Немецкий крейсер Лютцов (1939 г.)
![]() Таллинн в Ленинграде, гр. 1949 год
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Лютцов |
Строитель | Немецкое судостроение и машиностроение , Бремен |
Заложен | 2 августа 1937 г. |
Запущен | 1 июля 1939 г. |
Судьба | Продан ВМФ СССР 11 февраля 1940 г. |
![]() | |
Имя | Петропавловск (с сентября 1940 г.) |
Приобретенный | Отбуксирован в Ленинград , 15 апреля 1940 г. |
Переименован |
|
Судьба | Разбитый, гр. 1953–1961 гг. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Адмирал Хиппер» типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 210 м (689 футов 0 дюймов) в целом |
Луч | 21,80 м (71 фут 6 дюймов) |
Черновик | Полная нагрузка: 7,90 м (25,9 футов) |
Установленная мощность | 132 000 л.с. (98 000 кВт ) |
Движение | |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 3 самолета |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Lützow был тяжелым крейсером Кригсмарине нацистской Германии , Адмирал пятым и последним членом класса Хиппер» « , но так и не был достроен. Корабль был заложен в августе 1937 года и спущен на воду в июле 1939 года, после чего Советский Союз обратился с просьбой о покупке корабля. Кригсмарине . согласилась на продажу в феврале 1940 года, и передача была завершена 15 апреля На момент продажи Советскому Союзу судно все еще было незавершенным: на нем была установлена только половина его главной батареи из восьми орудий калибра 20,3 см (8 дюймов), а большая часть надстройки отсутствовала .
Переименованный в «Петропавловск» в сентябре 1940 года, работы над кораблем были отложены из-за плохого советско-германского сотрудничества в обучении экипажа и обеспечении технической литературой для завершения строительства корабля, которое велось на ленинградских верфях. Все еще незавершенный, когда Германия вторглась в Советский Союз в июне 1941 года, корабль некоторое время принимал участие в обороне Ленинграда , оказывая артиллерийскую поддержку советским защитникам. Сильно поврежден немецкой артиллерией в сентябре 1941 года, затонул в апреле 1942 года и поднят в сентябре 1942 года. После ремонта корабль был переименован в «Таллинн» и использовался в советском контрнаступлении, освободившем Ленинград в 1944 году. Во время войны корабль использовался как стационарная учебная платформа и как плавучая казарма, а затем был разобран на металлолом где-то между 1953 и 1961 годами.
Дизайн
[ редактировать ]
Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были заказаны в контексте перевооружения военно-морского флота Германии после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 году и отказалась от положений Версальского договора о разоружении . В 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение с Великобританией, которое обеспечило правовую основу для перевооружения немецкого военно-морского флота; В договоре указывалось, что Германия сможет построить пять » водоизмещением 10 000 длиннотонных (10 160 т « договорных крейсеров ) . [ 1 ] « Адмиралы Хипперы » номинально находились в пределах лимита в 10 000 тонн, хотя и значительно превышали этот показатель. [ 2 ]
Lützow составляла 210 метров (690 футов) Общая длина , ширина - 21,80 м (71,5 футов), а максимальная осадка - 7,90 м (25,9 футов). Корабль имел проектное водоизмещение 17 600 т (17 300 длинных тонн; 19 400 коротких тонн) и полное водоизмещение 20 100 тонн (19 800 длинных тонн; 22 200 коротких тонн). Лютцов был оснащен тремя комплектами паровых турбин с редуктором , которые снабжались паром двенадцатью мазутными котлами сверхвысокого давления . Максимальная скорость корабля составляла 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час) при мощности на валу 132 000 лошадиных сил (98 000 кВт). [ 3 ] Согласно проекту, ее стандартный состав состоял из 42 офицеров и 1340 рядовых. [ 4 ]
