ГМС Экспресс (H61)
Вид с воздуха на «Экспресс» , ноябрь 1942 года.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Выражать |
Заказал | 1 ноября 1932 г. |
Строитель | Охотник на лебедей , Тайн и Уир |
Запущен | 29 мая 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 2 ноября 1934 г. |
Идентификация | Номер вымпела : H61 |
Девиз |
|
Судьба | Передан Канаде 15 июня 1943 г. |
Канада | |
Имя | Гатино |
Тезка | Река Гатино |
Приобретенный | 15 июня 1943 г. (передан Канаде) |
Введен в эксплуатацию | 3 июня 1943 г. |
Выведен из эксплуатации | 10 января 1946 г. |
пораженный | 1 апреля 1947 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Затоплен как волнорез , 1948 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец Е-класса |
Смещение | 1405 длинных тонн (1428 т ) ( стандарт ) |
Длина | 329 футов (100,3 м) в год |
Луч | 33 фута 3 дюйма (10,13 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) (глубина) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) |
Диапазон | 6350 миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 145 |
Датчики и системы обработки | АСДИК |
Вооружение |
|
HMS Express — класса E, минный эсминец построенный для Королевского флота в начале 1930-х годов. был передан Флоту Метрополии Несмотря на то, что после завершения строительства корабль он был прикреплен к Средиземноморскому флоту , в 1935–36 годах во время Абиссинского кризиса . Во время гражданской войны в Испании 1936–1939 годов она провела значительное время в испанских водах, обеспечивая соблюдение оружейной блокады, введенной Великобританией и Францией с обеих сторон конфликта.
«Экспресс» провел большую часть первого года Второй мировой войны, устанавливая минные поля в британских, голландских и немецких водах. Она участвовала в эвакуации солдат союзников из Дюнкерка в мае – июне 1940 года, но после этого возобновила минные постановки. Корабль был одним из пяти британских эсминцев, которые несколько месяцев спустя случайно вошли в немецкое минное поле у голландского побережья, что привело к затоплению двух эсминцев , а «Экспресса» у оторвало носовую часть , что вывело его из строя на более чем год ремонта. Через два месяца после возвращения в строй «Экспресс» сопровождал линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Отпор» ( Force Z ) в Сингапур в конце 1941 года в безуспешной попытке сдержать японскую агрессию против британских владений на Дальнем Востоке. Она сопровождала крупные корабли в попытке перехватить высадку в Британской Малайе в декабре и спасла выживших после того, как они были потоплены японскими бомбардировщиками . Затем «Экспрессу» были поручены обязанности по сопровождению конвоев в Сингапуре и вокруг него, а также в Голландской Ост-Индии, находившейся под контролем Американо-британско-голландско-австралийское командование (ABDACOM) на фоне наступления японцев . Она бежала из Ост-Индии и присоединилась к основным силам Восточного флота в Индийском океане . Корабль сыграл второстепенную роль в битве за Мадагаскар , прикрывая авианосец на поздних этапах кампании в 1942 году.
«Экспресс» вернулся домой в начале 1943 года, чтобы начать переоборудование в эскортный эсминец . По завершении строительства в июне корабль был передан Королевскому военно-морскому флоту Канады (RCN) и переименован в Gatineau . Она была назначена выполнять обязанности по сопровождению конвоев в Срединно-океанских силах сопровождения и участвовала в потоплении немецкой подводной лодки в марте 1944 года. Гатино был переведен в Северную Ирландию в рамках подготовки к вторжению в Нормандию , а в июле был отправлен в Канаду, чтобы начать операцию по сопровождению конвоев. длительный ремонт. Корабль находился в эксплуатации всего несколько месяцев, прежде чем война закончилась в мае 1945 года, и вскоре после этого он вернулся в Канаду. Гатино был выплачен в начале 1946 года и продан в следующем году. Корабль стал частью волнолома на побережье Британской Колумбии в 1948 году.
