СС Айован
![]() Военный корабль США «Айован» (ID-3002) в 1919 году возвращает американские войска из Франции.
| |
История | |
---|---|
Имя | СС Айован |
Владелец | Американо-гавайское пароходство |
Порт приписки | ![]() |
Заказал | май 1912 г. [ 5 ] |
Строитель | |
Расходы | $732,000 [ 6 ] |
Номер двора | 132 [ 4 ] |
Запущен | 24 января 1914 г. |
Завершенный | 16 мая 1914 г. [ 4 ] |
Идентификация | |
Судьба | Реквизирован ВМС США. |
История | |
![]() | |
Имя | Военный корабль США «Айован» (ID-3002) |
Приобретенный | 12 августа 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 12 августа 1918 г. |
Выведен из эксплуатации | 18 сентября 1919 г. |
Судьба | Вернулся в американо-гавайский |
История | |
Имя | |
Тезка | 1943: Ташкент , столица Узбекистана. |
Владелец | |
Оператор |
|
Порт приписки | |
Судьба | Передан Северной Корее в 1966 году; списан в 1969 г. [ 7 ] |
Общие характеристики | |
Тип | Грузовой корабль |
Тоннаж | 6 529 брт [ 6 ] 10 175 тонн Дедвейт [ 6 ] |
Длина | |
Луч | 53 фута 6 дюймов (16,31 м) [ 10 ] |
Черновик | 28 футов (8,5 м) [ 10 ] |
Глубина захвата | 31 футов 6 дюймов (9,60 м) [ 11 ] |
Движение |
|
Скорость | 14 узлов (26 км/ч) [ 10 ] |
Емкость | Груз: 490 859 кубических футов (13 899,6 м ). 3 ) [ 6 ] |
Экипаж | 18 офицеров, 40 членов экипажа |
Примечания | Родственные корабли: Дакота , Монтана , Пенсильвания , Миннесота , Вашингтон , Панама , Огайо. [ 4 ] |
Общие характеристики (как USS Iowan ) | |
Смещение | 14 375 т [ 10 ] |
Войска | 1,650 [ 12 ] |
Дополнить | 96 [ 10 ] |
Вооружение |
|
SS Iowan — грузовой корабль, построенный в 1914 году для Американо-Гавайской пароходной компании . Во время Первой мировой войны он был передан ВМС США и принят в эксплуатацию как USS Iowan (ID-3002) . Во время Второй мировой войны корабль был передан Советскому Союзу и переименован в SS «Ташкент» (или «Ташкент» на кириллице ).
Айован был построен Мэрилендской стальной компанией как один из восьми родственных кораблей Американо-гавайской пароходной компании. В октябре 1914 года, через пять месяцев после того, как он был доставлен на американо-гавайский рынок, «Айован» протаранил и потопил компании United Fruit Company пароход «Метапан» у входа в гавань Нью-Йорка. После ремонта «Айован» возобновил межприбрежное сообщение через Панамский канал . Когда в конце 1915 года канал был временно закрыт из-за оползней, Айован плыл через Магелланов пролив, пока канал не открылся вновь в середине 1916 года. Во время Первой мировой войны военный корабль США « Айован» перевозил грузы, животных и ограниченное количество пассажиров во Францию и возвращался обратно. почти 10 000 американских солдат после перемирия .
После окончания службы на флоте в 1919 году он был возвращен первоначальным владельцам, которые по крайней мере один раз зафрахтовали его другой судоходной компании. В мае 1922 года Айован протаранил и потопил пароход Welsh Prince Line Фернесс-Принс на реке Колумбия недалеко от Астории, штат Орегон , убив при этом семь человек. В июне 1941 года «Айован» сел на мель на рифе недалеко от Пойнт-Консепшен, штат Калифорния , и получил ущерб в размере 500 000 долларов, ударившись о волны на рифе. Через две недели ее освободили от рифа, отбуксировали в Лос-Анджелес и отремонтировали.
