СС Кабо Мачичако
Кабо Мачичако в гавани Сантандера
после первого взрыва | |
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка | 1882: Блаженный Саф |
Владелец |
|
Порт приписки | |
Маршрут | 1886: Бильбао – Марсель |
Строитель | Шлезингер, Дэвис и Ко, Уоллсенд |
Номер двора | 121 |
Запущен | Январь 1882 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Разрушен взрывами грузов в 1893 и 1894 годах. |
Общие характеристики | |
Тип | грузовое судно |
Тоннаж | 1,689 брт , 1,148 нрт |
Длина | 260,0 футов (79,2 м) |
Луч | 33,7 футов (10,3 м) |
Глубина | 19,4 футов (5,9 м) |
Установленная мощность | 200 НХП |
Движение | 2-цилиндровый составной двигатель |
Скорость | 8 узлов (15 км/ч) |
Экипаж | 35 |
Примечания | родственный корабль : Лаврион |
Кабо Мачичако с железным корпусом — грузовой пароход , который был построен в Англии в 1882 году как Бенисаф и переименован в Кабо Мачичако в 1886 году. Он был разрушен двумя взрывами груза в 1893 и 1894 годах в порту Сантандер, Испания . Первый взрыв унес жизни нескольких сотен человек в городе Сантандер, а также на корабле, и стал крупнейшей катастрофой мирного времени в Испании в 19 веке. В результате второго взрыва погибло несколько рабочих, спасавших остатки груза с затонувшего корабля.
Здание и владельцы
[ редактировать ]Компания «Шлезингер, Дэвис и компания» из Уоллсенда , Северо-Восточная Англия , построила пару грузовых судов, номера верфи 120 и 121, для Жюля Менье, французского судовладельца. 120 был спущен на воду 6 декабря 1881 года как Лаврион . [ 1 ] 121 был спущен на воду в январе 1882 года как Benisaf . [ 2 ] Бенисафа Зарегистрированная длина составляла 260,0 футов (79,2 м), ширина - 33,7 футов (10,3 м), а глубина - 19,4 футов (5,9 м). У нее было три трюма , а ее тоннаж составлял 1689 GRT и 1148 NRT . [ 3 ]
и единственная труба Бенисафа находились Машинное отделение , кочегарка , мостик на миделе корабля, между вторым и третьим трюмами. У него был одиночный гребной винт , приводимый в движение двухцилиндровым составным паровым двигателем, построенным компанией R and W Hawthorn из Ньюкасл-апон-Тайн . Двигатель имел мощность 200 л.с. [ 3 ] и придал ей скорость 8 узлов (15 км/ч). [ 4 ] У нее было две мачты: одна впереди мостика, другая сзади. Она оснащена бригантиной была .

Менье зарегистрировал Бенисаф в Гавре , Франция . [ 3 ] Она была названа в честь города Бени-Саф на побережье тогдашнего Французского Алжира . Менье, возможно, использовал ее в качестве угольщика . [ 4 ]
В 1886 году Ybarra y Compañía купила Лаврион и Бенисаф и переименовала их в Кабо Майор и Кабо Мачичако соответственно. Ибарра зарегистрировал Кабо Мачичако в Севилье , Испания . Ее кодовые буквы были LFDB. [ 5 ] Ибарра назвала многие из своих кораблей в честь мысов . Кабо-Майор и Кабо-Мачичако находятся на северном побережье Испании. Кабо-Майор находится недалеко от входа в залив Сантандер в Кантабрии . Кабо Мачичако находится недалеко от Бермео в Стране Басков .

