Jump to content

Арадо Ар 196

(Перенаправлено с Арадо 196 )
С 196
Люфтваффе Arado Ar 196A-2 (OU+AR) руление
Роль Разведка
Производитель Плуг
Дизайнер Уолтер Блюм
Первый полет Май 1937 г.
Введение Ноябрь 1938 г.
Основные пользователи Военно-морской
Болгарские ВВС
Финские ВВС
Произведено 1938–44
Количество построенных 541

Arado Ar 196 — корабельный разведывательный низкоплан- моноплан , разработанный и производимый немецкой авиастроительной компанией Arado . Это был стандартный наблюдательный гидросамолет Кригсмарине Второй (ВМС Германии) на протяжении всей мировой войны и единственный немецкий гидросамолет, служивший на протяжении всего конфликта. [ 1 ]

Ar 196 был разработан в ответ на требование Кригсмарине заменить Heinkel He 60 биплан после того, как предполагаемый преемник He 114 оказался неудовлетворительным. Арадо представил проект моноплана в Reichsluftfahrtministerium (Министерство авиации Германии, RLM), в то время как все конкурирующие заявки были на бипланы; RLM решило заказать четыре прототипа Ar 196 в конце 1936 года. Испытания этих прототипов в конце 1937 года показали их хорошие летно-технические характеристики, что привело к разрешению производства и началу официальных эксплуатационных испытаний в первые недели 1939 года. Начиная с ноября 1939 года, производство перешло на более тяжелую модель наземного базирования Ar 196 A-2; за ним последовало еще несколько моделей, пока производство этого типа не было прекращено в августе 1944 года.

Все крупные корабли Кригсмарине были оснащены Ar 196. Самолет широко использовался многочисленными береговыми эскадрильями и как таковой продолжал выполнять разведывательные миссии и охоту на подводные лодки до конца 1944 года в Средиземном , Эгейском и Черном морях . Возможно, их самым примечательным событием было участие двух Ar 196 в обнаружении и захвате HMS Seal . [ 2 ] Помимо Германии, Ar 196 экспортировались в ВВС Болгарии . было захвачено множество экземпляров Союзниками , некоторые из которых эксплуатировались еще в 1955 году. Несколько Ar 196 дожили до XXI века и сохранились для статической демонстрации; Известно, что ни один из них не находится в годном к полетам состоянии.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1933 году Кригсмарине искал стандартизированный корабельный гидросамолет наблюдения . После непродолжительного периода отбора Reichsluftfahrtministerium (Министерство авиации Германии, RLM) остановило свой выбор на Heinkel He 60 биплане . Это была одна из линий разработок базового планера- биплана , появившаяся в ряду гидросамолетов , учебно-тренировочных самолетов и истребителей . Поставки начались через несколько месяцев. [ 3 ]

К началу 1935 года было установлено, что характеристики He 60 недостаточны. [ 4 ] таким образом, RLM потребовало, чтобы Хейнкель спроектировал самолет на замену, в результате чего появился He 114 . Первый прототип был оснащен Daimler-Benz DB 600 рядным двигателем , но было ясно, что поставки этого двигателя будут ограничены, и вместо этого серийные версии перешли на BMW 132 радиальный двигатель . Однако характеристики самолета оказались лишь немногим лучше, чем у He 60, а его управляемость на море была признана плохой, и он не соответствовал требованиям по прочности для запуска с катапульты . [ 5 ] Спешные модификации привели к созданию серии из девяти прототипов в попытке решить некоторые проблемы, но они не сильно помогли. [ 6 ] Военно-морской флот сдался, и самолеты в конечном итоге были проданы Румынии , Испании и Швеции .

Подача и выбор

[ редактировать ]

В октябре 1936 года RLM запросило замену He 114; В соответствующей спецификации предусматривалось, что самолет будет использовать BMW 132, и запрашивались прототипы как в двухпоплавковой, так и в однопоплавковой конфигурациях. [ 5 ] [ 6 ] Ответы поступили от Дорнье , Готы , Арадо и Фокке-Вульфа . Хейнкель отказался участвовать в тендере , заявив, что He 114 еще можно заставить работать. [ 7 ] За исключением моноплана Arado с низкорасположенным крылом, все полученные заявки представляли собой обычные бипланы. Ar 196 представлял собой полуконсольный низкоплан . [ 8 ] Конструкция его фюзеляжа напоминала морской патрульный биплан Arado Ar 95 . Крылья и носовая часть фюзеляжа имели металлическую обшивку, тканью и хвостовую часть фюзеляжа были покрыты оперение . [ 8 ] Гидроналий , сплав, известный своей устойчивостью к коррозии в морской среде, широко использовался в самолетах. Внутреннее пространство поплавков использовалось для хранения топлива. [ 9 ]

Считая модель Арадо самым современным и функциональным самолетом, RLM разместило первоначальный заказ на четыре прототипа. [ 7 ] Эти прототипы включали гидросамолет, сконфигурированный для запуска с катапульты и предназначенный для выполнения бомбардировок с пикирования . [ 5 ] RLM было консервативным по своей природе, поэтому они также заказали два проекта Focke-Wulf Fw 62 в качестве резервной меры. Быстро стало ясно, что «Арадо» работает эффективно. [ 5 ] а также проще в изготовлении, [ 10 ] Таким образом, было построено всего четыре прототипа Fw 62. [ нужна ссылка ]

1 июня 1937 года первый прототип Ar 196 V1 совершил свой первый полет с Плауэр-Зе . [ 10 ] После завершения его использования в программе летных испытаний «Арадо» приступил к восстановлению V1 с намерением попытаться установить новый рекорд скорости полета в своей категории; Изменения включали установку более мощного радиального двигателя BMW 132SA , нового низкопрофильного фонаря и различные аэродинамические доработки планера. Однако RLM узнало об этом намерении и запретило Арадо действовать, сославшись на сохранение военной тайны. [ 9 ]

Все прототипы были поставлены к концу лета 1937 года: V1 и V2 с двумя поплавками в качестве моделей A, а V3 и V4 с одним поплавком в качестве моделей B. К концу года все четверо участвовали в летных испытаниях. Испытания показали, что по сравнению с Fw 62 Ar 196 был более совершенным самолетом, обладавшим более легкими управляемыми качествами, большей нагрузкой, более прочной конструкцией и лучшими летными характеристиками. [ 8 ] Обе версии продемонстрировали отличную управляемость водой, и, казалось, между ними не было особого выбора. Было отмечено, что двухпоплавковая версия оказывает большую нагрузку на крылья. [ 11 ] тем не менее, поскольку существовала вероятность того, что меньшие поплавки с выносными опорами на моделях B «закопаются», модель A с двумя поплавками была заказана в производство. Тем не менее, две разные конструкции поплавков были взаимозаменяемы, как и лыжи с амортизацией . [ 11 ] [ 12 ] Еще один прототип V5 был выпущен в ноябре 1938 года для проверки окончательных изменений.

Десять А-0 были доставлены в ноябре и декабре 1938 года, что позволило начать эксплуатационные испытания в первые недели 1939 года. [ 11 ] Эти самолеты были оснащены одним пулеметом MG 15 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) на заднем сиденье для защиты. Пять B-0 с аналогичным оснащением также были поставлены в наземные эскадрильи, за которыми, начиная с июня 1939 года, последовали 20 серийных моделей A-1, которые были сочтены достаточными для оснащения надводного флота. [ 13 ] Хотя к середине 1939 года производство отстало от графика, считалось, что к концу года программа вернётся в график. [ 13 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

С ноября 1939 года производство перешло на более тяжелую модель наземного базирования А-2. Предназначенный для прибрежного патрулирования, он имел крепления для перевозки двух 50-кг (110 фунтов) бомб, двух 20-мм пушек MG FF в крыльях и 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 в капоте . [ 14 ] Вооружение не было предусмотрено исходной спецификацией самолета, поэтому самолеты раннего производства были оснащены в основном для задач воздушной разведки , особенно для обнаружения подводных лодок противника . Добавление различного вооружения стало результатом опыта эксплуатации, когда самолет сталкивался с противником и счел отсутствие такого вооружения менее чем удовлетворительным. [ 14 ]

Небольшая серия из пятнадцати моделей А-4 начала производство в декабре 1940 года. [ 1 ] Кригсмарине Предназначенный для эксплуатации исключительно с крупных кораблей , изменения включали усиление планера, добавление еще одной радиостанции и замену гребных винтов на модель VDM . Сухопутный А-3, имевший дополнительное усиление планера, выпускался с конца 1940 по осень 1941 года. Окончательным серийным вариантом стал А-5 с конца 1941 года, в котором были заменены радиостанции и кабины приборы , переключена задняя часть пушка до значительно улучшенного MG 81Z с боезапасом 2000 патронов, существующая пушка модернизирована до MG FF/M с увеличенными магазинами на 90 патронов, добавлена ​​броня. защита пилота и наблюдателя и усиленный планер. В А-5 также был модернизирован тип двигателя до BMW 132W. [ 15 ] [ 1 ]

Чтобы увеличить темпы производства для удовлетворения потребностей военного времени, лицензия на производство Ar 196 была предоставлена ​​французскому авиастроительному производителю SNCASO ; к 1942 году на предприятии строилось 30 таких самолетов. [ 1 ] Однако качество этих самолетов было хуже, чем у их немецких аналогов, что, как предполагалось, было связано с сопротивлением французской рабочей силы SNCASO. [ 16 ] «Арадо» также скорректировала свои собственные производственные механизмы, намеренно децентрализуя и рассредоточивая работу там, где это возможно, чтобы минимизировать последствия стратегических бомбардировок . [ 16 ] В 1940 году Арадо предложил аэродинамически усовершенствованную модель, получившую название Ar 196C . Изменения включали использование более крупных двойных поплавков, которые должны были компенсировать его больший общий вес. Хотя испытания начались в Гамбурге, а производство планировалось начать в 1942 году, серийное производство Ar 196C так и не началось. [ 1 ]

К концу производства в августе 1944 года был построен в общей сложности 541 Ar 196 (15 прототипов и 526 серийных моделей), из них около 100 производились на SNCASO и Fokker . заводах [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
Ar 196 на борту немецкого крейсера «Адмирал Хиппер».

Во время войны они служили в составе Bordfliegergruppe (Группа корабельной авиации) 196 и семи SAGr (Seeaufklärungsgruppen/Морские разведывательные группы), KG 100 и KG 200 , а также Küstenfliegergruppe 706 с оперативных баз практически на всех европейских, средиземноморских и балканских театрах военных действий. [ 17 ] Все крупные корабли Кригсмарине были оснащены Ar 196:

  • Линкоры типа «Бисмарк» «Бисмарк» и «Тирпиц» несли по четыре Ar 196 каждый. У « Бисмарка» была очень короткая боевая карьера, корабль погиб во время первой операции «Рейнюбунг» и не имел возможности эксплуатировать свою авиацию. На заключительном этапе операции, когда «Бисмарк» был окружен британскими войсками недалеко от атлантического побережья Франции, была предпринята попытка запустить Ar 196, чтобы доставить во Францию ​​​​военный дневник корабля и другие отчеты. Только тогда выяснилось, что катапульта вышла из строя из-за боевых повреждений, полученных в бою в Датском проливе , и поэтому самолет не удалось запустить. [ 18 ] « Тирпиц» использовал один из своих Ar 196 во время операции «Спортпаласт» с ограниченным успехом для атаки слежения за британскими самолетами-разведчиками. [ 19 ]
  • Линкоры типа «Шарнхорст» «Шарнхорст» и «Гнейзенау» изначально имели две катапульты и три Ar 196. Оба корабля действовали вместе на ранних этапах войны. Во время операции Weserübung один из Ar 196 компании Scharnhorst был запущен на максимальную дальность в Норвегию, чтобы передавать отчеты и приказы, когда немецким кораблям приходилось сохранять радиомолчание на решающем этапе операции. [ 20 ] Точно так же один из «Арадос » Гнейзенау доставил в Норвегию отчеты о первой неудачной попытке прорыва во время операции «Берлин» . [ 21 ]
  • Крейсерам класса «Дойчланд» «Дойчланд» , «Адмирал Шеер» и «Адмирал Граф Шпее» было выделено по два самолета каждый, но во время операций имелся только один самолет, который располагался на катапульте. Эти корабли не имели авиационного ангара. Адмирал граф Шпее нашел хорошее применение своему Ar 196 во время рейда на торговое судоходство в Южной Атлантике на начальном этапе войны. [ 22 ] 11 сентября Ar 196 вовремя обнаружил британский тяжелый крейсер HMS Cumberland , чтобы избежать конфронтации, и самолет успешно провел разведку британских кораблей. Но самолет сломался незадолго до битвы у реки Плейт и не смог предупредить адмирала графа Шпее о патрулировании британских войск, что в конечном итоге привело к его затоплению в Монтевидео . [ 23 ]
  • Крейсеры типа «Адмирал Хиппер» «Адмирал Хиппер» , «Блюхер» и «Принц Ойген» были оснащены одной катапультой и тремя Ar 196.

Ar 196 был популярным самолетом среди пилотов, которые обычно отмечали, что он хорошо управляется как в воздухе, так и на воде. [ нужна ссылка ] Самолеты стали основным продуктом береговых эскадрилий и, как таковые, продолжали выполнять разведывательные миссии и охотиться за подводными лодками до конца 1944 года на различных театрах военных действий, включая Средиземное , Эгейское и Черное моря .

Ar 196 участвовал в двух особенно заметных операциях: захвате HMS Seal. [ 24 ] и перехват бомбардировщиков Королевских ВВС Армстронг-Уитворт-Уитли . Хотя он не мог сравниться с истребителем, самолет был значительно лучше своих собратьев союзников и в целом считался лучшим в своем классе. [ нужна ссылка ] Несмотря на это, было очевидно, что гидросамолеты уступают большинству современных самолетов наземного базирования. [ 16 ] Благодаря хорошей управляемости на воде финские ВВС использовали Ar 196 A-3, которые позже, в середине 1944 года, были модернизированы до A-5 для разведки и снабжения. Внутри его фюзеляжа могли поместиться несколько военнослужащих. [ нужна ссылка ]

Два Ar 196 были доставлены на Пенанг в оккупированной японцами Малайе . В марте 1944 года вместе с японским Aichi E13A эти гидросамолеты сформировали новую Восточноазиатскую военно-морскую специальную службу для оказания помощи как немецкой группе Монсун , так и японским военно-морским силам в этом районе. Самолеты были окрашены в японскую ливрею и эксплуатировались пилотами Люфтваффе под командованием оберлейтенанта Ульриха Хорна. [ 25 ] [ ненадежный источник? ] [ 26 ] 18 февраля 1944 года один из этих «Арадо» спас тринадцать выживших с немецкой подводной лодки UIT-23 , перебросив их на своих плавунах в нескольких рейсах. [ 27 ]

Ar 196 в руках союзников

[ редактировать ]
Один из трех гидросамолетов Arado Ar 196 адмирала Хиппера спускается на воду в 1942 году.

Первым Ar 196, захваченным союзниками, стал экземпляр немецкого крейсера Admiral Hipper , который был захвачен в Люнгстаде , Эйде , норвежским Marinens Flyvebaatfabrikk MF11 гидросамолетом военно-морского округа Трёнделаг 8 апреля 1940 года, на заре Норвежская кампания . После того, как его отбуксировал в Кристиансунн торпедный катер HNoMS Sild , он был использован против своих бывших владельцев, летая с норвежской маркировкой. [ 28 ] 18 апреля в 03:30 Ar 196 был эвакуирован в Великобританию пилотом воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии . Вскоре после этого самолет был разбит британским пилотом во время пути на Хеленсбург для испытаний. военно-морскую авиабазу [ 29 ] По окончании конфликта как минимум один Ar 196 остался на норвежском аэродроме; он использовался в качестве самолета связи Королевскими ВВС Норвегии примерно год на западном побережье. [ нужна ссылка ]

В 1944–1945 годах советские войска захватили множество Арадос на балтийском побережье Польши и Германии. В Дассове также был восстановлен склад запасных частей. После ремонта тридцать семь Ar 196 были оснащены советским радиооборудованием и вошли в состав авиационного подразделения советской пограничной службы . Они эксплуатировались в прибрежных районах Балтийского, Черного и Тихого океана до 1955 года. [ 30 ] Один советский 196-й был переоборудован на АШ-62 Швецова на случай нехватки BMW 132, но этой нехватки не произошло, и ни один Ar 196 больше не переоборудовался в двигатель. [ 31 ]

Операторы

[ редактировать ]
Морской гидросамолет-разведчик Arado AR196 в коллекции Музея ВВС Болгарии в аэропорту Пловдива.
 Болгария
 Финляндия
 Германия
 Норвегия – ( в плену )
 Советский Союз

