«Лев» Линкор класса
Правый фасад и план версии Льва 1938 года. дизайна
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | «Лев» Линкор класса |
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | короля Георга V класс |
Преемник | HMS Авангард |
Планируется | 6 |
Завершенный | 0 |
Отменено | 6 |
Общие характеристики (проект 1938 г.) | |
Тип | Быстрый линкор |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 105 футов (32 м) |
Черновик | 33 фута 6 дюймов (10,2 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 × паротурбинные установки |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Диапазон | 14 000 миль (26 000 км; 16 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1,680 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Общие характеристики (проект 1942 г.) | |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 108 футов (32,9 м) |
Черновик | 34 фута 3 дюйма (10,4 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 × паротурбинные установки |
Скорость | 28,25 узлов (52,32 км/ч; 32,51 миль в час) |
Диапазон | 16 500 миль (30 600 км; 19 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1,750 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс Lion класс — это из шести быстрых линкоров, разработанных для Королевского флота (RN) в конце 1930-х годов. Это была более крупная и улучшенная версия предыдущего King George V класса с 16-дюймовыми (406-мм) орудиями. всего два корабля в сентябре 1939 года было заложено До начала Второй мировой войны , а третий был заказан во время войны, но вскоре их строительство было приостановлено. В 1942 году конструкция была изменена с учетом военного опыта, но уже начатые два корабля были списаны позже в том же году.
Ни один из других запланированных кораблей заложен не был, хотя в 1941 году было предложение переделать один из подвесных кораблей в гибридный линкор-авианосец с двумя 16-дюймовыми артиллерийскими башнями и полетной палубой . Предварительные работы над новым дизайном начались в 1944 году и продолжались в течение следующего года или около того, пока RN не осознало, что они недоступны в послевоенной финансовой среде.
Дизайн и описание
[ редактировать ]На конструкцию линкоров класса Lion повлияли условия нескольких договоров о контроле над вооружениями 1920-х и 1930-х годов. Вашингтонский военно-морской договор 1922 года запретил строительство новых линкоров, за некоторыми оговоренными исключениями, на десятилетие. Лондонский военно-морской договор 1930 года продлил запрет еще на пять лет, а это означало, что почти все корабли времен Первой мировой войны будут иметь право на замену по правилам Вашингтонского договора после истечения срока действия Лондонского договора. Британское правительство намеревалось провести Вторую Лондонскую конференцию по разоружению военно-морских сил в 1935 году, чтобы предотвратить гонку военно-морских вооружений, которую Британия с трудом могла себе позволить, но отказ Японии подписать в результате Второй Лондонский военно-морской договор 1936 года подорвал эту надежду. Три подписавшие стороны — Великобритания, Франция и США — договорились ограничить размер и калибр орудий линкоров, которые будут построены подписавшими сторонами. было ограничено 35 000 длинных тонн (35 562 т ) Их стандартное водоизмещение основного вооружения и калибром 14 дюймов (356 мм). Это и продиктовало выбор 14-дюймовой пушки для главного калибра. Король Георг V (КГВ). Договор содержал «Положение об эскалаторах», которое увеличивало максимально допустимый калибр до 16 дюймов, если японское правительство не подпишет его; это было вызвано в апреле 1937 года. [ 1 ]
Поскольку было уже слишком поздно модифицировать KGV , чтобы избежать задержек в строительстве, Адмиралтейство начало предварительные проектные работы по кораблю водоизмещением 35 000 тонн, вооруженному 16-дюймовыми орудиями, и это было достаточно многообещающе, что директор военно-морского строительства (DNC) было приказано провести дальнейшее расследование подобных проектов. Чтобы сэкономить время проектирования, многие особенности KGV были включены в новый проект, но ограниченные размеры корабля стали настоящей проблемой для конструкторов. Сохранить ту же скорость, защиту и дополнительное вооружение, что и старые корабли, при использовании 16-дюймовых орудий оказалось невозможным, оставаясь в рамках договора. Чтобы не выходить за рамки договора, общий вес брони был немного уменьшен, а две спаренные 5,25-дюймовые (133-мм) артиллерийские башни, а также самолеты и их средства были ликвидированы. [ 2 ]
