Jump to content

Битва при Кендари

Координаты : 1 ° 9'48 "N 124 ° 51'26" E  /  1,16333 ° N 124,85722 ° E  / 1,16333; 124,85722

Битва при Кендари
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанской войны ,
Голландская Ост-Индская кампания
Дата 24 января 1942 г.
(Последний партизанский очаг сдался 27 марта 1942 г.)
Расположение
Кендари , к юго-востоку от Целебес . острова
1 ° 9'48 "N 124 ° 51'26" E  /  1,16333 ° N 124,85722 ° E  / 1,16333; 124,85722
Результат Победа Японии
Воюющие стороны
 Нидерланды  Япония
Командиры и лидеры
Нидерланды EGT Антонио Сдался
Нидерланды ФБ ван Страален Сдался (Оба командира сдались 27 марта)
Японская империяКунизо Мори
Японская империя Такео Такаги
Сила
400 [ 1 ] в. 3000 [ 2 ]
Жертвы и потери
Неизвестный
Войска дезертировали, казнены или сдались позже.
4 раненых
Один крейсер поврежден
Один эсминец поврежден

Битва при Кендари произошла 24 января 1942 года в рамках японского наступления в Голландской Ост-Индии . Аэродром Кендари II в Кендари стал важной целью японских войск из-за своего стратегического расположения и качества инфраструктуры. Не встретив практически никакого сопротивления, японским войскам удалось за один день захватить аэродром, поскольку голландские защитники уже отступали вглубь страны.

Построенный в 1938 году аэродром Кендари II, располагавшийся в 27 км от одноименного города, в геометрической прогрессии повысил военное значение юго-восточного региона Целебеса. После завершения строительства Кендари II считался лучшим аэродромом во всей Голландской Ост-Индии, если не во всей Юго-Восточной Азии. [ 3 ] Аэродром имел три взлетно-посадочные полосы и дополнительное пространство для расширения. Перед началом войны голландские войска уже построили казармы, вмещающие 500 военнослужащих, и планировали расширить их для подкреплений из Австралии или KNIL.

Чтобы усилить оборону, четыре бригады КНИЛ (по 15–18 военнослужащих в каждой) разместили на аэродроме гарнизоны, а затем были усилены дополнительными войсками, зенитными орудиями, пулеметами и минометами с Явы. К концу 1941 года численность голландских войск в городе насчитывала около 500 военнослужащих, из которых 320 - солдаты регулярной армии. [ 4 ] К 1942 году на Кендари II было размещено около 3000 бомб и миллион литров авиационного топлива для размещения американских бомбардировщиков, которые использовали аэродром в качестве плацдарма для дозаправки и перевооружения в своих операциях против южных Филиппин. [ 5 ]

Тем не менее, этот аэродром является одной из баз, которые японские войска должны захватить, чтобы создать надежную сеть воздушной поддержки для успешной оккупации Явы, наряду с базами на юге Суматры, в Кучинге, Банджармасине и Макассаре. Его захват позволил бы Японии проводить воздушные налеты на восточную Яву, сохраняя при этом воздушное прикрытие от Амбона до Купанга и острова Бали, а также создать новую военно-морскую базу. [ 6 ]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Сухопутные войска

[ редактировать ]
  • Объединенный десант специального назначения Сасебо (командир: капитан Кунизо Мори) [ 7 ]
[ редактировать ]
Восточное ударное подразделение (командир: контр-адмирал Такео Такаги ):
4-я флотилия эсминцев

(Командир: контр-адмирал Такео Такаги )

Авиационная группа ( 2-й авиаотряд)

(Командир: командир Руитаро Фудзита):

Базовые силы (1-я базовая единица)

(Командир: контр-адмирал Кюдзи Кубо):

- Группа поддержки:

- 2-й отряд сопровождения:

- Транспортная единица:

— 11-я гидросамолётная дивизия ( Титосэ , Мидзухо )

- Патрульный катер П-34, П-39

- 1-я базовая группа ( Нагара )

- 21-я тральщиковая дивизия

( W-7 , W-8 , W-9 , W-11 , W-12 )

- 1-я дивизия охотников за подводными лодками.