В 1942 году корабль был реквизирован Управлением военного пароходства , которое в декабре 1942 года передало его Советскому Союзу по условиям ленд-лиза . Он был приписан к Дальневосточному пароходству под новым названием SS « Ташкент» , но плавал. с советским Тихоокеанским флотом на протяжении всей войны. Он доставлял грузы и войска в поддержку советского вторжения на территории, удерживаемые Японией , в августе 1945 года. После войны корабль оставался в составе советского торгового флота до 1966 года. В это время он был переведен в Северную Корею, чтобы стать рыбным судном. перерабатывающего завода и списан в 1969 году.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В мае 1912 года Американо-Гавайская пароходная компания разместила заказ у компании Maryland Steel Company из Спэрроуз-Пойнт, штат Мэриленд , на два новых грузовых корабля — «Айован» и «Огайо» . [ Примечание 1 ] Стоимость контракта на корабли была установлена на уровне стоимости строительства плюс 8% прибыли Maryland Steel, но с максимальной стоимостью 640 000 долларов за корабль. Строительство финансировалось компанией Maryland Steel по кредитному плану, который предусматривал первоначальный взнос в размере 5% наличными с девятью ежемесячными платежами для остатка. Положения сделки позволяли конвертировать некоторые из девяти взносов в долгосрочные векселя или ипотечные кредиты. Окончательная стоимость «Айована» , включая затраты на финансирование, составила 71,95 доллара за тонну дедвейта , что составило чуть более 732 000 долларов. [ 5 ]
Айован (Мэрилендский сталелитейный завод № 132) [ 4 ] стал первым кораблем, построенным по контракту. Она была спущена на воду 24 января 1914 года. [ 2 ] и доставлен в американо-гавайскую компанию 16 мая. [ 4 ] Водоизмещение судна составило 6529 брутто-регистровых тонн (GRT). [ 6 ] и имел длину 407 футов 7 дюймов (124,23 м) ( между перпендикулярами ) и 53 фута 6 дюймов (16,31 м) на траверзе . [ 2 ] составлял Дедвейт судна 10 175 тонн дедвейта . [ 6 ] и ее грузовые трюмы, вместимость которых составляла 490 859 кубических футов (13 899,6 м3). 3 ), [ 6 ] были оснащены полной холодильной установкой, чтобы она могла доставлять скоропортящиеся продукты с Западного побережья — например, свежие продукты с ферм Южной Калифорнии — на Восточное побережье . [ 13 ] В Айове была единственная паровая машина, приводившаяся в движение масляными котлами , которые приводили в движение одновинтовой гребной винт со скоростью 14 узлов (26 км/ч). [ 2 ] [ 9 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Когда Айован начал плавать по американско-гавайскому маршруту, компания отправляла грузы из портов Восточного побережья через Магелланов пролив в порты Западного побережья и на Гавайи , и наоборот. [ Примечание 2 ] Грузы в восточном направлении в основном представляли собой сахар и ананасы с Гавайских островов, тогда как грузы в западном направлении носили более общий характер. [ 14 ] С открытием Панамского канала 15 августа 1914 года американо-гавайские корабли перешли на этот маршрут. [ 15 ]
15 октября 1914 года в 15:20 отходящий корабль «Айован» протаранил United Fruit Company пассажирский и грузовой пароход «Метапан» у входа в пролив Эмброуз недалеко от Нью-Йорка. Метапан остановился в густом тумане, но Айован ехал быстрым шагом. Когда Айован появился из тумана примерно в 200–300 ярдах (180–270 м) от Метапана , корабль United Fruit подал три звука в корабельный свисток , предупредив Айована о надвигающемся столкновении. Капитан « Айована » не изменил курс корабля, но бросил якорь, чтобы попытаться замедлить движение полностью нагруженного корабля. Тем не менее Айован порезал нос «Метапана» и прошёл почти половину пассажирского корабля. Когда через три минуты Айован вышел из воды, Метапан начал быстро тонуть. Метапана Капитан приказал своему кораблю плыть на полной скорости к отмелям на расстоянии примерно 200 ярдов (180 м), на которых корабль приземлился на глубине 18 футов (5,5 м). суда, в том числе находившийся неподалеку Британского Королевского флота крейсер «Ланкастер» различные отреагировали На Метапана сигнал SOS . Несмотря на то, что корабль покоился на дне и пассажиры не подвергались непосредственной опасности, большая часть из 78 пассажиров и 90 членов экипажа эвакуировались с корабля на спасательных шлюпках и были подобраны спасательными судами. [ Примечание 3 ] «Айован» , экипаж которого не пострадал, попыталась вернуться на свой пирс в Бруклине , но не смогла и вместо этого бросила якорь в проливе Эмброуз. [ 16 ] Повреждения «Айована » ограничились носовой частью, которая была раздавлена выше ватерлинии. Двумя днями позже The Wall Street Journal сообщила, что «Айован» стоит на якоре у Клифтона, Статен-Айленд , и ожидает проверки геодезистами. [ 17 ]
После ремонта и возвращения в строй «Айован» возобновил межприбрежное сообщение. В мае 1915 года он был задержан из-за сильного тихоокеанского шторма, который стал причиной затопления парохода «Виктория» , а также повредил Северную часть Тихого океана и Гарвард . [ 18 ] В середине сентября того же года «Айован» отплыл из Бостона на западное побережье . Она прибыла в Кристобаль , конечную точку Панамского канала в Атлантическом океане, и обнаружила, что канал закрыт крупным оползнем — более 1 000 000 кубических ярдов (760 000 м3). 3 ) из грязи и грязи обрушился на разрез Гайяра . [ 19 ] [ 20 ] Первоначально американо-гавайцы заставили Айову подождать на случай, если канал скоро вновь откроется. [ 21 ] [ 22 ] но когда стало очевидно, что закрытие продлится некоторое время, возможно, до десяти месяцев, [ 23 ] [ Примечание 4 ] Айован отправили по Южной Америке к месту назначения — Лос-Анджелесу и Сан-Франциско . [ 21 ] Газета Los Angeles Times сообщила, что одна часть груза Айовы задержанного состояла из рождественских игрушек для торговцев из Лос-Анджелеса. Далее газета прогнозирует, что задержка будет «очень катастрофической» для курортного сезона. [ 24 ]
Баланс Айовы деятельности на ближайшие два года неясен. Возможно, он находился в составе половины американо-гавайского флота, зафрахтованного для трансатлантических перевозок. Возможно, она также входила в группу американо-гавайских судов, зафрахтованных для обслуживания в Южной Америке и доставляющих уголь, бензин и сталь в обмен на кофе, нитраты , какао, каучук и марганцевую руду . [ 25 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]23 декабря 1917 года, примерно через семь месяцев после того, как Соединенные Штаты объявили войну Германии , ВМС США приобрели Айован у американо-гавайских островов. военный корабль США « Айован» В тот же день вошел в строй . [ 10 ]

Айован погрузил груз в 800 лошадей, [ 26 ] вместе с мукой, железом и оборудованием в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния , и отплыла в Нью-Йорк 9 февраля 1918 года. Там она присоединилась к конвою, который отплыл во Францию 11 февраля и прибыл в пункт назначения 28 февраля; [ 10 ] Айован выгрузила своих пассажиров-лошадей - за вычетом семи, которые погибли или были уничтожены во время путешествия - в депо № 3 для ремонта 5 марта. [ 26 ] Айован продолжал возить скот и продукты питания во Францию до конца войны. [ 10 ] 9 ноября Айован взял на себя 72 офицера и солдата и направился во Францию на грузовом корабле «Чарльтон Холл» за два дня до перемирия . [ 27 ]
После окончания боевых действий почти сразу же началась задача по возвращению домой американских солдат. [ 28 ] Айован был выбран для переоборудования в военный транспорт и переведен в состав Крейсерско-транспортных сил . [ 12 ] но прежде чем она смогла начать возвращать войска, Айове пришлось переоборудоваться из корабля для перевозки грузов и животных. Хотя источники не указывают конкретные модификации, которым подвергся «Айован» , типичные преобразования для других кораблей включали установку причалов для войск, а также добавление значительно расширенных помещений для приготовления пищи и туалетов для обслуживания большого количества людей на борту. [ 29 ] Подобные модификации на Айовы « родственном судне Миннесотан» заняли три месяца. [ 30 ] но неизвестно, сколько времени ремонт Айовы занял . К тому времени, когда 29 августа 1919 года Айован завершил свой шестой и последний поход с