Британская подводная лодка Т-класса
HMS Торн
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Т-класс |
Операторы | |
Предшественник | Дедушка класс |
Преемник | У класс |
Завершенный | 53 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 276 футов 6 дюймов (84,28 м) |
Луч | 25 футов 6 дюймов (7,77 м) |
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 8000 миль (15000 км ; 9200 миль ) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) на поверхности со 131 тонной топлива [ 1 ] |
Дополнить | 48 |
Время активировать | 1938–1969 (РН) |
Вооружение |
|
) Королевского флота Класс Т (или Тритон класс дизель-электрических подводных лодок был разработан в 1930-х годах для замены O , P и R. классов Пятьдесят три экземпляра этого класса были построены незадолго до и во время Второй мировой войны , где они сыграли важную роль в операциях подводных лодок Королевского флота. Четыре лодки, состоявшие на вооружении Королевского военно-морского флота Нидерландов, были известны как Zwaardvisch класс .
В начале Второй мировой войны класс T вместе с британскими S и U классами , голландским O 21 классом и немецким Type VII классом был одним из самых совершенных классов подводных лодок, находившихся на вооружении того времени. [ 2 ]
В течение десятилетия после войны самые старые из уцелевших лодок были списаны, а оставшиеся переоборудованы в противолодочные корабли, чтобы противостоять растущей советской подводной угрозе . Королевский военно-морской флот избавился от своей последней боевой лодки в 1969 году, хотя одну из них он постоянно пришвартовал в качестве учебной подводной лодки до 1974 года. Последняя уцелевшая лодка, служившая в Морском корпусе Израиля , была списана в 1977 году.
Разработка
[ редактировать ]Проектирование того, что должно было стать классом Т, началось в 1934 году с целью создать замену первым британским послевоенным подводным лодкам классов O, P и R. Подводные лодки подобного типа оказались неудовлетворительными: они были механически ненадежными, большими, медленными и слишком сложными. Более того, Вашингтонский военно-морской договор 1922 года требовал, чтобы эти подводные лодки были выведены из эксплуатации после 13 лет службы. Таким образом, «Оберон» должен был окупиться в августе 1940 года (на случай, если начало войны в 1939 году оставит его в строю). [ 3 ]
1930 года Лондонский военно-морской договор ограничил общий тоннаж британского подводного флота 52 700 тонн , максимальное стандартное надводное водоизмещение 2 000 тонн для любой лодки и максимальное артиллерийское вооружение 5,1 дюйма (130 мм). Американцы предложили ограничение в 1200 тонн для Лондонской конференции по разоружению 1935 года , но оно было отклонено Адмиралтейством, поскольку оно исключало «Грампус» минеры класса подводные лодки- . Само Адмиралтейство предложило сохранить лимит в 2000 тонн, надеясь, что соперничающие военно-морские державы из чувства национальной гордости будут строить меньше, но более крупные подводные лодки, которые будет легче выследить, чем многочисленные подводные лодки меньшего размера. [ 4 ] Консервативное также предлагало полностью запретить подводную лодку или ввести индивидуальный лимит водоизмещения в 250 тонн, но Адмиралтейство правильно предсказало, что другие страны не примут столь строгие ограничения , правительство Стэнли Болдуина и продолжило проектирование того, что тогда было известно как Подводные лодки класса «Повторить П» или «Заменить П». [ 4 ]
Классы O, P и R были разработаны с учетом Тихого океана как противовес все более мощному Императорскому флоту Японии . В отсутствие боевого флота подводные лодки станут основным наступательным оружием против японцев. Таким образом, заменяющий класс «Repeat P» должен был иметь аналогичную выносливость, но быть более простым в обслуживании, а также быть значительно меньшим в ожидании будущих договорных ограничений. При составлении будущих потребностей в подводном флоте Великобритании предполагалось, что потребуется 20 таких новых подводных лодок общим тоннажем 20 000 тонн. [ 4 ] Контр-адмирал (подводные лодки) контр -адмирал Ноэль Лоуренс , один из самых выдающихся британских подводников Первой мировой войны, также настаивал на сильном торпедном вооружении. Он был убежден, что британской подводной лодке, столкнувшейся с мощными японскими надводными силами, будет трудно пробить экран эсминца, и только большой торпедный залп сможет обеспечить требуемые попадания на больших дальностях, при необходимости используя ASDIC . для решения стрельбы только данные [ 4 ]
27 февраля 1934 года директору военно-морского строительства (DNC) сэру Артуру Джонсу было поручено изучить проект патрульной подводной лодки водоизмещением 1000 тонн. Были разработаны два проекта DNC (DNC «A» и DNC «B»), которые легли в основу предварительной потребности в персонале от ноября 1934 года. Эти конструкции предусматривали вооружение из шести внутренних 21-дюймовых торпедных аппаратов, двух внешних торпедных аппаратов и одной 3-дюймовой (или 4-дюймовой, если позволяла устойчивость) пушки, а также возможность патрулирования в 4000 миль на скорости 11 узлов плюс достаточное количество топлива для 28-дневное патрулирование (что соответствует дальности 5500 миль на скорости 11 узлов). Продолжительность подводного плавания должна была составлять 15 часов на скорости 2 узла или восемь часов на скорости 5 узлов. Была указана максимальная скорость под водой 9 узлов, надводная скорость 15 узлов и глубина погружения 300 футов. Альтернативное предложение контр-адмирала Лоуренса предлагало использовать двойной корпус для большей живучести при атаке глубинными бомбами . Однако его предложение было отклонено Национальным комитетом Демократической партии в пользу более традиционного однокорпусного варианта с седельными баками. [ 5 ]
