Корвет класса Замок
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс замка |
Операторы | |
Предшественник | Цветочный класс |
Преемник | Никто |
Планируется | 95 |
Завершенный | 44 |
Отменено | 51 |
Потерянный | 3 |
Ушедший на пенсию | 41 |
Общие характеристики | |
Тип | Корвет |
Смещение | 1060 длинных тонн (1077 т) |
Длина | 252 футов (77 м) |
Луч | 37 футов (11 м) |
Черновик | 10 футов (3,0 м) |
Установленная мощность | 2750 л.с. (2,05 МВт) |
Движение |
|
Скорость | 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час) |
Диапазон | 9500 миль (17600 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 112 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Корвет класса «Касл» — эскорт океанских конвоев, разработанный Соединенным Королевством во время Второй мировой войны . Он был продолжением типа «Цветок» корвета и предназначался для строительства на верфях, производивших «Цветы». Класс «Замок» представлял собой общее улучшение по сравнению с меньшими «Флауэрами», которые были разработаны для использования в прибрежных районах, а не в открытом океане.
Корветы типа Castle начали поступать на вооружение в конце 1943 года.
Фон
[ редактировать ]В середине 1939 года Адмиралтейство заказало 175 корветов класса «Флауэр» для защиты судоходства на восточном побережье Великобритании. Они были спроектированы для строительства в больших количествах на небольших верфях без двигательной установки и других компонентов (в основном редукторов, но также и орудий), которые тогда находились в дефиците, чтобы не конкурировать с другими военными кораблями в строительстве. К тому времени, когда «Флауэры» начали поступать на вооружение в конце 1940 года, из-за большой дальности полета им приходилось выполнять миссии за пределами прибрежных вод. [ 2 ] [ 3 ] «Флауэры» не подходили для миссий по сопровождению в открытом океане в Северной Атлантике , особенно в плохую погоду ; им не хватало скорости, выносливости и обитаемости [ 3 ] [ 4 ] но стал опорой Среднеокеанских сил сопровождения, защищающих конвои, пересекающие Атлантику.
Королевский флот осознал ограничения «Цветка» и в ноябре 1940 года начал проектировать эскорт в открытом океане. [ 5 ] который стал типа «Ривер» фрегатом . [ 6 ] Более крупные реки были слишком дорогими, чтобы производить их с требуемой скоростью, и требовали более крупных стапелей. В ответ класса «Лох» в конце 1942 года был разработан фрегат , который был разработан на базе «Ривер» и предназначен для сборной конструкции. [ 7 ] Замок был разработан по предложению компании Smith's Dock Company , которая спроектировала класс «Цветок», для вытянутого Цветка. [ 8 ] Результатом стала уменьшенная версия Loch для верфей. [ 9 ] которые строили только корветы, используя в основном традиционные методы.
Проект утвердили в мае 1943 года. [ 8 ] и 96 замков были заказаны на верфях Великобритании и Канады . Позже пятнадцать британских и все 37 канадских кораблей были отменены; [ 9 ] Вместо этого Канада получила двенадцать кораблей британской постройки. [ 8 ] Великобритания завершила строительство еще пяти судов-спасателей конвоев для своего торгового флота . четыре из них стали погодными кораблями . После войны [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]Замок напоминал более поздний «Флауэрс» с удлиненным баком и мачтой за мостом , но был на 135 тонн тяжелее и на 47 футов длиннее. Адмиралтейский экспериментальный завод в Хасларе разработал улучшенную форму корпуса, которая в сочетании с увеличенной длиной сделала Castle как минимум на полузла быстрее, чем Flower, несмотря на использование того же двигателя. [ 8 ] Замок также имел одновинтовой вариант. [ 10 ] Вместо версии с шестом, установленной на Flowers, использовалась решетчатая грот-мачта.
В строительстве использовались в основном традиционные методы с максимально возможным использованием сварки . Скантлинг был основан на Цветке, но в некоторых местах облегчен. Беспроводной офис [ 8 ] (то же, что и на Лохе [ 9 ] ), радиолокационный кабинет и решетчатая мачта были установлены в виде сборных узлов. [ 8 ]
«Касл» был вооружен противолодочным минометом «Кальмар» с наведением ASDIC Тип 145 и 147В. [ 8 ] «Цветок» использовал более старый миномет «Еж». [ 5 ] и не мог быть оснащен Squid. [ 11 ] Первые боевые Type 147 и Squid были установлены на борту HMS Hadleigh Castle в сентябре 1943 года. [ 12 ] [ 8 ]
Вместо 4-дюймовой основной пушки BL Mk IX у Castles была новая 4-дюймовая пушка QF Mk XIX на установке с большим / малым углом обзора, которую можно было использовать как против самолетов, так и надводных целей, таких как подводные лодки.