Навязанные договором проблемы проектирования стали неактуальными 31 марта 1938 года, когда стороны, подписавшие договор, применили пункт об увеличении тоннажа, поскольку японцы отказались предоставить какую-либо информацию о своей программе строительства линкоров, а подписавшие стороны опасались, что их новые корабли могут быть превзойдены по классу новые японские линкоры. Из-за ограничений доков, особенно в Росайте и Портсмуте , а также из-за затрат Адмиралтейство надеялось установить новый лимит на уровне 40 000 длинных тонн (40 642 т); В конечном итоге лимит был установлен на уровне 45 000 длинных тонн (45 722 т), потому что американцы согласились бы только с этой цифрой или не приняли бы ее вообще. [ 3 ] В любом случае Адмиралтейство решило ограничиться 40 000 длинных тонн и девятью 16-дюймовыми орудиями на том основании, что более крупные суда не смогут пришвартоваться к основным верфям Королевского флота в Росайте или Портсмуте. [ 4 ] Была подготовлена новая конструкция с большей броней, более мощной техникой, восстановлены две спаренные 5,25-дюймовые артиллерийские башни и добавлены четыре самолета. Адмиралтейство одобрило этот проект 15 декабря, и вскоре после этого были поданы заявки. [ 5 ]
дизайн 1938 года
[ редактировать ]Версия класса Lion 1938 года имела длину по ватерлинии 780 футов (237,7 м), общую длину 785 футов (239,3 м), ширину 105 футов (32 м), [ 6 ] и максимальная осадка 33 фута 6 дюймов (10,2 м). [ 7 ] Их водоизмещение составило бы 40 550 длинных тонн (41 201 т) при стандартной загрузке и 46 400 длинных тонн (47 145 т) при глубокой загрузке . [ 6 ] Внешний вид Lions очень напоминал внешний вид KGV , но имел транцевую корму для повышения эффективности подачи пара на высокой скорости. Экипаж оценивался примерно в 1680 офицеров и рядовых . [ 8 ]
В целях экономии времени конструкция четырехвального агрегата от КГВ была продублирована с чередованием котельного и машинного отделений. Корабли класса «Лайон» должны были иметь четыре комплекта Парсонса паровых турбин с редуктором , размещенных в отдельных машинных отделениях, каждый из которых приводил в движение один гребной вал . Они были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 130 000 лошадиных сил на валу (97 000 кВт) в условиях перегрузки и скорости 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). Турбины должны были приводиться в действие восемью трехбарабанными котлами Адмиралтейства в четырех котельных при рабочем давлении 400 фунтов на квадратный дюйм (2758 кПа ; 28 кгс/см). 2 ) и температуре 700 °F (371 °C). В случае чрезвычайной ситуации турбины и котлы могут быть перекрестно соединены. [ 9 ] Корабли были рассчитаны на перевозку 3720 длинных тонн (3780 т) мазута . Их максимальная расчетная дальность полета составляла 14 000 морских миль (26 000 км; 16 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Они должны были быть оснащены шестью турбогенераторами мощностью 330 кВт мощностью 330 киловатт (440 л.с.) и двумя дизель-генераторами , питавшими общую кольцевую сеть напряжением 220 вольт . [ 10 ]