войсками, Айован доставил домой 9876 здоровых и раненых. [ 12 ] Военный корабль США «Айован» был выведен из эксплуатации 22 сентября 1919 года и вернулся на американо-гавайскую базу. [ 10 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]Айован возобновила грузовые перевозки с американо-гавайским авиалайнером после возвращения со службы во время Первой мировой войны. Хотя к этому времени компания отказалась от своих первоначальных сахарных маршрутов на Гавайях, [ 31 ] Айован продолжал межприбрежное сообщение через Панамский канал. На какое-то время в начале 1920-х годов Айован был зафрахтован компанией United American Line . В мае 1922 года агентство Associated Press сообщило, что Айова , плывя под флагом Соединенных Штатов, загружала пшеницу, муку и пиломатериалы в Такоме, штат Вашингтон , для Англии и европейских портов. [ 32 ] Позже в том же месяце, 29 мая, Айован протаранил и потопил грузовое судно Welsh Prince Line Фернесс- Принс в реке Колумбия недалеко от Астории, штат Орегон . В результате крушения и последующего пожара семь человек на борту Welsh Prince погибли и трое получили ранения. [ 3 ]
11 июня 1941 года Айован покинул Лос-Анджелес с грузом в 4500 длинных тонн (4600 т) стальных и железных труб, направлявшимся в Сан-Франциско; Портленд, Орегон ; и Сиэтл , во время своего последнего рейса перед передачей Морской комиссии США . [ 33 ] 12 июня в 04:20 «Айован» сел на мель на риф в нескольких сотнях ярдов (метров) от берега от Губернатор-Пойнт. [ 34 ] -117 морских миль (217 км) к северо-западу от Лос-Анджелеса, [ 35 ] — около Пойнт-Концепции . [ 34 ] Спасательные операции заняли около двух недель, но корабль был отбуксирован обратно в Лос-Анджелес и помещен в сухой док верфи Вифлеема на острове Терминал . Приблизительно 100 футов (30 м) корпуса корабля были повреждены, когда корабль ударился волнами о риф, в результате чего в его корпусе образовались многочисленные дыры . Приводной вал корабля сломался, котлы и двигатели вышли из строя. Газета Los Angeles Times сообщила, что смета на Айовы ремонт варьируется до 500 000 долларов. [ 36 ] проведенного Бюро морской инспекции и навигации , капитан Айовы В ходе расследования , С.А. Гейтс, калифорнийец с 25-летним опытом плавания вдоль побережья, обвинил в посадке на мель необычные приливы и отливы. [ 37 ]
Вторая мировая война и более поздняя карьера
[ редактировать ]
В 1942 году, после ремонта «Айована» и вступления США во Вторую мировую войну , корабль был реквизирован Управлением военного судоходства (WSA). [ 7 ] 6 декабря 1942 года Айова была передана Советскому Союзу по ленд-лизу и переименована в Ташкент ( Ташкент) . Русское произношение: [tɐʂˈkʲɛnt] ) по названию столицы Узбекистана . [ 8 ] [ 7 ] Ближе к концу Второй мировой войны WSA предложила американско-гавайской компании выплату 694 743 долларов за бывший Айова в рамках компенсации в размере 7,2 миллиона долларов за одиннадцать американо-гавайских кораблей, которые были реквизированы WSA. [ 38 ]
«Ташкент» был приписан к Дальневосточному морскому пароходству ( ДВМП ), но плавал на Тихоокеанском флоте ВМФ СССР всю войну . Ташкент был сфотографирован в Сан-Франциско в какой-то момент во время войны. [ 39 ] но большинство других ее движений неизвестны. Однако в августе 1945 года Ташкент доставил войска и грузы для поддержки советского вторжения в японцами удерживаемые Маньчжурию , Корею , Сахалин и Курильские острова . После окончания войны Ташкент вернулся к торговой деятельности с FESCO до 1966 года, когда его перевели в Северную Корею для использования в качестве предприятия по переработке рыбы. Бывший Ташкент был сдан на слом в 1969 году. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэриленд Стил построила три корабля — Кентуккийский , Грузинский и Гонолуланский — для американо-гавайской компании в 1909 году, что оказалось удовлетворительным для обеих компаний. В сентябре 1911 и ноябре 1912 года американо-гавайская компания разместила заказ на ; Айовы шесть старших однотипных кораблей Миннесотский , Дакотанский , Монтананский и Пенсильванский в первом порядке, Вашингтонский и Панамский — во втором.
