Jump to content

Soviet destroyer Steregushchy (1938)

Вид с воздуха на однотипный корабль «Разумный» , март 1944 года.
История
Советский Союз
Имя Steregushchy ( Стерегущий (Watchful))
Заказал 2-я пятилетка
Строитель Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad
Заложен 12 августа 1936 г.
Запущен 18 января 1938 г.
Завершенный 30 октября 1939 г.
пораженный 28 января 1958 г.
Судьба Списано , 1959 год.
General characteristics ( Gnevny as completed, 1938)
Класс и тип Gnevny -class destroyer
Смещение 1612 т (1587 длинных тонн ) ( стандарт )
Длина 112,8 м (370 футов 1 дюйм) ( о/а )
Луч 10,2 м (33 фута 6 дюймов)
Черновик 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
Установленная мощность
Движение 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором
Скорость 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час)
Диапазон 2720 ​​миль (5040 км; 3130 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час)
Дополнить 197 (236 в военное время)
Датчики и
системы обработки
Марсианский гидрофон
Вооружение

Стерегущий ( русский : Стерегущий , букв. «Бдительный») — один из 29 «Гневный» класса эсминцев (официально известный как проект 7 ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. Построенный в 1939 году, он был приписан к Балтийскому флоту . Корабль сыграл незначительную роль в Зимней войне 1939–1940 годов против финнов . После начала немецкого вторжения в Советский Союз (операция «Барбаросса») в июне 1941 года Стерегущий участвовал в кампании Рижского залива . Корабль некоторое время оказывал артиллерийскую поддержку во время блокады Ленинграда, прежде чем был потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками 21 сентября. Его затонувший корабль был снят с мели в 1944 году, хотя ремонт был завершен только в 1948 году . В 1959 году «Стерегущий» был разобран на металлолом .

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Решив построить большие и дорогие 40- узловые (74 км/ч) «Ленинград» класса лидеры эсминцев , советский ВМФ обратился за помощью к Италии в проектировании меньших и более дешевых эсминцев. Они лицензировали планы «Фольгор» класса и, модифицируя их для своих целей, перегрузили конструкцию, которая и без того была несколько стабильной . [ 1 ]

» «Гневный имел общую длину 112,8 метра (370 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) при глубокой нагрузке . Корабли имели значительно больший вес: почти на 200 метрических тонн (197 длинных тонн ) тяжелее проектного, водоизмещение 1612 метрических тонн (1587 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2039 метрических тонн (2007 длинных тонн) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 197 офицеров и матросов в мирное время и 236 – в военное. [ 2 ] Корабли имели пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, мощностью на валу 48 000 лошадиных сил (36 000 кВт ) с использованием пара от трех водотрубных котлов , что должно было обеспечить им максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч). ; 43 миль в час). [ 3 ] Конструкторы были консервативны в оценке турбин, и многие, но не все, корабли легко превысили проектную скорость во время ходовых испытаний . Другие значительно отстают от этого. Во время испытаний в 1948 году «Стерегущий» достиг скорости 35,2 узла (65,2 км/ч; 40,5 миль в час). Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета « Гневного » варьировалась от 1670 до 3145 морских миль (от 3093 до 5825 км; от 1922 до 3619 миль) на 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Сама Стерегущий продемонстрировала запас хода на этой скорости 2500 миль (4600 км; 2900 миль). [ 4 ]

В заводской готовности на кораблях класса «Гневный» устанавливались четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К. [ 5 ] а также два 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся тройных установках; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 60 или 95 мин и 25 глубинных бомб . Они были оснащены комплектом марсианских гидрофонов для противолодочной работы , однако на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) они были бесполезны. [ 6 ] Корабли были оснащены двумя параванами К-1, предназначенными для уничтожения мин, и парой метателей глубинных бомб. [ 7 ]

Строительство и сервис

[ редактировать ]

Построенный на ленинградском « ССЗ № 190 (Жданов) под заводским номером 516, Стерегущий» был заложен 12 августа 1936 года и спущен на воду 18 июня 1938 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 30 октября 1939 года. [ 8 ] и приписан к Балтийскому флоту. обстреливала позиции финской береговой обороны на острове Сааренпяя, входящем в состав Берёзовых островов . После начала Зимней войны 30 ноября 10 и 18–19 декабря совместно с другими кораблями [ 9 ]