Основное вооружение кораблей класса «Лайон» состояло из девяти вновь разработанных калибра 16-дюймовых орудий BL 45 Mark II в трех трехорудийных башнях с гидравлическим приводом. [ 7 ] Максимальный угол возвышения башен был увеличен до +40°, хотя орудия загружались при +5°. Они выпустили снаряды массой 2375 фунтов (1077 кг) с начальной скоростью 2483 фута/с (757 м/с); это обеспечивало максимальную дальность действия 40 560 ярдов (37 088 м). Их скорострельность составляла два выстрела в минуту. [ 11 ] и корабли несли по 100 снарядов на орудие. Вспомогательное вооружение состояло из шестнадцати QF 5,25 дюйма Mk I орудий двойного назначения калибра 50 калибров в восьми спаренных артиллерийских установках. [ 7 ] Они имели максимальную депрессию -5 ° и максимальную высоту +70 °. Они выпустили 80-фунтовый (36 кг) осколочно-фугасный снаряд с начальной скоростью 2672 фута/с (814 м/с). На максимальной высоте максимальная дальность стрельбы составляла 24 070 ярдов (22 010 м). Их нормальная скорострельность составляла около 7–8 выстрелов в минуту. [ 12 ] и на каждое орудие предусматривалось по 400 патронов. ПВО ближнего действия обеспечивалось 48 2-фунтовыми пушками QF «пом-пом» в шести восьмиорудийных установках. [ 7 ] 2-фунтовая пушка выпустила снаряд калибром 40 миллиметров (1,6 дюйма) и массой 1,684 фунта (0,764 кг) с начальной скоростью 2400 футов / с (730 м / с) на расстояние 6800 ярдов (6200 м). Скорострельность орудия составляла примерно 96–98 выстрелов в минуту. [ 13 ] Корабли имели по 1800 снарядов на орудие. [ 7 ]
Их схема бронирования была практически идентична схеме бронирования КГВ . Пояс ватерлинии должен был быть изготовлен из цементированной брони Круппа (KCA) толщиной 14,7 дюйма (373 мм) и длиной 433 фута (132 м). Основная часть пояса должна была иметь высоту 15 футов (4,6 м), но нижняя полоса высотой 8 футов 3 дюйма (2,5 м) простиралась еще на 40 футов (12,2 м) за концы бронированной цитадели. Предполагалось, что его толщина сужается по вертикали с 14,7 дюймов до 5,5 дюймов (140 мм) у нижнего края ремня, в то время как пластины на конце ремня должны были иметь толщину всего 11 дюймов (279 мм) наверху. . Поперечные переборки толщиной 10–12 дюймов (254–305 мм) закрывали бы каждый конец броневой цитадели . В кормовой части рулевого отделения должна была располагаться поперечная переборка шириной 4 дюйма (100 мм). Лицевые панели KCA башен главного калибра должны были иметь толщину 15 дюймов, а в их крышах должны были использоваться 6-дюймовые (152 мм) нецементированные броневые листы. Их борта оставались толщиной 7–10 дюймов (180–250 мм). Барбеты для 16-дюймовых орудий должны были иметь толщину 15 дюймов по бокам и сужаться к 12–13,5 дюймам (305–343 мм) ближе к осевой линии корабля. [ 7 ]
, предназначенная для противостояния удару бронебойной бомбы массой 1000 фунтов (450 кг), сброшенной с высоты 14 000 футов (4300 м), защита «Львов » Палубная была идентична защите класса КГВ . Он состоял из 6-дюймовой (152 мм) несцементированной брони над магазинами, которая уменьшалась до 5 дюймов (127 мм) над машинными отделениями. Броня продолжалась вперед и назад от цитадели на уровне нижней палубы. Впереди он постепенно сужался от пяти дюймов до 2,5 дюймов (64 мм) возле носовой части. В кормовой части рулевой механизм и гребные валы защищались броней толщиной 4,5–5 дюймов (114–127 мм). В отличие от немцев, французов и американцев, британцы больше не считали, что тяжелая броня боевой рубки служит какой-либо реальной цели, учитывая, что вероятность попадания в боевую рубку была очень мала, и защищали переднюю боевую рубку всего на 3–4,5 дюйма. (76–114 мм) брони. [ 7 ]
Подводная защита, также практически идентичная защите КГВ , должна была состоять из трехслойной системы пустот и заполненных жидкостью отсеков шириной 13,25 футов (4 м), предназначенных для поглощения энергии подводного взрыва. Внутри он был ограничен торпедной переборкой толщиной 1,75 дюйма (44 мм) . И внутренняя, и внешняя пустоты были оснащены насосами, которые заполняли их водой и выровняли корабль (противозатопление) на случай, если он начнет крениться . было обнаружено, что эта система по всей длине цитадели устойчива к воздействию 1000 фунтов (450 кг) тротила . Во время полномасштабных испытаний [ 14 ] Корабли класса Lion имели двойное дно глубиной 4 фута (1,2 м). [ 15 ]
Историки военно-морского флота Уильям Гарцке и Роберт Дулин полагают, что конструкция класса Lion исправила бы некоторые недостатки KGV , за исключением заметных исключений слишком мелкой системы торпедной защиты, вызванной ограничениями существующей инфраструктуры, и ограниченной выносливость, оба из которых были учтены в пересмотренной конструкции 1942 года. Их 16-дюймовая главная батарея, хотя и не самая мощная в мире, превосходила более ранние орудия, использовавшиеся на «Нельсон» линкорах класса , и «они были бы самыми мощными и быстрыми линкорами, служившими в Королевском флоте». " [ 16 ]