В эксплуатации
[ редактировать ]Замок критиковали за то, что он едва ли был достаточно быстрым, чтобы бороться с немецкими подводными лодками типа VII , и им было трудно управлять на низкой скорости. [ 8 ]
Корабли
[ редактировать ]Королевский канадский флот
[ редактировать ]Все следующие суда изначально были построены для Королевского флота, но были переданы RCN после завершения (подробную информацию о строителях и датах строительства см. В разделе Королевского флота ниже). Все их номера на вымпелах (кроме замка Хедингем , который так и не был достроен), а также их названия были изменены при передаче.
- HMCS Arnprior (K494) (бывший HMS Rising Castle )
- HMCS Bowmanville (K493) (бывший HMS Nunney Castle ), продан Китайской Республике в качестве грузового корабля, но передан ВМС Коммунистической Народно-освободительной армии после окончания Гражданской войны в Китае и перевооружен советскими орудиями, поступив на вооружение ПЛАН как Гуанчжоу .
- HMCS Copper Cliff (K495) (бывший HMS Hever Castle )
- HMCS Hespeler (K489) (бывший HMS Guildford Castle ) (позже SS Chilcotin )
- HMCS Humberstone (K497) (бывший HMS Norham Castle )
- HMCS Huntsville (K499) (бывший HMS Woolvesey Castle )
- HMCS Kincardine (K490) (бывший HMS Tamworth Castle )
- HMCS Leaside (K492) (бывший HMS Walmer Castle , позже SS Coquitlam II )
- HMCS Orangeville (K491) (бывший HMS Hedingham Castle ), продан Китайской Республике как грузовой корабль, но принят ВМС Китайской Республики 29 июня 1950 года и перевооружен американскими орудиями, поступив на службу ROCN как Де Ан (德安)
- HMCS Petrolia (K498) (бывший HMS Sherborne Castle )
- HMCS St. Thomas (K488) (бывший HMS Sandgate Castle , позже SS Camosun III )
- HMCS Tillsonburg (K496) (бывший HMS Pembroke Castle ), продан Китайской Республике как грузовое судно, но передан ROCN 29 июня 1950 года и перевооружен американскими орудиями, поступив на службу ROCN как Kao An (高安)
Королевский флот
[ редактировать ]Первыми представителями класса Castle были прототипы Hadleigh Castle и Kenilworth Castle , заказанные 9 декабря 1942 года; еще 12 судов были заказаны 9 декабря, также в рамках военной программы 1942 года. Оставшийся восемьдесят один корабль был заказан для РН в рамках военной программы 1943 года, из которых тридцать были построены. Пятьдесят один из этих кораблей (15 с верфей Великобритании и 36 с верфей Канады) были списаны в конце 1943 года.
