Jump to content

ГМС Экспресс (H61)

Координаты : 49 ° 39'14,26 дюйма с.ш. 124 ° 56'53,74 дюйма з.д.  /  49,6539611 ° с.ш. 124,9482611 ° з.д.  / 49,6539611; -124,9482611
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Вид с воздуха на «Экспресс» , ноябрь 1942 года.
История
Великобритания
Имя Выражать
Заказал 1 ноября 1932 г.
Строитель Охотник на лебедей , Тайн и Уир
Запущен 29 мая 1934 г.
Введен в эксплуатацию 2 ноября 1934 г.
Идентификация Номер вымпела : H61
Девиз
  • "быстро"
  • ("Быстро")
Судьба Передан Канаде 15 июня 1943 г.
Канада
Имя Гатино
Тезка Река Гатино
Приобретенный 15 июня 1943 г. (передан Канаде)
Введен в эксплуатацию 3 июня 1943 г.
Выведен из эксплуатации 10 января 1946 г.
пораженный 1 апреля 1947 г.
Почести и
награды
  • Атлантика 1943–44
  • Нормандия 1944 г.
Судьба Затоплен как волнорез , 1948 год.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Класс и тип Эсминец Е-класса
Смещение 1405 длинных тонн (1428 т ) ( стандарт )
Длина 329 футов (100,3 м) в год
Луч 33 фута 3 дюйма (10,13 м)
Черновик 12 футов 6 дюймов (3,81 м) (глубина)
Установленная мощность
Движение 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором
Скорость 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час)
Диапазон 6350 миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час)
Дополнить 145
Датчики и
системы обработки
АСДИК
Вооружение

HMS Express класса E, минный эсминец построенный для Королевского флота в начале 1930-х годов. был передан Флоту Метрополии Несмотря на то, что после завершения строительства корабль он был прикреплен к Средиземноморскому флоту , в 1935–36 годах во время Абиссинского кризиса . Во время гражданской войны в Испании 1936–1939 годов она провела значительное время в испанских водах, обеспечивая соблюдение оружейной блокады, введенной Великобританией и Францией с обеих сторон конфликта.

«Экспресс» провел большую часть первого года Второй мировой войны, устанавливая минные поля в британских, голландских и немецких водах. Она участвовала в эвакуации солдат союзников из Дюнкерка в мае – июне 1940 года, но после этого возобновила минные постановки. Корабль был одним из пяти британских эсминцев, которые несколько месяцев спустя случайно вошли в немецкое минное поле у ​​голландского побережья, что привело к затоплению двух эсминцев , а «Экспресса» у оторвало носовую часть , что вывело его из строя на более чем год ремонта. Через два месяца после возвращения в строй «Экспресс» сопровождал линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Отпор» ( Force Z ) в Сингапур в конце 1941 года в безуспешной попытке сдержать японскую агрессию против британских владений на Дальнем Востоке. Она сопровождала крупные корабли в попытке перехватить высадку в Британской Малайе в декабре и спасла выживших после того, как они были потоплены японскими бомбардировщиками . Затем «Экспрессу» были поручены обязанности по сопровождению конвоев в Сингапуре и вокруг него, а также в Голландской Ост-Индии, находившейся под контролем Американо-британско-голландско-австралийское командование (ABDACOM) на фоне наступления японцев . Она бежала из Ост-Индии и присоединилась к основным силам Восточного флота в Индийском океане . Корабль сыграл второстепенную роль в битве за Мадагаскар , прикрывая авианосец на поздних этапах кампании в 1942 году.

«Экспресс» вернулся домой в начале 1943 года, чтобы начать переоборудование в эскортный эсминец . По завершении строительства в июне корабль был передан Королевскому военно-морскому флоту Канады (RCN) и переименован в Gatineau . Она была назначена выполнять обязанности по сопровождению конвоев в Срединно-океанских силах сопровождения и участвовала в потоплении немецкой подводной лодки в марте 1944 года. Гатино был переведен в Северную Ирландию в рамках подготовки к вторжению в Нормандию , а в июле был отправлен в Канаду, чтобы начать операцию по сопровождению конвоев. длительный ремонт. Корабль находился в эксплуатации всего несколько месяцев, прежде чем война закончилась в мае 1945 года, и вскоре после этого он вернулся в Канаду. Гатино был выплачен в начале 1946 года и продан в следующем году. Корабль стал частью волнолома на побережье Британской Колумбии в 1948 году.

Описание

[ редактировать ]

Корабли E-класса представляли собой несколько улучшенные версии предыдущего D. класса Их водоизмещение 1405 длинных тонн (1428 т) при стандартной загрузке и 1940 длинных тонн (1970 т) при глубокой загрузке . Корабли имели общую длину 329 футов (100,3 м), ширину 33 фута 3 дюйма (10,1 м) и осадку 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Они приводились в движение двумя Парсонс с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 36 000 лошадиных сил на валу (27 000 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 35,5 узлов (65,7 км / ч; 40,9 миль в час). Корабли перевозили максимум 470 длинных тонн (480 т) мазута , что давало им дальность полета 6350 морских миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Их состав составлял 145 офицеров и рядовых . [ 1 ]

На кораблях было установлено четыре 4,7-дюймовых (120-мм) орудия Mark IX в одиночных установках, обозначенных буквами «A», «B», «X» и «Y» спереди назад. Для противовоздушной обороны у них были две счетверенные установки для Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитного пулемета . Класс Е оснащался двумя надводными счетверенными торпедными аппаратами для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 2 ] Были установлены одна планка глубинной бомбы и два метателя; Первоначально было установлено 20 глубинных бомб, но вскоре после начала войны их число увеличилось до 35. [ 3 ] Чтобы компенсировать вес ее 60 мин Mark XIV и направляющих, двух 4,7-дюймовых орудий « Экспресса » , боеприпасов к ним, обоих комплектов торпедных аппаратов, ее -тральщиков параванов Two-Speed ​​Destroyer Sweep (TSDS) и ее больших лодок. и их шлюпбалки пришлось снять. На корме у нее были установлены небольшие спонсоны , чтобы обеспечить плавную доставку мин. [ 4 ]

Модификации военного времени

[ редактировать ]

В июле 1940 года у «Экспресса» были заменены задние торпедные аппараты на 12-фунтовую (76-мм) зенитную пушку. В феврале – июне 1943 года он был переоборудован в эскортный эсминец. Тип 286 ближнего надводного поиска ​​РЛС Была установлена Тип 271 установлена ​​РЛС целеуказания , а над мостиком , заменившая директорно-диспетчерскую вышку и дальномер . Корабль также получил HF/DF радиопеленгатор, установленный на грот- мачте . Ее зенитное вооружение ближнего действия было дополнено четырьмя 20-мм (0,8 дюйма) пушками Oerlikon, а пулеметы калибра .50 были заменены парой Oerlikon. Разъемный Hedgehog противолодочный миномет был установлен рядом с орудием «А» и имел место для хранения 60 глубинных бомб; Пушку «Y» и 12-фунтовую пушку пришлось снять, чтобы компенсировать их вес. К концу войны радар Тип 277 заменил Тип 271, а Тип 286 был заменен Типом 291. [ 5 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]

«Экспресс» , восьмой корабль с таким названием, служащий в составе Королевского флота. [ 6 ] был заказан 1 ноября 1932 года у компании Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде в рамках военно-морской программы 1931 года для использования в качестве эсминца, который при необходимости можно было быстро переоборудовать для использования в качестве минного заградителя . Он был заложен 24 марта 1932 года и спущен на воду 29 мая 1934 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 2 ноября 1934 года, его общая стоимость составила 247 279 фунтов стерлингов , не считая поставляемого государством оборудования, такого как вооружение. [ 7 ]