дизайн 1942 года
[ редактировать ]Строительство было приостановлено вскоре после начала войны, и Адмиралтейство воспользовалось этим временем, чтобы доработать проект с учетом военного опыта конца 1941 года. Ширина балки была увеличена до 108 футов (32,9 м) - максимальной ширины, допускаемой замками . Панамский канал для увеличения глубины и эффективности системы торпедной защиты корабля, а также почти 1100 длинных тонн (1100 т) мазута были добавлены для увеличения автономности корабля. Увеличение ширины означало, что многие доки Королевского флота, включая Росайт и Портсмут, больше не могли принимать эти корабли. Требование о том, чтобы башня «А» могла вести огонь прямо вперед при угле возвышения 0 °, было отменено, поскольку это радикально уменьшало надводный борт вперед и заставляло KGV набирать много воды через носовую часть при встречном волнении . Чтобы частично компенсировать дополнительный вес, толщина поясной брони была уменьшена на 1 дюйм (25 мм) до 13,7 дюйма (350 мм), за исключением магазинов , а самолет и его оборудование были удалены. Освободившееся в результате этих изменений пространство в надстройке было использовано для увеличения легкого зенитного вооружения до девяти восьмиместных и одной счетверенной 2-фунтовой установки. [ 17 ]
Общая длина класса Lion увеличилась до 793 футов (241,7 м), а водоизмещение выросло до 42 550 длинных тонн (43 233 т) при стандартной загрузке и 47 650 длинных тонн (48 415 т) при глубокой загрузке. Никаких изменений в двигательную установку внесено не было, но скорость снизилась до 28,25 узлов (52,32 км/ч; 32,51 миль в час) из-за большего водоизмещения. 4800 длинных тонн (4877 т) топлива увеличили их дальность полета примерно до 16 500 морских миль (30 600 км; 19 000 миль) на скорости 10 узлов. Высота надводного борта вперед была увеличена почти на 9 футов (2,7 м). [ 18 ] Радарный комплекс был увеличен до уровня линкора «Авангард» строившегося тогда . Поскольку легкий крейсер «Белфаст» потерял всю паровую мощность, подорвавшись на мине в начале войны, два турбогенератора были заменены двумя дизельными генераторами . Дополнительная балка использовалась для увеличения глубины системы торпедной защиты на миделе корабля с 13,25 футов до 15 футов (4,6 м). Экипаж кораблей оценивался в 1750 офицеров и рядовых. [ 19 ]
дизайн 1944 года
[ редактировать ]Отдел планов RN установил потребность в дюжине линкоров для послевоенного флота, и в феврале 1944 года DNC начал еще один проект, включающий уроки военного времени, но вскоре они пришли к выводу, что «мощность современного оружия возросла настолько, что когда-либо». требовалось усиление брони и торпедной защиты, пока оно не стало несовместимым с ограниченной наступательной мощью корабля». [ 20 ] Основное вооружение было изменено на улучшенную версию 16-дюймовой пушки Mk IV в новой башне Mk III, стрелявшей более тяжелым снарядом с несколько меньшей скоростью, установленной в трех тройных башнях. Они также будут нести двенадцать спаренных 4,5-дюймовых (114-мм) орудий QF Mk V в качестве дополнительного вооружения, а также одну спаренную и десять шестиместных установок Bofors, а также пятьдесят 20-мм Oerlikon для противовоздушной защиты. Расчеты предварительного эскизного проекта были завершены в октябре и выявили судно со скоростью 26 узлов (48 км / ч; 30 миль в час) и водоизмещением 50 400 тонн (51 209 т) при стандартной загрузке и 60 700 длинных тонн (61 674 т) при глубокой загрузке. . Более детальные исследования были проведены в январе 1945 года и показали, что на самом деле корабль будет иметь водоизмещение 59 850 длинных тонн (60 810 т) при стандартной нагрузке и глубину 69 500 длинных тонн (70 615 т). Эта конструкция была слишком большой, поэтому в течение следующих нескольких месяцев рассматривалось несколько вариантов, изучая влияние уменьшения бортовой