Советский эсминец Гордий (1937 г.)
![]() Вид с воздуха на сестру Разумную , март 1944 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Gordy ( Гордый (Proud)) |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad |
Заложен | 25 июня 1936 г. |
Запущен | 10 июня 1937 г. |
Завершенный | 23 декабря 1938 г. |
Судьба | Потоплен на минах , 14 ноября 1941 г. |
General characteristics ( Gnevny as completed, 1938) | |
Класс и тип | Gnevny -class destroyer |
Смещение | 1612 т (1587 длинных тонн ) ( стандарт ) |
Длина | 112,8 м (370 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) |
Диапазон | 2720 миль (5040 км; 3130 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 197 (236 в военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианский гидрофон |
Вооружение |
|
Гордый ( русский : Гордый , букв. «Гордый») был одним из 29 «Гневный» класса эсминцев (официально известных как проект 7 ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. Построенный в 1938 году, он был приписан к Балтийскому флоту . Корабль прикрывал операцию по постановке мин после начала немецкого вторжения в Советский Союз (операция «Барбаросса») в июне 1941 года, когда он вошел на немецкое минное поле . У одного из ее родственных кораблей оторвало носовую часть, и Горди спас выживших. Корабль оказывал артиллерийскую поддержку советским сухопутным войскам в течение следующих нескольких месяцев, хотя он был сильно поврежден на мине во время эвакуации Таллинна , Эстония , в августе. После ремонта в ноябре «Горди» было поручено эвакуировать советские войска из их анклава в Ханко , Финляндия , но по пути он подорвался на нескольких минах и затонул с тяжелыми человеческими жертвами.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Решив построить большие и дорогие 40- узловые (74 км/ч) «Ленинград» класса лидеры эсминцев , советский ВМФ обратился за помощью к Италии в проектировании меньших и более дешевых эсминцев. Они лицензировали планы «Фольгор» класса и, модифицируя их для своих целей, перегрузили конструкцию, которая и без того была несколько стабильной . [ 1 ]
» «Гневный имел общую длину 112,8 метра (370 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) при глубокой нагрузке . Корабли имели значительно больший вес: почти на 200 метрических тонн (197 длинных тонн ) тяжелее проектного, водоизмещение 1612 метрических тонн (1587 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2039 метрических тонн (2007 длинных тонн) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 197 офицеров и матросов в мирное время и 236 – в военное. [ 2 ] Корабли имели пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, мощностью на валу 48 000 лошадиных сил (36 000 кВт ) с использованием пара от трех водотрубных котлов , что должно было обеспечить им максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч). ; 43 миль в час). [ 3 ] Конструкторы были консервативны в оценке турбин, и многие, но не все, корабли легко превысили проектную скорость во время ходовых испытаний . Другие значительно отставали от него, хотя конкретные цифры по большинству отдельных кораблей не сохранились. Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета «Гневного» варьировалась от 1670 до 3145 морских миль (от 3093 до 5825 км; от 1922 до 3619 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час). [ 4 ]
В заводской готовности на кораблях класса «Гневный» устанавливались четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К. [ 5 ] а также два 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся тройных установках; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 60 или 95 мин и 25 глубинных бомб . Они были оснащены комплектом марсианских гидрофонов для противолодочной работы , однако на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) они были бесполезны. [ 6 ] Корабли были оснащены двумя параванами К-1, предназначенными для уничтожения мин, и парой метателей глубинных бомб. [ 7 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Построенный на ленинградском « ССЗ № 190 (Жданов) под заводским номером 514, Гордый» был заложен 25 июня 1936 года и спущен на воду 10 июня 1937 года. Завершен 23 декабря 1938 года. [ 8 ] корабль был приписан к Балтийскому флоту. она служила в патрульной и эскортной службе Во время Зимней войны . [ 9 ] 23 июня 1941 года, на следующий день после начала операции «Барбаросса», Горди под командованием капитана 3-го ранга (капитана 3-го