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Ar 196 А-5 (первоначально А-3) Werknummer 196 0219
Самолет ВВС Болгарии выставлен в Музее авиации в Пловдиве , Болгария.
Ar 196 A-5, Werknummer 623 167
Самолет, которым ранее был оснащен немецкий крейсер «Принц Ойген», находится на хранении в хранилище Пола Гарбера Смитсоновского института Национального музея авиации и космонавтики и ожидает реставрации. [ 32 ]
Ar 196 A-5, Werknummer 623 183
Еще один самолет Prinz Eugen демонстрировался с 1949 по 1995 год на авиабазе ВМС Уиллоу-Гроув, штат Пенсильвания , а затем был передан Национальному музею военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида. Верхняя часть фюзеляжа и фонарь были повреждены при транспортировке, и они остались на хранении в ожидании восстановления. В декабре 2012 года его упаковали в контейнеры и отправили в Нордхольц , Германия. Восстановление началось в августе 2013 года, как раз к празднованию 100-летия немецкой морской авиации. Самолет, предоставленный в долгосрочную аренду Национальному музею военно-морской авиации, в конечном итоге будет выставлен в штаб-квартире 3-го авиакрыла ВМС (Marinefliegergeschwader 3) на военно-морской авиабазе Нордхольц . [ 33 ] [ 34 ]
Плуг Ar 196 A-2 Werknummer 196 0046 или 196 0048

В Историческом музее авиации в Соле , Норвегия, выставлен каркас фюзеляжа Ar 196 A-2, поднятый с места крушения немецкого крейсера «Блюхер» в Осло-фьорде .

Известно, что еще один самолет лежит в Йонсватнете , озере недалеко от Тронхейма в Норвегии. Из озера было извлечено несколько немецких самолетов военного времени, но Ar 196 остается нетронутым, поскольку его экипаж погиб во время крушения здесь в 1940 году, и он имеет статус военной могилы .

Разбившийся Ar 196 A-3, предположительно D1+EH, был пойман рыболовным траулером у острова Ираклия в 1982 году на глубине 91 метр. Его отбуксировали с рыболовных дорожек на мелководье (около 11 метров). Перевернутый самолет с практически неповрежденными фюзеляжем и крыльями стал популярным местом для подводного плавания . [ 35 ]

Технические характеристики (Ар 196 А-5)

[ редактировать ]
Arado Ar 196 с опознавательными знаками эскадрильи разведывательного подразделения, приписанного к линкору «Бисмарк» .

