Японский гидроавианосец «Вакамия»
![]() | |
История | |
---|---|
Имя | Летингтон |
Владелец |
|
Порт приписки | |
Строитель | Роберт Дункан и компания , Порт Глазго |
Запущен | 21 сентября 1900 г. |
Завершенный | Октябрь 1901 г. |
Примечания | зафрахтован Россией во время русско-японской войны ; Захвачен Японией 12 января 1905 г. |
Судьба | Списано |
![]() | |
Имя | Вакамия |
Приобретенный | 1913 |
Введен в эксплуатацию | 17 августа 1914 г. |
Переименован | |
реклассифицирован |
|
пораженный | 1 апреля 1931 г. |
Судьба | Продан Эйдзо Аоки 26 ноября 1931 года, списан в 1932 году. |
Общие характеристики | |
Тип | Гидросамолетный авианосец |
Смещение | 7720 длинных тонн (7844 т) |
Длина | 111,25 м (365 футов 0 дюймов) |
Луч | 14,6 м (47 футов 11 дюймов) |
Черновик | 5,8 м (19 футов 0 дюймов) |
Движение | Двигатели ВТЭ, 3 котла, 1 вал, 1590 л.с. (1190 кВт) |
Скорость | 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 234 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 4 × Farman MF.11 гидросамолета |
Вакамия ( яп . 若宮丸 , позже 若宮艦 ) — гидроавианосец Императорского флота Японии и первый японский авианосец . Он был переоборудован из транспортного корабля в гидросамолет и вступил в строй в августе 1914 года. Он был оснащен четырьмя французскими гидросамолетами Maurice Farman японской постройки (с двигателями Renault мощностью 70 л.с. (52 кВт)). В сентябре 1914 года она провела первые в мире воздушные налеты с моря.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Первоначально «Вакамия» представляло собой российское грузовое судно «Летингтон» , построенное Дунканом в Порт-Глазго, Великобритания, заложенное в 1900 году и спущенное на воду 21 сентября 1900 года. Оно было захвачено во время рейса из Кардиффа во Владивосток во время русско-японской войны недалеко от Окиносимы в 1905 году Японский миноносец ТБ №72 . Он был приобретен японским правительством, переименован в Такасаки-Мару , пока 1 сентября ему не было присвоено официальное имя Вакамия-Мару как транспортное судно , а с 1907 года находился под управлением NYK . [ 4 ]
В 1913 году он был передан Императорскому флоту Японии и преобразован в авианосец, строительство которого было завершено 17 августа 1914 года. Это был корабль водоизмещением 7720 тонн и экипажем в 234 человека. У него было два гидросамолета на палубе и два в резерве. У Вакамии не было катапульты ; гидросамолеты спускались на воду с помощью крана, откуда они должны были взлетать, а затем подниматься из воды после завершения своей миссии.
Осада Циндао
[ редактировать ]С 5 сентября 1914 года Вакамия провел первые в мире морские авианалеты в первые месяцы Первой мировой войны из залива Цзяочжоу у Циндао , который расположен в Китае. 6 сентября 1914 года самолет «Фарман», запущенный с корабля «Вакамия», атаковал австро-венгерский крейсер «Кайзерин Элизабет» и немецкую канонерскую лодку «Ягуар» в заливе Цяочжоу; ни один корабль не пострадал. [ 5 ] [ 6 ] Ее гидросамолеты бомбардировали удерживаемые немцами наземные цели (центры связи и командные центры) на Циндао полуострове провинции Шаньдун и корабли в заливе Цяочжоу с сентября по 6 ноября 1914 года во время осады Циндао .

Британские офицеры, участвовавшие в битве при Циндао, так прокомментировали действия « Вакамии» :
Ежедневные разведки, если позволяла погода, проводились японскими гидросамолетами, работавшими с базового корабля гидросамолета. Они продолжали приносить ценную информацию на протяжении всей осады. Корабль-база был оснащен парой вышек для их подъема и спуска. Во время этих разведок по ним постоянно обстреливали немецкие орудия, в основном шрапнелью, но ни разу не попали. Японские летчики обычно имели при себе бомбы для сброса на позиции противника.