- ↑ До оккупации Веракруса Соединенными Штатами 21 апреля 1914 года американо-гавайцы использовали маршрут Теуантепек, но после действий США этот маршрут был закрыт правительством Мексики под руководством Уэрты . Грузы по этому маршруту Теуантепек будут прибывать в мексиканские порты — Салина-Крус , Оахака, для грузов, идущих на восток, и Коацакоалькос , Веракрус, для грузов, идущих на запад, — и пересекать перешеек Теуантепек по Национальной железной дороге Теуантепек . См.: Хови, с. 78.
- ↑ Метапан вез золотые слитки на сумму 500 000 долларов из Колумбии , а также перевозил Джеймса Кэмпбелла Бесли научную экспедицию , возвращавшуюся из Перу с двумя мумиями инков , украшениями инков и другими артефактами, а также 10 000 футов (3 000 м) кинофильмов, документирующих их находки. Видеть: «Лайнер Метапан затонул в результате крушения в гавани; 168 человек спасены» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 16 октября 1914 г. стр. 1, 7 . Проверено 25 августа 2008 г.
«Метапан» был поднят и отремонтирован, но снова затонул, на этот раз навсегда, когда подорвался на мине у берегов Северной Африки во время Второй мировой войны . Видеть: Манн, Раймонд А. (15 февраля 2006 г.). «Бернаду» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 25 августа 2008 г. - ↑ 15 апреля 1916 года канал наконец вновь открылся для судоходства. См.: «Панамский канал снова открыт для движения судов» . Христианский научный монитор . 15 апреля 1916 г. с. 18.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Айован» . Система управления имуществом и архивной документации (PMARS) . Морская администрация США .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж « Айован (5535319)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Семь человек в баке погибли в результате столкновения» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 30 мая 1922 г. с. 21 . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Колтон, Тим. «Бетлехем Стил Компани, Спэрроуз Пойнт, Мэриленд» . Shipbuildinghistory.com . Компания Колтон. Архивировано из оригинала 8 октября 2008 года . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кокран и Джинджер, с. 358.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кокран и Джинджер, с. 365.
- ^ Перейти обратно: а б с «Реестр флота ДВМП: Ташкент (Айован)» (на русском языке). Транспортная группа FESCO. Архивировано из оригинала 7 января 2008 года . Проверено 25 августа 2008 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Кокран и Джинджер, с. 357.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Военно-исторический центр . «Айован» . ДАНФС .
- ^ «Карта утилизации (лицевая сторона)» (скан записи) . Система управления имуществом и архивной документации (PMARS) . Морская администрация США . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гливс, стр. 256–57.
- ^ «Калифорнийский груз продукции отправлен на Восток». Лос-Анджелес Таймс . 3 октября 1914 г. с. II–8.
- ^ Кокран и Джинджер, с. 355–56.
- ^ Кокран и Джинджер, с. 360.
- ^ «Лайнер Метапан затонул в результате крушения в гавани; 168 человек спасены» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 16 октября 1914 г. стр. 1, 7 . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ «Новости трансатлантических кораблей». Уолл Стрит Джорнал . 17 октября 1914 г. с. 6.
- ^ «Большая буря утихает». Лос-Анджелес Таймс . 2 мая 1915 г. с. Я–1.
- ^ «Оползень в Гайяр-Кут блокирует движение по водным путям, и канал может быть закрыт на несколько месяцев». Вашингтон Пост . 19 декабря 1915 г. с. Р9.
- ^ «Канал необходимо закрыть до конца месяца» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 5 октября 1915 г. с. 4 . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Корабль заходит в порт через мыс Горн». Лос-Анджелес Таймс . 27 ноября 1915 г. с. II–7.
