Soviet destroyer Steregushchy (1938)
![]() Вид с воздуха на однотипный корабль «Разумный» , март 1944 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Steregushchy ( Стерегущий (Watchful)) |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad |
Заложен | 12 августа 1936 г. |
Запущен | 18 января 1938 г. |
Завершенный | 30 октября 1939 г. |
пораженный | 28 января 1958 г. |
Судьба | Списано , 1959 год. |
General characteristics ( Gnevny as completed, 1938) | |
Класс и тип | Gnevny -class destroyer |
Смещение | 1612 т (1587 длинных тонн ) ( стандарт ) |
Длина | 112,8 м (370 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) |
Диапазон | 2720 миль (5040 км; 3130 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 197 (236 в военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианский гидрофон |
Вооружение |
|
Стерегущий ( русский : Стерегущий , букв. «Бдительный») — один из 29 «Гневный» класса эсминцев (официально известный как проект 7 ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. Построенный в 1939 году, он был приписан к Балтийскому флоту . Корабль сыграл незначительную роль в Зимней войне 1939–1940 годов против финнов . После начала немецкого вторжения в Советский Союз (операция «Барбаросса») в июне 1941 года Стерегущий участвовал в кампании Рижского залива . Корабль некоторое время оказывал артиллерийскую поддержку во время блокады Ленинграда, прежде чем был потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками 21 сентября. Его затонувший корабль был снят с мели в 1944 году, хотя ремонт был завершен только в 1948 году . В 1959 году «Стерегущий» был разобран на металлолом .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Решив построить большие и дорогие 40- узловые (74 км/ч) «Ленинград» класса лидеры эсминцев , советский ВМФ обратился за помощью к Италии в проектировании меньших и более дешевых эсминцев. Они лицензировали планы «Фольгор» класса и, модифицируя их для своих целей, перегрузили конструкцию, которая и без того была несколько стабильной . [ 1 ]
» «Гневный имел общую длину 112,8 метра (370 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) при глубокой нагрузке . Корабли имели значительно больший вес: почти на 200 метрических тонн (197 длинных тонн ) тяжелее проектного, водоизмещение 1612 метрических тонн (1587 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2039 метрических тонн (2007 длинных тонн) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 197 офицеров и матросов в мирное время и 236 – в военное. [ 2 ] Корабли имели пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, мощностью на валу 48 000 лошадиных сил (36 000 кВт ) с использованием пара от трех водотрубных котлов , что должно было обеспечить им максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч). ; 43 миль в час). [ 3 ] Конструкторы были консервативны в оценке турбин, и многие, но не все, корабли легко превысили проектную скорость во время ходовых испытаний . Другие значительно отстают от этого. Во время испытаний в 1948 году «Стерегущий» достиг скорости 35,2 узла (65,2 км/ч; 40,5 миль в час). Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета « Гневного » варьировалась от 1670 до 3145 морских миль (от 3093 до 5825 км; от 1922 до 3619 миль) на 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Сама Стерегущий продемонстрировала запас хода на этой скорости 2500 миль (4600 км; 2900 миль). [ 4 ]
В заводской готовности на кораблях класса «Гневный» устанавливались четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К. [ 5 ] а также два 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся тройных установках; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 60 или 95 мин и 25 глубинных бомб . Они были оснащены комплектом марсианских гидрофонов для противолодочной работы , однако на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) они были бесполезны. [ 6 ] Корабли были оснащены двумя параванами К-1, предназначенными для уничтожения мин, и парой метателей глубинных бомб. [ 7 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Построенный на ленинградском « ССЗ № 190 (Жданов) под заводским номером 516, Стерегущий» был заложен 12 августа 1936 года и спущен на воду 18 июня 1938 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 30 октября 1939 года. [ 8 ] и приписан к Балтийскому флоту. обстреливала позиции финской береговой обороны на острове Сааренпяя, входящем в состав Берёзовых островов . После начала Зимней войны 30 ноября 10 и 18–19 декабря совместно с другими кораблями [ 9 ]
Когда немцы вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года, Стерегущий был направлен в 1-ю дивизию эсминцев Отряда легких войск, базировавшуюся в Усть-Двинске , Латвия . На следующий день дивизии — лёгкому крейсеру «Максим Горький» , «Стерегущий» и её сестрам «Горди» и «Гневны» — была поставлена задача прикрывать минные постановки в устье Финского залива . Они вошли на немецкое минное поле в 16–18 морских милях (30–33 км; 18–21 миль) к северо-западу от маяка Тахкуна , и Максима Горького подорвался нос на мине . После того как Стерегущий подорвал своими параванами две мины, выведшие из строя одну из ее турбин, она сопровождала Максима Горького в Таллинн , Эстония . 2 июля эсминец помог поставить минное поле у острова Гогланд . Стерегущий участвовал в неудачной атаке на группу немецких десантных кораблей в устье реки Даугавы 13 июля. Через два дня корабль был атакован немецкими бомбардировщиками в проливе Вяйке между Муху и Сааремаа островами . Ударные волны в результате четырех промахов на ее корпусе образовались ямочки, но существенного ущерба не было. [ 10 ]
Под флагом командира отряда Легких войск Контр- адмирала Валентина Дрозда он вместе с эсминцем « Сердиты » прикрывал минные постановки сторожевых кораблей «Туча» и «Снег» 18 июля. К 14:00 того же дня они вернулись на рейд Кюбасаар возле Сааремаа, но быстро повернули обратно, получив сообщение о том, что обнаружен немецкий конвой. Из-за отсутствия координации с советской морской авиацией оба эсминца попали под дружественную воздушную атаку , а в 15:31 бомба, сброшенная бомбардировщиком Туполев СБ, взорвалась недалеко от Сердитов , выведя из строя котел и оба дальномера в боевой рубке . Стерегущий , которому удалось уйти невредимым, вступил в бой с немецким конвоем, но Сердиты присоединились к нему только в 17:24 после того, как они потеряли конвой из виду. [ 11 ]
11 августа «Стерегущий» сопровождал пассажирский теплоход « Вячеслав Молотов» , следовавший из Таллинна в Кронштадт , когда они вошли в минное поле. У эсминца был затоплен один из топливных баков, когда в параване правого борта взорвалась мина. После того как транспорт был поврежден на мине у Гогланда, его отбуксировал в Кронштадт « Стерегущий» . После ремонта корабль поддержал защитников Ленинграда 350 снарядами главного калибра. 21 сентября он был атакован Junkers Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками из StG 2 . Попав трижды, бомбы вывели из строя один двигатель и быстро затопили кормовое котельное отделение . Капитан отвел ее на мелководье, где она перевернулась на правый борт через 15 минут после удара. Единственная 130-мм пушка и некоторые ее части были подняты водолазами в октябре для ремонта эсминца « Страшный » . Затонувший корабль был снят с мели в июне 1944 года и поставлен в сухой док 20 июля для ремонта, который продлился до 1948 года. «Стерегущий» был исключен из списков ВМФ 28 января 1958 года и списан в следующем году. [ 12 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Якубов и Ворт, стр. 99, 102–103.
- ^ Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Будзбон, с. 330
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 40
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Berezhnoy, p. 335
- ^ Ровер и Монаков, с. 233
- ^ Ровер, стр. 11–12.
- ^ Platonov, p. 184; Rohwer, pp. 81, 86
- ^ План, стр. 67–68
- ^ Platonov, pp. 184–185; Rohwer, pp. 91, 97, 102; Yakubov & Worth, pp. 108–109
Источники
[ редактировать ]- Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's destroyer series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .