трагедия процветания

( Трагедия Рефах турецкий : Refah faciası ) — морская катастрофа , произошедшая во время Второй мировой войны , в июне 1941 года, когда грузовой пароход «Рефах» нейтральной Турции , перевозивший турецких военнослужащих из Мерсина в Турции в Порт-Саид в Египте , был затоплен. в водах восточного Средиземноморья торпедой, выпущенной неопознанной подводной лодкой . Из 200 пассажиров и членов экипажа на борту выжили только 32.
Фон
[ редактировать ]Турция оставалась нейтральной до последнего года Второй мировой войны , но ее близость к местам боевых действий заставила ее принять решение мобилизовать большую армию на случай, если страна подвергнется нападению. На ранних этапах войны турецкое правительство уже заказало четыре подводные лодки, четыре эсминца, [ 1 ] двенадцать десантных кораблей и самолетов для четырех рейсов из Соединенного Королевства. [ 2 ] [ 3 ]
Доставка была отложена из-за трудностей военного времени. Тем не менее, британцы решили предоставить подводные лодки и самолеты, опасаясь возможных прогерманских настроений среди турецких государственных деятелей. [ 4 ] Планировалось, что и доставка, и обучение военнослужащих будут проходить в Великобритании. Прямой воздушный маршрут из Турции в Соединенное Королевство означал бы путешествие через Европу, контролируемую нацистской Германией , поэтому было решено отправиться морем в Египет, который затем находился под британским контролем, а затем в Соединенное Королевство по воздуху. Британцы потребовали, чтобы турецкая миссия прибыла к 25 июня в Порт-Саид, чтобы присоединиться к британскому конвою, направляющемуся домой. [ 2 ] [ 5 ]
Корабль
[ редактировать ]Турецкое правительство зафрахтовало пароход Refah , грузовое судно, принадлежащее компании Berzilay & Benjamen. Она была построена в 1901 году в Сандерленде , Англия, и плавала под названием Perseveranza , пока не переименовал ее в Refah (буквально: Процветание в 1931 году турецкий владелец ). Судно водоизмещением 3805 тонн [ 6 ] [ 7 ] имел длину 102,20 м (335 футов 4 дюйма), ширину 7,00 м (23 фута 0 дюймов) 14,80 м (48 футов 7 дюймов), осадку и максимальную скорость 8,5 узла (15,7 км/ч; 9,8 миль в час). Корабль вышел из Стамбула 16 июня 1941 года и через пять дней прибыл в юго-восточный турецкий порт Мерсин . [ 2 ]
Командир Зеки Ишин, назначенный руководителем миссии, осмотрел 40-летнее грузовое судно с углем и сообщил о своих выводах властям Анкары : на корабле было недостаточно кают, кроватей и туалетов для примерно 170 пассажиров, которые оно должно было перевозить. , а спасательных шлюпок было всего две, каждая на 24 человека. Он пришел к выводу, что грузовое судно непригодно для путешествия такого рода через Средиземное море. [ 2 ]
Перед путешествием корабль в спешке претерпел некоторые незначительные модификации. На нем были установлены дополнительные туалеты, каюты и кровати, привезенные из военно-морского училища в Мерсине. парохода Турецкими красками были окрашены обе стороны корпуса , а также верхняя палуба. Чтобы даже ночью обозначить свою принадлежность к судну нейтральной страны, оно было ярко освещено. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ]
Неожиданные политические события
[ редактировать ]18 июня 1941 года нацистская Германия и Турция подписали немецко-турецкий договор о дружбе , который последовал за приглашением Адольфа Гитлера в его письме от 4 марта 1941 года президенту Турции Исмету Инёню . Тем временем нацистско-немецкие войска уже вторглись на все Балканы и стояли на пороге Турции. Хотя этот пакт разозлил британское правительство, нацистская Германия, ее союзники и Финляндия начали наступление ( операция «Барбаросса» 22 июня ) против Советского Союза , опираясь на свой безопасный южный фронт. [ 2 ]