— Доклад лейтенанта. Командиры ГСФ Нэш и Дж. Гиппс, HMS Triumph , 18 ноября 1914 года. [ 7 ]


30 сентября «Вакамия» подорвался на немецкой мине, и его пришлось ремонтировать в течение недели. В этом случае ее гидросамолеты были переброшены на землю в Шазикоу (沙子口海岸), откуда они выполняли дальнейшие разведывательные и атакующие задачи:
Корпус гидросамолетов и три гидросамолета Генри Фармана мощностью 100 л.с. из-за повреждений, нанесенных базовому кораблю, приземлились на уже созданной базе в гавани Лаошань (к западу от залива, ближе к Циндао), и это оказалось в высшей степени удовлетворительным. .
— Доклад лейтенанта. Командиры ГСФ Нэш и Дж. Гиппс из HMS Triumph , 18 ноября 1914 года. [ 7 ]
Всего гидросамолеты совершили 49 атак, сбросив 190 бомб на немецкую оборону до капитуляции Германии 7 ноября. По словам британского военно-морского атташе в Токио капитана Хон. Хьюберту Бранду , который на протяжении всего сражения находился на военных кораблях Императорского флота Японии в течение трёх месяцев, бомбы, использованные гидросамолетами, были примерно эквивалентны 12-фунтовой бомбе. ракушки. [ 7 ]
Более поздние события
[ редактировать ]Вакамия была модифицирована в обычный авианосец со стартовой площадкой на носовой палубе в апреле 1920 года (когда он был переименован в Вакамия-кан 若宮艦). В июне 1920 года она совершила первый японский взлет с авианосца. Считается, что она сыграла новаторскую роль в разработке авианосной техники для японского авианосца «Хосё» . [ 8 ] первый в мире специально построенный авианосец. [ 9 ]
После 1924 года использовался в качестве испытательного корабля, потерпел крушение 1 апреля 1931 года и сдан на слом в 1932 году.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ 14 февраля 1905 г., Министерский указ № 119, Названы захватные пароходы «Окиносима Мару» и два судна, Секретариат министра, Императорский флот Японии.
- ↑ 1 сентября 1905 г., Уведомление № 120, Названные захватные пароходы Вакамия Мару и шесть судов, Секретариат министра, Императорский флот Японии.
- ↑ 1 июня 1915 г., Уведомление № 76, Транспортный корабль «Вакамия Мару» переименован в военный корабль «Вакамия» , Секретариат министра Императорского флота Японии.
- ↑ Источник NYK. Архивировано 18 мая 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Донко, Вильгельм М.: «Австрийский флот на Дальнем Востоке: Все рейсы кораблей Императорского и Королевского флота в Восточную Азию, Австралию и Океанию с 1820 по 1914 год». (epubli, Берлин, 2013). стр. 4, 156–162, 427.
- ^ Лейман, Р.Д. Перед авианосцем (Naval Institute Press, 1989) не называет корабли и указывает дату - 27 ноября.
- ^ Перейти обратно: а б с «Вакамия Мару и Циндао » Получено 22 октября.
- ^ Пайк, Джон. «Авианосец IJN Вакамия» . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ "Императорский флот Японии был пионером в области морской авиации, введя в эксплуатацию первый в мире авианосец, построенный с поднятым килем, " Хосё "". Источник .
Ссылки
[ редактировать ]- «Сабля и кисть», Кристиан Полак, Торгово-промышленная палата Франции в Японии.
- Истории военно-морских организаций № 8 , автор: Военно-морское министерство, напечатано: Хара Сёбо (Япония), оригинальный сюжет в январе 1940 г., переиздано в октябре 1971 г.
- Ежемесячные корабли мира, «Кайдзинся» . (Япония)
- № 481, Спецвыпуск Том. 40, «История японских авианосцев» , май 1994 г.
- № 522, Спецвыпуск Том. 47, «Вспомогательные корабли Императорского флота Японии» , март 1997 г.