Британская подводная лодка S-класса (1931 г.)
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | S класс |
Предшественник | Радужный класс |
Преемник | Речной класс |
Завершенный | 62 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Подводные лодки S-класса Королевского флота изначально были спроектированы и построены в ходе модернизации подводных сил в начале 1930-х годов для удовлетворения потребности в более мелких лодках для патрулирования ограниченных вод Северного и Средиземного морей , заменив британские H. Подводные лодки -класса . В рамках крупного военно-морского строительства Королевского флота во время Второй мировой войны класс S стал самой крупной группой подводных лодок, когда-либо построенных для Королевского флота. Всего за 15 лет было построено 62 самолета, причем пятьдесят экземпляров «улучшенного» класса S были спущены на воду в период с 1940 по 1945 год.
В начале Второй мировой войны класс S вместе с британскими U и T классами , голландским O 21 классом и немецким типом VII был одним из самых совершенных классов подводных лодок, находившихся на вооружении того времени. [ 1 ]
Услуга
[ редактировать ]Подводные лодки действовали в водах вокруг Соединенного Королевства и в Средиземноморье , а затем и на Дальнем Востоке после оснащения дополнительными резервуарами.

После войны лодки S-класса продолжали служить в Королевском флоте до 1960-х годов. Последней действующей лодкой в составе Королевского флота была Sea Devil , спущенная на воду в 1945 году и списанная в феврале 1966 года. Springer находился на вооружении Израиля как INS Tanin и был выведен из эксплуатации в 1972 году.
Несколько подводных лодок S-класса были проданы или сданы в аренду другим флотам:
- Нидерланды 1
- Португалия 3
- Франция 4
- Израиль 2. (HMS Springer в роли INS Tanin (S71), высадил коммандос и сражался с египетским кораблем в Шестидневной войне ) [ 2 ] [ 3 ]
Модифицированная версия была заказана турецким флотом в 1939 году как Oruç Reis класс .
Потери обслуживания
[ редактировать ]Из двенадцати лодок S-класса, находившихся на вооружении в 1939 году, только три дожили до конца Второй мировой войны , уровень потерь, который вдохновил песню «Twelve Little S-Boats», основанную на детском стишке, первоначально написанном Септимусом. Победитель 1868 года: [ 4 ]
- Двенадцать маленьких лодок «идут», как Бевин ,
- Морская звезда заходит слишком далеко — тогда их было одиннадцать.
- Одиннадцать бдительных лодок чувствуют себя хорошо, а затем
- Морской конёк не отвечает — их десять.
- Десять коренастых S -лодок выстроились в неровную линию,
- Стерлядь падает и останавливается, оставляя нас девять.
- Девять отважных S -лодок, все преследующие Судьбу,
- Акула догнала — теперь нас восемь.
- Восемь крепких S -лодок, люди из Хантса и Девона ,
- Лосось сейчас просрочен — и поэтому число семь.
- Семь доблестных лодок , пробующих все свои трюки,
- Спирфиш пробует новый — доходит до шести.
- Шесть неутомимых S -лодок борются за выживание.
- Никакого ответа от Swordfish — так что мы насчитали пять.
- Пять грязных катеров патрулируют у берега.
- Снаппер выбирает короткий путь — теперь нас четверо.
- Четыре бесстрашных S -лодки зашли слишком далеко в море,
- Санфиш разбомблен и свален в металлолом — нас всего трое.
- Три потертых катера патрулируют синеву,
- ...
- Две застрявшие во льду S -лодки...
- ...
- Одна одинокая лодка S ...
- ...
Выжившими, оставленными пустыми в фаталистической рифме, были HMS Sealion (затоплен), HMS Seawolf (разбит) и HMS Sturgeon (продан).
Общие характеристики
[ редактировать ]Первая группа
[ редактировать ]Обзор класса | |
---|---|
Имя | Первая группа |
Завершенный | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 202 фута 6 дюймов (61,72 м) |
Луч | 24 фута (7,3 м) |
Черновик | 10 футов 6 дюймов (3,20 м) |
Скорость |
|
Дополнить | 36 офицеров и зачислены |
Вооружение |
|

Первая группа подводных лодок S-класса состояла из четырех лодок. Они были меньше и медленнее, чем более поздние классы, имели меньше вооружения, но в их экипаже могло быть меньше людей. Все четыре были построены на верфи Чатема между 1930 и 1932 годами. Во время войны они работали в домашних водах, особенно в Ла-Манше , и у скандинавского побережья. У более поздних второй и третьей групп подводных лодок S-класса будет увеличен запас топлива, чтобы они могли действовать дальше и преодолеть это ограничение.
Уровень смертности на этих первых лодках был особенно высоким. только один, HMS Sturgeon До конца войны дожил .
Корабли:
Два заказаны по программе строительства 1929 года:
Два заказаны по программе строительства 1930 года:
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Вторая группа |
Завершенный | 8 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 208 футов 9 дюймов (63,63 м) |
Луч | 24 фута (7,3 м) |
Черновик | 10 футов 6 дюймов (3,20 м) |
Скорость |
|
Дополнить | 39 офицеров и зачислены |
Вооружение |
|
Вторая группа
[ редактировать ]
Вторая группа подводных лодок S-класса состояла из восьми лодок. Они были крупнее предыдущей первой группы и требовали больше людей для экипажа, но имели аналогичное вооружение. Строительство было разделено между верфью Chatham Dockyard и верфями Scotts , Greenock и Cammell Laird & Co Limited, Birkenhead . Все корабли были построены в период с 1934 по 1937 год. Во время войны они, как и подводные лодки первой группы, в основном действовали в своих водах, вплоть до Бискайского залива и скандинавского побережья. Один из них, HMS Sunfish , был передан в состав ВМФ СССР (названный Фау-1 ) и был потоплен дружественными самолетами на пути переброски из Данди в Мурманск . Запас топлива у лодок второй группы был увеличен до 72 длинных тонн, что увеличило дальность плавания до 6000 морских миль (11100 км) при скорости 10 узлов (18,5 км/ч). [ 5 ]
Большой процент этих подводных лодок также был потерян во время войны. только два, HMS Sealion и HMS Seawolf До конца войны дожили .
Корабли:
Два заказаны по программе строительства 1931 года:
Два заказаны по программе строительства 1932 года:
Один заказан по программе строительства 1933 года:
Два заказаны по программе строительства 1934 года:
Один заказан по программе строительства 1935 года:
Третья группа
[ редактировать ]Обзор класса | |
---|---|
Имя | Третья группа |
Завершенный | 50 (исключая отмененные лодки) |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 217 футов (66 м) |
Луч | 23 фута 6 дюймов (7,16 м) |
Черновик | 11 футов (3,4 м) |
Скорость |
|
Дополнить | 49 офицеров и зачислены |
Вооружение |
|

Третья и, безусловно, самая многочисленная группа подводных лодок S-класса состояла из 50 лодок. Они были самыми крупными и хорошо вооруженными из класса S, и в их экипаже требовалось больше людей. На поверхности они были на один узел быстрее, но под водой на два узла медленнее. Большая часть группы была построена на верфях компании Scotts из Гринока или Cammell Laird & Co Limited из Биркенхеда , а некоторые были построены в Чатеме или на верфях Vickers Armstrongs Ltd из Барроу-ин-Фернесс . Строительство велось на протяжении всей войны, особенно между 1941 и 1945 годами. Оснащенные большим запасом топлива (до 98 длинных тонн), чем их предшественники, они действовали гораздо дальше, в Средиземноморье и на Тихом океане . [ 6 ]
Было две отдельные подгруппы. Первыми были лодки водоизмещением 842 тонны, включая лодки, заказанные по программам военного чрезвычайного положения 1939 года, 1940 и 1941 годов (кроме Sea Devil и Scotsman ), а также Sturdy и Stygian программы 1942 года; они имели внешний кормовой торпедный аппарат в дополнение к шести носовым аппаратам . Вторую подгруппу составляли лодки водоизмещением 814 тонн, включавшие Sea Devil и Scotsman Программы 1941 года, а также заказанные по Программам 1942 и 1943 годов (кроме Sturdy и Stygian ); они не имели внешнего торпедного аппарата, но имели более толстый сварной прочный корпус, обеспечивающий предел эксплуатационной глубины 350 футов (110 м) - по сравнению с пределом 300 футов (91 м) в первой подгруппе.
Потери продолжали оставаться высокими. Девять кораблей; P222 , Saracen , Sahib , Sickle , Simoom , Splendid , Stonehenge , Stratagem и Syrtis были потеряны во время войны, а Shakespeare и Strongbow были настолько сильно повреждены, что были списаны и отправлены на слом. Многие уцелевшие корабли остались в строю после войны. Sportsman , к настоящему времени переведенный в состав ВМС Франции, погиб у Тулона в 1952 году, а Siden затонул из-за неисправности торпеды в 1955 году.
Корабли:
Пять кораблей были заказаны в рамках чрезвычайной военной программы 1939 года.
По программе 1940 года было заказано 20 кораблей. Они отличались от первых пяти тем, что на них был установлен внешний кормовой торпедный аппарат, а также 20-мм зенитная пушка Oerlikon и система воздушной сигнализации RDF .
- HMS Сидог
- HMS Сивилла
- HMS Морской Ровер
- HMS Серафим
- HMS Шекспир
- HMS P222 , который был потерян до того, как ей было присвоено имя.
- HMS Морская Нимфа
- HMS Серп
- HMS Симум
- HMS Сирдар
- HMS Злобный
- HMS Сплендид
- ГМС Спортсмен
- Последние семь кораблей ( от P81 до P87 ), заказанных по программе 1940 года, все от Vickers-Armstrongs, были списаны в 1943 году (и никогда не были заложены и не названы).
По программе 1941 года было заказано пятнадцать кораблей.
- HMS Стоик
- HMS Стоунхендж
- HMS Шторм
- HMS Стратагема
- HMS Стронгбоу
- HMS Спарк
- HMS Скиф
- HMS Упрямый
- HMS Surf
- HMS Сиртис
- HMS Шалимар
- HMS Скотсман
- HMS Морской Дьявол
- HMS Spirit
- HMS Государственный деятель
По программе 1942 года было заказано тринадцать кораблей.
- HMS Крепкий
- HMS Стигийский
- HMS Тонкий
- HMS Верховный
- HMS Морской разведчик
- HMS Селена
- HMS Сенешаль
- HMS Сентинел
- HMS Сидон
- HMS Сыщик
- HMS Солент
- HMS Острие
- HMS Springer - продан Израилю, повторно введен в строй в августе 1959 года как INS Tanin , участвовал в Шестидневной войне. [ 2 ] [ 3 ]
По программе 1943 года было заказано восемь кораблей, но достроено было только четыре. Остальные четыре подводные лодки были списаны после окончания войны в 1945 году, и они стали избыточными для потребностей мирного времени.
- HMS Сага
- HMS Скорчер
- HMS Spur
- HMS Sanguine - продан Израилю, повторно введен в эксплуатацию в августе 1959 года как INS Rahav. [ 2 ]
- HMS Sea Robin (P267) — отменен
- HMS Sprightly (P268) — отменен
- HMS Surface (P269) - отменено
- HMS Surge (P271) — отменено
Корабли на дипломатической службе
[ редактировать ]Несколько подводных лодок S-класса были проданы или сданы в аренду другим флотам. [ 7 ]
Из первой группы :
- В 1943 году HMS Sturgeon был передан Королевскому флоту Нидерландов под названием Zeehond . Ее вернули в 1945 году.
Из второй группы
- В 1944 году HMS Sunfish был передан ВМФ СССР (и переименован в Фау-1 ); она затонула в результате дружественного огня при транспортировке в Мурманск.
Из Третьей группы
- В 1948 году три подводные лодки были переданы Португалии.
- HMS Spearhead стал Нептуно
- HMS Saga стал Наутилусом
- HMS Spur стал Narval
- В 1952 году четыре подводные лодки были переданы Франции и получили название «Сапфир» класса .
- HMS Satyr стал Saphir
- HMS Spiteful стал Sirene
- HMS Sportsman стал Сивиллой , но погиб в результате несчастного случая при погружении в сентябре 1952 года.
- HMS Statesman стал султаном
- В 1959 году две подводные лодки были проданы Израилю.
- HMS Springer стал INS Tanin и участвовал в боевых действиях во время Шестидневной войны.
- HMS Sanguine стал INS Rahav
В популярных СМИ
[ редактировать ]Вымышленная подводная лодка S-класса третьего поколения, HMS Saraband, является основным местом действия шестого романа Гарри Гилмора « Никогда не слишком стар для прыжка с пирса » автора Дэвида Блэка. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ van den Pol (1989), p. 352.
- ^ Jump up to: а б с «Израильские подводные лодки класса S» . подводные лодки.dotan.net . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Военно-морской флот рассматривал возможность назвать новую подводную лодку «Дакар » . www.nrg.co.il/ . Проверено 16 июля 2016 г.
- ↑ Напечатано в книге Янга (1952), который указывает свой источник как руководитель ERA, «пропускающий» Marriott. Янг, Эдвард (1952). Одна из наших подводных лодок . Лондон: Руперт Харт-Дэвис. стр. 60–61.
- ^ Баньяско, стр.110.
- ^ Баньяско, стр.110.
- ^ Конвей стр. 51-52
Источники
[ редактировать ]
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0870219626 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен (1995). «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- ван ден Пол, Э. (1989). «Аспекты подводных лодок. Часть I: Некоторые заметки о развитии». Корабль и верфь . Полный. 56, нет. 10. Роттердам: Вит и Зонен. стр. 352–358. ISSN 0036-6099 .