Лютцова , Основное вооружение SK L/60 состояло из восьми 20,3-см (8-дюймовых) орудий установленных в четырех спаренных орудийных башнях , расположенных суперстрельными парами в носовой и кормовой части. [ а ] Ее зенитная батарея должна была состоять из двенадцати орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, двенадцати орудий калибра 3,7 см (1,5 дюйма) и восьми орудий калибра 2 см (0,79 дюйма). Корабль также должен был нести пару тройных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) рядом с задней надстройкой. Корабль должен был быть оснащен тремя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . [ 4 ] Лютцова Бронепояс имел толщину от ; 70 до 80 мм (от 2,8 до 3,1 дюйма) ее верхняя палуба имела толщину от 12 до 30 мм (от 0,47 до 1,18 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 20 до 50 мм (от 0,79 до 1,97 дюйма). Башни главного калибра имели толщину граней 105 мм (4,1 дюйма) и бортов 70 мм. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Lützow был заказан Кригсмарине на верфи Deschimag в Бремене . [ 3 ] Первоначально «Лютцов» проектировался как легкая крейсерская версия тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» , вооруженная двенадцатью 15-см (5,9 дюйма) орудиями вместо восьми 20,3-см орудий «Адмирала Хиппера » . Кригсмарине « решила достроить корабль так же, как Адмирал Хиппер» . Однако 14 ноября 1936 года [ 4 ] Киль был заложен 2 августа 1937 года. [ 5 ] строящийся номер 941. [ 3 ] Корабль был спущен на воду 1 июля 1939 года, но достроен не был. [ 6 ]
В октябре 1939 года Советский Союз обратился к Германии с просьбой о покупке тогда еще недостроенных «Адмирал Хиппер» крейсеров типа «Лютцов» , «Зейдлиц» и «Принц Ойген» , а также планов по постройке немецких крупных кораблей, морской артиллерии и другой военно-морской техники. Кригсмарине , но отклонила запрос на Зейдлиц и Принц Ойген согласилась продать Лютцов , а также 38-см (15-дюймовые) артиллерийские башни и другое вооружение. [ 7 ] Цена на тяжелый крейсер была установлена в 150 миллионов рейхсмарок . [ 8 ] почти вдвое превышала первоначальную стоимость судна, которая составляла 83 590 000 рейхсмарок . [ 3 ] В продажу поступили полные технические характеристики, результаты испытаний двигателя и запасные части. Восемьдесят процентов материалов должны были быть предоставлены в течение двенадцати месяцев с момента передачи, а остальная часть должна была быть предоставлена в течение пятнадцати месяцев. [ 9 ] Лютцов была переименована в «L», ее первоначальное имя в контракте, для передачи Советскому Союзу. [ 10 ]
В феврале 1940 года, когда соглашение было заключено, в Бремене Лютцов ремонтировался . Орудия ее главного калибра были переданы немецкой армии и размещены на железнодорожных установках; их пришлось разобрать и вернуть в Бремен. Затем 15 апреля корабль был отбуксирован в Ленинград частной немецкой буксирной компанией. [ 9 ] Оба флота согласились, что Германия будет нести ответственность за военно-морское сопровождение, в которое войдут эсминцы и суда меньшего размера. контр-адмирал Отто Файги . Командовать операцией был назначен [ 11 ] Затем Файги возглавил консультативную комиссию, призванную помочь Советскому Союзу завершить строительство корабля. [ 7 ]
Советская служба
[ редактировать ]На момент прибытия корабля в Ленинград на нем были установлены только две передние артиллерийские башни, а надстройка мостика была незавершенной. Единственными установленными вспомогательными орудиями были зенитные орудия калибра 3,7 см. [ 12 ] ВМФ СССР переименовал корабль в «Петропавловск» . 25 сентября 1940 года [ 13 ] и обозначил работы по достройке корабля проекта 83 . Судно вдохновило спецификации для запланированного проекта тяжелого крейсера, получившего обозначение «Проект 82» , хотя работы были приостановлены из-за немецкого вторжения в 1941 году, а затем были возобновлены в 1943 году с гораздо более крупной конструкцией. [ 14 ] [ 15 ] Обучение советского экипажа корабля оказалось спорным; Советы хотели, чтобы их персонал обучался в Германии, а немцы предпочитали отправлять инструкторов в Советский Союз. Языковые барьеры и неопытность участия в международных учебных миссиях также препятствовали обучению. [ 16 ]
Ходовые испытания в Петропавловске планировалось начать где-то в конце 1941 года, и согласно программе подготовки советский экипаж должен был начать подготовку только за месяц до испытаний. [ 17 ] Было решено, что советские офицеры пройдут обучение в немецких военно-морских училищах осенью 1941 года, а пять офицеров пройдут обучение на борту «Зейдлица», когда корабль будет сдан в эксплуатацию для испытаний. В Ленинград также будут направлены немецкие инструкторы для обучения машинного персонала. К моменту ввода « Петропавловска» в строй соответствующие немецкие учебно-технические руководства будут отправлены в советский ВМФ, правда, только на немецком языке. [ 18 ]