«Экспресс» и его родственные корабли были приписаны к 5-й флотилии эсминцев (DF) Флота Метрополии. Он оставался дома в течение следующих девяти месяцев, пока его вооружение регулировалось на верфи Ширнесс с 13 декабря по 5 января 1935 года. Корабль был прикреплен к Средиземноморскому флоту вместе с большей частью остальной части ее флотилии, начиная с сентября 1935 года, во время во время абиссинского кризиса и вернулась домой в марте 1936 года. По прибытии «Экспресс» был переоборудован на верфи Портсмута 23 марта – 4 мая. Затем корабль был временно направлен в Гибралтар на следующие два месяца, поскольку напряженность перед началом гражданской войны в Испании возросла. Затем она провела остаток года дома, а затем в январе-марте 1937 года патрулировала испанские воды в Средиземноморье , обеспечивая соблюдение указов Комитета по невмешательству . После краткого ремонта «Экспресс» затем в течение двух месяцев проводил испытания по постановке мин и снова был переоборудован в Портсмуте в период с 9 августа по 2 октября. Вскоре после этого на корабле случился пожар в носовой части. котельная , сильно повредившая электропроводку; она ремонтировалась в Гибралтаре с 24 октября по 3 декабря. Большую часть 1938 года «Экспресс» провела дома, за исключением одного периода в испанских водах, где она базировалась за пределами Гибралтара. Во время пребывания в Портсмуте корабль работал минным заградителем с 15 августа по 4 октября, а затем 21 ноября начал там ремонт, который продлился до 16 января 1939 года. После его завершения «Экспресс» вернулся в Гибралтар на несколько месяцев. После возвращения в Великобританию корабль сопровождал президента Франции Альберта Франсуа Лебрена 21 марта через Ла-Манш по пути с его государственным визитом в Великобританию. В июне его планировалось переоборудовать в юношеский и зенитный учебный корабль , но нехватка членов экипажа помешала этой идее. Экспресс присутствовал на смотре резервного флота 5 августа. [ 8 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Вскоре после начала войны в сентябре «Экспресс» присоединился к своей сестре «Эск» в Иммингеме в Северном море 8 сентября, действуя под прямым контролем главнокомандующего Флотом метрополии адмирала сэра Чарльза Форбса . [ 9 ] Два эсминца совершили свой первый вылет на минную постановку в Гельголандской бухте в ночь с 9 на 10 сентября. [ 10 ] и сделал это снова через неделю, не будучи обнаруженным. Затем они вернулись к своим обычным обязанностям на следующие несколько месяцев, прежде чем в ноябре начали устанавливать оборонительные минные поля у английского побережья. 12 декабря Адмиралтейство сформировало 20-ю флотилию эсминцев с Экспрессом во главе ; Другими назначенными кораблями были «Эск» и недавно переоборудованные эсминцы « Интрепид» и «Айвенго» . [ 11 ] четыре эсминца заложили 240 мин у устья Эмса . В ночь с 17 на 18 декабря [ 12 ] и две сестры затем начали ремонт в Портсмуте. [ 13 ]

«Экспресс» и «Эск» начали закладывать больше оборонительных минных полей в феврале 1940 года, часто вместе с большими вспомогательными минными заградителями «Принцесса Виктория» и «Тевиот Банк» . [ 14 ] В ночь со 2 на 3 марта к «сестрам» присоединились недавно переоборудованные эсминцы HMS Icarus и HMS Impulsive при постановке мин у рифа Хорнс , в Гельголандской бухте, потопившей немецкую подводную лодку U-44 . в марте [ 15 ] а затем подводные лодки U-50 , U-1 и U-25 . [ 16 ] После возобновления оборонительных минных постановок позже в том же месяце «Экспресс» был поврежден в результате столкновения с рыболовным траулером Manx Admiral у Киннэрд-Хед 23 марта и находился в ремонте до 24 апреля. [ 17 ]

В ночь с 9 на 10 мая «Экспресс» , «Эск» и «Интрепид» заложили еще одно минное поле в Гельголандской бухте и были направлены на обратный рейс, чтобы сопровождать принцессу Викторию , которая минировала голландские воды у Эгмонда на следующую ночь после того, как немцы вторглись в Нидерланды 10 мая. Может. Это положило начало интенсивной серии вылетов по постановке мин в голландских водах в течение оставшейся части месяца, в ходе которой три немецких тральщика 26 июля были потоплены . Однако постановка мин была прервана в конце месяца необходимостью эвакуировать британский экспедиционный корпус из Дюнкерка . [ 18 ] 29 мая «Экспресс» отбуксировал вышедший из строя эсминец «Ягуар» из места крушения в гавани Дюнкерка и перенес на борт многих эвакуированных, прежде чем в тот же день он смог отремонтировать свои двигатели. [ 19 ] На следующий день контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер , командующий кораблями, участвовавшими в эвакуации, ненадолго водрузил на ее борту свой флаг. 31 мая он был легко поврежден осколками бомбы, но продолжал переправлять солдат обратно в Англию. [ 20 ] Корабль и эсминец «Сикари» были последними кораблями, вышедшими из Дюнкерка с войсками 4 июня, когда эвакуация закончилась. За время операции она вывела 3419 военнослужащих. [ 21 ]

Экспресс после того, как ее нос подорвался на мине, 1 сентября 1940 года.

Корабли 20-й флотилии возобновили минные постановки 15 июня, хотя большинство из них в течение следующих нескольких месяцев носили оборонительный характер. [ 22 ] Вечером 31 августа 1940 года «Экспресс» , «Эск» , «Икар» , «Интрепид» и «Айвенго» покинули Иммингем, чтобы установить наступательное минное поле у ​​Тексела , прикрытие обеспечивалось тремя эсминцами 5-го DF. В 23:07 стало ясно, что корабли 20-й флотилии вошли на немецкое минное поле, когда «Экспресс» подорвался на мине рядом с орудием «Б», потеряв всю носовую часть до мостика. В результате взрыва погибли 4 офицера и 54 рядовых; позже немцы спасли одного офицера и 7 членов экипажа. «Эск» и «Айвенго» , ближайшие к «Экспрессу» корабли , приблизились, чтобы оказать помощь, в то время как два других эсминца резко повернули на правый борт и вернулись по своему маршруту, чтобы выйти из минного поля, согласно постоянному приказу. как взорвалась первая мина, нос Эска Через пять минут после того , наткнулся на мину, и она остановилась. Пять минут спустя Айвенго подорвался еще на одной мине, сильно повредившей ее носовую часть. Примерно в 23:20 «Эск» подорвался на еще одной мине в миделе корабля, которая взорвала ее магазины . К 01:40 «Экспрессу» снова удалось поднять пар, и он двинулся назад, чтобы минимизировать давление воды на поставленный на рейд корабль. переборки . [ 23 ]

Адмиралтейство направило девять моторных торпедных катеров (МТБ) на помощь « Экспрессу» и «Айвенго» , как только они были уведомлены об инциденте « Интрепидом» и приказали эсминцам 5-го DF не заходить на минное поле. Капитан Луис Маунтбеттен из 5-го DF подчинился, пока не получил сообщение о Королевских ВВС бомбардировщике Lockheed Hudson , который заметил два поврежденных эсминца около 07:00 примерно в 25 милях (40 км) к востоку от его позиции. МТБ первыми, около 08:00, прибыли к кораблям и эвакуировали весь экипаж «Экспресса » . Эсминцы Маунтбеттена заметили «Экспресс» около 08:40, и двадцать минут спустя Кельвин взял ее на буксир кормой вперед. Однако буксирный трос задел один из Кельвина гребных винтов , и его пришлось перерезать. Затем Юпитер взял на себя буксировку. Угроза нападения с воздуха в 19:45 вынудила Юпитер отвести буксир и позволить одному из сопровождающих буксиров взять на себя задачу. Экспресс наконец прибыл в Халл в 17:30 2 сентября 1940 года. [ 24 ] Корабль находился в ремонте на верфи Чатем до 4 октября 1941 года. [ 25 ]

На Дальний Восток

[ редактировать ]

«Экспрессу» было приказано сопровождать линкор «Принц Уэльский» на Дальний Восток вместе с его сестрой «Электрой» , где корабли составят ядро ​​нового Восточного флота, призванного сдерживать японскую агрессию. Трио покинуло Гринок 25 октября. [ 26 ] и прибыл в Коломбо , Цейлон , 28 ноября. На следующий день эсминцы «Инкаунтер» и «Юпитер» к ним присоединились со стороны Средиземноморского флота, а также линейный крейсер « Рипалс» . Затем силы взяли курс на Сингапур, куда они прибыли 2 декабря. [ 27 ]

Экипаж тонущего HMS Prince of Wales эвакуируется в Экспресс (внизу справа), 10 декабря 1941 года.

