Советская подводная лодка С-4
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | С-4 |
Строитель | Балтийский завод , Ленинград. |
Номер двора | 277 |
Заложен | 3 января 1936 г. |
Запущен | 17 сентября 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 ноября 1939 г. |
пораженный | 31 марта 1945 г. |
Судьба | Потоплен 6 января 1945 года в Гданьской бухте торпедным катером Т3. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | S-класса Подводная лодка (серия IX-бис) |
Смещение |
|
Длина | 77,8 м (255 футов 3 дюйма) |
Луч | 6,4 м (21 фут 0 дюймов) |
Черновик | 4 м (13 футов 1 дюйм) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 9500 миль (17600 км) |
Глубина испытания | 80 м (260 футов) |
Дополнить | 45 |
Вооружение |
|
Послужной список [ 1 ] | |
Часть: | 1-я бригада подводных лодок Балтийского флота |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: | Потоплено 2 торговых судна (1751 брт ) |
С-4 — типа «С» подводная лодка ВМФ СССР . Лодка поступила на вооружение Балтийского флота в ноябре 1939 года, принимала участие в Зимней и Великой Отечественной войне . S-4 совершил семь патрулей в Балтийском море и потопил два торговых судна общим водоизмещением 1751 брутто-регистровую тонну (GRT), прежде чем был уничтожен немецким миноносцем Т3 в начале января 1945 года.
Дизайн
[ редактировать ]Подводная лодка «Средняя» или S-класса ( русский язык : Средний , букв. «Средний»), также называемая классом Сталинец ( русский язык : Сталинец , букв. «Последователь Сталина»), была океанской дизель- электрической ударной подводной лодкой . Прочный корпус имел семь отсеков, а водоизмещение подводной лодки серии IX-бис составляло 856 тонн (842 длинных тонны) в надводном положении и 1090 тонн (1070 длинных тонн) в подводном положении. Он имел длину 77,8 м (255 футов 3 дюйма), ширину 6,4 метра (21 фут 0 дюймов) и осадку 4 метра (13 футов 1 дюйм). У него было два дизельных двигателя для работы на поверхности и два электродвигателя для подводного плавания, обеспечивающие мощность на валу 4000 лошадиных сил (3000 кВт) и мощность на валу 1100 лошадиных сил (820 кВт) соответственно на два гребных вала . Это дало ей скорость 18,85 узлов (34,91 км/ч) на поверхности и 8,8 узлов (16,3 км/ч) под водой, а дальность полета подводной лодки составила 9500 морских миль (17600 км). Его испытательная глубина составляла 80 метров (260 футов), а в качестве вооружения он имел шесть 530-мм (21 дюйм) торпедных аппарата. , одно 100-мм (3,9 дюйма) палубное орудие и одно 45-мм (1,8 дюйма) орудие. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
S-4 была первой из лодок серии IX-бис, которые представляли собой модификацию первоначальных трех лодок S-класса серии IX. Основным отличием между ними была замена немецких комплектующих, используемых в IX серии, советскими аналогами, которые можно было производить внутри страны. [ 5 ]
ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]С-4 первоначально назывался Н-4 (заводской номер 277) и был заложен 3 января 1936 года на Балтийском заводе в Ленинграде . Подводная лодка была спущена на воду 17 сентября 1936 года, а 20 октября 1937 года ее обозначение было изменено на С-4 . Лодка вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 27 ноября 1939 года под капитан-лейтенанта командованием Дмитрия Сергеевича Абросимова. С-4 вошла в состав 16-й эскадры подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота. [ 1 ] [ 6 ]
Зимняя война
[ редактировать ]Несмотря на то, что С-4 поступила на вооружение незадолго до начала советской войны с Финляндией в конце ноября 1939 года, первые два месяца конфликта подводная лодка провела на своей базе в Лиепае , Латвия . [ 1 ]
Первый патруль