Впоследствии, в 1935 году, проект «Повтор П» был модифицирован с целью уменьшения водоизмещения до 1000 тонн с соблюдением договорных ограничений. Для этого в конструкции «С» пришлось пожертвовать машинным пространством, снизив скорость в надводном положении всего до 14,5 узлов, а продолжительность хода в надводном положении до 8600 миль на скорости 8 узлов. Конструкция была снова изменена, приняв проект «D», устранив хранение топлива во внешних баках (что оказалось проблематичным и склонным к утечкам в классах O, P и R) в пользу хранения внутри прочного корпуса. Уменьшить водоизмещение обратно до 1000 тонн без неприемлемого снижения автономности оказалось невозможным, и водоизмещение было разрешено увеличить до 1075 тонн. [ 6 ]
После небольшого сокращения длины и требований к нырянию в пресной воде окончательный вариант проекта был согласован в мае 1935 года. 24 июня 1935 года обозначение «Repeat P» было официально отменено Адмиралтейством, и было решено, что все подводные лодки будут носить имена, начинающиеся с буквы Т. Наконец, 3 сентября 1935 года имя «Тритон» было выбрано для головного корабля этого класса. Окончательное одобрение проекта было дано Советом Адмиралтейства 13 февраля 1936 года. Судостроительные компании Vickers , Cammell Laird и Scotts были приглашены подать тендеры 5 декабря 1935 года, а 5 марта 1936 года контракт на Triton был заключен с Vickers. Армстронга по программе 1935 года. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]Проектирование подводных лодок Т-класса было продиктовано требованиями чрезвычайно большой возможности переднего торпедного залпа и длительной патрульной службы для действий на Тихом океане против японских военных кораблей, а также необходимостью соблюдения различных договорных ограничений. Эти чрезвычайно сложные требования привели к множеству компромиссов в конструкции. Опыт эксплуатации до и во время войны привел к множеству переделок и модификаций класса, причем отдельные лодки зачастую заметно отличались друг от друга.
Корпус и надстройка
[ редактировать ]Для размещения внешних носовых торпедных аппаратов большая часть самолетов класса Т имела характерную выпуклую носовую часть. Первоначальная форма носовой части лодок Группы 1 отрицательно влияла на скорость в надводном положении, а на двух лодках Группы 1 во время переоборудования были исключены внешние носовые трубы ( Triumph и Thunderbolt , ранее Thetis ), что привело к более тонкой форме носа. [ 8 ] На лодках второй группы внешние носовые трубы были сдвинуты дальше назад, что позволило добиться более тонкой формы носовой части, что положило конец потере скорости. У них также были два внешних торпедных аппарата, обращенных назад, вместе с дополнительным задним торпедным аппаратом, что привело к образованию характерного горба. [ 9 ] У последних лодок третьей группы носовая часть была дополнительно усовершенствована, а обшивка боевой рубки и обращенных назад торпедных аппаратов сплющена, что привело к более гладкому профилю. [ 10 ]
Довоенные подводные лодки типа «Т» имели клепаную конструкцию. Клепаный корпус оказался удивительно прочным: многие лодки Т-класса во время боя превышали номинальную глубину погружения в 300 футов (91 м). Тетрарх пережил погружение на глубину 400 футов (122 м) 23 апреля 1940 года. [ 11 ] Сварка в конструкции корпуса была официально санкционирована Адмиралтейством после долгих колебаний в июле 1942 года для прочных корпусов лодок Третьей группы, позже распространенная на весь корпус. Сварные корпуса были значительно прочнее, что позволяло погружаться на глубину 350 футов (107 м) и перевозить топливо во внешних балластных цистернах для повышения выносливости. Частично сварные лодки третьей группы имели клепаные внешние балластные цистерны; перед отправкой на Дальний Восток их заварили, чтобы предотвратить явные утечки нефти, выдающие присутствие подводной лодки. [ 12 ] Расчетная глубина раздавливания составила 626 футов (191 м). [ 13 ]
Головной корабль «Тритон » имел очень высокий открытый мостик с очень большой осадкой. Следующие лодки первой группы имели немного другую форму моста, но они тоже были незащищены, особенно в плохую погоду. [ 8 ] Для решения этой проблемы некоторые лодки первой группы были оснащены мостами кабинного типа, которые впоследствии были стандартизированы для лодок второй группы. Опыт военного времени в конечном итоге показал, что лучшая видимость с открытых мостиков была более важна в бою, чем лучшая обитаемость кабин, и последние лодки третьей группы вернулись на открытый мостик. [ 9 ]
Лодки Т-класса имели одиннадцать основных (балластных) цистерн, две вспомогательные цистерны для регулировки дифферента, пять компенсационных цистерн для адаптации к изменениям плотности воды и водоизмещения подводной лодки по мере израсходования запасов, а также носовую цистерну Q, используемую для быстрых погружений или быстрые изменения глубины. Два основных бака были переоборудованы в топливные на лодках «Третьей группы» для повышения автономности для действий на Дальнем Востоке. Время погружения с 50-процентной плавучестью было хорошим по британским стандартам подводных лодок и составляло 30 секунд. [ 14 ]
На многих лодках второй и третьей групп запас топлива был увеличен до 230 длинных тонн (230 т), что дало запас хода в надводном положении 11 000 морских миль (20 000 км; 13 000 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 1 ] [ 15 ]
Движение
[ редактировать ]Лодки Т-класса использовали различные дизельные двигатели в зависимости от того, где они были построены. Лодки, построенные компанией Vickers, естественно, использовали двигатели Vickers, а лодки, построенные на Королевских верфях, использовали дизельные двигатели Адмиралтейства; На лодках Cammell Laird использовались двигатели Sulzer , а на довоенных лодках Scotts — немецкие MAN с наддувом. дизельные двигатели [ 16 ] Эти двигатели приводили в движение два вала, каждый из которых имел тормозную мощность 1250 лошадиных сил (930 кВт) при максимальной надводной скорости около 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Головная лодка «Тритон» достигла скорости 16,29 узла (30,17 км/ч; 18,75 миль в час) на своих первоклассных испытаниях; этой скорости никогда не могла сравниться ни одна другая лодка Т-класса, которая обычно развивала скорость около 14–15 узлов (26–28 км/ч; 16–17 миль в час). [ 17 ]