Инцидент
[ редактировать ]В состав турецкой военной миссии прибыл 171 человек, в том числе 19 офицеров ВМС Турции , 72 старшины , 58 моряков, 20 курсантов Академии ВВС Турции и двое гражданских лиц. [ 3 ] На корабле было 28 членов экипажа. Непосредственно перед отплытием на борт судна поднялся британский офицер связи , который передал капитану корабля Иззету Далгакырану необходимые детали маршрута. [ 2 ] [ 9 ]
23 июня в 17:30 по местному времени «Рефах» снялся с якоря и направился в сторону Порт-Саида в водах восточного Средиземноморья, имея на борту в общей сложности 200 человек. Турция была нейтральной, поэтому плавание считалось безопасным и пароход не сопровождали военные корабли. [ 2 ]
Примерно в 22:30, когда пассажиры по всему кораблю ели свой рацион, произошел взрыв, когда корабль находился примерно в 10 морских милях (19 км; 12 милях) к востоку от побережья Кипра . В нее попала торпеда, выпущенная с неопознанной подводной лодки . Судно затопило и начало тонуть. [ 2 ] [ 5 ]
По словам выживших, которые позже рассказали о дальнейших событиях, одна из спасательных шлюпок упала в море, внутри находились люди. Электрическая система корабля вышла из строя, а ее радио вышло из строя, поэтому сигнал бедствия не мог быть передан. Некоторые пассажиры упали, а некоторые прыгнули в воду. Лейтенант Невзат Эрюль подошел ко второй спасательной шлюпке с пистолетом в руке и руководил операцией по спасению 24 пассажиров. Однако спасательную шлюпку не удалось спустить на воду, поскольку шлюпбалка не работала. Тем временем некоторые люди, уже находящиеся в воде, поднялись на корабль, так как не ожидали, что он сразу затонет. Люди пытались демонтировать деревянные двери туалетов и удерживать крышки, чтобы использовать их в качестве плотов. Мухиттин Дарга, один из выживших, рассказал в интервью, данном в 1983 году, что они ждали на борту тонущего корабля до 02:00, а затем прыгнули в спасательную шлюпку; В этот момент корабль находился так низко в воде, что спасательная шлюпка касалась поверхности. Примерно через четыре часа после взрыва корабль раскололся на две части и затонул. [ 2 ] [ 8 ]
Дарга добавил, что британский офицер в спасательном жилете не смог попасть в спасательную шлюпку. Позже он узнал, что британский офицер пропал. Большинство людей, прыгнувших в море, утонули. Люди в спасательной шлюпке спасли из моря трех или четырех пострадавших. Они использовали весло спасательной шлюпки в качестве мачты и одеяло в качестве паруса. Хотя они находились всего в 10 морских милях от Кипра, южный ветер отнес их к турецкому побережью. Тех, кто цеплялся за импровизированные плоты, спасли подошедшие лодки, а другие, бросившие свои плоты, чтобы уплыть, утонули. 28 человек в спасательной шлюпке спустя 20 часов высадились на берегу Турции возле маяка Караташ . [ 2 ]
Только тогда о трагедии стало известно. К месту происшествия немедленно были переброшены военные самолеты и катера. Поиски велись целый день. Однако спасти удалось только еще четверых выживших. Всего из 200 человек, находившихся на борту, катастрофа унесла жизни 168 человек, выжили лишь 32 человека. [ 2 ]
Последствия и предположения
[ редактировать ]Существует ряд предположений о том, кто потопил Рефах.