Описание
[ редактировать ]Корабли E-класса представляли собой несколько улучшенные версии предыдущего D. класса Их водоизмещение 1405 длинных тонн (1428 т) при стандартной загрузке и 1940 длинных тонн (1970 т) при глубокой загрузке . Корабли имели общую длину 329 футов (100,3 м), ширину 33 фута 3 дюйма (10,1 м) и осадку 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Они приводились в движение двумя Парсонс с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 36 000 лошадиных сил на валу (27 000 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 35,5 узлов (65,7 км / ч; 40,9 миль в час). Корабли перевозили максимум 470 длинных тонн (480 т) мазута , что давало им дальность полета 6350 морских миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Их состав составлял 145 офицеров и рядовых . [ 1 ]
На кораблях было установлено четыре 4,7-дюймовых (120-мм) орудия Mark IX в одиночных установках, обозначенных буквами «A», «B», «X» и «Y» спереди назад. Для противовоздушной обороны у них были две счетверенные установки для Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитного пулемета . Класс Е оснащался двумя надводными счетверенными торпедными аппаратами для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 2 ] Были установлены одна планка глубинной бомбы и два метателя; Первоначально было установлено 20 глубинных бомб, но вскоре после начала войны их число увеличилось до 35. [ 3 ] Чтобы компенсировать вес ее 60 мин Mark XIV и направляющих, двух 4,7-дюймовых орудий « Экспресса » , боеприпасов к ним, обоих комплектов торпедных аппаратов, ее -тральщиков параванов Two-Speed Destroyer Sweep (TSDS) и ее больших лодок. и их шлюпбалки пришлось снять. На корме у нее были установлены небольшие спонсоны , чтобы обеспечить плавную доставку мин. [ 4 ]
Модификации военного времени
[ редактировать ]В июле 1940 года у «Экспресса» были заменены задние торпедные аппараты на 12-фунтовую (76-мм) зенитную пушку. В феврале – июне 1943 года он был переоборудован в эскортный эсминец. Тип 286 ближнего надводного поиска РЛС Была установлена Тип 271 установлена РЛС целеуказания , а над мостиком , заменившая директорно-диспетчерскую вышку и дальномер . Корабль также получил HF/DF радиопеленгатор, установленный на грот- мачте . Ее зенитное вооружение ближнего действия было дополнено четырьмя 20-мм (0,8 дюйма) пушками Oerlikon, а пулеметы калибра .50 были заменены парой Oerlikon. Разъемный Hedgehog противолодочный миномет был установлен рядом с орудием «А» и имел место для хранения 60 глубинных бомб; Пушку «Y» и 12-фунтовую пушку пришлось снять, чтобы компенсировать их вес. К концу войны радар Тип 277 заменил Тип 271, а Тип 286 был заменен Типом 291. [ 5 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Экспресс» , восьмой корабль с таким названием, служащий в составе Королевского флота. [ 6 ] был заказан 1 ноября 1932 года у компании Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде в рамках военно-морской программы 1931 года для использования в качестве эсминца, который при необходимости можно было быстро переоборудовать для использования в качестве минного заградителя . Он был заложен 24 марта 1932 года и спущен на воду 29 мая 1934 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 2 ноября 1934 года, его общая стоимость составила 247 279 фунтов стерлингов , не считая поставляемого государством оборудования, такого как вооружение. [ 7 ]
«Экспресс» и его родственные корабли были приписаны к 5-й флотилии эсминцев (DF) Флота Метрополии. Он оставался дома в течение следующих девяти месяцев, пока его вооружение регулировалось на верфи Ширнесс с 13 декабря по 5 января 1935 года. Корабль был прикреплен к Средиземноморскому флоту вместе с большей частью остальной части ее флотилии, начиная с сентября 1935 года, во время во время абиссинского кризиса и вернулась домой в марте 1936 года. По прибытии «Экспресс» был переоборудован на верфи Портсмута 23 марта – 4 мая. Затем корабль был временно направлен в Гибралтар на следующие два месяца, поскольку напряженность перед