( СН-1 , СН-2 )

Нидерланды

[ редактировать ]

Сухопутные войска

[ редактировать ]
Командир: капитан. EGT Энтони [ 1 ] [ 8 ]
Пехота Услуги
- Двадцать пехотных бригад с 6 средними пулеметами, 6 80-мм минометами и 4 Overvalwagen бронемашинами .
  • Семь бригад в Кендари-Сити (под командованием капитана Антонио).
  • Семь бригад на аэродроме Кендари II под командованием капитана Ф.Б. Ван Страалена.
    • Четыре овервальвагена в качестве поддержки.

- Шесть бригад между Кендари II и городом Кендари в Мандонгане.

- (отметка 7 км между обеими локациями) в качестве резерва под 2-м. Лейтенант Т. Э. Арондс.

- На страже стоит береговая охрана, личный состав которой предоставляют бригады Арондса.

- 2 зенитных орудия калибра 40 мм и 3 зенитных пулемета калибра 12,7 мм в составе 45 военнослужащих под командованием сержанта. Майор ГФЯ Бруйниус.

- Руководство аэропорта и персонал ML-KNIL под командованием лейтенанта М. Шалена.

- Инженеры резерва 2-го лейтенанта М.К. Тену.

- Военно-медицинская служба под командованием санитарного офицера 1-го класса М. Вайсфиса, 2-го класса В. Дж. Бреслау, Б.Т.Г. де Йонга и С.А. ван Тейна; ок. 30 медицинских работников.

Голландские планы

[ редактировать ]

Голландские планы обороны предусматривали отражение любых высадок на пляже, прежде чем задерживать продвижение противника к Кендари II и решительно защищать аэродром. План предусматривал, что половина оккупационных войск будет отражать высадку прибрежных десантов возле города Кендари, а другая половина будет защищать Кендари II от возможных атак десантников. Как и в случае с другими голландскими войсками, дислоцированными во внешних регионах (за пределами Явы), обороняющиеся должны прибегнуть к партизанской войне в случае, если регулярная оборона больше не может вестись. Независимо от плана, оборонительная структура и детали уже начали разрушаться в периоды, предшествовавшие битве. [ 9 ] [ 10 ]

Несмотря на то, что войска были оснащены шестью пулеметами и тремя пулеметами Мадсена , в январе 1942 года пулеметы пришлось передать Макассару, в результате чего войска Антонио остались без автоматического оружия для поддержки. [ 11 ] Для моторизации, хотя голландским войскам было предоставлено 30 грузовиков, для их перевозки пришлось выделить свои войска, что снизило их боеспособность. Однако в конечном итоге, поскольку эти грузовики чаще использовались голландским персоналом в Кендари II для строительства казарм и доставки топлива, план моторизации разваливается. [ 1 ]

Ситуация еще более усложнялась тем, что голландские защитники не разработали план сноса аэродрома к концу декабря 1941 года, когда война была в самом разгаре. Когда к концу января 1942 года капитан запаса А. Дж. Виттих разработал осуществимый план, нехватка взрывчатки вынудила голландские войска вместо этого принять план сжигания аэродрома. В целом, моральный дух защитников Кендари уже колебался еще до прибытия японских войск. В отчете NEFIS (Разведывательной службы Нидерландов), опубликованном после войны, отмечалось, что голландское руководство в Кендари мало было уверено в том, что они смогут адекватно защитить аэродром, а сам Антонио заявил: «Что мы можем сделать с 400 людьми?» [ 12 ]

Японские планы

[ редактировать ]

Согласно японскому плану, операция по захвату Кендари будет проходить по линии Менадо — Кендари — Макассар, находящейся в ведении Императорского флота Японии . План предусматривает высадку десанта в Кендари через 43 дня после начала общего японского наступления 8 декабря, то есть 20 января. [ 13 ] Для этой операции был выделен Объединенный десант Сасебо, принимавший участие в захвате Манадо. Несмотря на то, что операции в Таракане и Манадо были завершены досрочно, командующий голландской Ост-Индией вице-адмирал Ибо Такахаси отложил наступление Кендари на 24 января из-за задержки прибытия строительного отряда и продолжающейся операции по зачистке союзных войск. подводные лодки из Молуккского моря. [ 14 ] К 21 января силы Сасебо и их военно-морской эскорт покинули якорную стоянку Бангка и направились в Кендари. [ 15 ]

Прелюдия воздушных налетов

[ редактировать ]

12 января японский самолет-разведчик пролетел над Кендари II для разведки местности. На следующий день самолет C5M сбросил листовки над Кендари II, в которых говорилось, что голландским войскам лучше сдаться, после чего на следующий день последовали налеты девяти бомбардировщиков. 15 января истребители «Зеро» из 3-й авиагруппы обстреляли аэродром, но голландский зенитный огонь повредил один «Зеро». Хотя эти налеты не причинили аэродрому незначительного ущерба, они нанесли серьезный ущерб моральному духу голландских войск. [ 16 ] На следующий день после первой бомбардировки весь индонезийский экипаж отряда ПВО и несколько военнослужащих дезертировали, что вынудило Антонио послать на их задержание две бригады. Кроме того, голландским войскам также пришлось эвакуировать женщин и детей в город Ваватоби, расположенный в 60 км от Кендари. Несмотря на предпринятые действия, плохая работа голландского руководства все еще сохраняется. Во время первого воздушного налета капитан Ван Страален немедленно убежал при первом сигнале сирены воздушной тревоги и вернулся только через 90 минут после подачи сигнала «Отбой». [ 17 ]

Побег военного корабля США Чайлдс

[ редактировать ]
Тендер-гидросамолет USS Childs (AVD-1)

Когда японский флот вторжения приближался, бухта Старинг-Бэй и якорная стоянка Кендари уже были очищены от кораблей союзников, за исключением американского тендерного гидросамолета USS Childs , который прибыл в ночь на 22 января. Его капитану, лейтенанту-коммандеру Дж. Л. «Док» Пратту, было поручено отправить 30 000 галлонов авиационного топлива для Кендари II. [ 15 ]

Чтобы снизить риск налетов японской авиации, корпус корабля был выкрашен в зеленый цвет, и его движение было ограничено только ночным плаванием; днем Пратт прячет корабль в небольших бухточках среди деревьев. Во время перевозки топлива Чайлдс был привязан к кокосовым пальмам, чтобы спрятаться. Однако из-за отлива место разгрузки высохло, и корабль чуть не перевернулся в грязи. В этот момент над головой пролетел японский самолет-разведчик и заметил тендер на гидросамолет. Только благодаря зеленой краске и наклонному положению Чайлдс был спасен от любых последующих атак. Приход прилива помог снова изменить положение корабля. [ 18 ]

Когда поблизости была замечена шхуна, Пратт был убежден, что японские войска наблюдают за его кораблем, и отправил Чайлдса 24 января в 05:25 в путь. Но когда они двигались на юг, наблюдатель сообщил, что на их перехват направляются четыре японских эсминца, и что один из них бросил вызов Чайлдсу сигналом «A8Y...A8Y...A8Y». Связист Родни Норденфельт просто вернул сигнал обратно, дав Пратту время сменить курс на узкий канал на полной скорости под прикрытием сильного шквала дождя. [ 15 ]

