HMCS Бонавентура
![]() HMCS Бонавентура в 1961 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Бонавентура |
Тезка | Остров Бонавентура |
Строитель | Harland & Wolff , Белфаст , Северная Ирландия |
Заложен | 27 ноября 1943 г. |
Запущен | 27 февраля 1945 г. |
Приобретенный | 23 апреля 1952 г. |
Введен в эксплуатацию | 17 января 1957 г. |
Выведен из эксплуатации | 3 июля 1970 г. |
Порт приписки | Галифакс, Новая Шотландия |
Девиз | Nos toz seues (Не только для нас) [ 1 ] |
Псевдоним(а) | "Бонни" |
Судьба | Распались на Тайване, 1971 г. |
Значок | На поле Барри волнистые десять серебряных и лазурных подков с основанием или на виверны крыльях , украшенных красными красками, пропитанными короной . канадской [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Маджестик» класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик | 24,5 футов (7,5 м) |
Движение | Parsons с одноредукторным редуктором Паровые турбины , четыре трехбарабанных котла Admiralty на давление 350 фунтов на квадратный дюйм (2,4 МПа), два вала; 40 000 л.с. (30 000 кВт) |
Скорость | 24,5 узла (45,4 км/ч) |
Дополнить | 1200 (1370 война) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | |
Самолет перевезен |
|
HMCS Bonaventure — Majestic класса авианосец , третий и последний авианосец на вооружении ВМС Канады. Первоначально авианосец был заказан для строительства Королевским флотом Великобритании как HMS Powerful во время Второй мировой войны . После окончания войны строительство корабля было остановлено, и только в 1952 году работы возобновились, на этот раз по измененной конструкции для Королевского военно-морского флота Канады . Корабль поступил на вооружение в 1957 году и был переименован в «Бонавентура» и до вывода корабля из эксплуатации в 1970 году участвовал в крупных НАТО морских патрулях и военно-морских учениях , а также участвовал в кубинском ракетном кризисе . За свою карьеру «Бонавентура» имела три идентификационных номера корпуса : RML 22, RRSM 22 и CVL 22. После вывода из эксплуатации «Бонавентура» была продана на металлолом и разобрана на Тайване.
Описание
[ редактировать ]Первоначально заложенный как HMS Powerful как часть второй партии Colossus класса во время Второй мировой войны , строительство судна было остановлено после окончания войны, а построенный корпус был поставлен на прикол . Powerful был приобретен Королевским военно-морским флотом Канады в 1952 году, а корпус был доставлен на верфь Harland & Wolff в Белфасте , Северная Ирландия , для достройки до модернизированного проекта подкласса Majestic . [ 2 ] корабля составляла 704 фута (214,6 м) Общая длина , максимальная ширина 128 футов (39 м) и осадка 25 футов (7,6 м). Судно имело стандартное водоизмещение 16 000 длинных тонн (16 257 т) и 20 000 длинных тонн (20 321 т) при полной загрузке. Бонавентура приводился в движение двумя паровыми турбинами с редуктором , приводившими в движение два вала, приводившихся в движение паром от четырех трехбарабанных котлов Адмиралтейства мощностью 40 000 лошадиных сил на валу (30 000 кВт). [ 3 ] [ 4 ] Давление пара в двигателях было рассчитано на 300 фунтов силы на дюйм. 2 (2100 кПа; 21 кгс/см). 2 ). [ 4 ] Авианосец имел максимальную скорость 24,5 узла (45,4 км/ч; 28,2 миль в час) и перевозил 3200 длинных тонн (3251 т) мазута . [ 3 ]
корабле было рядовых 1370 офицеров и На . Для дополнительной защиты магазинов над ними маски надевались . Авианосец имел на вооружении четыре спаренные 3-дюймовые (76 мм) /50 калибра пушки Mk 33 и четыре одиночные 3-фунтовые (1,4 кг) салютные пушки. [ 3 ] Американские 3-дюймовые орудия калибра 50 были выбраны вместо 40-мм орудий . [ 2 ] «Бонавентура» отличалась внешним видом от своих однотипных кораблей , поскольку имела высокую решетчатую мачту , наклонную воронку и большой спонсон , в котором располагались 3-дюймовые орудия. [ 3 ] В дополнение к ее отличительному внешнему виду, Бонавентура была оснащена ВМС США радаром , в частности, высотомером SPS-8A и радаром воздушного поиска SPS-12. [ 2 ]