6-цилиндровые 4-тактные дизельные двигатели Vickers мощностью 1250 л.с., установленные на большинстве самолетов класса Т, оказались очень надежными двигателями, даже если они были менее совершенными, чем дизели, используемые на немецких подводных лодках . Двигатель мог продолжать работать, даже если один цилиндр вышел из строя, отсоединив цилиндр от коленчатого вала. 12 лодок, построенных на Королевских верфях и оснащенных адмиралтейскими дизелями, оказались одинаково надежными, хотя двигатели были несколько сложнее, чем у «Виккерса». [ 16 ]
Напротив, дизели MAN оказались довольно проблемными. В частности, дизели MAN строились по лицензии, а как только в 1939 году началась Вторая мировая война, техническая поддержка со стороны немецкой компании MAN немедленно прекратилась. [ 16 ] К 1943 году осталось только две лодки Т-класса с двигателями MAN ( «Туна» и «Трибьюн» ), и они были переведены в учебное использование. Даже когда в марте 1944 года Королевский флот на Дальнем Востоке столкнулся с острой нехваткой подводных лодок, Туну было отказано в отправке туда из-за ее ненадежных иностранных двигателей. [ 18 ] Двухтактные двигатели Cammell Laird Sulzer получили неоднозначные отзывы; некоторые лодки, такие как Thrasher и Thorn, были вполне удовлетворительными, в то время как на других двигатели вызывали проблемы. Они были недостаточно спроектированы для работы на полных скоростях и имели тенденцию к растрескиванию колец и блоков цилиндров. [ 18 ]
Подводное движение обеспечивалось батареей из 336 ячеек, приводящей в движение два электродвигателя Лоуренса Скотта мощностью 1450 л.с. (1080 кВт). [ 18 ] Они обеспечивали автономность 48 часов на скорости 2,5 узла (4,6 км/ч; 2,9 миль в час) или всего один час при максимальной скорости под водой 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). [ 18 ] Батарея оказалась уязвимой к ударным повреждениям от атак глубинными бомбами , и это способствовало гибели «Темпеста» в 1942 году. Она получила повреждение глубинной бомбы от итальянского торпедного катера «Цирцея» , который разорвал ее аккумуляторный бак и заполнил подводную лодку газообразным хлором , что вынудило ее поверхность и в конечном итоге сдаться. [ 19 ] Эту проблему решили усилением аккумуляторного отсека и установкой резиновых амортизаторов. [ 20 ] В отличие от Tempest , модифицированный Terrapin выдержал длительную атаку глубинными бомбами японских кораблей сопровождения, в результате чего ее корпус был полностью разрушен , но не нанес никаких повреждений ее аккумуляторным элементам. [ 20 ]
Вооружение
[ редактировать ]Торпеды
[ редактировать ]ожидалось Судя по британской работе над ASDIC, , что и другие страны разработают нечто подобное для обнаружения подводных лодок. Учитывая ожидаемые противолодочные меры противника, любую атаку, вероятно, придется производить на большом расстоянии без помощи перископа, используя только ASDIC. Чтобы компенсировать возникающую неточность, потребуется большой залп из не менее восьми торпед. [ 21 ] Британское оперативное планирование в то время также предполагало, что международные договоры предотвратят неограниченную подводную войну, а основной целью подводной лодки будет нападение на военные корабли противника. В такой ситуации у командира мог быть только один шанс атаковать, поэтому необходим был крупный залп. Десятиторпедный залп довоенных лодок Т-класса был самым мощным, когда-либо устанавливавшимся на действующую подводную лодку. [ 22 ] [ 23 ]
Все подводные лодки Т-класса имели шесть внутренних 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов в носовой части. На первых лодках Группы 1 они были оснащены носовыми ставнями для уменьшения подводного сопротивления; преимущества оказались довольно минимальными, створки были склонны к заклиниванию обломками, и от этой идеи отказались в пользу изменения формы отверстий торпедных аппаратов для минимального сопротивления. [ 22 ] После гибели «Фетиды» из-за непреднамеренного открытия задней дверцы торпедного аппарата при открытом его носовом колпаке был введен специальный предохранительный зажим, известный как «зажим Фетиды», предотвращающий открытие задней дверцы торпедного аппарата другими лицами. чем доля, если носовой колпак не был на месте. [ 22 ] Каждая лодка Т-класса несла шесть перезаряжаемых торпед в торпедном отсеке для внутренних аппаратов. экспериментировали с силовой системой заряжания Процесс перезарядки был ручным, хотя в 1939 году на «Триумфе» на основе системы, разработанной на «Грэмпусе» . Эта система оказалась недостаточно мощной, а давление производства военного времени привело к ограничению развития. [ 24 ]
Внутренние торпедные аппараты дополнялись четырьмя внешними («Е-тип») 21-дюймовыми торпедными аппаратами на лодках Т-класса первой группы, все обращенными вперед. Внешние трубы использовались во избежание нарушения структурной целостности прочного корпуса из-за слишком большого количества отверстий. Эти аппараты нельзя было перезарядить изнутри подводной лодки, а также было невозможно проводить техническое обслуживание или извлекать торпеду после того, как она была загружена во внешний аппарат. Эти трубы были наклонены вниз под углом 5° в носу для облегчения операций, за исключением головной лодки «Тритон» . Две из этих внешних труб располагались в носовой части, а еще две — в миделе корабля, у основания боевой рубки . [ 24 ] В отличие от внутренних трубок, носовые крышки внешних трубок приходилось обрабатывать вручную, что требовало значительных усилий. Трубки также оказались уязвимыми к повреждениям. [ 25 ] На двух лодках Т-класса во время реконструкции были исключены носовые внешние трубы: «Тандерболт» (бывшая «Тетида» ) и «Триумф» . [ 8 ]
До начала войны было много споров по поводу установки кормовых торпедных аппаратов на британских подводных лодках. Эффективность кормового залпа двумя торпедами считалась сомнительной, и эти аппараты занимали ценное место на подводной лодке. [ 9 ] Опыт вскоре привел к жалобам со стороны британских командиров подводных лодок, таких как командир Энтони Майерс ( Торбей ), на отсутствие кормовых торпедных аппаратов. Так, восемь лодок Первой группы ( «Таку» , «Тандерболт» , «Тигрис» , «Торбей» , «Трибьюн» , «Трайдент» , «Труант» и «Туна» ) были оснащены одиннадцатым внешним торпедным аппаратом, обращенным назад, и в дальнейшем это стало стандартом для лодок Второй группы. [ 9 ] На лодках второй группы мидельные торпедные аппараты также были перенесены к корме от боевой рубки и переориентированы в корму. Первоначально они были расположены под углом 10° к центральной линии, но это создавало область плоского корпуса, что затрудняло поддержание глубины, и для последних двух лодок второй группы ( Traveler и Trooper ) и всех лодок третьей группы угол был уменьшен до 7°. °. [ 10 ]
Основной торпедой, используемой подводными лодками класса Т, была 21-дюймовая торпеда Mark VIII , преимущественно вариант Mark VIII**. Эта торпеда весила 1566 кг (3452 фунта) с боеголовкой Torpex массой 365 кг (805 фунтов) и использовала двигатель с горелочным циклом Brotherhood на дальность 4570 м (5000 ярдов) при скорости 45,5 узлов (84,3 км / ч; 52,4 миль в час) или 6400 м (7000 ярдов) на 41 узел (76 км/ч; 47 миль в час). Она имела большую двигательную эффективность, чем любая современная торпеда аналогичного размера, но нехватка Mark VIII в начале войны привела к тому, что некоторые подводные лодки использовали более старую Mark IV. [ 26 ] Mark VIII в основном был оснащен контактным пистолетом , который взрывал торпеду при ударе. Бесконтактный магнитный пистолет, известный как CCR (Compensated Coil Rod), также был разработан и использовался во время войны. Как и магнитные пистолеты, разработанные во многих других странах, CCR создавал бесконечные проблемы и в конечном итоге был отозван. [ 26 ] Из-за проблем с разработкой британских послевоенных торпед Mark VIII оставалась стандартной торпедой, используемой классом Т (и всеми подводными лодками Королевского флота) до 1971 года, когда была представлена торпеда Mark 23 с проводным наведением. [ 27 ]
Палубные орудия
[ редактировать ]Все подводные лодки класса Т в том виде, в котором они были построены, были оснащены одной 4-дюймовой (102-мм) палубной пушкой в качестве оружия внезапности и самообороны. Это был либо 4-дюймовый QF Mark XII, либо XXII (оба взаимозаменяемые) на креплении S1. Установка располагалась над кожухом и в носовой части боевой рубки, с характерным бруствером, который вращался вместе с орудием, предоставляя экипажу место для работы с орудием. Никакой брони или верхней защиты для расчёта 4-дюймовой пушки в заводском состоянии не предусматривалось из-за ограничений по весу, за исключением Tabard , Talent и Teredo . Многие другие лодки Т-класса получили импровизированные орудийные щиты, изготовленные судами-базами на Дальнем Востоке, обеспечивающие некоторую степень защиты. Орудие имело расчет из пяти человек, а подводные лодки класса Т изначально имели боекомплект для 4-дюймовой пушки в количестве 100 снарядов. Этого оказалось недостаточно, и вскоре оно было увеличено; к концу войны Т-катера часто не несли перезаряжаемые торпеды в пользу большего количества боеприпасов.
Стандартное зенитное вооружение подводных лодок Т-класса составляло три 0,303-дюймовых пулемета. Первоначально это были пулеметы Льюиса , но с 1941 года их заменили более совершенными Виккерса газовыми пулеметами (VGO). Иногда «Виккерс» заменяли пушкой «Брен», если можно было получить запасы из армии . Позднее большинство лодок Т-класса были модернизированы или укомплектованы вездесущими 20-мм пушками Oerlikon . Он располагался за боевой рубкой. Большинство лодок Т-класса были оснащены только одной пушкой, но «Тантиви» нес две 20-мм пушки, расположенные рядом на постаменте, а «Тайрелесс» комплектовался спаренной установкой Oerlikon Mark 12A. Экипаж «Террапина» по собственной инициативе смог приобрести 50-дюймовый пулемет «Браунинг» с воздушным охлаждением , но это оружие было слишком мощным для латунной конструкции боевой рубки (вместо стали использовалась латунь, чтобы предотвратить любые помехи магнитному компасу). ), и в конечном итоге от него отказались.
История обслуживания
[ редактировать ]довоенный
[ редактировать ]Головная лодка этого класса, «Тритон» , была введена в строй 9 ноября 1938 года. К ней должны были присоединиться еще 14 подводных лодок класса Т, заказанных по довоенным программам 1936–1938 годов. Несчастная потеря «Тетиды» 1 июня 1939 года вместе с 99 людьми, находившимися на борту во время ее испытаний, привела к изменению процедур эвакуации подводной лодки Королевского флота. «Тритон» был единственным представителем этого класса, прошедшим полные испытания, поскольку начало войны означало, что Королевский флот не мог позволить себе такую роскошь в то время, когда отчаянно требовались современные подводные лодки. Когда 1 сентября 1939 года разразилась война, на вооружении находилось всего три лодки Т-класса: «Тритон» , «Триумф» и «Тистл» .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Являясь стандартной патрульной подводной лодкой Королевского военно-морского флота, подводные лодки класса Т активно участвовали в боевых действиях во время Второй мировой войны, от Северного моря до Средиземного моря и, наконец, на Дальнем Востоке.
Характер кампании британских подводных лодок против Германии на ранних этапах войны сильно отличался от кампании немецких подводных лодок в Атлантике и более поздней кампании американских подводных лодок в Тихом океане. Германия не зависела от тяжелых торговых перевозок, как Британия зависела от внешней торговли, и поэтому не было незащищенных конвоев или торговых перевозок, которые британские подводные лодки могли бы разорить. Большая часть немецких торговых перевозок ограничивалась Северным морем, которое было сильно заминировано. Таким образом, британским подводным лодкам приходилось проводить длительное, зачастую бесплодное патрулирование в этих замкнутых и опасных водах.
Норвегия
[ редактировать ]10 сентября 1939 года, через девять дней после начала войны, Тритон заметил еще одну подводную лодку во время патрулирования у берегов Норвегии. Когда подводная лодка не ответила на вызов, она выпустила две торпеды из внешних носовых аппаратов, одной поразив подводную лодку и потопив ее. К сожалению, этой подводной лодкой оказалась « Оксли» , первая британская подводная лодка, потерянная во время войны, и только двое из ее экипажа пережили атаку. В результате последующего расследования экипаж «Тритона » был реабилитирован, но это стало неблагоприятным началом войны для подводного флота Т-класса. «Триумфу» не повезло: 26 декабря 1939 года он наткнулся на мину, взорвавшую носовую часть корабля, но чудом выжил и смог вернуться в Росайт для капитального ремонта.
С началом Норвежской кампании в апреле 1940 года увеличение трафика Кригсмарине в поддержку немецкого вторжения привело к активизации действий подводных лодок Т-класса, базировавшихся в Северном море. 8 апреля 1940 года «Тритон» столкнулся с немецкими крейсерами «Блюхер» и «Лютцов» , но промахнулся полным залпом из десяти торпед. Двумя днями позже она добилась большего успеха после перезарядки, потопив шестью торпедами три корабля немецкого конвоя. Труант также добился заметного успеха, подбив и выведя из строя крейсер «Карлсруэ» , который пришлось добивать миноносцу сопровождения. Две лодки Т-класса были потеряны во время Норвежской кампании: Thistle (торпедирована U-4 10 апреля 1940 г.) и Tarpon подвергся глубинной бомбардировке ( корабль Q Schiff 40 / Schürbek 14 апреля 1940 г.).
Бискайский залив
[ редактировать ]Британцы начали устанавливать патрули подводных лодок в стратегическом Бискайском заливе, известном как «Железное кольцо», в июле 1940 года после падения Франции и оккупации Германией французских портов в Атлантическом океане. Они стали гораздо более важными, когда в 1941 году туда прибыли тяжелые немецкие военные корабли, такие как «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» .
15 декабря 1940 года «Тандерболт» торпедировал итальянскую подводную лодку Капитано Тарантини , первую из 14 подводных лодок Оси, ставшую жертвой подводных лодок Т-класса. 5 июля 1941 года на счету «Тигриса» находилась еще одна итальянская субмарина — « Микеле Бьянки» .
Патрули «Железного кольца» были прекращены после печально известного « Прорыва через Ла-Манш » в феврале 1942 года.
Средиземноморский
[ редактировать ]Подводные лодки класса Т начали действовать в Средиземноморье с сентября 1940 года. Это был театр военных действий, на котором класс Т вел наиболее активные боевые действия и, соответственно, понес пропорционально большие потери.
Операции в Средиземном море поставили несколько серьезных проблем перед британскими подводными лодками и, в частности, классом «Т». Во-первых, итальянская Regia Marina , почти единственная среди военно-морских сил стран Оси, выделила значительные ресурсы и обучение противолодочной войне. Оснащенные собственной версией гидролокатора , экогониометром (ЭКГ), отличными кораблями сопровождения и широко использующими мины, итальянцы должны были оказаться наиболее успешными из держав Оси в уничтожении подводных лодок союзников.
Средиземное море также характеризовалось спокойными, мелкими и необычайно прозрачными водами по сравнению с Северной Атлантикой. Подводные лодки часто можно было заметить с воздуха, даже когда они находились под водой, а мелководье делало глубокое погружение во избежание нападения трудным или совершенно невозможным. Будучи спроектированными для действий на Дальнем Востоке, лодки «Т» были значительно больше, чем стандартные немецкие подводные лодки типа VII , и, таким образом, они были более уязвимы для обнаружения и мин.
И наоборот, большие размеры лодок Т-класса давали им значительно большую выносливость и дальность полета по сравнению с меньшими стандартными подводными лодками Королевского флота S и U. , такими как классы Это позволило им успешно действовать с британских баз Александрии и Гибралтара , которые располагались на значительном расстоянии от вод Оси.
Кампания британских подводных лодок в Средиземном море была в первую очередь нацелена на конвои Оси из Италии в Северную Африку, снабжавшие итальянскую армию и немецкий Африканский корпус, сражавшийся с силами Британского Содружества в Северной Африке. Военно-воздушные силы Оси делали крайне опасным использование надводных военных кораблей в этой роли, и до тех пор, пока союзники не смогут установить превосходство в воздухе над Мальтой, бремя антикорабельной кампании ляжет на подводные лодки, базирующиеся в Средиземноморье. Британские подводные лодки не действовали в надводном положении в течение дня в Средиземном море, поскольку это было слишком опасно из-за авиации Оси, которая всплывала для перезарядки только ночью. Напротив, подводные лодки Оси, как правило, действовали в надводном положении средь бела дня, и эта привычка британскими подводниками была описана как «поистине предосудительная». Таким образом, подводные лодки Т-класса оказались особенно успешными против подводных лодок Оси на театре военных действий: на их долю пришлось пять итальянских подводных лодок без потерь от британских подводных лодок.