После получения сообщений о нападении японцев на Перл-Харбор и высадке японцев в Малайе , отряд Z вышел в море ближе к вечеру 8 декабря в попытке перехватить конвои вторжения. В его состав входили «Принц Уэльский» и «Рипалс» в сопровождении четырех эсминцев: «Электра» , «Экспресс» , «Тенедос» и «Австралийский вампир» . Корабли были замечены во второй половине дня 9 декабря японской подводной лодкой I-65 , а гидросамолеты нескольких японских крейсеров заметили британские корабли позже в тот же день и следили за ними до темноты. Адмирал сэр Том Филлипс решил отменить операцию, поскольку японцы были предупреждены. Отряд Z повернул обратно вечером после попытки обмануть японцев, что они направляются в Сингору . В 00:50 10 декабря адмирал Филипс получил сигнал о высадке противника в Куантане и соответственно изменил курс, чтобы прибыть вскоре после рассвета. [ 28 ]

Экипаж японской подводной лодки I-58 заметил Force Z в 02:20, сообщил о своем местоположении и выпустил пять торпед, все из которых промахнулись. На основании этого отчета японцы еще до рассвета запустили 11 самолетов-разведчиков, чтобы обнаружить отряд Z. Несколько часов спустя были запущены 86 бомбардировщиков 22-й воздушной флотилии, базирующейся в Сайгоне, с бомбами или торпедами. [ 29 ] Как только британские корабли достигли Куантана около 07:50, «Экспресс» был отправлен обследовать местность, но найти ничего не удалось. [ 30 ] Экипаж бомбардировщика-разведчика Mitsubishi G3M «Нелл» заметил британцев в 10:15 и передал по рации несколько донесений; первые бомбардировщики прибыли менее чем через час. Они проигнорировали эсминцы и к 13:20 потопили Prince of Wales и Repulse . Электра и Вампир прибыли, чтобы спасти выживших в Отпоре , а Экспресс спас выживших в битве с Принцем Уэльским . В общей сложности три эсминца спасли более 2081 выжившего. [ 31 ]

После этого «Экспресс» сопровождал минных заградителей «Тевиот Банк» , «Кунг Во » и голландца «Виллем ван дер Заан» , когда они устанавливали оборонительное минное поле вокруг Сингапура. 24 декабря она заложила 18 собственных мин, чтобы заблокировать доступ японцев к гавани Пенанга . [ 32 ] Корабль также сопровождал конвои в Сингапур и Голландскую Ост-Индию и обратно. «Экспресс» был передан Китайским силам 20 января 1942 года , которые контролировали все конвои в районе ABDACOM. Несмотря на пожар в котельной 6 февраля, в результате которого были повреждены некоторые электрические кабели и топливные баки, корабль продолжал выполнять обязанности сопровождения до прибытия. в Саймонстауне , Южная Африка , 25 апреля, чтобы начать ремонт, который продлится до 26 июня. [ 33 ]

«Экспресс» был приписан к 12-й дивизии После завершения ремонта Восточного флота в Индийском океане. Она сопровождала авианосец «Илластриус» 10 сентября, когда ее самолеты поддерживали высадку в Маджунге , которая была призвана облегчить полную оккупацию Мадагаскара , а затем вернулась домой в феврале 1943 года, чтобы быть преобразованной в эскортный эсминец. [ 34 ]

Канадский сервис

[ редактировать ]

Преобразование было завершено 2 июня; На следующий день «Экспресс» был передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Канады и введен в эксплуатацию под названием «Гатино» . 15 июня корабль был передан Канаде, где он был приписан к группе сопровождения C3 и передан в состав Среднеокеанских сил сопровождения для выполнения задач конвоирования в Северной Атлантике . Защищая Конвой HX 280 , она помогла потопить немецкую подводную лодку U-744 6 марта 1944 года. Два месяца спустя Гатино был переведен в 11-ю группу сопровождения , базирующуюся в Дерри , для подготовки к вторжению во Францию ​​(операция «Оверлорд»). патрулирование британских вод. В июле он отплыл в Галифакс , чтобы начать длительный ремонт, который длился с 3 августа по 16 февраля 1945 года. В марте корабль работал в Школе противолодочной подготовки в Тобермори, а затем начал противолодочное патрулирование в британских водах до конца войны. война в мае. Гатино вернулась в Канаду в июне и была переоборудована в Галифаксе 11–19 июля, прежде чем ее перевели на Западное побережье . Корабль был оплачен в резерв в Эскимальте 10 января 1946 года и исключен из списка ВМФ 1 апреля 1947 года. Затем Гатино был продан компании Capital Iron & Steel Metals из Виктории, Британская Колумбия ; [ 34 ] ее корпус использовался для формирования волнореза в Ройстоне, Британская Колумбия ( 49 ° 39'14,26 дюйма с.ш. 124 ° 56'53,74 дюйма з.д.  /  49,6539611 ° с.ш. 124,9482611 ° з.д.  / 49,6539611; -124.9482611 ) в 1948 году. Он оставался видимым в течение многих лет, но к 2004 году от его корпуса мало что осталось. [ 35 ]

