкинского побережья и дальневосточной военно-морской дивизии. Военно-морская дивизия Тонкинского побережья, находившаяся с июля 1883 года под командованием адмирала Амеде Курбе , состояла из броненосцев «Баярд» (флагман) и «Аталанте» , крейсера «Шаторено» , лёгких фрегатов «Амелен» и «Парсеваль » , канонерских лодок «Рысь » , «Випер» и «Аспик» , военных кораблей. «Драк» и «Сона» и торпедные катера №№ 45 и 46. Дальневосточная военно-морская дивизия, находившаяся под командованием адмирала Себастьяна Леспе с марта 1884 года, состояла из броненосцев «Ла Галиссоньер» (флагманский корабль) и «Триомфант» , крейсеров «Д'Эстен» , «Дюге- Труэн , Виллар и Вольта , а также канонерская лодка «Лютен» . [ 3 ] Новая эскадрилья была передана под командование Курбе, а его заместителем стал Леспе.

В октябре 1884 года к эскадре присоединились крейсеры «Риго де Женуйи» со станции «Левант», «Ньелли» со станции в Индийском океане и «Шамплен» . [ 4 ] В конце ноября 1884 года четвёртый крейсер «Эклерёр» . с Тихоокеанской станции прибыл [ 5 ] В январе 1885 года к эскадре присоединились крейсеры «Дюшаффо» из Новой Каледонии и «Лаперуз» из Франции. [ 6 ] Примерно в конце марта 1885 года крейсер «Кергелен» в состав эскадры вошел переведённый с Тихоокеанской станции . Французские военно-морские силы в Тонкине были сильно усилены весной 1885 года крейсерами «Фабер» и «Ла Клошетри» , а морская канонерская лодка «Ягуар» , ранее базировавшаяся в Аонг-Бей в составе Тонкинской флотилии, в этот период также была передана в состав Дальневосточной эскадры. .

В апреле 1885 года эскадра была усилена третьей военно-морской дивизией, отправленной из Франции в январе 1885 года под командованием адмирала Адриена-Бартелеми-Луи Рьенье . Дивизия Рьёнье состояла из броненосного «Тюренна» (его флагмана), крейсеров «Магон» , «Примоге» и «Роланд» , а также канонерских лодок «Комета» и «Сагиттер» . Дивизию сопровождали еще два миноносца №№ 44 и 45, а также «вспомогательный крейсер» «Шато-Икем» — гражданское судно, арендованное и вооруженное французским правительством на время боевых действий с Китаем. [ 7 ] Дивизия Рьенье слишком поздно достигла вод Дальнего Востока, чтобы принять участие в активных военно-морских операциях, но некоторые из ее кораблей приняли участие в продолжающейся французской блокаде реки Янцзы в период с апреля по июнь 1885 года.

В апреле 1885 года, по окончании китайско-французской войны, в состав эскадры входили следующие суда:

  • Броненосцы: Баярд , Галиссоньер , Тюренн , Триумфант , Аталанте.
  • Крейсеры (1-й класс): Дюге-Труэн , Виллар , д'Эстен , Лаперуз , Ньелли , Магон , Примоге , Ролан.
  • Крейсеры (2-й класс): Шамплен , Шаторено , Эклерёр , Риго де Женуйи.
  • Крейсеры 3-го класса: Кергелен , Вольта , Дюшаффо.
  • Ависос-транспорт : Сона
  • Канонерские лодки: Лепрекон , Гадюка , Рысь , Комета , Стрелец , Аспид , Ягуар.
  • Транспорты (1-й класс): Аннамит , Тонкин
  • Вспомогательные крейсеры: Шато-Икем
  • Торпедные катера (2-го класса): №№ 44, 45, 46 и 50. [ 8 ]

Адмирал Курбе умер на борту своего флагманского корабля «Баярд» в гавани Магонг в Пескадорских островах 11 июня 1885 года, и на короткое время его сменил адмирал Себастьян Леспес . 25 июля 1885 года французское правительство восстановило традиционную дальневосточную военно-морскую дивизию в численности, близкой к ее численности 1883 года. Дивизия под командованием адмирала Леспе и вторым командиром Рьенье состояла из броненосцев «Ла Галиссоньер» (флагман), «Тюренн» и «Триомфант » , крейсеров «Лаперуз» , «Примоге» , «Шамплен» и «Ролан» , а также канонерских лодок «Випер» и «Сагиттер» . [ 9 ] Остальные корабли вернулись во Францию, либо были переведены в Тонкин, либо отправлены на различные станции французского флота по всему миру:

Примерно в конце июня каждый день наблюдался отход одного из наших кораблей. Д'Эстен и Кергелен ушли первыми, буксируя торпедные катера № 50 и 44 до Сайгона, а затем продолжили путь во Францию. Виллар и Эклер последовали за ними, а Шато-Икем переправил войска, артиллерию и мулов в залив Аонг. Затем Аннамит уехала репатриировать больных. Следующими отправились Дюге-Труэн и Шаторено , чтобы вернуться во Францию. Магон и Фабер вернулись на тихоокеанскую станцию, а Риго де Женуйи — на станцию ​​Левант. Чуть позже «Аталанте» ушел на списание в Сайгон, «Ньелли» присоединился к станции в Индийском океане, а «Ла Клошетри» , «Лютен» и «Комет» отправились в Тонкин, чтобы присоединиться к командованию генерала де Курси. [ 10 ]

Операции

[ редактировать ]
Ла Галиссоньер в бою в Килунге, 5 августа 1884 года.