Тринадцать подводных лодок класса Т были потеряны во время средиземноморской кампании, включая все лодки второй группы, кроме двух. Более половины из них (семь) были потеряны на минных полях Оси. В свою очередь, они сыграли решающую роль в прекращении снабжения сил Оси в Северной Африке, что в конечном итоге привело к победе союзников на этом театре военных действий. Например, на долю Turbulent пришлось более 90 000 тонн грузов Axis.
Четыре Креста Виктории (VC) были вручены экипажам подводных лодок Т-класса во время Средиземноморской кампании. Один из них, врученный Дж. У. Линтону , капитану «Турбулента » , был необычен тем, что он был вручен за упорные усилия, а не за выдающуюся храбрость в одном действии. Два других были вручены двум членам экипажа « Трэшера» , Т.В. Гулду и PSW Робертсу , которые извлекли две неразорвавшиеся противолодочные бомбы, застрявшие в орудийном кожухе подводной лодки. Трэшер остается единственной британской подводной лодкой в истории, в экипаже которой было более одного получателя венчурного капитала. Последний VC был вручен А. Майерсу , капитану « Торбея» , за дерзкий рейд, проникший в Корфу гавань .
Дальний Восток и Индийский океан
[ редактировать ]Несмотря на то, что этот класс создавался с учетом операций против японцев, ни одна британская подводная лодка класса Т (или любая действующая британская подводная лодка) не осталась на театре военных действий во время японского нападения. Труанту и Трасти было поспешно отправлено в этот район, но они прибыли как раз вовремя, чтобы Сингапур пал . После отступления союзников они базировались на Цейлоне вместе с уцелевшими голландскими подводными лодками. Они были направлены на перехват ожидаемого японского маршрута рейда в Индийском океане , и Труант действительно потопил два IJA транспорта , но « Кидо Бутай» не прошел этим путем.
Эта небольшая флотилия была всем, что имелось в наличии до конца 1943 года, когда начали прибывать новые лодки классов S и T. Эти новинки имели модификации для улучшения характеристик в более теплом климате и лучше подходили для наступательных операций. Учитывая необходимость Японии защищаться от американского наступления, важные цели были ограничены, хотя были и некоторые заметные успехи: Талли Хо потопил Kuma и немецкий пилотируемый UIT-23, Taurus I -34 , Telemachus I - и Trenchant 166 U-859 и тяжёлый крейсер «Асигара» . Танталус стал единственным британским кораблем, который заметил японские капитальные подразделения, когда он заметил « Исэ» и «Хьюгу» во время операции «Кита» , но не смог атаковать.
Хотя возможности для целей были плохими по сравнению с тем, где действовали американские подводные лодки, этот класс показал себя достаточно хорошо, потопив многочисленные торговые / грузовые суда и небольшие японские военные корабли, а также большое количество каботажных судов и небольших судов. Они оказались лучше подходящими для операций на Дальнем Востоке, чем меньший класс S, поскольку имели больший комфорт для экипажа и дальность полета.
Послевоенный
[ редактировать ]После войны все уцелевшие лодки Первой и Второй групп были списаны, а оставшиеся оснащены снорками .
В конце 1940-х и 1950-х годах большинство из них были модернизированы для бесшумных и высокоскоростных подводных действий против советских подводных лодок вместо роли противонадводных кораблей, для которой они были разработаны. В январе 1948 года было официально признано, что основной оперативной функцией британского подводного флота теперь будет перехват советских подводных лодок, выскользнувших из своих баз на севере России, для нападения на британские и союзные торговые суда. В апреле следующего года помощник начальника штаба ВМФ контр-адмирал Джеффри Оливер распространил документ, в котором предлагал британским подводным лодкам играть более наступательную роль, атакуя советские подводные лодки у северного побережья России и минируя воды в этом районе. Учитывая резкое сокращение надводного флота после окончания Второй мировой войны, он отметил, что это был один из немногих методов, которыми пользовался Королевский флот, чтобы «добраться до врага на его территории». [ 28 ]
Большая часть работ, выполненных на подводных лодках, была подкреплена результатами измерений, проведенных на «Трейдвинде» , который в июле 1945 — сентябре 1946 года был модифицирован в подводную лодку для акустических испытаний, с удаленными внешними трубами и орудиями, обтекателем мостика и обтекаемым корпусом. и некоторые внутренние торпедные аппараты заглушились.
Начиная с 1948 года восемь новых цельносварных лодок прошли масштабную переоборудование «Супер-Т» на верфи Чатема . Модификации включали удаление палубных орудий и замену боевой рубки на «плавник», башню с гладкой поверхностью, гораздо более симметричную и обтекаемую форму. Была установлена дополнительная батарея и вставлена новая секция корпуса для размещения дополнительной пары двигателей и распределительного устройства. Это варьировалось от 14 футов (4,3 м) в более ранних преобразованиях до 17 футов 6 дюймов (5,33 м) в более поздних. Эти изменения позволили развивать подводную скорость 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) или более и увеличили продолжительность автономной работы примерно до 32 часов на скорости 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). Первыми лодками, прошедшими эту модификацию, были Taciturn в ноябре 1948 г. – марте 1951 г., затем Turpin в июне 1949 г. – сентябре 1951 г. Программа завершилась переоборудованием Trump в феврале 1954 г. – июне 1956 г.