началом гражданской войны в Испании возросла. Затем она провела остаток года дома, а затем в январе-марте 1937 года патрулировала испанские воды в Средиземноморье , обеспечивая соблюдение указов Комитета по невмешательству . После краткого ремонта «Экспресс» затем в течение двух месяцев проводил испытания по постановке мин и снова был переоборудован в Портсмуте в период с 9 августа по 2 октября. Вскоре после этого на корабле случился пожар в носовой части. котельная , сильно повредившая электропроводку; она ремонтировалась в Гибралтаре с 24 октября по 3 декабря. Большую часть 1938 года «Экспресс» провела дома, за исключением одного периода в испанских водах, где она базировалась за пределами Гибралтара. Во время пребывания в Портсмуте корабль работал минным заградителем с 15 августа по 4 октября, а затем 21 ноября начал там ремонт, который продлился до 16 января 1939 года. После его завершения «Экспресс» вернулся в Гибралтар на несколько месяцев. После возвращения в Великобританию корабль сопровождал президента Франции Альберта Франсуа Лебрена 21 марта через Ла-Манш по пути с его государственным визитом в Великобританию. В июне его планировалось переоборудовать в юношеский и зенитный учебный корабль , но нехватка членов экипажа помешала этой идее. Экспресс присутствовал на смотре резервного флота 5 августа. [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вскоре после начала войны в сентябре «Экспресс» присоединился к своей сестре «Эск» в Иммингеме в Северном море 8 сентября, действуя под прямым контролем главнокомандующего Флотом метрополии адмирала сэра Чарльза Форбса . [ 9 ] Два эсминца совершили свой первый вылет на минную постановку в Гельголандской бухте в ночь с 9 на 10 сентября. [ 10 ] и сделал это снова через неделю, не будучи обнаруженным. Затем они вернулись к своим обычным обязанностям на следующие несколько месяцев, прежде чем в ноябре начали устанавливать оборонительные минные поля у английского побережья. 12 декабря Адмиралтейство сформировало 20-ю флотилию эсминцев с Экспрессом во главе ; Другими назначенными кораблями были «Эск» и недавно переоборудованные эсминцы « Интрепид» и «Айвенго» . [ 11 ] четыре эсминца заложили 240 мин у устья Эмса . В ночь с 17 на 18 декабря [ 12 ] и две сестры затем начали ремонт в Портсмуте. [ 13 ]
«Экспресс» и «Эск» начали закладывать больше оборонительных минных полей в феврале 1940 года, часто вместе с большими вспомогательными минными заградителями «Принцесса Виктория» и «Тевиот Банк» . [ 14 ] В ночь со 2 на 3 марта к «сестрам» присоединились недавно переоборудованные эсминцы HMS Icarus и HMS Impulsive при постановке мин у рифа Хорнс , в Гельголандской бухте, потопившей немецкую подводную лодку U-44 . в марте [ 15 ] а затем подводные лодки U-50 , U-1 и U-25 . [ 16 ] После возобновления оборонительных минных постановок позже в том же месяце «Экспресс» был поврежден в результате столкновения с рыболовным траулером Manx Admiral у Киннэрд-Хед 23 марта и находился в ремонте до 24 апреля. [ 17 ]
В ночь с 9 на 10 мая «Экспресс» , «Эск» и «Интрепид» заложили еще одно минное поле в Гельголандской бухте и были направлены на обратный рейс, чтобы сопровождать принцессу Викторию , которая минировала голландские воды у Эгмонда на следующую ночь после того, как немцы вторглись в Нидерланды 10 мая. Может. Это положило начало интенсивной серии вылетов по постановке мин в голландских водах в течение оставшейся части месяца, в ходе которой три немецких тральщика 26 июля были потоплены . Однако постановка мин была прервана в конце месяца необходимостью эвакуировать британский экспедиционный корпус из Дюнкерка . [ 18 ] 29 мая «Экспресс» отбуксировал вышедший из строя эсминец «Ягуар» из места крушения в гавани Дюнкерка и перенес на борт многих эвакуированных, прежде чем в тот же день он смог отремонтировать свои двигатели. [ 19 ] На следующий день контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер , командующий кораблями, участвовавшими в эвакуации, ненадолго водрузил на ее борту свой флаг. 31 мая он был легко поврежден осколками бомбы, но продолжал переправлять солдат обратно в Англию. [ 20 ] Корабль и эсминец «Сикари» были последними кораблями, вышедшими из Дюнкерка с войсками 4 июня, когда эвакуация закончилась. За время операции она вывела 3419 военнослужащих. [ 21 ]
