Советский эсминец Разярённый (1941 г.)
![]() Вид с воздуха на однотипный корабль «Разумный» , март 1944 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Разярённый |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | |
Заложен |
|
Запущен | 22 мая 1941 г. |
Завершенный | 27 ноября 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 декабря 1941 г. |
Переименован | ОС-4 , 27 декабря 1956 г. |
реклассифицирован | В качестве испытательного корабля, 27 декабря 1956 г. |
пораженный | 1 марта 1958 г. |
Судьба | Затоплен , октябрь 1957 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Gnevny -class destroyer |
Смещение | 1612 т (1587 длинных тонн ) ( стандарт ) |
Длина | 112,8 м (370 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) |
Диапазон | 2720 миль (5040 км; 3130 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 197 (236 в военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианский гидрофон |
Вооружение |
|
Разъярённый « » Гневный ) , класса ( официально — один из 29 » « эсминцев известный как проект 7 построенных для ВМФ СССР в конце 1930-х годов. Первоначально носивший название «Передовой» , перед завершением строительства в конце 1941 года он был переименован в «Разярённый» и был приписан к Тихоокеанскому флоту .
Примерно через год после вторжения Германии в Россию в июне 1941 года ему было приказано присоединиться к Северному флоту и отправиться через Северный Ледовитый океан . Вместе с несколькими другими « эсминцами Разярённый» покинул советский Дальний Восток в июле 1942 года и прибыл в Мурманск три месяца спустя, получив погнутый гребной вал, из-за которого во время путешествия он находился в ремонте до января 1943 года. Всего через несколько дней после вступления в строй он сел на мель. и находился в ремонте до июня. Сопровождая конвои с середины 1943 года, эсминец в январе 1945 года был торпедирован немецкой подводной лодкой, потеряв корму. «Разярённый» был отремонтирован в послевоенный период с использованием кормы, спасённой от затонувшего однотипного корабля, и прослужил до конца 1950-х годов, когда он был потоплен во время ядерного испытания.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Решив построить большие и дорогие 40- узловые (74 км/ч) «Ленинград» класса лидеры эсминцев , советский ВМФ обратился за помощью к Италии в проектировании меньших и более дешевых эсминцев. Они лицензировали планы «Фольгор» класса и, модифицируя их для своих целей, перегрузили конструкцию, которая и без того была несколько стабильной . [ 1 ]
» «Гневный имел общую длину 112,8 метра (370 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) при глубокой нагрузке . Корабли имели значительно больший вес: почти на 200 метрических тонн (197 длинных тонн ) тяжелее проектного, водоизмещение 1612 метрических тонн (1587 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2039 метрических тонн (2007 длинных тонн) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 197 офицеров и матросов в мирное время и 236 – в военное. [ 2 ] Корабли имели пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, мощностью на валу 48 000 лошадиных сил (36 000 кВт ) с использованием пара от трех водотрубных котлов , что должно было обеспечить им максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч). ; 43 миль в час). [ 3 ] Конструкторы были консервативны в оценке турбин, и многие, но не все, корабли легко превысили проектную скорость во время ходовых испытаний . Как и ее сестры с Северного флота, «Разяренный» в 1943 году достиг скорости 37 узлов. [ 4 ] У нее была дальность полета 1750 морских миль (3240 км; 2010 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час). [ 5 ] [ 6 ]
В заводской готовности на кораблях класса «Гневный» устанавливались четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 , защищенные артиллерийскими щитами , в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных (зенитных) орудий 34-К в одиночных установках и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К. [ 7 ] а также два 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) в двух вращающихся тройных установках на миделе корабля ; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 60 или 95 мин и 25 глубинных бомб . Они были оснащены комплектом марсианских гидрофонов для противолодочной работы , однако на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) они были бесполезны. [ 8 ] Корабли были оснащены двумя параванами К-1, предназначенными для уничтожения мин, и парой метателей глубинных бомб. [ 9 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Основные компоненты корабля, ставшего «Разярённым», были заложены на судостроительном заводе № 198 («Андре Марти Южный») в Николаеве 15 сентября 1936 года под номером 326, а затем отправлены по железной дороге на судоремонтный завод № 199 в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке. Восток , на достройку, где корабль был вновь заложен 17 сентября 1937 года как «Передовой» . Он был переименован в «Развитой» 25 сентября 1940 года и спущен на воду 22 мая 1941 года после переименования в «Разярённый» 16 мая. Корабль был завершен 27 ноября. [ 10 ] и вошел в состав Тихоокеанского флота 14 декабря 1941 года. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В результате слабости Северного флота и важности арктических конвоев времен Второй мировой войны Ставка приняла решение в мае 1942 года передать несколько современных кораблей с Тихого океана на Северный флот; Об этом приказал нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов 18 июня. Разярённый и её сестры «Разумный» и «Ревностный» вместе с лидером эсминца « Баку » планировалось передать на Северный флот как Экспедиция специального назначения (ЭОН)-18, впервые советские военные корабли использовали Северный морской путь для пароходства. с востока на запад. [ 14 ] В июне и июле «Разярённый» укрепил корпус ото льда и 15 июля покинул Владивосток на EON-18. в заливе Провиденс один из ее винтов заземлился, серьезно повредив его лопасти. 30 июля [ 13 ] В течение недели его заменили запасным от Разумного , но скорость пришлось снизить до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 мили в час) из-за вибраций от погнутого карданного вала. Возобновив путь, экспедиция вошла в Чукотское море , где 17 августа Разярённый оказался зажат между льдинами, и его пришлось вытаскивать ледоколами «Микоян» и «Каганович» . ее буксировал Баку Большую часть пути от Амбарчика до Диксона , где у нее был заменен левый винт и снят правый винт. Всего с одним винтом эсминец все еще мог развивать скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). экспедиция достигла Кольского залива , После того, как 14 октября [ 15 ] «Разярённый» был поставлен в плавучий док на мысе Абрам-Карг, где к началу 1943 года был отремонтирован. [ 16 ]
Свой первый боевой вылет Разярённая совершила 2 января 1943 года, встретившись с транспортами союзников. Во время этой миссии она избежала повреждений из- за касания форштевнем морского дна при приближении к острову Сальный в тумане. Однако шесть дней спустя эсминец сел на мель на острове Сальный по пути в Ваенгу после того, как из-за сбоя в электроснабжении временно вышло из строя рулевое управление. Ей удалось вернуться в Мурманск своим ходом, но погнутая носовая часть вынудила ее поставить на ремонт, который продлился до 25 июня. В результате этого происшествия ее капитан, капитан-лейтенант Николай Никольский , был лишен звания и отправлен в штрафбат , восстановив свой чин после ранения; Никольский командовал «Разумным» и двумя другими эсминцами. До конца войны [ 16 ]
Во второй половине 1943 и 1944 годов Разярённый нес службу по сопровождению конвоев и патрульно-постовую службу, с августа 1943 года по январь 1945 года сопровождая 40 конвоев. [ 12 ] С отрядом кораблей она искала немецкие военные корабли до Берлевога на крайнем севере Норвегии 26 октября и, не обнаружив ни одного, обстреляла Вардё во время наступления Петсамо-Киркенес . Норвежское рыболовное судно Spurven затонуло в Вардо. [ нужна ссылка ] [ 17 ] Проводя конвой КП-1 в Лиинахамари с Разумным 23 января 1945 года, в 12:20 эсминец обнаружил немецкую подводную лодку U-293 с помощью гидролокатора . Два эсминца начали охоту на подводную лодку, которая в 12:50 поразила «Разярённого» торпедой ГНАТ . У нее чуть не оторвало корму и вспыхнул пожар; В результате взрыва 38 членов экипажа погибли и 17 были ранены. Первоначальные попытки буксировать ее не увенчались успехом из-за состояния кормы, из-за чего буксирный трос порвался. Около 20:00 отвалилась корма, и эсминец был отбуксирован обратно в Печенгу , а оттуда в Мурманск. Ремонт завершился послевоенным в 1946 году на СРЗ-25 в Росте Мурманской области с спасенной кормы ее затонувшей сестры Стремительного . присоединением [ 16 ] [ 18 ]
«Разярённый» вошел в состав Беломорской флотилии 1 марта 1954 года, но был выведен из состава боевого флота 17 февраля 1956 года, а десять дней спустя был переклассифицирован в испытательный корабль ОС-4 . Бывший эсминец участвовал в ядерных испытаниях 7 сентября и 10 октября 1957 года, был затоплен в бухте Чёрная на Новой Земле во время последних . Выведена из состава ВМФ СССР 1 марта 1958 года. [ 18 ] [ 12 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Якубов и Ворт, стр. 99, 102–103.
- ^ Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Будзбон, с. 330
- ^ План, с. 36
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ План, с. 37
- ^ Хилл, с. 40
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Berezhnoy, p. 335
- ^ Ровер и Монаков, с. 233
- ^ Якубов и Ворт, с. 110
- ^ Jump up to: а б с Berezhnoy, pp. 347–348
- ^ Jump up to: а б План, стр. 164–165
- ^ Качур, стр. 119–120.
- ^ Качур, стр. 121–123.
- ^ Jump up to: а б с План, стр. 167–168
- ^ Platonov, pp. 196–197
- ^ Jump up to: а б План, с. 188
Источники
[ редактировать ]- Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's destroyer series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Качур, Павел (2008). "Гончие псы" Красного флота. "Ташкент", "Баку", "Ленинград" [ Собаки Красного флота: Ташкент, Баку, Ленинград ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-31614-4 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .