Иметь и не иметь (фильм)
Иметь и не иметь | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Говард Хоукс |
Автор сценария | Жюль Фюртман Уильям Фолкнер |
На основе | Иметь и не иметь роман 1937 года Хемингуэй Эрнест |
Продюсер: | Говард Хоукс Джек Л. Уорнер |
В главных ролях | Хамфри Богарт Уолтер Бреннан Лорен Бэколл Долорес Моран Хоги Кармайкл |
Кинематография | Сидни Хикокс |
Под редакцией | Кристиан Найби |
Музыка | Франц Ваксман Уильям Лава (одна реплика, в титрах не указан) |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Даты выпуска |
|
Время работы | 100 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $1,684,000 [1] |
Театральная касса | 3,65 миллиона долларов (США) [2] или $5 257 000 (по всему миру) [1] |
«Иметь и не иметь » — американский романтический военный приключенческий фильм 1944 года режиссера Говарда Хоукса , основанный на Эрнеста Хемингуэя 1937 года одноименном романе . В главных ролях Хамфри Богарт , Уолтер Бреннан и Лорен Бэколл ; в нем также участвуют Долорес Моран , Хоги Кармайкл , Шелдон Леонард , Дэн Сеймур и Марсель Далио . Сюжет, в центре которого роман между рыбаком-фрилансером на Мартинике и красивой американской бродягой, осложняется растущим французским сопротивлением в Виши, Франция .
Эрнест Хемингуэй и Говард Хоукс были близкими друзьями, и во время рыбалки Хоукс сказал Хемингуэю, который не хотел заниматься сценарием, что он мог бы снять отличный фильм из своей худшей книги, которая, как признался Хоукс, называлась « Иметь и не иметь» . Жюль Фюртман написал первый сценарий, действие которого, как и романа, происходило на Кубе . Однако сценарий был изменен, чтобы действие происходило на Мартинике , поскольку считалось, что изображение правительства Кубы нарушает политику добрососедства США . Друг Хоукса Уильям Фолкнер был основным автором сценария, включая и последующие изменения. Благодаря вкладу Хемингуэя и Фолкнера, это единственный кинорассказ, над которым работали два лауреата Нобелевской премии по литературе . Съемки начались 29 февраля 1944 года, пока Фолкнер продолжал работать над сценарием, и завершились 10 мая.
Премьера фильма состоялась 11 октября 1944 года в Нью-Йорке. Зрители в целом приняли его хорошо. Отзывы критиков были неоднозначными: многие утверждали, что фильм является ремейком «Касабланки» (1942). Критики особо отметили игру Лорен Бэколл или химию между Хамфри Богартом и Лорен Бэколл на экране. Богарт и Бэколл завязали отношения за кадром во время съемок и поженились в 1945 году, после выхода фильма. «Иметь и не иметь» вошел в десятку самых кассовых фильмов 1944 года и получил награду Национального совета кинокритиков .
Сюжет
[ редактировать ]
Летом 1940 года уставший от мира Гарри Морган управляет спортивным рыболовным судном Conch в Фор-де-Франс , во французской колонии Мартиника Queen . Прошло совсем немного времени с момента падения Франции , и остров находится под жестким контролем прогерманской вишистской Франции . Гарри зарабатывает на скромную жизнь, отправляя туристам в аренду яхты под руководством своего беспечного друга Эдди. Гарри с любовью заботится об Эдди, когда-то его лучшем друге, который из-за алкоголя превратился в рамми . Остров представляет собой пороховой ящик инакомыслия, на котором укрывается множество людей, симпатизирующих Свободной Франции .
Нынешний чартерный клиент Гарри, Джонсон, должен Гарри 825 долларов. Джонсон настаивает, что у него недостаточно наличных денег, чтобы пополнить счет, но обещает получить средства, когда банки откроются на следующий день.
Вернувшись в свой дом-отель, к Гарри подходит его владелец Жерар (известный англоговорящим как «Француз»), который убеждает Гарри помочь французскому Сопротивлению , переправив контрабандой некоторых людей на остров. Гарри категорически отказывается, предпочитая держаться в стороне от текущей политической ситуации. Также в отеле Гарри впервые видит Мари («Слим») Браунинг, молодую американскую странницу, недавно прилетевшую на самолете из Рио . Стремясь избежать ухаживаний пьяного Джонсона, она добровольно исполняет дуэт « Am I Blue » с пианистом Крикетом и его ансамблем в баре отеля.
Будучи внимательным наблюдателем, Гарри замечает, как Слим обшаривает карман Джонсона, и следует за ней в ее комнату, расположенную прямо через коридор от его собственной. Он заставляет ее передать бумажник, в котором обнаружено дорожные чеки на 1400 долларов и билет на самолет на следующее утро, до открытия банков. Возвращая бумажник Джонсону, Гарри требует, чтобы он подписал дорожные чеки, чтобы немедленно заплатить ему. В этот момент перестрелка перед отелем между полицией и Сопротивлением перекинулась в бар, и Джонсон был убит шальной пулей. Полиция забирает Гарри, Слима и Френчи на допрос, конфискуя бумажник Джонсона, паспорт Гарри и его собственные деньги, когда он проявляет агрессивность.
Вернувшись в отель, Жерар предлагает нанять Гарри, который теперь уже практически без гроша в кармане, чтобы перевезти членов Сопротивления Поля де Бурсака и его жену Элен с соседнего островка на Мартинику. Гарри неохотно соглашается. Тем временем между Гарри и Слим развивается сексуально заряженный роман, который чувствует, что Гарри начинает влюбляться в нее. Ее надежды разбиваются, когда он использует большую часть денег, заработанных на транспортировке беглецов, чтобы купить ей билет домой в Америку на следующий самолет.