Корабли 20-й флотилии возобновили минные постановки 15 июня, хотя большинство из них в течение следующих нескольких месяцев носили оборонительный характер. [ 22 ] Вечером 31 августа 1940 года «Экспресс» , «Эск» , «Икар» , «Интрепид» и «Айвенго» покинули Иммингем, чтобы установить наступательное минное поле у Тексела , прикрытие обеспечивалось тремя эсминцами 5-го DF. В 23:07 стало ясно, что корабли 20-й флотилии вошли на немецкое минное поле, когда «Экспресс» подорвался на мине рядом с орудием «Б», потеряв всю носовую часть до мостика. В результате взрыва погибли 4 офицера и 54 рядовых; позже немцы спасли одного офицера и 7 членов экипажа. «Эск» и «Айвенго» , ближайшие к «Экспрессу» корабли , приблизились, чтобы оказать помощь, в то время как два других эсминца резко повернули на правый борт и вернулись по своему маршруту, чтобы выйти из минного поля, согласно постоянному приказу. как взорвалась первая мина, нос Эска Через пять минут после того , наткнулся на мину, и она остановилась. Пять минут спустя Айвенго подорвался еще на одной мине, сильно повредившей ее носовую часть. Примерно в 23:20 «Эск» подорвался на еще одной мине в миделе корабля, которая взорвала ее магазины . К 01:40 «Экспрессу» снова удалось поднять пар, и он двинулся назад, чтобы минимизировать давление воды на поставленный на рейд корабль. переборки . [ 23 ]
Адмиралтейство направило девять моторных торпедных катеров (МТБ) на помощь « Экспрессу» и «Айвенго» , как только они были уведомлены об инциденте « Интрепидом» и приказали эсминцам 5-го DF не заходить на минное поле. Капитан Луис Маунтбеттен из 5-го DF подчинился, пока не получил сообщение о Королевских ВВС бомбардировщике Lockheed Hudson , который заметил два поврежденных эсминца около 07:00 примерно в 25 милях (40 км) к востоку от его позиции. МТБ первыми, около 08:00, прибыли к кораблям и эвакуировали весь экипаж «Экспресса » . Эсминцы Маунтбеттена заметили «Экспресс» около 08:40, и двадцать минут спустя Кельвин взял ее на буксир кормой вперед. Однако буксирный трос задел один из Кельвина гребных винтов , и его пришлось перерезать. Затем Юпитер взял на себя буксировку. Угроза нападения с воздуха в 19:45 вынудила Юпитер отвести буксир и позволить одному из сопровождающих буксиров взять на себя задачу. Экспресс наконец прибыл в Халл в 17:30 2 сентября 1940 года. [ 24 ] Корабль находился в ремонте на верфи Чатем до 4 октября 1941 года. [ 25 ]
На Дальний Восток
[ редактировать ]«Экспрессу» было приказано сопровождать линкор «Принц Уэльский» на Дальний Восток вместе с его сестрой «Электрой» , где корабли составят ядро нового Восточного флота, призванного сдерживать японскую агрессию. Трио покинуло Гринок 25 октября. [ 26 ] и прибыл в Коломбо , Цейлон , 28 ноября. На следующий день эсминцы «Инкаунтер» и «Юпитер» к ним присоединились со стороны Средиземноморского флота, а также линейный крейсер « Рипалс» . Затем силы взяли курс на Сингапур, куда они прибыли 2 декабря. [ 27 ]
Сила Z
[ редактировать ]После получения сообщений о нападении японцев на Перл-Харбор и высадке японцев в Малайе , отряд Z вышел в море ближе к вечеру 8 декабря в попытке перехватить конвои вторжения. В его состав входили «Принц Уэльский» и «Рипалс» в сопровождении четырех эсминцев: «Электра» , «Экспресс» , «Тенедос» и «Австралийский вампир» . Корабли были замечены во второй половине дня 9 декабря японской подводной лодкой I-65 , а гидросамолеты нескольких японских крейсеров заметили британские корабли позже в тот же день и следили за ними до темноты. Адмирал сэр Том Филлипс решил отменить операцию, поскольку японцы были предупреждены. Отряд Z повернул обратно вечером после попытки обмануть японцев, что они направляются в Сингору . В 00:50 10 декабря адмирал Филипс получил сигнал о высадке противника в Куантане и соответственно изменил курс, чтобы прибыть вскоре после рассвета. [ 28 ]