Имя | Вымпел | Корпусостроитель | Заказал | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Оплачено | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Замок Хэдли | К355 | Смитс Док Компани | 9 декабря 1942 г. | 4 апреля 1943 г. | 21 июня 1943 г. | 18 сентября 1943 г. | август 1946 г. | Списан, январь 1959 г. |
Замок Кенилворт | К420 | Смитс Док Компани | 9 декабря 1942 г. | 7 мая 1943 г. | 17 августа 1943 г. | 22 ноября 1943 г. | 1948 | Списан 20 июня 1959 г. |
Замок Аллингтон | К689 | Флеминг и Фергюсон | 9 декабря 1942 г. (а) |
22 июля 1943 г. | 29 февраля 1944 г. | 19 июня 1944 г. | 1947 | Списан в 1958 году. |
Замок Бамборо | К412 | Джон Льюис и Ко. Лтд. | 9 декабря 1942 г. | 1 июля 1943 г. | 11 января 1944 г. | 30 мая 1944 г. | 1950 | Списан 22 мая 1959 г. |
Замок Кайстор | К690 | Джон Льюис и Ко. Лтд. | 9 декабря 1942 г. | 26 августа 1943 г. | 22 мая 1944 г. | 29 сентября 1944 г. | 1947 | Списан в марте 1956 г. |
Замок Денби | К696 | Джон Льюис и Ко. Лтд. | 9 декабря 1942 г. | 30 сентября 1943 г. | 5 августа 1944 г. | 30 декабря 1944 г. | Объявлена полная конструктивная потеря, 13 февраля 1945 г. | |
Замок Фарнем | К413 | Джон Краун и сыновья, ООО | 9 декабря 1942 г. | 25 июня 1943 г. | 25 апреля 1944 г. | 31 января 1945 г. | 1947 | Списан 31 октября 1960 г. |
Замок Хедингем | К529 | Джон Краун и сыновья, ООО | 9 декабря 1942 г. | 2 ноября 1943 г. | 30 октября 1944 г. | 12 мая 1945 г. | август 1945 г. | Списан, апрель 1958 г. |
Ланкастерский замок | К691 | Флеминг и Фергюсон | 9 декабря 1942 г. | 10 сентября 1943 г. | 14 апреля 1944 г. | 15 сентября 1944 г. | 1947 | Списан 20 июня 1959 г. |
Девичий замок | К443 | Флеминг и Фергюсон | 9 декабря 1942 г. | 1943 | 8 июня 1944 г. | ноябрь 1944 г. | стал спасательным кораблем конвоя Empire Lifeguard Перед завершением ; Списан 22 июля 1955 г. | |
Замок Норем (бывший |
К447 | А. и Дж. Инглис | 9 декабря 1942 г. | 30 сентября 1943 г. | 12 апреля 1944 г. | 6 сентября 1944 г. | Переведен в Канаду как HMCS Humberstone в 1944 г.; Продан в торговую службу в 1947 г. | |
Замок Окхем | К530 | А. и Дж. Инглис | 9 декабря 1942 г. | 30 сентября 1943 г. | 20 июля 1944 г. | 10 декабря 1944 г. | 1950 | Стал метеорологическим кораблем Weather Reporter 1957 г. |
Замок Пембрук | К450 | Фергюсон Судостроители | 9 декабря 1942 г. | 3 июня 1943 г. | 12 февраля 1944 г. | 29 июня 1944 г. | Переведен в Канаду как HMCS Tillsonburg в 1944 году; Продан в торговую службу в 1947 г.; Продан Китайской Республике как Као Ан в 1952 г. | |
Замок Рэлей | К695 | Фергюсон Судостроители | 9 декабря 1942 г. | 1943 | 12 июня 1944 г. | Октябрь 1944 г. | Завершен как конвойный спасательный корабль Empire Rest. | |
Замок Алнвик | К405 | Джордж Браун и компания. | 19 января 1943 г. | 1943 | 3 октября 1944 г. | 1957 | Распались в декабре 1958 г. | |
Замок Барнард | К594 | Джордж Браун и компания. | 1943 | 3 октября 1944 г. | завершен в 1945 году как спасательный корабль конвоя Empire Shelter. | |||
Замок Флинт | К383 | Генри Робб в Лейте | 20 апреля 1943 г. | 1 сентября 1943 г. | 31 декабря 1943 г. | март 1956 г. | Распались 10 июля 1958 г. | |
Замок Гилфорд | К378 | Генри Робб в Лейте | 25 мая 1943 г. | 13 ноября 1943 г. | 11 марта 1944 г. | в Канаду как HMCS Hespeler , 1944 г.; Продан в торговую службу в 1946 г. (позже SS Chilcotin ) | ||
Замок Хедингем | К491 | Генри Робб в Лейте | 23 июля 1943 г. | 26 января 1944 г. | 10 мая 1944 г. | в Канаду как HMCS Orangeville , 1944 г.; Продан в торговую службу в 1947 г.; в ВМС Китайской Республики в 1951 году как Те Ан | ||