Гарри подбирает де Бурсака, но его лодку замечает и обстреливает патрульный корабль ВМФ. Де Бурсак ранен, но Гарри удается сбежать и пересадить пассажиров в заранее подготовленную лодку. Вернувшись в отель, он обнаруживает, что Слим все еще там, решив остаться с ним. Семья де Бурсаков спрятана в подвале отеля; по просьбе Френчи Гарри вынимает пулю из плеча Пола. Он узнает, что пара приехала на Мартинику, чтобы помочь мужчине сбежать из исправительной колонии на острове Дьявола , чтобы помочь Свободной Франции. Де Бурсак просит Гарри помочь в этой операции, но Гарри уважительно отказывает ему.
Полиция возвращается в отель и сообщает, что накануне вечером они узнали лодку Гарри. Они также сообщают, что Эдди снова находится под стражей, на этот раз утаив от него спиртное, чтобы заставить его раскрыть детали заговора с контрабандой. Загнанный в угол в своем гостиничном номере властями Виши, Гарри меняет ситуацию, убивая одного и держа капитана полиции Ренара под дулом пистолета. Он заставляет его отдать приказ об освобождении Эдди и подписать пропуск в гавань. Затем Гарри, Эдди и Слим вместе направляются к Королеве Раковине с намерением встретиться с Френчи и де Бурсаками, чтобы освободить человека с Острова Дьявола.
Бросать
[ редактировать ]
- Хамфри Богарт в роли Гарри «Стива» Моргана. В начале 1943 года Богарт был выбран компанией Warner Bros почти сразу же после того, как был выбран актерский состав. [3]
- Уолтер Бреннан в роли Эдди. Хоукс встретился с Бреннаном на предпроизводственной конференции в декабре 1943 года. Контракт Бреннана был одолжен у Голдвина за 2500 долларов в неделю с марта по май 1944 года на роль Эдди. Соглашение предусматривало, что имя Бреннана будет занимать в титрах 60 процентов имени Богарта. [4]
- Лорен Бэколл в роли Мари «Слим» Браунинг. На момент кастинга Бэколл была 18-летней моделью. Она появилась на обложке Harper's Bazaar и была замечена женой Хоукса, Нэнси «Слим» Кейт , которая показала фотографию на обложке своему мужу. Хоукс разыскал Бэколл в апреле 1943 года и подписал с ней контракт на эту роль, что стало ее первым появлением в кино. В фильме Гарри называет ее по прозвищу «Слим», а она называет его «Стив» - прозвища, используемые Китом и Хоксом. [3] Хоукс снимала свой кинопробу с контрактным игроком Джоном Риджли в январе 1944 года. Ее кинопроба представляла собой сцену соблазнения и «свиста». [5] Изначально эта сцена не планировалась для включения в фильм, но Джек Л. Уорнер сказал Хоуксу, что ему нужно интегрировать ее в фильм, и поэтому позже она была адаптирована в фильм. [6] После кинопроб Хоукс подписал с Бэколл свой первый личный контракт с неизвестной актрисой. [7] После того, как ей исполнилось девятнадцать, Хоукс сменила имя с Бетти Перске, используя в качестве новой фамилии вариант девичьей фамилии своей матери «Бакал». [8] Хоукс должен был решить, будет ли любовный интерес в фильме разделен между двумя актрисами или останется только на Бэколл. Warner Bros не была заинтересована в том, чтобы Хоукс использовал Бэколла, и потребовала, чтобы Хоукс провел кинопробы с некоторыми актрисами студии, такими как Долорес Моран и Джорджет Макки . [9] Однако после успеха кинопроб Бэколла Хоукс был уверен в Бэколле и полагал, что ему просто нужно убедить Фельдмана, Уорнера и Богарта. [10] Бэколл предложили эту роль в начале 1944 года, при этом половина ее контракта принадлежала Хоксу, а половина - Уорнеру. [11]
- Долорес Моран в роли г-жи Элен де Бурсак. Энн Шеридан рассматривалась на роль Сильвии/Хелен, когда ее персонаж играл более важную роль в фильме. Поскольку роль Сильвии/Хелен была меньше, Моран представляла собой более сладострастный контраст со стройной Бэколл. [10]
- Хоги Кармайкл в роли Крикета. Известный автор песен Кармайкл был обнаружен Хоксом на вечеринке. Это была его первая заслуженная роль в кино. [12] Ранее он появлялся в Топпере .
- Шелдон Леонард в роли лейтенанта Койо.
- Walter Surovy as Paul de Bursac.