Самолет
[ редактировать ]
В рамках модернизированной конструкции «Бонавентура» была оснащена тремя относительно новыми технологиями в отношении ее воздушного состава. Конструкция подкласса Majestic позволяла запускать и восстанавливать более тяжелые самолеты массой до 20 000 фунтов (9 100 кг), приземляющиеся на скорости 87 узлов (161 км / ч; 100 миль в час). [ 5 ] Бонавентура улучшил этот предел, позволив приземлять самолеты массой до 24 000 фунтов (11 000 кг). самолетов Лифты были увеличены до 54 на 34 футов (16 × 10 м), чтобы вместить более крупные самолеты. [ 6 ] Новый проект также включал наклонную кабину экипажа , паровые катапульты и оптическую систему посадки . [ 2 ] Наклонная полетная палуба увеличила посадочную площадку авианосца, не ограничивая места для стоянки самолетов, и позволила убрать устаревшие защитные барьеры. [ 7 ]
За время службы «Бонавентура» имела на борту пять эскадрилий . Первоначальная авиагруппа авианосца состояла из шестнадцати McDonnell F2H Banshee реактивных истребителей и восьми самолетов Grumman CS2F Tracker противолодочных . [ 3 ] «Банши», пилотируемый VF 870 и VF 871 , и «Трекер», управляемый VS 880 и VS 881 , летали с Бонавентуры вместе с Sikorsky HO4S, противолодочными вертолетами эксплуатируемыми HS 50 . [ 8 ]
Банши были тесными, и Бонавентура едва мог их разместить. [ 9 ] «Трекеры» заработали на борту только в 1959 году. [ 10 ] Несмотря на это, Бонавентура проводила непрерывные круглосуточные операции, постоянно держа в воздухе четыре трекера и два HO4S, одновременно контролируя территорию площадью 200 квадратных морских миль (690 км2). 2 ). HO4S оснащались гидролокатором погружения , а начиная с 1958 года — торпедами Mark 43 . [ 11 ] Банши были отправлены на пенсию в 1962 году, но не были заменены. Затем роль корабля изменилась на чисто противолодочную, а воздушное крыло было модифицировано: истребители были сброшены, но сохранились восемь трекеров, а количество HO4S было увеличено до четырнадцати. [ 12 ] [ 3 ] В 1963 году авианосец начал переоборудование, чтобы позволить ему эксплуатировать новые вертолеты Sikorsky CHSS-2 Sea King , которые были заказаны на замену HO4S. [ 12 ] [ 13 ] Когда Бонавентура вышла на пенсию, ее бывший самолет продолжал работать с береговых установок, включая CFB Shearwater . [ 14 ]
История
[ редактировать ]Строительство и приобретение
[ редактировать ]
Британское правительство заказало строительство второго корпуса корабля класса Majestic 16 октября 1942 года, когда на верфи Harland & Wolff в Белфасте, Северная Ирландия, открылся док. Авианосец был заложен 21 ноября 1943 года под заводским номером название Powerful 1229, и Британское Адмиралтейство выбрало для корабля . Powerful был спущен на воду 27 февраля 1945 года. Работы были приостановлены в мае 1946 года после окончания Второй мировой войны, а корпус незавершенным был поставлен на прикол в Белфасте. [ 2 ]
В 1952 году Королевский военно-морской флот Канады искал замену существующему авианосцу HMCS Magnificent . [ 15 ] 23 апреля канадское правительство разрешило потратить 21 миллион долларов на приобретение Powerful . Соединенное Королевство также предложило Королевскому военно-морскому флоту Канады «Гермес» авианосец класса , но оно сочло его слишком дорогим, а два «Эссекс», класса авианосца взятые в аренду у ВМС США , также были сочтены слишком дорогостоящими. Выбор Powerful был сделан из соображений стоимости, а также финансовой поддержки Соединенного Королевства. [ 16 ] Соглашение о покупке Powerful было достигнуто 29 ноября, но датировано 12 июля. [ 15 ] Работа над Powerful возобновилась, на этот раз с модернизированной конструкцией, включающей последние разработки в области эксплуатации авианосца, такие как наклонная кабина экипажа и паровые катапульты. [ 2 ] Изменения в конструкции обошлись еще в 10 миллионов долларов. [ 16 ] Другими изменениями, которые были внесены, были американские радар и вооружение. Строительство было завершено 17 января 1957 года, и судно было передано в состав Королевского военно-морского флота Канады в Белфасте, переименованное в Бонавентура , под капитана командованием Х. В. Гросса. Судно окрестила жена канадского министра национальной обороны Ральфа Кэмпни . [ 2 ] [ 17 ]
Раннее обслуживание
[ редактировать ]Бонавентура был назван в честь острова Бонавентура , птичьего заповедника в заливе Св. Лаврентия , и был первым авианосцем, полностью принадлежавшим Канаде. [ 15 ] Первоначально ему была поручена защита торговли . [ 16 ] В марте 1957 года авианосец со своими самолетами приступил к испытаниям в Ла-Манше . Бонавентура отплыла в Канаду 19 июня и прибыла в порт приписки, Галифакс, Новая Шотландия , 26 июня, доставив на своей кабине экспериментальное судно на подводных крыльях Bras d'Or в Канаду. [ 12 ] [ 18 ] В октябре авианосец приступил к дальнейшим испытаниям своей авиагруппы в составе VF 870 (Banshee), VS 881 (Tracker) и одного вертолета HO4S в Карибском море , которые продолжались до начала 1958 года. Это включало межпалубные операции с Королевским флотом. авианосец HMS Bulwark . [ 12 ] 2 октября истребитель Banshee, летевший из Бонавентуры на военно-морскую авиабазу HMCS Shearwater, пропал в море. В результате поисков ни самолет, ни пилот не были найдены. [ 18 ] Капитан Уильям Лэндимор стал старшим офицером корабля 15 января 1958 года. [ 7 ] 25 февраля 1958 года самолет «Банши» после взлета упал в море, пилот погиб. 4 марта «Банши» потерпел еще одну фатальную аварию: когда самолет совершил нормальную посадку на палубу, из-за очевидного отказа тормозов истребитель перевернулся через левый борт авианосца, в результате чего погиб пилот. [ 19 ] Позже в том же году Бонавентура участвовал в военно-морских учениях New Broom IX и Sharp Squall IV. [ 12 ] Во время Sharp Squall IV Banshee потерялся за носом корабля во время взлета. На этот раз пилота подобрал эсминец HMCS Athabaskan . [ 20 ] В ноябре 1958 года, действуя у Гранд-Бэнкс Ньюфаундленда , Бонавентура и ее сопровождающие вошли в контакт с ВМФ СССР подводной лодкой во время патрулирования группы российских рыболовных траулеров . [ 21 ] Авианосец завершил год визитом в Соединенное Королевство, а затем отправился на ремонт в Сент-Джон, Нью-Брансуик . [ 12 ] 12 сентября 1959 года капитан Джон О'Брайен . командование кораблем принял [ 7 ]

В 1960 году НАТО реорганизовало свою защиту Северной Атлантики , и канадский вклад в новый план был сосредоточен вокруг противолодочной группы охотников-убийц под руководством Бонавентуры . [ 22 ] Авианосец вернулся в состав флота в ноябре 1960 года, приняв на вооружение эскадрильи VF 870 (Banshee), VS 880 (Tracker) и HS 50 (HO4S). Начиная с февраля 1961 года, Бонавентура принял участие в военно-морских учениях Toput Droit, за которыми последовал период тренировок на Атлантическом флоте США летом и дальнейшие военно-морские учения в октябре. [ 12 ] Капитан Ф.К. Фрюэр принял командование кораблем 30 августа 1961 года. [ 7 ] В апреле 1962 года Бонавентура совершила свою 10-тысячную посадку на палубу самолета («Трекер»). [ 12 ] 30 сентября 1962 года Канада вывела флот «Банши», и Бонавентуры миссия изменилась на чисто противолодочную. [ 3 ] [ 23 ] Авиагруппа тогда состояла исключительно из эскадрилий VS 880 и HS 50. [ 12 ]
13 октября 1962 года, в начале кубинского ракетного кризиса , Бонавентура и 1-я канадская эскортная эскадрилья плыли через территориальные воды Соединенного Королевства. По мере углубления кризиса Бонавентура и ее сопровождающие были отозваны в Канаду. [ 24 ] Корабль вернулся в порт приписки после кризиса и в январе 1963 года начал ремонт в Сент-Джоне. В ходе ремонта корабль был модифицирован для эксплуатации вертолетов Sea King. Авианосец вернулся в состав флота в мае, но в порту Галифакса у него произошел взрыв котла. Ремонт занял шесть недель. [ 12 ] 7 августа капитан Роберт Тимбрелл . командование судном принял [ 7 ] В том же году Бонавентура принял участие в военно-морских учениях «Резкий шквал», а в сентябре участвовал в испытаниях противолодочной обороны в проливе Гренландия -Исландия. Затем последовали кросс-палубные операции с авианосцем HNLMS Karel Doorman . [ 12 ]
Ремонт среднего возраста и судьба
[ редактировать ]По оценкам ВМС на 1964 год, предполагалось провести капитальный ремонт Бонавентуры , чтобы продлить срок службы авианосца. [ 25 ] Пока канадское военно-морское управление планировало предстоящий ремонт авианосца, Бонавентура участвовал в военно-морских учениях Gooey Duck , которые включали тренировки у Бермудских островов в январе, а в феврале отправился в Средиземное море . Находясь там, Бонавентура был отозван в Канаду, чтобы принять войска 22-го канадского королевского полка для службы в миротворческом предприятии Организации Объединенных Наций . Операция «Снежный гусь», получившая название «Операция «Снежный гусь», 95 солдат, 54 транспортных средства и 400 тонн припасов были погружены на борт авианосца, и корабль высадил их в Фамагусте , Кипр, 30 марта. Затем Бонавентура вернулся в Канаду, а затем отправился в Норфолк, штат Вирджиния , для испытаний А-4 Skyhawk , возможной замены Banshee. Однако по финансовым соображениям «Скайхок» не был куплен. В декабре Бонавентура начала ходовые испытания вертолета Sea King. [ 26 ]
В январе 1965 года Бонавентуры авиагруппа состояла из VS 880 (Tracker), HS 50 (Sea King), самолета охраны HO4S из 21-й эскадрильи HU и COD Tracker из 32-й эскадрильи VU. С февраля по март 1965 года Бонавентура принимал участие в военно-морских учениях, а в мае посетил Великобританию. [ 27 ] 2 апреля 1965 года капитан Генри Портер . командиром авианосца стал [ 7 ] В июне Бонавентура посетил Объединенную противолодочную школу в Лондондерри и принял участие в совместных операциях на юго-западных подходах с HMS Ark Royal и HNLMS Karel Doorman . В январе следующего года «Бонавентура» вместе с шестью эскортами принял участие в крупнейшей канадской военно-морской операции в Карибском море и водах Южной Америки. В ходе учений корабль в феврале посетил Рио-де-Жанейро , а в марте вернулся в Галифакс. [ 27 ]


Начиная с апреля 1966 года авианосец начал средний ремонт на заводе Davie Shipbuilding в Лозоне, Квебек . Первоначальная смета на ремонт составила 8 миллионов долларов. Однако в ходе ремонта были обнаружены многочисленные проблемы с кораблем, которые присутствовали с момента постройки и привели к перерасходу средств и задержкам. В итоге ремонт занял 18 месяцев и обошелся в 17 миллионов долларов, что отставало от графика и значительно превышало бюджет. Ремонт был завершен в августе 1967 года. [ 29 ] Во время ремонта капитан А. Т. Брайс стал командиром корабля 1 августа 1966 года. Бонавентура снова присоединился к флоту в ноябре 1967 года с новым командиром, капитаном Р. Х. Фоллсом, который принял командование 21 ноября 1966 года. [ 27 ] [ 7 ]
После объединения канадских вооруженных сил в 1968 году Королевский военно-морской флот Канады прекратил свое существование, а Бонавентура и военно-морская авиация были объединены с остальной частью канадских вооруженных сил, при этом военно-морская авиация больше не находилась под юрисдикцией военно-морского флота. В феврале 1968 года «Бонавентура» принял участие в военно-морских учениях, в ходе которых «Морской король» бросился в море. Экипаж был найден живым, а вертолет спасен. В марте корабль посетил Новый Орлеан , штат Луизиана, а затем провел следующие два месяца в военных учениях. В 1969 году он тренировался в составе ВМС США и участвовал в военно-морских учениях «Хранитель мира» у берегов Ирландии . [ 27 ] 9 апреля 1969 года капитан Дж. М. Каттс стал старшим офицером авианосца. [ 7 ] Бонавентура посетил Портсмут перед отплытием в Канаду 22 октября 1969 года. Поскольку канадские военные стремились сократить расходы, Бонавентура считался лишним, и последняя ночная высадка на палубу состоялась 28 октября, после чего последовал визит в Бостон , штат Массачусетс, перед последней палубой. посадка на борт Бонавентуры состоялась 12 декабря 1969 года. [ 27 ] [ 30 ]
осталось несколько последних миссий Бонавентуре . 9 января 1970 года капитан Х.В. Вондетт стал последним командиром Бонавентуры . [ 7 ] В январе 1970 года авианосец (без самолетов) был отправлен для перевозки войск 22-го Королевского полка на Ямайку для проведения учений. В феврале «Бонавентура» использовалась в качестве масленки для пополнения запасов топлива фрегатов, принимавших участие в учениях «Мэйпл Спринг». Во время этой операции на борту Бонавентуры находились шесть кораблей Sea Kings HS 50. В апреле корабль был отправлен для возвращения канадских войск из Нарвика , Норвегия, после военных учений и совершил последний визит в Портсмут на обратном пути в Канаду. [ 31 ]
Bonaventure был выведен из эксплуатации на верфи HMC в Галифаксе 3 июля 1970 года и продан для утилизации. [ 32 ] [ 33 ] В процессе восстановления компонентов детали Бонавентуры паровой катапульты были использованы для ремонта катапульты ее однотипного корабля HMAS Melbourne Королевского военно-морского флота Австралии . [ 34 ] Судно было куплено тайваньской компанией Tung Chen S Steel Company на металлолом и разобрано в 1971 году. [ 31 ]
День памяти
[ редактировать ]
У Бонавентуры было два якоря. Один якорь сохранился в парке Пойнт-Плезант в Галифаксе как Мемориал якоря Бонавентуры . Памятник был посвящен в 1973 году сначала экипажам, погибшим в море, а затем всему военно-морскому персоналу, погибшему на службе. Памятник состоит из якоря и цепей, а также небольшой цепи, идущей от памятника в воду и соединяющей памятник с морем. Якорь обращен к устью гавани. Имена военнослужащих ВМФ и ВВС, погибших в мирное время, высечены на мемориальных досках рядом с якорем. [ 35 ] [ 36 ] Ее якорь правого борта, подаренный Морским командованием 6 мая 1998 года, выставлен в Королевском военном колледже Сен-Жан . Два ее салютующих орудия установлены на HMCS Discovery Ванкувера в Стэнли-парке . Корабельный колокол хранится в Музее авиации Шируотер в Дартмуте, Новая Шотландия , где также находится большая модель и выставка об авианосце. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вышел на пенсию в 1962 г.
- ^ Представлен в 1964 году.
- ^ Заменен во время ремонта 1967 года на радар воздушного поиска AN/SPS-501 .
- ^ Уменьшено до 2 во время ремонта 1967 года.
- ↑ Sea King 4027 был сбит из-за отказа двигателя без жертв. Самолет был восстановлен, но не возвращен в строй из-за повреждения соленой водой. [ 28 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арбакл 1987 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хоббс 2013 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гардинер, Чамбли и Бадзбон, 1995 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Блэкман 1953 , с. 94.
- ^ Хоббс 2013 , с. 323.
- ^ Браун и Мур 2012 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макферсон и Барри 2002 , с. 237.
- ^ Хоббс 2013 , стр. 336–339.
- ^ Милнер 2010 , с. 211.
- ^ Милнер 2010 , с. 213.
- ^ Милнер 2010 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хоббс 2013 , с. 337.
- ^ Милнер 2010 , с. 226.
- ^ Бутиллер 1982 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с Кили и Рассел 1967 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Милнер 2010 , с. 210.
- ^ Кили и Рассел 1967 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Кили и Рассел 1967 , с. 102.
- ^ Кили и Рассел 1967 , с. 104.
- ^ Кили и Рассел 1967 , с. 109.
- ^ Милнер 2010 , с. 223.
- ^ Трейси 2012 , с. 133.
- ^ Милнер 2010 , стр. 229, 233.
- ^ Милнер 2010 , стр. 233–34.
- ^ Милнер 2010 , с. 247.
- ^ Хоббс 2013 , стр. 337–338.
- ^ Jump up to: а б с д и Хоббс 2013 , с. 338.
- ^ Мюррей, Роберт Т. «HMCS Bonaventure — CVL 22 и ее самолеты 1957–1970 годов» (PDF) . Канадский музей авиации и космонавтики. п. 28.
- ^ Милнер 2010 , стр. 259–260.
- ^ Милнер 2010 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Хоббс 2013 , с. 339.
- ^ Бивер 1982 , с. 119.
- ^ «Бонавентура сегодня завершает долгую карьеру». Галифакс Кроникл-Вестник . 3 июля 1970 г. с. 16.
- ^ Холл 1982 , с. 213.
- ^ Хеннесси, Дэн (9 апреля 2018 г.). «Памятник Бонавентура получил новую жизнь» . Галифакс Хроника Вестник . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Пальметер, Пол (12 марта 2018 г.). «Якорный мемориал Бонавентуры в Галифаксе наконец-то модернизируется» . Новости ЦБК . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Выставка HMCS Bonaventure и выставка HMCS Assiniboine» . Музей авиации Шируотера. Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Арбакл, Дж. Грэм (1987). Знаки ВМС Канады . Галифакс, Новая Шотландия: Nimbus Publishing. ISBN 0-920852-49-1 .
- Бивер, Пол (1982). Британский авианосец . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс. ISBN 0-85059-493-6 .
- Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1953). Боевые корабли Джейн 1953–54 . Лондон: Сэмпсон, Лоу и Марстон. OCLC 913556389 .
- Бутиллер, Джеймс А., изд. (1982). RCN в ретроспективе, 1910–1968 гг . Ванкувер: Издательство Университета Британской Колумбии. ISBN 0-7748-0196-4 .
- Браун, Дэвид К.; Мур, Джордж (2012). Восстановление Королевского флота: проектирование военных кораблей с 1945 года . Барнсли, Соединенное Королевство: Издательство Seaforth. ISBN 978-184832-150-2 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Холл, Тимоти (1982). HMAS Мельбурн . Северный Сидней, Новый Южный Уэльс: Джордж Аллен и Анвин. ISBN 0-86861-284-7 . ОСЛК 9753221 .
- Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-138-0 .
- Кили, JDF; Рассел, EC (1967). История канадской военно-морской авиации 1918–1962 гг . Оттава: Королевский принтер. OCLC 460555 .
- Макферсон, Кен; Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 (Третье изд.). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing. ISBN 1-55125-072-1 .
- Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9604-3 .
- Трейси, Николас (2012). Палка о двух концах: Военно-морской флот как инструмент внешней политики Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куинса. ISBN 978-0-7735-4051-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- HMS Мощный
- Веб-сайт Королевских ВВС Канады. Архивировано 16 марта 2015 г. на Wayback Machine.