Когда немцы вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года, Стерегущий был направлен в 1-ю дивизию эсминцев Отряда легких войск, базировавшуюся в Усть-Двинске , Латвия . На следующий день дивизии — лёгкому крейсеру «Максим Горький» , «Стерегущий» и её сестрам «Горди» и «Гневны» — была поставлена ​​задача прикрывать минные постановки в устье Финского залива . Они вошли на немецкое минное поле в 16–18 морских милях (30–33 км; 18–21 миль) к северо-западу от маяка Тахкуна , и Максима Горького подорвался нос на мине . После того как Стерегущий подорвал своими параванами две мины, выведшие из строя одну из ее турбин, она сопровождала Максима Горького в Таллинн , Эстония . 2 июля эсминец помог поставить минное поле у ​​острова Гогланд . Стерегущий участвовал в неудачной атаке на группу немецких десантных кораблей в устье реки Даугавы 13 июля. Через два дня корабль был атакован немецкими бомбардировщиками в проливе Вяйке между Муху и Сааремаа островами . Ударные волны в результате четырех промахов на ее корпусе образовались ямочки, но существенного ущерба не было. [ 10 ]

Под флагом командира отряда Легких войск Контр- адмирала Валентина Дрозда он вместе с эсминцем « Сердиты » прикрывал минные постановки сторожевых кораблей «Туча» и «Снег» 18 июля. К 14:00 того же дня они вернулись на рейд Кюбасаар возле Сааремаа, но быстро повернули обратно, получив сообщение о том, что обнаружен немецкий конвой. Из-за отсутствия координации с советской морской авиацией оба эсминца попали под дружественную воздушную атаку , а в 15:31 бомба, сброшенная бомбардировщиком Туполев СБ, взорвалась недалеко от Сердитов , выведя из строя котел и оба дальномера в боевой рубке . Стерегущий , которому удалось уйти невредимым, вступил в бой с немецким конвоем, но Сердиты присоединились к нему только в 17:24 после того, как они потеряли конвой из виду. [ 11 ]

11 августа «Стерегущий» сопровождал пассажирский теплоход « Вячеслав Молотов» , следовавший из Таллинна в Кронштадт , когда они вошли в минное поле. У эсминца был затоплен один из топливных баков, когда в параване правого борта взорвалась мина. После того как транспорт был поврежден на мине у Гогланда, его отбуксировал в Кронштадт « Стерегущий» . После ремонта корабль поддержал защитников Ленинграда 350 снарядами главного калибра. 21 сентября он был атакован Junkers Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками из StG 2 . Попав трижды, бомбы вывели из строя один двигатель и быстро затопили кормовое котельное отделение . Капитан отвел ее на мелководье, где она перевернулась на правый борт через 15 минут после удара. Единственная 130-мм пушка и некоторые ее части были подняты водолазами в октябре для ремонта эсминца « Страшный » . Затонувший корабль был снят с мели в июне 1944 года и поставлен в сухой док 20 июля для ремонта, который продлился до 1948 года. «Стерегущий» был исключен из списков ВМФ 28 января 1958 года и списан в следующем году. [ 12 ]

  1. ^ Якубов и Ворт, стр. 99, 102–103.
  2. ^ Якубов и Ворт, с. 101
  3. ^ Будзбон, с. 330
  4. ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
  5. ^ Хилл, с. 40
  6. ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
  7. ^ Berezhnoy, p. 335
  8. ^ Ровер и Монаков, с. 233
  9. ^ Ровер, стр. 11–12.
  10. ^ Platonov, p. 184; Rohwer, pp. 81, 86
  11. ^ План, стр. 67–68
  12. ^ Platonov, pp. 184–185; Rohwer, pp. 91, 97, 102; Yakubov & Worth, pp. 108–109

Источники

[ редактировать ]
  • Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's destroyer series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN  978-5-699-23784-5 .
  • Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN  5-203-01780-8 .
  • Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1-4728-2256-7 .
  • Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN  5-89173-178-9 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  0-7146-4895-7 .
  • Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN  978-1-84486-062-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-326-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49612b4aaf88eaa12d865b5550698b0c__1712407680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/0c/49612b4aaf88eaa12d865b5550698b0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet destroyer Steregushchy (1938) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)