Jump to content

HMCS Бонавентура

(Перенаправлено с HMCS Bonaventure (CVL 22) )

HMCS Бонавентура в 1961 году
История
Канада
Имя Бонавентура
Тезка Остров Бонавентура
Строитель Harland & Wolff , Белфаст , Северная Ирландия
Заложен 27 ноября 1943 г.
Запущен 27 февраля 1945 г.
Приобретенный 23 апреля 1952 г.
Введен в эксплуатацию 17 января 1957 г.
Выведен из эксплуатации 3 июля 1970 г.
Порт приписки Галифакс, Новая Шотландия
Девиз Nos toz seues (Не только для нас) [ 1 ]
Псевдоним(а) "Бонни"
Судьба Распались на Тайване, 1971 г.
Значок На поле Барри волнистые десять серебряных и лазурных подков с основанием или на виверны крыльях , украшенных красными красками, пропитанными короной . канадской [ 1 ]
Общие характеристики
Класс и тип «Маджестик» класса Авианосец
Смещение
  • нормальный: 16 000 длинных тонн (16 257 т)
  • полная загрузка: 20 000 длинных тонн (20 321 т)
Длина
  • ватерлиния: 629,9 футов (192,0 м)
  • кабина экипажа: 704 футов (215 м)
Луч
  • 79,9 футов (24,4 м)
  • ширина палубы: 112,5 футов (34,3 м)
Черновик 24,5 футов (7,5 м)
Движение Parsons с одноредукторным редуктором Паровые турбины , четыре трехбарабанных котла Admiralty на давление 350 фунтов на квадратный дюйм (2,4 МПа), два вала; 40 000 л.с. (30 000 кВт)
Скорость 24,5 узла (45,4 км/ч)
Дополнить 1200 (1370 война)
Датчики и
системы обработки
Вооружение
Самолет перевезен

HMCS Bonaventure Majestic класса авианосец , третий и последний авианосец на вооружении ВМС Канады. Первоначально авианосец был заказан для строительства Королевским флотом Великобритании как HMS Powerful во время Второй мировой войны . После окончания войны строительство корабля было остановлено, и только в 1952 году работы возобновились, на этот раз по измененной конструкции для Королевского военно-морского флота Канады . Корабль поступил на вооружение в 1957 году и был переименован в «Бонавентура» и до вывода корабля из эксплуатации в 1970 году участвовал в крупных НАТО морских патрулях и военно-морских учениях , а также участвовал в кубинском ракетном кризисе . За свою карьеру «Бонавентура» имела три идентификационных номера корпуса : RML 22, RRSM 22 и CVL 22. После вывода из эксплуатации «Бонавентура» была продана на металлолом и разобрана на Тайване.

Описание

[ редактировать ]

Первоначально заложенный как HMS Powerful как часть второй партии Colossus класса во время Второй мировой войны , строительство судна было остановлено после окончания войны, а построенный корпус был поставлен на прикол . Powerful был приобретен Королевским военно-морским флотом Канады в 1952 году, а корпус был доставлен на верфь Harland & Wolff в Белфасте , Северная Ирландия , для достройки до модернизированного проекта подкласса Majestic . [ 2 ] корабля составляла 704 фута (214,6 м) Общая длина , максимальная ширина 128 футов (39 м) и осадка 25 футов (7,6 м). Судно имело стандартное водоизмещение 16 000 длинных тонн (16 257 т) и 20 000 длинных тонн (20 321 т) при полной загрузке. Бонавентура приводился в движение двумя паровыми турбинами с редуктором , приводившими в движение два вала, приводившихся в движение паром от четырех трехбарабанных котлов Адмиралтейства мощностью 40 000 лошадиных сил на валу (30 000 кВт). [ 3 ] [ 4 ] Давление пара в двигателях было рассчитано на 300 фунтов силы на дюйм. 2 (2100 кПа; 21 кгс/см). 2 ). [ 4 ] Авианосец имел максимальную скорость 24,5 узла (45,4 км/ч; 28,2 миль в час) и перевозил 3200 длинных тонн (3251 т) мазута . [ 3 ]

корабле было рядовых 1370 офицеров и На . Для дополнительной защиты магазинов над ними маски надевались . Авианосец имел на вооружении четыре спаренные 3-дюймовые (76 мм) /50 калибра пушки Mk 33 и четыре одиночные 3-фунтовые (1,4 кг) салютные пушки. [ 3 ] Американские 3-дюймовые орудия калибра 50 были выбраны вместо 40-мм орудий . [ 2 ] «Бонавентура» отличалась внешним видом от своих однотипных кораблей , поскольку имела высокую решетчатую мачту , наклонную воронку и большой спонсон , в котором располагались 3-дюймовые орудия. [ 3 ] В дополнение к ее отличительному внешнему виду, Бонавентура была оснащена ВМС США радаром , в частности, высотомером SPS-8A и радаром воздушного поиска SPS-12. [ 2 ]

Банши пролетают над Бонавентурой в конце 1950-х годов.