Переоборудование оказалось не совсем успешным, так как метацентрическая высота была уменьшена, из-за чего лодки сильно катились по поверхности в ненастную погоду. В 1953 году это было смягчено в тех переоборудованиях, которые были завершены за счет увеличения плавучести за счет увеличения вместимости главного балласта на 50 тонн. Это было сделано путем объединения его с существующим аварийным топливным баком. Для четырех лодок, которые осталось переоборудовать, увеличение плавучести было достигнуто за счет удлинения добавляемой дополнительной секции корпуса с 14 футов (4,3 м) до 17 футов 6 дюймов (5,33 м). В результате помещение управления было удлинено, и были даны строгие инструкции о том, что это пространство не должно использоваться для дополнительного оборудования, иначе это повлияет на улучшенную плавучесть.
Тем временем в декабре 1950 года было дано разрешение на обтекание пяти клепаных лодок. Это был гораздо менее масштабный процесс: удаление палубных орудий и внешних торпедных аппаратов, замена боевой рубки на «киль» и замена батарей на более современные варианты, обеспечивающие увеличение мощности на 23 процента. Работа была намного проще, чем переоборудование сварных лодок, и выполнялась во время обычного ремонта. Первой клепаной лодкой, подвергшейся такой модификации, стала Tireless в 1951 году.
Последней действующей лодкой этого класса Королевского флота была «Tiptoe» , которая была выведена из эксплуатации 29 августа 1969 года. Последней лодкой Т-класса, находившейся на вооружении Королевского флота, хотя и не находившейся в эксплуатации, была «Tabard» , которая постоянно стояла на якоре в качестве статической учебной подводной лодки в береговое учреждение HMS Dolphin с 1969 по 1974 год, когда его сменил HMS Alliance .
Последней действующей лодкой была INS Dolphin , ранее называвшаяся HMS Truncheon , одна из трёх лодок Т-класса (и двух S-класса), проданных ВМС Израиля ; [ 29 ] он был выведен из эксплуатации в 1977 году.
Другая подводная лодка, проданная Израилю, Totem , переименованная в INS Dakar , затерялась в Средиземном море в 1969 году при переходе из Шотландии в Хайфу . Хотя обломки были обнаружены в 1999 году, причина катастрофы остается неясной.
Лодки первой группы
[ редактировать ]Эти пятнадцать довоенных подводных лодок были заказаны по программам 1935 года ( «Тритон» ), 1936 года (следующие четыре), 1937 года (следующие семь) и 1938 года (последние три). Первоначально лодки имели выпуклую носовую часть, закрывающую два передних внешних торпедных аппарата, что быстро вызывало жалобы на то, что они снижали надводную скорость в ненастную погоду. Поэтому эти внешние трубы были сняты с «Триумфа» во время ремонта после того, как он был поврежден миной , и с «Тетиды» во время обширного ремонта после его затопления и последующего спасения. Войну пережили только шестеро, меньше половины.
- Тритон затонул в Адриатическом море 18 декабря 1940 года.
- «Фетида» построена в Каммелл-Лэрде. Затонул во время испытаний в 1939 году, погибло 99 человек. «Фетида» была спасена и вновь введена в эксплуатацию под названием «Тандерболт» в октябре 1940 года. Потоплена итальянским корветом «Чиконья» у Мессинского пролива 14 марта 1942 года).
- Tribune , построенная в Скоттсе, Гринок, введена в эксплуатацию в октябре 1939 года, списана в 1947 году.
- Трайдент построен в Каммелл-Лэрде, введен в эксплуатацию в октябре 1939 года, списан в 1946 году.
- «Триумф» построен на верфи Vickers, Барроу-ин-Фернесс и введен в эксплуатацию в мае 1939 года. Затерян, вероятно, на итальянских минах, 14 января 1942 года.
- Таку списан в 1946 г.
- Тарпон (вероятно, потоплен немецким тральщиком М-6 14 апреля 1940 г.)
- Чертополох торпедирован U-4 10 апреля 1940 года у берегов Норвегии.
- Тигрис (вероятно, потоплен немецким кораблем UJ-2210 27 февраля 1943 г.)
- Триада потоплена обстрелом итальянской подводной лодки Энрико Тоти в заливе Таранто 15 октября 1940 года.
- Труант разбился в 1946 году по пути к бурерам
- Тунец списан в 1946 году.
- Талисман потерян в Средиземном море, вероятно, на итальянских минах, 17 сентября 1942 г.)
- «Тетрарх» , вошедший в строй в феврале 1940 года, единственный катер, укомплектованный минно-постановочным оборудованием. Затерян в Средиземном море, вероятно, на итальянских минах, после 27 октября 1941 года.
- Торбей построен в Чатеме, введен в эксплуатацию в 1941 году, списан в 1947 году.
Лодки второй группы
[ редактировать ]Все эти семь судов были заказаны в рамках чрезвычайной военной программы 1939 года. Первый, «Трэшер» , был спущен на воду 5 ноября 1940 года. Внешние носовые торпедные аппараты были перенесены на семь футов назад, чтобы облегчить мореходность. Два внешних наклонных вперед торпедных аппарата прямо перед боевой рубкой были перемещены в корму от нее и наклонены назад для ведения огня за кормой, а также был установлен кормовой внешний торпедный аппарат. В результате получилось восемь передних трубок и три задних. Все лодки второй группы были отправлены в Средиземное море только Трэшер и Трасти , вернулись .
- Tempest (потоплен итальянским Spica класса торпедным катером Circe 13 февраля 1942 г.)
- Thorn (потоплен итальянским Orsa класса миноносцем Pegaso 6 августа 1942 г.)
- Трэшер
- Путешественник (потерян, вероятно, на итальянских минах, 12 декабря 1942 г.)
- Солдат (погиб, вероятно, на немецких минах, 14 октября 1943 г.)
