немецкий крейсер Блюхер
![]() Блюхер на испытаниях
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Блюхер |
Тезка | Гебхард Леберехт фон Блюхер |
Заложен | 15 августа 1936 г. |
Запущен | 8 июня 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 20 сентября 1939 г. |
Судьба | Затоплен в бою при Дрёбак-Саунд 9 апреля 1940 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Адмирал Хиппер» типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 203,20 м (666 футов 8 дюймов) в целом |
Луч | 22 м (72 фута 2 дюйма) |
Черновик | Полная нагрузка: 7,20 м (23,6 фута) |
Установленная мощность | |
Движение | |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 3 самолета |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
«Блюхер» был вторым из пяти «Адмирал Хиппер» класса тяжелых крейсеров нацистской Германии » Кригсмарине ( букв. « Военный флот ) , построенных после возвышения нацистской партии и отказа от Версальского договора . Названный в честь Гебхарда Леберехта фон Блюхера , прусского победителя в битве при Ватерлоо , корабль был заложен в августе 1936 года и спущен на воду в июне 1937 года. Он был достроен в сентябре 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны . После завершения серии ходовых испытаний и учений корабль был признан готовым к службе флоту 5 апреля 1940 года. Он был вооружен главной батареей из восьми 20,3-см (8 дюймов) орудий и, хотя номинально не превышал 10 000-мм орудий. Лимит длиннотонн (10 160 т), установленный англо-германским военно-морским соглашением , фактически водоизмещал более 16 000 длинных тонн (16 260 т).
Сразу после вступления в строй «Блюхер» был направлен в оперативную группу, которая поддерживала вторжение в Норвегию в апреле 1940 года. «Блюхер» служил флагманом контр - адмирала Оскара Куммеца , командующего 5-й группой. Корабль возглавил флотилию боевых кораблей в Осло -фьорд в ночь на 8 апреля, чтобы захватить Осло , столицу Норвегии. Два старых 28-сантиметровых (11 дюймов) береговых орудия в крепости Оскарсборг атаковали корабль с очень близкого расстояния, сделав два попадания, как и несколько орудий меньшего размера в других батареях. Две торпеды, выпущенные торпедной батареей в крепости, поразили корабль, причинив ему серьезные повреждения. вспыхнул крупный пожар На борту «Блюхера» , который не удалось локализовать. Огонь распространился на один из ее зенитных магазинов, вызвав сильный взрыв, а затем распространился дальше на топливные бункеры корабля. «Блюхер» Затем перевернулся и затонул, что привело к большим человеческим жертвам.
Затонувший корабль находится на дне Осло-фьорда, и в 2016 году он был объявлен военным мемориалом, чтобы защитить его от грабителей. На месте крушения было поднято несколько артефактов, в том числе один из ее Arado 196 гидросамолетов , который был обнаружен во время операции по откачке вытекшего мазута с корабля в 1994 году.