брони, подводной защиты и количества основных и дополнительных орудийных башен. Предварительные требования к персоналу были опубликованы в марте и увеличили скорость до 29 узлов (54 км / ч; 33 миль в час) и установили продолжительность жизни, равную первоначальной конструкции, которая была немного изменена в апреле как «Проект B». Это сильно ограничивало возможности конструкторов уменьшить размеры конструкции, поскольку только варианты с двумя башнями главного калибра имели водоизмещение менее 55 500 длинных тонн (56 391 т) при стандартном водоизмещении. Самый радикальный вариант, получивший название «Дизайн Х», имел расположение брони, аналогичное модернизированному. линейный крейсер Renown с парой 16-дюймовых и восемью 4,5-дюймовыми башнями и имел лишь минимальную подводную защиту, полагаясь на плотную компоновку отсеков и усиленные внутренние переборки для локализации повреждений. В результате получился корабль водоизмещением 36 800 тонн (37 391 т) при стандартной загрузке. [ 21 ]
В том же месяце комитет, возглавляемый контр-адмиралом Реджинальдом Серваесом, рассмотрел все предложения, и Адмиралтейство запросило эскизный проект «X» с двумя 16-дюймовыми башнями, расположенными впереди надстройки, как у французского «Ришелье» класса , и более толстой ватерлинией. пояс в мае, который DNC обозначил как «X3». Его водоизмещение составило 45 350 длинных тонн (46 078 т) при стандартной нагрузке. В следующем месяце Адмиралтейство потребовало заменить 16-дюймовые башни на четверные 15-дюймовые (381-мм) башни, и DNC ответил, что никаких проектных работ по таким башням не проводилось и, таким образом, строительство задержится на 15–18 месяцев и добавит Водоизмещение корабля около 2000 длинных тонн (2032 т). В июле DNC запросил разрешение на исследование дальнейших методов уменьшения размера «B3», и работа над обоими проектами продолжалась до октября. К этому времени невозможность даже поддерживать существующий боевой флот, не говоря уже о строительстве таких больших линкоров, стала очевидна в свете экономических трудностей Великобритании, и дальнейшие проектные работы были неофициально приостановлены по всем проектам, кроме новой пушки Mk IV и ее башни Mk III; это было окончательно отменено Первый морской лорд 10 марта 1949 года. [ 22 ]
Гибридный авианосец
[ редактировать ]8 января 1941 года контр-адмирал Брюс Фрейзер , третий морской лорд и контролер военно-морского флота , обратился к Национальному комитету Демократической партии с просьбой разработать гибридный авианосец на базе корпуса класса Lion . Через два месяца на рассмотрение был представлен эскизный проект, но он не получил одобрения участников. В этой конструкции сохранились все три башни главного калибра, а кабина экипажа была сочтена слишком короткой, чтобы ее можно было использовать. [ 23 ] Была запрошена переработанная версия, в которой сохранились только две передние башни, и она была готова в июле. В этой конструкции водоизмещение варьировалось от 44 750 длинных тонн (45 470 т) при стандартной нагрузке до 51 000 длинных тонн (52 000 т) при глубокой загрузке. Размеры конструкции включали длину по ватерлинии 800 футов (243,8 м), ширину 115 футов (35,1 м) и осадку 29 футов 6 дюймов (8,99 м). Кабина экипажа имела длину 500 футов (152,4 м) и ширину 73 фута (22,3 м). Оборудование не изменилось, но еще 600 длинных тонн (610 т) масла увеличили его автономность до 14 750 морских миль (27 320 км; 16 970 миль) при скорости 10 узлов. Вооружение гибрида состояло из шести 16-дюймовых орудий в двух трехорудийных башнях, шестнадцати 5,25-дюймовых орудий и восьми восьмеричных 2-фунтовых установок. Мог нести двенадцать истребителей и два торпедоносца. По оценке директора военно-морского артиллерийского управления, «функции и требования к авианосцам и надводным артиллерийским платформам совершенно несовместимы... концепции этих конструкций... очевидно, являются результатом неразрешенного спора между сознательным принятием самолетов и подсознательное стремление к Флоту 1914 года... эти аборты являются результатом психологической дезадаптации. Необходимые корректировки должны стать результатом надлежащего повторного анализа всего вопроса, каким будет сбалансированный флот в 1945, 1950 или 1955 годах?» [ 24 ] Проект был отклонен. [ 25 ]