Турция уже одиннадцать раз заявляла о своем нейтралитете в войне, и ни одна страна не взяла на себя ответственность за нападение на турецкий корабль. Посол Великобритании в Турции сэр Хью Нэтчбулл-Хьюгессен заявил, что нападение было совершено нацистской немецкой или итальянской подводной лодкой. [ 8 ] действующий в этом районе. Обвинение было опровергнуто немецким информационным агентством нацистской Германии DNB. Другое утверждение о том, что « Рефах» был потоплен французским военным кораблем, который принял его за египетское судно, не могло быть проверено, поскольку пассажиры не видели никакого военного корабля. Наконец, британцев обвинили либо в том, что они не желали поставлять заказанную Турцией военную технику, либо в том, что они спровоцировали вступление Турции в войну на стороне союзников . [ 2 ] [ 3 ]
По словам Рет. Капитан группы Хайдар Гюрсан, один из выживших, корабль был дважды торпедирован французской подводной лодкой. На следующее утро французский самолет-разведчик пролетел над местом происшествия, не сообщив об инциденте турецким властям. Он добавил, что французский офицер сообщил ему в Бейруте , что корабль потоплен французами, и эту информацию также зафиксировала военная разведка. [ 2 ] После того, как появились сообщения о морской деятельности в Средиземноморье, стало ясно, что анонимная подводная лодка принадлежала Виши, Франция . Летом 1941 года силы Свободной Франции и Виши-Франции вели бои за Сирию ; одна из подводных лодок Виши-Франция приняла Рефах за судно Свободной Франции. [ 5 ] Позже, хотя это и не было официально объявлено, считается, что французское правительство передало Турции два своих военных корабля в качестве компенсации. [ 4 ]
Однако раскрытые документы из итальянских и немецких архивов подтверждают альтернативную версию. В отчете, опубликованном ВМС Италии, приводятся координаты мест, где итальянская подводная лодка «Ондина» атаковала суда. Место Рефа затопления соответствует этой информации. [ 2 ] В последнем сообщении итальянского военно-морского министерства факт затопления признался. Рефах был потоплен итальянской подводной лодкой « Ондина» под командованием Коррадо Даль Поццо в месте, указанном в итальянских военно-морских записях как (36,08 с.ш.-34,44 в.д.). Записи «Ондины» и ВМС Италии показывают, что подводная лодка выпустила торпеду. [ нужна ссылка ]
«Ондина» Год спустя также была потоплена английскими военными кораблями «Протея» , HMSAS Southern Maid и боевыми самолетами «Морж» недалеко от Кипра (34–35 северной широты, 34–56 восточной долготы) 11 июля 1942 года. Однако командование « Ондиной» находился под командованием лейтенанта Габриэле Адольфи в в тот раз. Итальянские моряки из Ондины были спасены военными кораблями. [ нужна ссылка ]
Политические последствия и компенсации
[ редактировать ]После того, как о катастрофе стало широко известно, дискуссии в турецком парламенте привели к началу расследования этого дела. Министр транспорта Джевдет Керим Инджедай и министр национальной обороны Саффет Арыкан ушли из кабинета министров 12 ноября 1941 года. Парламентское расследование, завершенное 18 декабря, признало этих министров невиновными. Дальнейшее расследование признало ответственных государственных служащих невиновными. [ 2 ] [ 3 ]
Турецкое правительство выплатило 4000 турецких лир (TL) в качестве компенсации каждому законному наследнику людей, погибших в результате катастрофы, 800 TL каждому военно-морскому офицеру, 400 TL каждому старшине и курсанту и 100 TL каждому моряку, пережившему инцидент. . [ 5 ]
День памяти
[ редактировать ]В память о жертвах трагедии памятник . установлен в парке Ататюрка Мерсина, расположенном рядом с портом Мерсина, [ 3 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Наши морские мученики» . Компас (56). 2006. Архивировано из оригинала 11 января 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Солак, Джемиль (4 декабря 2008 г.). «Трагическое событие из истории нашей обороны» (на английском языке). arastiralim.com. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «История (Часть 3) – Социальная катастрофа» (на турецком языке). Мерсин от вчера до сегодня.
- ^ Перейти обратно: а б «Социальная катастрофа. 23 июня 1941 года» (на турецком языке). Ассоциация подводников.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Кто торпедировал и потопил грузовое судно «Рефах» у берегов Кипра?» . Газета «Кыбрыс» (на турецком языке). 12 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ «Турецкий корабль торпедирован» . Калгари Геральд . 26 июня 1941 года . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ «Турция запрещает своим кораблям пользоваться Черным морем» . Гражданин Оттавы . 3 июля 1941 года . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Нейтральное турецкое судно было потоплено итальянской подводной лодкой» . Гражданин Оттавы . 26 июня 1941 года . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ 50 лет Турции , публикации Tempo, Стамбул, 1998. с. 89
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюндеш, Осман (2006). Кто не получил благосостояния (на турецком языке). Книжный магазин «Море». п. 270. ИСБН 975-00051-5-5 .
- Морские инциденты в июне 1941 г.
- Международные морские инциденты
- Боевые происшествия
- Катастрофы 1941 года в Турции
- Мирт
- История провинции Мерсин
- Франция-Турция отношения
- Отношения Турции и Великобритании
- Морские катастрофы
- События июня 1941 года
- Кораблекрушения Турции
- Турция во Второй мировой войне
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- История Порт-Саида
- Египет во Второй мировой войне
- Споры в Турции