Дизайн
[ редактировать ]
Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были заказаны в контексте перевооружения военно-морского флота Германии после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 году и отказалась от положений Версальского договора о разоружении . В 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение с Великобританией, которое обеспечило правовую основу для перевооружения немецкого военно-морского флота; В договоре указывалось, что Германия сможет построить пять » водоизмещением 10 000 длиннотонных (10 160 т « контрактных крейсеров ) . [ 1 ] « Адмиралы Хипперы » номинально находились в пределах 10 000 тонн, хотя и значительно превышали эту цифру. [ 2 ]
На момент запуска Blücher 202,80 метра (665,4 фута) имел общую длину , ширину 21,30 м (69,9 фута) и максимальную осадку 7,74 м (25,4 фута). [ 3 ] Корабль имел проектное водоизмещение 16 170 т (15 910 длинных тонн; 17 820 коротких тонн) и полное водоизмещение 18 200 длинных тонн (18 500 тонн). «Блюхер» был оснащен тремя комплектами Blohm & Voss с редуктором паровых турбин , которые приводили в движение три гребных винта . сверхвысокого давления Турбины снабжались паром от двенадцати нефтяных котлов . Максимальная скорость корабля составляла 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) при мощности на валу 132 000 лошадиных сил (98 000 кВт). [ 4 ] Согласно проекту, ее стандартный состав состоял из 42 офицеров и 1340 рядовых. [ 5 ]
Блюхера состояло из восьми 20,3-см (8- дюймовых Основное вооружение SK L/60 ) орудий , установленных в четырех спаренных орудийных башнях , размещенных суперстрельными парами в носовой и кормовой части. [ а ] Ее зенитная батарея состояла из двенадцати орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, двенадцати орудий калибра 3,7 см (1,5 дюйма) и восьми орудий калибра 2 см (0,79 дюйма). У нее было четыре тройных торпедных аппарата диаметром 53,3 см (21 дюйм), все на главной палубе рядом с четырьмя дальномерами для зенитных орудий. [ 6 ] [ 7 ]
Блюхера Бронепояс имел толщину от 70 до 80 мм ( от 2,8 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину от 12 до 30 мм (от 0,47 до 1,18 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 20 до 50 мм (от 0,79 до 1,97 дюйма). Башни главного калибра имели толщину граней 105 мм (4,1 дюйма) и бортов 70 мм. [ 4 ] Корабль был оснащен тремя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой. [ 5 ] На борту «Блюхера» никогда не было более двух гидросамолетов, а по пути в Осло одному приходилось опираться на катапульту, так как один из ангаров использовался для хранения бомб и торпед. [ 8 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
«Блюхер» был заказан Кригсмарине на верфи Deutsche Works в Киле . [ 4 ] Киль . был заложен 15 августа 1936 года [ 9 ] строящийся номер 246. [ 4 ] Корабль был спущен на воду 8 июня 1937 года и был достроен чуть более двух лет спустя, 20 сентября 1939 года, в день, когда он был принят в состав немецкого флота. [ 10 ] командующий Конрад Балтийской военно-морской базой адмирал Альбрехт С речью на крестинах выступил . Крещение провела госпожа Эрдманн, вдова фрегаттенкапитана (капитана фрегата) Александра Эрдманна, бывшего командира SMS Blücher , погибшего при затоплении корабля. [ 11 ] В заводской комплектации корабль имел прямой форштевень , однако после спуска на воду он был заменен носовой частью клипера , что увеличило общую длину до 205,90 метра (675,5 футов). [ 3 ] Также была установлена наклонная крышка воронки. [ 12 ]
Блюхер провел большую часть ноября 1939 года, дооснащая и заканчивая дополнительные улучшения. К концу месяца корабль был готов к ходовым испытаниям ; она направилась в Готенхафен на Балтийском море . [ 13 ] Испытания продолжались до середины декабря, после чего корабль вернулся в Киль для окончательной доработки. В январе 1940 года он возобновил учения на Балтике, но к середине месяца сильный лед вынудил корабль остаться в порту. 5 апреля он был признан готовым к действию и поэтому был приписан к силам, участвовавшим во вторжении в Норвегию. [ 14 ]
Учения «Операция Везер»
[ редактировать ]