Кабо Майор и Кабо Мачичако стали двумя из семи судов, которые Ybarra использовала для своих линейных грузовых перевозок между Бильбао и Марселем через промежуточные порты. Но вскоре после присоединения к флоту Ибарры, 4 сентября 1886 года, Кабо Майор наткнулся на камни своего тезки и потерпел полную потерю. [ 1 ] [ 4 ]
Грузовой пожар
[ редактировать ]24 октября 1893 года Кабо Мачичако покинул Бильбао с грузом, включая железные прутки, полосы, слитки и другие изделия из железа, жесть, муку, вино, бумагу, табак, древесину и другие предметы. Ее груз включал более 51 тонну динамита, упакованного в 1720 ящиков, и 12 тонн серной кислоты в 20 стеклянных колбах, перевозившихся в качестве палубного груза. Около 40 тонн динамита находилось в ее двух передних трюмах, а около 11 тонн - в третьем трюме. Большая часть динамита предназначалась для Севилья и Картахены , но 20 ящиков предстояло выгрузить в Сантандере. [ 4 ]
Испанский закон запретил любому грузовому судну перевозить более 43 тонн динамита. А с 1889 года правила порта Сантандер ограничивали разгрузку динамита местами, максимально удаленными от города. Его пришлось либо перегрузить на баржи у полуострова Магдалена , либо выгрузить на причалах 7 и 8 в Малиано . Разгрузка его в главном порту города Сантандер была запрещена. [ 4 ]
В октябре 1893 года холера в Бильбао вспыхнула . Поэтому Кабо Мачичако должен был провести десять дней на якоре в карантине , прежде чем войти в Сантандер. Утром 3 ноября он вошел в порт и около 07:00 пришвартовался у пирса 1, деревянного причала в центре городской набережной, простиравшегося примерно на 160 футов (50 м) от берега. Разгрузка груза началась около 08:00. 29 тонн бумаги было перегружено на другое судно «Наварро» , пришвартованное неподалеку. [ 4 ]
Около 14:00 был замечен дым, идущий из Кабо Мачичако . второго трюма Ее команда использовала насос и шланг для тушения пожара. Муниципальная пожарная служба Сантандера прибыла, чтобы возглавить борьбу с огнем. Прохожие начали собираться на набережной, чтобы посмотреть зрелище. семь членов экипажа парохода «Бискайя» Около 14:45 к борьбе с огнем присоединились Кабо Мачичако Факундо , но к 15:00 первый и второй трюмы все еще горели. Капитан Ленис решил затопить трюмы, затопив носовую часть корабля, чтобы потушить пожар. Это также приведет к затоплению машинного отделения и кочегарки, что приведет к остановке двигателя и выводу из строя Кабо Мачичако , включая насосы, лебедки и лебедки. парового оборудования [ 4 ]
Compañía Transatlántica Española Океанский лайнер Alfonso XIII находился в порту. Около 16:00 ее капитан , капитан Франсиско Хорегуизар-и-Кахигал, с одним из своих офицеров и около 40 членами его команды прибыл к Кабо Мачичако на паровом катере, чтобы помочь. На помощь пришли и члены экипажей других кораблей, находившихся тогда в порту, в том числе с Пиниллоса Саенса океанского лайнера «Каталина» , британского торгового судна «Эден» и французского корабля «Галиндо» . [ 6 ] Теперь усилия заключались не только в тушении пожара, но и в спасении предметов из Кабо Мачичако на случай, если огонь распространится дальше по кораблю. Экипаж спустил на воду спасательные шлюпки, чтобы спасти их от разрушения. [ 4 ]
Первый взрыв
[ редактировать ]
Чтобы потопить корабль достаточно быстро, планировалось использовать кувалды и холодные долота , чтобы проделать дыру в левом борту ее корпуса. [ 7 ] Примерно в 16:45, всего через несколько минут после того, как люди начали работать с кувалдами, взорвался динамит в ее втором трюме. Первоначальная сила взрыва была направлена вверх, в результате чего погибли все, кто находился в носовой части корабля, включая всех офицеров и солдат, прибывших с Альфонсо XIII , но не половину команды, которая собирала предметы за надстройкой. Капитан Лениз и около половины его команды были убиты, включая всех его офицеров, кроме главного инженера . [ 4 ]
Взрыв почти полностью разрушил носовую часть корабля и подбросил железные части корабля и его груз высоко в воздух вместе с сотнями тонн грязи и воды из порта. Некоторые железные детали весили до 660 фунтов (300 кг). Большая часть обломков приземлилась в радиусе 2300 футов (700 м), но некоторые предметы приземлились на расстоянии до 3 миль (5 км). [ 4 ] В новостях утверждалось, что один из якорей корабля приземлился, разрушив дом в 800 ярдах (730 м) от него. [ 8 ] Взрыв был настолько мощным, что вызвал землетрясение . [ 4 ]

К настоящему времени толпа людей, наблюдающих за огнем, могла насчитывать от 3000 до 4000 человек. [ 9 ] и они стояли в пределах 660 футов (200 м) от корабля. Всего около 300 человек погибли мгновенно, а в последующие недели это число почти удвоилось, поскольку люди скончались от полученных травм. Наиболее распространенной причиной смерти стали падения обломков. Меньшее число погибло в результате взрыва . [ 4 ] Еще одной причиной смерти стало утопление после того, как его сдуло в воду. [ 7 ] Также было разрушено от 65 до 70 зданий. [ 10 ] В результате взрыва волны прокатились по воде гавани, в результате чего затонуло несколько лодок, находившихся рядом с кораблем. [ 7 ]

Среди погибших было большинство пожарных Сантандера. Большая часть летающих обломков была либо горячей, либо горящей, что привело к возгоранию окружающих зданий. [ 8 ] Пожарные приехали из Бильбао, Сан-Себастьяна и других мест провинции, чтобы тушить пожары. [ 4 ] 27 из 29 членов городской гвардии также были убиты. [ 10 ] Губернатор Сантандера и Артуро Помбо-и-Вильямери, маркиз де Каса Помбо, также были убиты, а администрация города была парализована. Испанское правительство направило своего министра финансов , Хермана Гамазо чтобы взять на себя ответственность. [ 7 ]
Войска испанской армии были отправлены для расчистки мусора и человеческих останков на суше, и сначала были задействованы водолазы с поверхности для извлечения человеческих останков из гавани. [ 11 ] Но дайверы были настолько огорчены большим количеством погибших в воде и степенью их травм, что успешно умоляли освободить их от задания. Их заменили люди в лодках с крюками . [ 7 ]
Второй взрыв
[ редактировать ]
около 11 тонн динамита В результате первого взрыва в третьем трюме Кабо Мачичако осталось , не взорвавшихся, но находящихся под водой и с утечкой нитроглицерина . 15 марта 1894 года, через четыре месяца после первого взрыва, в Сантандер прибыла «техническая комиссия» из военно-морских, армейских и гражданских экспертов, чтобы попытаться решить проблему. На следующий день совет решил, что груз, включая динамит, следует спасти, а водолазы-спасатели . ночью должны работать [ 4 ]
21 марта около 20.00 водолаз приступил к работе в трюме номер три. Около 21:10 произошел взрыв, в результате которого погибли по меньшей мере 18 человек и еще семь получили ранения. [ 12 ] Он также уничтожил большую часть оборудования, которое Совет порта использовал в спасательной операции. [ 4 ]

Второй взрыв спровоцировал общественные беспорядки. Люди пытались атаковать дома гражданского губернатора и инженера, отвечавшего за спасательные работы. [ 13 ] Большая часть населения Сантандера присутствовала на похоронах 18 жертв, которые состоялись 24 марта. После того, как они покинули кладбище, некоторые из толпы забросали камнями офис Ибарры в Сантандере. [ 14 ] Отряд гражданской гвардии ответил примкнутыми штыками и стрельбой в воздух. [ 4 ] Сообщалось, что «многие гражданские лица и несколько солдат [т.е. гвардии] получили ранения». После того, как гвардия выгнала их из офиса компании, часть толпы направилась в гавань, где перерезали тросы на пришвартованном там корабле «Ибарра». [ 14 ]
30 марта 1894 года ВМС Испании канонерская лодка «Кондор» применила заряды взрывчатого вещества, чтобы разогнать останки затонувшего корабля Кабо Мачичако . В 1947 году набережную расширили до более глубокой воды. Перед началом строительства на территории были проведены дноуглубительные работы и Кабо Мачичако . была найдена часть носовой части [ 4 ]
Памятник
[ редактировать ]
В 1896 году на набережной Сантандера, недалеко от места взрыва корабля, был установлен памятник. Это толстый каменный крест, спроектированный тогдашним муниципальным архитектором Сантандера Валентином Казалисом, с датами двух взрывов по обе стороны. На одной стороне креста находится бронзовая скульптура скорбящей женщины работы Сиприано Доизтуа. Памятник стоит на открытом пространстве, которое сейчас называется Пласа-дель-Мачичако. Городской совет Сантандера ежегодно 3 ноября проводит церемонию поминовения у памятника. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- 1941 год, пожар в Сантандере.
- Список аварий и происшествий, связанных с транспортировкой или хранением боеприпасов
- Список морских катастроф
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лаврион» . Тайн строил корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ «Бенисаф» . Тайн строил корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Регистр Ллойда 1885 , БЕН.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джа Торре 2009 .
- ^ Регистр Ллойда 1891 , CAB – CAB.
- ^ «Альфонсо XIII (1889-1915)» . Compañía Trasatlántica Española (на испанском языке) . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Катастрофа Сантандера» . Нью-Йорк Таймс . 8 ноября 1893 г. с. 9 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б «Город мертвых и умирающих» . Нью-Йорк Таймс . 6 ноября 1893 г. с. 8 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ «Гавань Сантандер потрясена» . Нью-Йорк Таймс . 22 марта 1894 г. с. 1 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б «Сотни убитых и раненых» . Нью-Йорк Таймс . 5 ноября 1893 г. с. 8 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ «Ужас в Сантандере растет» . Нью-Йорк Таймс . 7 ноября 1893 г. с. 3 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ «Больше беспорядков в Сантандере» . Нью-Йорк Таймс . 24 марта 1894 г. с. 5 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ «Разъяренная толпа в Сантандере» . Нью-Йорк Таймс . 23 марта 1894 г. с. 5 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б «Похороны жертв Сантандера» . Нью-Йорк Таймс . 26 марта 1894 г. с. 1 . Проверено 14 сентября 2022 г. - через Times Machine.
- ^ «Вчера городской совет вспомнил жертв парохода «Кабо Мачичако » . El Diario Montañés (на испанском языке). 4 ноября 2007 г. Проверено 14 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джа Торре, Луис (ноябрь 2009 г.). «Катастрофа в испанском стиле» . Журнал General Navy Magazine (на испанском языке) - через личные страницы Хуана Мануэля Грихальво.
- Регистр британского и зарубежного судоходства Ллойда . Том. Я – Пароходы. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1885 г. - через Интернет-архив .
- Регистр британского и зарубежного судоходства Ллойда . Том. Я – Пароходы. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1891 г. - из Интернет-архива.
- корабли 1882 года
- 1893 г. в Испании.
- 1894 г. в Испании.
- XIX век в Кантабрии
- Взрывы 1893 года
- Взрывы 1894 года
- Взрывы в Испании
- Торговые суда Франции
- Торговые суда Испании
- Сантандер, Испания
- Корабельные пожары
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Пароходы Франции
- Пароходы Испании
- Катастрофы 1893 года в Испании
- Катастрофы 1894 года в Испании
- Корабли, потопленные небоевыми внутренними взрывами