- верный
- Турбулентный (возможно, потоплен итальянским миноносцем или миной в марте 1943 г.) [ 30 ] ) За свою карьеру она потопила более 90 000 тонн вражеских судов. [ 31 ]
Лодки третьей группы
[ редактировать ]Жесткая экономия военного времени означала, что им не хватало многих усовершенствований, таких как посохи и ограждения, и у них был только один якорь. Большая часть внутренних трубопроводов была стальной, а не медной. Первой лодкой третьей группы был P311 , спущенный на воду 10 июня 1942 года. Сварка постепенно заменила клепку, а некоторые лодки были полностью сварными, что дало им улучшенную номинальную максимальную глубину погружения - 350 футов (107 м). [ 32 ]
По программе 1940 года было заказано девять подводных лодок; |
По программе 1941 года было заказано семнадцать подводных лодок; |
|
По программе 1942 года было заказано четырнадцать подводных лодок, но построено только пять;
- Гербовая накидка
- Тотем (потерян в результате несчастного случая при перелете в Израиль под позывным INS Dakar )
- Дубинка (позже израильская INS Dolphin )
- Терпин (позже израильская INS Leviathan )
- Фермопилы
Остальные девять были заказаны, но отменены 29 октября 1945 года после окончания боевых действий:
- Thor (P349) (заложен на верфи Портсмута 5 апреля 1943 года и спущен на воду 18 апреля 1944 года. Однако война закончилась до того, как корабль был завершен, и в июле 1946 года он был продан на слом компании Rees Shipbreaking Co Ltd из Лланелли , Уэльс . [ 33 ] Это был бы единственный корабль Королевского флота, носивший имя Тор , в честь мифологического скандинавского бога грома .
- Тиара (также спущена на воду 18 апреля 1944 года в Портсмуте, но не завершена)
- Фиванский (P341)
- Талант (P343)
- Угроза (P344)
- также четыре безымянные подводные лодки (P345, P346, P347 и P348).
Переводы в Королевский флот Нидерландов
[ редактировать ]Четыре подводные лодки были переданы Королевскому флоту Нидерландов в 1940-х годах. Двое были позже возвращены в 1953 году.
- Тийгерхаай (бывший Тарн ): переведен в 1944 г.
- Зваардвиш (бывший Талант ): переведен в 1943 г.
- Печать (2) (бывший Тапир ): передан в 1948 г., возвращен в 1953 г.
- Дольфейн (бывший Taurus ): переведен в 1948 г., вернулся в 1953 г.
Передачи ВМС Израиля
[ редактировать ]Три подводные лодки были проданы ВМС Израиля в 1960-х годах. Тотем , переименованный в Дакар , был потерян при транспортировке в 1968 году.
- INS Dakar (бывший Totem ): продан в 1965 г., введен в эксплуатацию в 1967 г.; погиб в январе 1968 г.
- INS Dolphin (бывший Truncheon ): продан в 1968 г.
- INS Leviathan (бывший Turpin ): продан в 1965 г., введен в эксплуатацию в 1967 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Военный корабль III, Подводные лодки класса Т, Ламберт, стр. 125
- ^ van den Pol (1989), p. 352.
- ^ Кемп (1990) , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кемп (1990) , с. 9.
- ^ Кемп (1990) , стр. 9–10.
- ^ Кемп (1990) , с. 11.
- ^ Кемп (1990) , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Кемп (1990) , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кемп (1990) , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1990) , с. 20.
- ^ Кемп (1990) , с. 22, 26.
- ^ Кемп (1990) , с. 21–22.
- ^ Браун (2000) , с. 119.
- ^ Кемп (1990) , с. 26.
- ↑ Бишоп в «Полной энциклопедии вооружений Второй мировой войны» , стр. 450, дает 12 665 морских миль при скорости 10 узлов.
- ^ Перейти обратно: а б с Кемп (1990) , с. 28.
- ^ Кемп (1990) , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кемп (1990) , с. 30.
- ^ Гринтри (2016) , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1990) , с. 33.
- ^ Браун (2000) , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Кемп (1990) , с. 36.
- ^ Маккартни (2006) , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1990) , с. 38.
- ^ Кемп (1990) , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1990) , с. 41.
- ^ Кемп (1990) , с. 42.
- ^ Кемп (1990) , с. 127.
- ^ «Израильские подводные лодки класса Т» . Израильские подводные лодки . Проверено 29 октября 2006 г.
- ^ "HMS Turbulent (N 98)"
- ^ История подводных лодок: Служба подводных лодок: Операции и поддержка: Королевский флот. Архивировано 20 февраля 2007 года в Wayback Machine.
- ^ Отделение Ассоциации подводников в Барроу-ин-Фернесс. HMS Табард .
- ^ HMS Thor , Uboat.net
Ссылки
[ редактировать ]- Акерманн, Пол (2002). Энциклопедия британских подводных лодок 1901–1955 гг. (перепечатка издания 1989 г.). Пензанс, Корнуолл: Издательство Periscope. ISBN 1-904381-05-7 .
- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Браун, ДК (2000). Нельсон в «Авангард» . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-136-8 .
- Клейтон, Тим (2011). Морские волки . Лондон. Счеты. ISBN 978-0-349-12289-2
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Гринтри, Дэвид (2016). Британская подводная лодка против итальянского торпедного катера: Средиземноморье, 1940-43 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1472814128 . OCLC 952159340 .
- Кемп, Пол Дж. (1990). Подводная лодка Т-класса: классический британский дизайн . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-826-7 . OCLC 22575300 .
- Марс, Алистер (1971). Британские подводные лодки в войне 1939-1945 гг . Лондон. Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0202-8
- Маккартни, Иннес (2006). Британские подводные лодки 1939–1945 гг . Новый Авангард. Том. 129. Оксфорд, Великобритания: Скопа. ISBN 1-84603-007-2 .
- ван ден Пол, Э. (1989). «Аспекты подводных лодок. Часть I: Некоторые заметки о развитии». Корабль и верфь . Полный. 56, нет. 10. Роттердам: Вит и Зонен. стр. 352–358. ISSN 0036-6099 .