[ редактировать ]С-4 вышла в свой первый боевой патруль 30 января 1940 года под командованием капитан-лейтенанта Абросимова. участия в морской блокаде Финляндии S Вместо -4 было поручено наблюдать за шведским флотом на позиции между островами Готланд и Эланд . Подводная лодка провела в этом месте несколько дней, прежде чем ей было приказано вернуться на базу. На обратном пути S-4 пришлось пройти сквозь лед Балтийского моря, что он сделал сначала самостоятельно, прежде чем застрять, и получил помощь от канонерской лодки «Красное Знамя» . Оставшуюся часть пути S-4 пришлось буксировать, и 8 февраля 1940 года она вернулась в порт. Подводная лодка оставалась на базе до конца конфликта из-за морского льда. Лед также повредил его корпус. [ 1 ] [ 6 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В мае 1940 года С-4 вместе с несколькими другими подводными лодками было приказано передать Северному флоту , но в следующем месяце это предложение было отменено. 11 февраля 1941 года переведен в состав 1-й эскадры подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота. [ 1 ]
Второй патруль
[ редактировать ]На момент начала операции «Барбаросса» С-4 располагалась на базе Усть-Двинск в советской Латвии . он начал патрулирование возле Мемеля . С 23 июня 1941 года [ 1 ] [ 6 ] 25 июня С -4 безуспешно атаковал неопознанное торговое судно. [ 7 ] 27-го числа С-4 столкнулась с другой советской подводной лодкой, минным заградителем Л-3 , которую первоначально приняла за противника. Позже S-4 обнаружила несколько тральщиков , но предпочла не атаковать их и вернулась на базу 10 июля 1940 года. [ 1 ] [ 6 ]
Во время стоянки S-4 был атакован авиацией и 12 июля отправился в порт Таллинна . Позже он эвакуировал Таллинн вместе с остальной частью советского Балтийского флота. [ 1 ]
Третий патруль
[ редактировать ]S-4 начала свое следующее патрулирование 6 августа 1941 года, направляясь в район Мемеля, где 10-го числа атаковала конвой немецких торговых судов. Экипаж С-4 подумал, что потопил танкер, услышав взрывы выпущенных ими торпед, однако это оказалось ложью, поскольку торпеды промахнулись. После этого С-4 подвергся атаке глубинными бомбами продолжительностью 10 часов с использованием 33 глубинных бомб. Подводная лодка получила значительные повреждения корпуса и балластных цистерн , погас свет, начали протекать люки. Когда атака закончилась, С-4 поднялся на поверхность и ушел. Оказавшись на поверхности, экипаж обнаружил буи с огнями, оставленные немцами для обозначения места, где он находился. S-4 завершила патрулирование и 17 августа была встречена кораблями эскорта возле маяка Ристна, чтобы направить подводную лодку в Таллинн. За этот патруль командир С-4 капитан -лейтенант Дмитрий Абросимов был представлен начальством к званию Героя Советского Союза , но вместо этого ему было присвоено звание Орден Ленина . [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
С 28 по 29 августа 1941 года С-4 была переброшена с основными силами Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт , в течение сентября и октября подводная лодка проходила ремонт. [ 1 ] [ 6 ]
Четвертый патруль
[ редактировать ]После ремонта С-4 отправился в патрулирование 19 октября 1941 года в районе острова Гогланд . Подводная лодка ждала немецких военных кораблей, которые должны были находиться в этом районе, но они так и не прибыли. 1 ноября S-4 повредил левый винт о камни, но продолжал патрулировать до 17-го числа, что прошло без происшествий. На следующий день С-4 вернулась в Кронштадт, а 22 ноября была переведена в Ленинград для ремонта, который длился несколько месяцев. [ 1 ] [ 6 ]
Пятый патруль
[ редактировать ]S-4 вышла из Кронштадта на остров Лавансаари 13 июня 1942 года, затем с несколькими другими подводными лодками направилась оттуда в Балтику. S-4 был приписан к району патрулирования у Гданьского залива , но 15 июня ему пришлось ненадолго вернуться в Лавансаари для дальнейшего ремонта. Поздно вечером 16-го числа подводная лодка отошла, чтобы вернуться в район патрулирования, а 19-го числа она была атакована несколькими финскими патрульными катерами в районе Порккала Каллбода , что причинило значительный ущерб. Экипаж успешно отремонтировал и прибыл к маяку Риксгафт 28 июня , недалеко от Гданьской бухты, где в тот же день S-4 выпустила торпеды по немецкому грузовому судну Fritz Schoop . Ни одна торпеда не попала, и командир подводной лодки решил не всплывать и атаковать транспорт палубными орудиями так близко к берегу. На следующий день немецкие войска прибыли к месту атаки в поисках С-4 и сбросили 20 глубинных бомб, однако С-4 смог уйти. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