Замок Нэрсборо | К389 | Сухой док Блит | 22 апреля 1943 г. | 1 сентября 1943 г. | 5 апреля 1944 г. | 1947 | Распались 16 марта 1956 г. | |
Замок Лонсестон | К397 | Сухой док Блит | 27 мая 1943 г. | 27 ноября 1943 г. | 20 июня 1944 г. | 1947 | Распались 3 августа 1959 г. | |
Замок Сэндгейт | К473 | Док Смитс в Мидлсбро | 23 июня 1943 г. | 28 декабря 1943 г. | 18 мая 1944 г. | 22 ноября 1945 г. | в Канаду как HMCS St. Thomas , 1944 г.; продан в торговую службу в 1946 г. (позже SS Camosun III ) | |
Замок Тамворт | К393 | Док Смитс в Мидлсбро | 25 августа 1943 г. | 26 января 1944 г. | 3 июля 1944 г. | 17 февраля 1946 г. | в Канаду как HMCS Kincardine ; продан в торговую службу в 1946 г. | |
Замок Уолмер | К405 | Док Смитс в Мидлсбро | 23 сентября 1943 г. | 10 марта 1944 г. | 5 сентября 1944 г. | 16 ноября 1945 г. | в Канаду как HMCS Leaside ; продан в торговую службу в 1946 г. (позже SS Coquitlam II ) | |
Йоркский замок | Братья Фергюсон, Порт Глазго | 1944 | 20 сентября 1944 г. | завершен в феврале 1945 года как спасательный корабль конвоя SS Empire Comfort. | ||||
Замок Хевер | Сухой док Блит | 29 июня 1943 г. | 24 февраля 1944 г. | 15 августа 1944 г. | в Канаду как HMCS Copper Cliff , 1944 г.; Продан на коммерческую службу в 1947 г., затем стал Китайским (Народно-освободительная армия) в 1949 г. | |||
Замок Лидс | К384 | Уильям Пикерсгилл и сыновья | 23 января 1943 г. | 22 апреля 1943 г. | 12 октября 1943 г. | 15 февраля 1944 г. | ноябрь 1956 г. | распались 5 июня 1958 г. |
Замок Морпет | К693 | Уильям Пикерсгилл и сыновья | 23 января 1943 г. | 23 июня 1943 г. | 26 ноября 1943 г. | 13 июля 1944 г. | 1946 | распались 9 августа 1960 г. |
Замок Нанни | К446 | Уильям Пикерсгилл и сыновья | 23 января 1943 г. | 12 августа 1943 г. | 26 января 1944 г. | 8 октября 1944 г. | в Канаду как HMCS Bowmanville , 1944 г.; Продан на коммерческую службу в 1946 г., затем стал Китайским (Народно-освободительная армия) Куан Чжоу , 1949 г. | |
Оксфордский замок | К692 | Харланд и Вольф | 23 января 1943 г. | 21 июня 1943 г. | 11 декабря 1943 г. | 10 марта 1944 г. | 1946 | распались 6 сентября 1960 г. |
Замок Певенси | К449 | Харланд и Вольф | 23 января 1943 г. | 21 июня 1943 г. | 11 января 1944 г. | 10 июня 1944 г. | февраль 1946 г. | стал метеорологическим кораблем Weather Monitor В 1959 году . |
Восходящий замок | К398 | Харланд и Вольф | 23 января 1943 г. | 21 июня 1943 г. | 8 февраля 1944 г. | 26 июня 1944 г. | 14 марта 1946 г. | в Канаду как HMCS Arnprior , 1944 г.; переведен в Уругвай как Монтевидео |
Замок Скарборо | К536 | Флеминг и Фергюсон | 23 января 1943 г. | 1944 | 8 сентября 1944 г. | Январь 1945 г. | Выполнен как спасательный корабль конвоя ( Empire Peacemaker ). | |
Замок Шерборн | К453 | Харланд и Вольф | 23 января 1943 г. | 21 июня 1943 г. | 24 февраля 1944 г. | 14 июля 1944 г. | 8 марта 1946 г. | в Канаду как HMCS Petrolia , 1944 г.; Продан в торговую службу в 1946 г. |
Замок Тинтагель | К399 | Судостроительная компания «Айлса» | 23 января 1943 г. | 29 апреля 1943 г. | 13 декабря 1943 г. | 7 апреля 1944 г. | август 1956 г. | Распались в июне 1958 г. |
Замок Вулвси | К461 | Судостроительная компания «Айлса» | 23 января 1943 г. | 1 июня 1943 г. | 24 февраля 1944 г. | 15 июня 1944 г. | 15 февраля 1946 г. | в Канаду как HMCS Huntsville , 1944 г.; Продан в торговую службу в 1947 г. |