В рамках модернизированной конструкции «Бонавентура» была оснащена тремя относительно новыми технологиями в отношении ее воздушного состава. Конструкция подкласса Majestic позволяла запускать и восстанавливать более тяжелые самолеты массой до 20 000 фунтов (9 100 кг), приземляющиеся на скорости 87 узлов (161 км / ч; 100 миль в час). [ 5 ] Бонавентура улучшил этот предел, позволив приземлять самолеты массой до 24 000 фунтов (11 000 кг). самолетов Лифты были увеличены до 54 на 34 футов (16 × 10 м), чтобы вместить более крупные самолеты. [ 6 ] Новый проект также включал наклонную кабину экипажа , паровые катапульты и оптическую систему посадки . [ 2 ] Наклонная полетная палуба увеличила посадочную площадку авианосца, не ограничивая места для стоянки самолетов, и позволила убрать устаревшие защитные барьеры. [ 7 ]

За время службы «Бонавентура» имела на борту пять эскадрилий . Первоначальная авиагруппа авианосца состояла из шестнадцати McDonnell F2H Banshee реактивных истребителей и восьми самолетов Grumman CS2F Tracker противолодочных . [ 3 ] «Банши», пилотируемый VF 870 и VF 871 , и «Трекер», управляемый VS 880 и VS 881 , летали с Бонавентуры вместе с Sikorsky HO4S, противолодочными вертолетами эксплуатируемыми HS 50 . [ 8 ]

Банши были тесными, и Бонавентура едва мог их разместить. [ 9 ] «Трекеры» заработали на борту только в 1959 году. [ 10 ] Несмотря на это, Бонавентура проводила непрерывные круглосуточные операции, постоянно держа в воздухе четыре трекера и два HO4S, одновременно контролируя территорию площадью 200 квадратных морских миль (690 км2). 2 ). HO4S оснащались гидролокатором погружения , а начиная с 1958 года — торпедами Mark 43 . [ 11 ] Банши были отправлены на пенсию в 1962 году, но не были заменены. Затем роль корабля изменилась на чисто противолодочную, а воздушное крыло было модифицировано: истребители были сброшены, но сохранились восемь трекеров, а количество HO4S было увеличено до четырнадцати. [ 12 ] [ 3 ] В 1963 году авианосец начал переоборудование, чтобы позволить ему эксплуатировать новые вертолеты Sikorsky CHSS-2 Sea King , которые были заказаны на замену HO4S. [ 12 ] [ 13 ] Когда Бонавентура вышла на пенсию, ее бывший самолет продолжал работать с береговых установок, включая CFB Shearwater . [ 14 ]

Строительство и приобретение

[ редактировать ]
, строившиеся во время Второй мировой войны, Два авианосца, «Великолепный» и «Мощный» оба после войны оказались на вооружении Канады.

Британское правительство заказало строительство второго корпуса корабля класса Majestic 16 октября 1942 года, когда на верфи Harland & Wolff в Белфасте, Северная Ирландия, открылся док. Авианосец был заложен 21 ноября 1943 года под заводским номером название Powerful 1229, и Британское Адмиралтейство выбрало для корабля . Powerful был спущен на воду 27 февраля 1945 года. Работы были приостановлены в мае 1946 года после окончания Второй мировой войны, а корпус незавершенным был поставлен на прикол в Белфасте. [ 2 ]

