Битва при Киберонском заливе
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Апрель 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Битва при Киберонском заливе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Семилетней войны | |||||||
![]() Битва при Киберонском заливе , Ричард Пейтон | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
24 линейных корабля 5 фрегатов 14 000 членов экипажа [1] | 21 линейный корабль 6 фрегатов 10 000 членов экипажа [1] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 линейных корабля потерпели крушение, 300 убитых и раненых [1] | 3 линейных корабля уничтожены 3 линейных корабля захвачены 1700 убитых или раненых 1300 взято в плен [1] |
Битва при заливе Киберон (известная по-французски как Bataille des Cardinaux ) была решающим морским сражением во время Семилетней войны . Битва произошла 20 ноября 1759 года между Королевским флотом и французским флотом в заливе Киберон , у побережья Франции недалеко от Сен-Назера . Сражение стало кульминацией британских усилий по устранению французского военно-морского превосходства, которое могло бы дать французам возможность осуществить запланированное вторжение в Великобританию . флот Британский из 24 линейных кораблей под командованием сэра Эдварда Хоука выследил и вступил в бой с французским флотом из 21 линейного корабля под командованием маршала де Конфлана . После тяжелых боев британский флот потопил или сел на мель шесть французских кораблей, захватил один и рассеял остальные, что принесло Королевскому флоту одну из величайших побед и навсегда положило конец угрозе французского вторжения.
Сражение ознаменовало подъем Королевского флота и превращение его в ведущую военно-морскую державу мира, а для британцев оно стало частью Annus Mirabilis 1759 года .
Фон
[ редактировать ]Повсеместная неприязнь между Францией и Великобританией в XVIII веке переросла в открытую войну в 1754 и 1755 годах. В 1756 году по всей Европе разразилась так называемая Семилетняя война , в которой Франция, Австрия и Россия выступили против Британии и Пруссии. Франция поддержала Австрию и Россию в сухопутной кампании против Пруссии и предприняла то, что считала своим главным усилием, в морском и колониальном наступлении против Британии. [2] К началу 1759 года ни один из альянсов не имел преимущества ни в сухопутных, ни в морских кампаниях, и у обоих возникли серьезные проблемы с финансированием войны. В 1759 году более 60% доходов Франции шло на обслуживание долга. [3] вызывая многочисленные дефициты. В частности, французский флот был перегружен. [4] и страдал от отсутствия последовательной доктрины, усугубляемой неопытностью, граничащей с некомпетентностью министра военно-морского флота Николя Рене Берьера , бывшего начальника полиции. [5] Между тем военные усилия Британии до начала 1756 года потерпели неудачу. [6] С лета 1757 года он перешел под контроль нового напористого государственного секретаря южного департамента (министра иностранных дел) Уильяма Питта , который навязал скоординированную стратегию. К началу 1759 года это начало приносить плоды. [7]
В ответ на британские успехи министры французского короля Людовика XV планировали прямое вторжение в Британию, которое в случае успеха решило бы исход войны в их пользу. [8] Армия численностью 17 000 человек была собрана в Ванне, на юго-востоке Бретани , и почти 100 транспортов были собраны возле залива Киберон . [9] плюс несколько военных кораблей, плывущих в форме флейты , то есть с разобранными орудиями, чтобы можно было перевезти больше солдат. [10] В своей окончательной форме французский план требовал, чтобы эти транспорты сопровождались французским флотом . [11]