Когда тендер на гидросамолет покинул канал, Пратт заметил, что четыре эсминца все еще преследуют его. Однако в конце концов они приняли Чайлдса за торговое судно и направились обратно на якорную стоянку. Всего через 30 минут три японских истребителя вели разведку корабля над головой. Его средства ПВО немедленно открыли огонь и отогнали их, но через 5 минут истребители снова вернулись. На этот раз зенитным огнем был поврежден один самолет, и истребители отступили. Гидросамолет появился в 14:15 и снова бросил вызов Чайлдсу сигналом «A8Y». Когда Чайлдс использовал ту же стратегию, чтобы обмануть его, самолет быстро сбросил на корабль две бомбы. Оба они промахнулись, и зенитный огонь Чайлдса заставил гидросамолет отступить. Пратт приказал тендерному гидросамолету на полной скорости двигаться на юго-восток, чтобы избежать возможной встречи с японскими военными кораблями. За два дня Чайлдсу удалось благополучно добраться до Сурабаджи (Сурабая). [ 19 ]

Японский десант

[ редактировать ]

Во время высадки японцев 24 января голландские войска в Кендари были рассредоточены следующим образом: [ 20 ]

  • Ряд береговой охраны, в том числе в Сампаре
  • Две бригады, выслеживавшие дезертиров.
  • Четыре бригады под командованием капитана Антонио в городе Кендари.
  • Три бригады под командованием лейтенанта Арондса в районе Мандонган-Лепо-Лепо
  • Четыре бригады (две под командованием сержанта Мишеля Веллинга и капитана Ван Страалена каждая) на Кендари II при поддержке зенитной артиллерии.
  • Две так называемые резервные бригады под командованием Ван Страалена (так называемый резерв) возле Амбоэпои (Амбупуа)
  • C. 22 человека в Мандонгане (в основном небоевой персонал).

Когда войска Мори высадились в 04:28, голландские командиры были застигнуты врасплох, а отсутствие надлежащей связи затруднило им вообще организацию какой-либо защиты. Несмотря на то, что Антонио получил запланированные закодированные телеграммы о движении японского флота, он был совершенно ошеломлен, когда впервые узнал о флоте, стоящем на якоре у Кендари. В 06:00 Ван Страален заметил вид японских самолетов и звук артиллерийских выстрелов и попытался связаться с Антонио, но безуспешно. Только когда небоевой персонал и бригады Лепо Лепо прибыли в Кендари II, он получил сообщения о высадке японцев возле Сампары. [ 21 ]

Когда он получил известие о наблюдениях флота, Антонио поехал к береговой линии Кендари, где лично увидел военные и транспортные корабли, прежде чем вернуться в Мандонган. Там он организовал войска Арондса вокруг оборонительной позиции, прежде чем сообщение о высадке в Сампаре заставило его поехать в город Кендари; Антонио опасался, что японские истребители обстреляют его, если он вместо этого направится на аэродром. В городе Кендари Антонио разделил гарнизонные войска на две группы (около 40 солдат в каждой) и приказал им двинуться вглубь страны. Одна группа под командованием Антонио пробилась, а войска Мори захватили вторую группу и обезглавили двух возглавлявших ее сержантов. [ 22 ]

После того, как ему сообщили о высадке Мори, лейтенант Арондс покинул город Кендари и направился в Мандонган и разрушил там голландские кварталы. Затем местное население сообщило ему о наступлении японцев к дороге Кендари-Вавотоби, и он передал ее Антонио. Затем Арондсу было приказано проинформировать Кендари II о ситуации, и он немедленно приступил к уничтожению. В конце концов Антонио приказал Арондсу и его 15 солдатам защищаться от наступления японцев на 7-километровой отметке. Арондс пытался связаться с тремя бригадами в районе Мандонган — Лепо-Лепо, чтобы те присоединились к нему, но с ними связаться не удалось. В конце концов ему пришлось защищать маркер в одиночку. [ 22 ]

На аэродроме работы по уничтожению начались в большой суматохе около 12:00. Лейтенант Шален при содействии зенитных расчетов уничтожил склады, радиостанцию, дизельные установки, зенитные орудия и транспортные средства. Однако склады авиабомб уничтожить не удалось, поскольку у них нет для этого взрывчатки. [ 23 ] Полчаса спустя Ван Страален и его бригады отступили вглубь страны, оставив две бригады под командованием сержанта. Дж. Дж. ван Дюрен и сержант. Майору Веллинга вступить в бой с силами Сасебо, когда они вошли на аэродром. К 17:00 войскам Мори удалось занять и обезопасить Кендари II. В 03:05 следующего дня Мори сообщил: «[Аэродром] сразу же доступен для 30 истребителей. [Состояние] аэродрома достаточно хорошее, и его могут использовать даже средние штурмовики наземного базирования. без проблем». [ 24 ]

Через несколько часов на аэродром прибыли 25 самолетов Mitsubishi Zero и пять Mitsubishi C5M из 1-й воздушной группы, за ними последовали штаб 21-й воздушной флотилии и 27 бомбардировщиков авиагруппы Каноя. С 27 января по 6 февраля в качестве подкрепления прибыли 19 «Зеро» и девять пикирующих бомбардировщиков из 2-й авиагруппы. [ 23 ]

Столкновение Нагары и Хацухару

[ редактировать ]
Японский эсминец Хацухару

Утром 25 января эсминцы 21-й дивизии эсминцев ( «Хацухару» , «Хацушимо» , «Ненохи» , «Вакаба» ) направились в сторону Кендари для усиления 1-й базовой части. Видимость была очень ограничена из-за сильного дождя, в результате чего эсминец «Хацухару» столкнулся с флагманом командующего 1-й базой сил «Нагара» , двигаясь на высокой скорости в 21 узел. В результате правый борт и верхние конструкции «Нагары» были повреждены, а носовая часть «Хацухару» до башни и носового орудия была раздавлена. [ 25 ]

Из-за аварии адмиралу Кубо пришлось передать свое командование эсминцу «Хацусимо» , а «Нагара» своим ходом отплыла в Давао для ремонта. В сопровождении Ненохи и Вакабы . Хацухару также отплыл в Давао для ремонта, в результате чего подкрепление для 1-й базовой группы значительно сократилось Авария подорвала оперативные возможности Восточного ударного отряда, который столкнулся с нехваткой судов меньшего размера. Впоследствии адмирал Такаги на один день отложил возвращение 16-й дивизии эсминцев на якорную стоянку в Бангке для подготовки к операции на Амбоне . [ 26 ]

Отступление вглубь страны

[ редактировать ]

После взятия Кендари II голландские войска стремительно отступили к городу Таванга на реке Коневеха, где и начали партизанскую борьбу. Капитан Антонио и его группа направились на запад, чтобы срезать путь до Амбекари (Амбекаири). [ 27 ] Группа лейтенанта Арондса, в которой было всего четыре человека (включая его самого), объединила свои силы с Антонио возле Мандиодо, прибрежной деревни к северо-западу от города Кендари. Тем не менее, эта новая группа в конечном итоге бесцельно бродила по Центральному Целебесу, прежде чем 8 марта наконец прибыла в Энреканг ​​на Южном Целебесе. [ 28 ]

Тем временем группа капитана Ван Страалена, покинув аэродром, направилась в Мавилу, к востоку от Кендари II. По пути он разделил группу, приказав сержанту. Майор JCW ван Плог взял на себя командование вторым и направил их в Тавангу через Аммоэсое (Амесиу). Ван Страален же отправился в Мотаху, где объединил силы с двумя бригадами, выслеживавшими дезертиров. Объединенная группа прибыла в Тавангу 31 января и приступила к созданию своей базы, включая радиостанцию ​​в Санггоне. Двумя днями позже прибыла группа Плога с 20 солдатами. [ 29 ]

Войска на Кендари II (разделенные под командованием Шалена, Веллинга и Бруйниуса) направились на юг, не зная о месте встречи в Таванге. Шален шел 8–10 дней, прежде чем 14 февраля наконец достиг Таванги. Группа Бруйниуса (33 солдата) оказалась к югу от гор Бороборо в первую неделю февраля. Не зная, где на самом деле находится сборочная база, он решил покинуть Целебес и сумел добраться до Тимора. Часть группы (пулеметчики) разместилась в гарнизоне Кепанг (Купанг), а другая часть (зенитчики) ушла на Яву. Группа Веллинга столкнулась с японскими войсками на пути к Таванге, где он и еще несколько человек погибли в завязавшейся перестрелке. [ 30 ]

Партизанская война

[ редактировать ]
Нападение Японии на Целебес, январь – февраль 1942 г.

В начале партизанской кампании под началом капитана Ван Страалена в Таванге было около 250 человек (100 из них пехота). Он разделил пехоту на шесть бригад и развернул их в оборонительный порядок: три разместились к югу от Асенои (Асинуа), две — в Таванге и одна — к востоку от Таванги. Поскольку капитан Виттих лучше знал регион, Ван Страален назначил его командовать шестью бригадами. Непрекращающиеся налеты японской авиации в конечном итоге вынудили Ван Страалена переместить партизанскую базу на 16 км западнее, в Парабею (Парабуа). [ 31 ]

Несмотря на значительный состав войск, голландские войска мало вели партизанских действий в регионе. В период с 7 по 8 февраля группа под командованием Плога вступила в бой с японскими войсками в Асаноэа, отбросив патруль 7-го числа и разрушив мост. Когда японские морские пехотинцы снова подошли к деревне, войска Плога устроили им засаду и заставили отступить. Эта акция стоила Плоэгу 8 жертв. В середине февраля сержант. Группа А.Д. Вуммана отбросила японские войска в перестрелке у Амбекари; [ 30 ] 22 февраля 30 японских солдат были убиты в засаде возле Айменди. [ 32 ]

Поскольку вероятность того, что японские войска узнают о голландской партизанской базе, становится все более вероятной, Ван Страален получил 26 февраля радиосообщение от Маринуса Воорена, командующего всеми голландскими войсками на Целебесе. Воорен приказал ему присоединиться к остальным голландским войскам, которые все еще держались на юго-западе Целебеса; За 14 дней до этого Ван Страален уже отправил мирных жителей под командованием санитарного офицера Вайсфиша присоединиться к голландским силам под командованием Воорена. [ 31 ] 1 марта Ван Страален и вся его группа начали свой путь через горы Меконгга и спустя более чем семь дней достигли прибрежной деревни Лохо-Лохо. Они наняли десять лодок и отправились в четырехдневный переход через залив Бони . С примерно 100 людьми Ван Страален прибыл в Палопо 17 марта только для того, чтобы узнать, что Воорен уже сдался десять дней назад. Его группа направилась в Энреканг ​​и доложила подполковнику А.Л. Гортмансу, который все еще держался и отказался сдаться. [ 32 ]

10 дней спустя, после уговоров других голландских командиров, в том числе Воорена, Гортманс сдался японцам, положив конец всему организованному голландскому сопротивлению на юго-западе Целебеса. [ 33 ] [ 34 ]

Последствия

[ редактировать ]

За время атаки на Кендари потери японских войск составили всего четыре раненых (двое во время атаки, двое в результате столкновения Хацухару и Нагары ). [ 25 ] К 26 января Титосэ и 16-я дивизия эсминцев покинули Кендари, за ними следовали силы Сасебо и 15-я дивизия эсминцев 27-го, 21-я дивизия Мидзухо и дивизия тральщиков 29-го, а остальные силы 30-го числа, чтобы подготовиться к наступлению. нападение на Амвон и Макассар. [ 35 ] Рота 2-го батальона сил Сасебо осталась в Кендари в качестве оккупационных сил. [ 31 ]

В целом отсутствие твердого руководства и организации со стороны Антонио и Ван Страалена сыграло значительную роль в быстрой победе японцев при Кендари. Последовавшая за этим партизанская кампания дала мало результатов из-за отсутствия поддержки местного населения, вызванного страхом перед японцами и их пренебрежением к голландским войскам. Местные жители говорили о голландских военных: « Kompeni tida lakoe, Marine tida berani » . («Армия не знает, что делает, у флота нет смелости»). [ 30 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Нортье (1988), стр. 63
  2. ^ Реммелинк (2018), стр. 160
  3. ^ Вомак (2016), стр. 123.
  4. ^ Нортье (1988), стр. 61
  5. ^ Нортье (1988), стр. 61, 63
  6. ^ Реммелинк (2015), стр. 4, 346
  7. ^ Королевская голландская Ост-Индская армия (1948), стр. 345
  8. ^ Нортье (1988), стр. 65
  9. ^ Де Йонг (1984), стр. 837
  10. ^ Королевская голландская Ост-Индская армия (1948), стр. 346
  11. ^ Нортье (1988), стр. 64
  12. ^ Реммелинк (2015), стр. 130
  13. ^ Реммелинк (2018), стр. 174
  14. ^ Перейти обратно: а б с Вомак (2016), стр. 122.
  15. ^ Бур (1990), стр. 30.
  16. ^ Нортье (1988), стр. 66, 67
  17. ^ Кокс (2014), стр. 174.
  18. ^ Вомак (2016), стр. 123.
  19. ^ Нортье (1988), стр. 67
  20. ^ Нортье (1988), стр. 68
  21. ^ Перейти обратно: а б Нортье (1988), стр. 69
  22. ^ Перейти обратно: а б Бур (1990), стр. 31
  23. ^ Реммелинк (2018), стр. 201
  24. ^ Реммелинк (2018), стр. 204
  25. ^ Де Йонг (1984), стр. 838
  26. ^ Нортье (1988), стр. 71
  27. ^ Нортье (1988), стр. 72
  28. ^ Перейти обратно: а б с Нортье (1988), стр. 73
  29. ^ Перейти обратно: а б с Нортье (1988), стр. 74
  30. ^ Перейти обратно: а б Королевская голландская Ост-Индская армия (1948), стр. 347
  31. ^ Вомак (2016), стр. 123.
  32. ^ Нортье (1988), стр. 101
  33. ^ Реммелинк (2018), стр. 204
  • Бертке, Сьюзен (ред.). (2013). Вторая мировая война Морская война, Том. 5: Воздушный налет на Перл-Харбор. Это не тренировка . Дейтон: Публикации Бертке. ISBN   9781937470050 .
  • Бур, ПК и др. (1990). Воздушная битва за Индию: действия военной авиации КНИЛ в период с декабря 1941 по март 1942 года . Хаутен: Ван Холкема и Варендорф. ISBN   9026941609 .
  • Кокс, Джеффри. (2014). Восходящее солнце, падающее небо: катастрофическая кампания в Яванском море во время Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN   9781427810601 .
  • Де Йонг, Ло. (1984). Королевство Нидерландов во Второй мировой войне : Часть 11а – Голландская Ост-Индия I. Лейден: Мартинус Нийхофф. ISBN   9789024780440 .
  • Королевская голландская Ост-Индская армия (1948 г.). «Борьба на Целебесе в январе, феврале и марте 1942 года» . Военный Зритель , 117.
  • Нортье, Джей-Джей (1988). Нападение Японии на Голландскую Ост-Индию . Роттердам: темно. ISBN   9061003024 .
  • Реммелинк, Уильям (перевод и ред.). (2015). Вторжение в Голландскую Ост-Индию . Лейден: Издательство Лейденского университета. ISBN   978 90 8728 237 0 .
  • Реммелинк, Уильям. (пер. и ред.). (2018). Операции военно-морского флота в Голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе. Лейден: Издательство Лейденского университета. ISBN   978 90 8728 280 6 .
  • Вомак, Том (2016). Союзная оборона Малайского барьера, 1941–1942 гг . Джефферсон: McFarland et Company. ISBN   978-1-4766-6293-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 967e281b6dc49f44f9e81730bafcf047__1714752360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/47/967e281b6dc49f44f9e81730bafcf047.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Kendari - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)