В 1952 году Королевский военно-морской флот Канады искал замену существующему авианосцу HMCS Magnificent . [ 15 ] 23 апреля канадское правительство разрешило потратить 21 миллион долларов на приобретение Powerful . Соединенное Королевство также предложило Королевскому военно-морскому флоту Канады «Гермес» авианосец класса , но оно сочло его слишком дорогим, а два «Эссекс», класса авианосца взятые в аренду у ВМС США , также были сочтены слишком дорогостоящими. Выбор Powerful был сделан из соображений стоимости, а также финансовой поддержки Соединенного Королевства. [ 16 ] Соглашение о покупке Powerful было достигнуто 29 ноября, но датировано 12 июля. [ 15 ] Работа над Powerful возобновилась, на этот раз с модернизированной конструкцией, включающей последние разработки в области эксплуатации авианосца, такие как наклонная кабина экипажа и паровые катапульты. [ 2 ] Изменения в конструкции обошлись еще в 10 миллионов долларов. [ 16 ] Другими изменениями, которые были внесены, были американские радар и вооружение. Строительство было завершено 17 января 1957 года, и судно было передано в состав Королевского военно-морского флота Канады в Белфасте, переименованное в Бонавентура , под капитана командованием Х. В. Гросса. Судно окрестила жена канадского министра национальной обороны Ральфа Кэмпни . [ 2 ] [ 17 ]

Раннее обслуживание

[ редактировать ]

Бонавентура был назван в честь острова Бонавентура , птичьего заповедника в заливе Св. Лаврентия , и был первым авианосцем, полностью принадлежавшим Канаде. [ 15 ] Первоначально ему была поручена защита торговли . [ 16 ] В марте 1957 года авианосец со своими самолетами приступил к испытаниям в Ла-Манше . Бонавентура отплыла в Канаду 19 июня и прибыла в порт приписки, Галифакс, Новая Шотландия , 26 июня, доставив на своей кабине экспериментальное судно на подводных крыльях Bras d'Or в Канаду. [ 12 ] [ 18 ] В октябре авианосец приступил к дальнейшим испытаниям своей авиагруппы в составе VF 870 (Banshee), VS 881 (Tracker) и одного вертолета HO4S в Карибском море , которые продолжались до начала 1958 года. Это включало межпалубные операции с Королевским флотом. авианосец HMS Bulwark . [ 12 ] 2 октября истребитель Banshee, летевший из Бонавентуры на военно-морскую авиабазу HMCS Shearwater, пропал в море. В результате поисков ни самолет, ни пилот не были найдены. [ 18 ] Капитан Уильям Лэндимор стал старшим офицером корабля 15 января 1958 года. [ 7 ] 25 февраля 1958 года самолет «Банши» после взлета упал в море, пилот погиб. 4 марта «Банши» потерпел еще одну фатальную аварию: когда самолет совершил нормальную посадку на палубу, из-за очевидного отказа тормозов истребитель перевернулся через левый борт авианосца, в результате чего погиб пилот. [ 19 ] Позже в том же году Бонавентура участвовал в военно-морских учениях New Broom IX и Sharp Squall IV. [ 12 ] Во время Sharp Squall IV Banshee потерялся за носом корабля во время взлета. На этот раз пилота подобрал эсминец HMCS Athabaskan . [ 20 ] В ноябре 1958 года, действуя у Гранд-Бэнкс Ньюфаундленда , Бонавентура и ее сопровождающие вошли в контакт с ВМФ СССР подводной лодкой во время патрулирования группы российских рыболовных траулеров . [ 21 ] Авианосец завершил год визитом в Соединенное Королевство, а затем отправился на ремонт в Сент-Джон, Нью-Брансуик . [ 12 ] 12 сентября 1959 года капитан Джон О'Брайен . командование кораблем принял [ 7 ]

HMCS Bonaventure с кормы, фото сделано в октябре 1957 года.

В 1960 году НАТО реорганизовало свою защиту Северной Атлантики , и канадский вклад в новый план был сосредоточен вокруг противолодочной группы охотников-убийц под руководством Бонавентуры . [ 22 ] Авианосец вернулся в состав флота в ноябре 1960 года, приняв на вооружение эскадрильи VF 870 (Banshee), VS 880 (Tracker) и HS 50 (HO4S). Начиная с февраля 1961 года, Бонавентура принял участие в военно-морских учениях Toput Droit, за которыми последовал период тренировок на Атлантическом флоте США летом и дальнейшие военно-морские учения в октябре. [ 12 ] Капитан Ф.К. Фрюэр принял командование кораблем 30 августа 1961 года. [ 7 ] В апреле 1962 года Бонавентура совершила свою 10-тысячную посадку на палубу самолета («Трекер»). [ 12 ] 30 сентября 1962 года Канада вывела флот «Банши», и Бонавентуры миссия изменилась на чисто противолодочную. [ 3 ] [ 23 ] Авиагруппа тогда состояла исключительно из эскадрилий VS 880 и HS 50. [ 12 ]