Однако в лучшие времена французы изо всех сил пытались укомплектовать свой флот опытными моряками; можно было использовать сухопутных войск, но даже небольшой недостаток в управлении кораблем приводил к значительным затруднениям в боевой обстановке. Через три года после начала войны тысячи французских моряков оказались в плену у британцев; многие другие занимались спекулятивной, а иногда и прибыльной капера карьерой ; а нездоровые условия, обременительная бортовая дисциплина и низкая заработная плата, выплачиваемая с опозданием, сильно сдерживали службу. Для перевозки также требовался как минимум опытный персонал . [11] К лету 1759 года у французов было 73 линейных корабля , крупнейших военных корабля того времени: 30 служивших за рубежом и 43 — в домашних водах. Корабли в своих водах требовали в общей сложности около 25 000 человек; им не хватало более 9000 человек. [12] 43 французских корабля в своих водах были разделены между атлантическим портом Брест (22 корабля). [13] и средиземноморский порт Тулон , с небольшим количеством портов в Бискайском заливе : Лорьян и Рошфор . Британцы имели 40 линейных кораблей в своих водах и еще 15 в составе Средиземноморского флота, базировавшегося в Гибралтаре . [14]
Брест был очевидным отправным пунктом экспедиции: это был крупный порт; он был удачно расположен относительно преобладающих ветров; и уход от него минимизировал расстояние и время плавания до предполагаемого места посадки. [8] Однако Брест находился на конце длинного и относительно бесплодного полуострова, что затрудняло содержание там большого количества мужчин; Запасы продовольствия должны были доставляться по морю, и они были уязвимы перед британской блокадой . [15] Эпидемия брюшного тифа в Бресте в 1757–1758 годах унесла жизни более 4000 французских моряков, что значительно усугубило нехватку опытных моряков. [16] Кроме того, существовали опасения повторения вспышки тифа. [ нужны разъяснения ] . Поэтому армия собралась в Ванне, а ее транспорты собрались вокруг залива Морбиан ; местность была более плодородной, якорная стоянка была большой и защищенной, а людей и припасы можно было легко отправить из Бордо, Рошфора, Нанта или Орлеана . [17]
В августе французский Средиземноморский флот под командованием Жана-Франсуа де Ла Клю-Сабрана попытался прорваться мимо Гибралтара в Атлантику. Британский Средиземноморский флот под командованием Эдварда Боскавена поймал их, и в результате двухдневного сражения три французских линейных корабля были захвачены, два уничтожены и пять блокированы в нейтральном Кадисе ; двое избежали битвы и достигли Рошфора. [18] [19] [20] Пять французских кораблей в Кадисе были заблокированы заместителем Боскавена Томасом Бродриком . [19] Пять победоносных кораблей Боскавена были переданы флоту адмирала Эдварда Хоука у Бреста. [21]
Прелюдия
[ редактировать ]
В 1759 году британцы под командованием Хоука поддерживали тесную блокаду французского побережья в районе Бреста. В том году французы планировали вторжение в Англию и Шотландию и сосредоточили транспорт и войска вокруг устья Луары . Поражение Средиземноморского флота в битве при Лагосе в августе сделало планы вторжения невозможными, но Шуазель все еще обдумывал план для Шотландии , и поэтому флоту было приказано выйти из блокады и собрать транспорты, собранные в заливе Морбиан .
В первую неделю ноября поднялся западный шторм , и через три дня корабли блокады Хоука были вынуждены бежать в Торбей на южном побережье Англии. Роберт Дафф остался в заливе Киберон с эскадрой из пяти «пятидесятых» (линейных кораблей с 50 пушками) и девяти фрегатов для наблюдения за транспортами. [22] Тем временем небольшая эскадра из Вест-Индии присоединилась к Конфлану в Бресте, и, когда 14-го числа подул восточный ветер, Конфлан ускользнул. Его заметил HMS Actaeon , который оставался на станции у Бреста, несмотря на штормы, но не смог встретиться с Хоуком, HMS Juno и Swallow , которые пытались предупредить Даффа, но, очевидно, были прогнаны французами, а также ресторатором « Любовь и Единство». возвращаясь из Киберона, который заметил французский флот в 14:00 15-го числа, в 70 милях к западу от Бель-Айла. [23] На следующий день она встретила Хоука, и он поплыл в сторону Киберона, несмотря на шторм ЮЮВ. Тем временем HMS Vengeance прибыл в залив Киберон накануне вечером, чтобы предупредить Даффа, и он вывел свою эскадру в море, несмотря на шторм на западно-северо-западном направлении. [24]