- Марсель Далио в роли Жерара (Франция). Французский актер Далио появился вместе с Богартом в роли Эмиля Крупье в Касабланке . [13]
- Уолтер Сэнд в роли Джонсона, неумелого чартерного клиента Гарри. [14]
- Дэн Сеймур в роли капитана Ренара. Сеймур, сыгравший Абдула в «Касабланке», записался на роль кубинского революционера и был шокирован, обнаружив, что его персонажа нет в сценарии. Вместо этого ему дали роль полицейского Виши, и Хоукс настоял на том, чтобы он набрал вес (в то время он весил 300 фунтов), а также имел небольшой французский акцент. [13]
- Альдо Нади — телохранитель Ренарда
- Поль Марион, как Боклер
- Юджин Борден, как квартирмейстер
- Патрисия Шэй, как миссис Боклер
- Эммет Смит, как бармен
- Пэт Уэст, как бармен
- Си Пи Джонсон в роли барабанщика в Bar du Zombie (в титрах не указан) [15] [16]
Производство
[ редактировать ]
Во время десятидневной поездки на рыбалку независимый режиссер Говард Хоукс пытался уговорить Эрнеста Хемингуэя написать ему сценарий, но Хемингуэй не был заинтересован в работе в Голливуде. Хоукс настаивал, что сможет снять фильм по «худшей истории» Хемингуэя. [17] Хотя Хоукс в целом высоко ценил произведения Хемингуэя, он считал «Иметь» и «Не иметь» «кучей хлама» и сказал об этом Хемингуэю. [18] [19] Хемингуэй и Хоукс работали над сценарием до конца рыбалки. Они решили, что фильм не будет напоминать роман, а скорее расскажет историю о том, как Морган встретил Мари. Для фильма персонаж Мари был сильно изменен. [20]
В мае 1939 года Хемингуэй продал права на книгу компании Hughes Tool Company , с которой Хоукс имел связи. Хоукс купил права на книгу в октябре 1943 года, а затем продал их Warner Bros. [21] Поскольку права на роман колебались между продавцами, Хоукс заработал в десять раз больше денег, продавая права, чем Хемингуэй. Узнав об этом, Хемингуэй, как сообщается, отказывался разговаривать с Хоксом «три месяца». [22] Сценарий « Иметь и не иметь» мало похож на роман Хемингуэя. Единственные сходства включают титул, имя и некоторые черты личности Гарри Моргана, имя Мари, имя Эдди, а также имя и черты характера Джонсона. Джонсон — единственный персонаж, который остался неизменным и в романе, и в каждом пересмотренном сценарии, и в фильме. Фильм похож только на первые четыре главы романа. [23]
Письмо
[ редактировать ]Ховард Хоукс нанял Жюля Фюртмана для работы над сценарием. Первоначальный сценарий, завершенный 12 октября 1943 года, состоял из 207 страниц. [24] Он больше напоминал роман, чем окончательный сценарий. [25] К концу декабря Фуртман завершил переработанный сценарий, в котором осталось на шестьдесят страниц меньше. [5] Хоукс поручил Фуртману изменить характер Мари, чтобы она стала более знойной и мужественной, как Марлен Дитрих . В предыдущей версии сценария у Бэколла украли кошелек; после доработки персонаж Бэколла украл кошелек. [6] Большая часть характера Бэколла была основана на жене Хоукса Слиме Ките . Сообщается, что некоторые из ее реплик исходили непосредственно от Кита. По словам Кита, Фуртман даже предложил ей попросить авторство сценария. [10] Хоукс поручил Фуртману поработать над окончательным сценарием и прекратить написание второй версии сценария. Во второй версии Бэколл была второстепенным персонажем на случай, если она окажется неудачной для этой роли. [26] Фуртман работал над сценарием в течение января и февраля 1944 года и нанял Клива Ф. Адамса и Уитмена Чемберса, чтобы они помогли ему в работе. [27] Он завершил его до 14 февраля 1944 года. [28]
Джозеф Брин прочитал сценарий и привел три дюжины случаев нарушения Производственного кодекса , сославшись на то, что Морган изображалась безнаказанным убийцей, а женщины - предполагаемыми проститутками. Он заявил, что персонажи должны быть смягчены, студия должна удалить все предположения о неуместных сексуальных отношениях между мужчинами и женщинами и что убийство должно выглядеть как самооборона. [29] Поскольку фильм снимался во время Второй мировой войны , Хоукс перенес место действия с Кубы на контролируемую Виши Мартинику, как того требовало Управление координатора по межамериканским делам, чтобы успокоить администрацию Рузвельта . правительства США Они возражали против неблагоприятного изображения правительства Кубы в сравнении с политикой «доброго соседа» в отношении латиноамериканских стран. [30] Писатель Уильям Фолкнер был нанят Хоксом 22 февраля 1944 года, чтобы избежать пересказа политического конфликта между Свободной Францией и правительством Виши в сюжетной линии и соблюсти Производственный кодекс. Сообщается, что перенести действие фильма на Мартинику было идеей Фолкнера, поскольку он работал над непроизведенной сюжетной линией с участием Шарля де Голля и был знаком с деталями. [31] Фуртман перестал писать после того, как к проекту привлекли Фолкнера. [32]
Фолкнер и Хемингуэй никогда не встречались, но Чарльз М. Оливер считает «Иметь и не иметь» лучшей экранизацией романов Хемингуэя. [33] Чтобы соответствовать Производственному кодексу, Фолкнер написал, что каждый персонаж будет спать в одном отеле, но расположит спальни Моргана и Мари напротив друг друга, чтобы облегчить взаимодействие между ними, а также уменьшить употребление алкоголя Мари в фильме. Он также удалил сцены, в которых Морган выглядел убийцей. Другие дополнения включали в себя то, что Мари стала единственным романтическим интересом Моргана, а Хелен и ее муж стали борцами сопротивления. [29] Наконец, Фолкнер установил временные рамки фильма в три дня вместо многих месяцев, изображенных в романе. [34] Хоукс намеревался создать сценарий по образцу « Касабланки» , в которой также снимался Хамфри Богарт, надеясь на такой же успех, который «Касабланка» добилась в прокате. [31]
Съемки