Данные с Arado Ar 196, немецкого многоцелевого гидросамолета . [ 36 ] Арадо, История авиационной компании [ 37 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: два (пилот и наблюдатель)
  • Длина: 11 м (36 футов 1 дюйм)
  • Размах крыльев: 12,4 м (40 футов 8 дюймов)
  • Высота: 4,45 м (14 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 28,4 м 2 (306 кв. футов)
  • Вес пустого: 2990 кг (6592 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 3720 кг (8201 фунт)
  • Силовая установка: 1 девятицилиндровый радиально-поршневой двигатель BMW 132 Вт с воздушным охлаждением, 782 кВт (1050 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 332 км/ч (206 миль в час, 179 узлов)
  • Дальность действия: 1080 км (670 миль, 580 миль)
  • Практический потолок: 7010 м (23000 футов)
  • Скорость набора высоты: 6 м/с (1200 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 98,2 кг/м 2 (20,1 фунта/кв. фута)
  • Мощность/масса : 0,235 кВт/кг (0,143 л.с./фунт)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и Кранжофф 1997, с. 84.
  2. ^ Беккер. 1964 г. р. 91. [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ де Йонг 2021, стр. 6-7.
  4. ^ де Йонг 2021, стр. 7-8.
  5. ^ Jump up to: а б с д Кранжофф 1997, с. 81.
  6. ^ Jump up to: а б де Йонг 2021, стр. 8-9.
  7. ^ Jump up to: а б де Йонг 2021, с. 9.
  8. ^ Jump up to: а б с Кранжофф 1997, стр. 81-82.
  9. ^ Jump up to: а б де Йонг 2021, с. 10.
  10. ^ Jump up to: а б де Йонг 2021, стр. 9-10.
  11. ^ Jump up to: а б с Кранжофф 1997, с. 82.
  12. ^ де Йонг 2021, стр. 10-11.
  13. ^ Jump up to: а б Кранжофф 1997, с. 83.
  14. ^ Jump up to: а б Кранжофф 1997, стр. 83-84.
  15. ^ Дабровский 1997, [ нужна страница ] .
  16. ^ Jump up to: а б с де Йонг 2021, с. 13.
  17. ^ Мансон 1978 , с. 21.
  18. ^ Мюлленхайм-Рехберг 1980 , стр. 148–149.
  19. ^ Кемп 1998 , с. 34.
  20. ^ Бредемайер 1997 , стр. 58–60.
  21. ^ Бредемайер 1997 , стр. 100–101.
  22. ^ де Йонг 2021, стр. 16-18.
  23. ^ Стивен 1988 , стр. 11–16.
  24. ^ Мансон 1960 , с. 12.
  25. ^ Хорст Х. Геркен (9 июня 2017 г.). Азиатское приключение Гитлера . Совет директоров – Книги по запросу. стр. 375–376. ISBN  978-3-7386-3013-8 .
  26. ^ Бреннеке 1996 , с. 308.
  27. ^ Бреннеке 1996 , с. 342.
  28. ^ Сивертсен 1999, стр. 105, 115–122.
  29. ^ Сивертсен 1999, стр. 122.
  30. ^ Kotelnikov, V. Stalin's Captives article in Fly Past magazine, February 2017, pp. 102-104.
  31. ^ де Йонг 2021, с. 88.
  32. ^ «Арадо Ар 196 А-5» . Смитсоновский институт: Национальный музей авиации и космонавтики: Arado Ar 196. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года.
  33. ^ HCWinters (12 июня 2013 г.). «США сдают в аренду Арадо и МФГ» . Новости Куксхавенера. Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
  34. ^ «Военный самолет возвращается в Германию» . Мир . 12 июня 2013 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
  35. ^ Барданис, Манолис; Лино, фон Гарцтен. «История плуга 196 г. Гераклеи» (PDF) . naxosdiving.com . Наксос Дайвинг. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2015 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
  36. ^ Дабровский 1997, [ нужна страница ] .
  37. ^ Кранжофф 1997, с. 85.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург, Германия: Келер. ISBN  3-7822-0592-8 .
  • Бреннеке, Йохен (1996). Охотничья охота. Немецкие подводные лодки 1939–1945 (на немецком языке) (5-е изд.). Мюнхен: Вильгельм Хейне Верлаг. ISBN  3-453-02356-0 .
  • Дабровский, Ганс-Петер; Коос, Волкер (1997). Arado Ar 196 — немецкий многоцелевой гидросамолет . Атглен, Пенсильвания, США: Schiffer Publishing . ISBN  0-88740-481-2 .
  • де Йонг, Питер (2021). Подразделения Arado Ar 196 в бою . Блумсбери. ISBN  978-1-47284-497-2 .
  • Кемп, Пол (1998). Энциклопедия морской войны в конфликтах ХХ века . Лондон, Великобритания: Оружие и доспехи. ISBN  978-1-85409-221-2 .
  • Кранцхофф, Йорг Армин (1997). Арадо, История авиационной компании . Атглен, Пенсильвания, США: Schiffer Books. ISBN  0-7643-0293-0 .
  • Ледвох, Януш (1997). Арадо 196 (Милитария 53) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria. ISBN  83-86209-87-9 .
  • Мюлленхайм-Рехберг, Буркхард фон (1980). De ondergang van de Bismarck (на голландском языке). Де Бур Маритайм. ISBN  90-228-1836-5 .
  • Мансон, Кеннет (1960). Авиация противника (немецкая и итальянская) Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Ian Allan Ltd.
  • Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN  0-7137-0860-3 .
  • Сивертсен, Свейн Карл, изд. (1999). Эсминец Sleipner в военно-морском оборонительном районе Ромсдалсфьорд, апрель 1940 года (на норвежском языке). Хундвог, Норвегия: Военно-морское общество в Норвежском морском журнале.
  • Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Лондон, Великобритания: Ian Allan Ltd. ISBN  0-7110-1596-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7d920d105c8bbf7cbeaf54107159aa5__1720377420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/a5/c7d920d105c8bbf7cbeaf54107159aa5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arado Ar 196 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)