Боевой
[ редактировать ]
Борясь с неблагоприятными ветрами, Конфлан в ночь на 19-е число замедлил ход, чтобы на рассвете прибыть в Киберон. В 20 милях от Беллейля он заметил семь человек из эскадрильи Даффа. [24] Как только он понял, что это не основной британский флот, он бросился в погоню. Дафф разделил свои корабли на север и юг, преследуя французский авангард и центр, в то время как арьергард держался с наветренной стороны, чтобы наблюдать за странными парусами, появляющимися с запада. [25] Французы прервали преследование, но все еще были рассеяны, когда в поле зрения появился флот Хоука. [25] HMS Magnanime заметил французов в 8.30. [24] и Хоук подал сигнал идти в ряд. [25]
Конфлан оказался перед выбором: сражаться в своей нынешней невыгодной позиции в открытом море и «очень сильном» западно-северо-западном ветре или занять оборонительную позицию в заливе Киберон и заставить Хоука войти в лабиринт отмелей и рифов. [26] Около 9 часов утра Хоук подал сигнал к общей погоне, а также новый сигнал первым семи кораблям выстроиться в линию впереди и, несмотря на погоду и опасные воды, выйти на всех парусах. [27] В 2.30 Конфлан обогнул Ле Кардино, скалы на оконечности полуострова Киберон, давшие сражению название на французском языке. При этом послышались первые выстрелы, хотя сэр Джон Бентли из Уорспита утверждал, что выстрелы были произведены без его приказа. [28] Однако британцы начали обгонять тыл французского флота, как раз когда их авангард и центр добрались до безопасной бухты.
Незадолго до 16:00 потрепанный « Грозный» сдался « Резольюшн» , как раз в тот момент, когда сам Хоук обогнул «Кардиналов». [29] Керсен попытался прийти на помощь Конфлану, но Тезея выполнила свой ход, не закрыв нижние артиллерийские порты; вода хлынула на палубу, и она перевернулась [30] выжило всего 22 человека. [31] Superbe также перевернулся , и сильно поврежденный Héros ударил своим флагом виконта Хоу. [29] прежде чем ночью сесть на мель на Четырех отмелях.

Тем временем ветер переместился на северо-запад, еще больше сбивая с толку полусформировавшуюся линию Конфлана, когда они сплелись вместе перед лицом смелого преследования Хоука. Конфлан безуспешно пытался разрешить путаницу, но в конце концов решил снова выйти в море. Его флагман, «Солей Роял» , направился ко входу в бухту как раз в тот момент, когда Хоук приближался к «Ройял Джорджу» . Хоук увидел возможность разграбить Солей Ройал , но Интрепид вмешалась и взяла огонь на себя. [32] Тем временем «Солей Рояль» упал под подветренную сторону и был вынужден отступить и стать на якорь у Круазика, вдали от остального французского флота. Было уже около 5 часов вечера, стемнело, поэтому Хоук подал сигнал стать на якорь. [32]
Ночью восьми французским кораблям удалось сделать то, что не удалось сделать Солей Руаялю : пройти через мели в безопасное открытое море и уйти в Рошфор . Семь кораблей и фрегаты находились в устье Вилена (недалеко от карты выше, к востоку), но Хоук не осмелился атаковать их в штормовую погоду. Французы выбросили свои орудия и снаряжение и, воспользовавшись приливом и северо-западным ветром, перебрались через песчаную косу на дне реки Вилен. [33] Один из этих кораблей потерпел крушение, а остальные шесть на протяжении 1760 года находились в ловушке блокирующей британской эскадры и лишь позже сумели прорваться и достичь Бреста в 1761/1762 году. [34] Сильно поврежденный «Жюсте» был потерян, когда направлялся к Луаре, 150 членов ее команды пережили это испытание, а «Резолюшн» ночью приземлилась на «Четырех отмелях».
«Солей Руаяль» попыталась спастись, спасаясь от батарей в Круазике, но «Эссекс» преследовал ее, в результате чего оба корабля потерпели крушение на Четырех отмелях рядом с Геросом . 22-го числа шторм утих, и три корабля Даффа были отправлены уничтожить выброшенные на берег корабли. Конфланс поджег Солей-Рояль , а британцы сожгли Героса . [33] как видно справа на картине Ричарда Райта.