[ редактировать ]Производство началось 29 февраля 1944 года, когда было написано всего 36 страниц сценария из-за изменений, требуемых офисом производственного кодекса. [35] У Фолкнера было очень мало времени между перестройкой декораций для продолжения сценария, поэтому каждая сцена писалась за три дня до ее съемок. [31] Окончательное чтение актерского состава было проведено 6 марта 1944 года, а окончательные изменения сценария завершились к 22 апреля. Строка за строкой Хоукс и Богарт меняли сценарий, чтобы создать более сексуальный и комедийный фильм. [36] Например, строчки «Когда ты помогаешь, даже лучше» изначально не было в сценарии, и она была добавлена во время съемок. [5] Спустя 62 дня съемки завершились 10 мая 1944 года. [37] Богарт и Хоукс выступали в качестве технических консультантов благодаря своему опыту рыбалки и парусного спорта. [38]
После начала съемок между Богартом и Бэколлом завязался роман, несмотря на неодобрение Хоукса. Богарт был женат, ему было 45 лет, что более чем вдвое старше Бэколла. Они держали свои отношения в секрете от Хоукса. [38] Этот роман в конечном итоге привел к тому, что Богарт развелся с Мэйо Метот , своей третьей женой. [39] Он и Бэколл поженились через год после «Иметь и не иметь» и оставались в браке до смерти Богарта в 1957 году. [8] Хоукс расширил роль Бэколла, чтобы воспользоваться химией Богарта-Бэколла. Согласно документальному фильму «История любви: история иметь и не иметь », включенному в выпуск DVD 2003 года, Хоукс признал звездный потенциал фильма для Бэколла. Он подчеркнул ее роль и преуменьшил роль Долорес Моран , еще одной главной героини фильма. (Во время производства у Хоукса и Морана был свой роман). [40] За две недели до окончания съемок Бэколла вызвали в дом Хоукса. Хоукс сказал ей, что Богарт не любит ее, и что она рискует потерять возможности карьерного роста. После того, как он пригрозил отправить ее в B-list Monogram Pictures , Бэколл очень расстроилась. Она рассказала об этом Богарту, и он расстроился из-за Хоукса. [41] Это вызвало ссору между Хоуксом и Богартом, из-за которой производство было остановлено на две недели. Богарт осознал свою власть и использовал переговоры в своих интересах. После переговоров с Warner Богарт получил дополнительную зарплату в размере 33 000 долларов при условии, что Богарт пообещал больше не останавливать производство. [42]
Направление
[ редактировать ]В своей автобиографии Лорен Бэколл описала то, что она назвала «блестящим творческим методом работы Хоукса» на съемочной площадке. Она рассказала, что каждое утро на съемочной площадке Хоукс сидел с Бэколлом, Богартом и всеми, кто еще присутствовал на сцене, на стульях в кругу, пока сценаристка читала сцену. Прочитав сцену, Хоукс добавлял сексуальные диалоги и намеки между Бэколлом и Богартом. После того, как Хоукс и Богарт почувствовали, что изменений достаточно, Хоукс добавил на съемочную площадку один источник света, и они прошли по сцене. Хоукс поощрял их свободно передвигаться и делать то, что им удобно. Просмотрев сцены несколько раз, оператор Сидни Хикокс обсуждал с Хоуксом настройки камеры. [43]
По словам биографа Тодда Маккарти , «Иметь и не иметь» — типичный фильм Хоукса. Он содержит классических персонажей Хокса, таких как сильный мужчина и его коллега-женщина. Он также заявляет, что, хотя в фильме можно найти элементы Хемингуэя, Фолкнера и Касабланки , он отражает способность Хокса к самовыражению, утверждая, что это «вне всякого сомнения, именно та работа, которую задумал ее режиссер, и это было бы ничем». вот так в чужих руках». [44]
Музыка
[ редактировать ]Крикета, пианиста в баре отеля, сыграл певец и автор песен Хоги Кармайкл . По ходу фильма Крикет и Слим исполняют « How Little We Know » Кармайкла и Джонни Мерсера и « Am I Blue? » Гарри Акста и Гранта Кларка . Крикет и группа также исполняют « Hong Kong Blues » Кармайкла и Стэнли Адамса . "The Rhumba Jumps" Мерсера и Кармайкла исполняется оркестром отеля. В конце фильма Бэколл переходит к более быстрой песне «Как мало мы знаем». [45] Песня «Baltimore Oriole» должна была стать темой Бэколла в фильме, но была просто добавлена в качестве фоновой музыки в саундтрек из-за вокальной неопытности Бэколла. [46] Фоновая или недиегетическая музыка в картине минимальна. [47] Однако музыку к фильму, включая основное название, написал Франц Ваксман . [48] Одна музыкальная реплика, 7b, в оригинальном листе приписана Уильяму Лаве. Уильям Лава был музыкальным сотрудником Warner Bros. и регулярно добавлял дополнительные реплики. [49]
По словам профессора киноведения Яна Брукса, Говард Хоукс использует джаз, особенно в сценах межрасовых выступлений, чтобы подчеркнуть антифашизм в сюжетной линии фильма. [50] Устойчивый миф заключается в том, что Энди Уильямс- подросток , будущая певчая звезда, окрестил пением Бэколла. Согласно авторитетным источникам, включая Хоукса и Бэколла, это неправда. Уильямс и некоторые певицы были протестированы на дублирование Бэколл из-за опасений, что ей не хватает необходимых вокальных навыков. Но эти опасения были омрачены желанием, чтобы Бэколл пела сама (возможно, отстаиваемым Богартом), несмотря на ее далеко не идеальный вокальный талант. [51] Этот миф оспаривается в статье Леонарда Малтина «Путеводитель по фильмам» , посвященной этому фильму, но миф распространяется в эпизоде сериала «МакГайвер » 1986 года под названием « Трое в дорогу », когда персонаж ветерана кино задает своей жене этот конкретный вопрос, после чего она отвечает, что Энди Уильямс, когда ему было 14 лет, озвучил Лорен Бэколл. [52] [53] Несколько источников на съемочной площадке заявили, что этот миф ложный. [54] Фактически, низкий певческий голос Бэколл в фильме помогает ее персонажу установить форму мужского доминирования. [55]
Культурные ссылки
[ редактировать ]В одной из сцен Мари говорит Моргану: «Меня трудно достать, Стив. Все, что тебе нужно сделать, это спросить меня». Эта цитата взята из более раннего фильма «Ястребы» 1939 года « Только у ангелов есть крылья» , в котором Джин Артур говорит Кэри Гранту : «Меня трудно достать, Джефф. Все, что тебе нужно сделать, это спросить меня». [56]
