Jump to content

трагедия процветания

Трагедия Рефах в ежедневной газете Джумхуриет 27 июня 1941 года.
Памятник Рефах с юга (Надпись представляет собой послание Февзи Чакмака , начальника генерального штаба)

( Трагедия Рефах турецкий : Refah faciası ) — морская катастрофа , произошедшая во время Второй мировой войны , в июне 1941 года, когда грузовой пароход «Рефах» нейтральной Турции , перевозивший турецких военнослужащих из Мерсина в Турции в Порт-Саид в Египте , был затоплен. в водах восточного Средиземноморья торпедой, выпущенной неопознанной подводной лодкой . Из 200 пассажиров и членов экипажа на борту выжили только 32.

Турция оставалась нейтральной до последнего года Второй мировой войны , но ее близость к местам боевых действий заставила ее принять решение мобилизовать большую армию на случай, если страна подвергнется нападению. На ранних этапах войны турецкое правительство уже заказало четыре подводные лодки, четыре эсминца, [ 1 ] двенадцать десантных кораблей и самолетов для четырех рейсов из Соединенного Королевства. [ 2 ] [ 3 ]

Доставка была отложена из-за трудностей военного времени. Тем не менее, британцы решили предоставить подводные лодки и самолеты, опасаясь возможных прогерманских настроений среди турецких государственных деятелей. [ 4 ] Планировалось, что и доставка, и обучение военнослужащих будут проходить в Великобритании. Прямой воздушный маршрут из Турции в Соединенное Королевство означал бы путешествие через Европу, контролируемую нацистской Германией , поэтому было решено отправиться морем в Египет, который затем находился под британским контролем, а затем в Соединенное Королевство по воздуху. Британцы потребовали, чтобы турецкая миссия прибыла к 25 июня в Порт-Саид, чтобы присоединиться к британскому конвою, направляющемуся домой. [ 2 ] [ 5 ]

Турецкое правительство зафрахтовало пароход Refah , грузовое судно, принадлежащее компании Berzilay & Benjamen. Она была построена в 1901 году в Сандерленде , Англия, и плавала под названием Perseveranza , пока не переименовал ее в Refah (буквально: Процветание в 1931 году турецкий владелец ). Судно водоизмещением 3805 тонн [ 6 ] [ 7 ] имел длину 102,20 м (335 футов 4 дюйма), ширину 7,00 м (23 фута 0 дюймов) 14,80 м (48 футов 7 дюймов), осадку и максимальную скорость 8,5 узла (15,7 км/ч; 9,8 миль в час). Корабль вышел из Стамбула 16 июня 1941 года и через пять дней прибыл в юго-восточный турецкий порт Мерсин . [ 2 ]

Командир Зеки Ишин, назначенный руководителем миссии, осмотрел 40-летнее грузовое судно с углем и сообщил о своих выводах властям Анкары : на корабле было недостаточно кают, кроватей и туалетов для примерно 170 пассажиров, которые оно должно было перевозить. , а спасательных шлюпок было всего две, каждая на 24 человека. Он пришел к выводу, что грузовое судно непригодно для путешествия такого рода через Средиземное море. [ 2 ]

Перед путешествием корабль в спешке претерпел некоторые незначительные модификации. На нем были установлены дополнительные туалеты, каюты и кровати, привезенные из военно-морского училища в Мерсине. парохода Турецкими красками были окрашены обе стороны корпуса , а также верхняя палуба. Чтобы даже ночью обозначить свою принадлежность к судну нейтральной страны, оно было ярко освещено. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ]

Неожиданные политические события

[ редактировать ]

18 июня 1941 года нацистская Германия и Турция подписали немецко-турецкий договор о дружбе , который последовал за приглашением Адольфа Гитлера в его письме от 4 марта 1941 года президенту Турции Исмету Инёню . Тем временем нацистско-немецкие войска уже вторглись на все Балканы и стояли на пороге Турции. Хотя этот пакт разозлил британское правительство, нацистская Германия, ее союзники и Финляндия начали наступление ( операция «Барбаросса» 22 июня ) против Советского Союза , опираясь на свой безопасный южный фронт. [ 2 ]

Инцидент

[ редактировать ]