Последствия
[ редактировать ]
Британцы продолжали держать жесткую блокаду французского побережья, из-за чего французские торговые порты продолжали голодать, что еще больше ослабляло экономику Франции. [35] Хоук попытался уничтожить несколько французских военных кораблей, застрявших в устье Вилена, отправив туда огневые корабли ; но они не смогли выполнить задачу. [32] Хоук разработал план высадки на побережье, захвата полуострова и атаки кораблей с суши. Однако он был вынужден отказаться от этого, когда от Питта поступил приказ о другом подходе, который в конечном итоге оказался безуспешным. [36]
Мощь французского флота была подорвана и не восстановилась до окончания войны. В сочетании с адмирала Эдварда Боскавена победой в битве при Лагосе в августе прошлого года угроза французского вторжения была устранена. [37] Хотя он фактически вывел французский флот из Ла-Манша на оставшуюся часть войны, Хоук был разочарован тем, что не добился более полной победы, утверждая, что если бы у него было еще два часа дневного света, весь вражеский флот был бы взят. [38] Комиссия Хоука была продлена, а в 1776 году последовало звание пэра .
Историк военно-морского флота Николас Трейси назвал это сражение «самым драматичным морским сражением в эпоху парусного спорта». [39] в то время как военно-морской теоретик и историк Альфред Махан утверждал, что «битва 20 ноября 1759 года была Трафальгарской в этой войне, и... английский флот теперь мог свободно действовать против колоний Франции, а затем и Испании, на более грандиозном уровне». масштаб, чем когда-либо прежде». [40] Например, французы не смогли закрепить свою победу в сухопутной битве при Сент-Фуа следующей весной из-за отсутствия подкреплений и припасов из Франции, и поэтому залив Киберон можно рассматривать как битву, определившую судьбу Новой Франции и, следовательно, Канада . Франция испытала кредитный кризис , поскольку финансисты осознали, что Британия теперь может по своему желанию нанести удар по французской торговле. Французское правительство было вынуждено объявить дефолт по своему долгу. [41] Битва была одной из серии британских побед в 1759 году, благодаря которым этот год стал известен как annus mirabilis (с латыни «год чудес»). [42]
В связи с этой битвой, а также той, что двумя месяцами ранее, когда под командованием генерала Джеймса Вулфа британцы захватили Квебек , появился тост Королевского военно-морского флота: «Пусть у наших офицеров будет глаз Хоука и сердце Вулфа». [43]
Боевые порядки
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]
Боевой порядок: [44]
Имя | Оружие | Командир | Мужчины | Примечания |
Первый Дивизион | ||||
Солей Роял | 80 | Поль Осе Биде де Шезак | 950 | Флагман маркиза де Конфлана - сел на мель и сгорел. |
Восток | 80 | Ален Ногре де ла Фильер | 750 | Флагман шевалье де Гебридана Бюда – сбежал в Рошфор. |
славный | 74 | Рене Виллар де ла Бросс-Ракен | 650 | Сбежал в Вилен, где находился в блокаде до апреля 1762 г. [34] |
Крепкий | 74 | Франье из Вены | 650 | Бежал в Вилен, находился там в блокаде до 1761 г., в январе 1762 г. вернулся в Брест. [34] |
Дофин Роял | 70 | Андре д'Уртюби | 630 | Сбежал в Рошфор |
Дракон | 64 | Луи-Шарль Ле Вассор де Ла Туш | 450 | Сбежал в Вилен, где находился в блокаде до января 1761 г. [34] |
Пасьянс | 64 | Луи-Винсент де Лангле | 450 | Сбежал в Рошфор |
Второй дивизион | ||||
Громовой | 80 | Антуан де Марж де Сен-Викторе | 800 | Флагман шевалье де Бофремона - сбежал в Рошфор. |
