Советская подводная лодка С-3
![]() С-1 , однотипный корабль С-3 , 1936 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | С-3 , ранее Н-3 |
Строитель | Балтийский завод , Ленинград. |
Номер двора | 268 |
Заложен | 25 апреля 1934 г. |
Запущен | 30 апреля 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 13 июля 1938 г. |
пораженный | 27 июля 1941 г. |
Судьба | Потоплен 24 июня 1941 года у берегов Латвии. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | S-класса Подводная лодка (серия IX) |
Смещение |
|
Длина | 77,8 м (255 футов 3 дюйма) |
Луч | 6,4 м (21 фут 0 дюймов) |
Черновик | 4 м (13 футов 1 дюйм) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 9500 миль (17600 км) |
Глубина испытания | 80 м (260 футов) |
Дополнить | 46 |
Вооружение |
|
Послужной список [ 1 ] | |
Часть: | 1-я бригада подводных лодок Балтийского флота |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: | Никто |
С-3 была третьей лодкой класса «С» подводных лодок СССР ВМФ . Подводная лодка принимала участие в Зимней войне и советской аннексии стран Балтии, прежде чем была затоплена в первые дни операции «Барбаросса» .
С-3 была в числе первых трех подводных лодок S-класса, построенных на базе подводной лодки немецкой конструкции Е-1 , чертежи которой были проданы Советскому Союзу в 1933 году. Советские инженеры, работая совместно с немецкими конструкторами, исследовали Е-1 и внесли в ее конструкцию изменения с учетом своих требований. С-3 был построен в Ленинграде и включал в себя немецкие комплектующие. Подводная лодка совершила два патрулирования в Балтийском море во время Зимней войны с Финляндией, не потопив ни одного корабля, и участвовала в морской блокаде Риги , когда Советский Союз аннексировал Латвию в 1940 году. Когда операция «Барбаросса» в июне 1941 года началась , S-3 покинул порт Лиепая в Советской Латвии , когда немецкая армия достигла города. он был атакован немецкими быстроходными катерами Но по пути и в конечном итоге был потоплен глубинной бомбой 24 июня 1941 года. Некоторые выжившие были подобраны из воды и взяты в плен немцами.
Дизайн
[ редактировать ]Подводная лодка «Средняя» или S-класса ( русский язык : Средний , букв. «Средний»), также называемая классом Сталинец ( русский язык : Сталинец , букв. «Последователь Сталина»), была океанской дизель- электрической ударной подводной лодкой . Прочный корпус имел семь отсеков, а водоизмещение подводной лодки серии IX составляло 840 тонн (830 длинных тонн) в надводном положении и 1070 тонн (1050 длинных тонн) в подводном положении. Он имел длину 77,8 м (255 футов 3 дюйма), ширину 6,4 метра (21 фут 0 дюймов) и осадку 4 метра (13 футов 1 дюйм). У него было два дизельных двигателя для работы на поверхности и два электродвигателя для подводного плавания, обеспечивающие мощность на валу 4000 лошадиных сил (3000 кВт) и мощность на валу 1100 лошадиных сил (820 кВт) соответственно на два гребных вала . Это давало ей скорость 19,5 узлов (36,1 км/ч) на поверхности и 9 узлов (17 км/ч) под водой, а дальность плавания подводной лодки составляла 9500 морских миль (17600 км). Его испытательная глубина составляла 80 метров (260 футов), а в качестве вооружения он имел шесть 530-мм (21 дюйм) торпедных аппарата , один 100-мм (3,9 дюйма) торпедный аппарат. палубная пушка и одна 45-мм (1,8 дюйма) пушка. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
S-3 была одной из трёх лодок серии IX, наряду с S-1 и S-2 . Первоначальная конструкция была разработана немецкими инженерами из NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw , голландского филиала компании AG Weser , а позже лодки были модифицированы Советским Союзом с учетом производственных возможностей, имеющихся в Советском Союзе. Изучив в 1932 и 1933 годах немецкий прототип подводной лодки Е-1 , советские инженеры решили закупить для советского ВМФ ее проект с некоторыми изменениями, увеличившими размеры, дальность полета и вооружение. Е-1 стала основой для первых трех подводных лодок S -класса — лодок IX серии, построенных в Ленинграде с использованием некоторых немецких комплектующих. [ 2 ] [ 3 ]
ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]С-3 первоначально назывался Н-3 (заводской номер 268) и был заложен 25 апреля 1935 года в Ленинграде . Подводная лодка была спущена на воду 30 апреля 1936 года, и было предложение назвать лодку «Калининец» ( русский язык : Калининец , букв. «Последователь Калинина »), но оно не было принято. Но 20 октября 1937 года его обозначение было изменено на С-3 . Подводная лодка вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 13 июля 1938 года под капитан-лейтенанта командованием Кузьмы Ивановича Малофеева. С-3 вошел в состав 13-й эскадры подводных лодок 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота. [ 1 ] [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первый патруль
[ редактировать ]29 ноября 1939 года С-3 вышла в свой первый боевой патруль под командованием по-прежнему капитан-лейтенанта Малофеева, а на следующий день получила сигнал о начале войны с Финляндией . Подводная лодка заняла позицию у южного входа в Кальмарский пролив и наблюдала за районом на предмет немецких транспортов. S-3 заметила несколько, но они находились в шведских водах, куда ей было приказано не заходить. 8 декабря 1939 года большая волна обрушилась на подводную лодку и причинила ей некоторые повреждения, позже в тот же день она вернулась на базу. [ 1 ] [ 5 ]
Второй патруль
[ редактировать ]S-3 начала свое второе патрулирование 13 декабря, заняв позицию к юго-западу от Аландских островов . Ближе к началу патрулирования подводная лодка столкнулась с транспортным конвоем, но все они были немцами, и командир решил их отпустить. 17 декабря немецкое торговое судно «Гильхаузен» было обнаружено С-3 в блокируемых водах, остановлено для досмотра, а затем отпущено. Позже в тот же день подводная лодка также попыталась остановить корабль «Пиннау» , но когда она обстреляла транспорт, ни один из снарядов не достиг цели, и в конце концов в этом районе появился военный корабль, в результате чего S-3 нырнул и покинул этот район. Наблюдая еще за несколькими транспортами и другими действиями противника, С-3 вернулась на свою базу 22 декабря 1939 года. [ 1 ] [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Остаток декабря 1939 г. до начала января 1940 г. подводная лодка находилась в ремонте. Большую часть первой половины 1940 года он провел на учениях. Когда Советский Союз аннексировал страны Балтии в июне 1940 года, С-3 участвовал в морской блокаде Риги с 9 по 22 июня. [ 1 ] [ 5 ]
9 мая 1941 года командиром С-3 стал капитан-лейтенант Николай Александрович Костромичев , сменив Малофеева. Когда 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , лодка ремонтировалась на верфи в Либаве ( Лиепая ), хотя могла двигаться и в надводном положении. Вопреки приказу затопить подводную лодку, Костромичев взял С-3 и попытался бежать из города при приближении немецкой армии вместе с экипажем подводной лодки С-1 (затопленной на верфи) и некоторыми рабочими верфи. . Всего на С-3 , когда она вышла из Либавы 23 июня 1941 года, находилось около 100 человек. Подводная лодка шла в сторону Риги вдоль латвийского побережья со скоростью пять узлов. 24 июня он был перехвачен немецкими быстроходными кораблями S-35 и S-60 3- й флотилии подводных лодок . В бою между ними, продолжавшемся более часа, подводная лодка и катера «С» обстреляли друг друга из палубных орудий, прежде чем лодка С-60 сбросила глубинную бомбу рядом с С-3 , в результате чего она затонула. По меньшей мере девять выживших (источники различаются по точному числу) из С-3 были подобраны из воды немецкими кораблями и попали в плен. Тело капитана С-3 выбросило на берег эстонского острова Сааремаа , где оно и было похоронено. [ 1 ] [ 5 ]
С-3 был исключен из списков ВМФ СССР 27 июля 1941 года. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Николаев, Андрей. «С-3» [С-3]. Deepstorm.ru (на русском языке) . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «С (Сталинец) класс» . Uboat.net . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Шено 1980 , с. 337.
- ^ Якубов и Уорт 2008 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б с д и Чирва, Евгений. « С-3» [ «С-3»]. Sovboat.ru (на русском языке) . Проверено 18 мая 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Якубов Владимир; Стоит, Ричард (2008). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота 1920–1945 гг . Чалфорд, Страуд: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1 .