Японский тендер-гидросамолет Сануки Мару
История | |
---|---|
Японская империя | |
Имя | Сануки Мару |
Тезка | Провинция Сануки |
Владелец | Ниппон Юсен К.К. |
Порт приписки | Токио , Япония |
Строитель | Mitsubishi Shipbuilding & Engineering , Нагасаки |
Номер двора | 724 |
Заложен | 29 августа 1938 г. |
Запущен | 8 февраля 1939 г. |
Завершенный | 1 мая 1939 г. |
Императорский флот Японии | |
Имя | Сануки Мару |
Приобретенный | реквизирован Императорским флотом Японии , 17 августа 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 сентября 1942 г. |
пораженный | 10 марта 1945 г. |
Судьба | Потоплен военным кораблем USS Spadefish 28 января 1945 года. |
Примечания |
|
Общие характеристики | |
Тип | тендер на гидросамолет |
Тоннаж | 7158 брт (1939 г.), 9246 брт (1941 г.) 3913 НРТ (1939 г.), 5235 НРТ (1941 г.) [ 1 ] |
Длина | 146,2 м (480 футов) (1939) 147,1 м (483 фута) (1941) [ 1 ] |
Луч | 19 м (62 фута 4 дюйма) [ 2 ] |
Черновик | 9,8 м (32 фута) (1939) 12,5 м (41 фут) (1941) [ 1 ] |
Движение | 2 дизеля Mitsubishi-Sulzer, 2 вала, 6700 л.с. [ 2 ] |
Скорость | 20 узлов [ 3 ] |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
Сануки Мару ( яп . 讃岐丸) — грузовой корабль постройки 1939 года, реквизированный Императорским флотом Японии в качестве гидросамолетов тендера для во время Второй мировой войны .
История
[ редактировать ]Заложен 29 августа 1938 года на в Нагасаки верфи компании Mitsubishi Shipbuilding & Engineering для компании Nippon Yusen KK и спущен на воду 8 февраля 1939 года. [ 1 ] [ 4 ] Она была 2-м из семи кораблей класса «Сакито Мару» высокоскоростных транспортов : «Сакито Мару» Мару» , «Садо , «Сагами Мару», «Сагара Мару» , «Сасако Мару Мару») и «Сакура Мару» . [ 3 ] 1 мая 1939 года ее строительство было завершено, и она совершила несколько поездок, в том числе одно в Лондон . [ 1 ] [ 4 ] 17 августа 1941 года он был реквизирован Императорским флотом Японии и начал переоборудование в тендер на гидросамолет. [ 4 ] На нем были установлены две одноустановочные пушки калибра 150 мм/45 калибра, две одноустановочные пушки калибра 80 мм и два одиночных пулемета калибра 13,2 мм. [ 4 ] Работы были завершены 5 сентября 1941 года, и он был зарегистрирован в военно-морском округе Майдзуру с кодом самолета IB-xx и позывным JGBN. [ 4 ] Она была прикреплена ко 2-й базовой группе Третьего флота под командованием капитана Цуюки Сенджи. [ 4 ] 2 декабря 1941 года она прибыла в Такао , Тайвань. [ 1 ] где она была оснащена 8 двухместными поплавковыми бипланами E8N2 "Dave". [ 4 ] из военно-морской авиагруппы Токо . [ 1 ] 7 декабря 1941 года он доставил припасы и боеприпасы на вспомогательные канонерские лодки «Асо Мару» и «Нампо Мару» , а затем отправился на патрульном катере № 1 на остров Батан . [ 1 ] [ 4 ]
Вторжение на Филиппины
[ редактировать ]Она участвовала во вторжении на остров Батан , первой кампании вторжения на Филиппины , которая началась одновременно с нападением японцев на Перл-Харбор . Оккупационным силам было поручено создать авиабазу для поддержки будущих операций против американских войск на Лусоне, поскольку остров Батан находится на равном расстоянии между Тайванем и Лусоном. [ 5 ] В состав оперативной группы входили эсминец «Ямагумо» в качестве флагмана с «Сануки Мару» с его гидросамолетами для обеспечения разведки и воздушной поддержки, а также 52-я дивизия «Субчейзер» ( Сёнан Мару № 17 , Такунан Мару № 5 , Фукуэй Мару № 15 ), 53-я дивизия. Дивизия подводников ( Корей Мару , Кё Мару № 2 , Кё Мару № 11 ), 54-я дивизия охотников за субмаринами ( Нагара Мару , Сёнан Мару № 1 , Сёнан Мару № 2 ), Императорской армии Японии транспорт Тейун Мару (несущий часть 24-й аэродромный батальон). [ 6 ] Императорского флота Японии Транспорт «Кумагава Мару» (на борту которого находится подразделение специального военно-морского десанта «Сасэбо» численностью 490 человек ), четыре «Чидори» торпедных катера типа ( «Чидори» , «Манадзуру» , «Томодзуру» , «Хацукари »), два W-13 тральщика класса ( W-13 , W-14 ), два патрульных катера ( Patrol Boat No. 1 , Patrol Boat No. 2 ), два «Цубамэ минных заградителя типа » ( «Камомэ» , «Цубаме» ), три переоборудованных канонерских лодки ( «Асо Мару» , «Косо Мару» , «Нампо Мару» ), [ 7 ] и эсминец Тачикадзе . [ 4 ] [ 8 ]
8 декабря 1941 года четыре самолета Сануки Мару бомбили взлетно-посадочную полосу в Баско. [ 8 ] 490 военнослужащих SNLF высадились и без сопротивления быстро захватили существующий небольшой аэродром недалеко от Баско. первые самолеты 24-го и 50-го истребительных полков Воздушной службы Императорской армии Японии . 9 декабря войска воздушного корпуса начали работы по расширению, чтобы сделать его пригодным для размещения истребителей и самолетов-разведчиков : в тот же день в Баско приземлились [ 9 ] Затем « Сануки Мару» направился к острову Камигуин вместе с кораблями 3-й дивизии канонерских лодок и патрульным катером № 1 (на борту которого находился взвод SNLF). [ 8 ] Они не встретили сопротивления и создали базу гидросамолетов для поддержки предстоящего вторжения в Апарри . Эсминец «Тачикадзэ» (со взводом СНОС «Йокосука») проследовал к занятию острова Калаян, также не встретив сопротивления. [ 8 ] Патрульный катер № 2 был отправлен для обследования острова Фуга, но обнаружил, что местность слишком крутая для высадки наземных войск. [ 8 ] « Сануки Мару» остался у острова Камигуин вместе с канонерской лодкой «Асо Мару», чтобы обеспечить воздушную поддержку японских десантов в Вигане , Апарри и Гонзаге . [ 4 ] Шесть ее самолетов были повреждены и не подлежали ремонту из-за штормовых морских условий, а база гидросамолетов на острове Камигуин была заброшена. [ 4 ] 18 декабря 1941 года он пополнился шестью гидросамолетами Mitsubishi F1M «Пит» , два оставшихся гидросамолета E8N2 «Дэйв» находились в резерве. [ 4 ]
Затем она отправилась в недавно оккупированный Виган , Лусон, она помогла создать базу гидросамолетов, прибыв 21 декабря 1941 года, где вместе с другим тендером гидросамолетов Саньо Мару предоставив свои 6 F1M, а также 6 F1M и Aichi E13A «Джейк» с Sanyo Maru и 3 Kawanishi. Е7К «Альфы» с лёгких крейсеров Нака и Натори . [ 4 ] Самолеты продолжили поддерживать высадку в Лингайене . [ 4 ] В тот же день она покинула Виган и направилась на юг, чтобы поддержать оккупацию Холо и Давао . [ 4 ] 23 декабря 1941 года при подходе к Давао он был сбит американскими береговыми батареями, но поврежден лишь незначительно. [ 4 ] После прибытия в Давао в тот же день гавань подверглась нападению шести Службы морской авиации Нидерландов Dornier Do 24 летающих лодок (эскадрилий GVT-2 и GVT-5 ), которые повредили станционный танкер Tonan Maru No. 2 . [ 10 ] F1M с корабля «Сануки Мару» сбил одну из летающих лодок. [ 10 ] Затем она присоединилась к авианосцу «Рюдзё» и товарищу по гидросамолету Титосэ , чтобы обеспечить воздушное прикрытие конвоя вторжения Холо, который состоял из четырех транспортов Императорской японской армии ( Гавана Мару , Куретаке Мару , Тейрю Мару , Цуруга Мару ) и четырех Императорского флота Японии транспортов ( Кошин Мару). , Ничиан Мару , Эйко Мару № 2 , неизвестный мару), несущий 4000 человек 56-й смешанный пехотный корпус и 1-й специальный морской десант Курэ. Конвой сопровождают легкий крейсер Дзинцу и четыре эсминца ( Хаясио , Куросио , Нацусио , Оясио ). [ 11 ] После успешной оккупации Холо он вернулся в Давао и 6 января 1942 года пришвартовался у западного побережья острова Самал . [ 1 ]
Вторжение на голландское Борнео
[ редактировать ]7 января 1942 года Сануки Мару и ее товарищ по гидросамолету Саньо Мару обеспечивали воздушное прикрытие конвоя вторжения в Таракан , в котором находились 56-я смешанная пехотная группа генерал-майора Сакагути Шизуо и (известная как бригада Сакагути) Курэ № 2 Специальный военно-морской десант на девяти Императорской армии Японии транспортах ( Цуруга Мару , Ливерпуль Мару , Гавана Мару , Kuretake Maru , Nichiai Maru , Hiteru Maru , Teiryu Maru , Jankow Maru , Ehime Maru ), а также пять Императорского флота Японии транспортов ( Kukikawa Maru , Kano Maru , Kagu Maru , Kokuto Maru , Rakuto Maru ). [ 4 ] Два тендера на гидросамолеты присоединились к основному конвою 9 января 1942 года и наблюдали за успешной оккупацией Таракана 11 января 1942 года (хотя голландцы уничтожили нефтяные месторождения). [ 4 ] 24 января 1942 года два тендера на гидросамолеты обеспечивали прикрытие с воздуха весьма успешного вторжения в Баликпапан , крупный нефтедобывающий город и порт, в результате чего те же подразделения были доставлены в Баликпапан , Борнео , на 16 транспортах. [ 4 ] Хотя голландский командующий приказал уничтожить нефтяные объекты в Баликпапане, это не было завершено, и единственный серьезный ущерб был причинен резервуарам, трубам и специальным причалам в районе гавани. [ 12 ]
Тонущий
[ редактировать ]6 января 1945 года она покинула Модзи в составе конвоя Hi-91, направлявшегося в Сингапур через Сасебо и Такао с транспортом «Кицурин Мару» и танкерами «Тодзё Мару» и «Эйо Мару» . [ 4 ] Ее груз состоял из 52 катеров со взрывчаткой Тип 1 , укомплектованных 167 мужчинами из 43-й эскадрильи Синё, и 26 катеров со взрывчаткой Тип 5, укомплектованных 183 мужчинами из 101-й эскадрильи Синё. [ 4 ] Конвой сопровождали два эсминца ( «Нокадзе» , «Камикадзе» ), два «Укуру» эскортных корабля класса ( «Сёнан» , «Кумэ» ) и два эскортных корабля типа «С» ( CD-25 , CD-53 ). [ 4 ] 28 января 1945 года по пути в Такао американские подводные лодки Spadefish и Pompon обнаружили конвой в Желтом море к северо-востоку от Шанхая . [ 4 ] Хотя две ночные атаки « Помпона» оказались безуспешными, он занял эскорт конвоя, что позволило Спейдфишу приблизиться и запустить три торпеды по « Сануки Мару», все из которых потопили его. 33 ° 55' с.ш., 122 ° 55' в.д. / 33,917 ° с.ш., 122,917 ° в.д. . [ 4 ] Погибли 183 бойца 43-й эскадрильи Синё и 133 бойца 101-й эскадрильи Синё. [ 4 ] Spadefish также потопил Куме . убийство [ 4 ] 10 марта 1945 года исключен из Списка ВМФ . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тода, Генгоро С. «Сануки Мару - История корабля» Императорский флот Японии - Токусэцукансэн (на японском языке).
- ^ Jump up to: а б Тода, Генгоро С. тендер на гидросамолет Сануки Мару - Статистика корабля» (PDF . « Специальный )
- ^ Jump up to: а б Нагасава, Фумио (1998). «САКИТО МАРУ Класс 7 (1939–1940)» Ностальгические японские пароходы (на японском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Хакетт, Боб; Кундалл, Питер; Касс, Гилберт; Алслебен, Аллан; Облуски, Эндрю; Массон, Жан-Франсуа; Уитмен, Джон; Донаху, Джефф; Генгоро, Тода; Маэ, Лоик (2012). «Тендер для гидросамолетов IJN Сануки Мару: табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Обзор стратегических бомбардировок США . Типография правительства США. стр. 26–51.
- ^ Касс, Гилберт; ван дер Валь, Беренд; Кундалл, Питер (2012). «Кюсэцумокан! Босэммотей!: Фукуэй Мару № 15: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Тода, Генгоро С.; Мюльталер, Эрих; Кундалл, Питер (2012). «Какякусен: Транспорт Тейун Мару: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Нагато, Кимура «Эпизод 8: Обеспечение безопасности Лусонского пролива» . История войны в Восточной Азии (на японском языке) . Проверено 15 февраля 2021 года .
- ^ «Первые посадки» . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б де Йонг, Питер (20 июля 2015 г.). Дорнье До 24 единицы . Издательство Блумсбери . ISBN 9781472805713 .
- ^ Хакетт, Боб; Мюльталер, Эрих; Касс, Гилберт (2012). «Ливерпуль Мару: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Клемен, Л. (1999–2000). «Взятие Баликпапана, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .