Китайский крейсер Лайюань
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2018 г. ) |
![]() Лай Юэнь
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Лайюэнь |
Строитель | Штеттинер АГ Вулкан , |
Расходы | 865 000 серебряных таэлей |
Заложен | 1 января 1885 г. |
Запущен | 25 марта 1887 г. |
Завершенный | 1 января 1888 г. |
Судьба | Потоплен в бою; 5 февраля 1895 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 2900 т (2900 длинных тонн) |
Длина | 82,4 м (270 футов 4 дюйма) |
Луч | 11,99 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 5,11 м (16 футов 9 дюймов) |
Скорость | 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Емкость | 320 тонн угля |
Дополнить | 270 офицеров и солдат |
Вооружение |
|
Броня |
Лайюань ( китайский : 來遠 ; пиньинь : Лайюань ; Уэйд-Джайлс : Лай Юань ), также известный как Лай Юэнь , был броненосным крейсером поздней династии Цин во флоте Бэйян . Его родственным кораблем был Jingyuan .
Фон
[ редактировать ]В рамках своего стремления создать современный военно-морской флот после китайско-французской войны вице-король Ли Хунчжан обратился к верфям Vulcan в Штеттине , Германия . Конструкторы «Цзинъюань» и «Лайюань» называли « канонерскими лодками », но китайцы называли их «крейсерами». По водоизмещению были аналогичны японскому Matsushima классу . Однако с точки зрения вооружения на них были установлены крупнокалиберные орудия наподобие мониторов береговой обороны , и им не хватало скорости или более высокой начальной скорости главной батареи, типичных для кораблей, спроектированных в соответствии с принципами популярной в то время теории Jeune Ecole, продвигаемой французами. военно-морской архитектор Эмиль Бертен .
Дизайн
[ редактировать ]Лайюань имел стальной корпус, разделенный на 66 водонепроницаемых отсеков, заполненных пробкой , одну дымовую трубу и одну мачту. Ее поясная броня имела толщину от 5,5 до 9,5 дюймов (от 140 до 240 мм), но не простиралась выше ватерлинии или до оконечностей корпуса и составляла 8 дюймов (200 мм) у боевой рубки и барбетов . Ее палубная броня имела толщину от 2,5 до 3 дюймов (от 64 до 76 мм) по краям. Нос для был усилен тарана . Силовая установка представляла собой поршневую паровую машину двойного расширения с четырьмя цилиндрическими котлами, приводящими в движение два винта.
Основным вооружением корабля были две казнозарядные 8-дюймовые (209-мм) пушки Круппа , спаренные в носовом барбете. На одно орудие предусматривалось всего 50 патронов. Вспомогательное вооружение состояло из двух 15-см пушек MRK L/35 (6 дюймов) Krupp, установленных на спонсонах по обе стороны палубы. Корабль также имел две 47-мм длинные пушки и пять 37-мм пушек Гочкиса , а также два торпедных аппарата .
«Цзинъюань» и «Лайюань» были вторыми по водоизмещению после линкоров Бэйянского флота «Динъюань» и «Чжэньюань» британской постройки , но уступали в скорости и огневой мощи по сравнению с современными судами, такими как крейсеры «Элсвик» . Хотя его броневой пояс давал «Лайюаню» преимущество перед незащищенными судами, двухдюймовая лакированная тиковая палуба делала его легковоспламеняющимся в случае боя.
Послужной список
[ редактировать ]Лайюань был заложен 1 января 1885 года, спущен на воду 3 января 1887 года, завершен 1 января 1888 года. По прибытии в Китай в 1880 году «Цзинъюань» и «Лайюань» были назначены на Бэйянский флот. Летом 1889 года оба судна входили в состав флотилии, арендованной адмиралом Дин Ручангом , заходившей на российскую военно-морскую базу во Владивостоке . В начале 1894 года оба судна сопровождали Динъюань и Чжэньюань во время визита в Сингапур флотилия была отозвана в Вэйхайвэй , но накануне Первой китайско-японской войны с Японской империей .
Цзинъюань и Лайюань оба участвовали в битве на реке Ялу 17 сентября 1894 года. В начале битвы капитан Лайюаня агрессивно двинулся против японской эскадры, преследуя более медленную японскую канонерскую лодку Акаги . Лайюань была в четыре раза больше японской канонерской лодки, и ее орудия убили японского командира и десять членов экипажа, сбили мачту канонерской лодки, разрушили мост и пробили Акаги в восьми местах. С другой стороны, скорострельные 120-мм орудия «Акаги» нанесли ущерб «Лайюаню» , вызвав сильный пожар и вынудив его прервать преследование. Пожар продолжал гореть до конца боя, несмотря на усилия экипажа по его тушению, в том числе затопление порохового погреба . Подвергаясь атаке японской летающей эскадрильи под командованием адмирала Цубои Кодзо ( Ёсино , Такачихо , Акицусима и Нанива ), «Лайюань» принял ещё множество попаданий, но отказался затонуть и продолжил гореть почти до ватерлинии. В конце боя ее двигатели все еще работали. Лайюань сбежала на ремонтную базу Бэйянского военно-морского флота в Лушунькоу своим ходом .
Ремонт не был завершен к моменту битвы при Лушунькоу , когда остаткам Бэйянского флота было приказано отступить в Вэйхайвэй, не давая боя. Во время последующего сражения при Вэйхайвэй , 5 февраля 1895 года, Лайюань был атакован двумя японскими торпедными катерами . Лайюань был поражен торпедой, выпущенной Котакой , перевернулся и перевернулся, в результате чего погибло около 170 членов экипажа.
Ссылки
[ редактировать ]- Шено, Роджер и Юджин М. Колесник (редакторы), Все боевые корабли мира 1860-1905 гг ., Conway Maritime Press, 1979 г., переиздано в 2002 г., ISBN 0-85177-133-5
- Райт, Ричард, Нью-Джерси (2000). Паровой флот Китая 1862-1945 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-144-9 .
37 ° 29'49 "с.ш. 122 ° 10'16" в.д. / 37,497 ° с.ш. 122,171 ° в.д.