К моменту вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года Петропавловск был готов лишь на 70%. [ 19 ] ее использовали в качестве плавучей батареи при обороне Ленинграда Тем не менее в августе того же года . Несколько других кораблей, в том числе крейсер «Максим Горький» , присоединились к «Петропавловску» в обстреле наступающих немцев. [ 20 ] 7 сентября корабль обстрелял немецкие войска, окружавшие город; она произвела сорок залпов из передних башен главного калибра (единственных двух в рабочем состоянии), израсходовав во время атаки около 700 снарядов. [ 21 ] 17 сентября 1941 года корабль был выведен из строя немецкой тяжелой артиллерией; [ 22 ] после 53 ударов корабль был вынужден выйти на берег, чтобы не затонуть. [ 23 ]
4 апреля 1942 года авиация I Fliegerkorps нанесла крупный удар по советским военно-морским силам в Ленинграде: 62 Ju 87 , 33 Ju 88 и 37 He 111 нанесли удар по кораблям в гавани. Петропавловск пострадал один раз (приписано Гансом-Ульрихом Руделем ), получив серьезные повреждения. [ 24 ] и затонул. 17 сентября 1942 года советский ВМФ поднял корабль и отбуксировал его на Неву , где он был отремонтирован. [ 6 ] Переименованный в Таллинн в 1943 году, корабль вернулся в строй для поддержки советского контрнаступления по снятию блокады Ленинграда в 1944 году. Проверка в конце войны показала, что большая часть техники и оборудования была повреждена и не подлежала ремонту. Несмотря на предложение достроить его с использованием частей захваченного Зейдлица и советского вооружения, корабль в конечном итоге так и не был достроен и после окончания войны использовался как стационарный учебный корабль. [ 19 ] [ 22 ] Позже он использовался как плавучая казарма на Неве, а в 1953 году был переименован в Днепр. Дата его утилизации неизвестна; Эрих Грёнер сообщает, что корабль просуществовал до тех пор, пока в 1960 году его не разобрали на металлолом. [ 6 ] Пшемыслав Буджбон первоначально заявил в книге Конвея «Все боевые корабли мира» , что судно было списано в 1958–1959 годах, но позже в «Военных кораблях советского флота» оно было списано в 1959–1961 годах. [ 19 ] [ 22 ] Тобиас Филбин сообщает, что корабль разбился в 1953 году. [ 21 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уильямсон , стр. 4–5.
- ^ Куп и Шмолке , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гренер , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер , с. 66.
- ^ Уильямсон , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Ровер и Монаков , с. 113.
- ^ Филбин , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Филбин , с. 120.
- ^ Ровер и Монаков , с. 140.
- ^ Филбин , стр. 120–121.
- ^ Филбин , стр. 121–122.
- ^ Филбин , с. 122.
- ^ Маклафлин , с. 103.
- ^ Ровер и Монаков , стр. 195–196.
- ^ Филбин , стр. 122–123.
- ^ Филбин , с. 123.
- ^ Филбин , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский , стр. 82.
- ^ Филбин , стр. 127–128.
- ^ Перейти обратно: а б Филбин , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Будбон , г-н. 328.
- ^ Сиехе , с. 229 .
- ^ Уорд , с. 143.
Ссылки
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1992). "Советский Союз". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5896-8 .
- Маклафлин, Стивен (2006). «Проект 82: Сталинградский класс». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2006 года . Лондон: Конвей. стр. 102–123. ISBN 978-1-84486-030-2 .
- Филбин, Тобиас Р. (1994). Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 гг . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-0-87249-992-8 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения, 1935–1953 гг . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-4895-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Уорд, Джон (2004). Гитлеровские «Штуки» . Сент-Луис Пол: Мне очень жаль. ISBN 978-0-7603-1991-8 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-502-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хилл, Александр (2024). Советские крейсеры 1917-1945 годов: от Октябрьской революции до Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 326. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 9781472859334 .
- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .
- Крейсера типа «Адмирал Хиппер»
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- корабли 1939 года
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Крейсеры Советского ВМФ
- Крейсеры Советского Союза времен Второй мировой войны.
- Отношения Германии и Советского Союза (1918–1941)
- Предлагаемые корабли Германии
- Морские инциденты в сентябре 1941 г.
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Военные отношения Германии и Советского Союза
- Блокада Ленинграда