В состав турецкой военной миссии прибыл 171 человек, в том числе 19 офицеров ВМС Турции , 72 старшины , 58 моряков, 20 курсантов Академии ВВС Турции и двое гражданских лиц. [ 3 ] На корабле было 28 членов экипажа. Непосредственно перед отплытием на борт судна поднялся британский офицер связи , который передал капитану корабля Иззету Далгакырану необходимые детали маршрута. [ 2 ] [ 9 ]

23 июня в 17:30 по местному времени «Рефах» снялся с якоря и направился в сторону Порт-Саида в водах восточного Средиземноморья, имея на борту в общей сложности 200 человек. Турция была нейтральной, поэтому плавание считалось безопасным и пароход не сопровождали военные корабли. [ 2 ]

Примерно в 22:30, когда пассажиры по всему кораблю ели свой рацион, произошел взрыв, когда корабль находился примерно в 10 морских милях (19 км; 12 милях) к востоку от побережья Кипра . В нее попала торпеда, выпущенная с неопознанной подводной лодки . Судно затопило и начало тонуть. [ 2 ] [ 5 ]

По словам выживших, которые позже рассказали о дальнейших событиях, одна из спасательных шлюпок упала в море, внутри находились люди. Электрическая система корабля вышла из строя, а ее радио вышло из строя, поэтому сигнал бедствия не мог быть передан. Некоторые пассажиры упали, а некоторые прыгнули в воду. Лейтенант Невзат Эрюль подошел ко второй спасательной шлюпке с пистолетом в руке и руководил операцией по спасению 24 пассажиров. Однако спасательную шлюпку не удалось спустить на воду, поскольку шлюпбалка не работала. Тем временем некоторые люди, уже находящиеся в воде, поднялись на корабль, так как не ожидали, что он сразу затонет. Люди пытались демонтировать деревянные двери туалетов и удерживать крышки, чтобы использовать их в качестве плотов. Мухиттин Дарга, один из выживших, рассказал в интервью, данном в 1983 году, что они ждали на борту тонущего корабля до 02:00, а затем прыгнули в спасательную шлюпку; В этот момент корабль находился так низко в воде, что спасательная шлюпка касалась поверхности. Примерно через четыре часа после взрыва корабль раскололся на две части и затонул. [ 2 ] [ 8 ]

Дарга добавил, что британский офицер в спасательном жилете не смог попасть в спасательную шлюпку. Позже он узнал, что британский офицер пропал. Большинство людей, прыгнувших в море, утонули. Люди в спасательной шлюпке спасли из моря трех или четырех пострадавших. Они использовали весло спасательной шлюпки в качестве мачты и одеяло в качестве паруса. Хотя они находились всего в 10 морских милях от Кипра, южный ветер отнес их к турецкому побережью. Тех, кто цеплялся за импровизированные плоты, спасли подошедшие лодки, а другие, бросившие свои плоты, чтобы уплыть, утонули. 28 человек в спасательной шлюпке спустя 20 часов высадились на берегу Турции возле маяка Караташ . [ 2 ]

Только тогда о трагедии стало известно. К месту происшествия немедленно были переброшены военные самолеты и катера. Поиски велись целый день. Однако спасти удалось только еще четверых выживших. Всего из 200 человек, находившихся на борту, катастрофа унесла жизни 168 человек, выжили лишь 32 человека. [ 2 ]

Последствия и предположения

[ редактировать ]

Существует ряд предположений о том, кто потопил Рефах.

Турция уже одиннадцать раз заявляла о своем нейтралитете в войне, и ни одна страна не взяла на себя ответственность за нападение на турецкий корабль. Посол Великобритании в Турции сэр Хью Нэтчбулл-Хьюгессен заявил, что нападение было совершено нацистской немецкой или итальянской подводной лодкой. [ 8 ] действующий в этом районе. Обвинение было опровергнуто немецким информационным агентством нацистской Германии DNB. Другое утверждение о том, что « Рефах» был потоплен французским военным кораблем, который принял его за египетское судно, не могло быть проверено, поскольку пассажиры не видели никакого военного корабля. Наконец, британцев обвинили либо в том, что они не желали поставлять заказанную Турцией военную технику, либо в том, что они спровоцировали вступление Турции в войну на стороне союзников . [ 2 ] [ 3 ]