13 октября 1962 года, в начале кубинского ракетного кризиса , Бонавентура и 1-я канадская эскортная эскадрилья плыли через территориальные воды Соединенного Королевства. По мере углубления кризиса Бонавентура и ее сопровождающие были отозваны в Канаду. [ 24 ] Корабль вернулся в порт приписки после кризиса и в январе 1963 года начал ремонт в Сент-Джоне. В ходе ремонта корабль был модифицирован для эксплуатации вертолетов Sea King. Авианосец вернулся в состав флота в мае, но в порту Галифакса у него произошел взрыв котла. Ремонт занял шесть недель. [ 12 ] 7 августа капитан Роберт Тимбрелл . командование судном принял [ 7 ] В том же году Бонавентура принял участие в военно-морских учениях «Резкий шквал», а в сентябре участвовал в испытаниях противолодочной обороны в проливе Гренландия -Исландия. Затем последовали кросс-палубные операции с авианосцем HNLMS Karel Doorman . [ 12 ]

Ремонт среднего возраста и судьба

[ редактировать ]

По оценкам ВМС на 1964 год, предполагалось провести капитальный ремонт Бонавентуры , чтобы продлить срок службы авианосца. [ 25 ] Пока канадское военно-морское управление планировало предстоящий ремонт авианосца, Бонавентура участвовал в военно-морских учениях Gooey Duck , которые включали тренировки у Бермудских островов в январе, а в феврале отправился в Средиземное море . Находясь там, Бонавентура был отозван в Канаду, чтобы принять войска 22-го канадского королевского полка для службы в миротворческом предприятии Организации Объединенных Наций . Операция «Снежный гусь», получившая название «Операция «Снежный гусь», 95 солдат, 54 транспортных средства и 400 тонн припасов были погружены на борт авианосца, и корабль высадил их в Фамагусте , Кипр, 30 марта. Затем Бонавентура вернулся в Канаду, а затем отправился в Норфолк, штат Вирджиния , для испытаний А-4 Skyhawk , возможной замены Banshee. Однако по финансовым соображениям «Скайхок» не был куплен. В декабре Бонавентура начала ходовые испытания вертолета Sea King. [ 26 ]

В январе 1965 года Бонавентуры авиагруппа состояла из VS 880 (Tracker), HS 50 (Sea King), самолета охраны HO4S из 21-й эскадрильи HU и COD Tracker из 32-й эскадрильи VU. С февраля по март 1965 года Бонавентура принимал участие в военно-морских учениях, а в мае посетил Великобританию. [ 27 ] 2 апреля 1965 года капитан Генри Портер . командиром авианосца стал [ 7 ] В июне Бонавентура посетил Объединенную противолодочную школу в Лондондерри и принял участие в совместных операциях на юго-западных подходах с HMS Ark Royal и HNLMS Karel Doorman . В январе следующего года «Бонавентура» вместе с шестью эскортами принял участие в крупнейшей канадской военно-морской операции в Карибском море и водах Южной Америки. В ходе учений корабль в феврале посетил Рио-де-Жанейро , а в марте вернулся в Галифакс. [ 27 ]

Два CH-124 Sea Kings приближаются к Бонавентуре в феврале 1968 года.
Сбитый Морской король в феврале 1968 года. [ примечание 5 ]

Начиная с апреля 1966 года авианосец начал средний ремонт на заводе Davie Shipbuilding в Лозоне, Квебек . Первоначальная смета на ремонт составила 8 миллионов долларов. Однако в ходе ремонта были обнаружены многочисленные проблемы с кораблем, которые присутствовали с момента постройки и привели к перерасходу средств и задержкам. В итоге ремонт занял 18 месяцев и обошелся в 17 миллионов долларов, что отставало от графика и значительно превышало бюджет. Ремонт был завершен в августе 1967 года. [ 29 ] Во время ремонта капитан А. Т. Брайс стал командиром корабля 1 августа 1966 года. Бонавентура снова присоединился к флоту в ноябре 1967 года с новым командиром, капитаном Р. Х. Фоллсом, который принял командование 21 ноября 1966 года. [ 27 ] [ 7 ]

После объединения канадских вооруженных сил в 1968 году Королевский военно-морской флот Канады прекратил свое существование, а Бонавентура и военно-морская авиация были объединены с остальной частью канадских вооруженных сил, при этом военно-морская авиация больше не находилась под юрисдикцией военно-морского флота. В феврале 1968 года «Бонавентура» принял участие в военно-морских учениях, в ходе которых «Морской король» бросился в море. Экипаж был найден живым, а вертолет спасен. В марте корабль посетил Новый Орлеан , штат Луизиана, а затем провел следующие два месяца в военных учениях. В 1969 году он тренировался в составе ВМС США и участвовал в военно-морских учениях «Хранитель мира» у берегов Ирландии . [ 27 ] 9 апреля 1969 года капитан Дж. М. Каттс стал старшим офицером авианосца. [ 7 ] Бонавентура посетил Портсмут перед отплытием в Канаду 22 октября 1969 года. Поскольку канадские военные стремились сократить расходы, Бонавентура считался лишним, и последняя ночная высадка на палубу состоялась 28 октября, после чего последовал визит в Бостон , штат Массачусетс, перед последней палубой. посадка на борт Бонавентуры состоялась 12 декабря 1969 года. [ 27 ] [ 30 ]

осталось несколько последних миссий Бонавентуре . 9 января 1970 года капитан Х.В. Вондетт стал последним командиром Бонавентуры . [ 7 ] В январе 1970 года авианосец (без самолетов) был отправлен для перевозки войск 22-го Королевского полка на Ямайку для проведения учений. В феврале «Бонавентура» использовалась в качестве масленки для пополнения запасов топлива фрегатов, принимавших участие в учениях «Мэйпл Спринг». Во время этой операции на борту Бонавентуры находились шесть кораблей Sea Kings HS 50. В апреле корабль был отправлен для возвращения канадских войск из Нарвика , Норвегия, после военных учений и совершил последний визит в Портсмут на обратном пути в Канаду. [ 31 ]

Bonaventure был выведен из эксплуатации на верфи HMC в Галифаксе 3 июля 1970 года и продан для утилизации. [ 32 ] [ 33 ] В процессе восстановления компонентов детали Бонавентуры паровой катапульты были использованы для ремонта катапульты ее однотипного корабля HMAS Melbourne Королевского военно-морского флота Австралии . [ 34 ] Судно было куплено тайваньской компанией Tung Chen S Steel Company на металлолом и разобрано в 1971 году. [ 31 ]

День памяти

[ редактировать ]
Бонавентуры Якорь , Пойнт-Плезант-Парк , Галифакс, Новая Шотландия

У Бонавентуры было два якоря. Один якорь сохранился в парке Пойнт-Плезант в Галифаксе как Мемориал якоря Бонавентуры . Памятник был посвящен в 1973 году сначала экипажам, погибшим в море, а затем всему военно-морскому персоналу, погибшему на службе. Памятник состоит из якоря и цепей, а также небольшой цепи, идущей от памятника в воду и соединяющей памятник с морем. Якорь обращен к устью гавани. Имена военнослужащих ВМФ и ВВС, погибших в мирное время, высечены на мемориальных досках рядом с якорем. [ 35 ] [ 36 ] Ее якорь правого борта, подаренный Морским командованием 6 мая 1998 года, выставлен в Королевском военном колледже Сен-Жан . Два ее салютующих орудия установлены на HMCS Discovery Ванкувера в Стэнли-парке . Корабельный колокол хранится в Музее авиации Шируотер в Дартмуте, Новая Шотландия , где также находится большая модель и выставка об авианосце. [ 37 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вышел на пенсию в 1962 г.
  2. ^ Представлен в 1964 году.
  3. ^ Заменен во время ремонта 1967 года на радар воздушного поиска AN/SPS-501 .
  4. ^ Уменьшено до 2 во время ремонта 1967 года.
  5. Sea King 4027 был сбит из-за отказа двигателя без жертв. Самолет был восстановлен, но не возвращен в строй из-за повреждения соленой водой. [ 28 ]
  1. ^ Jump up to: а б Арбакл 1987 , с. 14.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хоббс 2013 , с. 336.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гардинер, Чамбли и Бадзбон, 1995 , с. 43.
  4. ^ Jump up to: а б Блэкман 1953 , с. 94.
  5. ^ Хоббс 2013 , с. 323.
  6. ^ Браун и Мур 2012 , с. 56.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макферсон и Барри 2002 , с. 237.
  8. ^ Хоббс 2013 , стр. 336–339.
  9. ^ Милнер 2010 , с. 211.
  10. ^ Милнер 2010 , с. 213.
  11. ^ Милнер 2010 , с. 225.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хоббс 2013 , с. 337.
  13. ^ Милнер 2010 , с. 226.
  14. ^ Бутиллер 1982 , с. 284.
  15. ^ Jump up to: а б с Кили и Рассел 1967 , с. 99.
  16. ^ Jump up to: а б с Милнер 2010 , с. 210.
  17. ^ Кили и Рассел 1967 , с. 100.
  18. ^ Jump up to: а б Кили и Рассел 1967 , с. 102.
  19. ^ Кили и Рассел 1967 , с. 104.
  20. ^ Кили и Рассел 1967 , с. 109.
  21. ^ Милнер 2010 , с. 223.
  22. ^ Трейси 2012 , с. 133.
  23. ^ Милнер 2010 , стр. 229, 233.
  24. ^ Милнер 2010 , стр. 233–34.
  25. ^ Милнер 2010 , с. 247.
  26. ^ Хоббс 2013 , стр. 337–338.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Хоббс 2013 , с. 338.
  28. ^ Мюррей, Роберт Т. «HMCS Bonaventure — CVL 22 и ее самолеты 1957–1970 годов» (PDF) . Канадский музей авиации и космонавтики. п. 28.
  29. ^ Милнер 2010 , стр. 259–260.
  30. ^ Милнер 2010 , с. 264.
  31. ^ Jump up to: а б Хоббс 2013 , с. 339.
  32. ^ Бивер 1982 , с. 119.
  33. ^ «Бонавентура сегодня завершает долгую карьеру». Галифакс Кроникл-Вестник . 3 июля 1970 г. с. 16.
  34. ^ Холл 1982 , с. 213.
  35. ^ Хеннесси, Дэн (9 апреля 2018 г.). «Памятник Бонавентура получил новую жизнь» . Галифакс Хроника Вестник . Проверено 10 апреля 2018 г.
  36. ^ Пальметер, Пол (12 марта 2018 г.). «Якорный мемориал Бонавентуры в Галифаксе наконец-то модернизируется» . Новости ЦБК . Проверено 10 апреля 2018 г.
  37. ^ «Выставка HMCS Bonaventure и выставка HMCS Assiniboine» . Музей авиации Шируотера. Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 10 апреля 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Арбакл, Дж. Грэм (1987). Знаки ВМС Канады . Галифакс, Новая Шотландия: Nimbus Publishing. ISBN  0-920852-49-1 .
  • Бивер, Пол (1982). Британский авианосец . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс. ISBN  0-85059-493-6 .
  • Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1953). Боевые корабли Джейн 1953–54 . Лондон: Сэмпсон, Лоу и Марстон. OCLC   913556389 .
  • Бутиллер, Джеймс А., изд. (1982). RCN в ретроспективе, 1910–1968 гг . Ванкувер: Издательство Университета Британской Колумбии. ISBN  0-7748-0196-4 .
  • Браун, Дэвид К.; Мур, Джордж (2012). Восстановление Королевского флота: проектирование военных кораблей с 1945 года . Барнсли, Соединенное Королевство: Издательство Seaforth. ISBN  978-184832-150-2 .
  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-132-7 .
  • Холл, Тимоти (1982). HMAS Мельбурн . Северный Сидней, Новый Южный Уэльс: Джордж Аллен и Анвин. ISBN  0-86861-284-7 . ОСЛК   9753221 .
  • Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-138-0 .
  • Кили, JDF; Рассел, EC (1967). История канадской военно-морской авиации 1918–1962 гг . Оттава: Королевский принтер. OCLC   460555 .
  • Макферсон, Кен; Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 (Третье изд.). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing. ISBN  1-55125-072-1 .
  • Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  978-0-8020-9604-3 .
  • Трейси, Николас (2012). Палка о двух концах: Военно-морской флот как инструмент внешней политики Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куинса. ISBN  978-0-7735-4051-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9e93a009838cc7036bc20d07d31358d__1726340640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/8d/b9e93a009838cc7036bc20d07d31358d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMCS Bonaventure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)