5 апреля 1940 года контр-адмирал (контр-адмирал) Оскар Кумметц поднялся на борт корабля, когда он находился в Свинемюнде . На абордаж также поднялся 800-тысячный отряд сухопутных войск из 163-й стрелковой дивизии . Три дня спустя, 8 апреля, Блюхер покинул порт и направился в Норвегию; она была флагманом группы 5 сил вторжения, которая должна была захватить Осло, столицу Норвегии. [ 15 ] Ее сопровождали тяжелый крейсер « Лютцов» , легкий крейсер «Эмден» и несколько меньших эскортов. Британская подводная лодка «Тритон» заметила конвой, проходящий через Каттегат и Скагеррак , и выпустила серию торпед; Однако немцы уклонились от торпед и продолжили миссию. [ 14 ]
Когда немецкая флотилия достигла подступов к Осло-фьорду , уже наступила ночь . норвежский патрульный катер Pol III Вскоре после 23:00 (по норвежскому времени) флотилию заметил . Немецкий миноносец «Альбатрос» атаковал Pol III и поджег его, но не раньше, чем норвежский патрульный катер поднял тревогу, сообщив по радио о нападении неизвестных военных кораблей. [ 16 ] В 23:30 (норвежское время) южная батарея на Рауёе заметила в прожекторах флотилию и произвела два предупредительных выстрела. [ 17 ] Через пять минут орудия батареи Рауёй произвели четыре выстрела по приближающимся немцам, но видимость была плохой, попаданий не было. [ 17 ] Орудия Болэрна произвели только один предупредительный выстрел в 23:32. Прежде чем Блюхер снова стала целью, она вышла за пределы сектора обстрела этих береговых орудий и больше не была замечена ими после 23:35. [ 18 ]
Немецкая флотилия двигалась со скоростью 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 19 ] был передан приказ командующего адмирала погасить все маяки и навигационные огни . Вскоре после полуночи (норвежское время) по НРК ( Norsk rikskringkasting ) [Норвежской радиовещательной корпорации] [ 20 ] Немецким кораблям было приказано стрелять только в том случае, если они будут обстреляны первыми. [ 14 ] Между 00:30 и 02:00 флотилия остановилась и 150 пехотинцев десанта были переведены в эскорты R17 и R21 (из Эмдена ) и R18 и R19 (из Блюхера ). [ 21 ]
Битва при проливе Дрёбак
[ редактировать ]
Лодкам R было приказано вступить в бой с Раой, Болэрном, а также с военно-морским портом и городом Хортен . [ 21 ] Несмотря на очевидную потерю внезапности, «Блюхер» проследовал дальше во фьорд, чтобы следовать графику и достичь Осло к рассвету. В 04:20 норвежские прожекторы снова осветили корабль, а в 04:21 28-см (11 дюймов) орудия крепости Оскарсборг открыли огонь по Блюхеру с очень близкого расстояния, начав битву при проливе Дрёбак с двух попаданий по левому борту. [ 14 ] Первый прошёл высоко над мостом, попав в боевую станцию командира зенитки. Главный дальномер на вершине боевой мачты был выбит из юстировки, но у Блюхера было еще четыре крупных дальномера. Второй 28-см снаряд разорвался возле авиационного ангара и вызвал крупный пожар. По мере распространения огня взорвалась взрывчатка, предназначенная для пехоты, что затруднило усилия по тушению пожара. В результате взрыва загорелись два находившихся на борту гидросамолета «Арадо»: один на катапульте, другой в одном из ангаров. Взрыв также, вероятно, пробил дыру в бронепалубе над машинным залом 1. Турбина 1 и генераторный зал 3 остановились из-за отсутствия пара, и работали только подвесные валы из машинного зала 2/3. [ 22 ]
Немцы не смогли определить источник стрельбы. Блюхер увеличил скорость до 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час), пытаясь обойти норвежские орудия. [ 14 ] 15-см (5,9 дюйма) орудия на Дрёбаке , примерно в 400 ярдах (370 м) по борту Блюхера правому , также открыли огонь. [ 23 ] На расстоянии 500 м (1600 футов) Блюхер вошел в узкий проход между Копасом и главной батареей Ховедбаттериет в Кахольмене. Батарея Копоса прекратила огонь по Блюхеру и поразила следующую цель, Лютцов , сделав несколько попаданий. [ 24 ] Первый инженер Карл Таннеманн написал в своем отчете, что все попадания из орудий Дрёбака, выпущенных по правому борту, были между секциями IV и X на длине 75 м (246 футов) в миделе корабля, между башней B и башней C. -башня. Однако все повреждения пришлись на левый борт. [ 25 ] После первого залпа 15-см батарей в Дрёбаке рулевое управление с мостика вышло из строя. «Блюхер» только что миновал Дрёбакгруннен (мелководье Дрёбак) и поворачивал влево. Командир вернул ее на путь с помощью боковых валов, но она потеряла скорость. [ 26 ] В 04:34 две торпеды скрытой неизвестной батареи крепости Оскарсборг попали в корабль. [ 23 ]