13 июля 1942 года S-4 была направлена в Карлскруну , где встретила несколько транспортов, но командир решил не атаковать, поскольку они находились в шведских водах. Подводная лодка начала возвращаться на базу 20 июля, а 24-го числа столкнулась с конвоем кораблей в районе маяка Пакри . С-4 выпустила по кораблю торпеды, но ни одна из них не попала. После этого 28 июля S-4 вернулась в Кронштадт, несмотря на то, что по пути подверглась атаке финской авиации и береговой артиллерии. Во время патрулирования у С-4 возникли проблемы с торпедами: они либо не выходили из торпедного аппарата, либо тонули, не достигнув цели. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
В середине августа 1942 года, когда С-4 отправляли в Ленинград на ремонт, при подходе к Ленинградскому каналу он подорвался на мине, в результате чего погиб его командир Абросимов и еще несколько человек. Подводная лодка села на мель на несколько часов, прежде чем ей оказали помощь и она снова смогла продолжить путь. S-4 достигла города без каких-либо дальнейших повреждений. Там лодка прошла несколько месяцев ремонтных работ, но когда она снова стала готова к выходу в море, 30 апреля 1943 года пары водорода от электрической батареи вызвали взрыв, задержавший ее возвращение в строй до 1944 года. За это время С-4 успела несколько новых капитанов. 16 сентября 1944 года подводная лодка получила приказ готовиться к патрулированию. [ 1 ] [ 6 ]
Шестой патруль
[ редактировать ]С-4 вышла на патрулирование 4 октября 1944 года под командованием капитана 3-го ранга Алексея Алексеевича Клюшкина. 11 числа он прибыл на позицию примерно в пятидесяти милях к северу от маяка Стило на побережье Польши , где на следующий день S-4 несколько раз атаковала торговые суда. Почти все его атаки были пропущены из-за продолжающихся проблем с торпедами, хотя он потопил рыболовный траулер «Таунус» . Больший успех был достигнут 13 октября, когда S-4 торпедировала и потопила танкер « Терра » водоизмещением 1533 тонны в 24 милях к северо-западу от маяка Стило. В течение следующих нескольких дней S-4 предприняла еще несколько атак на торговые суда в том же районе, но безуспешно. Он вернулся на базу в Хельсинки 23 октября 1944 года. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
Седьмой патруль
[ редактировать ]S-4 атаковала конвой возле маяка Акменьрагс начала свое последнее патрулирование 24 ноября 1944 года, а 14 декабря безуспешно в Латвии. Возможно, они атаковали другой конвой 22-го числа возле Пиллау . Где-то между 5 и 7 января 1945 года (источники называют разные даты) S-4 всплыла в 100 метрах перед торпедным катером Т3 , сопровождавшим немецкий транспортный корабль. Т3 протаранил подводную лодку, а затем сбросил глубинные бомбы. С-4 погиб со всеми 48 бортами и был исключен из списков ВМФ СССР 31 марта 1945 года. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Дата | Корабль | Флаг | Тоннаж | Примечания |
---|---|---|---|---|
12 октября 1944 г. | Таунус | ![]() |
218 брт
|
торпеда |
13 октября 1944 г. | Земля | ![]() |
1533 брт
|
торпеда |
Общий: | 1751 брт |
Место крушения
[ редактировать ]Обломки С-4 были обнаружены летом 2014 года на глубине 72 метра (236 футов) у побережья Калининграда . Часть корпуса возле кормы была разрушена миной. [ 1 ] [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Николаев, Андрей. «С-4» [С-4]. Deepstorm.ru (на русском языке) . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «С (Сталинец) класс» . Uboat.net . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Гардинер и Шено 1980 , с. 337.
- ^ Якубов и Уорт 2008 , стр. 136–137.
- ^ Якубов и Уорт 2008 , стр. 138–141.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Чирва, Евгений. « С-4» [ «С-4»]. Sovboat.ru (на русском языке) . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хельгасон, Гудмундур. «С-4 ВМФ СССР » Uboat.net . Получено 20 мая.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Якубов Владимир; Стоит, Ричард (2008). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота 1920–1945 гг . Чалфорд, Страуд: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1 .