ранга) Евгения Ефета получила задачу прикрывать минные постановки в устье Финского залива. вместе с остальными силами 1-я дивизия отряда легких войск Балтийского флота – легкий крейсер «Максим Горький» и его сестры «Гневный» и «Стерегущий». . Они натолкнулись на немецкое минное поле в 16–18 морских милях (от 30 до 33 км; от 18 до 21 мили) к северо-западу от маяка Тахкуна ; Горди была слегка повреждена миной, которая взорвалась при попадании в нее одного из ее параванов, но у Гневны оторвало лук, когда она поразила другую. Горди снял «Гневного » экипаж с подводной лодки после того, как сообщалось, что были замечены перископы , и безуспешно пытался потопить ее артиллерийским огнем. [ 10 ] Позже в тот же день она была легко повреждена, когда ее параваны вызвали взрыв двух мин. Эсминец впоследствии сражался при обороне Моонзунда и Таллинна , в Эстонии когда немецкие сухопутные войска продвигались на север. [ 9 ] а также сама устанавливала мины. [ 11 ]
Участвовала в безуспешной атаке группы немецких десантных кораблей в устье реки Даугавы 13 июля. [ 12 ] Вместе с легким крейсером «Киров» , лидерами эсминцев «Ленинград» и «Минск» , а также несколькими другими эсминцами «Гордый» выпустил 253 снаряда в поддержку защитников Таллинна в период с 24 по 26 августа. При прикрытии эвакуации Таллина 28 августа в составе отряда главных сил под командованием Кирова в одном из параванов корабля взорвалась мина. Взрыв нанес серьезные повреждения корпусу и затопил все три котельных 420 т (410 длинных тонн) воды. Ее капитан приказал 45 специалистам остаться на борту корабля, а остальную команду взял на борт тральщика « Гак» . ее отбуксировал В Кронштадт эсминец «Свирепы» . [ 13 ] процесс, который занял два дня, поскольку приходилось бросать якорь ночью. Два эсминца подвергались постоянным атакам немецкой авиации, и Горди израсходовала все свои зенитные боеприпасы, но осталась невредимой. [ 11 ]
В Кронштадте его поставили в сухой док на ремонт. [ 14 ] Горди получил осколочные повреждения во время авианалета на Кронштадт 21 сентября. Девять дней спустя корабль был переведен на ленинградский Балтийский завод для завершения ремонта, который завершился 8 октября. 14 октября он был размещен у Усть-Ижоры для оказания артиллерийской поддержки советским войскам. Горди бомбардировал немецкие позиции в поддержку местной контратаки возле Синявино с 20 по 25 октября. [ 11 ] Всего за 1941 год корабль выпустил из 130-мм орудий 349 снарядов. [ 15 ]
13 ноября он отправился с Гогланд острова в Ханко в составе четвертого конвоя для эвакуации советских войск вместе с эсминцем «Суровый» и минным заградителем «Урал» . Корабли наткнулись на минное поле и Суровый был подорван, после чего Горди занял лидирующую позицию в конвое. [ 11 ] На следующее утро в одном из ее параванов взорвалась мина без повреждений. Десять минут спустя еще один пробил корпус в 03:30 между кормовым котельным отделением и передним машинным отделением и вывел из строя ее энергосистему, в результате чего погиб весь персонал в обоих помещениях. Корабль кренился на 30°, который уменьшился до 10° при встречном затоплении. Хотя корабль остался на плаву из-за переборок , Йефет решил покинуть корабль. Во время дрейфа корма «Горди » наткнулась на другую мину, в результате чего она внезапно затонула. 59 ° 47' с.ш., 25 ° 09' в.д. / 59,783 ° с.ш., 25,150 ° в.д. . Другие корабли конвоя спасли 76 выживших, и еще дюжина смогла доплыть до Гогланда на одной из ее лодок; [ 15 ] [ 16 ] среди погибших был Йефет, ее единственный капитан военного времени. [ 11 ] 19 ноября ее официально исключили из списка ВМФ. [ 9 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Якубов и Ворт, стр. 99, 102–103.
- ^ Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Будзбон, с. 330
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 40
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Berezhnoy, p. 335
- ^ Ровер и Монаков, с. 233
- ^ Jump up to: а б с Berezhnoy, p. 334
- ^ Платонов, с. 180, Ровер, с. 81; Якубов и Ворт, с. 108
- ^ Jump up to: а б с д и План, стр. 50–51
- ^ Ровер, стр. 86.
- ^ Platonov, p. 180; Rohwer, p. 94
- ^ Platonov, pp. 180–181; Rohwer, p. 95
- ^ Jump up to: а б Platonov, p. 181
- ^ Ровер, стр. 115.
Источники
[ редактировать ]- Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's destroyer series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Platonov, Andrey (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .