Китайский крейсер Чжиюань
Чжиюань около 1894 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Чжиюань |
Заказал | Октябрь 1885 г. |
Строитель | Армстронг Уитворт , Элсвик , Англия |
Заложен | 20 октября 1885 г. |
Запущен | 29 сентября 1886 г. |
Завершенный | 23 июля 1887 г. |
Судьба | Потоплен в бою 17 сентября 1894 г. |
Общие характеристики | |
Тип | «Чжиюань » типа Защищенный крейсер |
Смещение | 2300 длинных тонн (2300 т) |
Длина | 268 футов (82 м) |
Луч | 38 футов (12 м) |
Черновик | 15 футов (4,6 м) |
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Емкость | 510 тонн угля |
Дополнить | 204–260 офицеров и солдат |
Вооружение |
|
Броня |
|
Чжиюань ( китайский : 致遠 ; пиньинь : Чжиюань ; Уэйд-Джайлс : Чи Юэнь ) был защищенным крейсером, построенным для Императорского флота Китая . Она была построена Армстронгом Уитвортом в Элсвике , Англия. Он был одним из двух «Чжиюань» класса защищенных крейсеров , построенных вместе с однотипным кораблем «Цзинъюэнь» . Чжиюань был вооружен меньшим количеством крупногабаритных военно-морских орудий , в отличие от более поздних кораблей этого типа (таких как британский «Перл» класс ), которые несли большее количество орудий меньшего размера. среднего калибра Это произошло потому, что скорострельная пушка еще не была внедрена, поэтому огневая мощь военного корабля в то время в значительной степени зависела от веса отдельного снаряда, а не от объема огня. Оба корабля были приписаны к Бэйянскому флоту им командовал Дэн Шичан , и на протяжении всей жизни .
которая посещала порты летом 1889 года. Чжиюаня Он был частью флотилии , Единственное действие было в битве на реке Ялу 17 сентября 1894 года во время Первой китайско-японской войны . Во время боя она попала под шквальный огонь японских войск. Попав в пробоину, Дэн приказал кораблю протаранить судно противника. Она была уничтожена при закрытии либо в результате попадания в один из торпедных аппаратов , либо в результате попадания японской торпеды . Это нападение и последующая история ее капитана и его собаки прочно вошли в массовую культуру Китайской Народной Республики . Копия « Чжиюаня» была построена в 2014 году в порту Даньдун , а затонувший корабль был обнаружен в 2013 году после 16-летних поисков.
Дизайн и описание
[ редактировать ]В то время, когда в октябре 1885 года был заказан «Чжиюань» , в военно-морских кругах шла дискуссия по поводу различий между броненосными крейсерами и защищенными крейсерами . Вице-король провинции Чжили находился в Европе , Ли Хунчжан чтобы заказать корабли у строителей западных стран. Он не смог сделать выбор между двумя типами, поэтому в ходе эксперимента разместил заказы на два судна каждого типа. Заказ на два Zhiyuen класса защищенных крейсера был отдан компании Armstrong Whitworth в Элсвике , Англия, известной как ведущий строитель судов этого типа в тот период. [ 1 ] [ 2 ]
Чжиюэня составляла 268 футов (82 метра) Общая длина . Она имела ширину 38 футов (12 м) и осадку 15 футов (4,6 м). Чжиюэнь имел водоизмещение 2300 длинных тонн (2300 тонн) и имел экипаж из 204–260 офицеров и рядовых. [ 1 ] Она была оснащена внутренней защитной бронепалубой толщиной 4 дюйма (10 см) на склонах и 3 дюйма (7,6 см) на равнине. [ 1 ] Надстройка была разделена на водонепроницаемые отсеки, имела приподнятый бак и ют , одну трубу и две мачты. [ 3 ] Он приводился в движение паровой машиной сложного расширения с четырьмя котлами , приводившими в движение два винта. Это обеспечивало заявленную мощность 6850 лошадиных сил (5110 кВт) при максимальной скорости 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час). [ 1 ] Корабль был оснащен всей электрикой и гидравликой , включая перемещение выстрела от ящиков для боеприпасов к орудиям. [ 3 ]
Ранее защищенные крейсеры, такие как китайский крейсер Chaoyong, были оснащены небольшим количеством главных орудий диаметром 10 дюймов (25 см), но, хотя Zhiyuen больше этого корабля, он был построен с более высоким надводным бортом, чтобы улучшить его мореходные качества по сравнению с меньшим судном. Соображения по поводу большого веса, возникшие из-за желания установить основное вооружение на баке и юте, потребовали, чтобы он был вооружен немного меньшими (и, следовательно, более легкими) основными орудиями, чем Chaoyong. Основное вооружение состоит из трёх казнозарядных 8-дюймовых (20-см) Круппа . орудий [ 1 ] две спаренные на вращающейся платформе с гидравлическим приводом в передней части корабля и одна пушка, установленная на вращающейся с ручным управлением платформе в корме, по-прежнему оставались мощным вооружением для крейсера такого размера. [ 3 ] Обе установки были защищены орудийными щитами толщиной 2 дюйма (5,1 см) . Вспомогательное вооружение состояло из двух 6-дюймовых (15-см) орудий Армстронга, установленных на спонсонах по обе стороны палубы, по сравнению с четырьмя 4,7-дюймовыми казнозарядными орудиями с ограниченным ходом, установленными на «Чаойонге». [ 1 ] Корабль также имел восемь 6-фунтовых орудий QF Hotchkiss на установках Vavasseur . [ 1 ] [ 3 ] две 3-фунтовые пушки Гочкиса QF и восемь 1-фунтовых орудий в дополнение к ее основным орудиям при атаке или для торпедной защиты на близком расстоянии. Чжиюэнь был также оснащен другим вооружением, кроме морской артиллерии , которое включало шесть гатлинговых орудий , а также четыре надводных торпедных аппарата . [ 1 ] Одна пара торпедных аппаратов была установлена в носовой части, а другая пара - в кормовой части, где они приводились в действие с помощью электричества из капитанской каюты. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]По приказу Ли Хунчжана в октябре 1885 года на строительство двух защищенных крейсеров « Чжиюань» был заложен позже в том же месяце, 20 октября. Строительство продолжалось весь 1886 год, корабль был спущен на воду 29 сентября. Официально он был завершен 23 июля 1887 года. И «Чжиюань» , и ее родственный корабль были «Цзинъюань» заложены одновременно, но, несмотря на то, что «Чжиюань» был спущен на воду на шесть недель раньше, чем «Цзинъюань» , он был построен на две недели позже, чем ее сестра. [ 1 ]
После завершения строительства оба корабля вместе с двумя броненосными крейсерами «Цзинъюань» и «Лайюань» , а также недавно построенным китайским миноносцем , сошлись в Соленте недалеко от Портсмута в августе 1887 года. Императорский китайский адмирал Уильям М. Ланг, бывший служащий Королевского флота , был отправлен обратно в Европу, чтобы принять командование эскадрой во время ее путешествия в Китай. За исключением нескольких западных советников, корабли были укомплектованы китайскими экипажами. Чжиюэнь находился под командованием капитана Дэн Шичана . Находясь в Соленте, их проинспектировал Хунчжан. Ожидалось, что они немедленно отправятся в путь в Китай, но из-за потери якоря и срочного ремонта они ушли 12 сентября. Они прибыли в Сямэнь (ныне Сямэнь ) в ноябре, где оставались зимой, а весной соединились с Бэйянским флотом в Шанхае . [ 4 ]
В 1888 году «Чжиюэнь» была перекрашена вместе с остальной частью китайского флота: вместо полностью серой схемы, с которой она отплыла из Англии, на комбинацию черного корпуса , белого цвета над ватерлинией и желтовато-коричневого цвета воронок , типичного для викторианской эпохи. . В мае 1889 года Чжиюэнь и Бэйянский флот были переброшены на укрепление Вэйхайвэй (ныне Вэйхай ). Летом того же года он входил в состав флотилии под командованием адмирала Дин Ручанга , которая направлялась в Чефу (ныне Яньтай ), Чемлупо (ныне Инчхон , Южная Корея) и на базу Императорского флота России во Владивостоке . На обратном пути они остановились в Фусане (ныне Пусан , Южная Корея). [ 5 ]
Битва на реке Ялу
[ редактировать ]
Чжиюэнь впервые принял участие в боевых действиях во время одного из первых сражений Первой китайско-японской войны, в битве на реке Ялу 17 сентября 1894 года. Каждый китайский корабль был соединен с другим в вспомогательной роли на случай сбоя сигнализации . и ее однотипный корабль сгруппировались вместе. [ 6 ] Вскоре после начала боя сигнальная мачта адмирала Ручана на борту «Динъюань» была выведена из строя собственным оружием. Это означало, что весь китайский флот на протяжении всего боя действовал этими парами без какой-либо центральной организации. [ 7 ]
К 14:00 Чжиюэнь вступил в бой с корветом «Хиэй» , оставленным более быстрыми судами основного японского соединения. [ 8 ] Хиеи вырвался из боя и прошел прямо между двумя Динъюань, класса броненосцами Динъюань и Чжэньюань, пытаясь догнать других членов строя, получив при этом серьезные повреждения. [ 9 ] Эскадра японских кораблей в составе крейсеров «Ёсино» , «Такачихо» , «Акицусима» и «Нанива» на протяжении всего боя действовала совместно. [ 7 ] Ближе к полудню эскадра обратила свое внимание на Чжиюань и ее однотипный корабль; [ 10 ] более быстрые японские суда кружили вокруг китайской пары, обстреливая их огнем. Она начала крениться на правый борт , начав набирать воду из дыры в корпусе. [ 11 ]
Капитан Дэн отдал кораблю приказ протаранить японский крейсер. [ 11 ] но когда она приблизилась, попадание снаряда диаметром 10 дюймов (25 см) в один из Чжиюаня торпедных аппаратов вызвало взрыв; она затонула около 15:30 . [ 10 ] Альтернативные сообщения предполагают, что Чжиюань действительно был торпедирован. [ 12 ] [ 13 ] Из 246 офицеров и солдат, находившихся на борту, выжили только семеро. [ 14 ]
Американец Фило Макгиффин , находившийся на борту «Чжэньюаня» , после боя сообщил, что о судьбе корабля ходило множество историй, но одна, с которой согласились выжившие, — это рассказ о взаимодействии капитана Дэна и его собаки. Когда корабль затонул, капитану пришлось цепляться за обломки. Однако его собака подплыла к нему. Дэн выбросил обломки и, не имея возможности плавать, утонул вместе с собакой. [ 15 ] Китайские источники впоследствии заявили, что капитан Дэн принял решение затонуть вместе с Чжиюанем . В этом пересказе собака попыталась оттащить его в безопасное место, но он отказался двигаться, и оба умерли. [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]Популярная культура
[ редактировать ]История о приказе Дэна таранить « Ёсино» и его последующем отказе покинуть затонувший корабль привела к тому, что он был помещен в массовую культуру как национальный герой, особенно после образования Китайской Народной Республики . [ 16 ] Героизм Дэна на Чжиюань повторяется в школьных учебниках, где китайцы восхваляют его действия, одновременно критикуя Ли Хунчжана. [ 17 ] ВМС Народно -освободительной армии учебный корабль «Шичан» . Именем Дэна назван [ 18 ]
В результате Чжиюань получил много упоминаний и появлений в исторических реконструкциях, таких как Чанчуньской киностудии фильм 1962 года «Морской бой 1894 года» , в котором основное внимание уделяется действиям Дэна в битве на реке Ялу. Этот конкретный фильм заканчивается сценой, в которой Чжиюань пытается протаранить Ёсино , прежде чем волны разбиваются о камни на береговой линии, на что накладывается лицо Дэна. [ 16 ] Дэн и « Чжиюань» появились в китайском телесериале 2003 года « На пути к республике» , в котором он был описан как строгий, но благородный капитан, чья корабельная компания уважает его и его авторитет. [ 19 ]
Реконструкция
[ редактировать ]В ознаменование этого периода истории в 2014 году Китай инвестировал 37 миллионов юаней в строительство копии Чжиюань, строящейся в порту Даньдун , недалеко от устья реки Ялу . [ 14 ] Строительство копии было осуществлено компанией Dandong Shipbuilding Heavy Industries Co., Ltd. в том же масштабе, что и оригинал. Новый Чжиюань станет плавучим музеем. Внутри будут экспонаты и записи о Чжиюане , Бэйянском флоте, Первой китайско-японской войне и экспонаты из жизни на море. [ 20 ]
Раскопки места крушения
[ редактировать ]
С 1997 года предпринимались попытки найти обломки «Чжиюаня » . В ходе дноуглубительных работ вблизи устья Ялу были обнаружены фрагменты корпусов китайских судов. [ 14 ] В 2013 году недалеко от порта Даньдун было обнаружено кораблекрушение, получившее кодовое название «Даньдун № 1». После почти двухлетнего расследования было официально подтверждено крушение Чжиюаня . Дальнейшие раскопки продолжились в 59 километрах (37 миль) к югу от Ялу. [ 21 ] было спасено более 100 предметов С тех пор из Чжиюаня , включая оружие, части корабля и предметы, связанные с повседневной жизнью экипажа. [ 22 ]
Была найдена разбитая фарфоровая табличка с именем Чжиюань , которая помогла идентифицировать сосуд. Военно-морской историк Чэнь Юэ подчеркнул важность поиска обычных живых предметов для тех, кто исследует китайско-японскую войну, и выразил большую надежду на обнаружение официальной печати судна. Он сказал: «Корабельная печать всегда изготавливалась из хороших материалов и хранилась в прочном ящике. Вполне возможно, что мы сможем ее найти». [ 22 ] В ходе раскопок были обнаружены тела семи членов экипажа. [ 23 ] Идея спустить затонувший корабль на воду изначально была отвергнута из-за риска обрушения конструкции. [ 21 ] но планы по подъему судна еще не утверждены. Он предназначен для демонстрации экспонатов в новом музее, расположенном в соседнем Даньдуне . [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Райт 2000 , с. 73.
- ^ Шено и Колесник 1979 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б с д и Райт 2000 , с. 76.
- ^ Райт 2000 , с. 74.
- ^ Райт 2000 , с. 82.
- ^ Райт 2000 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Райт 2000 , с. 91.
- ^ Макгиффин 1895 , стр. 597.
- ^ Макгиффин 1895 , стр. 598.
- ^ Jump up to: а б Райт 2000 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б «Военные вести по почте» . Брисбенский курьер . Том. ЛИ, нет. 11477. 26 октября 1894. с. 5 . Проверено 7 января 2017 г. - через Trove.
- ^ «Корейская война» . «Экспресс и телеграф» . Том. XXXI, нет. 9257. 21 сентября 1894 г. с. 3 . Проверено 7 января 2017 г. - через Trove .
- ^ Jump up to: а б Инин, Пэн (24 сентября 2014 г.). «Морская перемена» . Китайская газета . Информационное бюро Госсовета . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Появляется прототип корабля-копии «Чжиюань», который, как ожидается, будет завершен и спущен на воду в сентябре. (на китайском языке). Компания Сина . 2 августа 2014 года . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Макгиффин 1895 , стр. 599.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1987 , стр. 114–115.
- ^ Митчелл, Том; Хардинг, Робин; Манди, Саймон (11 августа 2015 г.). «Азия: уроки истории питают конкурирующий национализм» . Файнэншл Таймс . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Эриксон и др. 2012 , стр. 264–265.
- ^ Мюллер 2007 , с. 38.
- ^ Корабль-копия «Корабль Чжиюань» воссоздаст древнее поле битвы китайско-японской войны. . Синьхуанет (на китайском языке). 2 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2014 года . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Идут раскопки знаменитого китайского военного корабля» . Китайская газета . Синьхуа. 4 октября 2015 г. Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ян, Ли (5 октября 2015 г.). «Начинаются раскопки знаменитого Чжиюаня» . Китайская газета . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ «На месте крушения военного корабля найдены останки вековой давности» . Синьхуанет . Информационное агентство Синьхуа. 5 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «Китай построит музей возле места кораблекрушения времен китайско-японской войны» . Синьхуанет . Информационное агентство Синьхуа. 22 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 7 января 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кларк, Пол (1987). Китайское кино: культура и политика с 1949 года . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-32638-4 .
- Макгиффин, Филон Н. (август 1895 г.). «Битва при Ялу». Журнал «Век» . Нью-Йорк: Компания Century .
- Эриксон, Эндрю С.; Гольдштейн, Лайл Дж.; Мюррей, Уильям С. и Уилсон, Эндрю, ред. (2012). Будущее атомных подводных сил Китая . Нью-Йорк: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-150-4 .
- Мюллер, Готелунд (2007). Китайский паровой флот . Берлин: Лит. ISBN 978-3-8258-0787-0 .
- Райт, Ричард, Нью-Джерси (2000). Китайский паровой флот . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-144-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с китайским крейсером Чи Юэнь, на Викискладе?
39 ° 12'50 "N 123 ° 07'35" E / 39,21389 ° N 123,12639 ° E