Бесстрашный | 74 | Шарль Ле Мерсерель де Шастеложер | 650 | Сбежал в Рошфор |
Тезей | 74 | Ги Франсуа де Керсен | 650 | Основан |
Оглушительный | 70 | Жан-Пьер-Рене-Серафин дю Тертр де Монтале | 630 | Потоплен Ройял Джорджем |
Нортумберленд | 64 | Белингант де Кербабут | 450 | Сбежал в Рошфор |
Бодрствующий | 64 | Пьер-Бернарден Тьерри де ла Превале | 450 | Бежал в Вилен, находился там в блокаде до 1761 г., в январе 1762 г. вернулся в Брест. [34] |
Яркий | 64 | Луи-Жан де Керемар | 450 | Сбежал в Вилен, где находился в блокаде до января 1761 г. [34] |
Третий дивизион | ||||
Грозный | 80 | Луи де Сен-Андре дю Верже | 800 | Флагманский корабль De Saint André du Vergé – захвачен по решению |
Великолепный | 74 | Фанатик Морогов | 650 | Сбежал в Рошфор |
Герой | 74 | Виконт Санзай | 650 | Сдался, но на следующий день во время ненастной погоды сел на мель и сгорел. |
Только | 70 | Франсуа де Сен-Аллуарн | 630 | Потерпевший крушение в Луаре |
Негибкий | 64 | Танкред | 540 | Потерялся у входа в Вилен. |
Сфинкс | 64 | Поддерживать | 450 | Сбежал в Вилен, где находился в блокаде до апреля 1762 г. [34] |
Странный | 64 | Принц Монбазон | 450 | Сбежал в Рошфор |
Фрегаты и корветы | ||||
Геба | 40 | 300 | Вернулся в Брест. | |
цапля | 36 | Сбежал в Вилен | ||
Весталка | 34 | 254 | Сбежал в Вилен | |
Калипсо | 16 | Поль Александр дю Буа-Бертло | Сбежал в Вилен | |
Черный принц | 6 | Пьер-Жозеф Кергариу де Роскуэ | Сбежал в Вилен | |
Другой | ||||
Месть | ? |
Британия
[ редактировать ]
Боевой порядок: [45]
Имя | Оружие | Командир | Мужчины | Примечания |
Ройал Джордж | 100 | Джон Кэмпбелл | 880 | Флагман сэра Эдварда Хоука |
Союз | 90 | Томас Эванс | 770 | Флагман сэра Чарльза Харди |
герцог | 80 | Сэмюэл Грейвс | 800 | |
Намюр | 90 | Мэтью Бакл | 780 | |
Марс | 74 | Джеймс Янг | 600 | |
Варспайт | 74 | сэр Джон Бентли | 600 | |
Геркулес | 74 | Уильям Фортескью | 600 | |
Торбей | 74 | Огастес Кеппель | 600 | |
Великодушный | 74 | Виконт Хоу | 600 | |
Разрешение | 74 | Генри Спик | 600 | Разбился на мелководье Ле-Фур. |
Герой | 74 | Джордж Эджкамб | 600 | |
Swiftsure | 70 | сэр Томас Стэнхоуп | 520 | |
Дорсетшир | 70 | Питер Денис | 520 | |
Берфорд | 70 | Джеймс Гамбье | 520 | |
Чичестер | 70 | Уильям Солтрен Уиллет | 520 | |
Храм | 70 | Вашингтон Ширли | 520 | |
Эссекс | 64 | Люциус О'Брайен | 480 | Разбился на мелководье Ле-Фур. |
Месть | 64 | Джон Сторр | 480 | |
Монтегю | 60 | Джошуа Роули | 400 | |
Кингстон | 60 | Томас Ширли | 400 | |
Бесстрашный | 60 | Джервис Мэйплсден | 400 | |
Дюнкерк | 60 | Роберт Дигби | 420 | |
неповиновение | 60 | Патрик Бэрд | 420 | |
Рочестер | 50 | Роберт Дафф | 350 | |
Портленд | 50 | Мариот Арбутнот | 350 | |
Фолклендские острова | 50 | Фрэнсис Сэмюэл Дрейк | 350 | |
Чатем | 50 | Джон Локхарт | 350 | |
Венера | 36 | Томас Харрисон | 240 | |
Минерва | 32 | Александр Худ | 220 | |
Сапфир | 32 | Джон Страчан | 220 | |
Месть | 28 | Гамалиэль Найтингейл | 200 | |
Ковентри | 28 | Фрэнсис Берслем | 200 | |
Мейдстон | 28 | Дадли Диггес | 200 |
Тезка
[ редактировать ]HMAS Quiberon — эсминец , названный в честь битвы в заливе Киберон. Она служила в Королевском флоте , а затем в Королевском военно-морском флоте Австралии . Quiberon был запущен в 1942 году и участвовал в операциях во время Второй мировой войны. Выведена из эксплуатации в 1964 году. [46]
Примечания, цитаты и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бодар 1908 , с. 236.
- ^ Сабо 2007 , стр. 17–18.
- ^ Маклинн 2005 , с. 65.
- ^ Шалин 2011 , с. 17.
- ^ Дженкинс 1973 , с. 148.
- ^ Андерсон 2001 , стр. 211–212.
- ^ Шалин 2011 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Моинг 2003 , с. 9.
- ^ Моинг 2003 , с. 11.
- ^ ла Кондамин 2000 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Маклинн 2005 , с. 232.
- ^ Маклинн 2005 , стр. 232–233.
- ^ Маклинн 2005 , с. 236.
- ^ Трейси 2010 , с. 24.
- ^ Роджер 2004 , с. 279.
- ^ Роджер 2004 , с. 276.
- ^ Моинг 2003 , с. 7.
- ^ Роджер 2004 , стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б Маклинн 2005 , с. 253.
- ^ Тупой 2009 , с. 83.
- ^ Уиллис 2009 , с. 763.
- ^ Корбетт 1907 , с. 50.
- ^ Корбетт 1907 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с Корбетт 1907 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Корбетт 1907 , с. 60.
- ^ Корбетт 1907 , с. 61.
- ^ Корбетт 1907 , стр. 63–64.
- ^ Корбетт 1907 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Корбетт 1907 , с. 66.
- ^ Taillemite (2002) , с. 276.
- ^ Руксель, Жан-Кристоф. «Граф Ги Франсуа де КЕРСЕНТ де КОЭТНЕМПРЕН» . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Корбетт 1907 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Корбетт 1907 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Женат в 1867 году .
- ^ Корбетт 1907 , с. 86.
- ^ Корбетт 1907 , стр. 93–94.
- ^ Андерсон 2001 , стр. 381–383.
- ^ Андерсон 2001 , с. 383.
- ^ Трейси 2010 , с. 54.
- ^ Махан 1890 .
- ^ Корбетт 1907 , с. 72.
- ^ Моно 2009 , с. 167.
- ^ Шрабб и Сэйнсбери 1979 , с. 322.
- ^ Женат в 1867 г. , с. 380.
- ^ Женат в 1867 г. , с. 385.
- ^ Касселс 2000 .
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Фред (2001). Горнило войны: Семилетняя война и судьба империи в Британской Северной Америке, 1754–1766 гг . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-20565-3 .
- Касселлс, Вик (2000). Разрушители: их бои и их значки . Ист-Розвилл, Новый Южный Уэльс: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7318-0893-9 . OCLC 46829686 .
- Шалин, Оливер (2011). «Залив Киберон, 20 ноября 1759 года». Записные книжки Pays de Guérande (на французском языке) (53). Общество друзей Геранда: 17–29. ISSN 0765-3565 .
- ла Кондамин, Пьер де (2000). Битва кардиналов: 20 ноября 1759 г., залив Киберон и гавань Круазик (на французском языке). La Turballe: Широкий дух - Ред. Пассаты. ISBN 978-2-911835-03-2 .