Экипаж японской подводной лодки I-58 заметил Force Z в 02:20, сообщил о своем местоположении и выпустил пять торпед, все из которых промахнулись. На основании этого отчета японцы еще до рассвета запустили 11 самолетов-разведчиков, чтобы обнаружить отряд Z. Несколько часов спустя были запущены 86 бомбардировщиков 22-й воздушной флотилии, базирующейся в Сайгоне, с бомбами или торпедами. [ 29 ] Как только британские корабли достигли Куантана около 07:50, «Экспресс» был отправлен обследовать местность, но найти ничего не удалось. [ 30 ] Экипаж бомбардировщика-разведчика Mitsubishi G3M «Нелл» заметил британцев в 10:15 и передал по рации несколько донесений; первые бомбардировщики прибыли менее чем через час. Они проигнорировали эсминцы и к 13:20 потопили Prince of Wales и Repulse . Электра и Вампир прибыли, чтобы спасти выживших в Отпоре , а Экспресс спас выживших в битве с Принцем Уэльским . В общей сложности три эсминца спасли более 2081 выжившего. [ 31 ]
После этого «Экспресс» сопровождал минных заградителей «Тевиот Банк» , «Кунг Во » и голландца «Виллем ван дер Заан» , когда они устанавливали оборонительное минное поле вокруг Сингапура. 24 декабря она заложила 18 собственных мин, чтобы заблокировать доступ японцев к гавани Пенанга . [ 32 ] Корабль также сопровождал конвои в Сингапур и Голландскую Ост-Индию и обратно. «Экспресс» был передан Китайским силам 20 января 1942 года , которые контролировали все конвои в районе ABDACOM. Несмотря на пожар в котельной 6 февраля, в результате которого были повреждены некоторые электрические кабели и топливные баки, корабль продолжал выполнять обязанности сопровождения до прибытия. в Саймонстауне , Южная Африка , 25 апреля, чтобы начать ремонт, который продлится до 26 июня. [ 33 ]
«Экспресс» был приписан к 12-й дивизии После завершения ремонта Восточного флота в Индийском океане. Она сопровождала авианосец «Илластриус» 10 сентября, когда ее самолеты поддерживали высадку в Маджунге , которая была призвана облегчить полную оккупацию Мадагаскара , а затем вернулась домой в феврале 1943 года, чтобы быть преобразованной в эскортный эсминец. [ 34 ]
Канадский сервис
[ редактировать ]Преобразование было завершено 2 июня; На следующий день «Экспресс» был передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Канады и введен в эксплуатацию под названием «Гатино» . 15 июня корабль был передан Канаде, где он был приписан к группе сопровождения C3 и передан в состав Среднеокеанских сил сопровождения для выполнения задач конвоирования в Северной Атлантике . Защищая Конвой HX 280 , она помогла потопить немецкую подводную лодку U-744 6 марта 1944 года. Два месяца спустя Гатино был переведен в 11-ю группу сопровождения , базирующуюся в Дерри , для подготовки к вторжению во Францию (операция «Оверлорд»). патрулирование британских вод. В июле он отплыл в Галифакс , чтобы начать длительный ремонт, который длился с 3 августа по 16 февраля 1945 года. В марте корабль работал в Школе противолодочной подготовки в Тобермори, а затем начал противолодочное патрулирование в британских водах до конца войны. война в мае. Гатино вернулась в Канаду в июне и была переоборудована в Галифаксе 11–19 июля, прежде чем ее перевели на Западное побережье . Корабль был оплачен в резерв в Эскимальте 10 января 1946 года и исключен из списка ВМФ 1 апреля 1947 года. Затем Гатино был продан компании Capital Iron & Steel Metals из Виктории, Британская Колумбия ; [ 34 ] ее корпус использовался для формирования волнореза в Ройстоне, Британская Колумбия ( 49 ° 39'14,26 дюйма с.ш. 124 ° 56'53,74 дюйма з.д. / 49,6539611 ° с.ш. 124,9482611 ° з.д. ) в 1948 году. Он оставался видимым в течение многих лет, но к 2004 году от его корпуса мало что осталось. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лентон, с. 156
- ^ Уитли, с. 103
- ^ Английский, с. 141
- ^ Фридман, с. 218
- ^ Английский, с. 141; Фридман, стр. 237, 241–45; Лентон, с. 157
- ^ Колледж, с. 120
- ^ Английский, стр. 63–64.
- ^ Английский, стр. 73–74.
- ^ Смит, стр. 124–25.
- ^ Ровер, стр. 4.
- ^ Смит, стр. 125, 127.
- ^ Ровер, стр. 12.
- ^ Смит, с. 128
- ^ Смит, стр. 131–33.
- ^ Ровер, стр. 16.
- ^ Хаарр 2013, стр. 27–76.
- ^ Английский, с. 74; Смит, с. 131
- ^ Смит, стр. 142–46.
- ^ Винзер, с. 18
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, стр. 59, 83.
- ^ Винзер, стр. 33, 85
- ^ Смит, стр. 146–48.
- ^ Смит, стр. 152–58, 165.
- ^ Смит, стр. 155–56, 159–64.
- ^ Английский, с. 73
- ^ Миддлбрук и Махони, стр. 32, 47.
- ^ Ровер, стр. 111.
- ^ Стивен, стр. 107–08.
- ^ Шорс, Калл и Идзава, стр. 113–14.
- ^ Миддлбрук и Махони, стр. 105–06.
- ^ Шорс, Калл и Идзава, стр. 116–23.
- ^ Смит, стр. 190–91.
- ^ Английский, с. 74; Гилл, стр. 518, 524, 570; Ровер, стр. 137, 148.
- ^ Перейти обратно: а б английский, с. 74
- ^ Джеймс, с. 30
Библиография
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Исторический отдел Адмиралтейства (2000). Эвакуация из Дюнкерка: операция «Динамо», 26 мая – 4 июня 1940 г. Истории штабов ВМФ. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5120-6 .
- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 14: Юго-западная часть Тихого океана» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 484–512. OCLC 848228 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 15: ABDA и АНЗАК» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 513–72. OCLC 848228 .
- Хаарр, Гейр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Хаарр, Гейр Х. (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-331-4 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Джеймс, Рик (2004), Корабли-призраки Ройстона , Ванкувер: Подводное археологическое общество Британской Колумбии, ISBN 0-9695010-9-9
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 гг . Сент-Катаринс, Онтарио: Ванвелл. ISBN 1-55125-072-1 .
- Миддлбрук, Мартин и Махони, Патрик (2004). Гибель принца Уэльского и отпор : конец эпохи линкоров . Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-1-84415-075-5 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Смит, Питер К. (2005). На минных полях: минные постановки британского эсминца 1918–1980 гг . Барнсли, Великобритания: Книги о ручке и мече. ISBN 1-84415-271-5 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эсминцы классов E и F Королевского флота
- Корабли, построенные Swan Hunter
- Корабли, построенные на реке Тайн
- корабли 1934 года
- Эсминцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Эсминцы Канады времен холодной войны
- Канадские эсминцы класса River
- Канадские эсминцы класса River, переоборудованные из эсминцев классов E и F.
- Морские инциденты в августе 1940 г.
- Корабли затонули как волнорезы