Согласно отчету Кумметца, первая торпеда попала в котельное отделение 2, сразу под трубой, а вторая — в машинное отделение 2/3 (машинное отделение для боковых шахт). Котел №1 уже был разрушен обстрелом. Остался только один котел, но паровые трубы котлов 1 и 2 и машинного зала 2/3 были повреждены, а турбина 1 потеряла мощность. [ 26 ] К 04:34 корабль получил серьезные повреждения, но успешно прошел зону обстрела; большая часть норвежских орудий больше не могла по ней стрелять. Все 15-см орудия батареи Копоса стояли на открытых позициях с широким сектором обстрела и все еще находились в пределах досягаемости. Батарейные расчеты запросили приказаний, но командир крепости Биргер Эриксен заключил: «Крепость выполнила свою задачу». [ 27 ]
После прохождения артиллерийских батарей экипажу, включая личный состав, обслуживающий орудия, была поставлена задача тушить пожар. К тому времени она взяла на себя список из 18 степеней, хотя изначально это не было проблемой. В конечном итоге огонь достиг одного из корабельных погребов для боеприпасов диаметром 10,5 см между машинным залом 1 и машинным залом 2/3, который сильно взорвался. Взрыв разрушил несколько переборок в машинных отделениях и воспламенил запасы топлива корабля. Побитый корабль начал медленно опрокидываться, и был отдан приказ покинуть корабль. [ 28 ] «Блюхер» перевернулся и затонул в 07:30 со значительными жертвами. [ 29 ] Историк военно-морского флота Эрих Грёнер утверждает, что число жертв неизвестно. [ 10 ] а Хенрик Лунде приводит цифру потерь от 600 до 1000 солдат и матросов. [ 19 ] Между тем Юрген Ровер утверждает, что в результате затопления погибли 125 моряков и 195 солдат. [ 30 ]
Потеря Блюхера и ущерб, нанесенный Лютцову, заставили немецкие войска отступить. Сухопутные войска были высажены на восточной стороне фьорда; они проследовали вглубь страны и захватили крепость Оскарборг к 09:00 10 апреля. Затем они двинулись на атаку на столицу. Воздушно-десантные войска захватили аэропорт Форнебу и завершили окружение города, и к 14:00 10 апреля он оказался в руках немцев. Однако задержка, вызванная временным выводом Блюхера оперативной группы , позволила норвежскому правительству и королевской семье покинуть город. [ 19 ]
Крушение
[ редактировать ]Блюхер остается на дне Дрёбака, на глубине 64 метра (35 саженей ). [ 31 ] Затонувший корабль расположен к юго-востоку от небольших холмов Асхольмен ( норвежский : Асхолмене ). Винты корабля были сняты в 1953 году, и с 1963 года было несколько предложений поднять обломки, но ни одно из них не было реализовано. [ 10 ] Когда «Блюхер» покинула Германию, на ее борту было около 2670 кубических метров (94 000 кубических футов) нефти. Часть топлива она израсходовала по пути в Норвегию, часть ушла при затоплении, но из нее постоянно вытекало масло. В 1991 году скорость утечки увеличилась до 50 литров (11 имп галлонов; 13 галлонов США) в день, что поставило под угрозу окружающую среду. Поэтому норвежское правительство решило удалить с места крушения как можно больше нефти. В октябре 1994 года компания Rockwater AS совместно с глубоководными водолазами пробурила дыры в 133 топливных баках и извлекла 1000 т (980 длинных тонн; 1100 коротких тонн) нефти; 47 топливных бункеров были недоступны и, возможно, все еще содержат нефть. После очистки масло было продано. Операция по добыче нефти дала возможность вернуть один из Блюхера самолетов двух Arado 196 . Самолет был поднят 9 ноября 1994 года и в настоящее время находится в Сола музее Flyhistorisk, музее авиации недалеко от Ставангера . [ 32 ] К 2023 году было удалено около 1600 тонн нефти, из которых осталось 20–30 тонн, иногда видимые количества которых вытекали на поверхность. [ 33 ]
Кораблекрушение было охраняемо как военный мемориал 16 июня 2016 года, но также охранялось законом Норвежским управлением культурного наследия как военное захоронение. Целью было защитить корабль от грабителей. [ 34 ]
Сноски
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уильямсон , стр. 4–5.