Строительство
[ редактировать ]Было запланировано шесть кораблей класса Lion , по два в военно-морских программах 1938, 1939 и 1940 годов. [ 26 ] Первая пара, Lion и Temeraire , была заказана 28 февраля 1939 года у Vickers Armstrongs и Cammell Laird соответственно. Lion был заложен на верфи Vickers' Walker, Ньюкасл-апон-Тайн , 4 июля; Темерер предшествовал ей в Биркенхеде 1 июня. [ 6 ] Контракт на Conqueror был заключен 15 августа с Джоном Брауном , а контракт на Thunderer был запланирован на 15 ноября для Fairfield . После начала Второй мировой войны в сентябре строительство продолжалось бессистемно до начала октября, когда оно было приостановлено Адмиралтейством на один год; строительство 16-дюймовых орудий и их башен должно было продолжиться. Ожидалось, что вторая пара Lion будет заложена в январе и апреле 1941 года. 15 ноября 1939 года работы над Lion и Temeraire было разрешено возобновить, когда появятся свободные рабочие места, но они были снова приостановлены в мае 1940 года. В ноябре 1940 года они были снова приостановлены. Решение о приостановке строительства было подтверждено, а сталь из Lion было приказано передать в Vanguard . [ 27 ] После тщательного пересмотра проекта в конце 1942 года директор по контрактам RN написал Виккерсу Армстронгсу и Кэммеллу Лэрду «с просьбой расчистить стапели и , где это возможно, повторно использовать материал в других военно-морских контрактах». [ 28 ] Все проектные работы были прекращены в апреле 1943 года, а броневые листы, изготовленные для Lion, пришлось списать. [ 29 ] Всего было построено только четыре 16-дюймовых орудия и ни одной башни. Одно из орудий использовалось для испытаний пушки Mk IV. [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 108, 158, 280, 315.
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 315
- ^ Фридман, стр. 329–330.
- ^ Браун, с. 37
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 316–317.
- ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин, с. 263
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рэйвен и Робертс, с. 318
- ^ Гарцке и Дулин, с. 274
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 263, 273
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 278–279
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, с. 24
- ^ Кэмпбелл, стр. 44, 46.
- ^ Кэмпбелл, стр. 71–72, 74.
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 294, 297.
- ^ Гарцке и Дулин, с. 278
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 274–275
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 264–265
- ^ Гарцке и Дулин, с. 276
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 272–273, 278–279
- ^ Гарцке и Дулин, с. 266
- ^ Фридман, стр. 363–365, 433–434.
- ^ Фридман, стр. 366–367, 433–434.
- ^ Лейман и Маклафлин, с. 66
- ^ Лейман и Маклафлин, с. 67
- ^ Гарцке и Дулин, с. 264
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 317
- ^ Фридман, с. 334
- ^ Джонстон и Бакстон, с. 47
- ^ Фридман, с. 336
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (2006). От Нельсона до авангарда: проектирование и разработка военного корабля 1923–1945 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-59114-602-5 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-459-2 .
- Фридман, Норман (2015). Британский линкор 1906–1946 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-225-7 .
- Гарцке, Уильям Х. младший; Дулин, Роберт О. младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры Второй мировой войны . Лондон: Джейн. ISBN 978-0-7106-0078-3 .
- Джонстон, Ян; Бакстон, Ян (2013). Строители линкоров: строительство и вооружение британских крупных кораблей . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-093-2 .
- Лэйман, РД; Маклафлин, Стивен (1991). Гибридный военный корабль: объединение больших орудий и самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-374-9 .
- Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-817-0 .