Выпускать
[ редактировать ]
Warner Bros. выпустила фильм «Иметь и не иметь» 11 октября 1944 года. [57] [58]
Прием
[ редактировать ]Критическая оценка To Have and Have Not на момент выпуска была неоднозначной и зачастую нелестной. Ранняя реклама и большая часть первоначальной реакции были сосредоточены на Лорен Бэколл, которая либо хвалила ее, либо критиковала ее роль как всего лишь уловку для привлечения внимания прессы. Некоторые также обвиняли фильм в неверности Хемингуэю, поскольку только первые пятнадцать минут напоминают его роман. Более того, американцы, озабоченные Второй мировой войной, возможно, мало интересовались героем (Морганом), который последовательно отвергает обязательства и чей единственный интерес в деле Франции - финансовый, чтобы помочь себе и своей девушке (Мари). [59] В целом критики назвали фильм быстрым и остроумным романом, сюжет которого был всего лишь «предлогом для хороших сцен». [60] Variety отметила его неполноценность по сравнению с «Касабланкой» и другими мелодрамами Warner Bros., но признала успех нового фильма в его характеристике. [61] Другие даже считали это ремейком «Касабланки» ; Time назвал его «жестяной романтической мелодрамой, которую миллионы киноманов ждали еще со времен Касабланки ». [60] New York Variety был более неоднозначным, сославшись на «отличное продюсерское оснащение», но на «слишком нестабильную» сюжетную линию. [60] Американскому кинокритику Джеймсу Эйджи фильм понравился, но он посчитал, что «Иду своим путем» лучше, потому что «Иметь и не иметь » слишком много внимания уделялось «персонажу и атмосфере», а не сюжету. [62] Его гораздо больше интересовала игра Бэколла, чем антифашистские темы в фильме. [63]
Этот фильм вошел в десятку самых кассовых картин 1944 года. Согласно отчетам Warner Bros, фильм заработал 3 652 000 долларов (63 210 000 долларов в исчислении 2024 года) внутри страны и 1 605 000 долларов (27 780 000 долларов в исчислении 2024 года) за рубежом, что близко к высоким доходам Касабланки . [64]
На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм «Иметь и не иметь» имеет рейтинг одобрения 94% на основе 36 обзоров и средний рейтинг 8,10/10. По мнению критиков, «под руководством Говарда Хоукса, а также Богги и Бэколла перед камерами, фильм « Иметь и не иметь» выигрывает от нескольких уровней точно настроенной химии, и все они зажигаются на экране». [65]
Награды
[ редактировать ]Премия | Категория | Предмет | Результат |
---|---|---|---|
Награды Национального совета по обзору [62] | Лучший актер | Хамфри Богарт | Выиграл |
Анализ
[ редактировать ]Сценарист и кинокритик Пол Шрейдер классифицировал фильм как нуар, снятый в первый или «военный» период нуара. [66] Некоторые другие ученые относят фильм к нуару, а некоторые не верят, что Говард Хоукс когда-либо создавал настоящий «нуар». [67] Имена персонажей в «Иметь и не иметь » напрямую связаны с качествами персонажей. Персонажи, призванные вызывать симпатию у зрителя, известны под прозвищами: Стив, Слим, Эдди, Френчи и Крикет. Таким образом, Хоукс создает иллюзию персонажа, лишая его прошлых и настоящих социальных ролей, которые могут быть связаны с фамилией. Злодеев или испорченных персонажей называют по фамилиям, например Джонсон. [68]
Антифашизм
[ редактировать ]По словам английского кинокритика Робина Вуда , «Иметь и не иметь » представляет собой «одно из самых основных антифашистских высказываний, которое дал нам кинематограф». [69] В фильме изображены антифашистские темы, общие для того периода времени, посредством акцента на индивидуальной свободе, выраженной через персонажа Богарта, а также через изображение людей, которые прогрессируют и хорошо работают вместе. [70] Когда он решает присоединиться к сопротивлению, Морган рассуждает: «Может быть, потому, что ты мне нравишься, а может, потому, что они мне не нравятся». Сила этого антифашистского заявления заключается в том, что оно инстинктивно, а не исходит из ожидаемой идеологии. [71] В более общем плане Хоукс выражает протест авторитаризму и ущемлению прав личности. Хоукс, однако, утверждал, что его не интересует политика, и основное внимание в фильме уделяется отношениям Богарта и Бэколл. Тем не менее, в отношениях Богарта и Бэколла сквозят антифашистские темы. Они представляют собой человека, противостоящего тем, кто злоупотребляет своей властью. [72] По словам Яна Брукса, во время сцены, где Бэколл поет «Am I Blue?» с Хоги Кармайклом ее тихий голос зарекомендовал себя как «один из мальчиков» и, таким образом, «солдат» антифашистского дела. [73] Более того, во время этой сцены посетители бара представляют разные расы и расово интегрированы во всем пространстве, бросая вызов идеям сегрегации и расы, существовавшим в тот период времени. [74] Следующая песня, Hong Kong Blues, напоминает Джанго Рейнхардта довоенную версию . Это отражает дух французского сопротивления, поскольку свинговая музыка стала символом сопротивления во Франции, потому что в то время это был единственный доступный пример американской культуры во Франции. [75]
Гарри Морган
[ редактировать ]Распространенной темой военных фильмов, таких как « Иметь и не иметь», является повествование об обращении. Человек, который изначально не хотел участвовать в военных действиях, в конечном итоге обращается в веру благодаря изменившемуся отношению и принимает свой гражданский долг участвовать в военных действиях. Вместе с трансформацией Гарри Моргана с годами изменилась личность Хамфри Богарта, что сделало его важным решением для выбора актера для фильма. [76] Гарри Морган, рыбак, представляет собой центр сюжетной линии « Иметь и не иметь» . По мнению Робина Вуда, Гарри Морган представляет одновременно личность Хамфри Богарта и героя Хокса. [77] Гарри Морган как персонаж представляет собой миф, который зрители принимают за реальный, например, героев Гомера . Морган представляет героический идеал. [78] Морган действует в своих интересах, но не потакает своим желаниям и занимается «собственными делами». Он делает добро, потому что чувствует ответственность за свои личные союзы. [78] Морган контролирует и устанавливает мораль фильма через различие того, что человек делает и кем он является. Персонаж Богарта устанавливает, что личность человека не определяется его действиями, если они не позволяют этому случиться. В фильме Слим крадет бумажник Джонсона. Гарри до некоторой степени упускает из виду это, потому что он (Джонсон) не платил Моргану за его услуги капитана лодки. Когда к ним обоим подходит Морган, Слим не выказывает стыда, указывая на то, что ее действия не повлияли на ее мораль. Джонсон, однако, проявляет стыд и не получает сочувствия, потому что показывает, что его определяют свои действия. [79] Характер Богарта прямой и резкий, но он старается не судить человека по его действиям. [72] Гарри Морган сочетает в себе качества «ястребиного» героя благодаря своей личной честности и в то же время его можно назвать кодовым героем Хемингуэя из-за его храбрости и преданности. [80]
Одно из самых больших отличий фильма от романа — это разрешение Гарри Моргана. В романе Морган терпит поражение по сюжетной линии и в конце погибает. Однако в фильме Морган оказывается победителем. Это специально изменил Хоукс, потому что он не любил истории о «неудачниках». [81]
Наследие
[ редактировать ]Некоторые считают «Иметь» и «Не иметь» одними из лучших фильмов Хоукса, но этот фильм представляет собой единственный раз, когда два лауреата Нобелевской премии , Фолкнер и Хемингуэй, работали над одним и тем же сюжетом. [82] Некоторые строки Бэколла стали известны как двусмысленные ; например: «Ты умеешь свистеть, не так ли, Стив? Ты просто сжимаешь губы и… дуешь…» (сказано, вызывающе глядя на него). Эта цитата занимает 34-е место в списке AFI «100 лет... 100 цитат из фильмов» . [83] Когда Хамфри Богарта хоронили, Бэколл положила в его гроб золотой свисток с надписью «Если хочешь чего-нибудь, просто свистни», что является отсылкой к ее фразе из их первого совместного фильма. [84]
Влияния и адаптации
[ редактировать ]«Иметь и не иметь» известен своим сходством с более ранними фильмами «Касабланка» (1942), «Марокко» (1930) и «Через Тихий океан» (1942). [85] Есть некоторые сходства с сюжетом более ранней «Касабланки» , и обе истории связаны с французским Сопротивлением . Другие изменения по сравнению с Хемингуэем имели тенденцию в том же направлении, например, появление симпатичного пианиста в качестве важного второстепенного персонажа. «Сверчка» Кармайкла не было в книге Хемингуэя, и он аналогичен Дули Уилсона «Сэму в Касабланке» . несколько актеров из Касабланки В фильме также появляются ; кроме Богарта и Далио (Эмиль в «Касабланке» ), Дэн Сеймур (Абдул в «Касабланке» ) играет капитана Ренарда, имя и должность которого напоминают капитана Рено в «Касабланке» . Как и в «Касабланке» , поначалу неохотный персонаж Богарта помогает членам Сопротивления мужа и жены.
«Иметь и не иметь» был адаптирован как часовая радиоспектакль для Lux Radio Theater , в которой Богарт и Бэколл повторяют свои роли на экране. Он был показан в эфире 14 октября 1946 года. [86]
Warner Brothers адаптировали роман во второй раз, выпустив фильм «Переломный момент» (1950) режиссера Майкла Кертиса , которому также приписывают роль «Касабланки» . Этот сценарий остался ближе к роману; он мало напоминал фильм 1944 года. [87] Сценарист Рэнальд МакДугалл и Кертис были заинтересованы в создании фильма, лучше смоделированного по роману Хемингуэя. Фильм и отдаленно не напоминал «Касабланку» . [88] Несмотря на верность фильма роману, он остается менее популярным, чем « Иметь и не иметь », хотя Хемингуэй сказал, что ремейк «ему подошел». [89] В другой раз в 1958 году фильм был переделан режиссером Доном Сигелом на роль «Бегущие за оружием» . Сигел не хотел переделывать фильм, но ему «нужны были деньги». [90] Фильм был снят быстро и дешево. По словам автора Джина Д. Филлипса, «Бегущие с оружием» были не чем иным, как «грубой эксплуатацией книги Хемингуэя». [91]
В 1956 году Warners еще раз переделала его как эпизод вестерна « Шайенн» под названием «Ярость в Рио-Хондо». Ни один из первоначальных авторов не упоминался, хотя из сценария были исключены целые фрагменты диалогов.
С 1951 по 1952 год Хамфри Богарт и Лорен Бэколл участвовали в еженедельном получасовом радиоприключенческом сериале под названием « Смелое предприятие» , который должен был стать побочным продуктом « Иметь и не иметь» . [92] [93]
«Бэколл к оружию » — короткометражный фильм Looney Tunes 1946 года , пародирующий сцены из сериала « Иметь и не иметь » с участием «Богги Гокарта» и «Лори Би Крутой». Он включен в качестве специального фильма в DVD-диск « Иметь и не иметь» . [94]
Обмен «новой шляпой» из «Иметь и не иметь» напрямую воспроизведен в пилотном эпизоде Hulu сериала «Расправа» 2019 года .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Финансовая информация Warner Bros в The William Schaefer Ledger. См. Приложение 1, «Исторический журнал кино, радио и телевидения», (1995) 15:sup1, 1–31, стр. 25. дои : 10.1080/01439689508604551
- ^ Шац, Томас (1999). Бум и спад: американское кино 1940-х годов . Калифорнийский университет Пресс. п. 220. ИСБН 0-520-22130-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 18; Бэколл 1978 , с. 18
- ^ Роллисон 2015 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти 1997 , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б Шикель 1975 , стр. 116–117.
- ^ Бэколл 1978 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б «Лорен Бэколл: экранная богиня теней» (PDF) . Кувейт Таймс . 14 августа 2014 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ Белмер 1985 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти 1997 , с. 367.
- ^ Бэколл 1978 , с. 92.
- ^ Маст 1982 , с. 256.
- ^ Перейти обратно: а б Маккарти 1997 , с. 368; Спербер и Лакс 1997 , с. 254
- ^ Маст 1982 , с. 255.
- ^ "Си Пи Джонсон в Warners с Богартом" . Калифорнийский орел . 16 марта 1944 года. Страница 13. Проверено 25 февраля 2021 года.
- ^ «Джаз на экране: фильмография джаза и блюза» . Библиотека Конгресса . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , стр. 15–16.
- ↑ Хоукс говорит Хемингуэю, что он мог бы снять свою худшую книгу, а эта была «кучей мусора»: интервью Джозефа Макбрайда с Хоксом для Гильдии режиссеров Америки, 21–23 октября 1977 г., частное издание Гильдии режиссеров, п. 21; подробно цитируется в Mas, p. 243.
- ^ Вы должны помнить это (ретроспектива к 85-летию Warner Brothers), American Masters , PBS, трансляция 23 сентября 2008 г.
- ^ Бэколл 1978 , с. 18.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 16.
- ^ Филлипс 1980 , с. 51.
- ^ Маст 1982 , с. 245.
- ^ Маккарти 1997 , с. 362.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 19.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , стр. 18–19.
- ^ Маккарти 1997 , с. 369.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Маккарти 1997 , с. 370.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Филлипс 1980 , с. 52.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 28.
- ^ Оливер 1999 , с. 95.
- ^ Маккарти 1997 , с. 371.
- ^ Спербер и Лакс 1997 , с. 254.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , стр. 32, 35.
- ^ Спербер и Лакс 1997 , с. 268; Фуртман и Фолкнер 1980 , стр. 32, 35.
- ^ Перейти обратно: а б Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 39.
- ^ Белмер 1985 , с. 245.
- ^ Томсон 2012 , с. 173.
- ^ Спербер и Лакс 1997 , с. 263.
- ^ Спербер и Лакс 1997 , с. 264.
- ^ Бэколл 1978 , с. 96.
- ^ Маккарти 1997 , с. 756.
- ^ раулопаредес (1 ноября 2010 г.). «Лорен Бэколл «Иметь и не иметь» » . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. – на YouTube.
- ^ Судхальтер 2002 , стр. 237–238.
- ^ Ноймайер 2004 .
- ^ Бельмер, Руди. «Музыка для исполнения: иметь и не иметь 1944» . Франц Ваксман . Музыкальное издательство Фиделио . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Ноймайер, Дэвид (2015). Значение и интерпретация музыки в кино . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 274 н53.
- ^ Брукс 2016 , с. 177.
- ^ Макбрайд, Джозеф . Ястребы на Ястребах . Беркли, Калифорнийский университет Press, 1982. с. 130.
- ^ «Иметь и не иметь» . Классические фильмы Тернера . Turner Classic Movies, Inc. Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Злотофф, Ли Дэвид; Ленхарт, Керри; Сакмар, Джон Дж. (декабрь 1986 г.). « Трое в дорогу» . МакГайвер . Азбука.
- ^ Хаген, Рэй (2 января 2000 г.). « Дубляж Бэколла; здесь об этом сказано» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Маклин 1993 , с. 4.
- ^ Дибберн 2016 , стр. 232, 239.
- ^ Оливер 1999 , с. 327
- ^ «Реклама» . Бруклин Дейли Игл. 11 октября 1944 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Вуд 1981 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 50.
- ^ «Иметь и не иметь» . Разнообразие . 11 октября 1944 года . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 51.
- ^ Синьярд 1986 , с. 88.
- ^ Глэнси 1995 , с. 64.
- ^ «Иметь и не иметь» . Гнилые помидоры . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Шрейдер 1972 .
- ^ Брук 2009 ; Вуд 1973 ; Леннард 2012 , с. 19
- ^ Вуд 1976 , с. 299.
- ^ Вуд 1981 , с. 86.
- ^ Фуртман и Фолкнер 1980 , с. 53; Вуд 1981 , с. 26
- ^ Брукс 2009 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б Вуд 1981 , с. 29.
- ^ Брукс 2016 , с. 209.
- ^ Брукс 2016 , с. 210.
- ^ Брукс 2016 , с. 211.
- ^ Брукс 2016 , с. 207.
- ^ Вуд 1981 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Вуд 1981 , с. 27.
- ^ Вуд 1981 , с. 28.
- ^ Филлипс 1980 , с. 54.
- ^ Маккарти 1997 , с. 363.
- ^ Брэнсон 1987 , с. 154; Филлипс 1980 , с. 50
- ^ «100 величайших цитат из фильмов всех времен по версии AFI» . Американский институт кино . Американский институт кино . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Догерти, Грег (29 октября 2014 г.). «Девять знаменитых людей и с чем они похоронены» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Вуд 1976 , с. 298.
- ^ «Звезды театра Бэколл и Богарт Люкс» . Гаррисбергский телеграф . Гаррисбергский телеграф. 12 октября 1946 г. с. 17 . Проверено 1 октября 2015 г. — через Newspapers.com .
- ^ Валладарес, Карлос (25 октября 2017 г.). « «Переломный момент» — это более жестокая и честная «Касабланка» » . Стэнфорд Дейли . Стэнфордский университет , Стэнфорд, Калифорния . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Филлипс 1980 , с. 59.
- ^ Филлипс 1980 , с. 62.
- ^ Филлипс 1980 , с. 63.
- ^ Филлипс 1980 , с. 65.
- ^ Спербер и Лакс 1997 , с. 437
- ^ Bold Venture, 57 серий , получено 31 июля 2018 г.
- ^ Warner Bros. Pictures Inc. (1946), Bacall To Arms , получено 2 июля 2018 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Бэколл, Лорен (1978). Лорен Бэколл одна . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0394413082 .