По словам Рет. Капитан группы Хайдар Гюрсан, один из выживших, корабль был дважды торпедирован французской подводной лодкой. На следующее утро французский самолет-разведчик пролетел над местом происшествия, не сообщив об инциденте турецким властям. Он добавил, что французский офицер сообщил ему в Бейруте , что корабль потоплен французами, и эту информацию также зафиксировала военная разведка. [ 2 ] После того, как появились сообщения о морской деятельности в Средиземноморье, стало ясно, что анонимная подводная лодка принадлежала Виши, Франция . Летом 1941 года силы Свободной Франции и Виши-Франции вели бои за Сирию ; одна из подводных лодок Виши-Франция приняла Рефах за судно Свободной Франции. [ 5 ] Позже, хотя это и не было официально объявлено, считается, что французское правительство передало Турции два своих военных корабля в качестве компенсации. [ 4 ]

Однако раскрытые документы из итальянских и немецких архивов подтверждают альтернативную версию. В отчете, опубликованном ВМС Италии, приводятся координаты мест, где итальянская подводная лодка «Ондина» атаковала суда. Место Рефа затопления соответствует этой информации. [ 2 ] В последнем сообщении итальянского военно-морского министерства факт затопления признался. Рефах был потоплен итальянской подводной лодкой « Ондина» под командованием Коррадо Даль Поццо в месте, указанном в итальянских военно-морских записях как (36,08 с.ш.-34,44 в.д.). Записи «Ондины» и ВМС Италии показывают, что подводная лодка выпустила торпеду. [ нужна ссылка ]

«Ондина» Год спустя также была потоплена английскими военными кораблями «Протея» , HMSAS Southern Maid и боевыми самолетами «Морж» недалеко от Кипра (34–35 северной широты, 34–56 восточной долготы) 11 июля 1942 года. Однако командование « Ондиной» находился под командованием лейтенанта Габриэле Адольфи в в тот раз. Итальянские моряки из Ондины были спасены военными кораблями. [ нужна ссылка ]

Политические последствия и компенсации

[ редактировать ]

После того, как о катастрофе стало широко известно, дискуссии в турецком парламенте привели к началу расследования этого дела. Министр транспорта Джевдет Керим Инджедай и министр национальной обороны Саффет Арыкан ушли из кабинета министров 12 ноября 1941 года. Парламентское расследование, завершенное 18 декабря, признало этих министров невиновными. Дальнейшее расследование признало ответственных государственных служащих невиновными. [ 2 ] [ 3 ]

Турецкое правительство выплатило 4000 турецких лир (TL) в качестве компенсации каждому законному наследнику людей, погибших в результате катастрофы, 800 TL каждому военно-морскому офицеру, 400 TL каждому старшине и курсанту и 100 TL каждому моряку, пережившему инцидент. . [ 5 ]

День памяти

[ редактировать ]

В память о жертвах трагедии памятник . установлен в парке Ататюрка Мерсина, расположенном рядом с портом Мерсина, [ 3 ] [ 5 ]

  1. ^ «Наши морские мученики» . Компас (56). 2006. Архивировано из оригинала 11 января 2007 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Солак, Джемиль (4 декабря 2008 г.). «Трагическое событие из истории нашей обороны» (на английском языке). arastiralim.com. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «История (Часть 3) – Социальная катастрофа» (на турецком языке). Мерсин от вчера до сегодня.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Социальная катастрофа. 23 июня 1941 года» (на турецком языке). Ассоциация подводников.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и «Кто торпедировал и потопил грузовое судно «Рефах» у берегов Кипра?» . Газета «Кыбрыс» (на турецком языке). 12 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2011 г.
  6. ^ «Турецкий корабль торпедирован» . Калгари Геральд . 26 июня 1941 года . Проверено 14 мая 2011 г.
  7. ^ «Турция запрещает своим кораблям пользоваться Черным морем» . Гражданин Оттавы . 3 июля 1941 года . Проверено 14 мая 2011 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Нейтральное турецкое судно было потоплено итальянской подводной лодкой» . Гражданин Оттавы . 26 июня 1941 года . Проверено 14 мая 2011 г.
  9. ^ 50 лет Турции , публикации Tempo, Стамбул, 1998. с. 89

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гюндеш, Осман (2006). Кто не получил благосостояния (на турецком языке). Книжный магазин «Море». п. 270. ИСБН  975-00051-5-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f21cd57341eae9336f9e34b0eb2c793c__1718160540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/3c/f21cd57341eae9336f9e34b0eb2c793c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Refah tragedy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)