  1. ^ Лентон, с. 156
  2. ^ Уитли, с. 103
  3. ^ Английский, с. 141
  4. ^ Фридман, с. 218
  5. ^ Английский, с. 141; Фридман, стр. 237, 241–45; Лентон, с. 157
  6. ^ Колледж, с. 120
  7. ^ Английский, стр. 63–64.
  8. ^ Английский, стр. 73–74.
  9. ^ Смит, стр. 124–25.
  10. ^ Ровер, стр. 4.
  11. ^ Смит, стр. 125, 127.
  12. ^ Ровер, стр. 12.
  13. ^ Смит, с. 128
  14. ^ Смит, стр. 131–33.
  15. ^ Ровер, стр. 16.
  16. ^ Хаарр 2013, стр. 27–76.
  17. ^ Английский, с. 74; Смит, с. 131
  18. ^ Смит, стр. 142–46.
  19. ^ Винзер, с. 18
  20. ^ Исторический отдел Адмиралтейства, стр. 59, 83.
  21. ^ Винзер, стр. 33, 85
  22. ^ Смит, стр. 146–48.
  23. ^ Смит, стр. 152–58, 165.
  24. ^ Смит, стр. 155–56, 159–64.
  25. ^ Английский, с. 73
  26. ^ Миддлбрук и Махони, стр. 32, 47.
  27. ^ Ровер, стр. 111.
  28. ^ Стивен, стр. 107–08.
  29. ^ Шорс, Калл и Идзава, стр. 113–14.
  30. ^ Миддлбрук и Махони, стр. 105–06.
  31. ^ Шорс, Калл и Идзава, стр. 116–23.
  32. ^ Смит, стр. 190–91.
  33. ^ Английский, с. 74; Гилл, стр. 518, 524, 570; Ровер, стр. 137, 148.
  34. ^ Перейти обратно: а б английский, с. 74
  35. ^ Джеймс, с. 30

Библиография

[ редактировать ]
  • Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN  978-1-86176-281-8 .
  • Исторический отдел Адмиралтейства (2000). Эвакуация из Дюнкерка: операция «Динамо», 26 мая – 4 июня 1940 г. Истории штабов ВМФ. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  0-7146-5120-6 .
  • Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-64-9 .
  • Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-081-8 .
  • Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 14: Юго-западная часть Тихого океана» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 484–512. OCLC   848228 .
  • Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 15: ABDA и АНЗАК» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 513–72. OCLC   848228 .
  • Хаарр, Гейр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-051-1 .
  • Хаарр, Гейр Х. (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-331-4 .
  • Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-310-9 .
  • Джеймс, Рик (2004), Корабли-призраки Ройстона , Ванкувер: Подводное археологическое общество Британской Колумбии, ISBN  0-9695010-9-9
  • Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-048-7 .
  • Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 гг . Сент-Катаринс, Онтарио: Ванвелл. ISBN  1-55125-072-1 .
  • Миддлбрук, Мартин и Махони, Патрик (2004). Гибель принца Уэльского и отпор : конец эпохи линкоров . Барнсли: Лео Купер. ISBN  978-1-84415-075-5 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Смит, Питер К. (2005). На минных полях: минные постановки британского эсминца 1918–1980 гг . Барнсли, Великобритания: Книги о ручке и мече. ISBN  1-84415-271-5 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-50-Х .
  • Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-556-6 .
  • Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co.  1-85409-521-8 .
  • Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-91-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b9a93797b674d8c3ccb2f72d4464488__1697889120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/88/3b9a93797b674d8c3ccb2f72d4464488.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Express (H61) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)