Замок Эмберли | К386 | СП Остин и Сын Лтд. | 2 февраля 1943 г. | 31 мая 1943 г. | 25 ноября 1943 г. | 24 ноября 1944 г. | 1947 | стал метеорологическим кораблем Weather Adviser В 1960 году . |
Замок Беркли | К387 | Барклай Керл | 2 февраля 1943 г. | 23 апреля 1943 г. | 19 августа 1943 г. | 18 ноября 1944 г. | 1946 | Списан 24 февраля 1956 г. |
Замок Карисбрук | К379 | Каледонская судостроительная и инжиниринговая компания | 2 февраля 1943 г. | 12 марта 1943 г. | 31 июля 1943 г. | 17 ноября 1943 г. | 1947 | Списан 14 июня 1958 г. |
Замок Дамбартон | К388 | Каледонская судостроительная и инжиниринговая компания | 2 февраля 1943 г. | 6 мая 1943 г. | 28 сентября 1943 г. | 25 февраля 1944 г. | 1947 | Списан в марте 1961 г. |
Замок Херст | К416 | Каледонская судостроительная и инжиниринговая компания | 2 февраля 1943 г. | 6 августа 1943 г. | 23 февраля 1944 г. | 9 июня 1944 г. | Потоплен U-482 1 сентября 1944 г. | |
Замок Портчестер | К362 | Лебединый охотник | 6 февраля 1943 г. | 17 марта 1943 г. | 21 июня 1943 г. | 8 ноября 1943 г. | 1947 | Списан 14 мая 1958 г. |
Замок Рушен | К372 | Лебединый охотник | 6 февраля 1943 г. | 8 апреля 1943 г. | 16 июля 1943 г. | 24 февраля 1944 г. | 1946 | стал метеорологическим кораблем Weather Surveyor В 1960 году . |
Замок Шрусбери | К374 | Лебединый охотник | 6 февраля 1943 г. | 5 мая 1943 г. | 16 августа 1943 г. | 24 апреля 1944 г. | По завершении передан Норвегии и переименован в замок HNoMS Tunsberg ; Потоплен миной 12 декабря 1944 г. |
Примечания: (a) из предыдущего заказа, размещенного на корвет класса «Модифицированный цветок» под названием «Амариллис» .
Два из заказанных 3 марта 1943 года, три заказанных 4 мая 1943 года и два заказанных 10 июля 1943 года были отменены, как и все тридцать шесть кораблей, заказанных на канадских верфях 15 марта 1943 года.
Королевский флот Норвегии
[ редактировать ]- HNoMS Tunsberg Castle - HMS Shrewsbury Castle был передан в аренду Королевскому флоту Норвегии 17 апреля 1944 года. 12 декабря 1944 года он подорвался на мине и затонул.
Отменено
[ редактировать ]Пятнадцать кораблей, заказанных для Королевского флота на верфях Великобритании в рамках программы 1943 года, были отменены 31 октября 1943 года:
- Замок Калдекот - заказан 19 января 1943 года у компании John Brown & Company, Клайдбанк.
- Дуврский замок - заказан 19 января 1943 года у компании A. & J. Inglis, Глазго.
- Замок Дадли - заказан 19 января 1943 года у A. & J. Inglis, Глазго.
- Замок Бере - заказан 23 января 1943 года у John Brown & Company, Clydebank.
- Замок Калшот - заказан 23 января 1943 года у John Brown & Company, Clydebank.
- Замок Монмут (первоначально это был замок Пил ) - заказан 23 января 1943 года у компании John Lewis & Sons, Абердин.
- Замок Руддлан - заказан 23 января 1943 года у компании John Crown & Sons, Сандерленд.
- Замок Торнбери - заказан 23 января 1943 года у Ferguson Brothers, Порт-Глазго.
- Замок Эпплби - заказан 3 марта 1943 года в Остине, Сандерленд.
- Замок Тонбридж - заказан 3 марта 1943 года из Остина, в Сандерленде.
- Нориджский замок - заказан 4 мая 1943 года у John Brown & Company, Clydebank.
- Замок Освестри - заказан 4 мая 1943 года у компании John Crown & Sons, Сандерленд.
- Замок Пенденнис - заказан 4 мая 1943 года у компании John Crown & Sons, Сандерленд.
- Замок Альтон - заказан 10 июля 1943 года у Fleming & Ferguson, Пейсли.
- Замок Уоркуорт - заказан 10 июля 1943 года у Fleming & Ferguson, Пейсли.
Следующие корабли были заказаны 15 марта 1943 года для Королевского флота на канадских верфях для завершения строительства в период с мая 1944 года по июнь 1945 года, но все они были отменены в декабре 1943 года:
- Замок Эйдон
- Замок Барнуэлл
- Замок Бистон
- Замок Бодиам
- Замок Болтон
- Замок Боуз
- Замок Брамбер
- Замок Бриджнорт
- Замок Бро
- Кентерберийский замок
- Замок Кэрью
- Замок Чепстоу
- Честерский замок
- Замок Крайстчерч
- Замок Клэр
- Клаверингский замок
- Замок Клитеро
- Замок Клун
- Колчестерский замок
- Замок Корф
- Замок Корнет
- Замок Каус
- Замок Коулинг
- Замок Криксиет
- Замок Кромер
- Замок Девизес
- Замок Дайф
- Замок Данстер
- Замок Эгремонт
- Замок Фотерингей
- Замок Хелмсли
- Замок Маллинг
- Замок Малмсбери
- Замок Раби
- Замок Трематон
- Замок Татбери
- Замок Вигмор
Замки затоплены или разрушены в бою
[ редактировать ]- Замок Херст был потоплен U-482 к северо-западу от Ирландии 1 сентября 1944 года.
- HNoMS Tunsberg Castle был потоплен на мине недалеко от Ботсфьорда , Норвегия , 12 декабря 1944 года.
- Замок Денби был поражен торпедой U-992 в Баренцевом море отбуксировало его 13 февраля 1945 года. Судно «Блюбелл» в Кольский залив, но позже перевернулось.
Подводные лодки, потопленные Каслсом
[ редактировать ]- U-744 была потоплена Икаром , Сент-Катаринсом , Фенхелем , Чилливаком , Шодьером , Гатино и замком Кенилворт 6 марта 1944 года.
- U-484 была потоплена на северо-западе Ирландии у замков Портчестер и Хелмсдейл 9 сентября 1944 года.
- U-1200 была потоплена к югу от Ирландии замками Певенси , Ланкастер , Портчестер и Кенилворт 11 ноября 1944 года.
- U-387 была затоплена в Баренцевом море у замка Бэмборо 9 декабря 1944 года.
- U-877 была потоплена к северо-западу от Азорских островов островом Сент-Томас 27 декабря 1944 года.
- U-425 была потоплена в Баренцевом море судном «Ларк» и «Касл Алнвик» 17 февраля 1945 года.
- U-878 была потоплена в Бискайском заливе кораблем Vanquisher и замком Тинтагель 10 апреля 1945 года.
Внешний вид фильма
[ редактировать ]Действие последней трети фильма «Жестокое море» происходит на корвете класса «Замок» «Замок Салташ» (изображаемый замком Портчестер ).
Послевоенные преобразования
[ редактировать ]Три из них были переоборудованы в пассажирские/грузовые суда для Union Steamship Company Британской Колумбии и были известны как White Boats . [ 13 ] Они эксплуатировались с 1946 по 1958 год, но имели большой расход топлива и ограниченную грузоподъемность, например, не могли перевозить автомобили в трюме.
- SS Camosun III - бывший HMCS St. Thomas , HMS Sandgate Castle
- SS Chilcotin - бывший HMCS Hespeler , HMS Guildford Castle
- SS Coquitlam II - бывший HMCS Leaside , HMS Walmer Castle
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Гринхилл. п. 297. ИСБН 1853672777 .
- ^ Фридман (2006): стр. 134.
- ^ Jump up to: а б Фридман (2006): стр. 135.
- ^ Фридман (2006): стр. 136.
- ^ Jump up to: а б Фридман (2006): стр. 139.
- ^ Фридман (2006): стр. 140.
- ^ Фридман (2006): стр. 149.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Браун (2007): глава 7: «Происхождение замков упоминалось ранее…»
- ^ Jump up to: а б с д Фридман (2006): стр. 156.
- ^ Браун (2007): глава 7, «Считалось, что как минимум 200 новых сопровождающих...»
- ^ Фридман (2006): стр. 146.
- ^ Браун (2007): глава 7, «Был установлен первый рабочий комплект...»
- ^ Твигг
Источники
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (2007). Атлантический эскорт: корабли, оружие и тактика во Второй мировой войне . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-78346-901-7 .
- Норман, Фридман (2006). Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-137-6 .
- Твигг, Артур М.: Вспоминая пароходы Союза: 1920–1958 (1997) ISBN 1-55056-516-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]