- ^ «Опять вокруг рога». Лос-Анджелес Таймс . 7 октября 1915 г. с. II–1.
- ^ «Гетальс ведет долгую борьбу на канале» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 14 октября 1915 г. с. 3 . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ «Игрушки задерживаются». Лос-Анджелес Таймс . 17 октября 1915 г. с. Я – 10.
- ^ Кокран и Джинджер, с. 362.
- ^ Перейти обратно: а б Крензелок, Грег. «Список кораблей для перевозки животных из Ньюпорт-Ньюса во Францию во время Первой мировой войны» . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Кроуэлл и Уилсон, с. 563.
- ^ Гливс, с. 31.
- ^ Кроуэлл и Уилсон, с. 316.
- ^ Военно-исторический центр . «Миннесота» . ДАНФС .
- ^ Кокран и Джинджер, с. 363
- ^ «Новости кораблей и плаваний в портах Тихого океана». Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 21 мая 1922 г. с. Я–11.
- ^ Остин, Том (29 июня 1941 г.). «Новости судоходства и деятельность в гавани Лос-Анджелеса». Лос-Анджелес Таймс . п. 19.
- ^ Перейти обратно: а б «Военный грузовой корабль в туманную погоду разбился о риф». Лос-Анджелес Таймс . 13 июня 1941 г. с. А1.
- ^ «Дополнительная помощь по пути к судну на рифе у правительственного пункта». Лос-Анджелес Таймс . 14 июня 1941 г. с. А1.
- ^ «Оценен ущерб севшего на мель корабля». Лос-Анджелес Таймс . 1 июля 1941 г. с. А14.
- ^ «Капитан винит редкий прилив в посадке грузового судна на мель». Лос-Анджелес Таймс . 2 июля 1941 г. с. А3.
- ^ Стоун, Леон (31 марта 1945 г.). «США присудили гавайской судоходной фирме 7 247 637 долларов» . Христианский научный монитор . п. 4.
- ^ Военно-морской исторический центр (17 апреля 2005 г.). «Данные изображения: фотография № NH 89976» . Интернет-библиотека избранных изображений . Военно-морское ведомство, Военно-морской исторический центр . Проверено 25 августа 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кокран, Томас С .; Рэй Джинджер (декабрь 1954 г.). «Американско-гавайское пароходство, 1899–1919». Обзор истории бизнеса . 28 (4). Бостон : президент и члены Гарвардского колледжа: 343–365. дои : 10.2307/3111801 . ISSN 0007-6805 . JSTOR 3111801 . OCLC 216113867 . S2CID 154716297 .
- Кроуэлл, Бенедикт ; Роберт Форрест Уилсон (1921). Дорога во Францию: Перевозка войск и военных припасов, 1917–1918 гг . Как Америка вступила в войну: отчет из официальных источников о военной деятельности страны, 1917–1920 гг. Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета . OCLC 18696066 .
- Гливс, Альберт (1921). История транспортной службы: приключения и опыт транспортных средств и крейсеров Соединенных Штатов во время мировой войны . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана . OCLC 976757 .
- Хови, Эдмунд Отис (1907). «Перешеек Теуантепек и национальная железная дорога Теуантепек». Бюллетень Американского географического общества . 39 (2). Нью-Йорк: Американское географическое общество : 78–91. дои : 10.2307/198380 . ISSN 0190-5929 . JSTOR 198380 . ОСЛК 2097765 .
- Военно-исторический центр . «Айован» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 25 августа 2008 г.
- Военно-исторический центр. «Миннесотанец» . Словарь боевых кораблей американского флота . Военно-морское ведомство, Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 25 августа 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея Айовы в NavSource Naval History
- Корабли, построенные в Спэрроуз-Пойнт, штат Мэриленд.
- Торговые корабли США времен Второй мировой войны
- Грузовые корабли Советского Союза
- Торговые корабли Советского Союза времен Второй мировой войны.
- Отношения Советского Союза и США
- корабли 1914 года
- Грузовые корабли США времен Первой мировой войны
- Грузовые корабли ВМС США
- Морские инциденты в июне 1941 г.