- Бельмер, Руди (1985). Внутри Warner Bros. (1935–1951) . Нью-Йорк: Викинг Пингвин. ISBN 978-0670804788 .
- Брэнсон, Кларк (1987). Говард Хоукс; Юнгианское исследование . Лос-Анджелес: Проекты гирлянд. ISBN 978-0884962618 .
- Брук, Винсент (2009). Увлеченные тьмой: режиссеры-евреи-эмигранты и расцвет нуара . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813546292 .
- Брукс, Ян (2016). « Больше, чем просто танцевальная музыка»: Ястребы и джаз в 1940-х годах». В Бруксе, Ян (ред.). Говард Хоукс: новые перспективы . Пэлгрейв. п. 177. ИСБН 9781844575411 .
- Брукс, Ян (2009). Лок, Грэм; Мюррей, Дэвид (ред.). Процветание на риффе: влияние джаза и блюза на афроамериканскую литературу и кино . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195337099 .
- Дибберн, Дуг (2016). «Неразрешимая замкнутость: завершение повествования и нигилизм в книге « Только у ангелов есть крылья ». В Бруксе, Ян (ред.). Говард Хоукс: новые перспективы . Пэлгрейв. ISBN 9781844575411 .
- Фуртман, Жюль; Фолкнер, Уильям (1980). Кавин, Брюс Ф. (ред.). Иметь и не иметь . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0299080945 .
- Глэнси, Х. Марк (1995). «Доходы от фильмов Warner Bros., 1921–51: бухгалтерская книга Уильяма Шефера». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 15 (1): 64. дои : 10.1080/01439689500260031 .
- Леннард, Джон (2012). Чтение Уильяма Фолкнера: «Спускайся, Моисей» и «Большой лес» . Пенрит, Калифорния: Электронные книги по гуманитарным наукам. п. 19. ISBN 9781847601988 . Проверено 25 сентября 2018 г.
- Маст, Джеральд (1982). Говард Хоукс, Рассказчик . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195030914 .
- Маккарти, Тодд (1997). Говард Хоукс: Серый Лис Голливуда . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0802115980 .
- Маклин, Эдриенн Л. (осень 1993 г.). « Просто я делаю то, что люблю, и люблю то, что делаю»: «Фильм нуар» и женщина-музыкант». Киножурнал . 33 (1): 4. дои : 10.2307/1225631 . JSTOR 1225631 . ПроКвест 1298009864 .
- Ноймайер, Дэвид (весна 2004 г.). «Слияние жанров в 1940-е годы: мюзикл и художественный драматический фильм». Американская музыка . 22 (1): 129. дои : 10.2307/3592971 . JSTOR 3592971 .
- Оливер, Чарльз М. (1999). Эрнест Хемингуэй от А до Я: Существенный справочник по жизни и творчеству . Нью-Йорк: Книги с галочкой. ISBN 978-0816034673 .
- Филлипс, Джин Д. (1980). Хемингуэй и кино . издательства Frederick Ungar Publishing Co. Нью-Йорк: ISBN 978-0804426954 .
- Роллисон, Карл (2015). Настоящий американский персонаж: жизнь Уолтера Бреннана . Джексон: Университетское издательство Миссисипи. ISBN 9781628460476 .
- Шикель, Ричард (1975). Мужчины, снимавшие фильмы . Нью-Йорк: Атенеум. ISBN 978-0689106316 .
- Шредер, Пол (весна 1972 г.). «Заметки о фильме-нуар». Комментарий к фильму . 8 (1). ПроКвест 210264800 .
- Синьярд, Нил (1986). Кинолитература: искусство экранизации . Кент, Великобритания: Крум Хелм. п. 88. ИСБН 978-0709933465 . Проверено 26 июля 2018 г.
- Спербер, AM; Лакс, Эрик (1997). Богарт . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 978-0688075392 .
- Судхальтер, Ричард М. (2002). Мелодия звездной пыли: жизнь и музыка Хоги Кармайкла . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195131207 .
- Томсон, Дэвид (16 октября 2012 г.). Большой экран: история фильмов . Макмиллан. ISBN 9780374191894 – через Google Книги.
- Вуд, Робин (1976). «Иметь (написать) и не иметь (режиссировать)» . Николс, Билл (ред.). Фильмы и методы: Антология . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520031517 . Проверено 27 июля 2018 г.
- Вуд, Робин (1981). Говард Хоукс . Великобритания: Британский институт кино. ISBN 978-0851701110 .
- Вуд, Робин (1973). «Иметь (написать) и не иметь (режиссировать)». Комментарий к фильму . 9 (3).
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Иметь и не иметь на IMDb
- Иметь и совсем иметьФильм не
- Иметь и не иметь Rotten Tomatoes
- Иметь и не иметь в базе данных фильмов TCM
- Иметь и не иметь в каталоге художественных фильмов AFI
- «Иметь и не иметь» Трейлер фильма на YouTube
Потоковое аудио
[ редактировать ]- Иметь и не иметь в театре Lux Radio : 14 октября 1946 г.
- фильмы 1944 года
- Романтические драмы 1944 года
- приключенческие фильмы 1944 года
- Американские приключенческие фильмы
- Американские черно-белые фильмы
- Американские романтические драматические фильмы
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы по американским романам
- Фильмы по произведениям Эрнеста Хемингуэя
- Фильмы Говарда Хоукса
- Фильмы, написанные Францем Ваксманом
- Фильмы, написанные Уильямом Лавой
- Фильмы, действие которых происходит в 1940 году.
- Фильмы, действие которых происходит на Мартинике
- Морские фильмы
- Фильмы по сценариям Жюля Фюртмана
- Фильмы по сценарию Уильяма Фолкнера
- Романтические фильмы о войне
- Американские фильмы о Второй мировой войне
- Политические фильмы 1940-х годов
- военные фильмы 1940-х годов
- Американские военные драмы
- Фильмы Warner Bros.
- Американские фильмы 1940-х годов