Дальневосточная эскадра неоднократно участвовала в боевых действиях во время китайско-французской войны. Броненосец «Ла Галиссоньер» , крейсер «Вилар» и канонерская лодка «Лютен» приняли участие в бомбардировке Килунга 5 августа 1884 года под руководством контр-адмирала Леспеса. Десант, высаженный Леспесом во второй половине дня 5 августа для занятия Килунга, состоял из десантных рот Баярда и Виллара под командованием капитана фрегата Мартена и лейтенанта де Вайссо Жакмье. Обе роты были атакованы превосходящими силами Китая утром 6 августа, и им пришлось с боями отойти к побережью, где они снова высадились на борт. Потери французов в этой операции составили 2 убитых и 11 раненых. [ 11 ]

Другие корабли участвовали в битве при Фучжоу (23 августа 1884 г.), различных операциях Килунгской кампании , включая высадку у Килунга и Тамсуи (1–8 октября 1884 г.), блокаде Формозы (октябрь 1884 г. — апрель 1885 г.), битве Шипу (14 февраля 1885 г.), так называемая битва при Чжэньхае (1 марта 1885 г.), Кампания Пескадорес (март 1885 г.) и «рисовая блокада» реки Янцзы (март-июнь 1885 г.).

Был также ряд подвигов отдельных судов. Легкий фрегат «Парсеваль» , отправленный летом 1884 года в Шанхай для наблюдения за перемещениями китайского флота Южных морей, в сентябре 1884 года совершил дерзкий ночной побег под артиллерийскими орудиями фортов Усон.

Капитан фрегата Жермен Альбер Рустан (1842–1903)

Ни одно судно эскадры не было потеряно в бою, но было несколько потерь по другим причинам. Легкий фрегат «Амелен» ( capitaine de frégate Roustan) застрял на реке Мин в июле 1884 года и был вынужден вернуться во Францию ​​для ремонта. [ 12 ] Тринадцать моряков были ошпарены насмерть на борту крейсера «Риго де Женуйи» 15 ноября 1884 года в результате взрыва котла. [ 13 ]

Торпедный катер № 45, участвовавший в битве при Фучжоу , погиб в море 21 марта 1885 года во время плавания в Нинбо, чтобы присоединиться к французским кораблям, блокировавшим устье реки Янцзы. [ 14 ] Торпедный катер № 46, атаковавший и потопивший китайский корвет «Янву» во время битвы при Фучжоу , погиб в море у Макунга 30 апреля 1885 года, вскоре после окончания китайско-французской войны. [ 15 ] Оба торпедных катера были потеряны во время буксировки ( Шаторено и д'Эстен соответственно) и в обоих случаях затонули после разрыва буксирного троса. В обоих случаях жертв не было.

Боевые потери экипажей кораблей и десантных рот эскадры были умеренными. Эскадра понесла незначительные потери в битве при Фучжоу и последующем спуске по реке Минь, а также более тяжелые потери 8 октября 1884 года в результате неудачной высадки в Тамсуи во время Килунгской кампании . Потери французов в битве при Шипу были минимальными. Несколько моряков умерли от холеры во время четырехмесячной оккупации Пескадоресских островов после Пескадоресской кампании .

Корабли Дальневосточной эскадры

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дальневосточная военно-морская дивизия была также известна как военно-морская дивизия Китая и Японского морей ( Division navale des Mers de Chine et du Japon ).
  2. ^ Соня, 6–10.
  3. ^ Соня, 5–6
  4. ^ Соня, 215
  5. ^ Соня, 224
  6. ^ Соня, 273 и 274.
  7. ^ Соня, 294–5.
  8. ^ Соня, 358–68.
  9. ^ Соня, 354–5.
  10. ^ Соня, 351–2.
  11. ^ Гарно, 23–31; Соня, 91–101
  12. ^ Соня, 71–5.
  13. ^ Соня, 222
  14. ^ Дубок, 294
  15. ^ Соня, 331–2.
  • Дестелан, П., Аннам и Тонкин: путевые заметки моряка (Париж, 1892 г.)
  • Дюбок, Эмиль, Тридцать пять месяцев кампании в Китае, в Тонкине (Париж, 1899 г.)
  • Ферреро, Стефан, Формоза, взгляд французского моряка XIX века. и века (Париж, 2005 г.)
  • Гарно, Французская экспедиция на Формозу, 1884–1885 гг. (Париж, 1894 г.)
  • Луар, Морис, Эскадра адмирала Курбе (Париж, 1886 г.)
  • Лунг Чанг [龙章], Юэ-нан юй Чунг-фа чан-чэн [Вьетнам и китайско-французская война, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
  • Бернар, Эрве, Л'Амирал Адриен, Бартелеми, Луи, Анри Рьенье (1833–1918) Военно-морской министр – Необыкновенная жизнь великого моряка ( Биарриц , 2005)
  • Роулинсон, Джон, Борьба Китая за развитие военно-морского флота, 1839–1895 (Гарвард, 1967)
  • Ролле де л'Иль, Морис, В Тонкине и в Китайском морях (Париж, 1886 г.)
  • Райт, Ричард, Паровой флот Китая, 1862–1945 (Лондон, 2001 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e49a9b897cf2d0f3c0c369cf64f60cea__1716244500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/ea/e49a9b897cf2d0f3c0c369cf64f60cea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Far East Squadron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)