- ^ Куп и Шмолке , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 66.
- ^ Куп и Шмолке , с. 22.
- ^ Биндер и Шлюнц , с. 97.
- ^ Куп и Шмолке , с. 115.
- ^ Уильямсон , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 67.
- ^ Куп и Шмолке , с. 113.
- ^ Уильямсон , с. 35.
- ^ Уильямсон , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямсон , с. 24.
- ^ Ровер , стр. 18.
- ^ Тамеландер и Зеттерлинг , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Фьелд и др. , с. 179.
- ^ Фьельд и др. , с. 180.
- ^ Jump up to: а б с Лунде , с. 220.
- ^ Берг , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Биндер и Шлюнц , с. 74.
- ^ Биндер и Шлюнц , стр. 92–93, 119, 126.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 33.
- ^ Фьельд и др. , с. 189.
- ^ Биндер и Шлюнц , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке , с. 126.
- ^ Лислегаард и Борте , с. 42.
- ^ Уильямсон , стр. 33–34.
- ^ Уильямсон , с. 34.
- ^ Ровер , стр. 19.
- ^ Сиехе , с. 229 .
- ^ Биндер и Шлюнц , с. 180.
- ^ Баккен, Дженни Даль (6 августа 2023 г.). «Вот немецкий военный корабль «Блюхер» сливает нефть в Осло-фьорд» . NRK (на норвежском букмоле).
- ^ Нютроен и Закариассен .
Ссылки
[ редактировать ]- Берг, Оле Ф (1997). На архипелаге и на море война ВМФ 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. (на норвежском языке). Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN 978-82-993545-2-3 .
- Биндер, Франк и Шлюнц, Ганс Герман (1990). Тяжелый крейсер Blücher (на немецком языке) (первое изд.). Издательство Келера. ISBN 978-3-7822-0487-3 .
- Фьелд, Одд Т; Тор Йорген Мельен; Ян Эгиль Фьёртофт; Тор Георг Монсен; Рейдар Лауриц Годё; Роберт Эйхингер (1999). Готовая к бою береговая артиллерия на протяжении веков | Издано Ассоциацией офицеров береговой артиллерии (на норвежском языке). ISBN 978-82-995208-0-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5896-8 .
- Лислегаард, Отар и Борте, Торбьёрн (1975). Выстрелы, которые спасли Норвегию? Гибель «Блюхера» 9 апреля 1940 года . Осло: Ашехог. ISBN 8203080537 .
- Лунде, Хенрик О. (2010). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Хавертаун: Издательство Casemate. ISBN 978-1-935149-33-0 .
- Нютроен, Одд и Закариассен, Гауте (16 июня 2016 г.). «Блюхер защищен законом о предотвращении грабежей» [«Блюхер» защищен законом о предотвращении грабежей] (на норвежском языке). Норвежская радиовещательная корпорация .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Тамеландер, Майкл и Зеттерлинг, Никлас (2001). 9 апреля, вторжение нацистской Германии в Норвегию (на норвежском языке). Издательство «Спартак» АС. ISBN 978-82-430-0191-6 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-502-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .
59 ° 42' с.ш. 10 ° 35,5' в.д. / 59,700 ° с.ш. 10,5917 ° в.д.
- Крейсера типа «Адмирал Хиппер»
- Корабли, построенные в Киле
- корабли 1937 года
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном море
- Морские инциденты в апреле 1940 г.
- Корабли, потопленные береговой артиллерией
- Кораблекрушения Норвегии
- Взрывы военно-морских магазинов