- Корбетт, Джулиан С. (1907), Англия в Семилетней войне, том II , Лонгманс Грин
- Тупой, Джонатан Р. (2009). Эпоха линейного корабля: британский и французский флот, 1650–1815 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о ручке и мече. ISBN 978-1-84832-549-4 .
- Дженкинс, Э.Х. (1973). История французского военно-морского флота: от истоков до наших дней . Лондон: Макдональд и Янеш. ISBN 978-0-356-04196-4 .
- Махан, Альфред Тайер Махан (1890). «Восьмой». Влияние морской мощи на историю, 1660–1783 гг . Лондон: Сэмпсон, Лоу, Марстон. OCLC 782063369 .
- Маклинн, Фрэнк (2005). 1759 год: год, когда Британия стала властителем мира . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-09-952639-1 .
- ле Муэн, Гай (2003). Морское сражение кардиналов: 20 ноября 1759 г. (на французском языке). Париж: Экономика. ISBN 978-2-7178-4503-7 .
- Моно, Поль Клебер (2009). Имперский остров: история Британии и ее империи, 1660–1837 гг . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-3444-6 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-7139-9411-7 .
- Шрабб, РЭА; Сэйнсбери, AB, ред. (1979). Королевский флот день за днем . Фонтуэлл: Кентавр Пресс. ISBN 978-0-900000-91-1 .
- Сабо, Франц А.Дж. (2007). Семилетняя война в Европе 1756–1763 гг . Харлоу, Эссекс: Лонгман. ISBN 978-0-582-29272-7 .
- Трейси, Николас (2010). Битва при заливе Киберон, 1759 год: Хоук и поражение французского вторжения . Барнсли, Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN 978-1-84884-116-1 .
- Труде, Онисиме-Иоахим (1867). Морские сражения Франции, Том 1 (на французском языке). Париж: Книготорговец, комиссар военно-морского флота. OCLC 757299734 .
- Уиллис, Сэм (2009). «Битва при Лагосе, 1759 год». Журнал военной истории . 73 (3): 745–765. дои : 10.1353/jmh.0.0366 . ISSN 0899-3718 . S2CID 162390731 .
- Бодар, Гастон (1908). Военно-историческая военная лексика (1618-1905) . Проверено 27 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ханней, Дэвид (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 747–748.
- Кинкель, Сара (2013). «Беспорядок, дисциплина и военно-морская реформа в Британии середины восемнадцатого века». Английский исторический обзор . 128 (535): 1451–1482. дои : 10.1093/ehr/cet273 . JSTOR 24473894 .
- Лонгмейт, Норман (1993). Островная крепость: Оборона Великобритании, 1603–1945 гг . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-586-20846-5 .
- Ллойд, Кристофер. «Дубовые сердца: битва при заливе Киберон, 20 ноября 1759 года». History Today (ноябрь 1959 г.) 9 № 11, стр. 744–751.
- Маккей, адмирал РФ Хоук (Оксфорд, 1965 г.).
- Маркус, Дж. Киберон Бэй; Кампания в домашних водах, 1759 г. (Лондон, 1960 г.).
- Падфилд, Питер. Морское превосходство и открытие западного разума: военно-морские кампании, которые сформировали современный мир (Overlook Books, 2000).
- Робсон, Мартин. История Королевского флота: Семилетняя война (IB Tauris, 2015).
- Тайлемит, Этьен (2002). Словарь французских моряков . Талландье. ISBN 978-2-84734-008-2 . OCLC 606770323 .
- Трейси, Николас. Битва при заливе Киберон, 1759 год: Хоук и поражение французского вторжения (Casemate Publishers, 2010).
- Танстолл, Брайан и Трейси, Николас (ред.). Морская война в эпоху парусного спорта. Эволюция боевой тактики, 1650–1815 (Лондон, 1990).
- Уиллер, Деннис (1995). «Климатическая реконструкция битвы при Киберонском заливе, 20 ноября 1759 года». Погода . 50 (7): 230–239. Бибкод : 1995Вт...50..230Вт . дои : 10.1002/j.1477-8696.1995.tb06119.x . ISSN 0043-1656 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]